Педагогика
Филиппова С. А., Куликова Т. И., Шалагинова К. С. Личностная устойчивость будущих педагогов в условиях пандемии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 74–84. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221035.htm
ART 221035
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11035
Просмотров: 1196
Психологическая устойчивость будущего педагога к меняющимся условиям и стрессовым ситуациям является значимым качеством, снижающим риски профессионального выгорания и деформации. Разрабатываемая тема ориентирована на решение актуальной научной проблемы – изучение механизмов, факторов и условий адаптации будущего педагога в VUCA-мире: представлены результаты психологического обследования студентов педагогического вуза в условиях карантинных мер. Целью исследования являлась оценка адаптационного потенциала студентов, находящихся в условиях вынужденного дистанционного обучения; формирование представлений о личностных характеристиках, способствующих адаптации будущих педагогов. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», в возрасте от 18 до 22 лет, в количестве 143 человек. Мониторинг проводился посредством диагностического среза с последующей обработкой данных при помощи методов математической статистики. Исследование позволило описать личностные профили студентов, охарактеризовать психологические механизмы адаптации к текущей ситуации, определить уровень стресса студентов в условиях пандемии, оценить потенциальные риски для психологического здоровья и благополучия студентов. Исследование показало: выборка в целом характеризуется достаточно высоким адаптивным потенциалом (студенты демонстрируют высокие показатели жизнестойкости и умеренные проявления стресса, большинство имеет сбалансированный личностный профиль, что свидетельствует о личностной гибкости); личностные особенности влияют на механизм адаптационного процесса, формируя связи с симптомокомплексом жизнестойкости и уровнем стресса; личностная ригидность (акцентуации) ведет к формированию типичных жестких когнитивных установок и поведенческих паттернов, которые в изменяющихся условиях не способствуют адаптации, что отрицательно сказывается на жизнестойкости и повышает стресс. Полученные данные позволяют прогнозировать риски для психологического здоровья и благополучия студентов, более эффективно планировать и осуществлять психологическую профилактику и поддержку студентов в период обучения в вузе. Выявленные тенденции позволяют выделять личностную гибкость в качестве ключевого фактора адаптации и стрессоустойчивости.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, стресс, адаптация, студенты, пандемия, личностная гибкость педагога
Жарина О. А., Гичева А. А. Креолизованные тексты как средство формирования лингвистической компетенции у студентов неязыковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 62–73. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221034.htm
ART 221034
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11034
Просмотров: 1574
Актуальность использования креолизованных текстов в процессе обучения иностранному языку заключается в необходимости расширения содержания и средств обучения за счет безграничных информационных возможностей данных материалов. Статья посвящена рассмотрению роли и уместности современных креолизованных текстов (интернет-мемов, презентаций, песен) при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей. В настоящее время методисты в области преподавания иностранного языка не отрицают наличия методического потенциала у поликодовых текстов, так как они являются неотъемлемой частью повседневной жизни, тем самым мотивируя студентов к изучению иностранного языка, однако в современной методической литературе наблюдается недостаток практических рекомендаций по построению системы обучения на их основе. Цель данной статьи заключается в оценке эффективности креолизованных текстов как средства формирования лингвистической компетенции у студентов неязыковых специальностей. С целью доказательства или опровержения гипотезы о продуктивности педагогического воздействия с использованием креолизованных текстов авторами проводится эксперимент в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» у студентов первого курса межфакультетских групп Южного федерального университета. Результаты проведенного исследования, полученные с помощью методов описательной статистики, свидетельствуют об умеренном преимуществе методики применения креолизованных текстов при формировании лексико-грамматических навыков у студентов неязыковых специальностей и целесообразности использования данных типов текстов при формировании лингвистической компетенции.
Летун С. А., Воронина Л. А. Электронный учебник иностранного языка как средство брендинга университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 46–61. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221033.htm
ART 221033
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11033
Просмотров: 1179
Электронный учебник становится новым трендом в образовании и одновременно «лицом» образовательного учреждения. Цель статьи заключается в обосновании потенциала электронного учебника иностранного языка как одного из важнейших средств брендинга современного университета, в котором занимает заметное место профиль лингвистического образования. В основе исследования лежат материалы, касающиеся теоретического обобщения практических результатов деятельности университетов по своему брендингу и результатов университетских опросов обучающих и обучающихся, опыт авторов статьи и их университетских коллег по применению цифровых технологий при разработке электронного учебника. Исследование основывается на сравнительно-сопоставительном методе анализа ценностей, учитываемых при проведении мероприятий по брендингу университета с применением модели экосистемы корпоративного бренда и при разработке электронных учебников иностранного языка. Проведенное исследование показало высокую степень представленности электронного учебника в элементах экосистемы корпоративного бренда университета как современного средства со значительным потенциалом развития в интересах повышения эффективности образования в университете и позиционирования самого университета в мировом сообществе образовательных организаций. Брендинг университета с лингвистическим профилем образования предполагает решение задачи создания и использования собственных электронных учебников иностранного языка, соответствующих определенному уровню развития цифровых и лингводидактических технологий, цифровой грамотности и методической компетенции профессорско-преподавательского состава университета на фоне продолжающегося постоянного профессионального самосовершенствования и погруженности в контекст международных научных исследований. В результате проведенного исследования авторами установлены общие ценности, характеризующие экосистему корпоративного бренда и электронный учебник иностранного языка. Деятельность как руководства университетом, так и его профессорско-преподавательского состава можно рассматривать как брендинг-ориентированную деятельность, и понимание электронного учебника иностранного языка как значимого средства брендинга университета позволяет скорректировать набор и содержание маркетинговых мероприятий по управлению брендом университета и повышению предпочтений к нему со стороны текущих и потенциальных потребителей его образовательных услуг.
Гайнеев Э. Р., Галагузова М. А., Головнев А. В. Микрорационализация в профессиональной подготовке студентов СПО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 30–45. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221032.htm
ART 221032
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11032
Просмотров: 1047
В статье представлен опыт воспитания бережливости и системного формирования микрорационализаторских умений студентов СПО на основе микроэкономического подхода в процессе проектно-творческой деятельности во взаимодействии с наставниками практики на предприятиях. Приводятся примеры микрорационализации на занятиях теоретического и практического обучения на примере подготовки к конкурсам и чемпионатам WorldSkills. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью формирования готовности выпускника к трудовой деятельности в условиях современного инновационно развивающегося производства, когда важнейшей составляющей конкурентоспособности предприятия становится постоянное повышение качества выпускаемой продукции на основе повышения производительности труда в процессе массовой творческой рационализаторской деятельности сотрудников. Цель статьи – представить некоторые формы, средства и методы воспитания бережливости, формирования и развития творческих рационализаторских умений обучающихся системы СПО на основе микроэкономического подхода в деятельности и вывести определение понятия «микрорационализация». Основные подходы к исследованию – системно-деятельностный, дифференцированный, личностно ориентированный, дуально-творческий – задают новое направление в подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена, что положительно влияет на качество обучения, востребованность выпускника на современном рынке труда, соответственно, и на его социальную защищенность. Основные результаты заключаются в научном обосновании и практической апробации методики формирования микрорационализаторских умений и определении перспектив дальнейших исследований проблемы формирования рационализаторской деятельности студентов СПО на основе микроэкономического подхода. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в понятийную систему профессионального образования введено понятие «микрорационализация» и результаты исследования позволяют наметить перспективы дальнейших исследований данной проблемы, которые состоят в создании научно обоснованных методов развития творчества на основе микроэкономического подхода в деятельности, и обозначить пути изучения творческой деятельности обучающихся СПО. Практическая значимость заключается в разработке научно-методического обеспечения процесса формирования творческих микрорационализаторских умений студентов СПО в виде комплекса практических заданий, применяемых при подготовке к конкурсам и чемпионатам WorldSkills, которые могут быть полезны для педагогов СПО. Данное исследование проводилось на базе Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, Ульяновского профессионально-педагогического колледжа, Ульяновского автомобильного завода (ОАО «УАЗ»), Благовещенского государственного педагогического университета, Верхнепышминского механико-технологического техникума «Юность».
Долгова В. И., Леонов П. Л., Леонова А. П. Формирование психологически безопасных коммуникаций подростков в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 14–29. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221031.htm
ART 221031
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11031
Просмотров: 1329
В условиях нестабильной эпидемиологической обстановки личность вынуждена адаптироваться к изменениям в коммуникациях, особенно в подростковом возрасте, когда формируется самосознание и личность подростка. Цель статьи – исследовать психологически безопасные коммуникации подростков в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки и разработать соответствующие рекомендации педагогам и родителям. Методы и методики: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, целеполагание, моделирование); эмпирические (констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование по двум методикам диагностики межличностных отношений Т. Лири, диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса). Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, г. Челябинск. В эксперименте участвовали обучающиеся II курса хореографического творчества (n = 21). По данным куратора курса, в группе есть и лидеры, и дети, которые не популярны у своих одноклассников, есть микрогруппы. На основании полученных данных стратегии поведения в конфликтной ситуации у обучающихся в данном классе по преобладанию можно распределить таким образом: первая позиция (наиболее используемая стратегия) – приспособление. Избегание занимает вторую позицию, компромисс – третью, сотрудничество – четвертую, а соперничество – пятую. Это свидетельствует о том, что в данном классе подростки либо ущемляют свои интересы полностью, либо достигают их частично, либо уходят от решений проблемы вовсе, что означает отсутствие стремления к достижению своих целей. У подростков в разной степени проявлены все стратегии поведения по отношению к окружающим: избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество, соперничество. Наиболее ярко выражены такие стратегии, как приспособление, избегание и компромисс. Это свидетельствует о том, что в данной группе подростки либо ущемляют свои интересы полностью, либо достигают их частично, либо уходят от решений проблемы вовсе, что означает отсутствие стремления к достижению своих целей. Полученные данные свидетельствуют о возможности проявления подростками склонности к сотрудничеству, быть гибкими и компромиссными при решении проблем в конфликтных ситуациях, быть отзывчивыми, ответственными по отношению к людям и в то же время быть упорными и настойчивыми. На основании полученных результатов даны психолого-педагогические рекомендации по разработке целевой программы с учетом возрастных и психологических особенностей подростков по формированию психологически безопасного общения, а также рекомендации родителям и педагогам по оптимизации психологически безопасного общения старших подростков.