Педагогические науки

Матвеева Н. В., Федоткина Е. В. Особенности разработки и применения образовательных компьютерных игр по английскому языку в патриотическом воспитании российской молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 1 (январь). – С. 1–19. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211001.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена поиском новых методов вовлечения российской молодежи в работу с цифровыми ресурсами на английском языке, имеющими патриотическую направленность. Таким инновационным методом, по мнению авторов, является использование образовательной компьютерной игры. Цель исследования – выявить особенности использования таких игр, приемы более глубокого эмоционального вовлечения молодежи в игровую деятельность, уточнить содержание этапов/фаз разработки. Методологическая база исследования включает в себя анализ зарубежной и отечественной научно-методической литературы по использованию компьютерных игр в образовательных целях, уточнение содержания фаз разработки, анализ использования разработанной авторами компьютерной игры. Результаты исследования показали, что использование компьютерных игр для патриотического воспитания российской молодежи имеет свои особенности. Во-первых, на этапе инициации разработки образовательной компьютерной игры должны быть сформулированы педагогические цели, так как именно они определяют жанр игры и ее механику, и определена последовательность исторических ситуаций для визуализации в графической форме. Во-вторых, патриотические посылы в компьютерной игре могут быть выражены средствами компьютерной графики. В-третьих, фазу запуска альфа-версии образовательной компьютерной игры рекомендуется дополнить рецензированием и прохождением независимой оценки и сертификации. И наконец, исследование на фазе запуска бета-версии показало, что при организации прохождения игры необходимо следовать принципам педагогической этики: предоставление четких инструкций по прохождению игры; уважение к самостоятельности студентов, их нацеленности на успех; обеспечение обратной связи, комментариев преподавателя как относительно самой темы игры, так и относительно технических вопросов или оценки познавательной деятельности; должна быть обеспечена добровольность участия и конфиденциальность. В условиях дистанционного обучения подобные игры могут стать мотивирующим звеном расширения общего кругозора молодежи, приобретения молодыми людьми опыта использования цифровых ресурсов сети Интернет для организации бесед на английском языке, посвященных памятным датам истории России, в ходе классно-урочных занятий.
Александрова Н. С., Жуйкова Н. С. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в условиях малого города // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 12 (декабрь). – С. 53–67. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201088.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Русский язык ‒ это национальный язык русского народа и средство межнационального общения. Воспитание уважения к родному языку, формирование норм русского языка, овладение родным языком как основным средством общения – приоритетные направления начального языкового образования. Поэтому одной из задач обучения русскому языку в начальной школе является развитие устной и письменной речи, оформленной по стилистическим, грамматическим, пунктуационным, орфографическим и орфоэпическим нормам. Процессы овладения орфоэпическими нормами и формирования разных видов коммуникативных универсальных учебных действий активно происходят в младшем школьном возрасте. Авторы исследуют специфику формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в условиях малого города в процессе выполнения орфоэпических упражнений. Целью исследования является разработка и теоретическое обоснование комплекса орфоэпических упражнений, обеспечивающих эффективное формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, проживающих в условиях малого города. Методология основывается на системно-деятельностном, личностно ориентированном подходах. Современное языковое образование в Российской Федерации предполагает системное развитие ученика как субъекта познавательной деятельности, активного участника образовательного процесса, готового строить активную и грамотную речевую коммуникацию со сверстниками и взрослым. Этому способствует реализация совокупности вышеназванных методологических подходов. Эффективность подходов подтверждена педагогическим экспериментом. Проведенное исследование позволило проверить эффективность применения орфоэпических упражнений, обеспечивающих формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка. Теоретические положения исследования могут стать предметом дискуссионного обсуждения, обмена опытом на круглых столах, семинарах, конференциях преподавателей, методистов, учителей русского языка и литературы; стать методической темой образовательной организации. Практические положения могут явиться основой для разработки дидактических средств обучения русскому языку: сборников орфоэпических диктантов, минуток чистописания, материалов для словарно-орфографической работы, настольно-печатных и электронных игр.
Безолюк С. П. Смыслообразование как компонент развития цифровых компетенций подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 12 (декабрь). – С. 41–52. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201087.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях информационного общества, сложности, вызова неопределенности, неоднозначности современного мира модернизации требуют и дидактические основы. Как сохранить мотивацию, желание учиться у «цифрового поколения» – школьников, живущих наполовину в реальном, наполовину в виртуальном мире социальных сетей, Интернета и гаджетов? Длительное время существовавший ранее когнитивный (знаниевый) подход не позволяет ученику, главному участнику образовательного процесса, наполнить личным смыслом те знания, которые он получал в процессе обучения. Чтобы деятельность ученика была успешной, необходимо развивать смысловую сферу обучающихся, наполняя знания личностным смыслом, выводя учебный процесс на личностно-смысловой уровень. Цель исследования – выявление возможностей интеграции цифродидактики и смыслодидактики, рассмотрение смыслообразования как компонента развития цифровых компетенций подростков. В статье анализируется смыслодидактический подход в организации учебного процесса. Перед педагогом стоит важная задача: развивая смысловую сферу обучающихся, помочь им достичь того самого «моего смысла». Новизна данного исследования: определены дидактические возможности смыслоинициирующей цифровой среды. Автор рассматривает понятие «смыслоинициирующая цифровая среда» как фактор, инициирующий смыслообразование обучающих. Проведенный теоретический анализ исследований по теме позволил выделить дидактические возможности инициирования смыслообразования обучающихся в цифровом образовательном пространстве. Автор предлагает при сохранении дидактических основ учебного процесса интегрировать смыслообразующие технологии в цифровую образовательную среду. В статье приводится авторская смыслоинициирующая цифровая модель организации учебного процесса, а смыслообразование рассматривается как компонент развития цифровых компетенций подростков. Данное исследование открывает возможности для продолжения исследований развития смысловой сферы обучающихся. Приведенная автором трактовка возможностей интеграции цифродидактики и смыслодидактики может быть рекомендована широкому кругу педагогов для использования в работе.
Назаренко Т. Ю. Особенности деструктивной интерференции при освоении английского языка в профессиональной сфере // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 12 (декабрь). – С. 30–40. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201086.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья представляет интерес с методической точки зрения, поскольку при изучении иностранного языка в профессиональной сфере (Строительство 08.03.01) у обучающихся возникают различного рода интерферентные ошибки, которые преподавателям надо предвидеть и предупредить. Поскольку интерференция – это процесс, который тормозит усвоение иностранного языка обучающимися и влияет на успешное овладение им, возникает необходимость найти способы ее преодолеть. Актуальность данной работы объясняется необходимостью поиска путей преодоления деструктивной интерференции и использования конструктивной при изучении иностранного языка в профессиональной деятельности как способа лучшего овладения им и минимизации интерферентных ошибок обучающихся. Целью исследования является проверка действия предложенных студентам упражнений по преодолению деструктивной интерференции в ходе практического эксперимента. Предметом исследования выступает методика преодоления интерференции на занятиях студентов с помощью применения специально разработанного комплекса упражнений. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, таких как В. В. Алимов, У. Вайнрайх, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, В. Ю. Розенцвейг, Ч. Ф. Хокетт и др. В статье представлены дефиниции интерференции в их интерпретации. Материалом исследования стали труды ученых по методике, педагогике, лингвистике, а также данные, полученные при контрольном переводе профессионально ориентированного текста с деструктивными интерферентами, который выполнили 26 студентов, направление подготовки «Промышленное и гражданское строительство». В ходе исследования были использованы методы наблюдения и опросы, основанные на практической работе студентов по переводу специальных текстов, а также на занятиях по развитию речевых устных и письменных навыков. Анализ англоязычной литературы по строительной тематике дал возможность выделить группы конструктивных и деструктивных интерферентов, разработать ряд упражнений и рекомендаций, позволяющих избегать деструктивной интерференции и использовать конструктивную при работе с текстами и в речевых высказываниях профессиональной направленности. Для того чтобы проверить действие предложенных упражнений, обучающиеся должны были сделать перевод текста, в котором содержались деструктивные интерференты. Полученные результаты были обработаны с применением методов сравнительного и статистического анализа, и автор делает вывод об эффективности разработанных упражнений и целесообразности дальнейшей работы в данном направлении по преодолению деструктивной интерференции. Практическая значимость работы, по мнению автора, заключается в том, что представленная методика и специальные упражнения могут быть использованы преподавателями на занятиях по обучению английскому языку в профессиональной сфере. Новизна данной статьи обусловлена тем, что в ней автор предполагает возможность преодоления деструктивной интерференции у будущих специалистов в строительной сфере при работе с профессионально ориентированными текстами с помощью правильной организации учебного процесса и выполнения предложенных специальных упражнений.
Кареева И. В., Туарменская А. В. Опыт формирования межэтнической толерантности у курсантов в образовательном процессе вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 12 (декабрь). – С. 16–29. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201085.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой авторами тематики обусловлена тем, что сегодня к сотруднику уголовно-исполнительной системы предъявляется ряд специфических морально-нравственных требований, а именно: отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали, толерантное межэтническое взаимодействие и умение вести конструктивный межкультурный диалог. Таким образом, предъявляемые государством и обществом требования к сотруднику уголовно-исполнительной системы обозначили необходимость в формировании у курсантов вузов ФСИН России способности быть толерантным. Цель исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить предлагаемые условия формирования межэтнической толерантности у курсантов в вузе ФСИН России. Исследование было проведено авторами с помощью следующих методов: анкетирование (анкета разработана авторами) и тестирование (тест для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиана, Н. Эпштейна и тесты «Оценка уровня усвоения» В. П. Беспалько, Ю. Г. Татура в модификации авторов). К основным результатам работы можно отнести реализацию предложенного авторами комплекса педагогических условий по формированию межэтнической толерантности у курсантов и повышение знаний по этнической проблематике, изменение отношения к представителям иных этносов в положительную сторону, уменьшение процента респондентов, испытывающих неприязнь к лицам других национальностей в экспериментальной группе. Сделанные авторами выводы и предложения по совершенствованию образовательного процесса в вузах уголовно-исполнительной системы и возможность дальнейших научных разработок данной темы представляют теоретическую значимость работы. Практическую значимость работы составляет рассмотренный в статье опыт формирования межэтнической толерантности у курсантов на примере Академии ФСИН России, так как при имеющихся схожих условиях он может быть использован образовательными организациями ФСИН России в целях повышения эффективности воспитательной работы среди курсантов.