№ 03 (март)
Статей: 10
Читателей: 10426
Педагогика
Николашина Е. А. Роль защиты проектов как формы проведения итогового экзамена в высшей школе в формировании профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 3 (март). – С. 1–14. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231012.htm
ART 231012
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11012
Просмотров: 1072
Высшее образование все больше принимает практическую направленность, в связи с чем актуальным является изменение классической формы устного экзамена. Цель исследования, изложенного в статье, заключается в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели формирования профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка во время итогового экзамена по профильной дисциплине. Автор разработал такую форму проведения итогового экзамена, которая позволила будущим педагогам создать свой собственный интеллектуальный продукт, параллельно демонстрируя приобретенные за время обучения компетенции. Итоговый экзамен по дисциплине «Английский язык (практический)» у студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки)», направленность/профиль «Обществознание и Иностранный язык (Английский язык)», проходит в форме защиты проектов. Данный исследовательский проект несет не только контролирующие, но и обучающие функции. Студенты-выпускники на практике проявляют готовность к профессиональной деятельности, повышая культуру эффективности и реализуя творческий потенциал. Студентам выпускного курса предлагается продемонстрировать способности применять на практике приобретенные знания и умения. В основе авторского исследования лежат компетентностный, системный и деятельностный подходы. При оценивании образовательных результатов учитывались принципы объективности, валидности и открытости процедур оценивания. В данной статье автор демонстрирует практическую ценность защиты проектов как формы экзамена для оценки уровня сформированности необходимых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Теоретическая значимость заключается в возможности оценивания качества подготовки будущих преподавателей иностранного языка и знания методики преподавания английского языка. Защита проектов на английском языке как форма итогового экзамена по дисциплине «Английский язык (практический)» проверяет уровень профессионального владения иностранным языком, уровень сформированности профессиональных компетенций, стимулирует интерес студентов к различным формам преподавания.
Ключевые слова:
компетентностный подход, профессиональные компетенции, межкультурная коммуникация, проект
Си Ч. Система подготовки преподавателей русского языка как иностранного в Китае // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 3 (март). – С. 15–28. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231013.htm
ART 231013
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11013
Просмотров: 986
В статье рассматривается современное состояние системы подготовки преподавателей русского языка в Китае. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью в научном знании о современных дидактических и методических подходах, которые целесообразно применять для повышения качества подготовки преподавателей русского языка для вузов Китая и которые стали бы теоретическим основанием для продуктивного разрешения существующих в данной сфере противоречий. Цель исследования – выявление и характеристика структурных составляющих и связей между ними в системе подготовки преподавателей русского языка для вузов КНР. В качестве ведущего подхода к исследованию проблемы выступает системно-целостный подход, который позволил рассмотреть систему подготовки преподавателей русского языка в Китае как целостный объект, в единстве, взаимосвязи и взаимном влиянии её составляющих, выявить противоречия в развитии данной системы и определить механизмы их разрешения. В результате проведённого исследования установлено, что структуру исследуемой системы целесообразно рассматривать в двух аспектах – внешнем и внутреннем. С внешней стороны система подготовки преподавателей русского языка в Китае включает образовательные организации, нормативные документы, регламентирующие их деятельность, и кадровый состав образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка преподавателей русского языка. С внутренней стороны система подготовки преподавателей русского языка может быть рассмотрена как дидактический феномен, включающий следующие составляющие: цели профессиональной подготовки; концептуальные основания подготовки преподавателей русского языка как иностранного; содержательную составляющую; методическую составляющую; диагностическую составляющую. Выявлены внутренние противоречия в развитии системы, главное из которых – противоречие между заявленными в нормативных документах и реализуемыми на практике дидактическими подходами к подготовке преподавателей русского языка. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут стать основой для разработки модели подготовки преподавателей русского языка как иностранного в родной для будущих специалистов социокультурной среде. Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их использования в образовательном процессе вуза с целью повышения качества подготовки преподавателей русского языка как иностранного.
Сизова Е. В. Методы формирования эмоционального интеллекта студентов факультета журналистики средствами иноязычной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 3 (март). – С. 29–45. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231014.htm
ART 231014
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11014
Просмотров: 1066
Формирование эмоционального интеллекта как одного из универсальных (мягких) навыков будущих специалистов особенно актуально для представителей социономических профессий, связанных с социальным взаимодействием и активной коммуникативной деятельностью. К данному типу профессий относится современная журналистика. Практика показывает, что развитие эмоционального интеллекта будущих журналистов может успешно осуществляться в период обучения в высшей школе. Широким дидактическим потенциалом в данном контексте обладает дисциплина «иностранный язык» как коммуникативная социально ориентированная сфера учебной деятельности. Первенство в исследовании эмоционального интеллекта традиционно принадлежит психологическим наукам, однако в последние годы (2018–2022) к рассматриваемой проблематике обратились также представители педагогического сообщества, хотя педагогические исследования по рассматриваемой тематике пока немногочисленны. Целью настоящей публикации является теоретическое обоснование возможности формирования эмоционального интеллекта студентов вуза (в частности, будущих журналистов) средствами лингводидактических технологий в процессе освоения обучающимися сферы иноязычного профессионально ориентированного дискурса. Ведущим методологическим подходом к интерпретации проблемы развития эмоционального интеллекта студентов-журналистов на занятиях по иностранному языку явилось совокупное применение педагогических и лингвистических подходов: междисциплинарного, аксиологического, компетентностного, лингвокультурологического, эмотивного. Автором представлены результаты педагогического эксперимента, направленного на выявление возможностей использования лингводидактических методов с целью формирования ключевых компонентов эмоционального интеллекта студентов бакалавриата факультета журналистики в процессе иноязычной подготовки. В рамках исследования обосновывается связь эмоционального интеллекта личности с развитием языка, речи, культуры, коммуникации. Полученные теоретические выводы и практические результаты могут быть полезны для педагогов-исследователей, психологов, преподавателей языковых дисциплин в высшей школе, а также студентов, магистрантов и аспирантов, обучающихся по направлению подготовки «Журналистика».
Давыдова Н. В., Давыдов Н. А. Анализ культурного параметра «маскулинность / фемининность» в системе кросс-культурной дидактики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 3 (март). – С. 46–60. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231015.htm
ART 231015
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11015
Просмотров: 1362
Статья посвящена актуальным вопросам обучения иностранных военных специалистов в вузах Министерства обороны Российской Федерации, которое в условиях нарастания конфликтного потенциала в мире представляется важнейшим направлением военно-технического сотрудничества России с дружественными странами. Одной из проблем профессиональной подготовки иностранных военнослужащих является несовпадение культурно обусловленных стилей обучения всех субъектов образовательного процесса. Авторы прослеживают влияние культурного параметра «маскулинность/фемининность» на национальные образовательные практики иностранных обучающихся и выявляют его симптомы в культурно разнородной среде российского военного вуза. В статье рассматриваются различные подходы к интерпретации бинарной оппозиции «маскулинность/фемининность» в исторической ретроспективе и значение данного конструкта в современной науке. Целью статьи явилось сравнительное исследование дидактического аспекта культурного параметра «маскулинность/фемининность» на основе типологии культурных измерений, предложенной голландским социологом Геертом Хофстеде, а также последних научных изысканий в области кросс-культурной дидактики. Культурно-специфические особенности образовательного процесса в учебных заведениях разных стран определяют формы и методы обучения, образовательную коммуникацию и стили обучения, влияют на мотивацию и самооценку иностранных обучающихся. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о роли кросс-культурного подхода в педагогическом дизайне образовательного пространства вуза МО РФ. Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации научного опыта по изучению параметра «маскулинность/фемининность» в образовательной сфере. Практическая значимость работы заключается в формировании системных представлений о культурно обусловленных целях, формах и методах образовательных систем разных стран и принципов разработки действенного инструментария образовательного процесса в кросс-культурной среде.
Моторная С. Е. Методологический базис подготовки выпускника с высшим образованием в условиях социальной трансформации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 3 (март). – С. 61–73. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231016.htm
ART 231016
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11016
Просмотров: 1000
Актуализируется проблема необходимости нахождения методологических оснований построения образовательного процесса высшего образования на современном этапе развития человечества в условиях социальной трансформации, характеризующейся всесторонним кризисом и ускорением внедрения цифровых элементов во все области жизнедеятельности специалиста-профессионала. Цель исследования – выделение и обоснование методологического базиса для определения возможности созидательного использования факторов цифровой трансформации в образовательном пространстве высшей школы: обеспечения качества содержания и результата высшего образования в условиях цифровой трансформации, соответствия системы высшего образования задачам устойчивого развития и поступательного движения по эволюционному направлению. Исследование установило, что зарубежные учёные рассматривают в качестве критериев значимости для общества в эпоху социальной трансформации искусственный интеллект, большие данные, интернет вещей, облачные вычисления. Отечественная педагогическая наука не только делает акцент на цифровых показателях, но и считает необходимым учитывать влияние социальной трансформации на готовность педагогических коллективов к реализации онлайн-обучения в дистанционной форме, наличие педагогических возможностей для обеспечения качества высшего образования, влияние на здоровье обучающихся. В исследовании используется системный метод анализа всех последствий и факторов риска при цифровой трансформации высшего образования и нахождения методологических оснований построения образовательного процесса. Для этого анализируются основные мировые тенденции развития высшего образования как отражение осуществления законов Природы. Среди них выделяются сформулированные ЮНЕСКО: диверсификация высшего образования, радикальное изменение программ, движение от понятия «квалификация» к понятию «компетенция», слияние высшей школы с миром труда, качество высшего образования как общий знаменатель реформ высшего образования. Автор отмечает влияние цифровой трансформации общества на процессы в высшем образовании и необходимость выявления в последствиях этого влияния несоответствий мировым тенденциям развития для коррекции образовательного процесса и обеспечения его качества, а также предлагает критерий для соблюдения качества высшего образования в условиях социальной и цифровой трансформации высшей школы, что составляет теоретическую значимость исследования. Результаты исследования будут способствовать эффективности и устойчивости развития высшего образования в его практической реализации.
Кошелева И. Н. Комплексный подход к понятию обратной связи и его реализация в обучении английской письменной речи на младших курсах неязыкового вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 3 (март). – С. 74–90. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231017.htm
ART 231017
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11017
Просмотров: 855
Актуальность исследуемой проблемы определяется необходимостью комплексного подхода к вопросу предоставления обратной связи в условиях студентоцентрированного класса, а также в контексте формирования учебной автономии студентов в образовательном процессе. Так, обучение письменной речи идет рука об руку с предоставлением комментариев от преподавателя, сверстников, компьютерных программ, принятие во внимание которых способствует улучшению письменных работ. Следовательно, вопрос создания условий для эффективной обратной связи, которая побуждает обучающихся к действию, исправлению указанных недочетов, приобретает особое значение. Цель данного исследования заключается в создании модели для формирования понимания сути преподавательских комментариев и их правильной интерпретации студентами. Исследование проведено с учетом положений теории самодетерминации, связывающей мотивацию людей и их стремление к действию с удовлетворением потребностей в отношениях с другими людьми, автономности, компетентности. Также работа опирается на базу социокультурной теории, предполагающей, что знание создается во взаимодействии с другими людьми: преподавателем, сверстниками. Описанный в исследовании эксперимент по применению нового формата работы Writing Hall of Fame поддерживается концептом неявного знания, которое не поддается выражению, но может быть приобретено в ходе обсуждения образцов, аналогий, различных историй. Анализ научной литературы по теме позволил выделить основные компоненты модели, ориентированной на формирование у студентов осознанного отношения к комментариям и понимание их сути: осознание ценности обратной связи, создание доверительных отношений между студентами и преподавателями, принципы и стратегии эффективной обратной связи, взаимное оценивание, создание коллекции образцов студенческих работ Writing Hall of Fame. Приводится описание каждого компонента, подкрепленное методическими рекомендациями. Теоретическая значимость работы состоит в создании модели, формирующей у обучающихся понимание обратной связи, ее ценность и побуждающей к действию, что способствует более успешному обучению. Практическая ценность работы обусловлена возможностью применения созданной модели в других учебных контекстах: магистратуре, аспирантуре, профильных вузах – с учетом потребностей обучающихся и адаптации ее компонентов под учебные программы.
Пудовкина О. Е., Щербаков Е. С., Симонов А. В. Развитие интеллектуальных качеств обучающихся на основе формирования цифровой экосистемы STEM-образования в условиях индустрии 4.0 // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 3 (март). – С. 91–108. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231018.htm
ART 231018
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11018
Просмотров: 1151
Актуальность исследования обусловлена тем, что среди навыков, необходимых для индустрии 4.0, особое место занимает система образования STEM, которая формирует инженерное и математическое мышление у обучающихся. Следовательно, создание среды, поддерживающей интегрированный STEM-подход к преподаванию и обучению, приобретает особую значимость в контексте современного цифрового общества. Целью исследования является разработка цифровой экосистемы STEM-образования, позволяющая формировать интеллектуальные компетенции обучающихся. Исследовательские задачи были решены на основе применения совокупности научных методов. Теоретической и методической базой изучения явлений и процессов выступили системный теоретический анализ и синтез нормативно-правовой, научно-методической и педагогической литературы. Эмпирические методы, использованные в исследовании, представлены анкетированием и методом экспертных оценок. Реализация комплекса методов позволила выявить наиболее функциональные информационные ресурсы, необходимые для данного исследования. Основным результатом исследования является то, что в статье обосновано понятие и необходимость формирования экосистемы STEM-образования в условиях изменения рынка труда, рисков, которые несет миру четвертая индустриальная революция, определено ее влияние на образовательный процесс в реалиях сегодняшнего дня. Авторами исследованы теоретические основы понятия «экосистема», междисциплинарные подходы и особенности внедрения интегрированного STEM-образования в учебный процесс, проанализированы составляющие образовательной экосистемы, доказано, что все они непосредственно влияют на формирование интеллектуальных качеств обучающихся. Проведен опрос для определения путей развития, составляющих экосистемы STEM-образования, к участию в котором были привлечены 105 респондентов – педагогов Самарского государственного социально-педагогического университета и преподавателей средних профессиональных учебных заведений Самарского региона. Анализ показал, что успешное внедрение STEM образования, с привлечением всех составляющих экосистемы, предусматривает развитие научного образования, в частности внедрение исследовательско-познавательного обучения, метода учебных проектов в образовательный процесс и использование цифровых технологий в нем. Описаны интегрированные навыки организации научного процесса, которые формируются при применении исследовательско-познавательного обучения, направленные на развитие интеллектуальных качеств обучающихся. На основе исследования выделены группы цифровых инструментов, которые необходимы для развития экосистемы и будут способствовать повышению эффективности образовательного процесса, помогут сделать обучение STEM интересным и результативным. Сформированные выводы по имплементации результатов исследования будут способствовать научным разработкам, направленным на реализацию программ структурных преобразований в российском образовательном процессе.
Мантуленко В. В. Осмысление опыта цифровизации российского образования: актуальные вызовы и задачи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 3 (март). – С. 109–121. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231019.htm
ART 231019
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11019
Просмотров: 860
Актуальность данной работы определяется противоречиями, которые сопровождают процесс цифровой трансформации российской системы образования. В первую очередь это противоречия между растущими требованиями к подготовке выпускников, способных эффективно решать профессиональные задачи в условиях цифровой экономики, и неготовностью образовательных учреждений им соответствовать, между дидактическим потенциалом современных информационных и коммуникационных технологий и его поверхностным использованием в учебном процессе, между уровнями развития медиакомпетентности основных участников педагогической деятельности, их различными ценностными установками, целями и ожиданиями, между декларируемыми и реальными темпами и качеством оцифровки образовательной системы и другие. Целью работы является исследование накопленного опыта цифровизации российского образования (изменение сущности и функционала информационных и коммуникационных устройств в образовании, их роли в достижении актуальных задач, стоящих перед системой образования, особенностей использования в образовательных целях) и определение аксиологических и целевых аспектов в качестве приоритетных для разработки будущих концепций цифровой трансформации образовательных систем. Задачи исследования включают в себя анализ теоретических и практических аспектов внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование, проведение собственного диагностического исследования, обоснование актуальных задач в сфере цифровизации с учетом выявленных особенностей использования цифровых медиа в педагогическом процессе и современных вызовов, стоящих перед системой образования. В статье рассматривается такой подход к цифровому образованию, как коннективизм, его основные принципы и положения. В работе обозначены некоторые противоречия, существующие в сфере цифровой трансформации образования, а также возможные направления их разрешения. Теоретическая значимость работы заключается в том, что проанализировано понятие цифровых медиа, их сущностные характеристики, функции и особенности использования в образовании на современном этапе. Практическая значимость статьи состоит в том, что дополнены выделенные автором в 2007 году способы применения цифровых медиа в учебном процессе, а также обозначена важность учета аксиологического и целевого компонентов при разработке концепций цифровой трансформации образования.
Психология
Кулагина И. В. Особенности взаимосвязи смысложизненных ориентаций и самореализационных компонентов личности в среднем возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 3 (март). – С. 122–128. – URL: http://e-koncept.ru/2023/232003.htm
ART 232003
DOI 10.24412/2304-120X-2023-12003
Просмотров: 935
Основной особенностью, характеризующей кризис середины жизни, является смена смысложизненных ориентаций и трансформация компонентов самореализации, что существенно влияет на дальнейшую жизненную перспективу личности. Цель исследования состояла в рассмотрении особенностей взаимосвязи смысложизненных ориентаций и самореализационных компонентов личности среднего возраста с учетом гендерной принадлежности. В результате были выделены и описаны отличительные особенности связи данных психологических феноменов у мужчин и женщин среднего возраста.
Маралов В. Г., Маралова Т. П. Взаимосвязь отношения к опасностям с Темной триадой личности у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 3 (март). – С. 129–136. – URL: http://e-koncept.ru/2023/232004.htm
ART 232004
DOI 10.24412/2304-120X-2023-12004
Просмотров: 1139
Актуальность проблемы обусловлена значимостью изучения факторов, определяющих тип отношения людей к опасностям. Цель работы состояла в выявлении взаимосвязи сензитивности к угрозам, выбора адекватных или неадекватных способов реагирования в ситуациях опасности с параметрами Темной триады личности (макиавеллизмом, нарциссизмом, психопатией). В исследовании приняли участие студенты Череповецкого государственного университета. В качестве диагностического инструментария использовались авторские опросники на выявление сензитивности к угрозам и выбора способов реагирования в ситуациях опасности, а также Короткий опросник Темной триады личности Д. Джонса и Д. Паулхуса в адаптации М. С. Егоровой, М. А. Ситниковой, О. В. Паршиковой. В результате эмпирического исследования было установлено, что нарциссизм положительно связан с сензитивностью к угрозам и выбором адекватных способов реагирования в ситуациях опасности, макиавеллизм положительно коррелирует с преувеличением опасности, а психопатия отрицательно коррелирует с сензитивностью и положительно – с преуменьшением опасностей. Исследование подтвердило вывод, имеющийся в психологии, о том, что нарциссизм является «светлой» стороной Темной триады личности. Полученные результаты могут быть использованы в процессе формирования у студентов адекватного типа отношения к опасностям.