Педагогика

Радыгина Е. Г. Построение эффективной модели организации дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 2 (февраль). – С. 10–23. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221007.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Понятие дистанционного образования связывается с понятиями онлайн-обучения, открытого образования и непрерывного образования, обучения с использованием онлайн- и цифровых технологий. Дистанционное образование считается более гибким и удобным для участников процесса, однако на данный момент в процессе его реализации больше вопросов, чем ответов. Период вынужденного перехода на обучение в дистанционном формате выявил общие проблемы и сформировал новые приоритеты в развитии образования. Одной из актуальных задач является изучение факторов обеспечения результативности обучения в дистанционном формате. Цель исследования – определение элементов построения эффективной системы обучения в дистанционном формате на основе моделирования процесса. Исследование строится на принципах системного и технологического подходов. При осуществлении исследования использовались методы анализа и синтеза, моделирования процессов. Основные проблемы в дистанционном образовании на современном этапе связаны: 1) с техническим обеспечением процесса; 2) подготовленностью студентов и преподавателей к осуществлению образовательного процесса; 3) организацией взаимодействия в процессе проведения занятий; 4) организацией контроля за образовательным процессом и результатами обучения. Теоретическая значимость исследования отражается в построении модели дистанционного образовательного процесса с учетом выделения основных взаимодействующих подсистем (студент, преподаватель, методическая и техническая подсистемы), а также основных функций (планирование, организация, мотивация и контроль). В соответствии с предложенной моделью определены факторы, обеспечивающие эффективность дистанционных форм на каждом этапе обучения. Дистанционное образование не может строиться на тех же принципах, что и классическое очное. Перед учебными заведениями по-прежнему стоит задача разработать курсы в соответствии с потребностями и ожиданиями студентов, для преподавателей – эффективно интегрировать технологии в контент, чтобы способствовать вовлечению и более глубокому освоению учебного материала. Практическая значимость исследования заключается в применении способов планирования, организации, мотивации и контроля в реализации обучения по конкретным дисциплинам (модулям) в процессе дистанционных или смешанных форматов.
Елсакова Р. З. Педагогические условия подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 2 (февраль). – С. 1–9. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221006.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема поиска педагогических условий подготовки студентов вузов к кросс-культурной научной коммуникации является актуальной для педагогической науки, поскольку она (как показал анализ литературы, нормативно-правовой документации и электронных источников) является слабо разработанной в теоретическом плане. В связи с этим цель нашего исследования – выявление и обоснование специальных педагогических условий, которые будут способствовать формированию компетенций непосредственного и виртуального взаимодействия в рамках кросс-культурной научной коммуникации. Ведущим подходом к исследованию проблемы является коммуникативно-культурологический подход, который представляет собой форму интеграции двух взаимообусловленных подходов: коммуникативного и культурологического. Основываясь на его ключевых положениях, а также учитывая двунаправленную специфику кросс-культурной научной коммуникации, мы выделили два педагогических условия, которые оказывают личностно-стимулирующее воздействие на образовательный процесс и оптимизируют организационные и технологические стороны процесса подготовки студентов в вузе. Первое условие – создание коммуникативно ориентированной межкультурной образовательной среды в процессе иноязычной подготовки – направлено на формирование компетенций кросс-культурной научной коммуникации в непосредственных ситуациях общения. Второе условие – адаптивная реализация образовательного процесса в системе электронного обучения – необходимо для подготовки студентов вузов к кросс-культурной научной коммуникации в виртуальном пространстве. Теоретически значимым результатом является структурирование коммуникативно ориентированной межкультурной образовательной среды в процессе иноязычной подготовки, которая включает в себя пространственно-предметный, социальный и психодидактический компоненты; а также рассмотрение способов организации адаптации в электронном обучающем курсе через адаптивное представление материалов курса, адаптивное тестирование и адаптивную навигацию.
Долгова В. И., Кондратьева О. А., Абдыраманова Д. Л. Особенности превентивной работы со страхами дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 1 (январь). – С. 62–79. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221005.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
На основе проведенного анализа теоретической литературы и эмпирических данных определено, что высокое число страхов у современных детей является актуальной проблемой для дошкольных образовательных учреждений. Цель работы – исследовать страхи дошкольников и составить рекомендации по превентивной работе с ними. Методы эмпирического исследования: констатирующий эксперимент; тестирование по методикам: С-шкала «Опасения и страхи у детей» (А. И. Захаров), рисуночный тест «Моя семья»; тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (для диагностики детей), тест тревожности Ч. Д. Спилбергера (в интерпретации Ю. Л. Ханина) (для диагностики матерей); методы математико-статистической обработки данных представлены критерием ранговой корреляции Спирмена. Исследование проведено на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7» Еманжелинского муниципального района Челябинской области (N = 60). В результате выявлены статистически значимые взаимосвязи страхов с общим уровнем тревожности ребенка, общим уровнем личностной тревожности матери, с представлениями ребенка о своей семье. Соответственно, требуется комплексная программа превентивной работы, учитывающая уровень тревожности детей, тревожности их матерей и особенности семейного воспитания. Наиболее часто применяемыми профилактическими мероприятиями являются те, которые предоставляют информацию для лучшего понимания проблем и их разрешения. Большинство таких профилактических программ предусматривают когнитивно-поведенческие подходы, что объясняет, почему большинство превентивных мер было найдено в области педагогики. Но этот педагогический процесс непременно должен начинаться с диагностики, что необходимо для разработки соответствующих превентивных стратегий (например, формирования навыков решения проблем, самооценки или социальной поддержки). Педагогическое взаимодействие должно быть высокопрофессиональным и начинаться с диагностики по апробированной нами батарее тестов. Для родителей рекомендуем провести серию встреч просветительской направленности, тренинги по управлению собственными тревогами, обсуждение психотравмирующего поведения с помощью конференций, видео, лекций или информационных бюллетеней.
Ходырева Е. А. Экспертная деятельность в сфере внешней оценки качества высшего образования: характеристики и потенциал // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 1 (январь). – С. 45–61. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221004.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью модернизации содержания и процедур внешней оценки качества профессионального образования, существенным фактором которой является экспертная деятельность. Цель статьи заключается в обосновании характеристик и потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования, выявление которых позволит обеспечить объективность и высокое качество данной деятельности, максимальную включенность экспертов в процессы совершенствования процедур внешней экспертизы. Ведущими методами исследования проблемы явились: педагогическое моделирование и проектирование, теоретический анализ и обобщение образовательной практики экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества образования в вузе (на примере аккредитационной экспертизы), а также методы математической статистики, позволившие исследовать потенциал экспертной деятельности на основе анализа комплекса ее возможностей, связанных с развитием высшего образования, повышения качества профессиональной деятельности, личного и профессионального совершенствования экспертов. В статье раскрыта совокупность теоретических положений, обусловливающих сущность и специфику экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования, определены, исходя из требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, ее принципы, содержание и процедура, выявлен потенциал экспертной деятельности в сфере оценки качества высшего образования в ее внешнем и внутреннем аспектах, осуществлено его изучение на основе мнения аккредитованных экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. Материалы статьи могут быть полезными для модернизации экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования как в части методологии, так и в части процедуры ее осуществления с учетом характеристик и потенциала экспертной деятельности, а также при разработке концепций подготовки экспертов в сфере внешней оценки качества высшего образования.
Беляева А. В., Аксененко И. А. Цифровая платформа как педагогическая технология формирования готовности к профессиональной деятельности студентов медицинского вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 1 (январь). – С. 28–44. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221003.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Нехватка младшего медицинского персонала в организациях, оказывающих медицинскую помощь, в последние годы вызвала необходимость подключения студентов, не окончивших шести курсов медицинского вуза, к профессиональной деятельности. При этом полный набор компетенций ими не освоен, а сформировать и развить данные компетенции, находясь в режиме «красной зоны», они могут лишь удаленно. Национальный проект «Цифровая экономика в РФ до 2025 года» предполагает внедрение цифровых технологий во все сферы жизни, в том числе и в образование. Войдя в эру COVID-19, образование претерпело изменения в способах подачи информации, характере деятельности по освоению материала и объему информации для изучения студентами. Целью статьи стала разработка технологии обучения студентов медицинских вузов, позволяющей эффективно сформировать их готовность к профессиональной деятельности, в том числе в условиях дистанционного обучения. Для достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи: подтверждение нехватки медицинских кадров и необходимость изучения студентами дисциплин в удаленном режиме; поиск, анализ способов формирования готовности к профессиональной деятельности; поиск и анализ имеющихся в настоящее время педагогических средств обеспечения образовательного процесса и их способность удаленно развивать компетенции, указанные в федеральном образовательном стандарте специальности; предложение усовершенствовать информационные средства для применения в процессе обучения будущих врачей и работающих студентов вуза. Ведущим подходом к исследованию проблемы стал компетентностный подход. В процессе исследования использованы: метод анализа, метод сравнения, метод экспертной оценки и метод опроса. Анализ доклада Министерства здравоохранения Красноярского края 2021 года подтвердил нехватку медицинских кадров в Красноярском крае (в 2020 году медицинские организации Красноярского края не укомплектованы средним медицинским персоналом на 31,1%). Для студентов медицинского вуза по итогам анализа цифровых средств была выбрана для описания и дальнейшего усовершенствования модель интерактивного сайта с голосовым модулем. Теоретическая значимость статьи заключается в дополнении технических средств взаимодействия между преподавателем и студентом в медицинском вузе. Научная новизна заключается в разработке критериев педагогической эффективности технологии информационных сред обучения. Выявлен и оценен перечень используемых в медицинском образовании средств поддержки образовательного процесса. Рассчитан процент педагогической эффективности предложенной нами технологии. Объединение опыта в медицине, образовании и информационных технологиях позволит выработать план дальнейших исследований в рамках компетентностного подхода. Полученные результаты исследования могут быть использованы в медицинских вузах страны.