Педагогика

Воробьева Н. В., Филимонов Ю. В. Представления о России у иностранных военнослужащих и проблемы формирования положительного образа государства в учебно-воспитательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 6 (июнь). – С. 72–90. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221045.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В последние годы наблюдается всплеск интереса к изучению образа России в самых разных науках – социальной психологии, истории, политологии, политической географии. Проблема формирования положительного образа России занимает важное место в системе приоритетов страны. Изучение образа страны должно учитывать обе его направленности – в мире («внешний образ») и внутри («внутренний образ»), которые часто могут содержать противоречивые, разнонаправленные тенденции. Мы предлагаем исследовать образ страны как интегральный, так как в нем отражаются образы территории, культуры и быта, менталитет народа, национальные символы, представления о политической власти. Целью исследования стала разработка программы диагностики образа России иностранными военнослужащими, проведение диагностики образа России у курсантов (иностранных военнослужащих) и выявление наиболее информативных критериев и показателей оценки имиджа российского государства. В процессе исследования выявлены критерии и показатели оценки образа России в представлениях иностранных военнослужащих. Методологическим обоснованием является стратегия смешивания методов: педагогический эксперимент, метод опроса (анкетирование, глубинные интервью, кейсовые исследования), метод анализа информации (анализ эссе), обобщение и систематизация результатов исследования, проектирование учебно-методических рекомендаций. Теоретическая значимость работы заключается в том, что предлагаются новые методологические подходы к разработке программы формирования положительного образа России в ходе преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла. Практическая значимость работы заключается в возможности внедрения в учебно-воспитательный процесс с целью коррекции образа России у иностранных военнослужащих: в постановке целей и задач, определении содержания, методики, результатов процесса обучения; в проведении внеаудиторных и воспитательных мероприятий, организации форм культурно-досуговой и бытовой деятельности.
Шамигулова О. А., Василина Д. С., Мусифуллин С. Р. Организация психолого-педагогических классов как ресурс личностного развития и ранней профилизации обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 6 (июнь). – С. 58–71. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221044.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Профессиональное самоопределение выпускников современных школ напрямую зависит от многих факторов: социально-экономических, социокультурных, престижности профессии среди членов общества, позиции семьи и социального окружения, географического расположения учебного заведения, состояния рынка труда, способностей и склонностей школьника. Кроме того, на основе количества выпускников высшего учебного заведения определяются потенциальные специалисты в области педагогических профессий. В этой связи особую актуальность приобретает важность правильного и осознанного выбора профессии старшеклассниками. Этот выбор необходимо делать будущим членам общества уже со школьной скамьи. Именно профильные психолого-педагогические классы позволяют дать четкие представления старшеклассникам о специфике деятельности педагога. Такие классы представляют собой не просто составляющую системы профессиональной ориентации выпускников школы, но и ресурс личностного развития, ведь современный психолого-педагогический класс способен стать важным элементом для раскрытия способностей обучающихся, выявления и развития педагогической одаренности, формирования лидерских качеств и умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности в человеко-центрированных сферах. Поэтому цель исследования – теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность функционирования модели психолого-педагогических классов, разработанной в БГПУ им. М. Акмуллы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширено представление о направлениях и организационно-методических особенностях работы в психолого-педагогических классах, выявлены этапы осуществления образовательного процесса (предпрофильный и профильный); подобраны и разработаны учебные программы по элективным курсам психолого-педагогической направленности, обозначены оптимальные методы и формы обучения в психолого-педагогических классах, обоснованы виды эффективной профилизации. Данные разработки легли в основу модели психолого-педагогических классов, созданной в БГПУ им. М. Акмуллы. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что разработанная модель психолого-педагогических классов, ряд мероприятий и проектов могут использоваться педагогами других образовательных организаций Российской Федерации. Представленные материалы могут послужить основой для разработки методических рекомендаций для педагогов психолого-педагогических классов. Результаты, полученные в исследовании, могут найти широкое применение в деятельности общеобразовательных организаций и организаций высшего образования нашей страны.
Милованова Г. В., Куляшова Н. М., Шемякина Е. Ю. Сравнительный анализ мотивационных особенностей студентов на разных этапах обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 6 (июнь). – С. 46–57. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221043.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема мотивации, в частности учебной мотивации, давно находится в центре научных интересов педагогов, психологов и методистов. Как показал анализ литературы, большая часть исследований посвящена мотивации школьников или студентов, занимающихся в традиционном или дистанционном формате. Цель исследования – изучение учебной мотивации в реалиях смешанного (очно-дистанционного) формата проведения занятий, а также анализ мотивационных особенностей студентов разных ступеней высшего профессионального образования. Для изучения мотивационных особенностей студентов использовались: тест «Диагностика профессиональной и учебной мотивации студента» К. Замфира в модификации А. А. Реана и шкала «Потребность в познании» теста-опросника «Диагностика самоактуализации личности» А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калиной. Для обработки полученных данных использовался сравнительный и корреляционный анализ. Вычисления проводились с помощью пакета SPSS Statistics 26. Исследовательскую выборку составили 377 студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва и Санкт-Петербургского государственного экономического университета, обучающихся по трем крупным группам направлений подготовки (экономика и управление, социальная сфера, естественные науки) на бакалавриате, в магистратуре и аспирантуре. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что внешняя положительная мотивация является превалирующим видом мотивации у студентов первой ступени обучения, начиная со второго курса, в то время как у первокурсников бакалавриата и специалитета, а также обучающихся второго и третьего этапов профессиональной подготовки (магистратура и аспирантура) доминирует внутренняя мотивация. Изучение соотношения трех видов мотивации (мотивационного комплекса) показало, что худший мотивационный комплекс чаще встречается у студентов I курса, реже – у магистрантов и аспирантов. Результаты исследования вносят вклад в развитие научных представлений о роли учебной мотивации на разных этапах обучения. Изложенный материал может быть использован для дальнейшего изучения проблем мотивации и для проектирования образовательного процесса.
Ванягина М. Р. Моделирование процесса обучения иностранным языкам курсантов в высшей военной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 6 (июнь). – С. 33–45. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221042.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Обучение иностранным языкам в высшей военной школе является важным для формирования военного специалиста процессом. Для эффективного управления обучением иностранным языкам в военном вузе необходимо выделить ключевые элементы этого процесса и понимать, каким образом они взаимодействуют. Цель работы – смоделировать процесс обучения иностранным языкам в высшей военной школе и описать полученные модели. Применены универсальные методы схемотехник – категориально-символьные методы логико-смыслового моделирования. Разработаны простая и расширенная схемы функционального взаимодействия. На входе системы иноязычного обучения в военном вузе представлен источник энергии и ресурс – социальный заказ на квалифицированного военного специалиста со знанием иностранного языка. Второй блок взаимодействующих элементов в простой схеме – преподаватели, обучающиеся и среда обучения, в расширенной схеме – блок программирования (система иноязычного обучения, включающая цели, принципы, содержание, средства и технологии) и орган-исполнитель (кафедра иностранных языков военном вузе). В результате данного взаимодействия происходит формирование иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся, овладение иностранным языком для профессиональных целей. На выходе процесса (последний блок) – военный специалист, способный эффективно пользоваться иностранным языком в повседневной и профессиональной деятельности. Подчеркивается необходимость разграничивать англоязычные термины “teaching” и “learning”, которые оба обозначают «обучение». Процесс обучения рассматривается с двух точек зрения. Он представлен в виде круговых поэтапных схем, как с позиции преподавателя (планирование, организация, реализация, оценивание, корректировка), так и с позиции обучающегося (восприятие, осмысление, тренировка, применение, творчество). Моделирование процесса обучения иностранным языкам в высшей военной школе способствует расширению теоретической базы методики обучения иностранным языкам в военных вузах. Оно позволяет унифицировать проектирование, реализацию и управление процессом иноязычного обучения.
Долгова В. И., Антоненко М. А. Педагогические технологии преодоления деструкций конфликтного взаимодействия студентов колледжа, обучающихся по специальности «Юриспруденция» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 6 (июнь). – С. 16–32. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221041.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Одной из актуальных научно-практических проблем современности является раскрытие потенциальных возможностей эмоциональной сферы юриста. Цель статьи – провести исследование эффектов конфликтного взаимодействия студентов колледжа (юриспруденция) и разработать педагогические технологии предупреждения их конструктивной деформации. Исследование проводилось в три этапа: поисково-подготовительный (теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования); опытно-экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента, интерпретация результатов). Методики: «САН» – диагностика самочувствия, активности, настроения (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников); «Самооценка эмоционального состояния» (Г. Ю. Айзенк). И третий – контрольно-обобщающий этап (анализ и обобщение результатов исследования, составление рекомендаций по коррекции эмоциональных состояний участников процесса защиты прав потребителей). Методы теоретические: анализ литературы, синтез, конкретизация, обобщение; эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование. Эмпирическое исследование проводилось на базе ООО «Челябинское Бюро Юридической Помощи». В исследовании принимали участие студенты Южно-Уральского государственного колледжа (юриспруденция). Возраст испытуемых – 19–20 лет. В целом по результатам констатирующего эксперимента установлено, что эмоциональное состояние практикантов характеризуется такими негативными проявлениями, как средний уровень агрессивности, тревожности, фрустрации, ригидности. Эти негативные проявления следует преодолевать в ходе практики, поскольку производственная практика – важный этап в личностном развитии специалиста и формировании ценностного отношения к профессиональной сфере деятельности. Для успешного преодоления разработана Программа, системообразующим элементом которой является факультатив «Консультирование по защите прав потребителя». Цель и задачи факультатива: дать представление о технологических аспектах процесса консультирования по защите прав потребителя; сформировать практические навыки по вопросам организации и осуществления консультирования по защите прав потребителя. Задачи: ознакомление с сущностью и содержанием консультационной деятельности по защите прав потребителя; обучение теории и практике проведения консультирования по защите прав потребителя с использованием профессиональных консультантов; закрепление знаний и развитие навыков по защите прав потребителя. Учебный план дисциплины «Консультирование по защите прав потребителя» 36 часов, в том числе лекций 16, практических занятий 8, самостоятельной работы 12 и зачет. Учебно-тематический план включает пять разделов: Определение и цели процесса консультирования по защите прав потребителя; Субъекты и объекты консультирования по защите прав потребителя. Виды и формы консультирования по защите прав потребителя; Структура процесса консультирования по защите прав потребителя; Роль и место консультанта в процессе консультирования по защите прав потребителя; Оценка эффективности консультационных услуг.