Педагогические науки

Габдуллина А. Ш. Принципы профессионально-ориентированного иноязычного обучения на базе продуктивного подхода в неязыковых вузах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 16–27. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201042.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена классификации и отбору принципов профессионально ориентированного иноязычного обучения студентов неязыковых вузов на базе продуктивного подхода. Актуальность исследования обоснована следующими факторами: необходимостью повышения качества подготовки студентов в неязыковых вузах, формирования самостоятельного управления учебно-познавательным процессом в овладении иностранным языком, что способствует личностному росту; недостаточной разработанностью профессионально ориентированных учебных материалов по иностранному языку. Цель данной статьи – сформулировать специальные принципы иноязычного профессионально ориентированного обучения в неязыковых вузах на базе продуктивного подхода; проанализировать профессионально ориентированное обучение иностранному языку; раскрыть сущность и содержание продуктивного подхода и его принципов в иноязычном обучении, которые описываются с точки зрения содержания курса иностранного языка по отношению к содержанию будущей профессии студентов. В ходе исследования были рассмотрены следующие аспекты: продуктивное обучение как комплекс управления языковым образованием студентов и развития личности, способной к самообразованию и саморазвитию на профессиональном языковом уровне; основные принципы обучения, базирующиеся на профессионально ориентированном иноязычном обучении, которые, как правило, опираются на теоретические основы профессионально ориентированного обучения в целом; междисциплинарный принцип как один из ведущих принципов профессионально ориентированного иноязычного обучения, который формируется на основе связи междисциплинарных тем. При проведении исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической, методической литературы; изучение и анализ документации; организация и проведение эмпирического исследования; наблюдение за практическим осуществлением работы по письменному переводу на иностранном языке студентов I курса факультета «Информационные технологии»; математическая обработка полученных данных. Вывод исследования заключается в выделенных принципах иноязычного профессионально ориентированного обучения (формируют у студентов переводческую компетенцию) путем продуктивного подхода (развивает внутреннюю мотивацию и самовоспитание в дальнейшей профессиональной деятельности). Данная статья адресована преподавателям иностранного языка неязыковых вузов.
Ершова К. Е. Образовательный курс в рамках «стратегии глобализации»: опыт Японии и России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 1–15. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201041.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Для Японии и России, находящихся в центре мирового сообщества, важно приспособиться к эре быстрых перемен. Главный вопрос для системы образования сейчас состоит в том, может ли коллаборация с другими странами внести вклад в интеллектуальное развитие как внутри страны, так и за рубежом. Актуальность темы заключается в том, что с успехами глобализации социальная активность граждан начинает выходить за рамки национальных границ, а опыт показывает, что программы по обмену студентами помогают в поиске решения вопросов внутреннего и внешнего значения, становятся ключом к пониманию других культур, улучшают коммуникационные навыки и повышают уровень владения иностранным языком. Целью данной статьи является обзор изменений образовательного курса в Японии и России на примере опыта Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова РС (Я) в рамках «стратегии глобализации». В данном исследовании отражена история развития международного обучения в Японии, проводимого при поддержке министерства образования, культуры, спорта, науки и технологии (MEXT), и практика зарубежных стажировок в СССР на примере главного университета Якутии. В статье автор исследует становление практики обменных программ в японской системе образования, начиная с реставрации Мэйдзи и вплоть до современности; расширение возможностей обменных программ в Якутии с начала основания университета. Основными результатами исследования стали: всестороннее рассмотрение вопроса организации стажировок в Японии в исторической ретроспективе, выявление преимущества обучения с помощью билингвальной и мультилингвальной программ, а также зарубежных стажировок. До недавнего времени активность в изучении иностранного языка в Японии была направлена лишь на английский язык, а новая парадигма – трилингвальная программа – рассчитана на расширение границ личностного роста. Новая концепция в образовательной политике призывает начинать изучение английского языка с первых классов начальной школы. Пока для одних английский язык является обязательным лишь в 5-м классе, другие школы предлагают программу двухъязыкового обучения с погружением в среду на более раннем этапе, что способствует удачной сдаче сертификационных экзаменов на уровень владения иностранным языком к окончанию школы. Теоретическая значимость состоит в том, что для Японии и России оставаться конкурентоспособными странами в будущем среди стремительных изменений в международной среде означает рассматривать иностранные языки в качестве важных инструментов для поднятия международного статуса страны, используя его наравне с достижениями в науке и технологиях. Для улучшения коммуникационных навыков в изучении второго и третьего языков единая траектория должна выстраиваться с детства и должна быть рассчитана до окончания университета. Подобные меры, как считается, будут способствовать изучению большего количества языков, достижению экономического роста и созданию рабочих мест, обеспечению безопасности и процветания страны.
Воронова А. А., Кравец К. К. Модель формирования медиаграмотности у обучающихся в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 146–157. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201040.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В современных условиях развитого информационного пространства навыки медиаграмотности являются необходимыми для социализации и личностного развития человека. Медиаграмотность позволяет человеку безопасно пользоваться медиапространством, критически воспринимать поступающую информацию из медиасреды, не попадаться на уловки онлайн-мошенничества и распространение дезинформации. Современники ориентированы на информацию, поступающую из медиапространства, что подчеркивает актуальность вопроса развития медиаграмотности, обучения молодежи способам общения с помощью технических средств (не только на любительском, но и на профессиональном уровне). Умения эффективно строить коммуникации в сети Интернет позволяют быть индивиду более конкурентоспособным на рынке труда. Медиаграмотность необходимо развивать со школьной скамьи. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» зафиксировано понятие инклюзивного образования, которое позволяет получать образование детям с ограниченными возможностями здоровья. Актуальной на современном этапе становится проблема формирования медиаграмотности у обучающихся в условиях инклюзивного образования. Цель статьи – на основе результатов исследования представить модель формирования медиаграмотности у обучающихся в рамках инклюзивного образования. Ведущими подходами исследования в статье выступают концепции о зоне ближайшего развития и деятельностного подхода (Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева); теория медиаобразования (В. Вебер, Ю. С. Инякин, О. П. Кутькина, А. В. Федоров). Модель разработана на основе теоретического анализа и педагогического опыта. Она подходит для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с соблюдением правила ненанесения вреда для обучающихся с условно нормативным развитием. Авторами выделяются формы и методы формирования медиаграмотности в рамках инклюзивного образования; рассматриваются знания, умения, навыки, необходимые для медиаграмотности; описываются принципы и условия, позволяющие использовать модель как для нормативно развивающихся обучающихся, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Статья будет интересна для ознакомления педагогам, психологам общеобразовательных и коррекционных школ, студентам и магистрантам направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».
Богданова Е. А., Горев П. М., Лямина О. В. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников через комплекс мероприятий «Детский университет» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 130–145. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201039.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В соответствии с действующим Федеральным государственным стандартом начального общего образования организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников является одним из важнейших и необходимых условий для полноценного развития и социализации личности ребенка, осуществляемой посредством деятельности, направленной на успешное овладение универсальными учебными действиями, что закладывается в основополагающей методологии системно-деятельностного подхода. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников, оставаясь малоисследованной с точки зрения практического воплощения, является сплавом различных видов деятельности, осуществляемых ребенком в комплексе для достижения метапредметных результатов. Однако потенциал такого рода работы учащихся начальных классов все еще требует всестороннего изучения и воплощения в практику работы школы. Таким образом, целью представленной статьи является описание содержания и форм проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов через комплекс мероприятий «Детский университет», обоснование эффективности технологии управления соответствующим образовательным проектом. Ведущим подходом при этом выступает моделирование системы проектной деятельности в начальном школьном образовании с включением в нее системно-деятельностного подхода, метода проектов и развивающего обучения. В результате проводимого исследования была представлена практическая составляющая работы: подробное описание всех мероприятий, проводимых на образовательной площадке, характеристика основных занятий для учащихся начальных классов. В ходе проведенного исследования авторами была осуществлена работа по апробации технологии управления проектом «Детский университет», анализ полученных данных во время констатирующего и контрольного экспериментов. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о проектно-исследовательской деятельности младших школьников в комплексе мероприятий «Детский университет», направленных на соответствие новых знаний уровню развития способностей ученика. Практическое использование данной технологии позволяет организовать работу поэтапного внедрения проектно-исследовательской деятельности в практику общеобразовательной организации. Статья может быть интересна учителям начальных классов, студентам педагогических направлений подготовки, исследователям, работающим в направлении изучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Суворова Т. Н., Михлякова Е. А. Применение технологий 3D-моделирования для персонализации обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 110–129. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201038.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена дидактическими возможностями средств 3D-моделирования для персонализации обучения и осознанного включения обучающихся в решение проблемных задач созидательного характера как важного условия повышения качества образовательных результатов и подготовки выпускников. Проблема исследования определяется противоречием между возможностями 3D-технологий для повышения качества образования за счет учета индивидуальных особенностей личности обучающегося, познавательных интересов, профессиональных стремлений и применяемой в образовательных организациях моделью обучения. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения технологий 3D-моделирования для персонализации и повышения качества обучения. Методология исследования основывается на анализе и обобщении литературы зарубежных и отечественных авторов по вопросам персонализации обучения, применения средств 3D-моделирования для проектирования образовательного пространства. Оценка качества обучения, анализ трехмерных моделей, наблюдение, обобщение полученных результатов выполнялись в ходе педагогического эксперимента. Статистическая проверка достоверности полученных результатов выполнена с использованием критерия Манна – Уитни. Авторами выполнено уточнение понятий «персонализация обучения», «созидательная деятельность» с учетом вызовов к цифровой образовательной среде и с ориентацией на подготовку востребованных специалистов будущего. Выявлены проблемы персонализации обучения (осознанность выбора, градация системы задач), содержание которых описано с позиций педагогов и обучающихся. Исследован потенциал 3D-технологий в отношении повышения качества подготовки выпускников за счет возможностей учета в персонализированной образовательной программе их индивидуальных возрастных и психологических особенностей. Особенности персонализированного обучения на базе технологий 3D-моделирования раскрываются авторами на примере осознанного выбора обучающимися программного средства, изучения теоретических основ и инструментов трехмерного моделирования, решения структурированных задач созидательного характера, конструирования проектных решений. Материалы статьи могут использоваться, во-первых, для обеспечения персонализации обучения в ходе творческой созидательной деятельности обучающихся по созданию 3D-моделей; во-вторых, для поддержки профессиональной ориентации и самореализации личности с учетом приоритетов цифровой экономики.