Педагогика

Пазухина С. В. Использование педагогических технологий в реализации моделей обеспечения психологического комфорта школьников в условиях новых вызовов и угроз // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 319–335. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241172.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность работы связана с необходимостью осмысления новых вызовов и угроз и создания теоретической базы для обоснования факторов достижения психологического комфорта обучающихся в современных условиях. В работе представлены результаты анализа теоретических моделей, цель которого состояла в определении оснований для описания составляющих, обеспечивающих психологический комфорт обучающихся в информационно-образовательном пространстве школы с учетом новых вызовов и угроз. Методологическим подходом, позволившим комплексно рассмотреть изучаемые факторы, выступил системный подход. Исходя из его основных положений и принципов, были изучены подходы к рассмотрению понятий психологического комфорта, социально-психологического климата, психологической безопасности образовательной среды, психологического благополучия обучающихся. Проанализированы исследования, посвященные современным вызовам и угрозам, которые опосредованно или напрямую влияют на ощущение психологического комфорта/дискомфорта ребенком. Описаны маркеры психологического комфорта и дискомфорта, приведены некоторые негативные последствия дискомфортных состояний школьников. Теоретическая значимость заключается в обосновании и раскрытии составляющих, важных для достижения психологического комфорта обучающихся в условиях современных вызовов и угроз. Показано, что современный мир вызовов и угроз можно рассматривать не столько со стороны самозащиты или обеспечения полного спокойствия, внешней защищенности, сколько с позиции иных механизмов и условий, требующих новых способов осмысления меняющейся реальности и ведущих к открывающимся возможностям, которые необходимо спрогнозировать и использовать во благо. Поэтому особую роль сегодня приобретают задачи по развитию личностных ресурсов обучающихся быть готовыми к разного рода угрозам, проявлять жизнестойкость в трудных ситуациях, следовать своей цели, созидая при этом и делая что-то полезное для своей страны, помогая другим. Практическая значимость заключается в том, что для каждой изучаемой составляющей, обеспечивающей психологический комфорт обучающихся, предложены педагогические методы (метод акцентирования ценностей, метод ценностных контрастов, метод придания ценности, методы формирования патриотических ценностей, смысложизненных ориентаций, методы реконструкции стилей общения, совместное со взрослыми обсуждение значимых для страны новостей, тренинги развития критического мышления, анализ манипулятивных технологий, используемых телефонными мошенниками, экспресс-упражнения для снятия эмоционального стресса, отрицательных эмоций, проводимые на уроках, динамических паузах, на переменах, методы самоорганизации и др.), которые могут использоваться для проведения эмпирического исследования.
Симашенков П. Д. Потенциал триггерной педагогики в освоении гуманитарных и социальных дисциплин в вузах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 306–318. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241171.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность проблемы определяется дискуссиями вокруг обучаемости представителей поколения Z. Цель исследования – оценка потенциала новой педагогической модели, предмет исследования – методика преподавания гуманитарных и социальных дисциплин в высших учебных заведениях. Ключевым избран идеологический подход, в основе которого положение о том, что вузы призваны формировать интеллигенцию. Камень преткновения в деле обучения зумеров – мещанский менталитет, усугубленный нежеланием учиться (это побочный эффект внушенного им потребительства). В качестве варианта восстановления авторитета университетского образования и повышения его эффективности предлагается концепция триггерной педагогики, способной в перспективе обеспечить синергию цифровых форм и человечного содержания учебно-воспитательного процесса. По мнению автора, вопрос духовно-нравственного обеспечения учебы в университетах является сегодня первостепенным. Именно гуманитарные предметы закладывают фундамент изучения предметов социальных, более того – вооружают студента научным мировоззрением, помогающим превзойти дисциплины естественные и технические. Формируя образовательную траекторию, следует культивировать и координировать критическое мышление студентов. Методика сильно зависима от харизмы и морального авторитета педагога, от его любви к предмету и способности выразить поэзию науки. В приоритете преподавания общеобразовательных дисциплин на младших курсах – обучение умению учиться, следующий этап – знакомство с азами исследовательской работы, далее – совершенствование навыков грамотной компиляции и приобщение к культуре дискуссии. Основа триггерной педагогики – идея творческого отношения к учебе. Автор убежден: эстетически окрашенная междисциплинарность в освоении гуманитарных предметов может гармонизировать развлекательный, воспитательный и академический компоненты просвещения, не допуская профанации и популизма. В итоге учащиеся должны осознать себя не только коллегами, но и современниками, а главное – соотечественниками. Научная новизна исследования определяется апробацией методов триггерной педагогики на базе высших учебных заведений. Теоретическая значимость работы – в обосновании принципов новой модели обучения, практическая значимость – в обогащении учебно-воспитательного процесса эстетическим компонентом.
Рябова М. Э., Ван Б. Применение интерактивных образовательных технологий в обучении говорению на китайском языке студентов неязыковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 289–305. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241170.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования в работе обусловлена: возрастающей ролью китайского языка как одного из инструментов расширения профессиональных знаний и умений у специалистов неязыковых профилей при общении с коллегами из Китайской Народной Республики в связи со стремительными преобразованиями политического и социально-экономического характера в Российской Федерации и укреплением рабочих связей между сотрудниками международных компаний двух стран; растущим противоречием между потребностью преподавателей иностранных языков высшей школы в использовании интерактивных образовательных технологий в обучении говорению на китайском языке студентов неязыковых специальностей с целью развития у них всех видов иноязычной речевой деятельности в ходе общения и взаимодействия с представителями других лингвокультур, с одной стороны, и отсутствием оптимального опыта применения интерактивных образовательных технологий в обучении говорению на китайском языке студентов неязыковых специальностей в высшей школе, с другой стороны; стремительным развитием интерактивных образовательных технологий обучения иностранным языкам в современном мире. Цель исследования – обобщение практики применения интерактивных образовательных технологий в обучении говорению на китайском языке студентов неязыковых специальностей. Работа была построена на основе компетентностного подхода, где содержание обучения китайскому языку было направлено на формирование коммуникативных компетенций и интерактивного подхода, заключающегося в повышении мотивации учащихся к изучению китайского языка посредством введения новых эффективных приемов обучения. Теоретическая значимость исследования состоит в освещении современных концептуальных положений по проблемам применения интерактивных образовательных технологий в обучении говорению на китайском языке студентов неязыковых специальностей. Практическое значение исследования заключается в разработке спецкурса «Деловой иностранный язык (китайский)», включающего интерактивные приемы обучения говорению на китайском языке, который может быть использован преподавателями иностранных языков в высшей школе. Итоги работы обозначены следующим образом: результативность обучения говорению на китайском языке студентов неязыковых специальностей зависит от методов обучения и от условий, в которых они наиболее эффективно реализуются. В работе научно обоснована значимость применения интерактивных образовательных технологий в плане обучения иноязычному профессиональному общению студентов неязыковых специальностей, с включением соответствующих методических приемов, которые могут быть использованы в высшей школе, с учетом профильной направленности, а также на курсах повышения квалификации преподавателей иностранного языка (китайского).
Миловидова А. А. Развитие умений монологической речи на английском языке у школьников профильных предпрофессиональных классов с использованием технологии CLIL (естественно-научная сфера коммуникации) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 274–288. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241169.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью английского языка как одного из инструментов приобретения предпрофессиональных знаний и умений для общения с представителями других лингвокультур. В настоящее время происходят изменения социального статуса предмета «Иностранный язык» на уровне среднего общего образования в России, английский язык превращается в средство предпрофессиональной подготовки в едином образовательном пространстве Российской Федерации. В связи с этим все чаще внедряются новые образовательные технологии обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе, которые включают в себя различные формы использования иностранного языка как средства обучения. Одной из таких технологий является предметно-языковое интегрированное обучение (далее – технология CLIL), где обучение английскому языку имеет метапредметный характер и тесно связано с другими предметами образовательной программы школы. Цель данной статьи – анализ теории и практики развития умений монологической речи на английском языке у школьников профильных предпрофессиональных классов с использованием технологии CLIL (естественно-научная сфера коммуникации). Исследование построено на коммуникативном, личностно-деятельностном и интегрированном подходах в обучении английскому языку, направленных на развитие умения монологической речи у школьников старших классов в рамках профильно-ориентированных тем. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно конкретизирует положения концепции профильного обучения иностранным языкам на уровне среднего общего образования. Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем опытным путем получены данные, позволяющие эффективно организовать работу по развитию умений монологической речи на английском языке у школьников профильных предпрофессиональных классов с использованием технологии CLIL, в естественно-научной сфере коммуникации, на базе разработанного авторского курса «Английский язык в профессии». Результаты исследования в рамках статьи заключаются в обобщении теоретических основ развития умений монологической речи в рамках курса по выбору «Английский язык в профессии», нацеленного на учащихся 10–11-х классов, которых в будущем интересуют профессии естественно-научного направления; в получении опытным путем данных, позволяющих эффективно организовать работу по развитию умений монологической речи на английском языке у школьников профильных предпрофессиональных классов с использованием технологии CLIL для подготовки к предстоящему в будущем общению с зарубежными коллегами в профессиональной сфере естественно-научного направления. Результаты исследования могут быть использованы в организации как урочной, так и внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования.
Москвина Ю. А. Классификация грамматико-морфологических ошибок в письменной речи китайских студентов, изучающих русский язык как иностранный на начальном уровне // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 10 (октябрь). – С. 260–273. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241168.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современных условиях развития российско-китайского сотрудничества увеличивается и интерес к русскому языку: китайские студенты изучают русский язык как в китайских, так и в российских вузах. Данная тенденция объясняет увеличение количества китайских студентов в Уральском государственном университете путей сообщения. Студенты проходят обучение на технических направлениях подготовки, поэтому изучение русского языка для китайских обучающихся – средство, а не цель обучения. Формирование коммуникативной компетенции у китайских студентов представляет собой одну из актуальных задач преподавателей русского языка как иностранного (РКИ). Важный этап в реализации такой задачи – обучение студентов корректному построению высказывания в письменной речи, поскольку, как показывают многочисленные исследования, грамматическая составляющая является наиболее трудной в процессе изучения русского языка на начальном этапе. Статья описывает ход опытно-поисковой работы, в рамках которой были выделены и классифицированы грамматико-морфологические ошибки в письменной речи китайских студентов. Данная классификация способствовала разработке ряда упражнений для предупреждения ошибок выявленных видов. Таким образом, основная цель статьи – создание классификации типичных грамматико-морфологических ошибок в письменной речи китайских студентов при изучении русского как иностранного языка на начальном этапе. Объектом исследования стали письменные работы китайских студентов, а предметом исследования – грамматико-морфологические ошибки, которые были допущены студентами (в количестве 605 единиц), обучающимися в Уральском государственном университете путей сообщения. Несмотря на то что ошибки были выявлены разного вида, разработанные рекомендации относятся только к наиболее частотным ошибкам. Теоретическая значимость исследования состоит в пополнении научной базы актуальной информацией, связанной с особенностями преподавания русского языка как иностранного. Практическая значимость избранной темы заключается в представлении рекомендаций, основанных как на результатах исследований заслуженных зарубежных и отечественных преподавателей, так и на собственном педагогическом опыте. Данная работа представляет потенциальный интерес не только для преподавателей русского языка как иностранного, но и для других ученых, поскольку указанная классификация ошибок с приведенными примерами может быть использована и для, например, филологических исследований.