Педагогика

Бакаева О. И., Дзюбенко А. И. Интеграция метода видеосамомоделирования в процесс преподавания иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221030.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Комплексный подход к обучению иностранному языку как средству общения в его базовых репрезентационных формах (говорение, письмо, чтение и аудирование) в современном мире не утрачивает своей актуальности и предлагает внедрение современных подходов к решению этой проблемы в эру смартфонов, видео, блогерства, где все больше людей выражают желание заявить о себе, самоидентифицироваться на многомиллионную аудиторию в информационно-цифровом пространстве. Целью статьи является анализ способов, с помощью которых видеосамомоделирование может быть интегрировано с культурно ориентированными учебными стратегиями преподавания иностранных языков, а также описание эксперимента, иллюстрирующего, как видеосамомоделирование может способствовать повышению самоэффективности и быстрому обучению. Теоретико-методологическую основу данного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых о раскрытии сущности понятия «самомоделирование» с позиций психологии и педагогики. Что касается методов исследования, то для определения влияния видеосамомоделирования на учебную успеваемость обучающихся компетенции владения основными языковыми репрезентационными формами были измерены до и после завершения эксперимента. В дополнение к анализу оценок, присвоенных учащимся с использованием аналитической шкалы, был проведен анализ дискурса в ходе онлайн-опроса среди студентов. В результате исследования нам удалось выявить корреляционные связи между интродукцией в процесс обучения самозаписывающих видеороликов и повышением общей англоязычной компетенции учащихся, что в итоге свидетельствует о значительной степени влияния самозаписывающих видеороликов на аффективные факторы учащихся в процессе обучения. Анализ качественных данных показал, что использование методики видеосамомоделирования на занятиях по английскому языку не только улучшило общее владение устной речью учащихся, но и способствовало эффективности преподавания иностранного языка в целом, а также личностному развитию обучающихся. Теоретическая значимость исследования заключается в предоставлении обзора современных научных исследований в области изучения инновационных подходов и технологий преподавания иностранных языков в различных учебных контекстах. Практическая значимость статьи состоит в том, что данная методика может быть использована в качестве одной из стратегий развития академической компетентности у студентов, а также цифровой грамотности в этой области.
Котряхов Н. В., Жемчуева Н. С. Организационно-педагогические условия реализации технологии социального проектирования в основной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 4 (апрель). – С. 152–169. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221029.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность и значимость исследования обусловлены тенденциями развития российского образования. Инновационное образование ориентировано на формирование личности, готовой к переменам в обществе посредством совершенствования творческих способностей, создания мотивации к непрерывному образованию, способности к эффективной коммуникации и сотрудничеству с другими людьми. Смена образовательных парадигм означает отказ от традиционного понимания образования как получения готового знания. Образование – достояние личности, средство ее развития и самореализации. В связи с этим изменяются все компоненты образовательной парадигмы: подходы, цели, методы и приемы, технологии, средства обучения. В российском образовании эти изменения привели к признанию личностно ориентированного и системно-деятельностного подходов в качестве ведущих в образовании, что получило закрепление в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. Важную роль на всех ступенях школьного образования стала играть проектная деятельность как фактор развития универсальных учебных действий обучающихся. Одним из направлений проектной деятельности является социальное проектирование, направленное на создание условий для социальных проб личности. В связи с этим возникает вопрос: каковы условия успешной реализации технологии социального проектирования в современной общеобразовательной школе? Цели исследования: уточнение понятия «технология социального проектирования» в контексте мирового и российского опыта, рассмотрение организационно-педагогических условий ее успешного применения в образовательном процессе основной школы. В данном исследовании применялся комплексный подход, включающий анализ научной литературы по данной теме, а также метод анкетирования, позволяющий определить практический уровень реализации организационно-педагогических условий в образовательных организациях. В статье представлены основные элементы технологии социального проектирования и ее этапы, рассмотрен комплекс организационно-педагогических условий ее успешной реализации, проанализированы результаты анкетирования педагогов, направленного на изучение реальных условий в образовательных организациях. Работа имеет теоретическую значимость, так как характеризует технологию социального проектирования в контексте использования проектного метода, а также развития ведущих тенденций образования в России. Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для совершенствования организационно-педагогических условий в образовательных организациях.
Некрасова Г. Н., Ренжина Е. А. Оценивание первичных графических навыков студентов по техническому рисунку как необходимой основы для решения профессиональных конструкторских задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 4 (апрель). – С. 129–151. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221028.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема низкого уровня изобразительного навыка абитуриентов профильных учебных заведений наблюдается из года в год. Слабые или не сформированные у современных школьников на уровне общего и дополнительного образования умения рисовать, чертить, в свою очередь, задерживают освоение профессиональных конструкторских задач будущими инженерами. И эта проблема конструкторской подготовки студентов наблюдается как на уровне среднего профессионального, так и высшего образования. Целью данной статьи является исследование уровня первичных графических навыков студентов-первокурсников по техническому рисунку, определение значимости графических навыков в профессиональной конструкторской подготовке будущих инженеров легкой промышленности. Для достижения поставленной цели был выполнен анализ современных научных работ, посвященных вопросам графического обучения студентов инженерных специальностей. Умение рисовать вручную – базовый навык профессионального образования, характеризующий уровень пространственного восприятия графических объектов. Российские и зарубежные авторы отмечают низкий уровень первичной графической культуры у студентов, но этот показатель является необходимой основой для успешной конструкторской подготовки, следовательно, обозначенная проблема требует детального изучения. Актуальность этой проблемы подтверждают данные проведенного нами в 2020, 2021 годах констатирующего эксперимента по исследованию первичных графических навыков студентов при выполнении технического рисунка костюма. Эксперимент проводился на базе КОГПОБУ СПО «Кировский технологический колледж» и ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». Фактологический материал был собран методом критериально-оценочного тестирования студентов. Для анализа результатов констатирующего эксперимента были использованы теоретические аналитические методы с применением методов математической статистики. Кроме анкетирования студентов, проведено анкетирование сотрудников колледжа и вуза, опрос позволил проанализировать существующую ситуацию с позиции педагогов, которые подтвердили наличие проблемы слабой графической подготовки абитуриентов. Теоретическую значимость работы составил анализ литературы по проблеме, теоретически обоснована и разработана система оценивания технического рисунка костюма в работах первокурсников. Практическая значимость статьи заключается в предложенном методическом материале для оценки первичных графических навыков студентов, также в полном обзоре констатирующего эксперимента, проведенного в рамках научного исследования по теме обучения техническому рисунку костюма будущих специалистов легкой промышленности.
Пустовойтова О. В., Шепилова Н. А., Яковлева Л. А., Курникова Д. П. Готовность дошкольной образовательной организации к цифровой трансформации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 4 (апрель). – С. 111–128. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221027.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современное общество по праву можно назвать информационно-цифровым. Цифровизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего образования, одна из ключевых задач, стоящая перед Правительством РФ. В статье приводится обзор современных подходов к пониманию процесса цифровизации, дается анализ цифровых ресурсов (Kham Academy, Pointagram, Quiver Fashion, Игро-N) и возможностей их использования в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Также статья содержит материал по геймификации как одной из современных образовательных технологий, которая обеспечивает максимальную включенность детей в процесс обучения. Геймификация как технология позволяет каждому обучающемуся определить свой уровень сложности заданий и получить за их выполнение бонусы. Также геймификация рассматривается как использование игровых методик в образовательной сфере. В статье представлены результаты проведенного эксперимента на базе МАДОУ «Детский сад № 75» г. Челябинска, в котором приняли участие педагоги, воспитанники и родители детей. Цель проведенного исследования – установить готовность участников образовательных отношений к применению цифровых технологий. В качестве методов исследования выступили: анкетирование воспитателей на предмет выявления их цифровой грамотности, а также беседа с детьми 5–7 лет и их родителями, в ходе которой было установлено, что современные воспитанники не представляют свою жизнь без гаджетов, виртуальной и дополненной реальности, а также телевизора. Результаты эксперимента показали, что активное использование цифровых технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации отвечает потребностям воспитанников, а также проводимой Правительством РФ цифровой политике, обозначенной в национальном проекте «Цифровая экономика РФ». реализация мероприятий, заявленных в документе, позволит сформировать также кадровый потенциал, способный ответить на вызовы цифрового мира и соответствовать требованиям, предъявляемым в Атласе новых профессий (игропедагог, игромастер, организатор проектного обучения и др.).
Данкова В. Б. Соотношение профессиональной идентичности и направленности личности студентов – будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 4 (апрель). – С. 95–110. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221026.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Социально-экономические вызовы актуализировали проблему повышения качества человеческого потенциала в системе высшего образования, обеспечивающего создание благоприятных условий для индивидуально-личностной системы подготовки будущего педагога на основе взаимодействия с партнерами рынка труда. Решение этой проблемы требует исследования профессиональной идентичности, обеспечивающей успешную самореализацию обучающихся в построении своего будущего в профессионально-педагогической деятельности в процессе формирования профессиональной направленности личности для удовлетворения потребностей в социальном и профессиональном развитии. Целью настоящего исследования является изучение особенностей профессиональной идентичности студентов – будущих педагогов для активизации процесса формирования профессиональной направленности личности, способствующей самоуправлению и саморазвитию обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям с партнерами рынка труда. Методологическую основу исследования составили основные положения изучения профессиональной идентичности С. К. Бондыревой, У. С. Родыгиной, Л. Б. Шнейдер и др. Профессиональная направленность личности рассматривалась на основе положений, сформулированных Ю. А. Афонькиной, Т. Л. Мироновой и др. Определение степени развития профессиональной идентичности осуществлялось с использованием опросника У. С. Родыгиной (2007). Уровень сформированности профессиональной направленности диагностировался по методике В. Б. Веретенниковой, О. Ф. Шиховой, Н. В. Телегиной (2021). Обработка полученных данных производилась с помощью лицензионной версии редактора электронных таблиц Microsoft Excel 2010. В результате исследования представлены эмпирические данные по выявлению особенностей профессиональной идентичности студентов в процессе формирования профессиональной направленности как интегративного качества будущего педагога дошкольной организации, представленного системой его доминирующих профессиональных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, которая воплощается в профессиональных намерениях, целях, установках студента и активной деятельности по их достижению в образовательных отношениях. Новизна результатов заключается в возможности построения индивидуализации образования для формирования профессиональной направленности личности студентов за счет удовлетворения их индивидуальных потребностей и запросов, необходимых для самоопределения в профессии.