Педагогические науки

Мамаева Е. А. Использование интерактивных рабочих листов при обучении математике по технологии «Перевёрнутый класс» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 13–28. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201050.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена возможностями применения интерактивных рабочих листов для активизации познавательной деятельности обучающихся в школьном курсе математики и повышения эффективности применения технологии «Перевёрнутый класс». Проблема исследования определяется противоречиями: между возможностями интерактивных рабочих листов для поддержки познавательной активности обучающихся в процессе решения практико-ориентированных задач по технологии «Перевёрнутый класс» и применяемыми образовательными организациями формами обучения; между необходимостью обеспечения ресурсов для автоматизации вычислений, решения задач проблемного характера в условиях цифровой трансформации общества и недостаточным уровнем математической компетентности выпускников. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения интерактивных рабочих листов при обучении математике по технологии «Перевёрнутый класс». Методологию исследования составляют анализ научных работ и интерактивных сервисов образовательного назначения, обобщение результатов обработки эмпирических данных и материалов, связанных с интерактивными ресурсами. Исследование проводилось в школах г. Кирова с углублённым изучением отдельных предметов. В эксперименте были задействованы 100 школьников 5–6-х классов на протяжении 2019–2020 годов. Интерактивные рабочие листы реализованы в сервисе Wizer.me – бесплатном ресурсе, поддерживающем обратную связь и отображение результатов работы в электронном журнале. Статистическая проверка достоверности полученных результатов реализована с использованием критерия Фишера. Автором выполнено уточнение сущности понятия «интерактивный рабочий лист» и описаны особенности реализации технологии «Перевёрнутый класс» при изучении математики. Выявлен потенциал интерактивных рабочих листов для формирования математической компетенции, получения практики вычислительной деятельности, поддержки познавательной активности в рамках технологии обучения «Перевёрнутый класс». Возможности интерактивных листов раскрываются на примере решения практико-ориентированных задач в основной школе. В работе обобщается дидактический потенциал использования интерактивных рабочих листов при реализации технологии «Перевёрнутый класс» для активизации взаимодействия и познания при формировании востребованных в цифровом обществе компетенций. Материалы статьи могут быть применены для поддержки познавательного интереса, вовлечения обучающихся в математическую исследовательскую деятельность, контроля оценки их действий.
Минина Д. А. Сфера повседневного общения иностранных военнослужащих в аспекте преподавания русского языка как иностранного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201049.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Цель статьи – познакомить преподавателей русского языка как иностранного со спецификой сферы повседневного общения иностранных военнослужащих – курсантов, обучающихся в российских вузах. Коммуникативная методика преподавания иностранных языков предполагает изучение сфер общения и коммуникативных потребностей обучаемой группы. Вследствие этого описание сферы общения такого многочисленного сообщества, как военнослужащие, становится весьма актуальным, а создание учебных материалов с учетом специфики изученных сфер – насущной необходимостью. Независимо от профиля обучения и получаемой специальности военных инженеров и медиков объединяет образ жизни воинского сообщества. Курсанты, изучающие русский язык как иностранный, в отличие от гражданских студентов, параллельно с учебным процессом несут службу и выполняют повседневные воинские обязанности, что требует от них владения несколько иным языковым материалом. В ходе исследования по выявлению наиболее типичных ситуаций, регламентированных Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации и определяющих специфику сферы повседневного воинского общения, были использованы следующие методы: контент-анализ текста Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации; наблюдение за процессом повседневного общения в рамках военного учебного заведения; опросы курсантов и офицеров ряда высших военных учебных заведений. Материалом исследования послужили ситуации повседневного общения, имеющие место между иностранными курсантами, офицерами и служащими вуза, носителями русского языка. В результате исследования были выделены и систематизированы ситуации повседневного общения и установлены ситуации, вызывающие наибольшие трудности у иностранных военнослужащих. Выделенные ситуации могут быть объединены в тематические группы и использованы на занятиях по русскому языку как иностранному в военных вузах. Теоретические результаты исследования представляют интерес для преподавателей, работающих в военных вузах, практические результаты могут быть использованы при разработке методических материалов по формированию профессионально ориентированной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих. Знание специфики сферы общения обучающихся является одной из методических основ преподавания иностранных языков, а ее учет позволяет сделать обучение более мотивированным и эффективным.
Вылегжанина И. В., Макарова Е. С. Педагогические условия формирования пространственного мышления младших школьников на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 94–109. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201048.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Пространственное мышление является важной стороной интеллектуального развития ребенка. Под пространственным мышлением вслед за И. С. Якиманской понимаем специфический вид мыслительной деятельности, основным содержанием которой является оперирование пространственными образами в процессе решения задач, требующих ориентации как в видимом, так и в воображаемом пространстве. Поскольку наглядно-образная мыслительная деятельность младшего школьника выступает ведущей деятельностью, именно этот возраст является сенситивным периодом для развития пространственного мышления. Большими возможностями для развития этого вида мышления обладает образовательная робототехника, поскольку предполагает не только мысленное выделение пространственных свойств и отношений в объектах и явлениях, оперирование образами, но и деятельность руками, дающую кинестетические ощущения и возможность оперирования реальными объектами. Это новое направление внеурочной деятельности в начальной школе, потенциал которой для развития пространственного мышления обучающихся недостаточно изучен. Соответственно, целью статьи является теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование педагогических условий формирования пространственного мышления младших школьников на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности. Ведущим подходом при этом выступает системно-деятельностный подход. Обучение выстраивается таким образом, чтобы оно целенаправленно вело за собой развитие, а в организации учебного процесса главное место отводится активной самостоятельной познавательной деятельности обучающегося под руководством учителя. В результате проведенного исследования авторами статьи определены педагогические условия формирования пространственного мышления младших школьников на внеурочных занятиях по робототехнике, включающие выявление и учет уровней развития пространственного мышления у обучающихся и наличие предпосылок к его дальнейшему развитию; грамотное использование практической деятельности на внеурочных занятиях по образовательной робототехнике; применение серии заданий, направленных на формирование пространственного мышления младших школьников; оснащенность кабинета необходимыми средствами обучения (конструкторами, ноутбуками, программным обеспечением, дидактическими материалами). Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку методических представлений об условиях формирования пространственного мышления младших школьников на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности. Практическое использование результатов исследования позволяет более эффективно организовать внеурочные занятия по образовательной робототехнике для младших школьников.
Хмелькова Е. В., Титлянова Е. С., Шешукова Н. Н. Использование комплекса наглядно-образных средств в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 83–93. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201047.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
На современном этапе развития дошкольного образования использование традиционных коррекционно-логопедических приемов и средств для устранения нарушений звукопроизношения у детей оказывается недостаточным. Необходимы разработка и внедрение в практику инновационных методик и технологий логопедического воздействия, что позволит повысить эффективность оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, – все это и составляет актуальность нашего исследования. Целью работы является научное обоснование, разработка, апробация и оценка эффективности комплекса наглядно-образных средств по формированию произносительных умений у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Авторы опираются на положение Л. С. Выготского о социальной обусловленности аномального и нормального развития. В статье обобщены научные сведения по проблеме становления звукопроизношения в ходе нормального развития, охарактеризованы особенности произносительной стороны речи у детей с особыми образовательными потребностями. Осуществлено исследование состояния звукопроизношения, и определено качественное своеобразие фонетических средств языка у дошкольников с различными недостатками речевого развития. На основании теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований по обозначенной проблематике разработана технология использования наглядных средств в воспитании произносительных умений и навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Показана возможность применения наглядно-образных средств на разных этапах работы по постановке звуков у детей дошкольного возраста с недостатками речевого развития. Применение данного комплекса способствует повышению мотивации детей к выполнению заданий, оптимизации развития артикуляционной и мелкой моторики, введения звуков в слоги, слова и закреплению произносительных навыков в самостоятельной речи дошкольников. Представленные результаты контрольного эксперимента доказали эффективность проделанной коррекционно-педагогической работы.
Ниязова А. А. Социально-экологический подход в профессиональной подготовке будущего педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 70–82. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201046.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена требованиями к личности современного педагога в целях реализации социально-экологического образования обучающихся в условиях экологического кризиса и устойчивого развития общества. Значимость профессиональной подготовки будущего педагога к реализации задач социально-экологического образования и педагогической деятельности в данной области подчеркнута в Экологической доктрине, Концепции устойчивого развития, Концепции непрерывного экологического образования и т. д. Цель исследования – определение значимости социально-экологического подхода в профессиональной подготовке будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся. В статье представлены ведущие способы изучения феномена социально-экологического подхода, а также взгляд автора на социально-экологический подход как теоретико-методологический, определяющий содержательно-процессуальную составляющую профессиональной подготовки будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся. Социально-экологический подход в образовании сочетает в себе социальный и экологический подходы, что интегрирует науки и позволяет более целостно изучать определенные проблемы, например развитие социально-экологической образованности, формирование экологической культуры, социально-экологическое взаимодействие личности в социоприродной среде и т. д. Согласно зарубежным исследованиям, социально-экологический подход включает четыре компонента: население, среду, технологию и организацию, которые нашли отражение в педагогической системе непрерывного социально-экологического образования в вузе, включающего субъектов образовательного процесса, экологосообразную образовательную среду, технологии, формы, методы социально-экологического образования, процесс проектирования и организации профессиональной подготовки к предстоящей деятельности по социально-экологическому образованию обучающихся. В основе социально-экологического подхода лежит принцип междисциплинарности, способствующий взаимодействию двух или более научных дисциплин, каждая из которых выступает самостоятельной, с одной стороны, и предполагает объединение усилий в решении и исследовании определенных проблем – с другой. Такой междисциплинарной наукой выступает социальная экология. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты, а также учебное пособие «Социальная экология» могут быть использованы в процессе проектирования содержания социально-экологического образования в вузе и при формировании социально-экологических знаний будущего педагога.