Педагогика

Шепелев А. И. Принцип спиралевидности как интегральная основа построения содержания учебного предмета «Окружающий мир» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 292–307. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251073.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время учебный предмет «Окружающий мир» занимает существенное место в системе начального образования. Как показывает анализ актуальной методической литературы, данный учебный предмет представлен в различных содержательных вариантах в соответствии с авторским видением его сущности разработчиками конкретных учебных методических комплексов. Вместе с тем сущностная интегральная природа учебного предмета «Окружающий мир» не всегда учитывается при построении содержания рабочих программ, используемых педагогами-практиками в ходе обучения учеников начальных классов предмету «Окружающий мир». Поэтому актуальность исследуемой в статье проблемы обусловлена необходимостью теоретического обоснования важности принципа спиралевидности для проектирования рабочих программ учебного предмета «Окружающий мир», а точнее логики их содержания. Целью настоящего исследования является описание особенностей принципа спиралевидности с учетом сущностной интегральной природы учебного предмета «Окружающий мир», определение взаимосвязи актуальных концептуальных интегральных научных идей и ранее упомянутого принципа в контексте современного видения реализации учебного предмета «Окружающий мир». В качестве ведущего подхода к исследованию проблемы применения принципа спиралевидности как основы построения содержания учебного предмета «Окружающий мир» выступает интегральный методологический подход, в частности, в прочтении А. В. Букалова, Б. М. Кедрова, М. С. Пак. Существенное внимание уделено описанию понимания принципа спиралевидности с точки зрения философии, психологии, дидактики и частной методики. Особо отмечена взаимосвязь принципа спиралевидности с логикой спиральной динамики К. У. Грейвза, Д. Бека и К. Коуэна и интегральной теории К. Уилбера, прокомментирована значимость идей спиралевидного обучения Д. Брунера и таксономии Б. Блума. Представлен потенциальный вариант построения содержания учебного предмета «Окружающий мир», проиллюстрированный в виде образной модели «Улитка», базирующейся на визуализации одноименного авторского приема STREAM-технологии. С точки зрения теоретической значимости настоящая статья обобщает и систематизирует научные представления о принципе спиралевидности, уточняет весомость и необходимость применения данного принципа с позиций интегрального взгляда на настоящий принцип как концептуальную составляющую учебного предмета «Окружающий мир». С позиций практической значимости в статье описана логика построения и представлен потенциальный пример содержания учебного предмета «Окружающий мир», что способствует воспроизводимости отраженного в статье теоретического опыта учителей-практиков в области преподавания данного предмета в начальной школе.
Ланг П. П. Подготовка специалистов в области правоохранительной деятельности: дискуссионные вопросы совершенствования и актуальные проблемы реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 278–291. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251072.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность темы исследования детерминирована потребностью современного общества и государства в совершенствовании образовательной деятельности в сфере подготовки кадрового резерва правоохранительных органов. Так, неуклонное развитие науки и техники, приведшее к возникновению новых форм и видов правоотношений, обусловливает общественную и государственную потребность в пересмотре существующих устоев реализации образовательной деятельности в области подготовки кадрового резерва правоохранительных органов. В статье проводится анализ положений отечественной и зарубежной доктрины по дискуссионным вопросам подготовки специалистов в области правоохранительной деятельности. Обозначены актуальные проблемы теоретического и прикладного характеров, а также пути их нейтрализации в обозримой перспективе c учетом требований сегодняшнего дня. Автором публикации исследованы прогрессивные подходы отечественных и зарубежных исследователей по дискуссионным вопросам совершенствования механизмов подготовки специалистов в области правоохранительной деятельности посредством интеграции в практику образовательной деятельности цифровых технологий, а также усиления межгосударственного взаимодействия в обозначенной сфере. Целью настоящего исследования является разработка комплекса мер по совершенствованию механизмов образовательной деятельности в сфере подготовки специалистов для «правоохранительного сектора». Проведенный в ходе настоящего исследования анализ позволил автору сформулировать обоснованные выводы и итоги, интеграция которых в образовательную деятельность позволит существенным образом обеспечить устойчивый рост количественных и качественных показателей в сфере образования, что в дальнейшем будет способствовать решению фундаментальных задач государства в сфере обеспечения основных конституционно-правовых гарантий. Теоретическая значимость достигнутых результатов исследования состоит в возможности их использования в ходе дальнейших доктринальных разработок по дискуссионным вопросам организации образовательной деятельности в сфере подготовки кадрового резерва для правоохранительных органов, тогда как практическая значимость состоит в возможности использования полученных результатов в ходе законодательной деятельности и в практике преподавания дисциплин юридического профиля. Следует отметить, что представленные выводы и результаты исследования являются олицетворением субъективных взглядов автора на поставленные в публикации проблемы и накопленного практического опыта преподавания правовых дисциплин в образовательных учреждениях и организациях высшего образования.
Еникеева И. И., Бенин В. Л., Абдрахманова Ф. Р. Философский анализ теории практики как основы междисциплинарных педагогических исследований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 265–277. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251071.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается развитие теории практики как философской основы междисциплинарных педагогических исследований. Цель исследования – представить системный аналитический обзор теории практики философами и социальными теоретиками, являющийся фундаментом междисциплинарных педагогических исследований. Философская методология теории практики предполагает обоснование прежде всего научных методов и средств самой исследовательской деятельности в области педагогики, возможных на платформе междисциплинарного подхода. С точки зрения авторов, междисциплинарные педагогические исследования представляют собой системную область научного знания, объединяющую различные предметные методы для изучения педагогических явлений и процессов, что позволяет рассматривать педагогическую реальность в многомерной структурной взаимосвязи, а также учитывает влияние на ее развитие социокультурных, психологических, экономических и других факторов. Философская теория практики является методологической основой междисциплинарных педагогических исследований. Она представляет собой философскую систему, которая исследует сущность и структуру практической деятельности и ее роль в формировании профессиональных знаний, ценностей и компетенций как учащих, так и обучающихся. Результаты исследования доказывают, что освоение философской теории практики является важным аспектом формирования педагогической системы. Аналитический обзор развития социально-философской теории практики показал, что она играет ключевую роль в формировании общественных отношений, индивидуальных субъектов и социальных структур в том числе в системе образования. Исследования в этой области позволяют глубже понять взаимодействие между властью, образованием и социальными процессами, а также способы изменения и трансформации образовательных практик в современном обществе. Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена обращением к фундаментальным основам исторически сложившегося и различно проявляющегося многообразия механизмов трансляции социального опыта на основе теории практики. Представленный анализ философских теорий способен обеспечить гносеологическую основу как для академического теоретического изучения образования, так и для его эмпирического использования практикующими педагогами.
Исаева Т. Е. Педагогическая профилактика электронного академического мошенничества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 249–264. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251070.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена резко увеличившимся числом академических мошенничеств, совершаемых студентами университетов во всем мире, и изменением характера нечестных действий за счет использования современных электронных программ и искусственного интеллекта. Цель исследования заключается в разработке системы педагогической профилактики электронного академического мошенничества. Данное исследование имеет теоретический характер. При его написании использовались методы: изучения научной литературы, сравнения, обобщения, анализа и синтеза. К основным результатам относятся следующие: проведенный анализ отечественной и зарубежной научной литературы убедительно показывает, что явление академического мошенничества (далее – АМ) носит глобальный характер, причем расовые, национальные, гендерные и другие факторы не являются определяющими в данном случае. Приводимые авторами статистические данные показывают, что наиболее часто используемые меры борьбы с этим пагубным явлением (принятие «Кодекса чести», система наказаний студентов вплоть до отчисления и др.) являются малоэффективными. Выявлена особая форма АМ, а именно «электронное академическое мошенничество (далее – ЭАМ)» и его виды (известные на сегодняшний момент), а также описано его потенциальное вредоносное воздействие на формирующиеся личности обучающихся вузов. Обосновано, что ЭАМ может наносить более ощутимый вред престижу учебных заведений и ставить под вопрос качество подготовки молодых специалистов, так как в процессе использования цифровых технологий для получения личной выгоды обучающиеся вообще не задействуют такие важные когнитивные механизмы, как память, осмысление, сопоставление, анализ, логика, выделение главной мысли и т. д. Теоретическая значимость заключается в следующем: дано авторское определение ЭАМ, и описаны его основные формы; разработан «педагогический подход» для осуществления педагогической профилактики ЭАМ, ориентированный на комплексное решение вопросов нравственного воспитания, достижения «академической целостности», информированности студентов о нормах академической этики и повышения их ответственности за совершенные действия; русскоязычный контент описания АМ дополнен анализом и переводом зарубежных публикаций. Практическая значимость исследования обусловлена рекомендацией нескольких направлений работы как со стороны педагогического состава, так и органов студенческого самоуправления в целях минимизации случаев ЭАМ.
Байкова Л. А. Особые образовательные потребности обучающихся как ориентир в целеполагании при моделировании инклюзивной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 233–248. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251069.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания инвариантной модели инклюзивной образовательной среды, которая станет основанием для создания вариативных моделей, позволяющих практикам повысить эффективность инклюзивного образования. Цель статьи – выявить инвариантные цели моделей инклюзивного образования, которые широко реализуются в современной образовательной практике, а также представить результаты эмпирического исследования, направленного на выявление инвариантных и вариативных особых образовательных потребностей детей из разных нозологических и социальных групп, обучающихся в инклюзивных школах и колледжах. Теоретический анализ ряда моделей инклюзивного образования выявил тенденцию постановки инвариантной цели, направленной на удовлетворение общих образовательных потребностей обучающихся с ООП: 1) инвариантная цель модели IECE – когнитивное, социальное, языковое, эмоциональное и физическое развитие, развитие умений осмысленного и активного участия в безопасной, открытой социальной среде; 2) инвариантная цель модели IPAA – развитие важнейших социальных умений самообслуживания, взаимодействия, кооперации, общения посредством участия каждого обучающегося в сообществе класса; 3) инвариантная цель социокультурной модели инклюзивной образовательной среды – формирование в сознании участников образовательного процесса инклюзивных норм и ценностей, особого мышления и действий соответственно этим ценностям. Обосновано, что особые образовательные потребности выступают одним из оснований для целеполагания при создании моделей инклюзивной образовательной среды. В ходе эмпирического исследования установлено, что для обучающихся с 10 до 17 лет из гетерогенных групп (дети с ОВЗ, дети, находящиеся в сложной социальной ситуации, одаренные дети, дети-инофоны) ряд особых образовательных потребностей совпадает: потребность в самореализации через качественное образование; потребность в творческой деятельности и широком социальном общении; потребность в физической и психологической безопасности; потребность (треть опрошенных) в эмпатии, понимании; позитивном принятии, фасилитации, сопереживании, сотрудничестве со стороны педагогов и одноклассников. Выявленные инвариантные особые образовательные потребности могут стать ориентиром для определения инвариантных целей при моделировании инклюзивной образовательной среды. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении общих для разных гетерогенных групп детей, обучающихся в инклюзивной образовательной организации, особых образовательных потребностей, которые являются основой для формулировки инвариантных целей в модели инклюзивного образования. Практическая значимость исследования заключается в предложенной системе опроса детей для выявления инвариантных для разных гетерогенных групп детей основных образовательных потребностей.