Педагогика
Унарова В. Я. Читательская грамотность обучающихся-билингвов: контекстное исследование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 2 (февраль). – С. 76–92. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251021.htm
ART 251021
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11021
Просмотров: 659
В статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности на родном (якутском) и русском языках. Актуальность исследования обусловлена в первую очередь значимостью успешного становления читательских умений у младших школьников как базового результата образовательной деятельности и компонента функциональной грамотности, а также отсутствием актуальных данных о состоянии читательской деятельности на двух языках и методик ее диагностики на современном этапе развития билингвального образования в Республике Саха (Якутия). Цель исследования – описать современное состояние читательской деятельности на якутском и русском языках и разработать материалы диагностики качества читательской грамотности у детей-билингвов. Методологическую основу исследования составляют ситуационный, компетентностный и эмпирический подходы; проведено педагогическое наблюдение в городских и сельских школах, контекстное анкетирование трех целевых групп (учителей начальных классов, родителей младших школьников и обучающихся 1–4-х классов якутских школ), по-новому интерпретированы в аспекте читательских умений результаты прошлых исследований по теме билингвального образования, изучены международные методики измерения читательской грамотности у младших школьников и отдельные методические разработки. В результате исследования получены эмпирические данные, в том числе в сравнительно-сопоставительном аспекте, о современном состоянии читательской деятельности младших школьников на двух языках и разработаны диагностические материалы, предназначенные для выявления качества читательской грамотности на родном и русском языках. Автор пришел к выводу, что диагностические материалы требуют продолжительной экспериментальной проверки, апробации в начальной школе с якутским языком обучения. Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации методологических и лингводидактических основ формирования читательской грамотности у обучающихся-билингвов. Практическая значимость определена перспективами дальнейшего применения учителями в образовательной деятельности якутских школ методических рекомендаций и учебно практических материалов по формированию у младших школьников читательской грамотности на языке саха.
Осокин И. В. Персонифицированное сопровождение развития методической компетенции учителей школ с низкими образовательными результатами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 2 (февраль). – С. 58–75. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251020.htm
ART 251020
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11020
Просмотров: 724
Актуальность исследования заключается в том, что эффективность развития методической, как и остальных составляющих, профессиональной компетенции зависит от различных особенностей функционирования общеобразовательных организаций (ресурсного обеспечения, кадрового состава, контингента, внешней среды и проч.). При этом зависимость от вышеупомянутых факторов особенно значима для школ с низкими образовательными результатами. Перечисленные особенности учитываются в рамках реализации персонифицированного сопровождения развития методической компетенции учителей. В связи с этим проблемой исследования является наличие факторов, оказывающих влияние на образовательные достижения обучающихся школ с низкими образовательными результатами, которые необходимо учитывать при реализации персонифицированного подхода к повышению квалификации учителей. Цель данного исследования – анализ возможностей персонифицированного сопровождения развития методической компетенции учителей школ с низкими образовательными результатами. В основной части представлен анализ научной литературы по проблеме исследования профессиональных компетенций учителей и взаимосвязи профессионально-личностных характеристик педагогов с образовательными достижениями школьников. Описаны сущность, понятие, уровни развития методической компетенции учителей, основные формы и методы исследования компетенций учителей, применяемые отечественными и зарубежными учеными. Результаты исследования показали эффективность применения персонифицированного подхода к развитию методической компетенции учителей школ с низкими образовательными результатами. Теоретическая значимость заключается в том, что в статье проанализированы научные подходы к изучению методической компетенции учителей, уточнены ее содержание и структура для педагогов школ с низкими образовательными результатами. Практическая значимость состоит в том, что разработанная модель персонифицированного сопровождения развития профессиональных компетенций учителей школ с низкими образовательными результатами открывает принципиально новые возможности построения системы обучения взрослых по индивидуальным образовательным программам и организации индивидуальных учебных занятий и маршрутов.
Мелех Н. Н., Эбель Н. В. Теоретические аспекты эффективности применения технологий генеративного искусственного интеллекта в обучении студентов неязыковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 2 (февраль). – С. 40–57. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251019.htm
ART 251019
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11019
Просмотров: 723
Актуальность исследования влияния технологий искусственного интеллекта (ИИ) на обучение иностранным языкам студентов неязыковых специальностей определяется быстрым развитием современных технологий ИИ и недостаточной степенью определенности их влияния на эффективность обучения. Цель работы – оценить характер и границы влияния технологий ИИ на эффективность обучения иностранным языкам студентов неязыковых специальностей и выработать рекомендации по их осторожному применению. В основу исследования положены методы анализа научной литературы по теме, систематизации, контент-анализа, а также синтеза данных для разработки рекомендаций по применению ИИ в обучении иностранным языкам. В ходе исследования проводится систематизация теоретических аспектов использования ИИ в обучении иностранным языкам, выявляются позитивные и негативные факторы влияния ИИ на эффективность обучения студентов неязыковых специальностей. Выделяется, что ИИ обладает существенным и местами обширным потенциалом именно положительного влияния. Описываются результаты контент-анализа публикаций по тематике ИИ в образовании, выявляются основные тенденции и противоречия, определяются позитивные, негативные и нейтральные факторы влияния ИИ на обучение иностранным языкам студентов неязыковых специальностей, которые образуют концептуальные границы его влияния на эффективность обучения. Определены рекомендации по осторожному применению ИИ в обучении иностранным языкам студентов неязыковых специальностей, направленные на повышение эффективности обучения и минимизацию возможных рисков. Теоретическая значимость исследования связана с систематизацией вопросов использования ИИ в обучении иностранным языкам и оценки его влияния на эффективность обучения студентов неязыковых специальностей. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанных рекомендаций преподавателями иностранного языка для повышения эффективности обучения студентов неязыковых специальностей с использованием технологий ИИ.
Афанасьева О. В., Едунова М. А. Использование информационных технологий для снижения временных затрат на организационные процессы государственной итоговой аттестации в вузах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 2 (февраль). – С. 19–39. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251018.htm
ART 251018
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11018
Просмотров: 594
Согласно действующим нормативно-правовым актам, достижение высокой степени «цифровой зрелости» сферы образования на базе единого, качественного, безопасного образовательного пространства – стратегическое направление развития Российской Федерации. Процедура государственной итоговой аттестации – обязательная часть образовательных программ высших учебных заведений. Эффективность процедуры государственной итоговой аттестации в высших учебных заведениях может быть повышена путем устранения ряда проблем. К основным из них относятся значительные временные затраты на организационные процессы, отсутствие эффективного инструмента для взаимодействия выпускников и руководителей, а также необходимость ручного заполнения бумажной документации. Решением является внедрение информационной системы автоматизации управления процессами аттестации. Цель статьи – применение информационных технологий для разработки автоматизированной системы, поддерживающей управление государственной итоговой аттестацией в высших учебных заведениях для сокращения временных затрат на организационные процессы. Ведущий метод исследования – эмпирический анализ, опрос и интервьюирование, изучение мирового опыта внедрения информационных технологий в образовательный процесс, анализ регламентов проведения государственной итоговой аттестации различных учебных заведений для выявления проблематики и требований к информационной системе – веб-приложению с клиент-серверной архитектурой. На этапе проектирования системы выделены акторы и описаны их роли, сформулированы функциональные и другие требования к системе, разработаны UML-диаграммы для моделирования взаимодействия пользователей в системе и потоков данных. Разработанное клиент-серверное приложение успешно прошло серию функционального, нагрузочного и юзабилити-тестирования. Сформирована документация по внедрению и эксплуатации системы, описаны рекомендации для продолжения работы над ней. Оценены возможности усовершенствования архитектуры и реализованных функций приложения с использованием методов компьютерного зрения и интеграцией с информационными системами высших учебных заведений. Теоретическая значимость исследования – обобщение мирового опыта по внедрению информационных технологий в образовательный процесс. Описанные в работе подходы могут быть адаптированы под реалии российской системы образования. Практическая значимость работы заключается в том, что внедрение ее результатов обеспечит сокращение временных затрат на организационные процессы процедуры государственной итоговой аттестации, улучшение качества управления процессами, повышение доступности для всех участников образовательного процесса.
Земляченко Л. В., Кечина М. А. Обеспечение психологической безопасности дошкольников в условиях цифровизации образовательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 2 (февраль). – С. 1–18. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251017.htm
ART 251017
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11017
Просмотров: 870
В условиях цифровизации системы дошкольного образования существуют обоснованные риски в сфере психологической безопасности личности ребенка. Широкое использование цифровых ресурсов в процессе обучения, воспитания и развития дошкольника, несомненно, способствует более глубокому раскрытию творческого потенциала личности, интенсивному когнитивному развитию, стимулирует познавательный интерес и мотивирующую составляющую деятельности детей. Вместе с тем актуальным остается вопрос о негативном влиянии цифровизации на эмоциональную сферу дошкольника, активно погружающегося в цифровой мир. Цель статьи – выявление специфических особенностей применения электронного контента в обучении, воспитании и развитии детей дошкольного возраста в аспекте обеспечения их психологической безопасности на примере работы образовательного центра «Пеликан» МГПУ им. М. Е. Евсевьева. В ходе исследования использовались методы: теоретический и сравнительный анализ источников, экспериментальные и математические методы. Исследование выполнено на основе нескольких методологических подходов и принципов: личностно ориентированного, деятельностного подходов, принципов целесообразности, полимодальности, адаптивности, позволяющих рассматривать цифровые ресурсы и инструменты как эффективные и безопасные средства обучения, воспитания и развития ребенка. Понимание психологической безопасности личности как определенного состояния психики, проявляющегося в целостности, устойчивости развития, адаптивности и гибкости человека, умении владеть собой, привело авторов к мысли, что психологическая безопасность возможна лишь в комфортной образовательной среде, а также при условии выработки требований к использованию цифрового инструментария в работе с детьми дошкольного возраста. На основе данных требований в его содержание включены различные программные и цифровые продукты, подобранные в соответствии с образовательными областями дошкольного образования и актуальными направлениями дополнительного образования детей: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и речевое, физическое развитие и спортивно оздоровительная направленность, развитие естественно-научного мышления и технического творчества. Авторами выявлена положительная динамика в уровне развития эмоционального интеллекта, тревожности и негативных эмоциональных состояний детей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что удалось обеспечить психологическую безопасность дошкольников при активном использовании цифровых ресурсов и технологий. Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в выявлении методологических основ и специфики применения цифровых ресурсов в работе с дошкольниками без ущерба для психологической безопасности. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и выводы будут способствовать совершенствованию процесса цифровизации дошкольного образования, обеспечению психологического комфорта личности ребенка при активном использовании цифровых ресурсов.
В. Я. Унарова