Педагогические науки

Фархшатова И. А. Педагогическая поддержка эмоционального развития детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 6 (июнь). – С. 55–64. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211041.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность обращения к проблеме педагогической поддержки эмоционального развития детей младшего школьного возраста вызвана усиливающимся воздействием текущих цивилизационных процессов (глобализация, информатизация, технологизация), влияющих на особенности развития современного общества и развитие обучающихся в системе начального общего образования. Цель исследования – теоретическое изучение проблемы педагогической поддержки эмоционального развития детей младшего школьного возраста. Методологическими подходами, послужившими основой для рассмотрения проблемы педагогической поддержки эмоционального развития детей младшего школьного возраста, являются гуманистический, личностно ориентированный, системно-деятельностный подходы. В статье описываются возрастные характеристики эмоционального развития обучающихся начальной школы (впечатлительность, непосредственность, откровенность выражения чувств, эмоциональная неустойчивость, небольшой опыт распознавания эмоциональных состояний у других людей и у себя и т. д.). В результате была уточнена сущность понятий «эмоции», «поддержка» и «педагогическая поддержка». В современной начальной школе педагогическая поддержка эмоционального развития младшего школьника, как было отмечено исследователями, приобретает новые смыслы, основывающиеся на идее, что реализация любой деятельности обеспечивается согласованностью функционирования, единством интеллектуальной и эмоциональной сфер. Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования соотносятся с требованиями, обозначенными в положениях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, которые указывают на необходимость поиска направлений, форм, способов педагогической поддержки младшего школьника, расширения круга субъектов – участников процесса эмоционального развития младшего школьника (родители, педагоги, одноклассники, сверстники), организованного с учетом таких принципов, как адресность, персонализация, своевременность, системность и др.
Декина Е. В., Пазухина С. В. Наставник для трудного подростка: организация работы в паре и развитие личностного потенциала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 6 (июнь). – С. 38–54. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211040.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Цель заключалась в проектировании и апробации программы реализации наставничества в паре как основы развития личностного потенциала наставника и трудного подростка с учетом их индивидуальных особенностей. Исследование было проведено на базе ЦО № 27 и ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», в нем принимали участие подростки, старшеклассники, студенты. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа. Диагностическая программа включала следующие методики: «Опросник межличностных отношений» (автор А. А. Рукавишников), «Коммуникативные и организаторские склонности» (авторы В. В. Синявский, Б. А. Федоришин), «Незаконченные предложения», тест «Кто Я?» (автор М. Кун). На основе учета результатов исследования трудных подростков и наставников из числа студентов и старшеклассников была составлена программа развития наставничества в паре с целью формирования позитивного образа наставника-друга у трудных подростков, профилактики девиантного поведения посредством включения в различные виды деятельности, системной помощи трудным подросткам. В основу развития наставнических отношений были положены принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта, знаний. Содержание программы подготовки наставников включало в себя следующие модули: «Я – наставник», «Как стать наставником для трудного подростка», «Шаги сотрудничества», «В помощь наставнику», «Обратная связь». Авторский подход к содержанию программы заключался в освоении наставниками из числа студентов и старшеклассников моделей позитивной профилактики девиантного поведения трудных подростков во внеучебной деятельности. Анализ реализации программы наставничества свидетельствовал о том, что наличие наставника-друга положительно влияет на формирование позитивных моделей поведения трудного подростка. Наставники личным примером помогали подросткам раскрыть свой личностный потенциал и сами развивались в паре, оказывая помощь младшим. Наставничество при этом являлось способом непосредственного и опосредованного личного влияния наставника на трудного подростка. Для наставника же такая работа превращалась в элемент личного совершенствования и саморазвития, выступала как проба себя в будущей профессии.
Абрамовских Н. В., Ильиных В. С. Формирование информационной компетентности младших школьников средствами мультимедийных технологий во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 6 (июнь). – С. 25–37. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211039.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность проблемы исследования в данной работе обусловлена тенденцией ускорения информатизации общества, способствующей процессу появления новых компетенций, необходимых каждому успешному человеку. Формирование информационной компетентности обучающихся – необходимая часть образовательного процесса начальной школы. В теории и практике решения данной задачи предлагаются различные средства, направленные на формирование компонентов информационной компетентности обучающихся, в том числе в рамках внеурочной деятельности. Вместе с тем недостаточно рассматривается ресурс современных мультимедийных технологий в интеграции с организацией проектной деятельности. Поэтому цель исследования видим в рассмотрении понятия «информационная компетентность» по отношению к обучающимся младшего школьного возраста, а также разработке и апробации программы внеурочной деятельности, реализация которой позволяет комплексно формировать все компоненты информационной компетентности обучающихся при организации проектной деятельности с применением мультимедийных технологий. Исследование предполагало использование комплексного подхода, характеризующегося применением методов анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, выделение на этой основе содержательных характеристик и основных компонентов информационной компетентности младших школьников. С учетом выявленных теоретических подходов был организован целостный эксперимент, включающий диагностический и формирующий этапы, позволивший выявить развивающий потенциал мультимедийных технологий для формирования информационной компетентности обучающихся. Теоретическое значение исследования связываем с уточнением научных подходов к рассмотрению понятия «информационная компетентность». Практическая значимость исследования состоит в рассмотрении методических аспектов к проектированию содержания курса внеурочной деятельности для создания эффективных условий формирования информационной компетентности обучающихся. Предлагаемый курс носит модульный характер и базируется на организации проектной деятельности обучающихся с включением в ее этапы мультимедийных технологий.
Муллер О. Ю., Ротова Н. А. Научная организация труда будущих профессионалов при подготовке к чемпионату WorldSkills как средство повышения их конкурентоспособности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 6 (июнь). – С. 14–24. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211038.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Изменения в формировании новой технологической базы основаны на внедрении инновационных научных достижений во все сферы общества, следовательно, остро встает вопрос наличия научно-технического потенциала и высокотехнологичного производства, решение которого во многом зависит от уровня качества подготовки профессиональных кадров, их конкурентоспособности. В статье охарактеризовано сущностное содержание системы научной организации труда при подготовке будущих профессионалов к чемпионату WorldSkills, так как владение принципами научной организации труда является, во-первых, необходимым условием для студентов – участников чемпионата, а во-вторых, повышает их конкурентоспособность не только при участии в чемпионате, но и в профессиональной деятельности в будущем. Цель исследования – теоретическое обоснование использования принципов научной организации труда при подготовке будущих профессионалов к чемпионату WorldSkills для повышения их конкурентоспособности. Методологическим основанием исследования являются идеи технологического, компетентностного подходов, общенаучные методы сравнительного анализа (исторической ретроспективы), синтеза и обобщения. Теоретическая значимость статьи состоит в следующем: раскрыто содержание понятия научной организации труда будущих профессионалов при их подготовке к чемпионату WorldSkills для повышения конкурентоспособности как процесса организации профессионального труда, направленного на повышение его производительности; представлена ретроспектива взглядов российских и зарубежных ученых на сущностное содержание понятия научной организации труда, включающего элементы и задачи организации труда, раскрывающие важность исследуемого процесса для системы эффективной подготовки конкурентоспособных кадров; рассмотрены системы мотивации труда, предложенные российскими и зарубежными исследователями. Практическая значимость статьи состоит в том, что содержащиеся в ней выводы и положения раскрывают принципы научной организации труда будущих профессионалов при подготовке их к чемпионату WorldSkills для повышения конкурентоспособности, что подтверждается результатами исследования. Авторы отмечают, что основной акцент следует сделать на ранней профессиональной ориентации, мотивации и стимулировании молодежи и студентов, повышении престижа рабочих профессий с помощью форм и методов профессионального обучения, имеющих в своей основе принципы научной организации труда.
Кареева И. В., Федотова И. Н. Формирование навыков межэтнической толерантности среди учащейся молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 6 (июнь). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211037.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой авторами тематики обусловлена тем, что сегодня сотрудник уголовно-исполнительной системы должен обладать рядом специфических навыков, наиболее значимыми из которых являются навыки межкультурной коммуникации, состоящие из таких компонентов, как толерантное межэтническое взаимодействие и умение вести конструктивный межкультурный диалог. Эти требования, предъявляемые государством и обществом к сотруднику уголовно-исполнительной системы, обозначили необходимость формирования у курсантов навыков межэтнической толерантности. Проблема формирования навыков межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, основанная на принципах толерантности, уже долгое время находится в центре внимания различных научных направлений. Цель исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить предлагаемые направления по формированию указанных навыков у курсантов. Исследование было проведено авторами с помощью следующих методов: опросник «Диагностика общей коммуникативной толерантности» В. В. Бойко в модификации авторов; опросник «Определение уровня конфликтоустойчивости» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов); экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, Л. А. Шайгерова). Сделанные авторами выводы и предложения по совершенствованию образовательного процесса во Владимирском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний и возможность дальнейших научных разработок данной темы представляют теоретическую значимость работы. Практическую значимость работы составляет рассмотренный в статье опыт формирования навыков межэтнической толерантности у курсантов на примере Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, который при необходимости могут применить и другие вузы. К основным результатам работы можно отнести реализацию предложенных авторами направлений по формированию межэтнической толерантности у курсантов, изменение отношения к представителям иных этносов в положительную сторону, повышение уровня межэтнической толерантности в экспериментальной группе. Таким образом, доказана эффективность предложенных авторами направлений по формированию межэтнической толерантности у курсантов. Опыт формирования навыков межэтнической толерантности у курсантов, рассмотренный на примере Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, может быть применен и другими высшими учебными заведениями в целях повышения эффективности учебной и воспитательной работы среди обучающихся.