Педагогика
Чуркина Н. И. Историческая память в развитии групповой солидарности современных поколений преподавателей вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – URL: http://e-koncept.ru/2025/251078.htm
ART 251078
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11078
Просмотров: 19
Публикация находится в обработке. Полный текст будет доступен в ближайшее время.
Шалагинова К. С., Декина Е. В. Особенности эмоционального интеллекта у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – URL: http://e-koncept.ru/2025/251077.htm
ART 251077
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11077
Просмотров: 26
Публикация находится в обработке. Полный текст будет доступен в ближайшее время.
Цыганова Л. В., Смирнова Е. В., Плахова О. А. Образовательные возможности искусственного интеллекта в обучении английскому языку студентов технических профилей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 338–353. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251076.htm
ART 251076
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11076
Просмотров: 37
Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью английского языка как инструмента международного общения в научно-технической сфере и необходимостью повышения эффективности его освоения студентами технических профилей. В условиях стремительного развития технологий искусственного интеллекта возникает потребность в изучении его потенциала для оптимизации процесса обучения английскому языку, особенно в части развития специализированной лексики и навыков профессиональной коммуникации. Данная статья посвящена исследованию образовательных возможностей искусственного интеллекта в контексте обучения английскому языку студентов технических специальностей. Целью исследования является анализ и оценка эффективности применения инструментов искусственного интеллекта для повышения уровня владения английским языком у студентов технических вузов. В рамках исследования применялись следующие подходы: систематический обзор научной литературы, анализ существующих образовательных платформ и приложений на основе искусственного интеллекта, педагогическое экспериментирование с использованием различных инструментов искусственного интеллекта (например, чат-ботов для языковой практики, систем автоматизированной оценки эссе, персонализированных обучающих программ) в процессе обучения студентов технических специальностей. Оценка эффективности осуществлялась посредством сравнительного анализа результатов контрольных и тестовых работ, а также анализа обратной связи от студентов и преподавателей. Результаты исследования демонстрируют, что интеграция инструментов искусственного интеллекта в образовательный процесс способствует повышению мотивации студентов к изучению английского языка, улучшению усвоения специализированной лексики, развитию навыков аудирования и говорения, а также формированию уверенности в использовании английского языка в профессиональной деятельности. Кроме того, искусственный интеллект позволяет обеспечить персонализированный подход к обучению, адаптируя учебные материалы и темп обучения к индивидуальным потребностям каждого студента. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении опыта использования искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам, а также в разработке теоретической модели интеграции инструментов искусственного интеллекта в учебный процесс для студентов технических специальностей. Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных рекомендаций по применению инструментов искусственного интеллекта в обучении английскому языку студентов технических вузов, которые могут быть использованы преподавателями, разработчиками образовательных программ и самими студентами для повышения эффективности обучения. Полученные результаты могут быть применены для совершенствования существующих методик преподавания английского языка и разработки новых образовательных ресурсов с использованием технологий искусственного интеллекта.
Лесев В. Н. Применение методов микросоциологии к изучению формирования глобальных компетенций у иностранных студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 324–337. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251075.htm
ART 251075
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11075
Просмотров: 91
Развитие экспорта российского образования предполагает существенный рост иностранных обучающихся в вузах страны. В таких условиях вопросы подготовки глобально образованных выпускников становятся все более актуальными. Растет и значимость методов оценки уровня сформированности глобальных компетенций у обучающихся. На сегодняшний день эта задача решается чаще всего применением опросов и тестированием обучающихся, что, естественно, значительно сужает возможности для получения объективных данных. Кроме того, такие методы часто ограничивают возможности для всестороннего анализа, так как они не всегда учитывают контекстуальные и социальные аспекты формирования этих компетенций. Цель исследования – изучить и протестировать на практике иные методы, позволяющие оценивать уровень сформированности соответствующих компетенций. Анализ научной литературы показывает, что альтернативным подходом здесь может быть применение микросоциологических методов, которые фокусируются на изучении социальных взаимодействий и повседневных практик обучающихся. Достоинством подхода в применении таких методов является обеспечение ими более глубокого понимания того, как глобальные компетенции формируются в реальных условиях с учетом влияния социального окружения, культурных особенностей и индивидуальных различий. В настоящей работе, помимо общего анализа различных микросоциологических методов, представлен анализ того, как некоторые из них могут быть применены для изучения данной проблемы на практике. В частности, в работе представлены результаты исследования, проведенного при помощи двух из них с участием иностранных обучающихся Кабардино-Балкарского государственного университета. Результаты анализа эссе и рисунков показали, что студенты имеют различное представление о глобальных угрозах, которое зависит от их личного опыта, культурного фона и образовательного контекста. С теоретической точки зрения исследование позволяет сделать вывод о том, что микросоциологические методы могут значительно обогатить понимание процесса формирования глобальных компетенций, а также способствуют развитию знаний о том, как глобальные компетенции формируются в различных социальных и культурных контекстах. С практической точки зрения результаты могут быть полезны для разработки эффективных стратегий развития глобальных компетенций, что важно как для исследователей, так и для практиков в области образования, поскольку может способствовать созданию более эффективных образовательных программ.
Горюнова Л. В., Полякова Е. В. Подготовка педагогических кадров в магистратуре к содействию участия родителей в инклюзивном образовании: актуализация проблемы и пути решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 4 (апрель). – С. 308–323. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251074.htm
ART 251074
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11074
Просмотров: 87
Актуальность исследования обусловлена противоречием между объективной потребностью системы инклюзивного образования в педагогических кадрах, готовых выстраивать партнерские взаимоотношения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, особыми потребностями, и создавать условия для их эффективного школьного родительского участия в обучении своих детей, с одной стороны, и отсутствием эффективных форм практической подготовки будущих педагогических кадров для системы инклюзивного образования, способствующих приобретению ими опыта партнерских взаимоотношений с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями и особыми потребностями, а также создания условий для реализации эффективного школьного родительского участия в инклюзивном образовании, – с другой. Цель данной статьи – аргументировать актуализацию необходимости подготовки педагогических кадров к выстраиванию партнерских взаимоотношений с родителями детей с ограниченными возможностями, особыми потребностями и рассмотреть возможности подхода «обучение служением» в реализации новых форм практической подготовки магистрантов, готовых к созданию условий для эффективного школьного родительского участия в обучении своих детей в инклюзивном образовании. Ведущими методами исследования выступили теоретический анализ и эмпирические данные, полученные методом анкетирования. На основе подхода «обучение служением» предложена форма практической подготовки педагогов в магистратуре, обеспечивающая приобретение опыта работы с родителями детей с ограниченными возможностями и особыми потребностями. В ходе проведенного исследования были получены результаты, позволяющие определить отношение родителей и педагогов к роли родительского участия в развитии инклюзивного образования. Авторы приходят к выводу о том, что педагогические кадры инклюзивного образования необходимо готовить на уровне высшего образования к выстраиванию партнерских взаимоотношений с родителями детей с ограниченными возможностями, особыми потребностями и способствовать их активному участию в процессе обучения своих детей в современной инклюзивной школы. Теоретическая и практическая значимость статьи заключается в том, что в ней выявлена специфика родительского участия в инклюзивном образовании, актуализирована необходимость подготовки педагогических кадров к ее обеспечению и на основе подхода «обучение служением» предложена форма практической подготовки педагогов в магистратуре, обеспечивающая приобретение опыта работы с родителями детей с ограниченными возможностями и особыми потребностями.