Педагогика

Шакирова О. В., Булдакова Н. В. Смешанное обучение как форма организации подготовки будущих педагогов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 101–114. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221037.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена проблемой поиска путей повышения активности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе. В статье обосновывается целесообразность применения модели смешанного обучения («перевернутый класс») как формы организации обучения. Целью статьи является обобщение и представление опыта организации смешанного обучения с применением возможностей платформы Microsoft Teams при подготовке будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся. Методология исследования основана на идеях личностно ориентированного и практико-ориентированного подходов к проработке вопроса поиска путей повышения качества подготовки будущих педагогов на примере организации обучения средствами платформы MS Teams. На основании достижения высоких показателей сформированности профессиональной компетенции, полученных в ходе реализации опытно-экспериментальной работы, установлено, что внедрение модели смешанного обучения «перевернутый класс» в образовательный процесс оказывает положительное влияние на активизацию деятельности будущих педагогов в процессе их целенаправленной профессиональной подготовки. Теоретическая значимость заключается в обобщении рассмотренных в исследовании возможностей применения средств MS Teams при организации обучения с использованием модели смешанного обучения «перевернутый класс». Главным преимуществом данной электронной среды, по мнению авторов, является комплекс средств организации и осуществления взаимодействия преподавателя и будущих педагогов. Практическая значимость определяется предложением решения вопроса по активизации самостоятельной познавательной деятельности будущих педагогов с помощью модели смешанного обучения («перевернутый класс») с учетом возможностей средств платформы Microsoft Teams. Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, могут являться источником эмпирических данных, применяемых при проведении дальнейших исследований.
Салькова Ф. А. Критерии и показатели апробации модели педагогического сопровождения студентов и молодых педагогов в системе «колледж – вуз» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 85–100. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221036.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В системе образования наблюдается дефицит педагогических кадров: молодые педагоги покидают образовательные учреждения в течение пяти первых лет после начала профессиональной карьеры. Актуальность темы исследования подтверждают различные программы поддержки и сопровождения молодых педагогов: единовременные выплаты при первичном трудоустройстве после окончания учебного заведения, льготная ипотека, программа «Земский учитель», социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья. В Ярославской области наблюдается аналогичная ситуация. Подготовка молодых специалистов в Ярославской области представлена в основном средним профессиональным образованием: в области реализуют профессиональные образовательные программы четыре педагогических колледжа. Выпускников колледжа удерживает на рабочем месте желание получить высшее образование: для получения высшего образования на бюджетной основе необходимо работать в образовательном учреждении. Программы поддержки и сопровождения в Ярославской области в основном направлены на сопровождение молодого специалиста – выпускника высшего учебного заведения – либо ориентированы на допрофессиональную подготовку школьников; выпускники средних профессиональных учебных заведений остаются вне поля зрения научных интересов, так как являются обучающимися вуза, но также они являются и молодыми специалистами. Цель нашего исследования – доказательство того, что при этапном, комплексном, последовательном педагогическом сопровождении в системе «колледж – вуз» удается сохранить на рабочих местах молодых педагогов. В статье рассматриваются критерии, условия, которые являются эффективными при данном виде сопровождения, представлены результаты сопровождения, обзор понятий «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка», синонимичность и отличия данных понятий, которые рассматриваются в современном научном обществе, раскрыты точки зрения учёных на наполняемость данных понятий. Результаты исследования представлены следующие: в практической части исследования выявлены и апробированы основные критерии и показатели, которые эффективны при педагогическом сопровождении, представлены уровни данных критериев, описана апробированная модель педагогического сопровождения, необходимая для выпускников педагогических колледжей, совмещающих учебную и профессиональную деятельность. Данная модель сопровождения помогает молодому специалисту открыть положительные стороны профессии, начать успешную карьеру. Комплексное сопровождение ориентировано на достижение стабильных и высоких результатов при выполнении условий, результаты педагогического сопровождения представлены в таблице. Одна из форм сопровождения осуществлялась посредством электронной среды, что является наиболее эффективным и востребованным. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что мы рассмотрели основные понятия педагогического сопровождения, которые представлены в научных публикациях, выделили синонимичные черты, указали на нетождественность понятий «сопровождение» и «поддержка».
Филиппова С. А., Куликова Т. И., Шалагинова К. С. Личностная устойчивость будущих педагогов в условиях пандемии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 74–84. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221035.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Психологическая устойчивость будущего педагога к меняющимся условиям и стрессовым ситуациям является значимым качеством, снижающим риски профессионального выгорания и деформации. Разрабатываемая тема ориентирована на решение актуальной научной проблемы – изучение механизмов, факторов и условий адаптации будущего педагога в VUCA-мире: представлены результаты психологического обследования студентов педагогического вуза в условиях карантинных мер. Целью исследования являлась оценка адаптационного потенциала студентов, находящихся в условиях вынужденного дистанционного обучения; формирование представлений о личностных характеристиках, способствующих адаптации будущих педагогов. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», в возрасте от 18 до 22 лет, в количестве 143 человек. Мониторинг проводился посредством диагностического среза с последующей обработкой данных при помощи методов математической статистики. Исследование позволило описать личностные профили студентов, охарактеризовать психологические механизмы адаптации к текущей ситуации, определить уровень стресса студентов в условиях пандемии, оценить потенциальные риски для психологического здоровья и благополучия студентов. Исследование показало: выборка в целом характеризуется достаточно высоким адаптивным потенциалом (студенты демонстрируют высокие показатели жизнестойкости и умеренные проявления стресса, большинство имеет сбалансированный личностный профиль, что свидетельствует о личностной гибкости); личностные особенности влияют на механизм адаптационного процесса, формируя связи с симптомокомплексом жизнестойкости и уровнем стресса; личностная ригидность (акцентуации) ведет к формированию типичных жестких когнитивных установок и поведенческих паттернов, которые в изменяющихся условиях не способствуют адаптации, что отрицательно сказывается на жизнестойкости и повышает стресс. Полученные данные позволяют прогнозировать риски для психологического здоровья и благополучия студентов, более эффективно планировать и осуществлять психологическую профилактику и поддержку студентов в период обучения в вузе. Выявленные тенденции позволяют выделять личностную гибкость в качестве ключевого фактора адаптации и стрессоустойчивости.
Жарина О. А., Гичева А. А. Креолизованные тексты как средство формирования лингвистической компетенции у студентов неязыковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 62–73. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221034.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность использования креолизованных текстов в процессе обучения иностранному языку заключается в необходимости расширения содержания и средств обучения за счет безграничных информационных возможностей данных материалов. Статья посвящена рассмотрению роли и уместности современных креолизованных текстов (интернет-мемов, презентаций, песен) при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей. В настоящее время методисты в области преподавания иностранного языка не отрицают наличия методического потенциала у поликодовых текстов, так как они являются неотъемлемой частью повседневной жизни, тем самым мотивируя студентов к изучению иностранного языка, однако в современной методической литературе наблюдается недостаток практических рекомендаций по построению системы обучения на их основе. Цель данной статьи заключается в оценке эффективности креолизованных текстов как средства формирования лингвистической компетенции у студентов неязыковых специальностей. С целью доказательства или опровержения гипотезы о продуктивности педагогического воздействия с использованием креолизованных текстов авторами проводится эксперимент в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» у студентов первого курса межфакультетских групп Южного федерального университета. Результаты проведенного исследования, полученные с помощью методов описательной статистики, свидетельствуют об умеренном преимуществе методики применения креолизованных текстов при формировании лексико-грамматических навыков у студентов неязыковых специальностей и целесообразности использования данных типов текстов при формировании лингвистической компетенции.
Летун С. А., Воронина Л. А. Электронный учебник иностранного языка как средство брендинга университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 46–61. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221033.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Электронный учебник становится новым трендом в образовании и одновременно «лицом» образовательного учреждения. Цель статьи заключается в обосновании потенциала электронного учебника иностранного языка как одного из важнейших средств брендинга современного университета, в котором занимает заметное место профиль лингвистического образования. В основе исследования лежат материалы, касающиеся теоретического обобщения практических результатов деятельности университетов по своему брендингу и результатов университетских опросов обучающих и обучающихся, опыт авторов статьи и их университетских коллег по применению цифровых технологий при разработке электронного учебника. Исследование основывается на сравнительно-сопоставительном методе анализа ценностей, учитываемых при проведении мероприятий по брендингу университета с применением модели экосистемы корпоративного бренда и при разработке электронных учебников иностранного языка. Проведенное исследование показало высокую степень представленности электронного учебника в элементах экосистемы корпоративного бренда университета как современного средства со значительным потенциалом развития в интересах повышения эффективности образования в университете и позиционирования самого университета в мировом сообществе образовательных организаций. Брендинг университета с лингвистическим профилем образования предполагает решение задачи создания и использования собственных электронных учебников иностранного языка, соответствующих определенному уровню развития цифровых и лингводидактических технологий, цифровой грамотности и методической компетенции профессорско-преподавательского состава университета на фоне продолжающегося постоянного профессионального самосовершенствования и погруженности в контекст международных научных исследований. В результате проведенного исследования авторами установлены общие ценности, характеризующие экосистему корпоративного бренда и электронный учебник иностранного языка. Деятельность как руководства университетом, так и его профессорско-преподавательского состава можно рассматривать как брендинг-ориентированную деятельность, и понимание электронного учебника иностранного языка как значимого средства брендинга университета позволяет скорректировать набор и содержание маркетинговых мероприятий по управлению брендом университета и повышению предпочтений к нему со стороны текущих и потенциальных потребителей его образовательных услуг.