Педагогика
Декина Е. В., Шалагинова К. С. Формирование мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 4 (апрель). – С. 35–49. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221022.htm
ART 221022
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11022
Просмотров: 1444
Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением особенностей формирования мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования. Мотивационная сфера педагога, ценность и смысл профессиональной деятельности – это мощный фактор, который определяет профессиональное развитие, задает его содержание, направленность, интенсивность и закономерности использования личностного потенциала. Цели исследования: выявить у педагогов дополнительного образования уровень развития мотивации к инновационной деятельности, спроектировать психолого-педагогическую программу по формированию мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования. Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области развития инновационной системы дополнительного образования детей, мотивационной сферы педагога. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа. Исследование было проведено на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Тулы. В исследовании приняли участие педагоги дополнительного образования в количестве 20 человек. Диагностическая программа включала следующие методики: шкала готовности к творческо-инновационной деятельности (С. Ю. Степанов), диагностика самоактуализации личности (методика А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина), диагностика групповой мотивации (И. Д. Ладанов), оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности. Разработанная психолого-педагогическая программа направлена на повышение профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования, развитие мотивационной готовности к инновационной деятельности, навыков позитивного мышления и др. Разработанная программа включает следующие формы работы: семинарские занятия, занятия с элементами тренинга, проектирования, конкурс, творческие задания и другие, опирается на принципы научности, системности, доступности, активности и сознательности. В рамках программы педагоги дополнительного образования овладевают педагогическими приемами развития мотивации к инновационной деятельности. Результаты исследования могут быть полезны при организации психолого-педагогического сопровождения педагогов дополнительного образования.
Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Задорина Е. А. Педагогические технологии коррекции деструктивного влияния воображения на агрессивное поведение дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 4 (апрель). – С. 18–34. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221021.htm
ART 221021
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11021
Просмотров: 1291
Изменения, происходящие повсеместно, требуют умения обладать нестандартным, творческим мышлением, способностью быстро решать сложные задачи, а также приспосабливаться к быстро меняющимся условиям. В связи с этим у общественности формируется социально-экономический запрос на воспитание творчески активного воображения с самого раннего возраста. В ответ на этот высокой актуальности запрос в педагогической литературе все чаще освещается влияние воображения на развитие и формирование личности ребенка, в том числе и на его агрессивность. Цель исследования – выявить влияние воображения на агрессивность старших дошкольников и обосновать методы его педагогической коррекции. Этапы исследования: поисково-подготовительный (была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; подобраны методы и методики для дальнейшего эмпирического изучения); опытно-экспериментальный (выбор экспериментальной площадки – МБДОУ Детский сад № 332 г. Челябинска); подбор участников эксперимента и их подготовка (n = 65); разработаны мероприятия для проведения констатирующего эксперимента; контрольно-обобщающий – интерпретированы результаты по методике выявления уровня воображения П. Торренса «Нарисуй картинку» и методике диагностики агрессивного поведения О. Иленко «Признаки агрессивности»; проведена математико-статистическая обработка результатов с помощью rs – коэффициента ранговой корреляции Спирмена. В результате выявлено, что 25% дошкольников обладают высоким уровнем воображения и 25% – низким уровнем агрессивности в поведении; 60% – средним уровнем воображения и 60% – средним уровнем агрессивности в поведении; 15% – низким уровнем воображения и 15% – высоким уровнем агрессивности в поведении. Вычисление коэффициента Спирмена подтвердило достоверную связь между воображением и уровнем агрессивного поведения у старших дошкольников. Новизну проведенного исследования можно увидеть по оригинальной выборке дошкольников, по времени их особенного развития в период пандемии COVID-19, по подбору методик изучения проблемы. Кроме того, в выборке не было исключений, вызванных детской психопатологией и функциональными нарушениями, которые прогнозируются раздражительностью дошкольного возраста. Основные выводы объединены в две группы, и они нашли своё отражение в отборе существующих методических рекомендаций педагогам и родителям: во-первых, это уточнение выводов о социальном взаимодействии, во-вторых, это уточнение выводов о превентивных мерах и педагогической коррекции агрессивности детей дошкольного возраста. Особое место в процессе составления рекомендаций занимают положения, касающиеся проблем коррекции воображения и агрессивного поведения дошкольников.
Колокольцева М. А. Инклюзивная культура педагога: сущность, структура, способы решения профессиональных задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 4 (апрель). – С. 1–17. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221020.htm
ART 221020
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11020
Просмотров: 1472
В 2022 году можно подводить итоги первого десятилетия разработки в нашей стране законодательной базы инклюзивного образования, поиска способов ее применения на практике. В результате пройденного пути обозначился ряд противоречий между стремлением применить в России зарубежный опыт и сложностью его переноса в российскую систему образования; заложенными в документах нормами организации инклюзивного образования и недостаточно проработанными механизмами их применения; попытками применить традиционные методы воспитания, направленные на расширение представлений школьников о жизни людей с ОВЗ, и их недостаточной эффективностью в воспитании инклюзивной культуры у субъектов образовательного процесса; пониманием значимости высокого уровня инклюзивной культуры педагога и недостаточной проработанностью теоретических аспектов, связанных с пониманием сущности и структуры данного феномена. Проблемой остается нахождение способов решения педагогом конкретных профессиональных задач в условиях инклюзивного образования с присущими ему рисками и противоречиями, спецификой отечественного опыта. Всё это обусловливает актуальность обозначенной темы. Цель статьи заключается в теоретико-методологическом обосновании феномена «инклюзивная культура педагога», обеспечивающего успешность в решении разного рода профессионально-педагогических задач в условиях распространения практики инклюзивного образования в российской действительности. Достижение цели обеспечивалось поэтапным решением следующих задач: выявить содержание и структуру понятия «инклюзивная культура», конкретизировать его в отношении педагогов, проанализировать сложившиеся противоречия отечественного опыта инклюзивного образования, предложить способы решения педагогом соответствующих профессиональных задач на практике. Ведущие подходы к исследованию проблемы относятся к методологии гуманистической педагогики: полисубъектный, личностный, деятельностный, экзистенциальный. Основные результаты статьи: определены структурные компоненты понятия «инклюзивная культура педагога»; рассмотрены наиболее сложные профессиональные задачи, решить которые сможет лишь педагог с высоким уровнем инклюзивной культуры. Научная новизна исследования заключается в том, что в структуре инклюзивной культуры педагога выявлен менее изученный мотивационно-чувственный компонент по сравнению с ценностно-смысловым и деятельностно-коммуникативным, содержанию, способам формированию которых в существующей научной литературе уделено более пристальное внимание; разработаны способы решения ряда противоречий, сложившихся в отечественном опыте инклюзивного образования, применить которые сможет педагог с высоким уровнем инклюзивной культуры, с гармонично сформированными ее компонентами, включая мотивационно-чувственный; предложено в качестве методологической основы инклюзивного образования рассматривать полисубъектный подход, позволяющий формировать доброжелательные отношения в инклюзивной среде. В статье проанализированы причины неприятия субъектами образовательного процесса основных идей, норм и правил инклюзивного образования. Выявлено, что методы воспитания инклюзивной культуры применяются на практике эпизодически, бессистемно, не затрагивая зачастую глубинные личностные структуры, эмоционально-чувственную, мотивационную сферы, что не позволяет субъектам инклюзивного образования в полной мере накопить опыт взаимодействия и общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Предложенные автором способы решения профессиональных задач, связанных со спецификой отечественного инклюзивного образования, будут способствовать совершенствованию данного процесса на практике.
Шалагинова К. С., Декина Е. В. Обучение студентов – будущих педагогов управлению собственным поведением в конфликтном противостоянии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 3 (март). – С. 81–92. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221019.htm
ART 221019
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11019
Просмотров: 1068
Поскольку вопросы, связанные с изучением конфликтного поведения студентов – будущих педагогов и определением наиболее эффективных способов управления им, находят свое отражение не только в исследованиях современных ученых, но и в практической деятельности административных служб образовательных учреждений, стремящихся обеспечить бесконфликтную среду взаимодействия в педагогическом коллективе, считаем необходимым сделать акцент на целенаправленной подготовке студентов к управлению собственным поведением в конфликтном противостоянии. Цель статьи – анализ сформированности у студентов – будущих педагогов навыков управления собственным поведением в конфликтном противостоянии с последующей разработкой, наполнением содержанием основных компонентов. Целевая категория – старшекурсники (IV–V курсы), проходящие подготовку по педагогическим и психолого-педагогическим направлениям программ бакалавриата и специалитета. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (тестирование, констатирующий эксперимент). Актуальна разработка предложений по совершенствованию подготовки студентов – будущих педагогов к управлению собственным поведением в конфликтном противостоянии, предполагающих оптимальный уровень конфликтности личности, при котором педагоги демонстрируют умение сглаживать углы, находить компромисс, не накалять ситуацию, продолжая отстаивать собственную позицию в конфликтном противостоянии; наиболее конструктивный способ поведения в конфликте, отвечающий специфике конфликтного противостояния; способность к самоконтролю в общении, умение гибко реагировать на изменения ситуации, мотивацию к изменению в зависимости от ситуации, умение прогнозировать ситуации общения; тип эмоциональной реакции с таким способом преобразования внутренних и внешних воздействий, который позволяет свободно проявлять положительные чувства, безусловную любовь к ближнему, созидательную, конструктивную активность. Разработанная программа направлена на повышение психологической грамотности, конфликтологической компетентности студентов – будущих педагогов; понимание студентами психологической сущности конфликтного противостояния, его специфики; формирование навыков конструктивного поведения в конфликтном противостоянии; отреагирование негативных эмоций, повышение самоконтроля в общении. В рамках выделенных компонентов для студентов предусмотрено прохождение социально-психологических тренингов; цикла индивидуально-психологических консультаций в случае необходимости, аутогенных тренировок; самоанализ конфликтного противостояния.
Вакс В. Б. Использование в образовательном процессе цифровых каналов связи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 3 (март). – С. 66–80. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221018.htm
ART 221018
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11018
Просмотров: 1064
Цифровая трансформация процессов, протекающих в образовательной сфере, предполагает активное использование цифровых технологий. При помощи данных технологий осуществляется построение многообразных каналов связи, которые субъекты образовательной деятельности могут использовать при получении и обмене учебными материалами для усвоения образовательного контента и в иных целях, определяемых как элемент осуществления образовательной деятельности. В то же время цифровая трансформация создает в образовательной организации условия, близкие к условиям, характеризующим цифровую экономику и иные сферы, подлежащие цифровой трансформации, и таким образом повышает эффективность образовательного процесса за счет ускорения формирования требуемых для деятельности в этих сферах компетенций. Практика обучения в условиях цифровой трансформации образовательного процесса предполагает, что существенное внимание уделяется субъективным характеристикам организации образовательного процесса, в частности удобству получения учебных материалов и наличию возможности организовывать образовательный процесс путем использования многообразных каналов связи между субъектами образовательной деятельности. Однако при этом возникает необходимость оценить, насколько активно в действительности используются в образовательной деятельности различные каналы связи, организованные средствами цифровых технологий, и какова оценка их использования со стороны обучающихся. Всё перечисленное определило актуальность вопросов, поставленных в исследовании, а также формулировку цели исследования, включающую характеристику возможностей обучающихся учреждений высшего образования использовать в образовательном процессе различные каналы получения учебного контента, обмена им, а также достигать успешного усвоения учебных материалов и формирования компетенций в процессе использования различных каналов взаимодействия, реализуемых средствами цифровых технологий. Исследование предполагало проведение опроса обучающихся КНИТУ-КАИ (г. Казань), обобщение и обработку результатов опроса путем использования комплекса методов исследования в целях оценки и анализа цифровой трансформации учебного процесса.