Педагогика

Опарина Я. О. Формирование положительной образовательной мотивации у академически неуспешных школьников средствами учебных заданий, направленных на развитие гибких навыков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 35–48. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231022.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Требования современного образования ставят как перед учителями, так и перед школьниками серьезные задачи по качеству образования, развитию каждого ребенка, выработке индивидуального подхода для достижения успеха. Однако далеко не все обучающиеся выдерживают столь высокие требования по усвоению всех предметов школьной программы, по мере взросления успеваемость падает. Особенно остро проблема касается основной школы, когда школьникам необходимо сделать осознанный выбор собственного образовательного маршрута, выбрать профессию. Часто возникает ситуация, когда обучающийся уклоняется от самостоятельного выбора, предпочитает списывать задания, по сути, демонстрируя образовательную девиацию. В связи с этим вопрос формирования положительной образовательной мотивации остается одной из актуальных проблем современной педагогики. В статье представлены промежуточные результаты экспериментальной работы в рамках диссертационного исследования особенностей применения в учебном процессе заданий, направленных на развитие soft skills (гибких навыков). Актуализируется проблема академической неуспеваемости как одного из признаков академической неуспешности. Проводится обзор существующих исследований отечественных и зарубежных ученых по данному вопросу. Ставится цель охарактеризовать способы формирования положительной образовательной мотивации у академически неуспешных школьников с помощью учебных заданий, направленных на развитие гибких навыков. Для эксперимента в 8–9-х классах разработаны задания, направленные на развитие гибких навыков, по таким учебным предметам, как алгебра, геометрия, русский язык, физика, история и обществознание (10 заданий по каждой группе предметов). В эксперименте участвует коллектив учителей по данным предметам (четыре человека) в 2022/2023 учебном году. Используются методы наблюдения, интервью с учителями, работающими в экспериментальных классах. В рамках дополнительной индивидуальной работы с обучающимися, получившими по итогам учебной четверти отметку «неудовлетворительно», разработаны и использованы листы индивидуальной работы с планом ликвидации пробелов в знаниях (с заданиями, направленными на развитие гибких навыков). Экспериментальная группа неуспевающих обучающихся: два человека 8 го класса, восемь человек 9-го класса. Представленные результаты исследования позволяют сделать вывод об особенностях влияния заданий, направленных на развитие гибких навыков: выраженный интерес к предмету, незначительное влияние на успеваемость. Полученные данные могут быть использованы в работе учителей основного и старшего звена, а также для дальнейших педагогических исследований.
Матвеев В. В., Анненкова А. А., Грибков Д. Н. Особенности применения трехмерной компьютерной графики в обучении специалистов социально-культурной сферы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 17–34. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231021.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Применение иммерсивных технологий как средства визуализации учебной информации – актуальное направление модернизации современной образовательной системы. Включение элементов 3D-моделирования в подготовку востребованных специалистов социально-культурной сферы соответствует рекомендациям ЮНЕСКО, направлениям ценностно ориентированной модели государственной культурной политики. Авторами исследуется проблема оценки влияния использования трехмерной визуализации в обучении организаторов социально-культурной деятельности на качество их подготовки. Цель исследования – выявить особенности применения трехмерной компьютерной графики в обучении специалистов социокультурной сферы. Методология основывается на анализе потенциала трехмерной графики для поддержки международных и государственных образовательных программ, на конкретизации методов работы с 3D-редактором для направлений подготовки по профилю «Методика и организация социально-культурной деятельности. Преподавание специальных дисциплин». На разных этапах работы использованы средства трехмерной графики, 3D-редакторы: 3DS Max, Maya, LightWave 3D, SoftImage XSI, Rhinoceros 3D, Zbrush, Blender, Wings 3D, Adobe Photoshop, Paint 3D. В качестве результатов описаны идеи методического подхода, отражающего необходимые требования к применению трехмерной компьютерной графики в обучении высококвалифицированных специалистов социально-культурной сферы именно с учетом направлений подготовки по профилю «Методика и организация социально-культурной деятельности. Преподавание специальных дисциплин». В заключении делаются выводы о положительных (инструменты для активизации познания, обратной связи; визуализация теоретических сведений; разнообразие способов представления информации в организации досуга; реконструкция и 3D-лепка ценностей и т. д.) и негативных (быстрое переутомление, дискомфорт в глазах, головокружение) аспектах влияния применения трехмерной графики в обучении организаторов социально-культурной деятельности на качество их подготовки. Также сформулированы трудности предлагаемых нововведений: высокая стоимость 3D-оборудования; зависимость от платного программного обеспечения; технические сбои в учреждениях культуры; коммерциализация. Полученные результаты могут быть использованы для организации социально-культурной деятельности студентов; развития прикладной культурологии.
Желнина Е. В., Гущина О. М. Методология цифрового поиска целевой аудитории и анализа данных для оценки качества дистанционного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231020.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Авторы поднимают актуальную проблему оценки качества дистанционного и онлайн-образования как нового формата взаимодействия представителей образовательного процесса. Оценка качества дистанционного обучения в рамках исследования подразумевает определение характеристик организации образовательной деятельности в формате онлайн-предоставления образовательных услуг, которое рассматривается как интегральный показатель объективных данных субъекта образования (полученные образовательные достижения) и субъективных данных, интегрированных с учетом анализа мнений и суждений участников образовательного процесса на основе проведенного цифрового поиска релевантных сообщений. Целью статьи является обоснование методологического подхода к осуществлению цифрового поиска целевой аудитории с дальнейшим извлечением релевантных сообщений для формирования выборки данных. В качестве целевой аудитории в данном исследовании принимаются обучающиеся и преподаватели высших учебных заведений, которые публикуют в Интернете различные посты по проблемам высшего образования, дистанционного или онлайн-образования и образования в условиях пандемии. Анализ полученных данных в результате осуществления цифрового поиска показал, что до перехода на дистанционное обучение тема образования в сообществах не была популярной, однако с вынужденным массовым переходом на онлайн-обучение она стала намного чаще обсуждаться в сообществах как преподавателей, так и студентов. Также в период объявления о переходе на тотальное дистанционное обучение большинством российских вузов происходит повышение публикационной активности в релевантных сообществах. В целом для вузов чаще характерны сообщения организационного характера, наиболее резонансной является тема отсутствия четкой информации о процессе обучения. Оценка качества дистанционного образования позволяет отобразить степень соответствия достигаемых образовательных результатов ожиданиям субъектов образования, социальным запросам и нормативным требованиям. Кроме того, определенная в ходе исследования методология поиска, включающая выбор методов, способов и стратегий информационного поиска релевантного отбора требуемых данных, позволит в дальнейшем последовательно формировать набор показателей для проведения комплексной оценки качества образования.
Мантуленко В. В. Осмысление опыта цифровизации российского образования: актуальные вызовы и задачи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 3 (март). – С. 109–121. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231019.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность данной работы определяется противоречиями, которые сопровождают процесс цифровой трансформации российской системы образования. В первую очередь это противоречия между растущими требованиями к подготовке выпускников, способных эффективно решать профессиональные задачи в условиях цифровой экономики, и неготовностью образовательных учреждений им соответствовать, между дидактическим потенциалом современных информационных и коммуникационных технологий и его поверхностным использованием в учебном процессе, между уровнями развития медиакомпетентности основных участников педагогической деятельности, их различными ценностными установками, целями и ожиданиями, между декларируемыми и реальными темпами и качеством оцифровки образовательной системы и другие. Целью работы является исследование накопленного опыта цифровизации российского образования (изменение сущности и функционала информационных и коммуникационных устройств в образовании, их роли в достижении актуальных задач, стоящих перед системой образования, особенностей использования в образовательных целях) и определение аксиологических и целевых аспектов в качестве приоритетных для разработки будущих концепций цифровой трансформации образовательных систем. Задачи исследования включают в себя анализ теоретических и практических аспектов внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование, проведение собственного диагностического исследования, обоснование актуальных задач в сфере цифровизации с учетом выявленных особенностей использования цифровых медиа в педагогическом процессе и современных вызовов, стоящих перед системой образования. В статье рассматривается такой подход к цифровому образованию, как коннективизм, его основные принципы и положения. В работе обозначены некоторые противоречия, существующие в сфере цифровой трансформации образования, а также возможные направления их разрешения. Теоретическая значимость работы заключается в том, что проанализировано понятие цифровых медиа, их сущностные характеристики, функции и особенности использования в образовании на современном этапе. Практическая значимость статьи состоит в том, что дополнены выделенные автором в 2007 году способы применения цифровых медиа в учебном процессе, а также обозначена важность учета аксиологического и целевого компонентов при разработке концепций цифровой трансформации образования.
Пудовкина О. Е., Щербаков Е. С., Симонов А. В. Развитие интеллектуальных качеств обучающихся на основе формирования цифровой экосистемы STEM-образования в условиях индустрии 4.0 // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 3 (март). – С. 91–108. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231018.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена тем, что среди навыков, необходимых для индустрии 4.0, особое место занимает система образования STEM, которая формирует инженерное и математическое мышление у обучающихся. Следовательно, создание среды, поддерживающей интегрированный STEM-подход к преподаванию и обучению, приобретает особую значимость в контексте современного цифрового общества. Целью исследования является разработка цифровой экосистемы STEM-образования, позволяющая формировать интеллектуальные компетенции обучающихся. Исследовательские задачи были решены на основе применения совокупности научных методов. Теоретической и методической базой изучения явлений и процессов выступили системный теоретический анализ и синтез нормативно-правовой, научно-методической и педагогической литературы. Эмпирические методы, использованные в исследовании, представлены анкетированием и методом экспертных оценок. Реализация комплекса методов позволила выявить наиболее функциональные информационные ресурсы, необходимые для данного исследования. Основным результатом исследования является то, что в статье обосновано понятие и необходимость формирования экосистемы STEM-образования в условиях изменения рынка труда, рисков, которые несет миру четвертая индустриальная революция, определено ее влияние на образовательный процесс в реалиях сегодняшнего дня. Авторами исследованы теоретические основы понятия «экосистема», междисциплинарные подходы и особенности внедрения интегрированного STEM-образования в учебный процесс, проанализированы составляющие образовательной экосистемы, доказано, что все они непосредственно влияют на формирование интеллектуальных качеств обучающихся. Проведен опрос для определения путей развития, составляющих экосистемы STEM-образования, к участию в котором были привлечены 105 респондентов – педагогов Самарского государственного социально-педагогического университета и преподавателей средних профессиональных учебных заведений Самарского региона. Анализ показал, что успешное внедрение STEM образования, с привлечением всех составляющих экосистемы, предусматривает развитие научного образования, в частности внедрение исследовательско-познавательного обучения, метода учебных проектов в образовательный процесс и использование цифровых технологий в нем. Описаны интегрированные навыки организации научного процесса, которые формируются при применении исследовательско-познавательного обучения, направленные на развитие интеллектуальных качеств обучающихся. На основе исследования выделены группы цифровых инструментов, которые необходимы для развития экосистемы и будут способствовать повышению эффективности образовательного процесса, помогут сделать обучение STEM интересным и результативным. Сформированные выводы по имплементации результатов исследования будут способствовать научным разработкам, направленным на реализацию программ структурных преобразований в российском образовательном процессе.