Педагогика

Славин Е. И. Парадигмальные сдвиги в методологии интенсификации обучения письменной речи на английском языке в многонациональном образовательном континууме // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 355–370. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251232.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена интенсификацией процессов глобализации в образовательном пространстве, формированием многонациональных учебных контингентов и необходимостью преодоления лингвокультурных барьеров в академической коммуникации. Традиционные методы обучения письменной речи на английском языке, разработанные для относительно гомогенных групп, демонстрируют существенные ограничения в условиях экстремального культурного и языкового разнообразия современной образовательной среды. Цель исследования – выявление и систематизация парадигмальных трансформаций в методологии интенсификации обучения письменной речи на английском языке, обусловленных спецификой функционирования многонационального образовательного пространства. Методологическая база исследования интегрирует системно-деятельностный подход, социокультурную теорию, постструктуралистскую методологию, принципы критической педагогики, трансдисциплинарный подход, концепцию экологии языка и обучения, а также принципы цифровой гуманитаристики. В результате исследования идентифицирован ряд взаимосвязанных парадигмальных сдвигов: переход от линейно-нормативной к когнитивно-дискурсивной парадигме; от монолингвального к транслингвальному подходу; концептуализация феномена интеркультуры; интеграция цифровых технологий и ИИ как соавтора; трансформация принципов организации учебного процесса через гибридную педагогику; движение к децентрированной системе оценивания; переосмысление роли автономии обучающегося. Выявленные сдвиги позволяют говорить о формировании целостной новой методологической реальности, где когнитивные, социокультурные и технологические факторы взаимосвязаны и взаимно усиливают друг друга. Теоретическая значимость исследования заключается в концептуализации современной парадигмы обучения письменной речи как синтеза когнитивистики, дигитализации и интеркультурности. Практическая значимость определяется не только возможностью использования выявленных принципов при создании методических систем нового поколения, но и перспективами их внедрения в программы повышения квалификации преподавателей, а также в разработку международных онлайн-курсов, ориентированных на студентов с различным языковым и культурным багажом.
Мирошниченко А. А. Психолого-педагогические аспекты формирования гражданской идентичности младших школьников в цифровой среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 338–354. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251231.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время высок интерес к исследованию феномена гражданской идентичности и проблеме ее формирования в междисциплинарных исследованиях, и в психологических в частности. Это связано с глобализацией и расширением межличностных и межгрупповых контактов, неопределенностью социальной ситуации развития подрастающего поколения, тенденцией к разрыву «связи времен». Поэтому есть определенный запрос общества на разработку программ по изучению и формированию гражданской идентичности, так как именно гражданская идентичность выступает основой группового и индивидуального самосознания, объединяет жителей государства и является залогом стабильности и территориальной целостности страны. Цель статьи – проанализировать и эмпирически изучить особенности формирования психолого-педагогических аспектов гражданской идентичности младших школьников в цифровой среде. В качестве методов исследования были применены компаративный анализ, контент-анализ, статистические методы, опрос, наблюдение, методы визуализации полученных результатов. Эмпирическое исследование проводилось по методике «Типы гражданской идентичности» Р. В. Борисова с помощью двух замеров на констатирующем и формирующем этапах посредством измерения. С целью изучения динамики в изменении типов гражданской идентичности между констатирующим и формирующим этапами был разработан и внедрен авторский цифровой проект «Ожившая мозаика», который направлен на становление различных аспектов гражданской идентичности у обучающихся за счет ознакомления с оцифрованными мозаиками Ростова-на-Дону, посвященными патриотической, профессиональной и исторической тематике. Участниками проекта выступили обучающиеся из различных образовательных организаций Ростова-на-Дону в количестве 80 человек. В ходе исследования было установлено, что ведущим типом гражданской идентичности у обучающихся выступает позитивный, который существенно возрос от констатирующего к формирующему этапу. Также изменения произошли и в переориентировке между гиперпозитивным и негативным типами гражданской идентичности. Негативный тип существенно снизился (2,3), а гиперпозитивный возрос до уровня средних значений (7,1) от констатирующего к формирующему этапу. Эффективность предложенной программы по становлению и развитию гражданской идентичности у обучающихся «Ожившая мозаика» была статистически подтверждена на уровне р≤0,05. Теоретическая значимость статьи заключается в изучении и систематизации представлений о психолого-педагогических аспектах формирования гражданской идентичности младших школьников в цифровой среде. Практическая значимость исследования заключается в подтверждении эффективности внедрения программы по развитию гражданской идентичности младших школьников в цифровой среде «Ожившая мозаика».
Мутьев А. В., Коваленко Ю. А., Лебедев Д. В. Состояние физкультурной работы среди школьников Крыма в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 324–337. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251230.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Исторические аспекты развития системы физического воспитания различных групп населения в нашей стране продолжают оставаться в поле зрения современных исследователей, не теряя своей актуальности. Целью работы выступило рассмотрение процессов развития физического воспитания и спортивно-массовой работы среди крымских школьников в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века. На основе системного и регионального подходов в работе был использован комплекс общетеоретических и историко-педагогических методов (анализа и обобщения научно-методической литературы, системно-исторического анализа, историко-ретроспективного и сравнительно-сопоставительного методов). Основными источниками при изучении проблемы стали делопроизводственные документы Республиканского комитета по делам физической культуры и спорта при Совете народных комиссаров Крымской АССР за 1936–1941 годы из фондов Государственного архива Республики Крым, которые впервые введены в научный оборот. Анализ научного фонда показал, что физическое воспитание с середины 1930-х годов заняло значимое место в системе воспитания молодого поколения в регионах СССР, в частности Крымской АССР. Установлено, что помимо улучшения физических кондиций школьников была значительно усилена работа в идеологическом, патриотическом и нравственном направлениях. В учебных заведениях Крыма к началу 1940-х годов был достигнут полный охват учащихся обязательными занятиями физической культурой, совершенствовалось кадровое обеспечение физического воспитания и его материально-техническая база. Постоянно расширялось самодеятельное физкультурное движение в школьных кружках и коллективах физической культуры. В исследуемый период завершилось становление комплексов ГТО и БГТО как методической основы физического воспитания советских школьников. Физкультурные коллективы школ были включены в систему спортивных соревнований от внутришкольного до всесоюзного уровня. Теоретическая значимость работы заключается в получении ранее неизвестных данных о постановке физкультурной и спортивно-массовой работы в школах Крымской АССР в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века, способствующих более полному и глубокому пониманию особенностей развития региона. Практическая значимость работы обусловлена возможностью критического осмысления и заимствования положительного опыта для дальнейшего развития и совершенствования современной системы физического воспитания детей школьного возраста.
Клюшникова Е. А. Концептуальное моделирование процесса формирования трезвого мировоззрения обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 309–323. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251229.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Формирование трезвого мировоззрения учащихся на современном этапе остро нуждается в углублении научно-методической базы. Цель работы – смоделировать процесс формирования трезвого мировоззрения обучающихся и описать полученную модель. Для построения системы формирования трезвого мировоззрения с помощью метода моделирования были учтены ключевые аспекты и особенности формирования мировоззрения обучающегося. Предложена модель системы формирования трезвого мировоззрения, включающая взаимосвязанные модули: ценностно-целевой модуль (противоречия, цели, функции и условия); нормативно-ресурсный модуль (социальный заказ, уровень профессионализма и подготовки педагогических кадров); теоретико-методологический (подходы и принципы); содержательно-технологический (содержание, технологии, методы); оценочно-результативный (уровни понимания, уровни сформированности, индикаторы). Описаны основные структурные элементы модели: функции (интегративная, идентификационная, мобилизационная, моральная, эмоциональная, ориентирующая); подходы (системный, деятельностный, культурологический, гуманистический, компетентностный); содержание (учебные дисциплины, уроки трезвости и др.); технологии (межпредметные связи, критическое мышление, здоровьесбережение, игры) и др. В данной статье представлены базовые понятия и основные структурные части процесса формирования трезвого мировоззрения. Сформированы выводы о необходимости введения в теоретическую базу педагогики трезвости не только ключевых понятий, но и системы построения процесса формирования трезвого мировоззрения в целом. Моделирование процесса формирования трезвого мировоззрения не только способствует расширению теоретической базы методики обучения трезвости. Данная модель дает возможность комплексно рассматривать процесс формирования трезвого мировоззрения как совокупность взаимосвязанных элементов и на основе этого управлять данным процессом. Сконструированная модель позволяет унифицировать проектирование, реализацию процесса формирования трезвого мировоззрения и управление им, что может помочь в выработке методических рекомендаций по формированию трезвого мировоззрения.
Гилязова Д. Р., Валеева Э. Э. Эффективные методы изучения английского языка: грамматико-переводной метод и метод прямого погружения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 11 (ноябрь). – С. 295–308. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251228.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования проблемы изучения английского языка в инженерных вузах обусловлена растущими требованиями к уровню владения языком со стороны работодателей и недостаточным количеством учебных часов, выделяемых на дисциплину в учебных планах университетов. Для устранения возникших трудностей в подготовке инженерных кадров с высоким уровнем владения иноязычной коммуникацией необходимо использовать уже имеющиеся подходы к обучению иностранного языка с анализом их влияния на качество обучения. Цель статьи заключается в проведении сравнительного анализа двух методов обучения (грамматико-переводного метода и метода прямого погружения) для выявления наиболее эффективного способа усвоения новой англоязычной лексики и ее практического применения в устной коммуникации. В эксперименте принимали участие две группы слушателей программы профессиональной переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации для нефтегазохимического комплекса (английский язык)» Казанского национального исследовательского технологического университета. Основные результаты показали, что группа, обучавшаяся по грамматико-переводному методу, продемонстрировала более высокие результаты в усвоении и употреблении лексики по сравнению с группой, использовавшей метод прямого погружения. Это свидетельствует о значимости объяснения лексических единиц на родном языке при изучении иностранных языков. Анкетирование также показало, что, хотя метод погружения был более интересен для студентов, он вызвал дискомфорт из-за исключения родного языка в процессе обучения. Теоретическая значимость работы заключается в подтверждении необходимости исследования и анализа различных подходов к преподаванию иностранных языков в вузах, что может расширить рамки современных методологических практик. Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты могут быть полезны для преподавателей при разработке учебных программ, способствующих более эффективному обучению студентов, балансируя между интересом и комфортом в процессе изучения языка. В дальнейшем исследование может быть направлено на оптимизацию подходов в зависимости от потребностей и предпочтений студентов, что повысит качество образовательного процесса в сфере профессионального общения на иностранном языке.