Педагогика
Крохина Е. А., Утёмов В. В. Модель междисциплинарной учебной задачи в обучении школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 341–354. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241100.htm
ART 241100
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11100
Просмотров: 895
Социальные проблемы, быстрое развитие науки и изменяющиеся потребности общества вносят существенные изменения в образовательную сферу современного мира. Новые требования, предъявляемые к учителям, включают в себя развитие у учащихся навыков поиска и анализа информации. Будущие профессионалы должны быть способны к нестандартным подходам, нелинейным логическим выводам, критическому осмыслению информации, подкрепленному доказательными аргументами из арсенала разных наук. Незаменимым педагогическим средством достижения данных образовательных результатов остается вовлечение обучающихся в работу с междисциплинарным содержанием, в т. ч. включение межпредметных сквозных тем в учебные программы, комплексные исследования и проекты. Подходы к познанию и сами знания, извлеченные из различных научных дисциплин, объединяются в междисциплинарном содержании образования для создания более полного объяснения феноменов и явлений. За рубежом широко поддерживается использование междисциплинарного содержания общего образования в учебном процессе из-за его способности развивать критическое мышление у школьников. Применение этого подхода позволяет обучающимся сравнивать данные из разных областей знания. Поэтому цель данной статьи связана со структурированием модели междисциплинарной учебной задачи и обозначением особенностей в применении в образовательном процессе междисциплинарных учебных задач. В качестве методов исследования были использованы анализ и синтез, в том числе при изучении литературы по теме исследования, моделирование и проектирование структуры модели междисциплинарной учебной задачи. В результате теоретического исследования проанализированы труды отечественных и зарубежных исследователей в области разработки междисциплинарной парадигмы образования. Статья может представлять теоретический интерес для педагогов общеобразовательных организаций и других исследователей данного вопроса.
Сторителлинг как педагогическая технология обучения будущих менеджеров в системе высшего образования
Макарова В. В., Сергеева М. Г. Сторителлинг как педагогическая технология обучения будущих менеджеров в системе высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 331–340. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241099.htm
ART 241099
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11099
Просмотров: 894
В современном образовании все большее внимание уделяется инновационным методам обучения, способствующим развитию ключевых навыков и компетенций у будущих специалистов. Одним из таких методов является сторителлинг, или рассказывание историй, который активно внедряется в учебный процесс вузов как игровая технология обучения будущих менеджеров. Сочетание эмоциональной привлекательности рассказов и возможности применения полученных знаний на практике делает сторителлинг эффективным инструментом для формирования лидерских качеств, развития аналитического мышления и принятия решений у студентов, изучающих менеджмент. В данном контексте важно рассмотреть, как сторителлинг может быть использован для успешной подготовки будущих менеджеров к вызовам современного бизнеса. Целью статьи является изучение и анализ литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме применения технологии сторителлинга, а также определение структуры и особенностей использования сторителлинга как педагогической технологии обучения будущих менеджеров в системе высшего образования. В качестве основных результатов статьи представлена структура сторителлинга как педагогической технологии обучения будущих менеджеров в системе высшего образования, которая включает в себя пять этапов: введение, задачей которого является установление контакта с аудиторией; развитие сюжета, в том числе описание действий персонажей и последствий, к которым эти действия привели; кульминация, в которой достигается наивысшая точка напряжения; заключение, сопровождающееся выводами и обобщением основных уроков; обсуждение и взаимодействие, направленное на получение обратной связи от студентов. Также выявлены особенности сторителлинга в образовательном процессе, к которым относятся привлекательность и запоминаемость, создание эмоциональной связи, развитие креативного мышления, участие и взаимодействие, применение кейсов в реальной жизни. Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и анализе литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме применения технологии сторителлинга. Практическая значимость исследования заключается в разработке структуры сторителлинга как педагогической технологии, которая может применяться преподавателями при подготовке лекционных и практических материалов для будущих менеджеров.
Тактарова А. В. Современные тенденции развития искусственного интеллекта в образовании и моделирующие его интеллектуальные системы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 316–330. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241098.htm
ART 241098
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11098
Просмотров: 909
Область искусственного интеллекта (ИИ) включает в себя ведущие разработки в направлении науки и технологий, что тотчас же находит отклик в образовательном направлении, поэтому развитие ИИ в образовании всегда является актуальным анализируемым вопросом. Цель исследования – изучить современные тенденции развития ИИ, связанные с инновационными интеллектуальными машинами и их практической пользой в образовательном процессе. В статье приведена краткая история появления и использования современных запрограммированных машин и моделирующих их интеллектуальных систем. Тем самым была предпринята попытка провести живую связь теории и практики по исследовательскому вопросу. В качестве методов исследования применили описание, систематизацию, классификацию теоретических аспектов современной педагогической науки, а также объективных сведений практической составляющей образовательного процесса сегодняшнего дня. Основные результаты исследования показывают, что современные технологии с привлечением ИИ не смогут полностью заменить человека, так как не способны думать и чувствовать, как он, в связи с чем нейросетям отводится на сегодняшний день лишь «вторая роль»: роль информатора/ассистента учителя. Помимо неоспоримой пользы применения ИИ, существуют и реальные угрозы для человека: социальные, этические, психологические, когнитивные и т. д. Без сомнения, образование сегодняшнего дня претерпевает глубокие изменения с интеграцией artificial-интеллекта (ИИ) и augmented-интеллекта (ДИ), открывая эру, когда обучение станет полностью персонализированным, адаптивным и приспособленным к индивидуальным потребностям учащегося. На графической модели иллюстративно представлены возможности применения трансформации ИИ в образовательном процессе с учетом получаемых знаний, умений и навыков у обучаемого (студента). Подробно описаны четыре плана трансформации ИИ в учебном процессе: план формирования софт-скилс, план оценивания обучающихся, планы учебной аналитики и улучшения опыта студента. Дается общий обзор развития образовательных тенденций с учетом области инновационных технологий на примере РФ, Китая и других стран (Испания, Индия, Бразилия, Австралия, Финляндия), что составляет практическую значимость статьи.
Феттер И. В., Макарова Н. С., Диких Э. Р. Модель диагностики персонификации образовательной среды школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 301–315. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241097.htm
ART 241097
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11097
Просмотров: 881
Требования современного образования к достижению каждым обучающимся высокого качества образовательных результатов можно обеспечить только в случае создания для ребенка специальных условий, что описывается в исследованиях, посвященных персонификации образования. Процесс персонификации современного школьного образования предполагает создание условий для выбора и реализации обучающимся индивидуального образовательного маршрута в условиях нелинейного образования с учетом его мотивов, интересов, способностей, образовательных запросов, а также принятия ответственности за полученные образовательные результаты. Цель статьи заключается в моделировании диагностики персонификации образовательной среды школы в соответствии со структурой среды, ее параметрическими характеристиками, стратегиями и сценариями персонификации. Ведущим подходом исследования является средовой подход как методологическая основа проектирования процесса персонификации образовательной среды школы, ориентированного на достижение современного качества образования в соответствии с индивидуальным образовательным запросом обучающегося. Авторами статьи обозначены взаимосвязи составляющих качества образования, компонентов образовательной среды и стратегий персонификации образовательной среды школы: стратегии событийности, самореализации, сопровождения. Исходя из этого предпринята попытка моделирования диагностики персонификации образовательной среды школы, включающая: оценку параметрических характеристик образовательной среды школы в соответствии с обозначенными стратегиями; выявление удовлетворенности обучающегося и родителей в отношении компонентов образовательной среды, анализ фиксированных индивидуальных образовательных результатов и достижений; исследование вариантов сценирования персонификации образовательной среды. В заключении статьи структура образовательной среды рассматривается как основание для выявления образовательных рисков в условиях персонификации школьного образования. Теоретическая значимость исследования заключается в построении модели диагностики персонификации школьного образования в контексте средового подхода. Совокупность обозначенных методов диагностики может быть использована в практике управленческой деятельности руководителей образовательных организаций для оценки результативности процесса персонификации образовательной среды школы и проектирования ее оптимального сценария.
Проценко С. И., Сафонова Л. А. Подготовка бакалавра педагогического образования к использованию цифровых образовательных ресурсов в будущей профессиональной деятельности в рамках дисциплины «Технологии цифрового образования» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 284–300. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241096.htm
ART 241096
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11096
Просмотров: 1105
Организация учебного процесса педагогического вуза осуществляется в соответствии с нормативными документами: профессиональным стандартом педагога и Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Актуальность статьи определяется необходимостью поиска путей подготовки педагога, включающей формирование как теоретических знаний, так и практических навыков. Предлагается решение указанной проблемы с помощью практико-ориентированных заданий. Цель данной статьи – анализ проблемы подготовки бакалавра педагогического образования к использованию цифровых образовательных ресурсов в будущей профессиональной деятельности и обоснование эффективности использования разработанных методических подходов к ее решению. Раскрываются возможности цифровых образовательных ресурсов в реализации наиболее востребованных в настоящее время цифровых технологий обучения. В связи с переходом на ядро педагогического образования вузы страны в свои учебные планы включили единые дисциплины в объеме 75% учебного времени. Одна из них – дисциплина «Технологии цифрового образования», которая относится к коммуникативно-цифровому модулю учебного плана подготовки бакалавра направления «Педагогическое образование». В качестве методов исследования был использован анализ содержания ядра педагогического образования, а также методических рекомендаций по проблемам преподавания данной дисциплины. Было выяснено, что исследователи не уделили должного внимания цифровым образовательным ресурсам несмотря на то, что в ядре педагогического образования им посвящен один из четырех разделов дисциплины. В качестве результатов в статье представлены две лабораторные работы, нацеленные на формирование универсальных и общепедагогических компетенций, связанных с оценкой и применением информационных технологий в профессиональной деятельности. Раскрывается содержание теоретической части лабораторных работ, при этом внимание акцентируется на глубоком понимании студентами потенциала цифровых образовательных ресурсов и эффективности их применения. Описывается практическая часть, основу которой составляют аналитические задания на поиск и анализ информации и практико-ориентированные задания – на самостоятельную разработку материалов.
Е. А. Крохина