Педагогика
Гайнеев Э. Р., Галагузова М. А., Головнев А. В. Микрорационализация в профессиональной подготовке студентов СПО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 30–45. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221032.htm
ART 221032
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11032
Просмотров: 1002
В статье представлен опыт воспитания бережливости и системного формирования микрорационализаторских умений студентов СПО на основе микроэкономического подхода в процессе проектно-творческой деятельности во взаимодействии с наставниками практики на предприятиях. Приводятся примеры микрорационализации на занятиях теоретического и практического обучения на примере подготовки к конкурсам и чемпионатам WorldSkills. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью формирования готовности выпускника к трудовой деятельности в условиях современного инновационно развивающегося производства, когда важнейшей составляющей конкурентоспособности предприятия становится постоянное повышение качества выпускаемой продукции на основе повышения производительности труда в процессе массовой творческой рационализаторской деятельности сотрудников. Цель статьи – представить некоторые формы, средства и методы воспитания бережливости, формирования и развития творческих рационализаторских умений обучающихся системы СПО на основе микроэкономического подхода в деятельности и вывести определение понятия «микрорационализация». Основные подходы к исследованию – системно-деятельностный, дифференцированный, личностно ориентированный, дуально-творческий – задают новое направление в подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена, что положительно влияет на качество обучения, востребованность выпускника на современном рынке труда, соответственно, и на его социальную защищенность. Основные результаты заключаются в научном обосновании и практической апробации методики формирования микрорационализаторских умений и определении перспектив дальнейших исследований проблемы формирования рационализаторской деятельности студентов СПО на основе микроэкономического подхода. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в понятийную систему профессионального образования введено понятие «микрорационализация» и результаты исследования позволяют наметить перспективы дальнейших исследований данной проблемы, которые состоят в создании научно обоснованных методов развития творчества на основе микроэкономического подхода в деятельности, и обозначить пути изучения творческой деятельности обучающихся СПО. Практическая значимость заключается в разработке научно-методического обеспечения процесса формирования творческих микрорационализаторских умений студентов СПО в виде комплекса практических заданий, применяемых при подготовке к конкурсам и чемпионатам WorldSkills, которые могут быть полезны для педагогов СПО. Данное исследование проводилось на базе Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, Ульяновского профессионально-педагогического колледжа, Ульяновского автомобильного завода (ОАО «УАЗ»), Благовещенского государственного педагогического университета, Верхнепышминского механико-технологического техникума «Юность».
Долгова В. И., Леонов П. Л., Леонова А. П. Формирование психологически безопасных коммуникаций подростков в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 14–29. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221031.htm
ART 221031
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11031
Просмотров: 1275
В условиях нестабильной эпидемиологической обстановки личность вынуждена адаптироваться к изменениям в коммуникациях, особенно в подростковом возрасте, когда формируется самосознание и личность подростка. Цель статьи – исследовать психологически безопасные коммуникации подростков в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки и разработать соответствующие рекомендации педагогам и родителям. Методы и методики: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, целеполагание, моделирование); эмпирические (констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование по двум методикам диагностики межличностных отношений Т. Лири, диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса). Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, г. Челябинск. В эксперименте участвовали обучающиеся II курса хореографического творчества (n = 21). По данным куратора курса, в группе есть и лидеры, и дети, которые не популярны у своих одноклассников, есть микрогруппы. На основании полученных данных стратегии поведения в конфликтной ситуации у обучающихся в данном классе по преобладанию можно распределить таким образом: первая позиция (наиболее используемая стратегия) – приспособление. Избегание занимает вторую позицию, компромисс – третью, сотрудничество – четвертую, а соперничество – пятую. Это свидетельствует о том, что в данном классе подростки либо ущемляют свои интересы полностью, либо достигают их частично, либо уходят от решений проблемы вовсе, что означает отсутствие стремления к достижению своих целей. У подростков в разной степени проявлены все стратегии поведения по отношению к окружающим: избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество, соперничество. Наиболее ярко выражены такие стратегии, как приспособление, избегание и компромисс. Это свидетельствует о том, что в данной группе подростки либо ущемляют свои интересы полностью, либо достигают их частично, либо уходят от решений проблемы вовсе, что означает отсутствие стремления к достижению своих целей. Полученные данные свидетельствуют о возможности проявления подростками склонности к сотрудничеству, быть гибкими и компромиссными при решении проблем в конфликтных ситуациях, быть отзывчивыми, ответственными по отношению к людям и в то же время быть упорными и настойчивыми. На основании полученных результатов даны психолого-педагогические рекомендации по разработке целевой программы с учетом возрастных и психологических особенностей подростков по формированию психологически безопасного общения, а также рекомендации родителям и педагогам по оптимизации психологически безопасного общения старших подростков.
Бакаева О. И., Дзюбенко А. И. Интеграция метода видеосамомоделирования в процесс преподавания иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221030.htm
ART 221030
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11030
Просмотров: 1060
Комплексный подход к обучению иностранному языку как средству общения в его базовых репрезентационных формах (говорение, письмо, чтение и аудирование) в современном мире не утрачивает своей актуальности и предлагает внедрение современных подходов к решению этой проблемы в эру смартфонов, видео, блогерства, где все больше людей выражают желание заявить о себе, самоидентифицироваться на многомиллионную аудиторию в информационно-цифровом пространстве. Целью статьи является анализ способов, с помощью которых видеосамомоделирование может быть интегрировано с культурно ориентированными учебными стратегиями преподавания иностранных языков, а также описание эксперимента, иллюстрирующего, как видеосамомоделирование может способствовать повышению самоэффективности и быстрому обучению. Теоретико-методологическую основу данного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых о раскрытии сущности понятия «самомоделирование» с позиций психологии и педагогики. Что касается методов исследования, то для определения влияния видеосамомоделирования на учебную успеваемость обучающихся компетенции владения основными языковыми репрезентационными формами были измерены до и после завершения эксперимента. В дополнение к анализу оценок, присвоенных учащимся с использованием аналитической шкалы, был проведен анализ дискурса в ходе онлайн-опроса среди студентов. В результате исследования нам удалось выявить корреляционные связи между интродукцией в процесс обучения самозаписывающих видеороликов и повышением общей англоязычной компетенции учащихся, что в итоге свидетельствует о значительной степени влияния самозаписывающих видеороликов на аффективные факторы учащихся в процессе обучения. Анализ качественных данных показал, что использование методики видеосамомоделирования на занятиях по английскому языку не только улучшило общее владение устной речью учащихся, но и способствовало эффективности преподавания иностранного языка в целом, а также личностному развитию обучающихся. Теоретическая значимость исследования заключается в предоставлении обзора современных научных исследований в области изучения инновационных подходов и технологий преподавания иностранных языков в различных учебных контекстах. Практическая значимость статьи состоит в том, что данная методика может быть использована в качестве одной из стратегий развития академической компетентности у студентов, а также цифровой грамотности в этой области.
Котряхов Н. В., Жемчуева Н. С. Организационно-педагогические условия реализации технологии социального проектирования в основной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 4 (апрель). – С. 152–169. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221029.htm
ART 221029
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11029
Просмотров: 1299
Актуальность и значимость исследования обусловлены тенденциями развития российского образования. Инновационное образование ориентировано на формирование личности, готовой к переменам в обществе посредством совершенствования творческих способностей, создания мотивации к непрерывному образованию, способности к эффективной коммуникации и сотрудничеству с другими людьми. Смена образовательных парадигм означает отказ от традиционного понимания образования как получения готового знания. Образование – достояние личности, средство ее развития и самореализации. В связи с этим изменяются все компоненты образовательной парадигмы: подходы, цели, методы и приемы, технологии, средства обучения. В российском образовании эти изменения привели к признанию личностно ориентированного и системно-деятельностного подходов в качестве ведущих в образовании, что получило закрепление в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. Важную роль на всех ступенях школьного образования стала играть проектная деятельность как фактор развития универсальных учебных действий обучающихся. Одним из направлений проектной деятельности является социальное проектирование, направленное на создание условий для социальных проб личности. В связи с этим возникает вопрос: каковы условия успешной реализации технологии социального проектирования в современной общеобразовательной школе? Цели исследования: уточнение понятия «технология социального проектирования» в контексте мирового и российского опыта, рассмотрение организационно-педагогических условий ее успешного применения в образовательном процессе основной школы. В данном исследовании применялся комплексный подход, включающий анализ научной литературы по данной теме, а также метод анкетирования, позволяющий определить практический уровень реализации организационно-педагогических условий в образовательных организациях. В статье представлены основные элементы технологии социального проектирования и ее этапы, рассмотрен комплекс организационно-педагогических условий ее успешной реализации, проанализированы результаты анкетирования педагогов, направленного на изучение реальных условий в образовательных организациях. Работа имеет теоретическую значимость, так как характеризует технологию социального проектирования в контексте использования проектного метода, а также развития ведущих тенденций образования в России. Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для совершенствования организационно-педагогических условий в образовательных организациях.
Некрасова Г. Н., Ренжина Е. А. Оценивание первичных графических навыков студентов по техническому рисунку как необходимой основы для решения профессиональных конструкторских задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 4 (апрель). – С. 129–151. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221028.htm
ART 221028
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11028
Просмотров: 1197
Проблема низкого уровня изобразительного навыка абитуриентов профильных учебных заведений наблюдается из года в год. Слабые или не сформированные у современных школьников на уровне общего и дополнительного образования умения рисовать, чертить, в свою очередь, задерживают освоение профессиональных конструкторских задач будущими инженерами. И эта проблема конструкторской подготовки студентов наблюдается как на уровне среднего профессионального, так и высшего образования. Целью данной статьи является исследование уровня первичных графических навыков студентов-первокурсников по техническому рисунку, определение значимости графических навыков в профессиональной конструкторской подготовке будущих инженеров легкой промышленности. Для достижения поставленной цели был выполнен анализ современных научных работ, посвященных вопросам графического обучения студентов инженерных специальностей. Умение рисовать вручную – базовый навык профессионального образования, характеризующий уровень пространственного восприятия графических объектов. Российские и зарубежные авторы отмечают низкий уровень первичной графической культуры у студентов, но этот показатель является необходимой основой для успешной конструкторской подготовки, следовательно, обозначенная проблема требует детального изучения. Актуальность этой проблемы подтверждают данные проведенного нами в 2020, 2021 годах констатирующего эксперимента по исследованию первичных графических навыков студентов при выполнении технического рисунка костюма. Эксперимент проводился на базе КОГПОБУ СПО «Кировский технологический колледж» и ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». Фактологический материал был собран методом критериально-оценочного тестирования студентов. Для анализа результатов констатирующего эксперимента были использованы теоретические аналитические методы с применением методов математической статистики. Кроме анкетирования студентов, проведено анкетирование сотрудников колледжа и вуза, опрос позволил проанализировать существующую ситуацию с позиции педагогов, которые подтвердили наличие проблемы слабой графической подготовки абитуриентов. Теоретическую значимость работы составил анализ литературы по проблеме, теоретически обоснована и разработана система оценивания технического рисунка костюма в работах первокурсников. Практическая значимость статьи заключается в предложенном методическом материале для оценки первичных графических навыков студентов, также в полном обзоре констатирующего эксперимента, проведенного в рамках научного исследования по теме обучения техническому рисунку костюма будущих специалистов легкой промышленности.