Педагогика
Пилюгина С. А., Сергеева М. Г. Особенности деятельности педагога системы дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 300–312. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241192.htm
ART 241192
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11192
Просмотров: 148
Современные профессиональные стандарты специалистов сферы образования, воспитания задают определенные требования к профессиональным трудовым функциям, действиям, операциям учителей общеобразовательных организаций. Такие требования носят инновационный характер, часть профессиональных компетенций не сформирована у современных учителей, поскольку профессиональные программы их подготовки не включали подобных компетенций. По этой причине перед системой дополнительного профессионального образования встает задача формирования требуемых компетенций. Для решения подобной задачи важной является деятельность педагога учреждения системы дополнительного профессионального образования, направленная на компенсирование недостающих профессиональных умений педагогических работников, на постоянное обновление их компетенций. Спецификой деятельности педагога системы дополнительного профессионального образования является такая организация обучения, в которой созданы условия для дальнейшего профессионального развития учителя. Цель данной статьи – представление кластеризированной системы умений педагога. Основными подходами в нашем исследовании стали оценка литературы по данной проблеме и кластеризирование умений педагога. Результатом статьи являются основные кластеры умений педагога учреждения системы дополнительного профессионального образования: 1 – аналитический кластер умений педагога включает умения, связанные с изучением современных аспектов обучения взрослых; 2 – прогностический кластер умений педагога включает умения, связанные с планированием обучения взрослых; 3 – проективный кластер умений педагога включает умения построения проекта процесса обучения взрослых; 4 – рефлексивный кластер умений педагога вбирает умения соотнесения итогов процесса обучения с его целями и задачами; 5 – организаторский кластер умений педагога имеет в своем составе умение организации обучения взрослых; 6 – коммуникативный кластер умений ‒ умения взаимодействия с учительской аудиторией. Теоретическая значимость статьи заключается в анализировании актуальных исследований российских, европейских, американских ученых по вопросам изучения специфики деятельности педагога, организующего образование взрослых. Практическая значимость ‒ в выявлении особенностей деятельности педагога системы дополнительного профессионального образования, в формулировании кластеров умений педагога и их характеристик.
Ключевые слова:
коммуникативный, система дополнительного профессионального образования, проективный, педагог системы дополнительного профессионального образования, кластеры умений педагога системы дополнительного профессионального образования: аналитический, прогностический, рефлексивный, организаторский
Фомин Н. И., Миронова Л. И. Педагогическая технология формирования изобретательской компетентности для активизации цифровой трансформации строительной отрасли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 282–299. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241191.htm
ART 241191
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11191
Просмотров: 131
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью кадрового обеспечения процесса масштабной цифровой трансформации строительной отрасли за счет подготовки выпускников вузов архитектурно-строительного профиля, обладающих метакомпетенциями для решения комплексных профессиональных задач, которые требуют наличия умений применять цифровые технологии в сочетании с технологиями инженерного творчества. В статье представлены результаты анализа современных цифровых технологий для выявления трендов развития процесса цифровизации отечественной строительной отрасли. Определены перспективы их применения в строительстве. Для формирования метакомпетенций в статье предложена педагогическая технология, направленная на формирование у выпускников вузов изобретательской компетентности. Цель статьи – разработка педагогической технологии формирования изобретательской компетентности выпускников вузов архитектурно-строительного профиля для активизации цифровой трансформации строительной отрасли. Методологической базой исследования послужили теории: технологического подхода в образовании; компетентностного подхода; информационно-образовательной среды; изобретательской деятельности, а также совершенствования подготовки строителей и архитекторов в области инженерного творчества и отраслевого изобретательства. Для анализа результативности внедрения технологии в образовательный процесс предложен уровневый подход для оценки сформированности изобретательской компетентности у выпускников. На примере выпускников магистратуры раскрыто содержание каждого уровня. Реализация разработанной педагогической технологии основана на применении комплекса учебно-методических материалов, а ее ключевым элементом является авторский алгоритм дивергентного (эволюционного) формирования патентоспособного решения. Анализ опыта подготовки будущих строителей и архитекторов в Уральском федеральном университете показал, что изобретательские методики целесообразно применять при решении сложных и фронтирных отраслевых задач, значительная часть которых связана с цифровыми технологиями и объективной необходимостью их масштабного применения. Приведены примеры изобретений, содержащие элементы цифровизации, созданные студентами магистратуры, обучающимися в образовательном кластере инженерного творчества Института строительства и архитектуры Уральского федерального университета. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в обосновании содержания уровней сформированности изобретательской компетентности выпускников в результате применения разработанной педагогической технологии. Практическая значимость результатов проведенного исследования состоит в определении структуры и практической реализации образовательного кластера инженерного творчества.
Мажаренко С. В., Кобышева А. С. Персонификация системы повышения квалификации педагогов как инструмент совершенствования дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 266–281. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241190.htm
ART 241190
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11190
Просмотров: 150
В условиях динамичных изменений и вызовов времени система дополнительного профессионального образования меняет свои базовые характеристики, которые связаны с безальтернативной ориентацией на субъектный характер процесса обучения, реализацией адресной научно-методической помощи педагогам с привлечением ресурсов региональных систем повышения квалификации. Социальный заказ на компетентного специалиста предписывает использование гибких персонифицированных моделей оказания системной поддержки учительскому корпусу в развитии профессиональной самоэффективности. Целью данного исследования является обоснование теоретико-методологических и технологических основ персонифицированной модели повышения квалификации педагогов. Для достижения цели исследования применялась методология понятийного анализа, общелогические методы познания (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, индукция, моделирование, обобщение), контент-анализ научных исследований, касающихся затронутой проблематики. В исследовании авторы делают научно-теоретический анализ понятия «персонификация», определяют его специфику применительно к процессу повышения квалификации педагога. Авторами установлено, что персонификация является одним из видов личностно ориентированного образования, предполагающего новый формат процесса обучения педагогов в системе повышения квалификации, сформулированы основные методологические подходы персонификации процесса обучения взрослых, предложены технологические компоненты процесса персонифицированного повышения квалификации педагогов. Теоретическая значимость статьи определяется тем, что конкретизировано понятие персонификации повышения квалификации педагогов на основе анализа и сопоставления различных вариантов его интерпретации, разработаны основные методологические подходы к процессу персонифицированного повышения квалификации. Практическая значимость исследования определяется прикладным характером предлагаемой технологии персонификации системы повышения квалификации педагога (на примере курсов повышения квалификации) и положительным эффектом ее реализации в эмпирическом опыте авторов статьи.
Медведева О. Д. Применение принципа дифференциации процесса обучения иностранному языку в неязыковом институте многопрофильного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 247–265. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241189.htm
ART 241189
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11189
Просмотров: 120
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения качества иноязычного образования, индивидуализации процесса обучения и оказания педагогической поддержки студентам-первокурсникам, владеющим иностранным языком на разных уровнях. Цель данной статьи – выявить эффективность применения принципа дифференциации процесса обучения иностранному языку в неязыковом институте многопрофильного вуза. Достижение цели включало использование теоретических и эмпирических методов исследования, таких как педагогический эксперимент, мониторинг, тестирование, опрос, статистические методы обработки данных (t-критерий Стьюдента для зависимых выборок). Экспериментальное исследование проходило в рамках дисциплины «Иностранный язык: базовый курс, английский» и состояло из нескольких этапов: 1) внешняя дифференциация студентов I курса в группы, соответствующие определенному уровню владения иностранным языком, на основе данных, полученных на диагностическом этапе эксперимента; 2) на практическом этапе – обучение студентов в уровневых группах в течение 1-го семестра с использованием вспомогательных средств и приемов обучения, мониторинг уровня владения иностранным языком; 3) контрольный этап включал проведение итогового тестирования, анкетирование участников эксперимента и студентов, не участвовавших в эксперименте; проведение опроса преподавателей, ведущих дисциплину у уровневых групп. Полученные результаты позволили выявить положительную динамику уровня владения иностранным языком у студентов уровневых групп, что привело к выравниванию уровня большинства респондентов до необходимого уровня B1. Соответственно, можно констатировать, что уровневая дифференциация является эффективным инструментом выравнивания и повышения уровня владения иностранным языком. Несмотря на свою доказанную результативность с точки зрения развития иноязычных коммуникативных умений студентов, дифференцированное обучение имеет ряд сложностей при организации, что в настоящее время изучается зарубежными учеными, представлено в данной статье и имеет теоретическую значимость для будущих исследований. Опрос преподавателей, участвовавших в обучении уровневых групп, показал, что применение данного принципа является эффективным только с точки зрения более комфортного взаимодействия преподавателя и студентов, большей вовлеченности студентов в процесс изучения иностранного языка, но не имеет особого влияния на академические успехи. Таким образом, полученные результаты имеют практическую значимость в плане репрезентативности исследования, проведенного на большой выборке, получения обратной связи от студентов и преподавателей и наличия статистических данных экспериментального обучения применительно к иноязычному образованию, что может быть использовано для проведения более масштабных исследований.
Борщенко Г. М. Определение индикаторов развития умений иноязычной деловой коммуникации студентов направлений подготовки в сфере информационных технологий на основании требований образовательных и профессиональных стандартов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 11 (ноябрь). – С. 234–246. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241188.htm
ART 241188
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11188
Просмотров: 120
Деловая коммуникация является неотъемлемой частью профессиональной деятельности специалистов в различных областях, однако продолжает ошибочно ассоциироваться в основном с социальными и гуманитарными сферами и недостаточно представлена в учебных программах направлений подготовки в сфере информационных технологий. Согласно образовательным стандартам, способность к деловому общению относится к группе универсальных компетенций, и часто ее развитие соотнесено с дисциплиной «Иностранный язык»; тем не менее, на практике в условиях многопрофильных вузов в рамках данной дисциплины приоритет отдается профессионально ориентированным курсам. Требования профессиональных стандартов в ИТ-сфере содержат обобщенные формулировки к владению иностранным языком, затрудняющие постановку образовательных задач. Эти противоречия указывают на актуальность представленного исследования, цель которого – определение индикаторов развития умений иноязычной деловой коммуникации студентов направлений подготовки в сфере информационных технологий на основании требований образовательных и профессиональных стандартов. Для достижения поставленной цели используются теоретические и эмпирические методы исследования: анализ релевантных публикаций и мировых тенденций в области развития коммуникативных умений; сопоставительный анализ требований образовательных и профессиональных стандартов к умениям выпускников образовательных программ по направлениям подготовки в сфере ИТ, а также их соответствие концепту (иноязычной) коммуникативной компетенции. На основании проведенного анализа публикаций выявлена трансформация номенклатуры, используемой для описания результатов обучения. На основании сопоставительного анализа стандартов уточнены целевые умения, необходимые для осуществления деловой коммуникации в контексте деятельности ИТ-специалистов, впоследствии разделенные на укрупненные группы, сопряженные с компонентами (иноязычной) коммуникативной компетенции по модели Яна ван Эка; определены индикаторы развития целевых умений осуществления иноязычной деловой коммуникации ИТ специалистами, имеющие деятельностный характер, проявляемый в процессе выполнения профессиональных функций. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в конкретизации метаобразовательных конструктов (КК/ИКК) применительно к деловому общению в контексте технических профессий. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности оптимизировать образовательные программы и разработать новые дидактические ресурсы в областях, где деловая коммуникация не является профилирующим аспектом. Перспективы дальнейшего исследования – поиск методических решений для активизации аспекта делового общения в целеполагании изучения дисциплины «Иностранный язык» в рамках ИТ-направлений подготовки согласно требованиям отрасли.
Ключевые слова:
коммуникативная компетенция, иноязычное образование, soft skills, деловая коммуникация