Педагогика
Ельцова О. В. Экспериментальное исследование влияния уровня цифровой грамотности учителей и обучающихся начальной школы на качество дистанционных уроков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 17–31. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241041.htm
ART 241041
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11041
Просмотров: 971
Актуальность проблемы формирования цифровой грамотности обучающихся начиная уже с младшего школьного возраста доказывается многочисленными зарубежными и отечественными исследованиями педагогов. Ученые с начала пандемии проявляют интерес к исследованию восприятия различными участниками образовательных отношений трудностей, возникающих в ходе проведения дистанционных уроков, отмечают, что низкий уровень цифровой грамотности обучающихся и учителей негативно влияет на процесс удаленного обучения. Однако исследования в основном направлены на выявление отношения учителей, обучающихся и их родителей к дистанционному обучению. Для того чтобы сохранить и приумножить качество образования, необходимо определять и учитывать причины, негативно и позитивно влияющие на качество дистанционных уроков, выявлять успешные практики и использовать данные результаты при проектировании образовательного процесса. Целью настоящего исследования является изучение влияния уровня цифровой грамотности учителей начальных классов и младшеклассников на качество дистанционных уроков (качество процесса), изучение различий в поведении учителей и учащихся при переходе на удаленное обучение и возможность применения полученных результатов при проектировании онлайн-обучения. В качестве методов исследования были применены: опрос учителей начальных классов, учителей-предметников (учителей английского языка, музыки и физической культуры), анализ полученных ответов. Исследование показало, что на плотность уроков в дистанционном формате значительно влияет уровень цифровой грамотности и учителя, и ученика. Учителя с уровнем цифровой грамотности выше среднего быстрее находят способы решения возникающих технических проблем, быстрее решают проблему замены «проблемных» цифровых ресурсов через поиск альтернативных вариантов, создание авторских заданий, чаще применяют интерактивные методы, вовлекая обучающихся в учебный процесс. Учащиеся с более высоким уровнем цифровой грамотности быстрее адаптируются к условиям дистанционного обучения, чаще предпринимают попытки самостоятельно решить возникающие технические проблемы, при этом предъявляют более высокие требования к наполнению дистанционного урока. У таких учащихся выше шансы на выстраивание своей индивидуальной траектории обучения. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных сведений при организации методической работы с учителями начальных классов с целью повышения качества дистанционных уроков.
Одинокая М. А., Рубцова А. В., Ерëмин Ю. В. Технология «Квест-Кроссенс» как основа для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241040.htm
ART 241040
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11040
Просмотров: 1210
Актуальность исследуемой проблемы определяется, c одной стороны, тенденцией к увеличению доли интернационального контингента обучающихся в академической среде, а с другой стороны, тем, что современная организация иностранного языка порождает интересный феномен – лингвокреативные номинативные реалии. Эти новые языковые реалии возникают благодаря пересечению различных смыслов или стилизации речи с целью наименования социально-бытовых и культурных феноменов. Результатом таких языковых экспериментов становятся уникальные слова или выражения, которые впоследствии интегрируются в общий лексикон людей. Эти лингвокреативные номинативные речевые реалии дарят человеку возможность точнее и эффективнее описывать и обозначать окружающий мир, подчеркивая его особенности и насыщая коммуникацию людей. Они придают узнаваемость современному обществу и упрощают взаимодействие с окружающей средой. Этот феномен является результатом бесконечного творчества и эволюции иностранного языка, что делает его непременной частью лингвистической культуры. Целью исследования является представление дидактического аспекта внедрения технологии «Квест-Кроссенс» на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык: базовый курс» как основы для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач. Раскрывается, какое содержание вкладывается в понятие «Квест-Кроссенс». В рамках учебной дисциплины «Иностранный язык: базовый курс» студенты углубляют свои знания и навыки в области иностранного языка, приобретают практический опыт и развивают свои коммуникативные навыки, чтобы эффективно выражать свои мысли и идеи, как письменно, так и устно, что будет важным в их профессиональной деятельности и взаимодействии с носителями языка. Методом теоретического анализа определен алгоритм технологии «Квест-Кроссенс» на практических занятиях по иностранному языку. Описаны особенности технологии «Квест-Кроссенс» и ее значение при проведении практических занятий по иностранному языку. Раскрыты задачи, которые призвана решать технология «Квест-Кроссенс». Приведен обзор классических схем использования технологии «Квест-Кроссенс». Особый акцент сделан на представлении ключевой информации о дидактическом потенциале лингвокреативных номинативных реалий на практических занятиях по иностранному языку. В ходе исследования был разработан комплекс учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач, ранжированных в соответствии с таксономией Блума – Андерсона. Научная новизна состоит в том, что предложена и внедрена технология «Квест-Кроссенс» на практических занятиях по рассматриваемой нами дисциплине как основа для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач по иностранному языку в условиях университетского образования.
Суворова Н. Н. Тема патриотизма как основа развития лингвокреативности студентов в процессе преподавания речеведческих дисциплин в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 171–184. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241039.htm
ART 241039
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11039
Просмотров: 868
Сложившаяся в мире ситуация подвела преподавателей к мысли о том, что студенты должны понимать: их будущая профессиональная деятельность в родной стране есть залог ее процветания и, как следствие, их собственного жизненного успеха. Поэтому необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы молодое поколение понимало назначение и смысл патриотизма. В этом и заключается актуальность данной работы. Цель исследования состояла в рассмотрении темы патриотизма как основы развития лингвокреативности студентов в процессе преподавания речеведческих дисциплин в вузе. Основным эмпирическим методом было наблюдение в ходе педагогического процесса, статистическим – регистрация. Первый этап исследовательской работы представлял собой поиск материала, интересного с точки зрения студентов, на основе которого в течение второго этапа создавалась система упражнений. Студенты в ходе поисковой деятельности собрали тексты, в которых речь идет о чувстве любви к Родине, гордости за нашу страну, то есть обо всем, что у них ассоциируется с понятием патриотизма. На основе этого была создана и апробирована на практических занятиях система упражнений, направленная на развитие языкового творчества студентов технического вуза. Были пересмотрены тексты, используемые в процессе обучения, заменены на патриотические, предложенные студентами. Анализ студенческих работ показал, что лингвокреативность можно и нужно формировать с помощью материала патриотического содержания. Лингвокреативность часто проявляется в умении по-новому взглянуть на известный языковой материал. Но в нашем случае после погружения в него студенты по-другому смотрят и на сложившуюся в мире ситуацию. В результате исследования был сделан вывод о том, что предложенные задания патриотического содержания способствовали развитию лингвокреативности у студентов. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные упражнения можно использовать не только при преподавании дисциплин «Русский язык и деловые коммуникации», «Русский язык и культура речи», но и при изучении «Стилистики русского языка», дополнив подобный материал для отработки разных тем.
Исаева Т. Е. Интерактивная дискретная лекция: методологические вопросы структурно-методической организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 152–170. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241038.htm
ART 241038
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11038
Просмотров: 862
Актуальность исследования обусловлена некоторым падением в последнее десятилетие престижа лекции как организационной формы обучения в высшем образовании и необходимостью поиска новых, более эффективных форм работы с сегодняшним поколением обучающихся. Несмотря на наличие в отечественной и зарубежной научной литературе достаточно большого слоя исследований, затрагивающих проблему лекции, большинство из них имеют практико-ориентированный характер и не содержат теоретического анализа предлагаемых решений. Поэтому, в соответствии с целью исследования – методологическим обоснованием лекции, имеющей модульно-дискретную структуру с использованием различных интерактивных и цифровых технологий, был проведен анализ педагогических исследований по рассматриваемой проблеме, выявлены основные недостатки традиционной лекции и намечены пути повышения эффективности данного вида занятий путем использования интерактивных методов обучения и цифровых технологий. Научная новизна исследования состоит в обосновании методологии использования интерактивной дискретной лекции в высшей школе, в основу которой заложены личностно ориентированный, компетентностный и системно-структурный подходы, а также в демонстрации ее возможностей в активизации познавательной деятельности слушателей, их интеллектуальном и профессиональном развитии. Теоретическая значимость заключается в разработке понятия «интерактивная дискретная лекция» и описании ее структурно-методических отличий от лекции традиционного типа. Кроме того, были определены основные теоретические направления изучения лекции в научно-педагогической литературе, в основу различия которых заложена специфика выбора предмета исследования. На основе принципов исторического и личностно ориентированного подходов удалось вычленить этапы развития лекции в образовательном процессе, сопровождающиеся использованием разных технических средств и цифровых технологий, а также изменением роли преподавателей в ее реализации и позиции обучающихся в восприятии материала. Проведенное эмпирическое исследование в ходе повышения квалификации преподавателей университета, в течение которого у них была возможность прослушать разные лекции ‒ как по тематике, так и по структурно-методической организации, убедительно доказало, что современные преподаватели остро ощущают необходимость изменения методики проведения лекций, однако у них пока отсутствуют теоретические знания и методические рекомендации.
Одарюк И. В., Котляренко Ю. Ю., Николаева Е. А. Перспективы применения иммерсивных технологий в обучении иностранным языкам студентов технических вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 3 (март). – С. 137–151. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241037.htm
ART 241037
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11037
Просмотров: 1055
Актуальность темы исследования определяется возрастающей потребностью в цифровой трансформации современного образования, поскольку именно в таких условиях возможно эффективное развитие профессиональных умений и навыков у обучающихся, в том числе и в обучении иностранным языкам. Цифровые технологии являются бесспорным помощником в процессе развития коммуникативных способностей, обогащения межкультурного опыта и обеспечения легкой адаптации обучающихся к новым языковым средам. Целью исследования является анализ перспектив применения иммерсивных технологий в обучении иностранным языкам студентов технических вузов. Приведен сравнительный анализ существующих подходов к определению понятия «иммерсивные технологии», их классификации и выявлению дидактического потенциала на основе мирового и зарубежного опыта. Представлены основные составляющие иммерсивной образовательной среды и ее преимущества. Обосновано применение иммерсивных технологий в обучении иностранным языкам. Определен круг проблем, связанных с реализацией иммерсивных технологий в педагогической практике российских вузов. Сделан вывод о необходимости разработки методического сопровождения для успешной реализации иммерсивных технологий в учебном процессе. С помощью метода опроса преподавателей кафедры иностранных языков выявлено их отношение к иммерсивным технологиям. Теоретическая значимость статьи видится в детальной разработке основных положений иммерсивного подхода в образовании, что, без сомнения, способствует расширению знаний педагогического сообщества в области цифровой методологии. Практическая значимость связана с перспективностью применения данных технологий в учебном процессе вузов и возможностью приложения результатов исследования для создания методического обеспечения дисциплин, в том числе и иностранных языков. Именно в этом направлении планируется дальнейшая работа авторского коллектива. Результаты исследования могут быть интересны широкому кругу ученых, учителям и преподавателям иностранных языков и применимы при чтении курсов по актуальным проблемам прикладной лингвистики, а также методики преподавания иностранных языков.
О. В. Ельцова