Педагогика
Кравченко Н. В. Развитие компетенций межличностного взаимодействия подростков в процессе организации командной работы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 10 (октябрь). – С. 1–19. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221065.htm
ART 221065
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11065
Просмотров: 1225
Рассматривается проблема развития компетенции межличностного взаимодействия подростков, которая является актуальной для современного общества. Современные подростки зачастую не испытывают потребности во взаимодействии, объединении, социальной событийности и предпочитают виртуальное общение, уход от реальности. Цель исследования – изучение уровня развития компетенции межличностного взаимодействия подростков в процессе организации командной работы при реализации программы «Школа активного роста», представляющей собой комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений участников команды. На основании проведенного информационно-аналитического обзора, а также собственного опыта воспитательной деятельности в условиях детских общественных объединений определена форма организации межличностного взаимодействия обучающихся через создание команды единомышленников. Приводятся примеры конкретных мероприятий в рамках реализации программы. Автором отмечен положительный опыт организации командной работы в развитии компетенций межличностного взаимодействия подростков на базе 76 общеобразовательных организаций Омского региона в течение двух лет. Общее число участников программы – 760 подростков в возрасте 12–15 лет. Исследование показало, что после участия в реализации программы в среднем высокий уровень развития компетенций межличностного взаимодействия был выявлен у 67,2% респондентов, средний уровень – у 48,8%, низкий уровень – у 9,3%. Полученные результаты позволяют констатировать развитие компетенций межличностного взаимодействия подростков при включении их в организованный процесс работы над тематическими модулями программы. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: определена модульная структура содержания процесса развития компетенций межличностного взаимодействия подростков, включающая три блока: мотивационный, содержательный и итоговый; выявлены критерии оценки уровня развития компетенций межличностного взаимодействия подростков. Практическая значимость исследования заключается: в реализации программы «Школа активного роста», направленной на организацию командной работы, определение методик диагностики уровня развития компетенций межличностного взаимодействия подростков. Область применения результатов исследования: детские общественные организации, общеобразовательные организации, социальные центры, Министерство по делам молодёжи и департаменты молодежной политики, учреждения дополнительного образования.
Толмачёва М. И., Бакулин В. Н. Методические проблемы омонимии и синонимии при освоении студентами терминологии физической науки как специфического языка, аналогичного новому иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 9 (сентябрь). – С. 65–78. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221064.htm
ART 221064
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11064
Просмотров: 936
Актуальность данного исследования обусловлена трудностью распознавания студентами синонимичных и омонимичных физических величин и их обозначений. Язык науки подобен языку иностранному, в нем своя лексика, своя грамматика. Овладение им – залог успешной профессиональной деятельности. Проблеме грамотного использования студентами научной терминологии, а также проблеме ассоциирования бытовых объектов с научными, в частности с техническими, устройствами и посвящена данная статья. Цель исследования: определить у студентов уровень владения терминологическим аппаратом, а также наличие способности идентифицировать физические объекты; выявить эффективные приемы запоминания физических терминов, физических величин и их обозначений. В статье представлен анализ происхождения названий физических и технических устройств, приведены примеры использования синонимов, паронимов, омонимов в физическом языке. Исследование проводилось среди студентов I и II курсов физических и нефизических специальностей. В качестве задания предлагались несколько вариантов тестов: 1) установить ассоциацию предложенных на иллюстрациях бытовых предметов с частями технических устройств; 2) перечислить все возможные значения приведенных слов; 3) перечислить разные обозначения-синонимы для одной и той же физической величины; 4) перечислить физические величины-омонимы, обозначаемые одним и тем же символом. Анализ ассоциаций по картинкам показал лишь частичную осведомленность о технических устройствах и сложность применения синонимов при их описании. Количественные результаты теста без картинок для различных специальностей оказались примерно одинаковыми, однако студенты-физики давали более четкие определения и с большим количеством вариантов интерпретации терминов. Оценка второй группы тестов на проверку и предъявление профессиональных знаний по физической терминологии привела к выводу, что в основном студенты-физики дают верную характеристику предложенным величинам, а некоторые предлагают собственные варианты омонимов и синонимов; в то же время владение терминологическим аппаратом студентами нефизических специальностей гораздо скуднее. Это говорит о том, что остаточные знания даже только об обозначениях физических величин без подкрепления на практике очень быстро теряются. Теоретическая значимость исследования состоит в расширении границ понимания языка физики, в обнаружении фактов сходства научного языка с иностранным, а также в выявлении условий восприятия и применения заимствованных из других языков физических терминов и обозначений. Результаты исследования могут служить основой для разработки рекомендаций по успешному усвоению физической терминологии, а также разработки дидактических средств, включающих материалы межпредметного характера, с возможностью использования на занятиях как по физике, так и по русскому языку.
Моисеева Н. А., Полякова Т. А. Задачи информационно-математического моделирования как средство реализации междисциплинарной интеграции в преподавании математики и информатики в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 9 (сентябрь). – С. 52–64. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221063.htm
ART 221063
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11063
Просмотров: 1080
Одна из особенностей современного этапа развития информационного общества – интенсивная цифровизация, появление которой обусловлено совершенствованием, эволюцией новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и ростом цифровых технологий четвертой промышленной революции (Industry 4.0). В связи с этим дигитализация является одним из факторов трансформации национального инженерного образования. В статье анализируется значимость междисциплинарного подхода к современной подготовке будущих специалистов инженерно-технического профиля, а также обосновывается важность взаимной интеграции знаний на уровне ИКТ и фундаментальных технических наук на примере интеграции дисциплин «Информатика» и «Математика» посредством информационно-математического моделирования. Цель работы – выявить влияние цифровизации на теоретико-методологические основы междисциплинарного подхода в национальном инженерном образовании. В исследовании применялся общенаучный диалектический метод, теоретико-методологический анализ и обобщение содержания математической, информационной, педагогической, методической, научно-технической литературы в области зарубежного и национального инженерного образования. По результатам проведенного исследования предложено понятие интегрированного учебного задания по математике и информатике, в основу которого положен содержательно-деятельностный подход к информационно-математическому моделированию; выявлена и обоснована типология интегрированных учебных заданий по информатике и математике в соответствии с видами профессиональной деятельности специалистов инженерно-технического профиля. Показана значимость и роль информационно-математического моделирования в качестве одного из базисных (фундаментальных) методов решения интегрированных учебных заданий. Выявлена необходимость развития междисциплинарного подхода к подготовке будущих инженеров технического профиля в условиях цифровой экономики России.
Кошелева И. Н. Формирование автономии студентов, способствующей расширению словарного запаса, в процессе обучения английскому языку на примере неязыкового вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 9 (сентябрь). – С. 35–51. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221062.htm
ART 221062
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11062
Просмотров: 1134
В быстро меняющихся условиях как учебного, так и рабочего процесса навыки самостоятельного обучения скорее необходимость, нежели желаемое требование к его участникам. Актуальность исследуемой проблемы определяется спецификой обучения английскому языку в конкретном неязыковом вузе, где от студентов требуется высокий уровень владения языком, а учебная нагрузка подразумевает большой объем самостоятельной работы при освоении лексического материла. Более того, возрастающая тенденция к переходу на онлайн-обучение создает необходимость формирования у студентов навыков автономной деятельности. Следовательно, целью статьи является описание условий развития учебной автономии, способствующих расширению словарного запаса у студентов неязыкового вуза. Исследование проведено с позиции теории конструктивизма, основополагающим принципом которой является то, что знание создается человеком с опорой на имеющийся опыт и во взаимодействии с другими людьми. Кроме этого используются основы лексического подхода, где акцент делается не на значительное количество упражнений с целью полного освоения лексики, а на практику, распределенную во времени. Анализ научной литературы по теме позволил автору статьи выделить основные компоненты учебной автономии, ориентированные на увеличение словарного запаса обучающихся: передача преподавателем контроля студентам над своим обучением, применение студентоцентрированного подхода, овладение стратегиями освоения лексики и навыками саморефлексии, формирование навыков взаимного оценивания, использование принципов коллаборативного обучения, повышение мотивации, фасилитаторский стиль преподавателя. Обсуждение каждого компонента сопровождается практическими рекомендациями. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявленные семь компонентов автономной деятельности закладываются в модель формирования учебной автономии, что способствует переосмыслению отношений преподаватель – студент и предоставлению обучающимся свободы выбора и большей ответственности за свое обучение. Практическая значимость статьи заключается в возможности организации эффективной работы со словарным запасом иностранного языка средствами учебной автономии и адаптации ее компонентов под учебные цели и задачи языковых курсов.
Мамонтова Н. Ю. Интеграция технологии формирования гибких умений в обучение иностранным языкам в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 9 (сентябрь). – С. 17–34. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221061.htm
ART 221061
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11061
Просмотров: 1017
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки современных педагогических технологий обучения иностранным языкам в техническом вузе. Очевидна объективная потребность в обновлении содержания, методов и принципов иноязычного обучения, их ориентации на формирование социально и профессионально важных умений, востребованных в динамично меняющемся мире. В современных научно-педагогических исследованиях подобного рода межличностные, коммуникативные и аналитические умения принято называть термином “soft skills”, в контексте данного исследования soft skills интерпретируются как гибкие умения. В результате проведенной работы реализована цель исследования – изучить и интерпретировать концепции, дефиниции, содержание термина “soft skills” (гибкие умения), определить методическое обоснование и возможности их интеграции в структуру универсальной коммуникативной иноязычной компетенции обучающихся в процессе имплементации образовательной технологии формирования гибких умений (soft skills) в обучение иностранному языку в техническом вузе. Описана структура и принципы педагогической технологии с учетом психолого-дидактических, организационно-методических, оценочно-рефлексивных особенностей формирования гибких умений (soft skills) в данном исследовании. Определен научно-методический потенциал исследуемого вопроса в рамках дисциплины «Иностранный язык» в техническом вузе. Теоретической значимостью статьи является предложенная авторская интерпретация термина “soft skills” (гибкие умения) как комплекса надпрофессиональных умений, которые гарантируют качественное межличностное взаимодействие, отвечают за успешные академические результаты, повышают жизненный комфорт и в перспективе обеспечат обучающимся эффективную реализацию в профессиональной деятельности. В новом сочетании обозначены ведущие методы исследования: метод кейса и метод проекта. С научной точки зрения обосновано, что возможность их совместного использования как метода кейс-проекта обеспечивает синергетический образовательный эффект за счет вовлечения обучающихся в научно-исследовательскую деятельность в процессе изучения конкретных кейсов с примерами успешных ситуаций проявления гибких умений. Одновременно с этим происходит совершенствование коммуникативных умений на иностранном языке в процессе реализации проекта. Практическая значимость обеспечена результатами исследования, которые представлены в различных форматах, соответствующих педагогическим, психологическим и методическим целям интеграции технологии формирования гибких умений в образовательный процесс обучения иностранным языкам в техническом вузе.