Педагогические науки

Киреева И. А., Ван Я. Дидактические условия использования коммуникативно-игрового метода в обучении русскому языку как иностранному китайских студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 8 (август). – С. 30–42. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201055.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В современном мире становится важной подготовка иностранных студентов к общению и взаимодействию в рамках интеркультуры, предполагающей активное вхождение в систему национальных ценностей, традиций, обычаев, норм и правил поведения в стране изучаемого языка. В этом плане возникает противоречие между потенциальными возможностями обучения русскому языку как иностранному в формировании не только коммуникативной, но и универсальной компетенции иностранных студентов и неразработанностью эффективных дидактических условий ее формирования. Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему нашего исследования: каков потенциал дидактических условий использования коммуникативно-игрового метода в обучении русскому языку как иностранному китайских студентов в формировании универсальной компетенции? Цель настоящего исследования – разработать дидактические условия использования коммуникативно-игрового метода в обучении русскому языку как иностранному китайских студентов. Статья подготовлена на основе использования личностно-деятельностного и коммуникативного подходов. Также был использован комплекс взаимопроверяющих и дополняющих друг друга методов исследования, таких как методы теоретического анализа; диагностические методы; опрос; методы статистической обработки данных. По итогам исследования было установлено, что оптимизация процесса обучения русскому языку как иностранному китайских студентов будет более эффективной на основе разработанных дидактических условий использования коммуникативно-игрового метода. Теоретическая ценность и новизна работы заключается в том, что научно обоснованы дидактические условия использования коммуникативно-игрового метода в обучении русскому языку как иностранному китайских студентов с позиции личностно-деятельностного и коммуникативного подходов; выявлены и установлены теоретические и практические основы коммуникативно-игрового метода обучения русскому языку как иностранному китайских студентов в российских и зарубежных университетах. Практическое значение исследования заключается в определении наиболее эффективных приемов и форм игровой работы на различных этапах практических занятий по русскому языку как иностранному, способствующих формированию коммуникативной и универсальной компетенций китайских студентов.
Иванова О. Ю., Кутузова З. Ю., Кутузов А. В. Информационно-образовательная среда вуза: сущность и структура // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 8 (август). – С. 20–29. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201054.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность статьи обусловлена проблемой формирования профессиональной компетентности у студентов в условиях развития цифровой образовательной среды в высшей школе. Целью статьи является анализ составных компонентов информационно-образовательной среды в вузе. Как показала практика, в процессе развития цифровизации образования этот фактор определяет необходимость совершенствования всех видов обеспечения учебного процесса, в том числе и информационно-технологического. Переход к цифровизации образования инициирует необходимость содержания деятельности педагогов в информационно-образовательной среде вуза, методов ее осуществления и поиска новых информационных технологий. При этом важно отметить, что в условиях цифрового развития образования необходимо рассмотреть вопросы развития информационно-образовательной среды в вузе. Основная гипотеза исследования основывается на предположении о том, что уровень сформированности профессиональной компетентности у студентов повысится, если раскрыть сущность и содержание информационно-образовательной среды применительно к процессу формирования профессиональной компетентности у студентов в вузе. Теоретически обосновывается структура информационно-образовательной среды вуза, создающая основу формирования профессиональной компетентности у студентов в условиях цифровизации образования. Развитие информационно-образовательной среды вуза позволило бы не только упорядочить теоретические подходы к изучению понятия «формирование профессиональной компетентности у студентов», но и совершенствовать практическую деятельность по их формированию. Следует отметить, что созданная в вузе информационно-образовательная среда предоставляет студентам как субъектам в своей деятельности (учебной, научно-исследовательской, профессиональной и т. д.) такие условия и возможности, при которых осуществляется формирование профессиональной компетентности в процессе обучения в вузе.
Вакулова Т. В., Ковалёва Н. С. Особенности цивилизационного подхода в исследованиях по педагогике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 8 (август). – С. 1–19. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201053.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обосновывается необходимостью применения новых подходов в педагогических исследованиях. Цивилизационный подход, в отличие от формационного и других научных подходов, активно применяется не только в философско-исторических исследованиях, но и в педагогических. Теоретические основания данного подхода помогают глубже проникнуть в суть изучаемых педагогических проблем. Научная новизна исследования состоит в раскрытии основных положений цивилизационного подхода и применения их в педагогике. Это обусловлено кардинальными изменениями, происходившими в ХХ веке во всех сферах жизни общества, в том числе в сфере образования и гуманитарных наук. Необходимость применения новых подходов в педагогических исследованиях продиктована также развитием самой педагогической науки и накоплением новых знаний, возросшим интересом общества к воспитанию и образованию молодого поколения. Поскольку цивилизационный подход включает в себя основополагающие характеристики культуры определенной цивилизации, особенности процесса воспитания и образования внутри самих цивилизаций, то использование подхода будет способствовать повышению качества образования, получению прочных знаний, развитию исследовательских компетенций обучающихся, формированию культурно-исторического пространства Российского государства. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определяется необходимость перехода от формационного к цивилизационному подходу, а также разработки и использования подхода в педагогике. Применение подхода научно-педагогическим сообществом показывает разнообразие развития педагогических систем и обществ в рамках мировых цивилизаций. Цель исследования связана с выделением основных характеристик цивилизационного подхода в методологии педагогических исследований и общих и различных характеристик понятия «цивилизация», с определением возможности использования цивилизационного подхода для более полного изучения педагогических проблем. Авторы раскрывают особенности интерпретации понятия «цивилизация», открывающие его смысл в использовании применительно к педагогике. В работе рассматриваются похожие и различные значения понятия «цивилизация» в педагогике и истории, а также уникальные особенности формирования российской цивилизации и воздействие этих особенностей на развитие педагогических изысканий. Подчеркивается, что в педагогике длительное время применялся исключительно формационный подход, но после распада мировой биполярной системы, в конце ХХ века, ученые стали применять и цивилизационный подход. Авторы обосновывают применение данного подхода в педагогике как высшей, так и средней школы не только созданием важнейших предпосылок для воспитания школьников и студентов, но и сохранением исторической и коллективной памяти в общественных системах. Считают, что использование цивилизационного подхода в педагогических исследованиях способствует изучению различных процессов с учетом специфики социальных и культурных оснований общества, в которых протекают педагогические процессы. Подход увеличивает потенциал научного исследования, поскольку изучаются особенности образования и воспитания, созданные внутри цивилизаций. Педагогические парадигмы и образовательные модели, которые встраивались в социокультурные основания цивилизаций, были непосредственно сплетены с воспроизводством определенного типа личности, этноса, находящегося в единстве с традициями общества и доминирующей в нем системой культурно-религиозных ценностей. Авторы считают, что применение цивилизационного подхода в педагогике, в процессе образования и воспитания, может быть действенным и существенным условием как для профессионального роста, так и для личностного формирования.
Ковалёва Н. С., Вакулова Т. В. Педагогические условия организации самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 41–52. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201052.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена рассмотрению проблемы самостоятельной работы обучающихся в аспекте эффективности её организации и реализации. С изменившейся обстановкой во всём мире, где пандемия внесла свои корректировки, меняются формы взаимодействия участников процесса обучения в вузе – преподавателя и студента. Традиционное для педагогики понятие «самостоятельная работа» потребовало качественно нового осмысления в кризисных условиях современных вызовов. В обществе уже наметилось противоречие между востребованностью специалистов, ориентированных на самообразование, и слабой разработанностью в теории педагогики проблемы организации самостоятельной работы на основе передовых технических средств, информационных и педагогических технологий. Целью данной статьи является освещение основных педагогических условий эффективности самостоятельной работы в вузе. Ведущими в исследовании обозначенной проблемы стали теоретические методы исследования, а также метод наблюдения, беседы с участниками образовательного процесса и анализ преподавательской практики авторов статьи. Самостоятельная работа осмыслена авторами в системе расширительных представлений как императив в формировании творческой независимости будущих специалистов и в тесном соотношении с самостоятельностью как личностным качеством. Авторы акцентируют внимание на таких аспектах самостоятельной работы в высшей школе, как широкое поле её внедрения на всех уровнях и этапах обучения, необходимость варьирования в зависимости от сложности заданий и форм их выполнения. Авторы статьи отстаивают точку зрения, что главным направлением самостоятельной работы обучающихся является формирование творческой самостоятельности, позволяющей готовить специалистов-профессионалов, обладающих высокоорганизованным индивидуальным стилем самообразования. Положения и наблюдения статьи совершенствуют теоретические представления о самостоятельной работе как форме учебно-познавательной деятельности, способствуют повышению эффективности практической реализации данного процесса в систему образования в условиях современных профессиональных требований.
Белинова Н. В. Модель профессиональной подготовки педагога в вузе к внедрению инновационных технологий речевого развития детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 29–40. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201051.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Современный образовательный процесс строится преимущественно на принципах стандартизации и поиска оптимальных технологических решений для обеспечения качества образования. В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в этой связи вполне обоснованной представляется апробация использования инновационных технологий речевого развития детей дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС ДО (2014 год) в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации реализуются пять образовательных областей, включая область «Речевое развитие». В рамках настоящего исследования актуализируются два аспекта реализации этой области: определение инновационных технологий речевого развития детей дошкольного возраста и профессиональная подготовка педагога в вузе к использованию этих технологий непосредственно в работе с детьми. Предварительно нами был осуществлен отбор инновационных технологий речевого развития на основе анализа ведущих образовательных трендов (цифровизация и информатизация, экологизация, визуализация, здоровьесбережение, комплексность и интегративность и прочее). В данный ряд были включены информационно-коммуникационные технологии, моделирование, мнемотехника, интеллектуальные карты, синквейн, телесно ориентированные технологии и су-джок-терапия. Организационные условия внедрения и использования этих технологий, а также изучение готовности педагогов к работе с ними были описаны нами в предыдущих исследованиях. Целью настоящей статьи является описание модели профессиональной подготовки педагога в условиях вуза (уровень магистратуры) к внедрению инновационных технологий речевого развития дошкольников. В исследовании описываются целевой, мотивационный, содержательный, методический и результативный компоненты предлагаемой модели. Линейная реализация модели осуществляется на протяжении нескольких этапов: ориентировочного, познавательно-действенного, моделирующего и рефлексивного. Реализация модели направлена на формирование социально-педагогической компетенции педагога – готовности к внедрению инновационных технологий речевого воспитания детей в образовательный процесс. Данная компетенция является профессиональной, ее включение в образовательный процесс в педагогическом вузе соответствует идеологии высшего образования, поскольку стандарты высшего образования регламентируют отбор и формулирование профессиональных компетенций образовательной организацией с учетом социокультурного, регионального контекста, а также исходя из достижений научно-методических школ. Ведущим форматом в обучении педагогов является научно-исследовательский семинар.