Педагогика
Шепелев А. И. Принцип спиралевидности как интегральная основа построения содержания учебного предмета «Окружающий мир» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 292–307. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251073.htm
ART 251073
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11073
Просмотров: 88
В настоящее время учебный предмет «Окружающий мир» занимает существенное место в системе начального образования. Как показывает анализ актуальной методической литературы, данный учебный предмет представлен в различных содержательных вариантах в соответствии с авторским видением его сущности разработчиками конкретных учебных методических комплексов. Вместе с тем сущностная интегральная природа учебного предмета «Окружающий мир» не всегда учитывается при построении содержания рабочих программ, используемых педагогами-практиками в ходе обучения учеников начальных классов предмету «Окружающий мир». Поэтому актуальность исследуемой в статье проблемы обусловлена необходимостью теоретического обоснования важности принципа спиралевидности для проектирования рабочих программ учебного предмета «Окружающий мир», а точнее логики их содержания. Целью настоящего исследования является описание особенностей принципа спиралевидности с учетом сущностной интегральной природы учебного предмета «Окружающий мир», определение взаимосвязи актуальных концептуальных интегральных научных идей и ранее упомянутого принципа в контексте современного видения реализации учебного предмета «Окружающий мир». В качестве ведущего подхода к исследованию проблемы применения принципа спиралевидности как основы построения содержания учебного предмета «Окружающий мир» выступает интегральный методологический подход, в частности, в прочтении А. В. Букалова, Б. М. Кедрова, М. С. Пак. Существенное внимание уделено описанию понимания принципа спиралевидности с точки зрения философии, психологии, дидактики и частной методики. Особо отмечена взаимосвязь принципа спиралевидности с логикой спиральной динамики К. У. Грейвза, Д. Бека и К. Коуэна и интегральной теории К. Уилбера, прокомментирована значимость идей спиралевидного обучения Д. Брунера и таксономии Б. Блума. Представлен потенциальный вариант построения содержания учебного предмета «Окружающий мир», проиллюстрированный в виде образной модели «Улитка», базирующейся на визуализации одноименного авторского приема STREAM-технологии. С точки зрения теоретической значимости настоящая статья обобщает и систематизирует научные представления о принципе спиралевидности, уточняет весомость и необходимость применения данного принципа с позиций интегрального взгляда на настоящий принцип как концептуальную составляющую учебного предмета «Окружающий мир». С позиций практической значимости в статье описана логика построения и представлен потенциальный пример содержания учебного предмета «Окружающий мир», что способствует воспроизводимости отраженного в статье теоретического опыта учителей-практиков в области преподавания данного предмета в начальной школе.
Ключевые слова:
содержание, окружающий мир, рабочая программа, интегральный подход, учебный предмет, принцип спиралевидности
Ланг П. П. Подготовка специалистов в области правоохранительной деятельности: дискуссионные вопросы совершенствования и актуальные проблемы реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 278–291. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251072.htm
ART 251072
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11072
Просмотров: 113
Актуальность темы исследования детерминирована потребностью современного общества и государства в совершенствовании образовательной деятельности в сфере подготовки кадрового резерва правоохранительных органов. Так, неуклонное развитие науки и техники, приведшее к возникновению новых форм и видов правоотношений, обусловливает общественную и государственную потребность в пересмотре существующих устоев реализации образовательной деятельности в области подготовки кадрового резерва правоохранительных органов. В статье проводится анализ положений отечественной и зарубежной доктрины по дискуссионным вопросам подготовки специалистов в области правоохранительной деятельности. Обозначены актуальные проблемы теоретического и прикладного характеров, а также пути их нейтрализации в обозримой перспективе c учетом требований сегодняшнего дня. Автором публикации исследованы прогрессивные подходы отечественных и зарубежных исследователей по дискуссионным вопросам совершенствования механизмов подготовки специалистов в области правоохранительной деятельности посредством интеграции в практику образовательной деятельности цифровых технологий, а также усиления межгосударственного взаимодействия в обозначенной сфере. Целью настоящего исследования является разработка комплекса мер по совершенствованию механизмов образовательной деятельности в сфере подготовки специалистов для «правоохранительного сектора». Проведенный в ходе настоящего исследования анализ позволил автору сформулировать обоснованные выводы и итоги, интеграция которых в образовательную деятельность позволит существенным образом обеспечить устойчивый рост количественных и качественных показателей в сфере образования, что в дальнейшем будет способствовать решению фундаментальных задач государства в сфере обеспечения основных конституционно-правовых гарантий. Теоретическая значимость достигнутых результатов исследования состоит в возможности их использования в ходе дальнейших доктринальных разработок по дискуссионным вопросам организации образовательной деятельности в сфере подготовки кадрового резерва для правоохранительных органов, тогда как практическая значимость состоит в возможности использования полученных результатов в ходе законодательной деятельности и в практике преподавания дисциплин юридического профиля. Следует отметить, что представленные выводы и результаты исследования являются олицетворением субъективных взглядов автора на поставленные в публикации проблемы и накопленного практического опыта преподавания правовых дисциплин в образовательных учреждениях и организациях высшего образования.
Еникеева И. И., Бенин В. Л., Абдрахманова Ф. Р. Философский анализ теории практики как основы междисциплинарных педагогических исследований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 265–277. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251071.htm
ART 251071
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11071
Просмотров: 125
В статье рассматривается развитие теории практики как философской основы междисциплинарных педагогических исследований. Цель исследования – представить системный аналитический обзор теории практики философами и социальными теоретиками, являющийся фундаментом междисциплинарных педагогических исследований. Философская методология теории практики предполагает обоснование прежде всего научных методов и средств самой исследовательской деятельности в области педагогики, возможных на платформе междисциплинарного подхода. С точки зрения авторов, междисциплинарные педагогические исследования представляют собой системную область научного знания, объединяющую различные предметные методы для изучения педагогических явлений и процессов, что позволяет рассматривать педагогическую реальность в многомерной структурной взаимосвязи, а также учитывает влияние на ее развитие социокультурных, психологических, экономических и других факторов. Философская теория практики является методологической основой междисциплинарных педагогических исследований. Она представляет собой философскую систему, которая исследует сущность и структуру практической деятельности и ее роль в формировании профессиональных знаний, ценностей и компетенций как учащих, так и обучающихся. Результаты исследования доказывают, что освоение философской теории практики является важным аспектом формирования педагогической системы. Аналитический обзор развития социально-философской теории практики показал, что она играет ключевую роль в формировании общественных отношений, индивидуальных субъектов и социальных структур в том числе в системе образования. Исследования в этой области позволяют глубже понять взаимодействие между властью, образованием и социальными процессами, а также способы изменения и трансформации образовательных практик в современном обществе. Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена обращением к фундаментальным основам исторически сложившегося и различно проявляющегося многообразия механизмов трансляции социального опыта на основе теории практики. Представленный анализ философских теорий способен обеспечить гносеологическую основу как для академического теоретического изучения образования, так и для его эмпирического использования практикующими педагогами.
Исаева Т. Е. Педагогическая профилактика электронного академического мошенничества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 249–264. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251070.htm
ART 251070
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11070
Просмотров: 107
Актуальность исследования обусловлена резко увеличившимся числом академических мошенничеств, совершаемых студентами университетов во всем мире, и изменением характера нечестных действий за счет использования современных электронных программ и искусственного интеллекта. Цель исследования заключается в разработке системы педагогической профилактики электронного академического мошенничества. Данное исследование имеет теоретический характер. При его написании использовались методы: изучения научной литературы, сравнения, обобщения, анализа и синтеза. К основным результатам относятся следующие: проведенный анализ отечественной и зарубежной научной литературы убедительно показывает, что явление академического мошенничества (далее – АМ) носит глобальный характер, причем расовые, национальные, гендерные и другие факторы не являются определяющими в данном случае. Приводимые авторами статистические данные показывают, что наиболее часто используемые меры борьбы с этим пагубным явлением (принятие «Кодекса чести», система наказаний студентов вплоть до отчисления и др.) являются малоэффективными. Выявлена особая форма АМ, а именно «электронное академическое мошенничество (далее – ЭАМ)» и его виды (известные на сегодняшний момент), а также описано его потенциальное вредоносное воздействие на формирующиеся личности обучающихся вузов. Обосновано, что ЭАМ может наносить более ощутимый вред престижу учебных заведений и ставить под вопрос качество подготовки молодых специалистов, так как в процессе использования цифровых технологий для получения личной выгоды обучающиеся вообще не задействуют такие важные когнитивные механизмы, как память, осмысление, сопоставление, анализ, логика, выделение главной мысли и т. д. Теоретическая значимость заключается в следующем: дано авторское определение ЭАМ, и описаны его основные формы; разработан «педагогический подход» для осуществления педагогической профилактики ЭАМ, ориентированный на комплексное решение вопросов нравственного воспитания, достижения «академической целостности», информированности студентов о нормах академической этики и повышения их ответственности за совершенные действия; русскоязычный контент описания АМ дополнен анализом и переводом зарубежных публикаций. Практическая значимость исследования обусловлена рекомендацией нескольких направлений работы как со стороны педагогического состава, так и органов студенческого самоуправления в целях минимизации случаев ЭАМ.
Байкова Л. А. Особые образовательные потребности обучающихся как ориентир в целеполагании при моделировании инклюзивной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 233–248. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251069.htm
ART 251069
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11069
Просмотров: 113
Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания инвариантной модели инклюзивной образовательной среды, которая станет основанием для создания вариативных моделей, позволяющих практикам повысить эффективность инклюзивного образования. Цель статьи – выявить инвариантные цели моделей инклюзивного образования, которые широко реализуются в современной образовательной практике, а также представить результаты эмпирического исследования, направленного на выявление инвариантных и вариативных особых образовательных потребностей детей из разных нозологических и социальных групп, обучающихся в инклюзивных школах и колледжах. Теоретический анализ ряда моделей инклюзивного образования выявил тенденцию постановки инвариантной цели, направленной на удовлетворение общих образовательных потребностей обучающихся с ООП: 1) инвариантная цель модели IECE – когнитивное, социальное, языковое, эмоциональное и физическое развитие, развитие умений осмысленного и активного участия в безопасной, открытой социальной среде; 2) инвариантная цель модели IPAA – развитие важнейших социальных умений самообслуживания, взаимодействия, кооперации, общения посредством участия каждого обучающегося в сообществе класса; 3) инвариантная цель социокультурной модели инклюзивной образовательной среды – формирование в сознании участников образовательного процесса инклюзивных норм и ценностей, особого мышления и действий соответственно этим ценностям. Обосновано, что особые образовательные потребности выступают одним из оснований для целеполагания при создании моделей инклюзивной образовательной среды. В ходе эмпирического исследования установлено, что для обучающихся с 10 до 17 лет из гетерогенных групп (дети с ОВЗ, дети, находящиеся в сложной социальной ситуации, одаренные дети, дети-инофоны) ряд особых образовательных потребностей совпадает: потребность в самореализации через качественное образование; потребность в творческой деятельности и широком социальном общении; потребность в физической и психологической безопасности; потребность (треть опрошенных) в эмпатии, понимании; позитивном принятии, фасилитации, сопереживании, сотрудничестве со стороны педагогов и одноклассников. Выявленные инвариантные особые образовательные потребности могут стать ориентиром для определения инвариантных целей при моделировании инклюзивной образовательной среды. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении общих для разных гетерогенных групп детей, обучающихся в инклюзивной образовательной организации, особых образовательных потребностей, которые являются основой для формулировки инвариантных целей в модели инклюзивного образования. Практическая значимость исследования заключается в предложенной системе опроса детей для выявления инвариантных для разных гетерогенных групп детей основных образовательных потребностей.