№ 11 (ноябрь)

Педагогика
Аверин А. Н., Солодянкина О. В., Соловьёв Г. Е. Формирование коммуникативной толерантности у студентов направления подготовки «Социальная работа» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 11 (ноябрь). – С. 1–15. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221076.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Внедрение компетентностной парадигмы в вузовское образование предполагает изменение модели обучения и используемых методов. Возросшая необходимость формирования универсальных компетенций и профессионально значимых качеств обусловливает расширение применения интерактивных методов обучения и разработки программ, построенных на их основе. Повышение интереса к интерактивным методам обучения обоснованно, поскольку их использование в вузовской практике обучения наиболее оптимально при формировании компетенций. Коммуникативная толерантность является ключевым профессионально значимым качеством в структуре профессиональных свойств социального работника. Это качество отражает умение выстраивать межличностные взаимодействия с клиентами социальных работников. Социальный работник, обладающий коммуникативной толерантностью, способен сохранять эмоциональную стабильность в ситуациях взаимодействия с людьми, находящимися в сложной жизненной ситуации. Цель статьи – обосновать, разработать и апробировать программу тренинга коммуникативной толерантности для студентов направления подготовки «Социальная работа», провести пилотажное исследование для оценки эффективности программы тренинга. Ведущий метод исследования проблемы – пилотажное исследование, позволяющее оценить эффективность разработанной и апробированной программы тренинга коммуникативной толерантности. Результаты проведённой работы показывают, что у студентов, принимавших участие в тренинге, основанном на интерактивных методах обучения, увеличился общий уровень коммуникативной толерантности. Также по окончании тренинга на 16% увеличилось количество студентов с показателем «Средний уровень принятия других». Эти результаты значимы и важны в контексте профессиональной подготовки социальных работников и конкретно для формирования универсальной компетенции УК-5 (Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах). Компетенция УК-5 является ключевым планируемым результатом обучения студентов по дисциплине «Этика и деонтология социальной работы». Программа тренинга формирования коммуникативной толерантности может быть использована в дальнейшем при обучении студентов направления подготовки «Социальная работа» в рамках дисциплины «Этика и деонтология социальной работы». Программу тренинга формирования коммуникативной толерантности, при внесении необходимых корректив, можно использовать при обучении специалистов других помогающих специальностей: педагогов, психологов, юристов, врачей и т. д. Апробация тренинга и оценка его эффективности позволили прийти к выводу, что процесс формирования коммуникативной толерантности не должен ограничиваться участием студентов в одной программе тренинга. Этот процесс должен быть перманентным и включать дополнительно теоретические занятия, а также проведение групповых занятий по данной тематике не менее одного раза в год. Данная статья может стать методологической основой для дальнейшего изучения проблемы коммуникативной толерантности и разработки методического инструментария для студентов направления подготовки «Социальная работа» и других социономических специальностей.
Савченкова Н. Н., Бояринов Д. А. Педагогическое взаимодействие в современной цифровой среде: проблема регламентации процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 11 (ноябрь). – С. 16–30. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221077.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современный этап развития педагогической теории и практики характеризуется переходом к обучению в рамках современного информационного образовательного пространства на базе цифровых образовательных платформ. Необходимость организации учебного процесса на современном этапе входит в противоречие с недостаточным уровнем готовности преподавателей и обучающихся к учебной деятельности в новых условиях. В данном контексте авторами представлено исследование, цель которого – поиск путей компенсации отмеченной неготовности. Предлагаемый подход состоит в разработке и внедрении в практику регламента педагогического взаимодействия субъектов педагогического процесса. На основе обзора отечественных и зарубежных исследований разрабатывается система требований к регламенту (комплексность, детальность, подробность и однозначность). Определяется методологическая основа проектирования регламента – теория контекстного обучения – и место регламента в ней (элемент семиотической обучающей модели). Описывается педагогический регламент, основанный на шести ключевых положениях. Первое положение: описание основных используемых объектов, событий и мероприятий, требований к ним и всех возможных субъектов регламентируемого процесса. Второе положение: ориентирование каждого субъекта взаимодействия на достижение конкретных результатов, приближающих в совокупности общую цель обучения; полное и исчерпывающее обозначение и доведение результатов до всех субъектов образовательного процесса. Третье положение: календарное планирование и синхронизация действий педагога и обучающихся; определение временных рамок для запланированных внутри курса событий и процедур, регламентация сроков выполнения тех или иных работ. Четвертое положение: прозрачность и доступность информации о ходе учебного процесса на основе определённого формата и порядка уведомления субъектов учебного процесса обо всех значимых временных вехах. Пятое положение: обеспечение обратной связи и консультирования. Шестое положение: регламентация системы оценивания и прозрачность системы оценивания для всех субъектов учебного процесса. В соответствии с принятыми теоретическими положениями излагается примерное содержание регламента педагогического взаимодействия субъектов педагогического процесса, протекающего в рамках информационного образовательного пространства. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что предложен комплексный подход к построению педагогического регламента, включающий в себя методологический базис, систему требований и структуру. Практическая значимость предлагаемого регламента обусловлена тем, что он позволит существенным образом скомпенсировать проблему недостаточной готовности преподавателей и обучающихся к учебной деятельности (в разных её аспектах) в рамках современного информационного образовательного пространства на базе цифровых образовательных платформ.
Монахова Л. Д. Методика развития коммуникативных навыков у студентов художественных направлений в процессе обучения художественно-проектной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 11 (ноябрь). – С. 31–44. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221078.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В рамках современного художественного образования существует проблема формирования коммуникативных навыков студентов в условиях цифрового образования, в особенности образовательного процесса с привлечением современных онлайн-технологий. С переходом на частично дистанционное обучение было отмечено, что коммуникативные навыки развиваются у студентов стихийно, особенно в процессе художественно-проектной деятельности. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки новой методологии формирования компетенций студентов художественных направлений с задействованием цифровых технологий в образовательном процессе в условиях отсутствия конкретной методики решения проектных задач в художественно-проектной деятельности в дистанционном формате. Коммуникативные навыки являются ключевыми в профессии дизайнера и художника, поэтому выпускники направления «Дизайн» должны полностью владеть навыком визуальной коммуникации и уметь передавать творческие мысль и идею. Цель статьи заключается в разработке методики, нацеленной на развитие коммуникативных навыков у студентов направления «Дизайн», для успешного применения ими наглядных и информативных дизайн-проектов. Ведущим методом исследования данной проблемы был метод сравнительно-педагогического анализа – эмпирический анализ результатов художественно-проектной и проектно-исследовательской деятельности студентов-дизайнеров; разработка творческих задач и педагогического эксперимента с использованием цифровых образовательных технологий. Разработана методика, способствующая эффективному освоению студентами методических принципов работы над дизайн-проектом и развивающая коммуникативные навыки посредством организации художественно-проектной деятельности. Основа исследования заключается в применении экспериментальной методики планирования учебного времени. Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке эффективных подходов к ведению художественно-проектной деятельности при работе над презентационным итоговым планшетом по профильной дисциплине «Специализация», что повысит эффективность образовательного процесса по направлению «Дизайн».
Утёмов В. В., Башлачёва Т. П. Конструирование учебных задач для программ дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 11 (ноябрь). – С. 45–55. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221079.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Мероприятия, проводимые в рамках Десятилетия детства в России, ориентируются на создание благоприятных условий для гармоничного развития детей. Гармоничное развитие невозможно без конструктивного обращения внимания к качеству базового процесса, в который ребенок вовлечен с дошкольного возраста, – к системе основного общего образования. Рассматривая первый уровень общего образования – дошкольное, заметим, что на этом этапе ключевым является формирование в ребенке качеств личности, позволяющих ему включиться в социально значимую деятельность. К таким свойствам личности относятся инициативность, самостоятельность, ответственность, мобильность, способность к самореализации и творчеству. Очевидна необходимость смещения главной роли в дошкольном обучении с педагога на самого ребенка, способного принимать или самостоятельно конструировать пока еще образовательную задачу и решать ее. При этом решение образовательной задачи направлено не на изменение ее самой, а на преобразование субъекта, который ее решает. Каждый субъект может самостоятельно вкладывать в саму задачу и ее решение свой смысл. Именно поэтому целью статьи выступает описание технологии конструирования учебных задач для программ дошкольного образования. Авторами статьи определяются методические аспекты формулировки задач, направленных на достижение образовательных результатов дошкольниками. Предъявляя детям такие формулировки задач, педагог ставит перед ними и перед собой определенные цели, достижение которых вносит вклад в решение и других задач. Ведущим подходом при этом выступает когнитивная парадигма образования. В результате данного исследования авторами рассмотрены подходы к обучению, к видам задач для их достижения. Теоретическая значимость статьи заключается во вкладе в разработку научных представлений о возможностях конструирования учебных задач в дошкольном образовании. Практическое внедрение технологии конструирования учебных задач позволит создать благоприятные условия для гармоничного развития детей в системе дошкольного образования.
Илаева Р. А. Диагностика уровней сформированности гибких компетенций у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 11 (ноябрь). – С. 56–72. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221080.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность настоящей статьи определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в котором акцентируется внимание на формировании гибких компетенций у младших школьников. Гибкие компетенции являются важными в процессе становления личности младшего школьника, поскольку именно они способствуют развитию критического восприятия различных источников информации, принятию нестандартных решений в проблемной ситуации, а также эффективному выстраиванию коммуникации в командной работе. В эпоху ускоренного развития цифровизации в образовании вопрос формирования гибких компетенций приобретает особое значение, так как потребность в наращивании социального опыта возрастает с каждым годом. Как подчеркивается в положениях Федерального государственного стандарта, гибкие компетенции являются основой эффективного взаимодействия с окружающими, что в дальнейшем обеспечивает успех в жизни. Одними из наиболее значимых компетенций для обучающихся в начальной школе являются креативность и умение решать сложные ситуативные задачи. Целью данного исследования является диагностика и характеристика уровней сформированности гибких компетенций у младших школьников. В статье описаны экспериментальные и статистические данные констатирующего этапа педагогического эксперимента, а также разработаны критерии, показатели и характеристики уровней сформированности гибких компетенций у младших школьников. В ходе исследования были использованы следующие методы: авторская анкета «Мои качества (гибкие компетенции)?», анкета для выявления наиболее важных метапредметных результатов обучающихся О. Н. Крыловой и Е. Г. Бойцовой, тест «Уровень сотрудничества в детском коллективе» Д. Б. Эльконина, кейсы на определение уровня личностного развития, а также статистический метод t-критерия Стьюдента. Так, по итогам диагностики уровней сформированности гибких компетенций у младших школьников были выявлены преимущественно низкий и средний уровни сформированности гибких компетенций, в связи с чем были выдвинуты направления воспитательной работы по повышению уровня сформированности гибких компетенций у младших школьников. Статья будет интересна классным руководителям, учителям-предметникам, педагогам-психологам, работающим в начальной общеобразовательной школе, и педагогам дополнительного образования, которые занимаются организацией процесса формирования гибких компетенций у младших школьников.
Сажина О. П. Профессиональная ориентация: системно-философский подход с использованием когнитивных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 11 (ноябрь). – С. 73–88. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221081.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью системного подхода к организации профориентационной деятельности и ее глубокого философского осмысления в условиях современной динамично изменяющейся социокультурной реальности. Цель работы – исследование профориентации как части целостной образовательной системы, характеризующейся упорядоченностью структуры функциональных отношений, способностью к эволюции. В ходе исследования использован комплекс методов: научно-философский анализ предлагаемого подхода, анализ психолого-педагогической литературы и собственного опыта автора статьи, тестирование. Научно-философское обоснование проведено с точки зрения цикла познания на основе концепции трансдукции и функционирования целостных систем, способных к самовоспроизведению по форме и саморазвитию по содержанию. В статье предлагается авторский подход к организации профессиональной ориентации посредством реализации образовательно-адаптационного курса по химии с акцентом на когнитивные способности учащихся и когнитивный стиль педагога. Являясь методической основой профориентационной деятельности, курс обеспечивает ее цикличность, что позволяет осуществлять ежегодный анализ эффективности проводимой работы и вносить необходимые изменения. Профориентационные мероприятия (групповые и индивидуальные беседы, проводимые студентами мастер-классы, тематические вечера и дискуссии) включаются в образовательный процесс, не нарушая его системной целостности. Устойчивая и упорядоченная внутренняя структура функциональных отношений формируется благодаря использованию когнитивных технологий, воздействующих на восприятие школьниками профориентационной информации. Ее глубокому и полному восприятию способствуют демократический стиль общения и установление доброжелательных отношений. Профориентационное тестирование позволяет учащимся оценить свои когнитивные способности и стимулирует процесс самопознания. Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемый подход позволяет школьникам сделать правильный выбор сферы будущей профессиональной деятельности. Это подтверждается успешной учебой в вузе и непропадающим желанием посвятить себя выбранной профессии всех учеников, прошедших курс. Предлагаемый подход универсален в контексте когнитивных способностей педагога и успешно используется в общеобразовательных школах.
Психология
Шак А. А. Взаимосвязь копинг-стратегий с субъективным благополучием у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 11 (ноябрь). – С. 89–96. – URL: http://e-koncept.ru/2022/222013.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Изучение представлений о копинг-стратегиях и субъективном благополучии лиц с ограниченными возможностями здоровья приобретает особую актуальность. Полученные данные лягут в основу разработки реабилитационных программ, направленных на формирование и развитие когнитивных и поведенческих стратегий, которые помогут лицам с ограниченными возможностями здоровья совладать с трудными жизненными ситуациями. Цель исследования – выявление взаимосвязи копинг-стратегий с субъективным благополучием у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ходе проведения эмпирического исследования было установлено, что чем выше уровень субъективного благополучия, тем больше лица с ограниченными возможностями здоровья ориентированы на разрешение проблем, а не их избегание.
Смирнова Е. С., Ивутина Е. П. Ценностные ориентации как фактор эмоционального выгорания (на примере педагогических работников) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 11 (ноябрь). – С. 97–104. – URL: http://e-koncept.ru/2022/222014.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования заключается в том, что, несмотря на известность и изученность синдрома выгорания, всё также остается большое количество зафиксированных случаев выгорания у педагогических работников. Также недостаточно определено воздействие ценностной сферы личности на проявление синдрома, и в связи с этим меры профилактики и способы его устранения остаются направленными лишь на внешние факторы. Целью нашего исследования было изучение взаимосвязи ценностных ориентаций с эмоциональным выгоранием у педагогических работников. Мы считаем, что наиболее важным с точки зрения профилактики синдрома выгорания выступает блок индивидуальных факторов.
Патрушева Л. К., Губин И. В., Патрушев Д. В. Отношение работников и обучающихся к территории университета как психологический аспект и компонент проектирования архитектурно-ландшафтной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 11 (ноябрь). – С. 105–116. – URL: http://e-koncept.ru/2022/222015.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье представлены результаты исследования по проблеме отношения работников и обучающихся к территории университета через восприятие ими характеристик, которые относятся к группам «красивое» и «некрасивое», и выявление поведенческих установок акторов на участие в благоустройстве этой территории. Основные методы исследования: анкетирование (авторская разработка на основе методологических положений В. Н. Мясищева); моделирование архитектурно-ландшафтной среды; анализ и обобщение. Анкетирование проводилось в два этапа: оценка реальной территории университета и проекта ее благоустройства. В анкетировании приняло участие 47 работников и 52 обучающихся. Выявлено, что респонденты воспринимают реальную территорию университета как «простенькую» – 42,6%, «печальную» – 25,0%, «небрежную» и «вполне соответствующую территории университета» – по 14,7%. Территорию проекта благоустройства оценивают как «красивую» и «дизайнерскую» – по 23,3% – и «вполне соответствующую территории университета» – 31,0%. Установлено увеличение активности респондентов по участию в благоустройстве новой «красивой» территории на 21,9%, участию в ежегодных субботниках на 12,3%. Выявлено чуткое, внимательное отношение респондентов к реальной территории и позитивное, вдумчивое отношение к проекту, участливое отношение к ее благоустройству и заботливое – к ее сохранению. Считаем целесообразным активнее привлекать обучающихся и ученых-педагогов к разработке проектов благоустройства территорий университета в рамках проектной деятельности, курсовых и выпускных квалификационных работ (проектов); дополнить алгоритм проектирования архитектурно-ландшафтной среды компонентом, направленным на изучение отношения акторов к территории (реальной и проекта).
Кулагина И. В. Особенности взаимосвязи самореализации и девиантного поведения юношей, обучающихся в среднем специальном учебном заведении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 11 (ноябрь). – С. 117–123. – URL: http://e-koncept.ru/2022/222016.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования состоит в предпринятой попытке эмпирической проверки изложенного в психологической литературе представления о противопоставленности самореализации личности и склонности к девиантному поведению. Цель исследования состояла в проверке предположения о связи аспектов самореализации с различными формами девиантного поведения. В результате нами были обнаружены значимые корреляционные связи между отдельными аспектами самореализации юношей, обучающихся в среднем специальном учебном заведении, и некоторыми формами девиантного поведения. Выявленные связи сопровождаются вероятностными интерпретациями.
Экономика
Таскин Ф. А. Поддержка социального предпринимательства в Свердловской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 11 (ноябрь). – С. 124–135. – URL: http://e-koncept.ru/2022/223012.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой темы обусловлена объективной необходимостью поддержки государством социального предпринимательства, которое помогает решать острые социальные проблемы в большинстве субъектов Российской Федерации. Целью исследования является анализ уровня поддержки социального предпринимательства в Свердловской области. В статье рассмотрена инфраструктура, виды и меры поддержки социальных предприятий и граждан, планирующих осуществлять деятельность в области социального предпринимательства, в Свердловской области. Дана оценка уровню поддержки предпринимательства на современном этапе. Сформулированы рекомендации по совершенствованию мер поддержки и развитию социального предпринимательства в регионе.