Педагогические науки

Жарина О. А., Гичева А. А. Креолизованные тексты как средство формирования лингвистической компетенции у студентов неязыковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 62–73. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221034.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность использования креолизованных текстов в процессе обучения иностранному языку заключается в необходимости расширения содержания и средств обучения за счет безграничных информационных возможностей данных материалов. Статья посвящена рассмотрению роли и уместности современных креолизованных текстов (интернет-мемов, презентаций, песен) при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей. В настоящее время методисты в области преподавания иностранного языка не отрицают наличия методического потенциала у поликодовых текстов, так как они являются неотъемлемой частью повседневной жизни, тем самым мотивируя студентов к изучению иностранного языка, однако в современной методической литературе наблюдается недостаток практических рекомендаций по построению системы обучения на их основе. Цель данной статьи заключается в оценке эффективности креолизованных текстов как средства формирования лингвистической компетенции у студентов неязыковых специальностей. С целью доказательства или опровержения гипотезы о продуктивности педагогического воздействия с использованием креолизованных текстов авторами проводится эксперимент в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» у студентов первого курса межфакультетских групп Южного федерального университета. Результаты проведенного исследования, полученные с помощью методов описательной статистики, свидетельствуют об умеренном преимуществе методики применения креолизованных текстов при формировании лексико-грамматических навыков у студентов неязыковых специальностей и целесообразности использования данных типов текстов при формировании лингвистической компетенции.
Летун С. А., Воронина Л. А. Электронный учебник иностранного языка как средство брендинга университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 46–61. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221033.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Электронный учебник становится новым трендом в образовании и одновременно «лицом» образовательного учреждения. Цель статьи заключается в обосновании потенциала электронного учебника иностранного языка как одного из важнейших средств брендинга современного университета, в котором занимает заметное место профиль лингвистического образования. В основе исследования лежат материалы, касающиеся теоретического обобщения практических результатов деятельности университетов по своему брендингу и результатов университетских опросов обучающих и обучающихся, опыт авторов статьи и их университетских коллег по применению цифровых технологий при разработке электронного учебника. Исследование основывается на сравнительно-сопоставительном методе анализа ценностей, учитываемых при проведении мероприятий по брендингу университета с применением модели экосистемы корпоративного бренда и при разработке электронных учебников иностранного языка. Проведенное исследование показало высокую степень представленности электронного учебника в элементах экосистемы корпоративного бренда университета как современного средства со значительным потенциалом развития в интересах повышения эффективности образования в университете и позиционирования самого университета в мировом сообществе образовательных организаций. Брендинг университета с лингвистическим профилем образования предполагает решение задачи создания и использования собственных электронных учебников иностранного языка, соответствующих определенному уровню развития цифровых и лингводидактических технологий, цифровой грамотности и методической компетенции профессорско-преподавательского состава университета на фоне продолжающегося постоянного профессионального самосовершенствования и погруженности в контекст международных научных исследований. В результате проведенного исследования авторами установлены общие ценности, характеризующие экосистему корпоративного бренда и электронный учебник иностранного языка. Деятельность как руководства университетом, так и его профессорско-преподавательского состава можно рассматривать как брендинг-ориентированную деятельность, и понимание электронного учебника иностранного языка как значимого средства брендинга университета позволяет скорректировать набор и содержание маркетинговых мероприятий по управлению брендом университета и повышению предпочтений к нему со стороны текущих и потенциальных потребителей его образовательных услуг.
Гайнеев Э. Р., Галагузова М. А., Головнев А. В. Микрорационализация в профессиональной подготовке студентов СПО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 30–45. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221032.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье представлен опыт воспитания бережливости и системного формирования микрорационализаторских умений студентов СПО на основе микроэкономического подхода в процессе проектно-творческой деятельности во взаимодействии с наставниками практики на предприятиях. Приводятся примеры микрорационализации на занятиях теоретического и практического обучения на примере подготовки к конкурсам и чемпионатам WorldSkills. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью формирования готовности выпускника к трудовой деятельности в условиях современного инновационно развивающегося производства, когда важнейшей составляющей конкурентоспособности предприятия становится постоянное повышение качества выпускаемой продукции на основе повышения производительности труда в процессе массовой творческой рационализаторской деятельности сотрудников. Цель статьи – представить некоторые формы, средства и методы воспитания бережливости, формирования и развития творческих рационализаторских умений обучающихся системы СПО на основе микроэкономического подхода в деятельности и вывести определение понятия «микрорационализация». Основные подходы к исследованию – системно-деятельностный, дифференцированный, личностно ориентированный, дуально-творческий – задают новое направление в подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена, что положительно влияет на качество обучения, востребованность выпускника на современном рынке труда, соответственно, и на его социальную защищенность. Основные результаты заключаются в научном обосновании и практической апробации методики формирования микрорационализаторских умений и определении перспектив дальнейших исследований проблемы формирования рационализаторской деятельности студентов СПО на основе микроэкономического подхода. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в понятийную систему профессионального образования введено понятие «микрорационализация» и результаты исследования позволяют наметить перспективы дальнейших исследований данной проблемы, которые состоят в создании научно обоснованных методов развития творчества на основе микроэкономического подхода в деятельности, и обозначить пути изучения творческой деятельности обучающихся СПО. Практическая значимость заключается в разработке научно-методического обеспечения процесса формирования творческих микрорационализаторских умений студентов СПО в виде комплекса практических заданий, применяемых при подготовке к конкурсам и чемпионатам WorldSkills, которые могут быть полезны для педагогов СПО. Данное исследование проводилось на базе Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, Ульяновского профессионально-педагогического колледжа, Ульяновского автомобильного завода (ОАО «УАЗ»), Благовещенского государственного педагогического университета, Верхнепышминского механико-технологического техникума «Юность».
Долгова В. И., Леонов П. Л., Леонова А. П. Формирование психологически безопасных коммуникаций подростков в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 14–29. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221031.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях нестабильной эпидемиологической обстановки личность вынуждена адаптироваться к изменениям в коммуникациях, особенно в подростковом возрасте, когда формируется самосознание и личность подростка. Цель статьи – исследовать психологически безопасные коммуникации подростков в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки и разработать соответствующие рекомендации педагогам и родителям. Методы и методики: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, целеполагание, моделирование); эмпирические (констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование по двум методикам диагностики межличностных отношений Т. Лири, диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса). Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, г. Челябинск. В эксперименте участвовали обучающиеся II курса хореографического творчества (n = 21). По данным куратора курса, в группе есть и лидеры, и дети, которые не популярны у своих одноклассников, есть микрогруппы. На основании полученных данных стратегии поведения в конфликтной ситуации у обучающихся в данном классе по преобладанию можно распределить таким образом: первая позиция (наиболее используемая стратегия) – приспособление. Избегание занимает вторую позицию, компромисс – третью, сотрудничество – четвертую, а соперничество – пятую. Это свидетельствует о том, что в данном классе подростки либо ущемляют свои интересы полностью, либо достигают их частично, либо уходят от решений проблемы вовсе, что означает отсутствие стремления к достижению своих целей. У подростков в разной степени проявлены все стратегии поведения по отношению к окружающим: избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество, соперничество. Наиболее ярко выражены такие стратегии, как приспособление, избегание и компромисс. Это свидетельствует о том, что в данной группе подростки либо ущемляют свои интересы полностью, либо достигают их частично, либо уходят от решений проблемы вовсе, что означает отсутствие стремления к достижению своих целей. Полученные данные свидетельствуют о возможности проявления подростками склонности к сотрудничеству, быть гибкими и компромиссными при решении проблем в конфликтных ситуациях, быть отзывчивыми, ответственными по отношению к людям и в то же время быть упорными и настойчивыми. На основании полученных результатов даны психолого-педагогические рекомендации по разработке целевой программы с учетом возрастных и психологических особенностей подростков по формированию психологически безопасного общения, а также рекомендации родителям и педагогам по оптимизации психологически безопасного общения старших подростков.
Бакаева О. И., Дзюбенко А. И. Интеграция метода видеосамомоделирования в процесс преподавания иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221030.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Комплексный подход к обучению иностранному языку как средству общения в его базовых репрезентационных формах (говорение, письмо, чтение и аудирование) в современном мире не утрачивает своей актуальности и предлагает внедрение современных подходов к решению этой проблемы в эру смартфонов, видео, блогерства, где все больше людей выражают желание заявить о себе, самоидентифицироваться на многомиллионную аудиторию в информационно-цифровом пространстве. Целью статьи является анализ способов, с помощью которых видеосамомоделирование может быть интегрировано с культурно ориентированными учебными стратегиями преподавания иностранных языков, а также описание эксперимента, иллюстрирующего, как видеосамомоделирование может способствовать повышению самоэффективности и быстрому обучению. Теоретико-методологическую основу данного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых о раскрытии сущности понятия «самомоделирование» с позиций психологии и педагогики. Что касается методов исследования, то для определения влияния видеосамомоделирования на учебную успеваемость обучающихся компетенции владения основными языковыми репрезентационными формами были измерены до и после завершения эксперимента. В дополнение к анализу оценок, присвоенных учащимся с использованием аналитической шкалы, был проведен анализ дискурса в ходе онлайн-опроса среди студентов. В результате исследования нам удалось выявить корреляционные связи между интродукцией в процесс обучения самозаписывающих видеороликов и повышением общей англоязычной компетенции учащихся, что в итоге свидетельствует о значительной степени влияния самозаписывающих видеороликов на аффективные факторы учащихся в процессе обучения. Анализ качественных данных показал, что использование методики видеосамомоделирования на занятиях по английскому языку не только улучшило общее владение устной речью учащихся, но и способствовало эффективности преподавания иностранного языка в целом, а также личностному развитию обучающихся. Теоретическая значимость исследования заключается в предоставлении обзора современных научных исследований в области изучения инновационных подходов и технологий преподавания иностранных языков в различных учебных контекстах. Практическая значимость статьи состоит в том, что данная методика может быть использована в качестве одной из стратегий развития академической компетентности у студентов, а также цифровой грамотности в этой области.