Педагогика

Данкова В. Б. Карьерные ориентации студентов – будущих педагогов дошкольных образовательных организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 1 (январь). – С. 36–47. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231003.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современные тенденции в области педагогического образования будущего определяют необходимость изменения в профессиональной подготовке студентов дошкольных организаций. При этом карьерные ориентации будущих педагогов выступают одним из базовых ресурсов решения проблем педагогического образования, которые помогают студентам формулировать собственные учебные цели, принимать решения с учетом потребностей сферы дошкольного образования и запросов рынка труда. Цель изложенного в статье исследования – в выявлении особенностей карьерных ориентаций обучающихся в учебном процессе для освоения ими профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, компетенций и эффективного формирования профессиональной направленности, связанной с профессионально-личностным самоопределением. Для достижения поставленной цели было проведено опытно-экспериментальное исследование, в котором приняли участие 28 студентов Института психологии и образования Казанского (Приволжского) университета. Методологическую основу исследования определяют методы анализа научно-педагогической литературы, анкетирование и обобщение педагогического опыта. Определение ведущих карьерных ориентаций осуществлялось с использованием опросника Э. Шейна. Обработка полученных данных производилась с помощью лицензионной версии редактора электронных таблиц Microsoft Excel 2010. В результате исследования представлены эмпирические данные по определению карьерных ориентаций будущих педагогов дошкольных организаций, иллюстрирующие индивидуализацию процесса их обучения, обеспечивающего самоуправление и самосовершенствование личности с учетом потребностей и ценностей студентов в сочетании с профильным компонентом. Материалы исследования и его результаты могут быть использованы для совершенствования учебно-методического сопровождения процесса профессионализации, а также для повышения эффективной организации самостоятельной деятельности студентов педагогического вуза, в том числе в рамках индивидуальных образовательных траекторий.
Лавриненко И. Ю. Перспективы использования LMS в рамках современного высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 1 (январь). – С. 17–35. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231002.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В работе рассматривается проблема развития систем управления обучения (СУО), которая стала актуальной для современного общества благодаря процессу активного внедрения электронного обучения в образовательный процесс на разных уровнях. Цель исследования – анализ литературы, посвященной применению и тенденциям развития технологии LMS. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых. Пандемия 2019 года заставила образовательную систему поменять ориентиры и за счет развития информационно-коммуникационных технологий перейти от традиционного процесса обучения к обучению, которое может использовать онлайн-среду как основной или вспомогательный инструмент. Для реализации подобного перехода начали активно разрабатываться системы управления обучением – LMS. Теоретический анализ литературы позволил выделить положительные аспекты в использовании технологий LMS: доступность электронного обучения, персонализация онлайн-обучения, возможность отслеживать и измерять прогресс каждого пользователя, более эффективная работа с материалами и модулями образовательных курсов, новый уровень взаимодействия всех участников процесса обучения, преимущество в организации образовательного процесса с позиции учебной организации. В результате изучения также был получен материал, позволяющий выявить отрицательные моменты, связанные с использованием систем управления обучения, в частности ограничение возможностей преподавателя ресурсами используемой платформы, адаптация образовательного процесса к платформе, а не наоборот. Решение проблемы ограничений, навязываемых системами управления обучением, возможно с помощью развития и совершенствования технологий платформ LMS. В исследуемой проблематике улучшения платформ СУО центральными становятся вопросы перспективных направлений разработки систем управления обучением: аналитика обучения, отчетность с использованием больших данных (Big Data), трансформация системы управления обучением в платформу опыта обучения (LXP), развитие в области семантический спецификации для интеграции с другими системами LMS, разработка нового программного интерфейса приложений (xAPI) с целью консолидировать экосистемы различных платформ, применение мобильных технологий и интернета вещей (IoT) в использовании систем СУО, внедрение иммерсивных технологий (VR, AR). Таким образом, обучающая платформа LMS предоставляет широкий спектр ресурсов, которые помогают перейти на более высокий с точки зрения информационно-коммуникационных технологий уровень образовательного процесса.
Баканова И. Г., Капустина Л. В. Современное развитие системы среднего профессионального образования с учетом исторического опыта России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 1 (январь). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231001.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современный мир акцентирует внимание на повышении благосостояния российских граждан, что невозможно без вклада в развитие человеческого ресурса. Следует отметить, что система среднего профессионального образования (СПО) играет значительную роль в экономическом росте страны. Поэтому представляется важным создать правильные условия для функционирования данной системы и обучения высококвалифицированных специалистов, владеющих достаточным количеством компетенций, навыков, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Целью нашего исследования являлся теоретический анализ истории развития среднего профессионального образования, предпосылок его возникновения, формирования в зависимости от запросов времени, начиная с Киевской Руси и заканчивая современностью. Именно полная историческая картина, дающая возможность сравнивать задачи и их способы решения, положительный опыт на разных временных отрезках позволяют специалистам в системе образования делать отбор лучших практик сегодня. Реалии современного мира требуют принимать во внимание высокую турбулентность во всех сферах деятельности, наличие жестких и мягких навыков для формирования преадаптивного поведения у обучающихся, чтобы быть успешным в личной и профессиональной сферах. Соответственно, внедрение разных конкурсов и чемпионатов профессионального мастерства, что было распространено в Советском Союзе, и активное в них участие позволяет обучающимся развиваться, оценивать свои достижения, стремиться к лучшему. Также применяемая система дуального обучения в советские времена становится все более актуальной и сегодня. Профессионалитет в современных условиях дает возможность сократить срок обучения за счет большего количества практической работы, как это было в военное и поствоенное время на примере ПТУ И ФЗУ. Анализ статьи базируется на таких методах, как теоретический обзор и рассмотрение отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования и обобщение опыта функционирования системы СПО. Рассмотрение исторической, социально-экономической и педагогической литературы позволило оценить, как запросы времени оказывали влияние на развитие системы СПО. Сделан вывод, что широкое видение исторической ситуации дает возможность применять успешный опыт с учетом современных парадигм. В качестве результатов исследования приводятся перспективные направления развития СПО сегодня: участие в национальной программе «Образование», «Профессионалитет», внедрение дуальной системы образования, демонстрационного экзамена и разного рода конкурсов и чемпионатов по профессиональному мастерству.
Утёмов В. В., Ярославцева Е. В., Горев П. М. Структура когнитивного занятия на основе технологии аргументированного дискурса в дошкольном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 12 (декабрь). – С. 76–86. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221087.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Ключевым образовательным результатом основной образовательной программы дошкольного образования является развитие познания у воспитанника. Деятельность по развитию познания дошкольника должна рассматриваться как сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности на основе становления когнитивных функций, таких как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Поэтому познавательная деятельность является основной деятельностью на когнитивном занятии в детском саду. Результатом всей системы когнитивных занятий стоит рассматривать становление когнитивных функций у дошкольника. При этом учитываются требования к структуре когнитивного занятия и выбору основной технологии построения данной структуры. Аргументированный дискурс можно рассматривать как основную технологию когнитивного занятия. Дискурс позволяет организовать активную мыслительную работу обучающегося как в процессе восприятия аргументации педагога, так и в процессе построения собственной стратегии доказательства и формирования аргументов. С другой стороны, образовательный стандарт дошкольного и преемственный стандарт начального образования обособляют задачу по освоению обучающимися учебных знаково-символических средств. Минимальный набор данных средств определен стандартами (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач) и позволяет заложить их как обязательный компонент в структуру занятия. Именно поэтому целью статьи выступает описание структуры когнитивного занятия на основе технологии аргументированного дискурса в дошкольном образовании. Авторы статьи выделяют методические аспекты формулировки задач познавательной деятельности, описывают содержание познавательных действий у старших дошкольников и определяют значимость аргументированного дискурса в этом процессе. Теоретическая значимость статьи заключается в выделении структуры когнитивного занятия на основе технологии аргументированного дискурса в дошкольном образовании. Практическое внедрение данной структуры позволит создать благоприятные условия для развития познания воспитанника на основе становления когнитивных функций ребенка в системе дошкольного образования. Можно предположить, что данная структура когнитивного занятия может быть рассмотрена относительно изучения любой темы в учебно-воспитательном процессе дошкольной образовательной организации.
Романова М. Г., Мигдаль И. Ю. Применение педагогических технологий по формированию универсальных учебных действий у учащихся средней школы на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 12 (декабрь). – С. 62–75. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221086.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Формирование метапредметных результатов учебной деятельности у учащихся средней школы является основным требованием Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), так как принципиально важно воспитывать учащихся не предметно, а комплексно, то есть во взаимосвязи со всеми учебными дисциплинами. Данную задачу способен решить подход в обучении, ориентирующий учащихся на формирование обобщенных умений работы с любым предметным материалом как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях. Благодаря конструированию деятельностных метапредметных сценариев при изучении учебных предметов современный обучающийся получает возможность апробации полученных в школе умений и навыков. Целью данной статьи становится рассмотрение метапредметного подхода в обучении как инструмента объединения учебных предметов, построения логических взаимосвязей и организации ситуаций практического применения полученных знаний как в учебной деятельности в рамках учебного предмета «Иностранный язык», так и в реальной жизни. Поставленные ФГОС ООО задачи по подготовке будущих выпускников образовательных учреждений требуют от них выполнения ряда действий, носящих универсальный, то есть метапредметный характер, а именно: быть самостоятельными, уметь организовывать, планировать и оценивать свою деятельность, структурировать знания, проводить рефлексию и т. д. Все вышесказанное напрямую характеризует универсальные учебные действия (далее – УУД). В целях формирования у школьников УУД учителю необходимо на каждом учебном предмете уделять особое внимание приемам, методикам и технологиям, которые могут повлиять на становление указанных метапредметных умений и навыков. В рамках статьи были проанализированы педагогические технологии, которые способствуют формированию и развитию метапредметных умений и навыков, представляющих собой универсальные учебные действия. Полученные в результате данные позволяют оценить, какие педагогические технологии и приемы могут быть наиболее эффективными для формирования УУД у учащихся средней школы, на какие составляющие УУД (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия) может повлиять та или иная технология. Разработанные педагогические упражнения для развития УУД у учащихся средней школы на уроках английского языка могут быть интегрированы педагогами-практиками в учебный процесс.