Педагогические науки

Тропникова В. В. Применение технологий геймификации в образовательном процессе в системе среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 3 (март). – С. 86–96. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211016.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Динамичность изменений в образовательном пространстве осмысливается педагогическим сообществом. Педагогическая деятельность изменяется под воздействием новых технологических условий и ситуаций социального взаимодействия. Возникает потребность педагогов в использовании виртуальных образовательных сред и игровых методик. Факторами, влияющими на растущий интерес и развитие геймификации в образовании, являются: педагогический потенциал игр, интерес к технологиям, определенная связь между процессом игры и процессом обучения, идеи развития познавательного интереса как мотивации обучения и возможной согласованности различных ресурсов процесса обучения. Образовательная политика развитых стран строится на образовательной аналитике, позволяющей, используя массивы данных, обрабатывать педагогическую информацию и внедрять в образовательный процесс инновационные технологии обучения для повышения эффективности системы образования. Актуальность темы связана с необходимостью расширения практики инновационных педагогических технологий обучения в системе СПО, что обусловлено требованиями производства, научно-техническим прогрессом и общественными отношениями. Система профессионального образования, меняя форматы образовательных программ, расширяет дидактический потенциал за счет использования новых педагогических технологий: геймификации, роботизированных платформ и искусственного интеллекта в обучении. Международный опыт свидетельствует о значительном использовании игровых технологий в практике обучения. Российские образовательные практики, модернизируя систему образования, также используют игровые технологии в неигровых процессах с целью повышения мотивации и вовлеченности пользователей образовательных услуг. Цель работы – выявление педагогического потенциала использования программных средств и платформ с геймифицированными технологиями в системе СПО на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж». Теоретическая значимость статьи состоит в обосновании возможности использования игровых технологий и массовых открытых онлайн-курсов (далее – МООК) для среднего профессионального образования. Рекомендуется использовать платформы МООК с мультимедийным и геймифицированным содержанием для дисциплин естественно-научного цикла, встраивая их в учебный процесс.
Моисеева Н. А., Полякова Т. А. Развитие цифровых компетенций будущих инженеров средствами информационно-математического моделирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 3 (март). – С. 71–85. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211015.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях вызовов современного рынка труда цифровой цивилизации, в частности Индустрии 4.0, становится актуальной проблема формирования и развития цифровых компетенций современных специалистов инженерного профиля. Базис практически любой цифровой технологии являет собой синтез возможностей и достижений таких наук, как информатика и математика. Чтобы будущая профессиональная деятельность инженера была успешной, необходимо развивать цифровые компетенции обучающихся, используя дидактический потенциал межпредметной интеграции, осуществляемой в процессе информационно-математической подготовки инженеров. Цель исследования – поиск возможных оптимальных путей осуществления информационно-математической подготовки будущих инженеров технических специальностей вузов для Индустрии 4.0. В статье анализируются контекстно-компетентностный и CDIO-подходы в организации учебного процесса. Новизна данного исследования: определено содержание цифровых компетенций будущего инженера в контексте применения им информационно-математического моделирования при решении практико-ориентированных задач межпредметного содержания. Авторы рассматривают информационно-математическое моделирование как один из факторов эффективного развития цифровых навыков студентов технического вуза на примере организации самостоятельной работы обучаемых. Проведенный теоретический анализ исследований по теме позволил выделить дидактические возможности информационно-математического моделирования в цифровом образовательном пространстве. В статье приводится авторская методика применения средств информационно-математического моделирования для развития цифровых компетенций будущих инженеров, востребованных в Индустрии 4.0, в условиях цифровой трансформации профессионального инженерного образования. Данное исследование открывает возможности для продолжения исследований развития цифровых компетенций будущих инженеров. Приведенная авторами трактовка возможностей интеграции информатики и математики может быть рекомендована широкому кругу профессорско-преподавательского состава информационных и математических кафедр технических университетов для использования в работе.
Кочубей Е. М., Сергеева Б. В. Система взаимодействия семьи и школы в воспитании у младших школьников сознательного отношения к учебе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 3 (март). – С. 53–70. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211014.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования заключается в наличии потребности у преподавателей начальных классов во взаимодействии школы и семьи с целью воспитания у учеников младших классов сознательного и ответственного отношения к обучению. Цель работы состоит в создании и последующей эмпирической проверке разработанной авторами системы взаимодействия семьи и школы в воспитании сознательного отношения к учебе у младших школьников, а также в выделении составляющих данной системы. К источникам, послужившим основой для рассмотрения проблемы взаимоотношения школы и семьи в аспекте воспитания сознательности у младших школьников, относятся научные труды по методологии психолого-педагогических исследований. Базой для разработки вышеуказанной системы также стали положения, выработанные современными психологами и педагогами, в которых сознательное отношение к учебе как компоненту человеческих отношений определено в качестве главенствующего аспекта формирования личности обучающегося, приобретающего особенное значение именно в начальной школе, поскольку учеба является в этот период ведущей деятельностью. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что уточненные в исследовании содержательные характеристики взаимодействия школы и семьи по воспитанию сознательного отношения к учебе и конкретизируют научное знание о сущности, содержании и механизмах сознательного отношения к учебе у младших школьников. Практическая значимость исследования заключается в том, что определены основные направления деятельности во взаимодействии семьи и школы, способствующие воспитанию сознательного отношения у младших школьников; разработана система взаимодействия школы и семьи по созданию для младших школьников необходимой среды в воспитании сознательного отношения к учебе; представлены способы, способствующие воспитанию сознательного отношения к учебе, проявлению интереса к процессу обучения; определены уровни оценки воспитанности данного качества личности, представлена их характеристика. В данной научной статье исследуются процессы воспитания у школьников начальных классов сознательного отношения к обучению в результате взаимодействия семьи и школы на базе разработанной системы, содержащей следующие структурные элементы: методологический, целевой, содержательный, организационно-деятельностный, а также результативно-оценочный. Указанная система взаимодействия семьи и школы в воспитании сознательного и ответственного отношения к процессу обучения у школьников может быть рекомендована к использованию учителями начальной школы для оптимизации учебной деятельности с целью воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебе, а также осуществления эффективного взаимодействия школы и семьи с этой же целью.
Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. Некоторые приемы обучения аудированию студентов языковых факультетов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 3 (март). – С. 40–52. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211013.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Аудирование является одним из ключевых моментов в обучении иностранному языку наряду с письмом, чтением и говорением. Все виды речевой деятельности взаимосвязаны и актуальны на любом уровне владения языком, для любых целей и задач. Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает стабильно высокий интерес как теоретиков, так и практиков методологии преподавания к развитию навыков аудирования при изучении иностранного языка на разных уровнях для различных целей, к выявлению наиболее проблемных моментов и способов их решения, а также к использованию методов и приемов смежных наук для более глубокого понимания сути аудирования. Цель исследования состоит в актуализации наиболее эффективных (с авторской точки зрения) приемов работы с аудиоматериалом на разных этапах обучения иностранному языку. Цель работы определила методы исследования: общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и систематизации. Более частным методом можно считать метод педагогического наблюдения. В практической части исследования описаны приемы по активизации и совершенствованию навыков аудирования. Так, среди эффективных приемов авторы выделяют: а) эхо-повтор (подготовленный и спонтанный), применяемый для работы с интонационными контурами, темпом речи и ее распознаванием; б) использование графиков, карт, схем, таблиц и других средств визуальной поддержки; в) работу с дневником аудирования (вариативность достигается за счет разножанровости, а также предоставленной обучающимся свободы выбора и форм отчетности); г) создание контекста (например, параллельные тексты) в качестве подготовки к аудированию; д) использование видеоматериалов (например, работа с видео без звука, без изображения, работа со стоп-кадром, смешанными фрагментами и др.). Данные приемы были с успехом апробированы на факультете лингвистики и перевода ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» в период с 2017 по 2020 год. Практическая значимость работы заключается в актуализации продуктивных приемов аудирования. Описанные приемы могут быть адаптированы практически под любой уровень владения любым иностранным языком. В выводах обобщается информация и намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Муллер О. Ю., Боталова А. Н. Формирование экономической компетентности студентов педагогического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 3 (март). – С. 31–39. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211012.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Для студентов педагогического профиля образования задача формирования экономической компетентности важна прежде всего ввиду высокой социальной ответственности педагогов. Успешная эффективная профессиональная деятельность педагога возможна при совмещении личностных ценностей в экономических отношениях с социальными, отражающимися на результатах образовательной деятельности. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью формирования новых подходов к развитию экономической компетентности студентов в условиях интенсивной трансформации экономических отношений, касающихся социальных сфер деятельности. Цель исследования – разработка модели формирования экономической компетентности студентов педагогического профиля образования. Анализ исследования проведен на основе универсальной модели формирования экономической компетентности студентов вузов, предложенной Г. М. Морозовой, с учетом теоретических изысканий ее диссертации и статей, материалов других ученых. Материалом для исследования являлись научные статьи о формировании экономической компетентности студентов педагогического образования. Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение. Ведущий метод исследования проблемы подразумевает моделирование на основе дидактического подхода к преподаванию экономики для непрофильных направлений образования. Основные результаты исследования позволили заключить, что предложенная в диссертационном исследовании Г. М. Морозовой универсальная модель формирования экономической компетентности студентов вузов подходит для построения на ее основе структурной модели формирования экономической компетентности студентов педагогического профиля обучения, позволяя сэкономить время и образовательные ресурсы при реализации структурных связей в модели, которые подробно рассмотрены в данной статье. В связи с этим есть основания полагать, что модель легкодоступна для гибкой корректировки под меняющиеся условия, формы и методы образования, что также можно предположить в отношении подобных моделей для других специальностей. Теоретическая значимость исследования отражена в визуализации основных универсальных положений диссертации Г. М. Морозовой в вопросе формирования экономической компетентности студентов вузов, представленной в форме структурной схемы. Соответственно, практическая значимость исследования указывает на гибкость представленной схемы-модели, по мнению авторов исследования, легкодоступной для изменений под различные направления образования.