Педагогические науки

Хмелькова Е. В., Титлянова Е. С., Шешукова Н. Н. Использование комплекса наглядно-образных средств в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 83–93. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201047.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
На современном этапе развития дошкольного образования использование традиционных коррекционно-логопедических приемов и средств для устранения нарушений звукопроизношения у детей оказывается недостаточным. Необходимы разработка и внедрение в практику инновационных методик и технологий логопедического воздействия, что позволит повысить эффективность оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, – все это и составляет актуальность нашего исследования. Целью работы является научное обоснование, разработка, апробация и оценка эффективности комплекса наглядно-образных средств по формированию произносительных умений у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Авторы опираются на положение Л. С. Выготского о социальной обусловленности аномального и нормального развития. В статье обобщены научные сведения по проблеме становления звукопроизношения в ходе нормального развития, охарактеризованы особенности произносительной стороны речи у детей с особыми образовательными потребностями. Осуществлено исследование состояния звукопроизношения, и определено качественное своеобразие фонетических средств языка у дошкольников с различными недостатками речевого развития. На основании теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований по обозначенной проблематике разработана технология использования наглядных средств в воспитании произносительных умений и навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Показана возможность применения наглядно-образных средств на разных этапах работы по постановке звуков у детей дошкольного возраста с недостатками речевого развития. Применение данного комплекса способствует повышению мотивации детей к выполнению заданий, оптимизации развития артикуляционной и мелкой моторики, введения звуков в слоги, слова и закреплению произносительных навыков в самостоятельной речи дошкольников. Представленные результаты контрольного эксперимента доказали эффективность проделанной коррекционно-педагогической работы.
Ниязова А. А. Социально-экологический подход в профессиональной подготовке будущего педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 70–82. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201046.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена требованиями к личности современного педагога в целях реализации социально-экологического образования обучающихся в условиях экологического кризиса и устойчивого развития общества. Значимость профессиональной подготовки будущего педагога к реализации задач социально-экологического образования и педагогической деятельности в данной области подчеркнута в Экологической доктрине, Концепции устойчивого развития, Концепции непрерывного экологического образования и т. д. Цель исследования – определение значимости социально-экологического подхода в профессиональной подготовке будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся. В статье представлены ведущие способы изучения феномена социально-экологического подхода, а также взгляд автора на социально-экологический подход как теоретико-методологический, определяющий содержательно-процессуальную составляющую профессиональной подготовки будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся. Социально-экологический подход в образовании сочетает в себе социальный и экологический подходы, что интегрирует науки и позволяет более целостно изучать определенные проблемы, например развитие социально-экологической образованности, формирование экологической культуры, социально-экологическое взаимодействие личности в социоприродной среде и т. д. Согласно зарубежным исследованиям, социально-экологический подход включает четыре компонента: население, среду, технологию и организацию, которые нашли отражение в педагогической системе непрерывного социально-экологического образования в вузе, включающего субъектов образовательного процесса, экологосообразную образовательную среду, технологии, формы, методы социально-экологического образования, процесс проектирования и организации профессиональной подготовки к предстоящей деятельности по социально-экологическому образованию обучающихся. В основе социально-экологического подхода лежит принцип междисциплинарности, способствующий взаимодействию двух или более научных дисциплин, каждая из которых выступает самостоятельной, с одной стороны, и предполагает объединение усилий в решении и исследовании определенных проблем – с другой. Такой междисциплинарной наукой выступает социальная экология. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты, а также учебное пособие «Социальная экология» могут быть использованы в процессе проектирования содержания социально-экологического образования в вузе и при формировании социально-экологических знаний будущего педагога.
Шалагинова К. С., Декина Е. В. Формирование навыков здорового образа жизни у студентов педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 57–69. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201045.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье приводятся результаты исследования студентов педагогического вуза по вопросам здорового образа жизни. Наличие значительной доли студентов с отклонениями в состоянии здоровья и общая тенденция к его ухудшению выдвигают на передний план решение проблемы формирования навыков здорового образа жизни студентов. Особую актуальность приобретает содействие формированию ориентации на здоровый образ жизни у будущих педагогов (педагогов-психологов, социальных педагогов). Цель статьи – повышение психолого-педагогической компетентности студентов педагогического вуза в вопросах формирования установок и ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (анкетирование). Выявлена необходимость систематической и комплексной работы по подготовке будущих педагогов к сохранению и укреплению здоровья обучающихся, использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе: диагностика и просвещение по вопросам здорового образа жизни; проектирование работы в сфере оздоровления детей и молодежи, формирования ориентации на здоровый образ жизни у всех участников образовательного процесса; профилактика девиантного поведения. Авторы обращают внимание на потенциал проектной деятельности с целью формирования установок на сохранение различных видов здоровья, жизненной позиции, направленной на здоровый образ жизни обучающихся. Одна из основных задач мероприятий – формирование у студентов опыта здорового образа жизни, который в дальнейшем можно использовать с участниками образовательного процесса (учащимися, родителями, педагогами), разработка и реализация программ формирования культуры здоровья. Формы работы: дискуссии, тематические беседы, организационно-деятельностные игры, форсайт-сессии в игровой форме, акции, предусматривающие интерактивный формат, занятия с элементами тренинга, арт-терапии, практики, включающие реализацию проектов и программ, обмен опытом в рамках оздоровительной деятельности. Результаты исследования показали целесообразность использования инновационного опыта формирования навыков здорового образа жизни студентов – будущих педагогов, их применения в работе с обучающимися разных возрастных категорий.
Колесникова А. К., Пшеничная О. В., Чернова Е. В. Геймификация: использование игровой механики для обучения школьников основам безопасности в сети Интернет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 42–56. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201044.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Информатизация образования и всех аспектов повседневной и профессиональной жизни человека привела к тому, что современный человек не может полноценно функционировать вне цифровой среды. Это относится и к сфере образования. Современная цифровая образовательная среда должна отвечать требованиям безопасности работы в сети Интернет всех субъектов образовательного процесса. Данная задача осознается руководством страны, и рекомендовано вводить в общее и дополнительное образование школьников образовательные материалы по обеспечению собственной кибербезопасности. Вместе с тем встает проблема сложности материалов по информационной безопасности, нежелания учащихся тратить силы на погружение в специфичную область кибербезопасности, неготовности педагогов разрабатывать новые формы и методы обучения основам собственной безопасности. Педагогам приходится самостоятельно разрабатывать дидактические материалы, при этом не являясь специалистами в области безопасности в Интернет, что зачастую приводит либо к использованию устаревшей, но распространенной в сети информации, либо к тому, что вся работа сводится к классным часам, сравнимым с лекциями. Цель работы – разработать и представить описание игровой механики и гейм-сценарий для обучения школьников основам безопасности в сети Интернет. Мы рассматриваем геймификацию как оптимальный инструмент для достижения цели, позволяющий активизировать познавательную деятельность школьников, включить в образовательный процесс принципы наставничества и сотрудничества. Мы разработали гейм-сценарий, который в дальнейшем будет реализован в виде мобильного приложения с элементами дополненной реальности. Уровень сложности заданий будет варьироваться в зависимости от возраста обучающихся. Предполагается, что ученики старшего звена станут наставниками для обучающихся младшего и среднего школьного возраста. Для разработки заданий нами были использованы последние данные по проблемам безопасности в сети Интернет от ведущих компаний в области безопасности – лаборатории Касперского, PositiveTechnologies, Avast, а также опыт и научные исследования специалистов в исследуемой области.
Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. Методический потенциал лекции: взгляд обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 28–41. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201043.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Лекция, будучи классической формой преподнесения информации большой аудитории, оставаясь базовой в своей идее, претерпевает изменения. Основные новшества касаются внедрения элементов информационно-коммуникационных технологий. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать вывод, что в современных исследованиях базовый вопрос о методическом потенциале лекционных курсов глазами обучающихся рассмотрен недостаточно. В связи с этим на факультете лингвистики и перевода Челябинского государственного университета был проведен опрос среди обучающихся II–V курсов, выявляющий основные методические и организационные аспекты лекций. Цель исследования состоит в выявлении методического потенциала лекции глазами студентов. Для достижения поставленной цели авторами использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, обобщение, опрос и анализ полученных результатов. В статье приводятся результаты опроса обучающихся с целью определения необходимости лекционных курсов в вузе, а также частичная психологическая и педагогическая интерпретация лекционных курсов. Ответы респондентов распределяются на группы и подгруппы по таким признакам, как темпоральность, (не)информативность, (не)проработанность, стереотипность и др. Респондентами также приводится обратная связь после прохождения лекционных курсов в режиме онлайн. Практическая значимость работы заключается в выделении сильных и слабых сторон лекционных курсов в вузе с точки зрения обучающихся. Актуальность определяется новым опытом приобретения теоретических знаний в дистанционном режиме. Полученные результаты имеют обобщенный характер, ценность представляют комментарии, которые позволяют выявить дальнейшие направления работы как со студентами (психологический аспект), так и с профессиональным сообществом (педагогический, методический аспекты). Описан опыт проведения лекций в режиме онлайн в рамках общероссийского перехода на дистанционную форму обучения. В выводах предлагаются рекомендации по ведению лекций и намечаются перспективы дальнейшего исследования.