Педагогика
Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Полякова Е. В. Формирование внимания как педагогическое условие повышения успеваемости учащихся четвертых классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 3 (март). – С. 24–39. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221015.htm
ART 221015
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11015
Просмотров: 1418
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, обладающей высокоразвитыми взаимосвязанными познавательными процессами. Цель – выявить особенности взаимосвязей между свойствами внимания и успеваемостью учащихся четвертых классов, обусловленных образовательным процессом в условиях пандемии COVID-19, разработать программу развития внимания и составить соответствующие методические рекомендации. Констатирующий эксперимент проведен на базе МБОУ СОШ № 21 г. Озерска Челябинской области (N = 70 человек, из них 28 учащихся четвертых классов: 15 девочек, 13 мальчиков) с помощью трех тестов («Запомни и расставь точки» Р. С. Немова, тест Пьерона – Рузера, «Таблицы Шульте»), диагностики успеваемости по электронному журналу и табелю, коэффициента ранговой корреляции Ч. Э. Спирмена. Результаты показали, что низким и ниже среднего уровнями концентрации, устойчивости и объема внимания обладают более трети учащихся (36%). Вычисление коэффициента ранговой корреляции Ч. Э. Спирмена подтвердило прямые корреляционные связи (высокий уровень свойств внимания коррелирует с высокими показателями учебной успеваемости). Проведение констатирующего эксперимента и последующий анализ полученных результатов позволили разработать программу (20 занятий по два занятия в неделю) и составить психолого-педагогические рекомендации по развитию свойств внимания учащихся четвертого класса. Цель программы – развитие свойств внимания (устойчивости, концентрации, объема) учащихся четвертого класса. Задачи программы – развивать свойства внимания, навыки умственного труда, мелкую моторику рук, способность концентрироваться и настойчивость. Содержание программы определено на основе преемственности содержания такой же программы для старших дошкольников. Методические рекомендации включают несколько интегративных направлений педагогической деятельности (отбор упражнений, создание педагогических условий их реализации, создание благоприятного психологического климата, индивидуальная работа с учащимися, организация комплексной совместной работы педагогов и родителей).
Романова Е. В., Пронина Н. А. Формирование компетентности педагогов в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 3 (март). – С. 1–23. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221014.htm
ART 221014
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11014
Просмотров: 1377
Сохранение и укрепление здоровья человека является одной из сложных и важных проблем, которая не утратила своей актуальности с древности по настоящее время. Важной для современного цивилизованного общества является и задача по сохранению подрастающего поколения, поскольку будущее нации определяется состоянием здоровья и качеством жизни новых членов общества. Согласно данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Здоровый образ жизни играет ведущую роль в многообразии факторов, влияющих на физическое развитие и здоровье детей. Следует отметить, что данная проблема признана на государственном уровне в области образования: так, вопросы сохранения здоровья и меры по повышению уровня здоровья детей в обязательном порядке отображаются в Законе «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ, в Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года, федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, Федеральной целевой программе развития образования до 2025 года и др. Однако, несмотря на реализацию федерального законодательства по вопросу сохранения здоровья, до сих пор поиск решения проблемы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни остается актуальным в связи с тем, что большинство педагогов дошкольной образовательной организации не считают физическое развитие детей приоритетной целью своей профессиональной деятельности. Цель нашего исследования заключается в следующем: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить модель формирования компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширено представление о специфике профессиональной компетентности педагога в вопросах приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, выявлены компоненты профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни; подобраны и разработаны оптимальные диагностические средства формирования профессиональной компетентности педагога в вопросах приобщения дошкольников к здоровому образу жизни; построена теоретическая модель формирования профессиональной компетентности педагога в вопросах приобщения дошкольников к здоровому образу жизни; произведен сравнительный анализ выраженности компонентов профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области здорового образа жизни дошкольников между молодыми и опытными педагогами дошкольной образовательной организации. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что разработанная диагностическая программа по формированию профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни и технология ее реализации могут использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций. Представленные материалы могут лечь в основу разработки методических рекомендаций для педагогов. Результаты, полученные в исследовании, могут найти широкое применение в деятельности методической службы образования, в работе профессиональных методических объединений.
Кисельников И. В. Влияние изучения иррациональных уравнений в школьном курсе математики на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 2 (февраль). – С. 101–113. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221013.htm
ART 221013
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11013
Просмотров: 1111
Статья посвящена актуальным вопросам, связанным с разработкой методики обучения математике, нацеленной на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Выделены противоречия, разрешение которых может способствовать повышению активности учащихся в процессе изучения математики. Целью статьи является разработка основных положений методики обучения иррациональным уравнениям, направленной на активизацию познавательной деятельности учащихся. Автор базируется на современных исследованиях проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в следующих направлениях: организация самостоятельной познавательной деятельности; развитие и организация творческо-поисковой познавательной деятельности; активизация школьников в учении; формирование познавательных интересов школьников в общедидактическом аспекте; поиск рациональных методов и отдельных приемов познавательной деятельности и вооружение ими учащихся; частно-методические разработки, способствующие активизации познавательной деятельности. Ведущим подходом является процессный подход к обучению, обеспечение понимания учащимися математического содержания. Отражаются причины сниженного внимания и восприятия изучаемого материала, и на этой основе строится методика обучения иррациональным уравнениям в школе. Разрабатываемая методика обучения соответствует требованиям современных федеральных государственных образовательных стандартов. Основным результатом является выделение и обоснование условий активизации учащихся при изучении иррациональных уравнений в основной школе. Теоретическая значимость статьи состоит в разработке методических подходов к изучению иррациональных уравнений в основной школе. Результаты исследования могут послужить основой для написания других научных работ по заданной теме. Практическая значимость обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы в образовательных целях, а также возможностью применения и реализации программы внеурочной деятельности по математике «Математический практикум по решению иррациональных уравнений».
Лазуткина К. Д., Мигдаль И. Ю. Экспериментальное исследование влияния интерактивных уроков на уровень усвоения иностранного языка в старших классах средней общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 2 (февраль). – С. 88–100. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221012.htm
ART 221012
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11012
Просмотров: 7291
Проблема интерактивного взаимодействия между преподавателем и учеником в средней общеобразовательной школе, его природа, сущность, функциональные и организационные особенности становятся предметом исследования в области таких наук, как философия, психология, педагогика. Одной из задач для решения вышеописанной проблемы является поиск и внедрение новых форм получения образования, среди которых можно выделить интерактивные приемы и методы как способ реализации образовательного процесса, перехода от репродуктивной к активной парадигме освоения знаний, к образованию, основанному на конструктивной совместной деятельности всех участников учебного процесса. Это определяет актуальность темы исследования. Основная цель данной работы заключается в раскрытии влияния интерактивных уроков на уровень усвоения иностранного языка в старших классах средней общеобразовательной школы. В качестве методов исследования были определены наблюдение и беседа, которые были проведены на констатирующем и контрольном этапах. В качестве интерактивных методов были выбраны «кластер», «пазл» (или «мозаика»), «кейсы». Проведенное исследование показало эффективность использования интерактивных методов в процессе обучения иностранному языку. Реализация предложенной нами методики организации интерактивного урока иностранного языка способствует повышению уровня знаний у учащихся, поскольку можно отметить положительную динамику в уровнях овладения иностранным языком, в нашем случае английским, учащимися МОУ «Георгиевская гимназия» десятого класса города Егорьевска Московской области после проведения 10 занятий с использованием интерактивных методов. Содержащиеся в исследовании теоретические положения, полученные в результате глубокого анализа ключевых отечественных и зарубежных методических работ по тематике исследования, собственные выводы и практические разработки позволяют оптимизировать подбор и внедрение методов и средств для организации интерактивного образовательного взаимодействия между учениками и учителем на уроках английского языка. Нами была успешно апробирована разработанная педагогическая технология организации и проведения интерактивного взаимодействия, в результате применения которой может эффективно реализоваться сотрудничество учителей и учеников.
Омельченко Е. А. Вовлечение студентов в разработку стратегий освоения содержания профессиональной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 2 (февраль). – С. 72–87. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221011.htm
ART 221011
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11011
Просмотров: 1108
В современной теории и практике педагогики существенное внимание уделяется образовательным стратегиям. Среди них одно из немаловажных мест занимают стратегии освоения содержания образования. Именно они позволяют обеспечивать тем, кто ими пользуется, приемлемые для них результаты образования. Это в полной мере касается профессиональной подготовки студентов в вузе. Целью статьи является представление варианта вовлечения студентов вуза в разработку стратегий освоения содержания профессиональной подготовки на основе изучения применяемых ими академических стратегий. В исследовании использован теоретический анализ публикаций по соответствующей тематике, проведено изучение общего характера стратегий деятельности студентов. Результаты теоретического анализа позволили представить авторскую классификацию образовательных стратегий, разрабатываемых и применяемых в процессе современной профессиональной подготовки. Описаны входящие в нее группы стратегий: проектирующиеся преподавателями для студентов; создающиеся студентами для себя и/или других обучающихся. Первая группа стратегий содержит большое число разнообразных вариантов, описанных отечественными и зарубежными исследователями. Значение стратегий этой группы – создать ориентировочную основу выбора студентами наиболее приемлемых для обеспечения успешности освоения будущей профессии. Значение стратегий второй группы – реализация студентами своего собственного пути освоения профессии с использованием индивидуальных способов и средств, позволяющих достигать целей, к которым они сами стремятся. Стратегии третьей группы расширяют диапазон образовательных стратегий студентов благодаря тому, что включают образовательные стратегии, уже применяемые другими студентами и дающие положительные результаты. Результаты эмпирического исследования показали, что менее чем у половины студентов первых и вторых курсов имеется осознанная цель деятельности, к достижению которой они стремятся в ходе профессиональной подготовки. В отношении характера деятельности обучающихся установлено, что более половины из них пользуются стратегиями деятельности, имеющими академический характер, что дает положительные результаты в процессе профессиональной подготовки. При этом выявлена характеристика, состоящая в том, что почти у половины респондентов применяемые ими стратегии еще не определены или не вполне определены. Изложенный материал может быть использован с теоретической точки зрения для продолжения систематизации образовательных стратегий, с практической точки зрения он полезен для организации, реализации и совершенствования процесса профессиональной подготовки в вузе.