Педагогика

Щукина И. В., Андреев В. Н. Основы интегрированного предметно-языкового обучения английскому языку старшеклассников на историко-культурном материале // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 6 (июнь). – С. 107–119. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221047.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В последнее время ведется поиск путей оптимизации языкового образования в связи с востребованностью владения иностранным языком как средством общения в различных предметных областях, не только филологической направленности. В связи с этим идея интеграции и реализации интегративных связей с другими дисциплинами в практике обучения становится особенно актуальной. Интегрированное предметно-языковое обучение является инновационной технологией, позволяющей одновременно развивать иноязычную коммуникативную компетенцию и расширять знания и совершенствовать умения в выбранной предметной сфере. В статье представлен вариант интегративного обучения английскому языку на историко-культурном материале с ориентацией на реализацию данного обучения в старшей школе в рамках внеурочной деятельности, факультатива и т. п. Акцент на работу со старшими школьниками сделан, во-первых, из-за их достаточного уровня владения языковыми навыками для работы с аутентичными историческими текстами, во-вторых, из-за актуальности именно для данной возрастной категории формирования общекультурной компетенции и метапредметных умений, которые будут особенно востребованы в будущем в системе профессионального образования. Таким образом, целью исследования является обоснование целесообразности внедрения интегративного предметно-языкового обучения английскому языку на историко-культурном материале для оптимизации формирования и развития метапредметных умений и навыков и систематизация возможностей для реализации данного процесса. Ведущими подходами, положенными в основу исследования, выступили интегративный, компетентностный, личностно ориентированный и системно-деятельностный подходы. К основным результатам, представленным в статье, можно отнести сформулированные метапредметные умения, которые будут развиваться благодаря интеграции двух и более дисциплин, в нашем случае гуманитарного цикла, а также в формулировании концептуальных основ интегрированного обучения. Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании целесообразности внедрения интегрированного предметно-языкового обучения в школьную практику на основе соотнесения с результатами освоения основной образовательной программы, а именно личностными, метапредметными и предметными, обозначенными в федеральных государственных стандартах школьного образования. Практическая значимость находит отражение в описании возможностей применения интегрированного предметно-языкового обучения английскому языку и истории в старшей школе.
Квашко Л. П. Сравнительный анализ содержания математической подготовки абитуриентов России и Китая при поступлении в вуз // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 6 (июнь). – С. 91–106. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221046.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования связана с выстраиванием взаимовыгодного сотрудничества России и Китая. Такое сотрудничество может проходить по многим направлениям и во многих областях, но нас интересовали проблемы педагогики, затрагивающие вопросы возможного сотрудничества российских и китайских преподавателей в области дидактики и методики обучения математике при подготовке к поступлению в высшие учебные заведения. В представленном исследовании дана описательная сравнительная характеристика математического содержания дисциплины и её структурирования при подготовке абитуриентов к сдаче вступительного экзамена по математике в вузы КНР и России. Предметом исследования было определено содержание учебного материала только трёх тем: теория множеств; функции, их свойства и графики; тригонометрические функции. Ограничение в тематике связано с ограниченными рамками статьи. Эти темы традиционно изучаются в наших школах, а также выносятся на контроль при сдаче вступительного испытания в вузы. Цель исследования – установить сходство и различие между российской и китайской дидактикой математического образования, отражённой в учебнике для подготовки абитуриентов к поступлению в вузы Китая и российскими учебниками и учебными пособиями. В статье приведён анализ содержания и дидактических особенностей математического контента, необходимого для подготовки абитуриентов к поступлению в вузы Китая, в сравнении с российскими математическими образовательными традициями. Основным подходом к исследованию явился сравнительный анализ, проводимый по следующим критериям: содержание учебного материала по математике и его дидактические особенности. В результате исследования получен вывод о том, что содержание математического образования и его дидактические особенности во многом сходны и практически совпадают с дидактикой школьной математики в России. Это сходство может обеспечить преемственность при переходе от обучения в школах России к обучению в вузах Китая и наоборот. Установленные различия могут взаимно обогащать не только дидактику, но и методику обучения в обеих странах. Теоретическая значимость исследования состоит в постановке вопроса о возможностях взаимодействия китайских и российских преподавателей вузов в области дидактики и методики обучения математике в учреждениях высшего образования. Дальнейшие исследования могут расшириться и обеспечить реальное сотрудничество двух соседних стран в области математического образования.
Воробьева Н. В., Филимонов Ю. В. Представления о России у иностранных военнослужащих и проблемы формирования положительного образа государства в учебно-воспитательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 6 (июнь). – С. 72–90. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221045.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В последние годы наблюдается всплеск интереса к изучению образа России в самых разных науках – социальной психологии, истории, политологии, политической географии. Проблема формирования положительного образа России занимает важное место в системе приоритетов страны. Изучение образа страны должно учитывать обе его направленности – в мире («внешний образ») и внутри («внутренний образ»), которые часто могут содержать противоречивые, разнонаправленные тенденции. Мы предлагаем исследовать образ страны как интегральный, так как в нем отражаются образы территории, культуры и быта, менталитет народа, национальные символы, представления о политической власти. Целью исследования стала разработка программы диагностики образа России иностранными военнослужащими, проведение диагностики образа России у курсантов (иностранных военнослужащих) и выявление наиболее информативных критериев и показателей оценки имиджа российского государства. В процессе исследования выявлены критерии и показатели оценки образа России в представлениях иностранных военнослужащих. Методологическим обоснованием является стратегия смешивания методов: педагогический эксперимент, метод опроса (анкетирование, глубинные интервью, кейсовые исследования), метод анализа информации (анализ эссе), обобщение и систематизация результатов исследования, проектирование учебно-методических рекомендаций. Теоретическая значимость работы заключается в том, что предлагаются новые методологические подходы к разработке программы формирования положительного образа России в ходе преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла. Практическая значимость работы заключается в возможности внедрения в учебно-воспитательный процесс с целью коррекции образа России у иностранных военнослужащих: в постановке целей и задач, определении содержания, методики, результатов процесса обучения; в проведении внеаудиторных и воспитательных мероприятий, организации форм культурно-досуговой и бытовой деятельности.
Шамигулова О. А., Василина Д. С., Мусифуллин С. Р. Организация психолого-педагогических классов как ресурс личностного развития и ранней профилизации обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 6 (июнь). – С. 58–71. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221044.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Профессиональное самоопределение выпускников современных школ напрямую зависит от многих факторов: социально-экономических, социокультурных, престижности профессии среди членов общества, позиции семьи и социального окружения, географического расположения учебного заведения, состояния рынка труда, способностей и склонностей школьника. Кроме того, на основе количества выпускников высшего учебного заведения определяются потенциальные специалисты в области педагогических профессий. В этой связи особую актуальность приобретает важность правильного и осознанного выбора профессии старшеклассниками. Этот выбор необходимо делать будущим членам общества уже со школьной скамьи. Именно профильные психолого-педагогические классы позволяют дать четкие представления старшеклассникам о специфике деятельности педагога. Такие классы представляют собой не просто составляющую системы профессиональной ориентации выпускников школы, но и ресурс личностного развития, ведь современный психолого-педагогический класс способен стать важным элементом для раскрытия способностей обучающихся, выявления и развития педагогической одаренности, формирования лидерских качеств и умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности в человеко-центрированных сферах. Поэтому цель исследования – теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность функционирования модели психолого-педагогических классов, разработанной в БГПУ им. М. Акмуллы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширено представление о направлениях и организационно-методических особенностях работы в психолого-педагогических классах, выявлены этапы осуществления образовательного процесса (предпрофильный и профильный); подобраны и разработаны учебные программы по элективным курсам психолого-педагогической направленности, обозначены оптимальные методы и формы обучения в психолого-педагогических классах, обоснованы виды эффективной профилизации. Данные разработки легли в основу модели психолого-педагогических классов, созданной в БГПУ им. М. Акмуллы. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что разработанная модель психолого-педагогических классов, ряд мероприятий и проектов могут использоваться педагогами других образовательных организаций Российской Федерации. Представленные материалы могут послужить основой для разработки методических рекомендаций для педагогов психолого-педагогических классов. Результаты, полученные в исследовании, могут найти широкое применение в деятельности общеобразовательных организаций и организаций высшего образования нашей страны.
Милованова Г. В., Куляшова Н. М., Шемякина Е. Ю. Сравнительный анализ мотивационных особенностей студентов на разных этапах обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 6 (июнь). – С. 46–57. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221043.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема мотивации, в частности учебной мотивации, давно находится в центре научных интересов педагогов, психологов и методистов. Как показал анализ литературы, большая часть исследований посвящена мотивации школьников или студентов, занимающихся в традиционном или дистанционном формате. Цель исследования – изучение учебной мотивации в реалиях смешанного (очно-дистанционного) формата проведения занятий, а также анализ мотивационных особенностей студентов разных ступеней высшего профессионального образования. Для изучения мотивационных особенностей студентов использовались: тест «Диагностика профессиональной и учебной мотивации студента» К. Замфира в модификации А. А. Реана и шкала «Потребность в познании» теста-опросника «Диагностика самоактуализации личности» А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калиной. Для обработки полученных данных использовался сравнительный и корреляционный анализ. Вычисления проводились с помощью пакета SPSS Statistics 26. Исследовательскую выборку составили 377 студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва и Санкт-Петербургского государственного экономического университета, обучающихся по трем крупным группам направлений подготовки (экономика и управление, социальная сфера, естественные науки) на бакалавриате, в магистратуре и аспирантуре. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что внешняя положительная мотивация является превалирующим видом мотивации у студентов первой ступени обучения, начиная со второго курса, в то время как у первокурсников бакалавриата и специалитета, а также обучающихся второго и третьего этапов профессиональной подготовки (магистратура и аспирантура) доминирует внутренняя мотивация. Изучение соотношения трех видов мотивации (мотивационного комплекса) показало, что худший мотивационный комплекс чаще встречается у студентов I курса, реже – у магистрантов и аспирантов. Результаты исследования вносят вклад в развитие научных представлений о роли учебной мотивации на разных этапах обучения. Изложенный материал может быть использован для дальнейшего изучения проблем мотивации и для проектирования образовательного процесса.