Педагогические науки

Сизова Е. В., Кайзер Б. А. Специфика формирования метапредметных компетенций в процессе иноязычной подготовки студентов факультета журналистики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 27–41. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201032.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье анализируются специфика, дидактические возможности и педагогические особенности реализации метапредметного подхода в процессе иноязычной подготовки будущих журналистов (направление 44.03.02, уровень бакалавриата). Актуальность исследования определяется необходимостью модернизации системы журналистского образования, обусловленной новыми социальными тенденциями и потребностями информационного общества, в том числе процессом конвергенции СМИ, появлением новых видов связей с общественностью, включенностью журналистов в глобальное медиапространство, систему различных профессиональных сообществ, широкую социальную, политическую и культурную деятельность. Цель настоящего исследования – обосновать методологию и описать педагогические условия и практические приемы формирования метапредметных компетенций студентов-журналистов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык». Для достижения цели исследования использовались следующие теоретические и эмпирические методы: анализ, синтез и классификация научно-педагогической информации, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, элементы контент-анализа, методы статистической обработки экспериментальных данных. Основным результатом исследования стало выявление тех универсальных метакомпетенций будущих журналистов, которые можно эффективно формировать в процессе иноязычной подготовки в вузе, что было подтверждено в ходе проведения опытно-экспериментальной работы. Теоретическая значимость исследования заключается в описании и классификации метапредметных компетенций, необходимых для работы в публичной сфере и включающих такие ключевые характеристики личности, как коммуникативные и управленческие навыки, лидерские качества, умение работать в команде, способность к самоорганизации, целеустремленность, метакогнитивные компетенции, навыки критического и аналитического мышления, навыки работы с информацией и т. д. Практическую значимость имеют положительные результаты опытно-экспериментальной работы, проводившейся на базе факультета журналистики Кубанского государственного университета и направленной на формирование метапредметных компетенций студентов в процессе внедрения технологий метапредметного обучения в систему иноязычного образования.
Ван Я. , Крутых Н. Г., Белянский Р. Г. Лингвокультурологическая парадигма обучения русскому языку иностранных студентов первого курса в неязыковых вузах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 14–26. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201031.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблемы оптимизации процесса обучения русскому языку иностранных студентов первого курса в неязыковых вузах и формирования универсальной компетенции обусловливают актуальность исследования в статье. Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование лингвокультурологической парадигмы обучения русскому языку иностранных студентов первого курса в неязыковых вузах. Для достижения цели исследования был использован метод опроса с целью получения объективной и субъективной информации об успешности русскоязычной коммуникации иностранных студентов первого курса в неязыковых вузах и полноценности материалов, предоставляемых студентам для обучения русскому языку и культуре страны изучаемого языка. По итогам исследования в статье представлена дидактическая модель обучения русскому языку иностранных студентов первого курса в неязыковых вузах, разработанная в контексте лингвокультурологической парадигмы. Предложенная модель обучения реализована в российских и зарубежных вузах. Дидактическая модель обучения направлена на формирование у обучаемых универсальной компетенции. Универсальная компетенция предполагает, что студенты будут использовать приобретенные умения и навыки в области русского языка в целях реализации межкультурного общения в стране изучаемого языка. Универсальная компетенция в рамках исследования включает языковой, речевой, предметный и культурологический компоненты. Новизна проведенного исследования заключается в том, что предпринята попытка теоретически обосновать и разработать лингвокультурологическую парадигму обучения русскому языку иностранных студентов первого курса в неязыковых вузах – на основе выявленных коммуникативных и культурологических потребностей, а также теоретически обосновать отбор и презентацию лингвокультурологического материала, которые способствуют формированию универсальной компетенции. Теоретическая значимость и практическая ценность работы состоят в том, что в ней на основе изучения лингводидактических и культурологических потребностей иностранных студентов первого курса в неязыковых вузах и соотнесения их с коммуникативными потребностями по использованию русского языка в стране изучаемого языка разработана лингвокультурологическая парадигма обучения русскому языку.
Апанасюк Л. А., Зацепина Е. А., Рудинова Ю. И., Очача М. В., Амбарцумян Е. М. Технология профориентационных веб-квестов как фактор повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201030.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования в статье обусловлена развитием в современном мире процессов глобализации и интенсификацией международного сотрудничества в различных сферах профессиональной деятельности, что влечёт за собой насущную необходимость в подготовке студентов к межкультурной коммуникации. Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование технологии профориентационных веб-квестов как фактора повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации. В исследовании использованы теоретические методы (изучение и анализ педагогической, методической литературы, материалов и публикаций педагогической и публицистической печати по проблемам исследования, а также конкретизация, аналогия, моделирование и анализ педагогического опыта вузов) и эмпирические методы (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, тестирование, анализ результатов учебной деятельности студентов, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, качественный и количественный анализ данных эксперимента и их математическая обработка). По итогам исследования в статье представлены теоретическое и практическое обоснование необходимости и значимости использования технологии профориентационных веб-квестов как фактора повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику обучения иностранному языку в аспекте подготовки студентов к межкультурной коммуникации. Результаты исследования отображают принципы организации работы на основе применения технологии профориентационных веб-квестов при обучении иностранному языку; расширяют представление о технологии профориентационных веб-квестов; обосновывают критерии и показатели готовности студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов. Практическая значимость исследования состоит в разработке оценочного инструментария, позволяющего определять эффективность подготовки студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов; во внедрении в учебно-образовательный процесс технологии профориентационных веб-квестов с целью подготовки студентов к межкультурной коммуникации.
Нестерова Т. А., Нестерова А. А. Организационно-деятельностная игра в современном вузовском курсе «Методика обучения русскому языку» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 84–95. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201029.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Интерактивные формы обучения получили теоретическое обоснование в зарубежной и отечественной педагогике. В практике обучения высшей школы интерактивные формы обучения стали средством активизации учебного процесса, широко применяются в педагогических вузах. Теоретический обзор работ по интерактивному обучению показал необходимость их применения для повышения качества образования и формирования компетенций студентов. В связи с этим актуальность исследуемой проблемы обусловлена использованием форм интерактивного обучения, в частности организационно-деятельностной игры, в вузовском курсе учебной дисциплины «Методика обучения русскому языку». Цель исследования – изучение теоретического материала по проблеме интерактивного обучения для разработки модели организационно-деятельностных игр для педагогических вузов. Для решения задач исследования были использованы системный и эмпирический подходы. Системный подход к исследованию был применён при теоретическом рассмотрении интерактивной формы организационно-деятельностной игры в системе общих принципов интерактивного обучения. Эмпирический подход использован в исследовании учебной деятельности методом опытной педагогической работы. В результате проведённого исследования предлагается модель организационно-деятельностной игры в учебном курсе «Методика обучения русскому языку» со студентами педагогического направления, профиль «Русский язык, иностранный язык (английский язык)». Теоретическое рассмотрение организационно-деятельностной игры в системе общих принципов интерактивного обучения позволило разработать и использовать новую форму практических занятий в студенческой группе для формирования профессиональных компетенций учителя русского языка. Теоретическая значимость статьи заключена в обзоре теоретического материала по проблеме интерактивных форм обучения в зарубежной и отечественной педагогике, рассматриваются принципы использования интерактивных форм обучения в высшем учебном заведении. Практическая значимость статьи связана с использованием опытного материала педагогической работы по курсу учебной дисциплины «Методика обучения русскому языку» со студентами педагогических вузов.
Лукьянец А. А., Архипова Т. Н. Оптимизация методики и технологии процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основе мотивации обучающихся к самостоятельной работе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 66–83. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201028.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Исследование процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов дало возможность авторам статьи выдвинуть и экспериментально-опытным путем доказать гипотезу о том, что для эффективного проектирования и реализации данного педагогического процесса необходима оптимизация его методики и технологии за счет мотивации обучающихся к самостоятельной работе. Цель статьи – проанализировать роль и значение мотивации курсантов к самостоятельной работе и условия ее формирования при обучении культуре деловой речи. По мнению авторов статьи, мотивация к самостоятельной работе вызывает у курсантов позитивное восприятие изучаемого материала, активизирует у них приобретение опыта самоактуализации развития речевой деятельности, способствует стремлению к самостоятельному поиску и творческому подходу в процессе формирования культуры деловой речи. Авторы статьи считают, что для создания мотивации к самостоятельной работе курсантов необходимы следующие условия: учет внутренних и внешних мотивов обучающихся и формирование команды педагогов, способствующих формированию мотивации обучающихся. Самостоятельная учебная работа курсантов рассматривается как особый вид речевой деятельности, который требует не только развития определенных личностных свойств и качеств, но и формирования системы взглядов, убеждений, потребностей и психологических установок, т. е. мотивации. В исследовании авторы опираются на коммуникативно-деятельностный подход в обучении курсантов военных вузов культуре деловой речи. В статье не только обозначены сложности оптимизации методики и технологии преподавания культуры деловой речи в условиях современной высшей военной школы, но и даны конкретные рекомендации по решению указанной проблемы. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования текста статьи учеными, проводящими исследования в сфере деловой коммуникации и военно-профессионального образования для оптимизации методики и технологии обучения на основе мотивации обучающихся к самостоятельной работе.