№ 11 (ноябрь)

Педагогические науки
Лукьянец А. А., Архипова Т. Н. Теория и практика процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 1–23. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191066.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье подчеркивается актуальность проблемы формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. Авторы исследования показывают, как применение коммуникативно-деятельностного подхода дает возможность реализовать процесс формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основополагающих принципах развивающего обучения (обучение на высоком уровне трудности, осознание учащимися процесса учения, высокий темп изучения материала, научности и системности и др.). Цель статьи – дать анализ теории и практики процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов Российской армии, а также охарактеризовать путь и условия его эффективного осуществления. Наиболее перспективным авторам статьи представляется осуществление данного педагогического процесса на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, который обеспечивает его адекватность требованиям усложняющейся военно-профессиональной деловой коммуникации. В качестве результата процесса формирования культуры деловой речи на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению выступает уровень сформированности у курсантов военных вузов культуры деловой речи (репродуктивный, продуктивный, творческий), а также группы умений обучающихся (имитативных, моделирующих и спонтанных). В статье дана характеристика особенностей исследуемого педагогического процесса и показана соотнесенность приобретенных курсантами умений, знаний и навыков, полученных в процессе формирования культуры деловой речи, с организационно-мыслительным, организационно-коммуникативным и организационно-деятельностным этапами обучения. Авторы приводят примеры использования различного рода деловых игр, которые способствуют совершенствованию речевой деятельности курсантов в условиях военно-профессионального делового общения. При этом в статье особо отмечается соответствие приобретенных военнослужащими знаний нормативному, коммуникативному и этическому аспектам культуры деловой речи. Результаты и выводы проведенного исследования расширяют представление о таких понятиях, как «речевая деятельность», «культура деловой речи и делового общения военнослужащих», «деловая игра», «коммуникативно-деятельностный подход к обучению». Статья может представлять интерес для ученых, проводящих исследования как в сфере деловой коммуникации, так и в сфере военно-профессионального образования.
Ваганова О. И. Формирование технологической компетентности будущего педагога профессионального обучения в ходе учебной практики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 24–33. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191067.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Требования к подготовке педагогов профессионального обучения с каждым годом возрастают. На сегодняшний день в высших педагогических образовательных учреждениях возросла роль реализации современных педагогических технологий. Технологическая компетентность стала неотъемлемым элементом подготовки педагога. Одним из наилучших способов формирования технологической компетентности является практика, поскольку формирование педагога профессионального обучения происходит только в деятельности, в процессе реализации студентами определенных операций. Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования технологической компетентности у студентов педагогического вуза для удовлетворения потребностей государства и общества в высококвалифицированных специалистах. Цель статьи заключается в установлении системы формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения в вузе в ходе учебной практики. В процессе прохождения практики обучающиеся проводят анализ учебных занятий в профессиональных образовательных организациях, исследуют образовательно-проектировочную деятельность в профессиональных образовательных организациях, изучают и реализуют личностно ориентированные и профессионально ориентированные технологии и методики обучения, выделяют проблемы профессионального образования в области учебно-профессиональной, социально-воспитательной, учебно-производственной деятельности. В качестве методологического базиса для работы в направлении формирования технологической компетентности использована концепция профессионального становления личности, в соответствии с которой ядром профессионального становления является развитие личности в процессе обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. Исследование основано на таких теоретико-методологических подходах, как системный, личностно ориентированный и деятельностный. В ходе работы нами была установлена система формирования технологической компетентности педагога и определено, что практика – одна из наиболее значимых составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет студенту реализовать имеющиеся знания и опыт в профессиональной деятельности.
Хайрутдинов Р. Р., Лушпаева И. И., Мухаметзянова Ф. Г. Феномен психолого-педагогического сопровождения одаренности детей родителями и его концепт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 34–50. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191068.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью современного общества в развитии одаренных детей и талантливой молодежи, способной к самореализации и развитию интеллектуально-творческого потенциала как фактора инновационного развития общества. В этом процессе роль образовательной школы является доминирующей, но не стоит снижать и роль родительства в психолого-педагогическом сопровождении процесса «взращивания» одаренности ребенка и талантов студенческой молодежи. Однако остаются вопросы к концептам психолого-педагогического сопровождения одаренных детей различными социальными институтами, в том числе и родителями. Цель статьи – теоретически обосновать и выявить концепт психолого-педагогического сопровождения одаренных детей их родителями. Ведущими подходами к исследованию проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей родителями являются системный, субъектно-деятельностный, равных базовых возможностей, социального партнерства, индивидуального подхода, обратной связи. Данные подходы были применены к исследованию проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей родителями в процессе деятельности Университета Талантов 2.0 в рамках государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы». Ведущая идея заключается в том, что психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и талантливой студенческой молодежи должно заключаться в создании условий для самореализации детей и молодежи в новом научно-образовательном и творческом пространстве. Инновационным научно-образовательным и творческим пространством для проявления и развития одаренности детей и талантов студенческой молодежи в Республике Татарстан становится Университет Талантов 2.0 как уполномоченный орган по реализации концепции «Перспектива», госпрограммы и как создатель базы победителей и призеров конкурсных мероприятий. Теоретическая значимость статьи заключается в обогащении теории психолого-педагогического сопровождения новыми концептами развития интеллектуально-творческого потенциала одаренных детей и талантливой молодежи. Практическая значимость статьи заключается в возможности использования творческого опыта деятельности Университета Талантов 2.0 в работе с родителями как стратегического управления талантами в инновационном развитии Республики Татарстан и возможности транслирования опыта в другие регионы РФ. Основные результаты статьи отражают новые концепты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в совместной деятельности родителей.
Чжэн В. Моделирование организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 51–61. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191069.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Сегодня в условиях реформирования системы образования в России заметным трендом изменений выступает актуализация экспорта образовательных услуг. Приоритетные государственные проекты направлены на повышение конкурентоспособности отечественной системы образования на мировом рынке образовательных услуг. Происходящие процессы глобализации и интернационализации образования, стратегические приоритеты государственной политики и реальная практика осуществления профессиональной подготовки актуализируют необходимость исследования организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе. Цель исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании инвариантной модели организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе. Методом научного исследования является метод моделирования. Использование данного метода позволяет системно, в обобщенном виде отобразить структуру анализируемого феномена, связи между его элементами. В ходе работы автор опирается на системный подход, что позволяет трактовать профессиональную подготовку как активный личностно ориентированный процесс формирования у потребителя образовательной услуги компетенций как комплекса профессиональных знаний, умений и навыков, состоящий в личностном преобразовании и развитии в соответствии с требованиями осваиваемой профессиональной деятельности. Иностранные студенты представляют собой особую категорию обучающихся, личностные и образовательные особенности которых обусловлены политическим, социальным, культурным, языковым и другими контекстами их предыдущего образования. В ходе исследования была сконструирована и теоретически обоснована инвариантная модель организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе. Теоретическая значимость работы состоит в создании комплексного видения организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов. Применение данной инвариантной модели в конкретном образовательном учреждении позволяет создать необходимые педагогические условия для реализации организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов, чем обусловлена практическая значимость работы.
Психологические науки
Пятилетова Л. В. Психология любви и брака в современную эпоху: опыт любви и измены // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 62–68. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192043.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Брачно-семейные отношения имеют разные основания; отношения, базирующиеся на любви, являются их идеальной, желаемой разновидностью. Запросы современного индивида относительно семьи и брака обусловлены не только желанием эмоциональной близости, но и (благодаря эротической революции ХХ в.) новой – включенной в содержание любви – потребностью в эротической составляющей романтического любовного чувства. Таким образом, семейная пара сталкивается с новыми вызовами, испытывающими взаимность и глубину объединяющего их чувства любви, в частности с малоизученной фигурой измены; опыт любви может содержать событие измены как следствие отсутствия понимания эволюционной логики любви, психологической «гигиены» семейных отношений. Статья посвящена рассмотрению содержания чувства любви в брачно-семейных отношениях на современном этапе их существования, а также некоторых причин, ведущих к дисгармонии межличностных отношений в браке.
Загоскина И. В. Мотивация в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 69–75. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192044.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена проблеме повышения мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе. В статье рассматривается вопрос о самостоятельной работе студентов, скоординированной преподавателем. Изучению языка в вузе уделяется недостаточное количество времени, поэтому необходимо направлять и мотивировать студентов на самостоятельное обучение. Преподаватель имеет возможность применять различные интернет-ресурсы на занятиях и для выполнения домашних заданий, чтобы повысить интерес к изучению иностранного языка.
Москвина Ю. А. Исследование личностных и мотивационных характеристик студентов технического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 76–81. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192045.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена выявлению личностных особенностей студентов технического университета. Личности студентов оказывают влияние на методику преподаваемой дисциплины. Автор предлагает возможные способы корректировки выявленных особенностей, влияющих на овладение формируемой компетенцией негативным образом.
Юридические науки
Упоров И. В. Уголовный проступок в контексте наказательной политики российского государства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 82–88. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193062.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Дается оценка законодательной инициативе о включении в УК РФ института уголовного проступка. В связи с этим раскрываются противоречия в развитии уголовного и деликтно-административного права. Обосновывается предложение о целесообразности коренной переработки указанных отраслей законодательства с учетом отечественных правовых позиций.
Быкова Д. М., Данилова Н. В. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд: проблемы теории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 89–93. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193063.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье авторы рассматривают актуальные теоретические проблемы регулирования института изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Исследуются проблемы, обусловленные пробелами правового регулирования, среди которых можно выделить отсутствие законодательно установленного определения государственных или муниципальных нужд, отсутствие закрепления ответственности уполномоченных органов за использование изъятых земельных участков вразрез с заявленными целями, отсутствие возможности отмены принятого решения об изъятии и поворота исполнения такого решения, отсутствие обязанности выплаты возмещения пользователям жилых помещений, расположенных на изымаемом земельном участке. Кроме того, исследуются такие проблемы, как открытый перечень оснований изъятия земельных участков и неоднозначное установление приоритетности законодательства, регулирующего общественные отношения, связанные с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В результате проведенного исследования авторы предлагают решение перечисленных проблем путем внесения определенных корректировок в законодательство.
Саликов Д. А. Понятие и виды внешнеэкономических сделок в сфере интеллектуальных прав // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 94–101. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193064.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье исследуются общественные отношения между субъектами имущественных связей, возникающие по поводу оборота и использования прав на объекты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации юридических лиц и товаров, осложненные иностранным элементом. Цель исследования – систематизировать накопленные научные знания о международных экономических сделках, предметом которых являются интеллектуальные права, сформулировать понятие внешнеэкономической сделки в сфере интеллектуальных прав и охарактеризовать ее признаки. Методологическая основа исследования определяется в соответствии с поставленной целью и базируется на общем методологическом подходе материального позитивизма и восхождения от общего к частному. Применены общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, а также специально-юридические методы: правовое сравнение, формально-правовой метод, метод системности и классификаций.
Кудряшов К. В., Санькова А. А. Анализ современных причин и факторов, снижающих эффективность работы по противодействию терроризму // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 102–110. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193065.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена анализу существующих в настоящий момент в России причин и факторов, снижающих эффективность самой работы органов российского государства по противодействию терроризму. Делается вывод о существовании внешнего вмешательства международных радикальных религиозных и террористических организаций в национальные конфликты. Делаются предложения по сужению социальной базы террористов.
Шафоростова К. И. Проблема закрепления в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях норм об участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 111–116. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193066.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи становится все более доступным для лиц, обращающихся за судебной защитой права. Однако процессуальные нормы об организации заседаний таким способом имеют некоторые недостатки. Автор настоящей статьи анализирует статьи о видеоконференц-связи из разных процессуальных кодексов и обращает особое внимание на решение данного вопроса в Кодексе об административных правонарушениях. В тексте работы описывается, почему существующие подходы к формулированию указанных норм несовершенны, а также даются рекомендации по совершенствованию правового регулирования видеоконференц-связи в судах.
Гомонов Н. Д., Безуглова М. А. Право и экономика: соотношение понятий (историко-теоретические аспекты) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 117–123. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193067.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье анализируется генезис представлений о соотношении права и экономики. Авторы приходят к выводу о том, что их соотношение в конкретном обществе зависит от политико-экономических условий его существования. Право и экономика – взаимозависимые явления, так как применение определенных юридических методов и средств обусловливает особенности хозяйственной деятельности, которая, в свою очередь, влияет на характер права.
Фисун А. В. Развитие системы категоризации преступлений в уголовном праве России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 124–130. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193068.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Понятие «категория преступления» является одним из основополагающих и наиболее часто используемых в теории уголовного права. Настоящая работа представляет собой попытку исследования развития системы категорий преступлений в истории российского уголовного законодательства. Для этого даются понятия категории в целом, а также категоризации преступлений. В ходе написания работы были изучены основные памятники российского права, начиная с древнейшего периода отечественной истории и заканчивая современностью. В заключении статьи обращается внимание на то, что в течение достаточно длительного периода времени в уголовно-правовых нормах преобладало деление преступных посягательств исходя из их объектов, деление же преступлений на категории появилось сравнительно недавно, а действующую систему категорий преступлений, закрепленную в Уголовном кодексе РФ 1996 г., можно признать как один из наиболее удачных опытов законодательного деления преступлений на категории в истории отечественного уголовного права.
Елисеева И. В. Новая система обращения с твердыми бытовыми отходами: сущность, положительные и отрицательные аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 131–137. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193069.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье автором проанализированы изменения в Федеральном законе от 31.12.2017 № 503 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующие функционирование новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами: содержание нововведений и механизм их применения. Исследованы положительные и отрицательные стороны теоретических, законодательных и практических аспектов «мусорной» реформы. Обоснована необходимость продолжения реализации начатой модернизации; определены направления, требующие совершенствования; разработаны рекомендации по повышению эффективности реформы.
Авраменко О. И. История развития дактилоскопии как метода идентификации личности и ее современное состояние в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 138–144. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193070.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье проведен анализ истории развития дактилоскопии как метода идентификации личности в период ее становления на основе зарубежной и отечественной практики. Сделан вывод о нелинейности процесса развития судебно-экспертных методов. Автором рассмотрено современное состояние и перспективы развития судебно-дактилоскопической экспертизы в России.
Экономические науки
Храпова Е. В., Калинина Н. М. Автоматизация процесса анализа данных о рынке недвижимости // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 145–153. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194059.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена вопросам совершенствования процесса автоматизации анализа данных о рынке недвижимости. Рассмотрены особенности применения информационно-технологического инструмента «Кабинет аналитика» в ходе мониторинга рынка объектов недвижимости. Авторы предлагают также направления совершенствования указанного процесса посредством совершенствования функционала «Кабинета аналитика» в контексте коммерциализации научно-методических разработок.
Серёгина В. В., Середина М. Н. Современные тенденции развития экономики совместного потребления (шеринг-экономики) в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 154–159. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194060.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена тенденциям развития экономики совместного потребления в России. Авторами рассматриваются такие тенденции, как взрывной и неравномерный рост шеринг-экономики, правовое регулирование шеринговых сервисов, демография пользователей шеринг-модели, выход из экологического кризиса, «безработное» будущее.
Моисеенко Ж. Н. Основные направления господдержки малого агробизнеса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 160–165. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194061.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассмотрены состояние и основные тенденции поддержки малых форм хозяйствования со стороны государства в аграрном секторе экономики Ростовской области. Фактором, повышающим эффективность сельскохозяйственного производства, является именно малый агробизнес.
Некрасов Н. А. Социально-экономическое содержание социального предпринимательства и его влияние на решение общественных проблем в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 166–172. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194062.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматриваются подходы к определению понятия «социальное предпринимательство», анализируются особенности решения общественных проблем с помощью социальных предприятий за рубежом и в России. Выделены особенности формирования этого вида предпринимательской деятельности как базового института гражданского общества в нашей стране. Анализируются существующие проблемы социального предпринимательства в России.
Филологические науки
Павленко В. Г. Семантические особенности ментальных глаголов в рамках фреймового метода в английском языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 173–179. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195034.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена изучению характерных особенностей ментальных глаголов в рамках фреймового метода в английском языке. Автор статьи ставит цель исследовать семантические особенности ментальных глаголов английского языка. Содержательную основу функционально-семантической сферы глаголов ментальной деятельности составляет фрейм «Ментальный», предполагающий различные аспекты актуализации общего понятия в процессе мыслительной деятельности. Задача работы – выделить в структуре фрейма «Ментальный» обязательные и необлигаторные компоненты. На основе проведенного исследования автор делает вывод о том, что фреймовый метод универсален, так как позволяет выявить концептуальную и лексико-семантическую информацию.