Педагогика
Пустовойтова О. В., Ведешкина Н. А. Модель технологии взаимодействия педагогов с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 126–143. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241021.htm
ART 241021
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11021
Просмотров: 1271
Актуальность проблемы эффективной организации взаимодействия участников образовательных отношений в современной дошкольной образовательной организации (ДОО) не вызывает сомнений. Подтверждением этого тезиса можно считать научные и методические публикации отечественных и зарубежных авторов, которые сходятся во мнении о необходимости активного включения родителей в образовательный процесс. Данный вопрос обостряется тем, что современные родители выбирают позицию пассивных наблюдателей, которые через призму цифрового окна социальной сети оценивают успехи своих детей лайком или оставляют гневные посты в адрес педагогов. В связи с этим перед педагогическим сообществом стоит задача: разработать модель технологии взаимодействия участников образовательных отношений в условиях цифровой образовательной среды для вовлечения родителей в активную деятельность. Именно эта проблема и стала целью нашего исследования, описанного в данной статье. Методом исследования стал гугл-опрос родителей детей в возрасте 5–7 лет, так как именно в этой возрастной категории уже реализуется проектная деятельность, воспитанники принимают участие в различных конкурсах, получают первые навыки цифровой грамотности, в связи чем и возникает высокая потребность во взаимодействии ДОО и семьи. В опросе приняли участие 208 респондентов, чьи дети посещают МДОУ «Детский сад № 73» и МДОУ «Детский сад № 183» города Магнитогорска. Экспериментальные данные подтвердили гипотезу о низкой социальной активности родителей в образовательном процессе, так как 84,1% опрошенных удовлетворены взаимодействием посредством социальной сети «ВКонтакте», а 57% готовы к активному сотрудничеству в удаленном контенте, в том числе по вопросу решения образовательных и педагогических задач, например создания и реализации детских проектов под наставничеством педагога. На основании анализа литературы, где освещена данная проблема, результатов гугл-опроса родителей детей, информационно-коммуникационных возможностей доступа к цифровым ресурсам и сервисам, в том числе предусмотренных законодательством Российской Федерации, была разработана модель технологии взаимодействия участников образовательных отношений в условиях цифровой образовательной среды, представленная в данном тексте. Теоретическая значимость исследования позволяет детализировать взаимодействие педагогов и родителей посредством инновационных технологий (социальная сеть «ВКонтакте», онлайн-общение в формате вебинара, прикладная деятельность на интерактивной доске МИРО, получение знаний по цифровой грамотности и их прикладное применение в продуктивной деятельности), практическая – реализовать теоретические положения на практике, адаптировав их к условиям детского сада, потребностям родителей и воспитанников.
Кулаченко М. П. Готовность студенческой молодежи к вожатской деятельности: современный взгляд // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 114–125. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241020.htm
ART 241020
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11020
Просмотров: 1006
В статье рассматривается понятие профессиональной готовности к деятельности в системе современного психолого-педагогического знания как сложное, многомерное, интегративное понятие. Актуальность исследования объясняется введением в декабре 2018 года профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» и внесением поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ), изменивших представление о вожатской деятельности от развлекательной к образовательной, содержание профессиональной подготовки, место и функции вожатого в педагогическом сообществе детского лагеря. Изменение характера профессиональной деятельности влечет изменения в понимании и содержании профессиональной готовности вожатого. Методологической основой исследования являются положения философского и аксиологического подходов о человеке как субъекте, личности и индивидуальности; о природе и сущности человеческой деятельности; о человеке как высшей ценности. Цель статьи состоит в рассмотрении сущности профессиональной готовности, выявлении уровня готовности и причин неготовности студенческой молодежи к вожатской деятельности. Ведущими методами исследования проблемы выступают теоретический анализ и эмпирические данные, полученные методом анкетирования. Теоретическая и практическая значимость статьи заключается в том, что в ней представлены различные мнения о сущности профессиональной готовности в психолого-педагогической литературе, показаны виды готовности (общая, временная, ситуационная); дано определение понятия «профессиональная готовность» с позиций различных подходов (функциональный, процессуальный, результативный). Представлено авторское понимание сущности и структуры готовности к вожатской деятельности как совокупности компонентов: мотивационного, физического и специального (профессионального), эмоционально-волевого. Раскрывается содержание каждого из компонентов, обращается внимание на недостатки. Автор приходит к выводу, что в процессе подготовки вожатого детского лагеря необходимо выявить наиболее слабые и недостаточно развитые структурные компоненты готовности, чтобы целенаправленно воздействовать на них.
Старцева Н. Н., Брюхова О. Ю. Анализ особенностей работы педагогов дошкольных образовательных учреждений с нормотипичными детьми и детьми с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 98–113. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241019.htm
ART 241019
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11019
Просмотров: 1408
Значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья и в целом ориентация на инклюзию, с одной стороны, и сокращение специализированных образовательных учреждений – с другой, ставят не столько перед системой, сколько перед реальными педагогами на местах новые задачи. Сегодня воспитателям, учителям, педагогам наряду с базовыми компетенциями необходимо формировать профессиональные и личностные качества, овладевать новыми методами, методиками и приемами работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Специфика работы с данной категорией детей, несомненно, не только сказывается на содержании труда педагога, характере профессиональных трудностей, с которыми он сталкивается в процессе работы с разными субъектами, но и в целом изменяет его траекторию профессионального развития. Целью настоящего исследования выступает определение специфики профессиональных и личностных качеств, особенностей работы педагогов дошкольных образовательных учреждений, взаимодействующих с детьми, не имеющими/имеющими психофизические особенности здоровья. Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных педагогов, психологов и социологов, раскрывающих вопросы сущности и содержания педагогической деятельности, специфики работы педагогов на уровне дошкольных образовательных учреждений. В качестве методов теоретического исследования используются общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), в целях сбора эмпирической информации – глубинное интервью и анкетирование. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что в ней выявлена специфика профессиональных и личностных качеств, необходимых педагогам ДОУ для работы с детьми, не имеющими/имеющими психофизические особенности здоровья; актуализированы особенности взаимодействия и определен характер профессиональных трудностей в работе педагогов ДОУ комбинированного вида с основными субъектами педагогической деятельности (нормотипичный ребенок/ребенок с ограниченными возможностями здоровья – родитель – педагог-коллега – руководитель). Проведенное исследование также позволило определить уровень готовности педагогов к профессиональному развитию и их мнение о перспективных направлениях личного профессионального роста. Авторы приходят к выводу о том, что педагоги детских садов, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывают потребность в профессиональном развитии. Однако низкая информированность о программах обучения, курсах повышения квалификации, реализуемых с целью освоения новых методик работы с детьми с особыми образовательными потребностями, ограничивает их образовательный маршрут. Решению данных проблем будут способствовать мероприятия по повышению осведомленности педагогов о возможностях своего профессионального развития, практика обмена педагогическим опытом с коллегами и получения консультаций у психологов.
Щедрина Е. В., Ивашова О. Н., Палиивец М. С. Развитие вычислительного мышления будущих инженеров при работе с сетевым профессионально-ориентированным курсом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 78–97. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241018.htm
ART 241018
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11018
Просмотров: 981
Потребность изучать и применять возможности сетевых технологий для повышения общекультурного и профессионального уровня становится важным условием подготовки инженеров нового поколения. Для реализации соответствующего потенциала компьютерных устройств, цифровых инструментов высококвалифицированным специалистам необходимы навыки разбиения задачи на компоненты, определения похожих элементов, выделения наиболее важной информации и отбрасывания несущественной, записи алгоритма. Авторами исследуется проблема обоснования эффективности сетевого обучения для развития навыков, составляющих основу вычислительного мышления технических специалистов. Цель исследования – изучить возможности применения профессионально ориентированного сетевого курса для развития вычислительного мышления инженеров нового поколения. Научная новизна заключается в том, что обосновывается потенциал учебного дистанционного курса для формирования вычислительных умений и навыков профессионалов будущего. Теоретическая значимость: выявлены дидактические возможности сетевых курсов, учитывающие особенности подготовки специалистов инженерно-технического профиля. Исследование проводилось с использованием авторского курса по дисциплине «Вычислительная техника и сети в отрасли» (свидетельство о регистрации № 24877 от 28.08.2021 г.). Курс реализован инструментами платформы Moodle. К исследованию привлечено 68 бакалавров по направлению подготовки 23.03.01 – «Технология транспортных процессов», направленность «Цифровые транспортно-логистические системы автомобильного транспорта». Для диагностики и оценки сформированности вычислительного мышления применяются материалы авторского тестирования: 40 вопросов в соответствии с рабочей программой дисциплины. При статистической обработке данных использован критерий χ2 Пирсона. При работе с материалами сетевого курса инженер нового поколения выполняет последовательность действий, характерных для вычислительного мышления: анализирует текст профессионально ориентированной задачи; осуществляет декомпозицию проблемы; составляет и реализует алгоритм, выполняет его анализ и оценку. Выделены положительные аспекты применения профессионально ориентированного сетевого курса для развития вычислительного мышления инженеров (например, для получения опыта формулирования проблемы с учетом неопределенности будущего студенты выполняют анализ корпоративной сети, определяют маску подсети для разных условий и т. п.). Предложены варианты практического применения результатов исследования: в работе Всероссийского сетевого проекта по сортоиспытанию «Малая Тимирязевка», в деятельности Центра довузовской подготовки и цифровой кафедры академии.
Миренкова Е. В. Тестовые задания в связанной и матричной формах как средства обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 2 (февраль). – С. 59–77. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241017.htm
ART 241017
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11017
Просмотров: 969
В современном образовательном процессе задания в тестовой форме применяются необычайно широко и преимущественно с контролирующей целью. Спектр обучающих заданий гораздо шире. Ставится закономерный вопрос: способны ли задания в тестовой форме полноценно выявлять образовательные достижения испытуемых? С другой стороны, тестовые задания обладают определенным обучающим потенциалом, который пока исследован недостаточно. В связи с неравномерностью на разных исторических этапах внедрения метода тестов в образовательную практику отечественной школы и периодом запрета теоретического развития этого направления гораздо больший опыт в этой области накоплен зарубежными исследователями. И российские, и зарубежные ученые подчеркивают не только достоинства метода тестов, но и опасность увлечения им как доминирующей формой контроля. Обучающий функционал тестовых заданий, согласно литературным источникам, обусловлен главным образом лучшим запоминанием информации, а также активным использованием возможностей современных цифровых технологий предоставлять оперативную обратную связь, в том числе комплексную, с наличием подсказок и показом эталонных решений при прохождении тестирования. Поскольку популярность применения метода тестов обусловлена его многочисленными достоинствами, цель настоящего исследования состояла в попытке обратить эти достоинства на текущий учебный процесс. Мы предположили, что не все формы тестовых заданий можно успешно переориентировать на выполнение образовательных функций. Результаты исследования привели к выводу, что наибольший дидактический потенциал имеют связанные задания и задания в матричной форме. В статье дана их развернутая характеристика. Подчеркивается, что в основе конструирования и применения любого задания лежит дидактическая цель. В работе определены и конкретизированы доминирующие образовательные цели применения заданий в тестовой форме. Подчеркнуты ранее выделенные нами особенности обучающих тестовых заданий. Показано, какой педагогический эффект имеет применение простых связанных, цепных связанных заданий и заданий в матричной форме. Приведены многочисленные примеры заданий. Теоретическая значимость статьи заключается в постановке ключевых вопросов о применении метода тестов, в определении форм тестовых заданий, обладающих наибольшим дидактическим потенциалом, в его выявлении, в методической характеристике связанных заданий и заданий в матричной форме. Практическое применение обозначенных форм тестовых заданий в текущем учебном процессе позволит повысить его эффективность в таких направлениях, как увеличение доли активности и самостоятельности школьников, разнообразие профиля их познавательной деятельности, достижение предметных и метапредметных результатов.
О. В. Пустовойтова