Педагогика
Напольских Н. Б. Гуманитарный подход к организации и осуществлению учебно-исследовательской деятельности школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 7 (июль). – С. 30–41. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221052.htm
ART 221052
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11052
Просмотров: 1129
Актуальность исследования представлена необходимостью рассмотрения вопросов организации и осуществления учебно-исследовательской деятельности школьников в современной гуманитарной парадигме образования. Анализ и обобщение полученных в ходе онлайн-опроса сведений подтверждают наличие проблемы недостаточного осмысления учителями и неполного понимания учениками и их родителями значимости осуществления учебно-исследовательской деятельности в школе. Игнорирование воспитательных и развивающих задач учебно-исследовательской деятельности школьников, «узкое» понимание сложного интегративного результата во многом искажают ее сущность, приводят к формализации. Статья посвящена проблеме сохранения и усиления гуманитарной специфики учебно-исследовательской деятельности школьников. Цель исследования – выявить особенности гуманитарного подхода к организации и осуществлению учебного исследования в школе. На основе обзора отечественных и зарубежных психолого-педагогических источников рассматриваются некоторые подходы к определению учебно-исследовательской деятельности школьников и ее результатов. Выделенные в ходе исследования особенности гуманитарного подхода, такие как персонифицированность знаний, контекстность, ценностная ориентированность, диалогичность и рефлексивность педагогического взаимодействия, рассматриваются через призму анализа авторского педагогического опыта (на материале учебно-исследовательских работ воспитанников ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище»). Теоретическая значимость исследования заключается в прояснении цели организации и осуществления учебно-исследовательской деятельности в школе с позиций гуманитарного подхода – получение интегративного результата, включающего выработку персонального знания, овладение новыми способами деятельности, формирование на основе полученного опыта исследовательской деятельности системы отношений и ценностных установок, личностное развитие обучающегося. Практическая значимость статьи состоит в возможности использования результатов исследования при дальнейшей разработке методических рекомендаций по организации и осуществлению учебно-исследовательской деятельности школьников.
Матвеев В. В., Анненкова А. А., Грибков Д. Н. Использование средств технологии дополненной реальности в обучении специалистов библиотечно-информационной сферы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 7 (июль). – С. 15–29. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221051.htm
ART 221051
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11051
Просмотров: 1229
Подготовка будущих библиотекарей предполагает использование инновационных педагогических средств для формирования востребованных профессиональных компетенций в соответствии с трудовыми функциями и приоритетами развития библиотечного дела в России. Авторами исследуется проблема применения приложений AR в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы для обеспечения дополнительных условий развития востребованных цифровых навыков, получения опыта проектной научно-исследовательской и учебно-познавательной деятельности; применения фундаментальной теории по библиотечному делу при организации культурных мероприятий, развлекательных событий. Цель исследования – выявить особенности применения средств технологии дополненной реальности при обучении специалистов библиотечно-информационной сферы для повышения качества их подготовки. Методология основывается на анализе потенциала технологии дополненной реальности для высшего образования, для поддержки инициатив ЮНЕСКО, при выявлении проблем их внедрения в подготовку специалистов библиотечно-информационной сферы. При разработке системы учебных заданий на основе приложений AR учтены положения профессионального стандарта специалиста по библиотечно-информационной деятельности, стратегии развития библиотечного дела в России. Использованы приложения и средства для поддержки технологии дополненной реальности: Quiver, Star Walk, Mind Map AR, HISTARS, BBC Civilisations AR, AR Ruler, Arloon chemistry, Arloon geometry, ZOME, JigSpace, SketchAR и др. В качестве результатов описаны идеи методического подхода, отражающего необходимые изменения в системе подготовки высококвалифицированных специалистов библиотечно-информационной сферы именно с учетом положений профессионального стандарта и направлений стратегии развития библиотечного дела в России. В заключении делаются выводы об особенностях применения средств технологии AR в деятельности библиотекаря (визуализация информации, установление временных и эмоциональных связей и т. п.). Также сформулированы методические и технические трудности предлагаемых нововведений: высокая стоимость, технические сбои оборудования в библиотеках. Полученные результаты могут быть использованы для организации познавательной исследовательской деятельности студентов; в работе учреждений музейно-библиотечного типа.
Буркова И. Н., Квашко Л. П., Белов А. Н. Высшее образование: (не)видимость гендерного равенства (международный сравнительный анализ) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 7 (июль). – С. 1–14. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221050.htm
ART 221050
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11050
Просмотров: 1156
Гендерное равенство более четверти века назад официально признано Европейским союзом ключевой предпосылкой для укрепления мира, демократии и экономики. По данным Глобального индекса гендерного разрыва, за последние десять лет Россия в целом сместилась с 43-го на 81-е место среди 156 стран мира. По уровню политических прав и возможностей женщин в настоящее время наша страна находится на 133-й позиции. Высшее образование как институт государства может либо способствовать продвижению всей системы к гендерному паритету, либо, оставаясь в стороне, усугублять ситуацию. Цель исследования – зафиксировать точку отсчета, высветить тенденции и масштабы (не)участия женщин в высшем образовании. Для этого был проведен анализ количественных показателей гендерного равенства в отечественных вузах в сравнении с аналогичными показателями в странах на разных континентах. Для исследования были выбраны Глобальный индекс гендерного разрыва (Global Gender Gap Index – GGGI) Всемирного экономического форума 2021 г. и наиболее распространенные показатели оценки гендерного равенства в высшем образовании (доля женщин на профессорских должностях и доля женщин среди руководителей (ректоров, президентов, вице-президентов) высших учебных заведений). В работе представлены результаты анализа выбранных показателей в девяти странах: Великобритании, Германии, Индии, Новой Зеландии, Российской Федерации, Соединенных Штатах Америки, Турции, Швеции и Южной Африканской Республике. Раскрыт неочевидный характер связи между рейтингом по индексам GGGI и ключевыми показателями гендерного баланса в высшем образовании. Результаты позволяют говорить о наличии тенденции к достижению гендерного паритета в системе высшего образования и тенденции к увеличению вовлеченности женщин и в сферу культурного и социально-политического взаимодействия в анализируемых странах. Среди девяти рассмотренных стран Россия находится в авангарде по доле женщин среди профессорского состава вузов с показателем 38,2%, близким к минимальному порогу гендерного баланса. Однако женщины недопредставлены среди ректоров, президентов, вице-президентов отечественных вузов. Проведенный анализ позволит восполнить дефицит международных сравнительных исследований по проблемам гендерного неравенства в высшем образовании и выявить государства-лидеры с целью дальнейшего анализа и изучения их опыта.
Карпушина Ю. А., Кутузова З. Ю. Особенности измерения и оценки универсальных компетенций у студентов вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 6 (июнь). – С. 139–153. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221049.htm
ART 221049
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11049
Просмотров: 1232
Актуальность представленной статьи обусловлена необходимостью анализа особенностей оценки универсальных компетенций при переходе к ФГОСВО 3++. В современном профессиональном образовании уделяется все большее внимание формированию у студентов вуза универсальных компетенций, так как в совокупности универсальные компетенции позволяют выпускнику осуществлять свою будущую профессиональную деятельность на высоком уровне и не менее чем в одной области. Основной целью статьи является рассмотрение сущности и содержания универсальных компетенций федеральных образовательных стандартов высшего образования 3++ с учетом изменений и дополнений, а также изучение проблем, связанных с измерением и оценкой сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата. Проводится анализ основных подходов, техник и процедур оценивания универсальных компетенций обучающихся. В процессе исследования проблемы использовались методы логического и статистического характера, произведен анализ трудов авторов по данному вопросу, рассмотрены особенности ФГОС ВО 3++, проведена оценка универсальных компетенций. Что касается результатов исследования, то в современном российском университете понятие «универсальные компетенции» претерпевает изменения в связи с внедрением новых ФГОС 3++, эту проблему можно обозначить как идентификацию универсальных компетенций. От ее решения зависят классификация универсальных компетенций, представление о качестве человека в образовательном стандарте, гуманистический потенциал, качество целеполагания в образовательной. За этим следует вывод о том, что универсальные компетенции являются важным средством подготовки будущих специалистов для инновационной экономики нашей страны.
Шакирова О. В., Булдакова Н. В. Модель подготовки будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 6 (июнь). – С. 120–138. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221048.htm
ART 221048
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11048
Просмотров: 1187
Вопрос актуальности подготовки будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся основной школы обозначен необходимостью учета сформированности умений выполнения проектной деятельности при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Цель статьи: теоретически обосновать модель подготовки будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся основной школы, раскрыть ее структурно-компонентный состав, содержание этапов. Для решения поставленной цели проанализированы подходы к моделированию; выявлены сущностные характеристики и структурные компоненты модели подготовки будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся основной школы; определены требования к создаваемой модели; представлено содержание модели подготовки будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся основной школы. Модель включает в себя взаимосвязанные между собой блоки: целевой, методологический, структурно-содержательный, технологический, результативно-оценочный. Согласно представленной в статье модели, подготовка будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся основной школы осуществляется поэтапно, реализуя функцию технологического блока, в целом способствует формированию готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования будут содействовать углублению понимания специфики подготовки будущих педагогов; расширят научные представления о средствах и способах формирования профессионально значимых качеств и профессиональных компетенций; будут стимулировать разработку содержания профессиональной подготовки педагогов нового формата в вузе. Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование подготовки педагогов профессионального обучения по направлению подготовки «Педагогическое образование». В результате в структуру разработанной модели входят элементы, позволяющие учесть возможность взаимодействия структурных и функциональных компонентов, но акцент в модели ставится на реализацию самого педагогического процесса (процессная модель) – на технологию. Технология является частью модели – рассматриваемой педагогической системы.