Педагогика
Пазухина С. В. Психолого-социальные причины профессионально-личностного выгорания современного школьного педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 12 (декабрь). – С. 47–61. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221085.htm
ART 221085
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11085
Просмотров: 1018
Актуальность статьи определяется систематизацией подходов к определению профессионального выгорания педагогов в контексте его взаимосвязи с психологическим здоровьем учителей, профессиональными деформациями, психологической безопасностью обучающихся. Показывается, что совокупность причин, вызывающих выгорание, применительно к современным условиям цифровизации образования недостаточно изучена, что обусловливает актуальность исследования. Автором дается определение профессионально-личностного выгорания. Его цель – выявить, теоретически обосновать и эмпирически изучить совокупность психолого-социальных причин, влияющих на развитие синдрома профессионально-личностного выгорания у педагогов современной школы. Для этого применяется комплекс взаимодополняющих методов, в том числе «Диагностика профессионального выгорания», «Методика диагностики уровня профессионального выгорания», «Индекс жизненной удовлетворенности»; «Шкала общей самоэффективности», «Самооценка профессионально-педагогической мотивации», «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе». На формирующем этапе используется специально составленная программа, включающая в себя занятия по первичной и вторичной профилактике профессионально-личностного выгорания учителей по трем направлениям: социально-психологическому, личностному, профессиональному. По итогам проведенной работы на основе использования критерия Стьюдента зафиксированы значимые изменения по изучаемым причинам. Интегральный показатель профессионального выгорания по группе в целом за время формирующего эксперимента снизился. Это указывает на то, что были верно определены причины, его вызывающие. Положительные сдвиги произошли и по показателям изучаемых симптомов: «эмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений». Также была зафиксирована положительная динамика в изменении фаз выгорания: напряжения, резистенции, истощения. Следовательно, проведенная работа с выделенными причинами профессионально-личностного выгорания учителей дала позитивные результаты. Новизна заключается в выявлении комплекса психолого-социальных причин, вызывающих профессионально-личностное выгорание у современных педагогов, в конкретизации составляющих этих причин. Результаты исследования могут использоваться при организации профилактической работы с педагогами современных школ.
Кузьмичева Т. В., Афонькина Ю. А. Разработка адаптивных педагогических инструментов как средства индивидуализации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 12 (декабрь). – С. 35–46. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221084.htm
ART 221084
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11084
Просмотров: 1101
Развитие теории и практики инклюзивного образования актуализировало проблему адаптации компонентов образовательного процесса как задачу профессиональной деятельности педагога. Ее решение позволит преодолеть противоречие между фронтальными форматами образовательной деятельности и реализацией индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Цель представленного в статье исследования состоит в обосновании и операционализации действий педагога по разработке адаптивных образовательных инструментов включения ребенка с ОВЗ в ситуацию фронтального урока, обеспечивающего его успешность в достижении общих с остальными обучающимися образовательных результатов. Для достижения поставленной исследовательской цели ведущей теоретической идеей выступило научное представление об особых образовательных потребностях, обусловленных особенностями индивидуального психосоциального развития обучающихся с ОВЗ, как динамическом феномене, определяющем специальные условия, необходимые для достижения планируемых образовательных результатов. Основным результатом исследования, представленного в статье, выступает разработка алгоритма уровневой адаптации фронтального урока к особенностям обучающегося с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, который раскрывает операционализацию действий педагога по разработке адаптивных педагогических инструментов. Анализ внедрения данного алгоритма в профессиональную деятельность педагогов начального общего и основного общего образования демонстрирует значительный положительный эффект в отношении индивидуализации деятельности ребенка с ОВЗ в рамках фронтального урока. В то же время выявлена недостаточность сформированности у педагогов прогностических и рефлексивных умений. Теоретическая значимость исследования определяется развитием понятийного поля инклюзивного образования, научных представлений о педагогических механизмах адаптации образовательной среды к потребностям обучающихся. Его практическая значимость отражается в создании алгоритма разработки адаптивных педагогических инструментов, что поможет педагогу-практику достичь индивидуализации образовательного процесса, без чего невозможно обеспечить качество инклюзивного образования.
Гаибова В. Е., Данилова Л. Н. Цифровизация высшего образования: опыт применения новых дидактических моделей в высшей школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 12 (декабрь). – С. 22–34. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221083.htm
ART 221083
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11083
Просмотров: 1166
В современном мире цифровизация распространилась на все сферы деятельности человека, в том числе и на образование. Оно призвано формировать у обучающихся различные компетенции, в том числе и цифровую грамотность, адаптируя цифровые технологии под потребности образования. Образовательные учреждения были заинтересованы в использовании элементов цифрового обучения еще с начала 2000-х, но пандемия 2020-го ускорила этот процесс. В результате во многих школах и вузах появилась своя электронная образовательная среда. К сожалению, не все педагоги могут свободно использовать возможности цифровизации в своем педагогическом процессе, имея смутное представление о преимуществах проведения лекций и семинаров с использованием цифровых носителей и программ. Но прогресс идет вперед, и будущее за цифровым обучением, поэтому педагоги нуждаются в соответствующем просвещении. Цель данной статьи – выявление специфики современных дидактических моделей обучения с использованием цифровых технологий применительно к высшей школе. В работе приведены примеры преимуществ и проблем таких моделей, варианты их применения в педагогическом процессе высшей школы. Авторы обращают внимание, что в настоящее время крайне мало эмпирических исследований, сравнивающих отдельные модели цифрового обучения с традиционным, а результаты, полученные в таких исследованиях, очень противоречивы. Но в то же время традиционные формы и методы обучения в вузе нуждаются в модернизации, требуя применения современных средств для преодоления дефицитов имеющегося оборудования. В работе использованы основные методы теоретического исследования: контент-анализ, характеристика, сопоставительный анализ, систематизация и обобщение. Область использования результатов исследования – педагогическое образование. Новизна работы подтверждается обоснованием возможности использования цифровых дидактических моделей в преподавании конкретных дисциплин в условиях модернизации педагогического процесса в вузе. Теоретическая значимость исследования заключается в сопоставительном и контент-анализе использования в образовании некоторых дидактических моделей (перевернутое обучение, мобильное обучение, адаптивное обучение) как в зарубежных исследованиях, так и в отечественных, выявлении возможности их применения для обучения студентов высшей школы, обосновании преимуществ и недостатков выделенных моделей. Практическая значимость результатов определяется иллюстрацией примеров их использования в педагогическом процессе вуза.
Самарина А. Е., Бояринов Д. А. Дидактический потенциал цифровой математической среды Teacher Desmos в высшем образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 12 (декабрь). – С. 1–21. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221082.htm
ART 221082
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11082
Просмотров: 1233
В настоящее время происходит кардинальное изменение парадигмы образования. Оно сопряжено с повсеместным внедрением цифровых образовательных платформ как ведущей среды обучения. Изменение парадигмы входит в противоречие с ограниченной степенью погружения обучающихся в учебную деятельность и недостаточным взаимодействием с преподавателями в условиях использования цифровых инструментов. В данном контексте авторами представлено исследование, целью которого является поиск путей преодоления отмеченных проблем на примере конкретного цифрового инструмента – среды Teacher Desmos. Задачей исследования является анализ дидактического потенциала среды Teacher Desmos: определение областей применимости в математическом образовании, особенностей использования при преподавании определенных разделов математики, сценариев и методов применения в учебном процессе. Предлагаемый подход состоит в выявлении у современных цифровых инструментов в обучении математике определенных дидактических свойств. Эти свойства позволяют повысить степень погружения обучающихся в учебный материал и интенсифицировать взаимодействие с преподавателями. Также необходима разработка соответствующих сценариев интеграции цифровых инструментов в учебный процесс. На основе обзора отечественных и зарубежных исследований, посвященных цифровым инструментам в математике, анализируется дидактический потенциал цифровой математической среды Teacher Desmos. Рассматривается функционал всех основных компонентов цифровой математической среды Teacher Desmos: графического, научного и матричного калькуляторов. Анализируются возможности калькулятора Teacher Desmos при изучении различных разделов математики. К этим разделам относятся линейная алгебра, геометрия, основы математического анализа, статистика. Анализируются возможности использования Teacher Desmos в иллюстративных и вычислительных целях для проверки и решения задач. Исследуются возможности создания и использования математических моделей и симуляций, созданных в Desmos, при изучении дисциплин естественно научного профиля. Рассматривается возможность интеграции созданных апплетов и моделей в существующие системы управления обучением, например LMS Moodle. Анализируются геометрические инструменты среды Teacher Desmos и встроенные возможности организации обратной связи. Предлагаются сценарии использования среды Teacher Desmos в высшем образовании. Эти сценарии направлены на повышение степени погружения обучающихся в учебный материал и интенсификацию взаимодействия с преподавателями. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведен анализ дидактического потенциала цифровой математической среды Teacher Desmos и предложены сценарии её интеграции в учебный процесс. Практическая значимость исследования состоит в том, что интеграция предлагаемых сценариев в процесс обучения математике в рамках современного информационного образовательного пространства позволит увеличить степень вовлеченности обучающегося в учебную деятельность и интенсифицировать взаимодействие преподавателя и обучаемого.
Сажина О. П. Профессиональная ориентация: системно-философский подход с использованием когнитивных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 11 (ноябрь). – С. 73–88. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221081.htm
ART 221081
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11081
Просмотров: 1029
Актуальность исследования обусловлена необходимостью системного подхода к организации профориентационной деятельности и ее глубокого философского осмысления в условиях современной динамично изменяющейся социокультурной реальности. Цель работы – исследование профориентации как части целостной образовательной системы, характеризующейся упорядоченностью структуры функциональных отношений, способностью к эволюции. В ходе исследования использован комплекс методов: научно-философский анализ предлагаемого подхода, анализ психолого-педагогической литературы и собственного опыта автора статьи, тестирование. Научно-философское обоснование проведено с точки зрения цикла познания на основе концепции трансдукции и функционирования целостных систем, способных к самовоспроизведению по форме и саморазвитию по содержанию. В статье предлагается авторский подход к организации профессиональной ориентации посредством реализации образовательно-адаптационного курса по химии с акцентом на когнитивные способности учащихся и когнитивный стиль педагога. Являясь методической основой профориентационной деятельности, курс обеспечивает ее цикличность, что позволяет осуществлять ежегодный анализ эффективности проводимой работы и вносить необходимые изменения. Профориентационные мероприятия (групповые и индивидуальные беседы, проводимые студентами мастер-классы, тематические вечера и дискуссии) включаются в образовательный процесс, не нарушая его системной целостности. Устойчивая и упорядоченная внутренняя структура функциональных отношений формируется благодаря использованию когнитивных технологий, воздействующих на восприятие школьниками профориентационной информации. Ее глубокому и полному восприятию способствуют демократический стиль общения и установление доброжелательных отношений. Профориентационное тестирование позволяет учащимся оценить свои когнитивные способности и стимулирует процесс самопознания. Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемый подход позволяет школьникам сделать правильный выбор сферы будущей профессиональной деятельности. Это подтверждается успешной учебой в вузе и непропадающим желанием посвятить себя выбранной профессии всех учеников, прошедших курс. Предлагаемый подход универсален в контексте когнитивных способностей педагога и успешно используется в общеобразовательных школах.