Педагогика
Колокольцева М. А. Инклюзивная культура педагога: сущность, структура, способы решения профессиональных задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 4 (апрель). – С. 1–17. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221020.htm
ART 221020
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11020
Просмотров: 1540
В 2022 году можно подводить итоги первого десятилетия разработки в нашей стране законодательной базы инклюзивного образования, поиска способов ее применения на практике. В результате пройденного пути обозначился ряд противоречий между стремлением применить в России зарубежный опыт и сложностью его переноса в российскую систему образования; заложенными в документах нормами организации инклюзивного образования и недостаточно проработанными механизмами их применения; попытками применить традиционные методы воспитания, направленные на расширение представлений школьников о жизни людей с ОВЗ, и их недостаточной эффективностью в воспитании инклюзивной культуры у субъектов образовательного процесса; пониманием значимости высокого уровня инклюзивной культуры педагога и недостаточной проработанностью теоретических аспектов, связанных с пониманием сущности и структуры данного феномена. Проблемой остается нахождение способов решения педагогом конкретных профессиональных задач в условиях инклюзивного образования с присущими ему рисками и противоречиями, спецификой отечественного опыта. Всё это обусловливает актуальность обозначенной темы. Цель статьи заключается в теоретико-методологическом обосновании феномена «инклюзивная культура педагога», обеспечивающего успешность в решении разного рода профессионально-педагогических задач в условиях распространения практики инклюзивного образования в российской действительности. Достижение цели обеспечивалось поэтапным решением следующих задач: выявить содержание и структуру понятия «инклюзивная культура», конкретизировать его в отношении педагогов, проанализировать сложившиеся противоречия отечественного опыта инклюзивного образования, предложить способы решения педагогом соответствующих профессиональных задач на практике. Ведущие подходы к исследованию проблемы относятся к методологии гуманистической педагогики: полисубъектный, личностный, деятельностный, экзистенциальный. Основные результаты статьи: определены структурные компоненты понятия «инклюзивная культура педагога»; рассмотрены наиболее сложные профессиональные задачи, решить которые сможет лишь педагог с высоким уровнем инклюзивной культуры. Научная новизна исследования заключается в том, что в структуре инклюзивной культуры педагога выявлен менее изученный мотивационно-чувственный компонент по сравнению с ценностно-смысловым и деятельностно-коммуникативным, содержанию, способам формированию которых в существующей научной литературе уделено более пристальное внимание; разработаны способы решения ряда противоречий, сложившихся в отечественном опыте инклюзивного образования, применить которые сможет педагог с высоким уровнем инклюзивной культуры, с гармонично сформированными ее компонентами, включая мотивационно-чувственный; предложено в качестве методологической основы инклюзивного образования рассматривать полисубъектный подход, позволяющий формировать доброжелательные отношения в инклюзивной среде. В статье проанализированы причины неприятия субъектами образовательного процесса основных идей, норм и правил инклюзивного образования. Выявлено, что методы воспитания инклюзивной культуры применяются на практике эпизодически, бессистемно, не затрагивая зачастую глубинные личностные структуры, эмоционально-чувственную, мотивационную сферы, что не позволяет субъектам инклюзивного образования в полной мере накопить опыт взаимодействия и общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Предложенные автором способы решения профессиональных задач, связанных со спецификой отечественного инклюзивного образования, будут способствовать совершенствованию данного процесса на практике.
Шалагинова К. С., Декина Е. В. Обучение студентов – будущих педагогов управлению собственным поведением в конфликтном противостоянии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 3 (март). – С. 81–92. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221019.htm
ART 221019
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11019
Просмотров: 1113
Поскольку вопросы, связанные с изучением конфликтного поведения студентов – будущих педагогов и определением наиболее эффективных способов управления им, находят свое отражение не только в исследованиях современных ученых, но и в практической деятельности административных служб образовательных учреждений, стремящихся обеспечить бесконфликтную среду взаимодействия в педагогическом коллективе, считаем необходимым сделать акцент на целенаправленной подготовке студентов к управлению собственным поведением в конфликтном противостоянии. Цель статьи – анализ сформированности у студентов – будущих педагогов навыков управления собственным поведением в конфликтном противостоянии с последующей разработкой, наполнением содержанием основных компонентов. Целевая категория – старшекурсники (IV–V курсы), проходящие подготовку по педагогическим и психолого-педагогическим направлениям программ бакалавриата и специалитета. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (тестирование, констатирующий эксперимент). Актуальна разработка предложений по совершенствованию подготовки студентов – будущих педагогов к управлению собственным поведением в конфликтном противостоянии, предполагающих оптимальный уровень конфликтности личности, при котором педагоги демонстрируют умение сглаживать углы, находить компромисс, не накалять ситуацию, продолжая отстаивать собственную позицию в конфликтном противостоянии; наиболее конструктивный способ поведения в конфликте, отвечающий специфике конфликтного противостояния; способность к самоконтролю в общении, умение гибко реагировать на изменения ситуации, мотивацию к изменению в зависимости от ситуации, умение прогнозировать ситуации общения; тип эмоциональной реакции с таким способом преобразования внутренних и внешних воздействий, который позволяет свободно проявлять положительные чувства, безусловную любовь к ближнему, созидательную, конструктивную активность. Разработанная программа направлена на повышение психологической грамотности, конфликтологической компетентности студентов – будущих педагогов; понимание студентами психологической сущности конфликтного противостояния, его специфики; формирование навыков конструктивного поведения в конфликтном противостоянии; отреагирование негативных эмоций, повышение самоконтроля в общении. В рамках выделенных компонентов для студентов предусмотрено прохождение социально-психологических тренингов; цикла индивидуально-психологических консультаций в случае необходимости, аутогенных тренировок; самоанализ конфликтного противостояния.
Вакс В. Б. Использование в образовательном процессе цифровых каналов связи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 3 (март). – С. 66–80. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221018.htm
ART 221018
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11018
Просмотров: 1109
Цифровая трансформация процессов, протекающих в образовательной сфере, предполагает активное использование цифровых технологий. При помощи данных технологий осуществляется построение многообразных каналов связи, которые субъекты образовательной деятельности могут использовать при получении и обмене учебными материалами для усвоения образовательного контента и в иных целях, определяемых как элемент осуществления образовательной деятельности. В то же время цифровая трансформация создает в образовательной организации условия, близкие к условиям, характеризующим цифровую экономику и иные сферы, подлежащие цифровой трансформации, и таким образом повышает эффективность образовательного процесса за счет ускорения формирования требуемых для деятельности в этих сферах компетенций. Практика обучения в условиях цифровой трансформации образовательного процесса предполагает, что существенное внимание уделяется субъективным характеристикам организации образовательного процесса, в частности удобству получения учебных материалов и наличию возможности организовывать образовательный процесс путем использования многообразных каналов связи между субъектами образовательной деятельности. Однако при этом возникает необходимость оценить, насколько активно в действительности используются в образовательной деятельности различные каналы связи, организованные средствами цифровых технологий, и какова оценка их использования со стороны обучающихся. Всё перечисленное определило актуальность вопросов, поставленных в исследовании, а также формулировку цели исследования, включающую характеристику возможностей обучающихся учреждений высшего образования использовать в образовательном процессе различные каналы получения учебного контента, обмена им, а также достигать успешного усвоения учебных материалов и формирования компетенций в процессе использования различных каналов взаимодействия, реализуемых средствами цифровых технологий. Исследование предполагало проведение опроса обучающихся КНИТУ-КАИ (г. Казань), обобщение и обработку результатов опроса путем использования комплекса методов исследования в целях оценки и анализа цифровой трансформации учебного процесса.
Электронное обучение культуре речи и деловым коммуникациям в техническом вузе: возможности интернета
Фесенко О. П. Электронное обучение культуре речи и деловым коммуникациям в техническом вузе: возможности интернета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 3 (март). – С. 51–65. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221017.htm
ART 221017
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11017
Просмотров: 1126
Актуальность исследования обусловлена постоянно увеличивающимся объемом учебных часов, которые студенты вынуждены в условиях пандемии проводить за компьютером, обучаясь дистанционно. Кроме того, развитие компьютерных технологий, неуклонно идущее вперед, привело к их активному использованию в рамках учебного процесса в вузовском обучении. И педагог, двигаясь в ногу со временем, обязан отслеживать эти изменения и овладевать новыми дидактическими средствами и формами обучения. Всё это определило цель нашей работы – описать возможности электронной дидактики с использованием ресурсов Интернета для оптимизации и систематизации обучения по языковым дисциплинам (культуре речи и деловым коммуникациям) студентов технических специальностей. В процессе исследования был проведен обзор ресурсов Интернета, позволяющих оптимизировать и разнообразить процесс освоения родного языка в вузе. При обзоре использовалась система общенаучных методов (анализ, синтез, обобщение, сопоставление и т. д.), а также метод статистического подсчета. При описании теоретических положений статьи авторы опирались на общедидактические принципы (научности, доступности, целесообразности, сознательности и т. д.), определяющие выбор формы и средства обучения студентов. Также был проведен опрос студентов на предмет знакомства в рамках изучаемых языковых курсов с ресурсами Интернета (метод анкетирования). В результате были классифицированы различные бесплатные учебные материалы, размещенные в Интернете и расширяющие возможности вузовского обучения при преподавании культуры речи и деловых коммуникаций; выявлены наиболее удачные ресурсы, описаны их дидактические возможности (от учебников и практикумов до специальных сайтов и обучающих курсов). Практическая значимость исследования заключается в выявлении и описании обучающих интернет-ресурсов с указанием их дидактического потенциала и особенностей использования: языковых игр, онлайн-тестов различного содержания, упражнений, учебников, лингвистических кроссвордов и т. д. К теоретической значимости можно отнести расширение представлений о формах организации учебного занятия по культуре речи и деловым коммуникациям с учетом использования ресурсов Интернета.
Громова Т. В. Личностно-профессиональная компетентность преподавателя дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 3 (март). – С. 40–50. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221016.htm
ART 221016
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11016
Просмотров: 1238
В системе дистанционного обучения (СДО), как и в любой другой педагогической системе, состоящей из таких компонентов, как цель, контент, средства, формы и методы обучения, обучающиеся и обучающие, человек обучающий – преподаватель – выступает ключевым компонентом, гарантирующим результативность процесса обучения. Актуальность работы объясняется невероятным скачком в использовании дистанционного обучения как в международной, так и в российской образовательной практике в связи с непрекращающейся пандемией коронавируса, с одной стороны, и недостаточной готовностью преподавателей вуза к использованию дистанционного обучения – с другой. Таким образом, подготовка/повышение квалификации преподавателей вуза, способных и готовых (профессионально, технически, психологически) к реализации деятельности в СДО, становится одной из приоритетных задач современного образования. Цель данной статьи – разработать модель личностно-профессиональной компетентности преподавателя дистанционного обучения как стратегическую перспективу его подготовки и проанализировать составляющие его деятельности. Ведущими подходами в данной работе выступают полисубъектный (в основе которого – богатая и сложная человеческая сущность), профессиографический (подготовка к профессии через ее детальное исследование), культурологический и инновационный (умение быстро реагировать на изменения, диктуемые вновь сложившимися обстоятельствами и внешними условиями). Основные результаты работы заключаются в обосновании особенности профессиональной деятельности преподавателя дистанционного обучения; разработке модели целостной личностно-профессиональной компетентности преподавателя дистанционного обучения; анализе компонентов его деятельности. Теоретическая значимость статьи заключается в расширении знаний, касающихся квалификационной характеристики преподавателей дистанционного обучения. Практическая значимость работы состоит в применении полученных результатов при подготовке/повышении квалификации преподавателей вузов для работы в условиях дистанционного обучения. Приобретенные знания можно применять при обучении преподавателей не только в высших, но и в средних учебных заведениях различного профиля.