Педагогика

Шумейко А. А., Блинов Л. В. Формирование педагогических кластеров научно-методического взаимодействия образовательных организаций регионов: теория и практика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 11 (ноябрь). – С. 54–70. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211072.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
На сегодняшний день в теории и практике организации отечественной системы образования остро стоит вопрос разработки и внедрения инновационных форм взаимодействия и функционирования целостных образовательных структур, которые позволили бы повысить качество профессионального образования на всех уровнях, а также создать эффективную модель обмена опытом, взаимодействия, повышения квалификации трудоустройства специалистов. Одной из таких моделей является кластерная система, которая уже активно внедряется в образовательную практику многих регионов, поэтому существует потребность в анализе и обобщении существующего опыта для разработки рекомендаций по дальнейшей оптимизации процесса. В основе кластерной модели лежит идея кооперации, сотрудничества, диалога между различными субъектами: образовательными организациями, предприятиями, работодателями, общественными органами, органами управления. В качестве формы такого сотрудничества мы рассматриваем научно-образовательный кластер. Цель статьи – проанализировать и обобщить практический опыт формирования педагогических кластеров в регионах с точки зрения научно-методического взаимодействия образовательных организаций. При анализе кластерной модели образования можно использовать компетентностный, личностно ориентированный, аксиологический подходы, являющиеся ведущими подходами, а также описание и анализ определений «образовательный кластер» и существующий практический опыт организации региональных образовательных кластеров. В статье на основе вышеуказанных подходов представлены возможности формирования регионального педагогического (образовательного) кластера. Особенную значимость данная статья представляет для развития непрерывного педагогического образования, повышения качества подготовки педагогических кадров, взаимного использования ресурсов образовательных и научных организаций региона. На основе научных публикаций зарубежных и отечественных авторов было выявлено, что педагогический образовательный кластер является механизмом укрепления интеграции равных возможностей, технологий и человеческих ресурсов в тесном контакте друг с другом для удовлетворения потребности конкурентоспособного педагога в определенном регионе. В результате исследования рассмотрены походы к созданию региональной кластерной модели научно-методического взаимодействия педагогических вузов и ИРО в реализации федерального проекта «Современная школа» в субъектах РФ на основе принципов системного и процессного взаимодействия. Анализ опыта создания образовательных кластеров в отдельных регионах России позволяет утверждать, что реализация кластера в регионе требует создания организационно-педагогических условий и апробации с целью определения эффективности формирования компетенций педагогических специалистов.
Жарина О. А., Семенова В. А. Использование методов ТРИЗ-технологии при формировании лексико-грамматических навыков на уроках английского языка в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 11 (ноябрь). – С. 43–53. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211071.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Перемены в обществе требуют трансформации образовательного процесса, который нуждается в инновационных методиках и технологиях. Современная система образования не успевает за научно-техническим прогрессом, не вполне отвечает новым требованиям рынка труда и в достаточной степени не отражает потребности общества, информационная стадия развития которого постепенно вытесняет индустриальную, когда на первый план выходят информационные технологии. Поэтому в образовании необходимы существенные изменения. Актуальным сегодня становится развитие у детей способности к продуктивному мышлению, изобретательству, творчеству, созданию объективно нового. В этом плане приоритет отдается теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), методы и инструменты которой целесообразно использовать на всех уроках, в том числе и на уроках обучения иностранному языку. Статья посвящена обоснованию важности использования технологии ТРИЗ на уроках английского языка и разработке новых творческих заданий на основе методов активизации творческого мышления. Показаны возможности их применения не только для эффективного обучения младших школьников иностранным языкам, но и для развития у них творческих способностей и формирования навыков решения любой задачи в жизни. Цель данной статьи заключается в разработке инновационных творческих заданий на уроках английского языка с использованием методов фокального объекта, ассоциативных связей и морфологического анализа, ориентированных на формирование лексико-грамматической стороны речи, развитие оригинальности мышления и творческой деятельности учащихся. Выполнение заданий происходит увлекательно путем инсайтов благодаря переключению усилий на другие объекты, без заучивания правил наизусть и выполнения скучных упражнений, причем все этапы творческого процесса представляют собой взаимодействие сознательно отбираемых стратегий решения любой задачи. Разработанный комплекс заданий, направленный на развитие креативного мышления детей, может быть предложен к реализации в школьных образовательных учреждениях.
Суворова Н. Н. Система оценивания творческих компетенций студентов при преподавании стилистики русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 11 (ноябрь). – С. 31–42. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211070.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья, посвященная исследованию системы оценивания знаний и умений студентов – будущих журналистов – по дисциплине «Стилистика и литературное редактирование», является весьма актуальной. Актуальность работы обусловлена возрастающим интересом работодателей к подбору специалистов в области журналистики, не только хорошо владеющих базовыми знаниями в области языка, но и способных творчески подходить к созданию и редактированию текстов. Задача преподавателя высшей школы – сформировать компетенции в этой области и подготовить специалиста, способного легко создавать текст и творчески подходить к его редактированию. Первая проблема, с которой сталкиваются преподаватели данной дисциплины, связана с тем, что современные студенты, к сожалению, не всегда охотно пишут тексты, часто не видят допущенных ошибок в собственных произведениях или в рукописях, предложенных для правки. Вторая проблема связана со сложностью оценивания работ студентов, так как общий балл (по пятибалльной шкале) не в полной мере отражает истинные знания и умения, а главное – творческие компетенции. Целью данного исследования была разработка системы оценивания творческих компетенций студентов при преподавании стилистики русского языка. Основным эмпирическим методом было наблюдение в ходе педагогического процесса, статистическим – регистрация и метод рейтинга. Результатом статьи стала не только система оценивания, но и описание всех уровней рейтинга. Практическая значимость исследования заключается в том, что таблицы оценивания могут быть использованы преподавателями языковых дисциплин в процессе работы со студентами специальности «Журналистика». Также на основе предложенных разработок можно создать рейтинговые системы для оценивания творческих способностей студентов при создании ими рекламных текстов и слоганов, где креативность является основой профессионализма будущего специалиста.
Корзникова Н. В., Газизова А. И. Проектный менеджмент как аспект ситуативного подхода в управлении учреждением дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 11 (ноябрь). – С. 16–30. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211069.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность разработки эффективных методов управления современным учреждением дополнительного образования детей обусловлена экономическими и социальными изменениями, происходящими в современном мире. Технологические и экономические изменения, модернизация системы образования требуют от организации внедрения инноваций и гибкой адаптации своих структур и методов работы к изменяющимся требованиям и условиям. Важное место в этом процессе занимает поиск новых подходов к управлению образованием. В статье подчеркивается актуальность использования методов управления проектной деятельностью в учреждении для его совершенствования и оптимизации работы и развития учреждения в целом. Целью статьи является раскрытие некоторых аспектов работы руководителя в организации проектной деятельности для эффективного решения основных задач развития учреждения в рамках ситуативного подхода. Ситуативный подход подразумевает рассмотрение ситуации как совокупности различных ситуационных переменных в их взаимосвязи. Особенностью рассматриваемого нами ситуативного подхода является использование гибких (адаптивных) элементов структуры управления. Система управления образовательным учреждением осуществляется на основе изменяющихся переменных, факторов внешней и внутренней среды и с учетом принципов ситуационного управления: оперативности, гибкости, вариативности и оптимальности. Анализ практики применения проектной деятельности в сфере дополнительного образования показал, что решение проектных задач в учреждении осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемых проблем. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что в ходе исследования выявлены составляющие ситуативного управления, определены основные аспекты применения проектного менеджмента в учреждении, проведен анализ проектной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и опыт практической деятельности по реализации идей проектного менеджмента в управлении учреждением дополнительного образования могут быть использованы в деятельности образовательных учреждений различных типов. Новизна исследования – выявление связи проектного менеджмента и ситуативного управления в учреждении дополнительного образования, которая практически не рассматривалась в научной литературе.
Антонова Л. Н. Региональный компонент в преподавании русского языка как иностранного: уточнение понятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 11 (ноябрь). – С. 1–15. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211068.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Развитие академической мобильности, стремление к интернационализации вузов ведёт к увеличению количества иностранных студентов по всей России. Однако в некоторых регионах при обучении русскому языку как иностранному используются учебники, изданные в центральных городах России (Москва, Санкт-Петербург) и не отражающие реалии регионов страны. Тем не менее практика показывает, что обучение в отрыве от окружающей иностранца действительности не способствует успешной адаптации и формированию коммуникативной компетенции. В связи с этим преподаватели русского языка как иностранного в российских регионах выстраивают обучение с учётом регионального компонента. Понятие «региональный компонент» в отечественной педагогической системе было связано с образовательными стандартами. Несмотря на то что региональный компонент был отменён в ФГОС, данное понятие продолжает использоваться в научном обиходе исследователей. Кроме того, региональный компонент как термин не зафиксирован в современных специализированных словарях. Целью данной статьи является уточнение понятия «региональный компонент» с точки зрения преподавания иностранных языков в общем и русского языка как иностранного в частности. В основе исследования – анализ научно-методических исследований российских и зарубежных учёных. Результаты исследования заключаются в предложенном автором определении понятия «региональный компонент» с позиции преподавания иностранных языков и в обозначении его задач. Региональный компонент определяется нами как совокупность знаний, отражающих культурные, этнические, исторические, природные, экономические особенности конкретного региона. В нашем понимании включение регионального компонента в содержание обучения русскому языку как иностранному должно решать следующие задачи: формирование коммуникативной компетенции иностранных обучающихся; знакомство инофонов с реалиями региона пребывания, что способствует активизации социокультурной и лингвокультурной адаптации; формирование речевой культуры иностранного студента с учётом языковой ситуации региона пребывания; повышение учебной мотивации к изучению русского языка; развитие межкультурной компетенции для успешной межкультурной коммуникации. Результаты исследования могут быть включены в специализированные словари по теории и методике обучения иностранным языкам и применены в практике преподавания русского языка как иностранного в российских регионах.