Педагогика

Романова Л. Л. Тренинг как инструмент формирования гибких навыков у студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 2 (февраль). – С. 17–29. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231008.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность статьи обусловлена важностью формирования гибких навыков у студентов вузов. Дальнейшее трудоустройство – важный показатель деятельности вуза, но выпускники сталкиваются с тем, что работодатель оценивает не только их профессиональные компетенции, но и навыки, необходимые, по мнению работодателя, для эффективной работы. Процессы, происходящие в обществе, требуют от выпускников вуза развитых навыков адаптации, способностей командной работы, навыков эффективного взаимодействия, способности нести ответственность и принимать самостоятельные решения. Целью данной статьи является описание возможностей тренинга в процессе обучения студентов вуза в целях формирования гибких навыков. В результате исследования автором проанализирован отечественный и зарубежный опыт исследования формирования гибких навыков у студентов. Кроме того, изучено мнение студентов Амурского государственного университета о гибких навыках и их содержании. На основе опроса, анализа научной литературы и методических разработок отечественных авторов разработан тренинг для формирования гибких навыков. В выводе статьи обобщены полученные результаты и сформулированы цели дальнейшего исследования проблемы. Системный подход, применяемый в исследовании, позволяет глубоко рассмотреть концепцию формирования гибких навыков у студентов вузов и определить эффективные педагогические технологии. В результате анализа работ зарубежных авторов, занимающихся изучением soft skills, сделан вывод о том, что все дефиниции подразумевают набор универсальных, не специфических для той или иной профессиональной деятельности навыков, которые могут быть полезны для профессионального и личностного развития. Эмпирическая база исследования представлена опросом студентов социально-гуманитарного и инженерного профилей Амурского государственного университета в форме анкетирования. В опросе приняли участие 132 студента. В результате исследования автором выделены отличия в отношении к гибким навыкам у студентов гуманитарных направлений подготовки и специальностей (НПС) от студентов инженерно-технических НПС. Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании включения тренинга в образовательный процесс для формирования гибких навыков. Практическая значимость исследования состоит в разработке тренингов, способствующих формированию гибких навыков.
Морозова Д. А. Проектирование элементов адаптивного урока биологии как инструмент индивидуализации образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 2 (февраль). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231007.htm
Актуальность выбранной тематики статьи раскрывается через современное приоритетное направление развития образования, предполагающее создание инклюзивной образовательной среды, которая максимально была бы ориентирована на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проблема исследования, представленного в статье, определяется сложившимся противоречием между поиском механизмов индивидуализации образовательной среды в инклюзивном образовании, отвечающих основному запросу общества – осуществление качества и доступности образования для каждого ребенка независимо от места его проживания и степени нарушений, и существующими традиционными формами занятий, которые не учитывают особенности психофизического развития ребенка и не ориентированы на его индивидуальные образовательные потребности. Цели исследования: определение принципов проектирования адаптивного урока и технологии создания элементов адаптивного урока через непосредственное участие ребенка в процессе, где он не является пассивным участником; создание многоуровневых заданий, которые отвечали бы статусу особых образовательных потребностей в конкретный момент времени; алгоритмизация сложных операциональных действий и теоретического материала и использование принципа наглядности и ассоциаций (на примере урока биологии). Данные стороны проблематики выступают основным направлением при достижении эффективной деятельности в условиях инклюзивного образования. В статье представлены авторские идеи, составляющие методологию создания элементов адаптивного урока. Предложены принципы построения урока при индивидуализации в инклюзивном образовании, конкретизирующие данные идеи в содержательном наполнении на примере практико-ориентированного занятия по биологии. Научная новизна представленного исследования определяется авторской разработкой элементов и принципов адаптивного урока биологии в процессе создания инклюзивной образовательной среды. Значимость результатов исследования проявляется на теоретическом уровне в плане расширения представлений об инклюзивном образовании и индивидуализации образовательной среды в области адаптивной стратегии уроков на примере занятий по биологии, а на практическом – с точки зрения разработки образовательного продукта в виде элементов урока при изучении нового материала на практических занятиях по биологии.
Вылегжанина И. А. Формирование глобальной межкультурной компетентности обучающихся в системе «школа – колледж – вуз» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 1 (январь). – С. 82–99. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231006.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Сейчас миру необходимы глобально компетентные люди – способные разбираться в глобальных проблемах, понимающие и принимающие культурные различия, готовые и способные к взаимодействию. Актуальность исследования обусловлена необходимостью непрерывного формирования глобальной межкультурной компетентности на всех ступенях образования. Если для школы структура глобальной межкультурной компетентности и содержание образования определены, то для среднего профессионального и высшего образования нет: некоторые компоненты глобальной межкультурной компетентности формируются на дисциплинах, связанных с изучением иностранного языка. Системного обучения по формированию глобальной межкультурной компетентности в колледжах и вузах, как правило, не проводится. Цель статьи – обосновать необходимость целенаправленного формирования глобальной межкультурной компетентности обучающихся, определить ее структуру на этапе общего и профессионального образования, представить содержание обучения на каждом этапе системы «школа – колледж – вуз». При исследовании проблемы использовались системный и компетентностный подходы. Ключевой метод исследования – моделирование. Проанализированы категории «глобальная компетентность», «межкультурная компетентность», «глобальная межкультурная компетентность». Доказана необходимость целенаправленного формирования глобальной межкультурной компетентности на уровнях «школа», «колледж», «вуз». Теоретическая значимость статьи: дано определение термина «глобальная межкультурная компетентность», определена структура глобальной межкультурной компетентности на уровнях «школа», «колледж», «вуз» с учетом исследования PISA и требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования. Практическая значимость статьи: представлено содержание образования по формированию глобальной межкультурной компетентности в системе «школа – колледж – вуз»; разработаны курсы «Основы межкультурной коммуникации» для специальностей среднего профессионального образования и «Теория межкультурной коммуникации» для программ высшего образования; определены разделы и темы в рамках содержательных компонентов «Глобальные проблемы», «Межкультурное взаимодействие» для общего, среднего профессионального, высшего образования.
Казанкин В. В. Специфика исторического исследования форм общего образования слепых и слабовидящих // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 1 (январь). – С. 67–81. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231005.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Историко-педагогическое исследование форм общего образования лиц с нарушениями зрения находится в проблематике общей педагогики. При этом образование данной категории лиц имеет определенные особенности, которые необходимо учитывать для получения целостного и достоверного результата исследования. Внедрение инклюзивных практик в РФ, в том числе и в образовании, актуализирует необходимость изучения истории развития форм общего образования слепых и слабовидящих с точки зрения общей педагогики. Мы предполагаем, что полученные результаты могут служить отправной точкой для подобного исследования в рамках изучения форм образования иных категорий лиц, являющихся субъектом-объектом коррекционной педагогики. Целью данной статьи является определение специфики исторического исследования форм общего образования слепых и слабовидящих с точки зрения компонентов общего образования, наиболее значимых для указанной категории учащихся. Для достижения заявленной цели мы поставили следующие задачи: сопоставить цель и задачи общей педагогики и тифлопедагогики; выявить особенности планируемых результатов освоения образовательной программы общего образования лицами с тяжелыми нарушениями зрения (инвалидностью); выделить основные особенности субъекта-объекта общего образования (учащихся с инвалидностью по зрению), влияющие на потребность к исследованию форм их общего образования; сделать вывод о специфике исторического исследования форм общего образования слепых и слабовидящих. В статье проведено сопоставление цели и задач, а также планируемых результатов освоения общеобразовательной программы общей и тифлопедагогики, выделены основные особенности субъекта-объекта общего образования (учащихся с инвалидностью по зрению), влияющие на потребность к исследованию форм общего образования. Исследование истории общего образования слепых и слабовидящих строится на общенаучных подходах к историческому исследованию образования, однако включает в себя и дополнительные вопросы, связанные со спецификой процесса образования лиц с нарушениями зрения. В разрезе этого подхода в проблематику включаются особенности коррекционной работы, формирования общепринятого образа жизни и социокультурного и сенсорного воспитания. Специфика исторического и историко-генетического подхода заключается в необходимости периодизации исследуемого периода. В статье предлагается и обосновывается вариант периодизации развития форм общего образования в РСФСР в период с 1945 до 1991 года. Кроме того, такое исследование будет обусловлено историческими, политическими и социальными факторами, такими как исторические предпосылки (факты, события), государственная идеология и господствующие общественно-философские идеи.
Попова О. В., Беликова Р. М., Новолодская Е. Г. Естественно-научный компонент функциональной грамотности обучающихся: теория и практика формирования и развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 1 (январь). – С. 48–66. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231004.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Вызовы современного общества диктуют новые требования к развитию системы образования в целом, а также к организации процесса обучения в школе. Одновременно с этим происходит смена модели сознания и оценки учебных достижений обучающихся, формируются новые стандарты содержания и формата школьного образования. В данном контексте необходим поиск новых путей формирования и развития функциональной грамотности обучающихся и составляющих ее компонентов. Одним из приоритетных направлений в современном российском образовании стало развитие естественно-научной грамотности школьников. В статье представлен анализ публикаций отечественных и зарубежных исследователей по проблемам понимания сущности естественно-научной грамотности обучающихся, ее формирования и развития в системе образования. Исследование имело цель на основе изучения и анализа отечественного и зарубежного опыта определить оптимальные условия и наиболее эффективные подходы в формировании естественно-научного компонента функциональной грамотности обучающихся при реализации образовательных программ основного общего образования. В исследовании были использованы теоретические методы: изучение данных научно-методической литературы, анализ и обобщение. Авторами статьи рассматривается ряд недостатков в теории и практике естественно-научного образования, актуальность эффективного использования некоторых подходов в преподавании дисциплин естественно-научного направления для повышения уровня достижений российских школьников в области естественно-научной грамотности. Раскрывается роль технопарка как инновационной образовательной среды с точки зрения формирования естественно-научной грамотности через развитие знаний, умений и навыков проектной деятельности школьников в области естественных наук. В статье описаны оптимальные условия формирования естественно-научной грамотности обучающихся, а также опыт применения STEM-подхода в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на базе Технопарка универсальных педагогических компетенций Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В. М. Шукшина. Полученные в ходе исследования результаты будут иметь важное теоретическое значение для учителей, преподающих дисциплины естественно-научного цикла, преподавателей организаций дополнительного образования, а также студентов – будущих педагогов, обучающихся по естественно-научным направлениям. Практические результаты могут быть использованы в процессе формирования и развития компетенций естественно-научной грамотности обучающихся.