Педагогика

Черкасова М. Н. Институт аспирантуры в Китайской народной республике: история, современность, противоречия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 123–138. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241086.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования определяется позицией современного Китая в международном образовательном пространстве, опытом создания успешно функционирующего института аспирантуры за сравнительно небольшой срок (1978–2024 годы). Впервые проанализирована динамика развития института аспирантуры с точки зрения получения докторских степеней с 1978 до 2022 год и выявлены системные противоречия института аспирантуры в КНР. Цель статьи – изучить и проанализировать опыт послевузовского образования в КНР на базе статистических данных и научных работ по проблемам послевузовского образования в Китае. Исследовательские задачи: дать общую характеристику уровня аспирантуры в рамках системы высшего образования КНР; выявить особенности и тенденции послевузовского образования. Использованы: метод анализа и синтеза при анализе теоретического материала; описательный метод для презентации отдельных образовательных процессов с привлечением диахронного и синхронного подходов; использование исторического метода представляется нам необходимым и достаточным условием для освещения процесса формирования института аспирантуры в Китае; элементы статистического анализа были использованы для демонстрации динамики образовательного процесса. Был сделан вывод, что современная китайская аспирантура (магистратура и докторантура), или третий уровень образования, представляющая собой рефлексию американской модели, продемонстрировала положительную динамику развития за сравнительно небольшой период. Этот результат – следствие разработанных нормативных и регламентирующих документов партийно-правительственного аппарата КНР, который осуществляет контроль за деятельностью университетов и процессом присуждения ученых степеней. Количество подготовленных специалистов с учеными степенями в области инженерных наук имеет перевес в два раза за следующим по критерию убывания направлением «естественно-научные направления». Выделены проблемы в рамках международного образовательного пространства, номинируемые «китайский образовательный кризис» (растущая финансовая зависимость зарубежных вузов от инвестиций китайских студентов и влияние китайской научной диаспоры в академическом мире). Обозначены внутренние противоречия в самом институте китайской аспирантуры (необходимость диверсификации докторских программ и степеней). Теоретическая и практическая значимость заключается в возможности использования успешного опыта китайской аспирантуры в отечественном образовательном поле.
Дашко Е. Л. Формирование навыков интермедиального анализа у студентов-филологов средствами комбинированной лекции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 103–122. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241085.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Навыки интермедиального анализа являются значимым компонентом профессиональной компетентности студентов-филологов. Способность устанавливать взаимосвязи между произведениями различных видов искусства, анализировать причины и специфику художественного диалога углубит у обучающихся понимание генезиса художественных тенденций, позволит проследить зарождение канонов и отхождение от них как в направлениях и течениях, так и в творчестве отдельных авторов. Благодаря навыкам интермедиального анализа у студентов формируется системный взгляд на культуру, развиваются умения решения проблемных задач научного характера, вырабатывается устойчивый интерес к постижению знаковой природы художественного текста. Отсутствие методических работ по формированию навыков интермедиального анализа сказывается на актуальности представленной работы. Цель статьи – предложить, обосновать и охарактеризовать использование в учебном процессе комбинированной лекции как одного из возможных средств формирования навыков интермедиального анализа у студентов-филологов. Процесс формирования навыков интермедиального анализа продемонстрирован на примере лекционного занятия авторского курса «Интермедиальные взаимодействия в искусстве», разработанного для студентов-филологов ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». В статье описаны формы работы по сопоставлению образов крестьян в русской и французской литературе и живописи XIX века в рамках темы «Образ маленького человека в литературе и живописи XIX века в разрезе типологических и контактных связей», проведен анализ общих и отличительных черт произведений о жизни сельских тружеников. Лекционный материал выстраивается на основе дедуктивного метода и метода аналогии. Анализ исследуемого художественного явления проводится с помощью культурно-исторического, историко-типологического и аналитического методов, а также системного и герменевтического подходов. Результатом проведенного исследования стало доказательство эффективности комбинированной лекции в процессе формирования у студентов-филологов навыков интермедиального анализа и развития следующих умений: умение сопоставлять художественные явления и обнаруживать в них сходства и отличия; умение устанавливать характер взаимосвязи между художественными произведениями на основе личного общения авторов; умение рассматривать общие тенденции в искусстве в социально-историческом разрезе; умение на основе анализа текстов прослеживать знаковые пересечения в виде образов, идей, художественных приемов; умение использовать системный подход в исследовании искусства как части культурного общемирового наследия. Практическая значимость работы обусловлена разработанными методическими рекомендациями по проведению комбинированной лекции.
Себегатов К. З., Завада Г. В., Замалетдинова Л. Р. Модели подготовки наставника в условиях корпоративного энергетического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 88–102. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241084.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Наставничество на сегодняшний день во всем мире актуализируется по причине кадрового голода (особенно в технической сфере), необходимости применения сложных автоматизированных систем, требующих определенных компетенций. В то же время повышение качества жизни населения должно отвечать вызовам современности: люди должны ощущать вовлеченность в свою профессиональную деятельность, реализовать дополнительные компетенции из области self skills, самореализоваться в профессиональной сфере. Развитие корпоративного энергетического образования стало возможностью для работы с представителями энергетической сферы. Феномен наставничества, реализуемый в корпоративном энергетическом образовании, выступает мостиком от теории к практике, реализуя сопровождение профессионала в трудовой функции и позволяя ему выстраивать свою индивидуальную карьерную траекторию. Однако неразработанность модели подготовки наставника, отрыв профессиональной деятельности от принципов наставничества формируют проблему методологического характера. Модели подготовки наставника разработаны для педагогической сферы, но в условиях корпоративного энергетического образования эти модели не могут быть реализованы. Целью представленной статьи выступает определение наиболее оптимальной модели подготовки наставника в условиях корпоративного энергетического образования. Теоретико-методологические основы исследования базируются на достижениях профессиональной педагогики с использованием теоретических методов познания: ретроспективного анализа и контент-анализа документов, литературы, научных работ, а также сравнительного анализа и обобщения результатов. Основополагающим научным подходом выступает системно-деятельностный подход. В результате анализа мировой и отечественной практики разработки моделей подготовки наставников была сформирована общая модель подготовки, факторы угрозы, связанные со спецификой энергетической сферы. По результатам анализа были выявлены компетенции, необходимые для эффективной деятельности наставника. Дальнейшие научные изыскания теоретико-методологического характера оптимально продолжать в области анализа лучших мировых практик подготовки и реализации наставничества в третьем пространстве. Экспериментальные изыскания необходимы в области анализа self skills специалистов из непедагогической сферы, получивших награды «За наставничество». Подобная научная траектория позволит разработать релевантную модель подготовки наставника для корпоративной энергетической сферы в партнерстве с работодателями-энергетиками. Результаты исследования базируются на малоизученных источниках мировой практики наставничества в разных сферах, которые могут внести вклад в развитие понимания моделей подготовки наставников в России.
Исаева Т. Е. Методика проведения и тайм-менеджмент интерактивной дискретной лекции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 70–87. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241083.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Необходимость модернизации дизайна и методики изложения лекции как основной организационной формы обучения признается подавляющим большинством отечественных и зарубежных ученых. Однако, ориентируя академическое сообщество на внедрение интерактивных лекций, в ходе которых планируется использовать различные задания для активизации познавательной деятельности обучающихся и формирования у них критического мышления, большинство исследователей ограничиваются рассмотрением теоретической составляющей данной проблемы, не предлагая каких-либо методических решений. Те же публикации, которые содержат описание ряда методических приемов, не могут претендовать на системное решение обозначенной проблемы. Актуальность данного исследования обусловлена потребностью научно-педагогических кадров вузов в получении научно обоснованных и экспериментально апробированных методических рекомендаций по организации интерактивных дискретных лекций. Цель исследования заключается в разработке методики проведения интерактивной дискретной лекции на основе использования современных цифровых технологий и принципов тайм-менеджмента. Анализ научно-педагогической литературы убедил в том, что на сегодняшний день у многих ученых имеется определенный опыт использования таких технологий, как «перевернутый класс», «проблемное обучение» и другие, а также различных цифровых программ, обеспечивающих формирующий контроль и обратную связь со слушателями в ходе чтения лекции. Однако этот материал нуждается в систематизации и трансформации в методически обоснованную и экспериментально апробированную систему разработки и проведения интерактивной лекции в современных условиях университета. Сформулированные в данной статье рекомендации по дизайну структуры дискретной лекции, а также использованию цифровых и проблемных методов в ходе изложения учебной информации опираются на результаты опытно-экспериментального исследования, благодаря которому удалось определить причины редкого использования интерактивных заданий в ходе лекций, отношение лекторов к данной проблеме, а также наиболее эффективные формы активизации мыслительной работы слушателей, позволяющие повысить внимание обучающихся, что не замедлило сказаться на запоминаемости и применении полученных знаний в решении практических задач. Методические рекомендации затрагивают такие вопросы, как тайм-менеджмент лекционного занятия, требования к составлению электронной презентации, использование специализированных цифровых программ для организации формирующего контроля, приемы проблемного обучения в ходе лекции и др.
Причинин А. Е. Модели управления рисками образовательных проектов в структуре образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 52–69. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241082.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Становление конструкта «проектирование» в качестве одного из ведущих видов деятельности в современном образовании актуализирует исследования «рисков», «управления рисками», так как объем возможных негативных исследований в случае реализации рисков в условиях увеличивающегося числа и масштабов проектирования в образовании может превысить положительные результаты. Постепенно изменяется отношение к управлению рисками в системе образования – концепция «нулевого» риска сменяется концепцией «допустимого» риска. Риски и их последствия становятся значимой категорией в проектировании и реализации образовательных проектов. Риски образовательных проектов в условиях создания и реализации крупных общегосударственных проектов (национальных образовательных проектов) масштабируются на всю страну. Результаты образовательных проектов влияют на жизненный путь большого количества людей длительное время, при этом жизненный цикл риска образовательного проекта сокращается. Процесс управления рисками в образовании постепенно институционализируется – разрабатываются правила и нормы управления рисками образовательных проектов, что находит свое отражение в принятых профессиональных стандартах педагогических работников. Цель данной статьи – выявление моделей управления рисками образовательных проектов. Автором предпринята попытка обобщить известные модели управления рисками образовательных проектов в структуре образовательной организации и выявить особенности различных моделей управления. Исследование проводилось методами рефлексивной проблематизации, моделирования, анализа и синтеза. Как показало исследование, в теории и практике управления образовательными проектами управлению рисками уделяется недостаточное внимание, оно в основном реализуется по совмещенной модели (при этом реализуется множественное совмещение). Исследование показало, что возможны модели управления рисками образовательных проектов, основанные на функциональном и процессном подходах, при этом выбор модели и подхода к управлению рисками детерминирован факторами масштаба и инновационности образовательного проекта. Как показало исследование, дальнейшее изучение моделей управления рисками образовательных проектов может снизить объем и масштаб последствий реализовавшихся рисков, что, в свою очередь, укрепит доверие общества к развитию системы образования, повысит значимость и вклад образовательной системы в формирование личности обучающегося.