№ 09 (сентябрь)

Педагогика
Бузинова Л. М., Парамонова Д. В. Обучение русскому языку как иностранному: исторический экскурс и современная лингводидактика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 1–18. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241135.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность данного исследования обусловлена назревшей необходимостью сохранить и обобщить бесценный лингводидактический опыт прошлых поколений отечественных и зарубежных методистов в перспективной корреляции с инновационными подходами к преподаванию русского языка как иностранного. Поиск синергии традиции и современности является насущной задачей научного сообщества перед лицом возросшего количества недобросовестных методик преподавания иностранных языков, заявляющих о «чудотворных» результатах своей активности и затрудняющих правильный выбор в пользу адекватных и эффективных способов обучения. Цель работы – анализ истории развития лингводидактического отечественного и зарубежного опыта преподавания русского языка как иностранного. К одному из ключевых эпистемологических аспектов исследования относится дальнейшая разработка проблематики когнитивно-коммуникативной трактовки лингводидактического пространства как лингвокультурной целостности и ценности. К ведущему аспекту исследования заявленной проблематики относится дескриптивно-экспликативный подход к анализу экспериментальных методик обучения русскому языку. Важным моментом работы выступает обнаружение корреляций между языковым и культурным моделированием метакультурного знания, иными словами, между лингвистическим и концептуальным представлением и анализом материала в русле обзора методик аудиовизуального подхода. К основным результатам статьи можно отнести реконструкцию элементов лингводидактической картины мира в рамках представления ключевых концепций преподавания русского языка как иностранного. Теоретическая значимость исследования видится в конструктивной синергии методологических предпосылок традиционных и экспериментальных методик преподавания русского языка как иностранного, в раскрытии и полифункциональном освещении комплексных подходов к изучению материала в этом направлении. Практическая ценность работы обусловлена возможностью применения результатов исследования при разработке курсов переподготовки преподавателей иностранных языков.
Ковтун Н. В., Костикова Л. П., Федотова О. С. Предпринимательство в сфере высшего образования: проектная деятельность студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 19–32. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241136.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях роста глобальной конкуренции возникает острая необходимость в подготовке предпринимателей, способных к самостоятельной деятельности. Университеты третьего поколения уделяют самое серьезное внимание формированию и развитию предпринимательских компетенций студентов, обучающихся на различных направлениях подготовки. Цель исследования – проанализировать формирование предпринимательских компетенций студентов в процессе работы над профориентационным проектом и выявить отношение студентов к предпринимательской деятельности. Исследование базируется на проектном методологическом подходе. Эмпирическая база исследования включает результат выполнения группового профориентационного проекта студентами ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», обучающимися по направлению подготовки 43.03.02 Туризм. Эмпирическими методами стали включенное наблюдение, анализ результатов деятельности студентов, онлайн-опрос и анализ рефлексивных нарративных эссе участников проекта. Результаты исследования подтверждают интерес студентов к предпринимательской деятельности. Получены данные об активном стремлении студентов к творческому воплощению идей, к созданию конкретного проекта в интересах повышения привлекательности университета для российских и зарубежных абитуриентов. Научная новизна исследования заключается в выявлении отношения студентов к предпринимательской деятельности и анализе их возможностей в повышении привлекательности университета. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных для развития предпринимательских компетенций студентов различных направлений подготовки университета. Участие студентов в проектной деятельности профориентационной направленности способствует развитию их предпринимательских компетенций, а также повышению привлекательности университета. Перспективы дальнейшего исследования заключаются в научном обосновании подготовки научных руководителей проектов, которые осуществляют консультирование и формируют цели и задачи проекта, оставляя за студентами возможность осуществления лидерства в проекте.
Анисимова А. В. Модель формирования готовности будущих ветеринаров к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации аграрного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 33–54. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241137.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Система профессионального образования переживает период своего динамичного развития. Реализация федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования связана с принятием компетентностного подхода, в соответствии с которым основным критерием оценки подготовленности выпускников становится освоение компетенций. Внедрение цифровых технологий во все сферы труда диктует необходимость поиска новых подходов к подготовке специалистов, готовых работать, с использованием цифровых технологий и оборудования. Актуальность темы исследования с позиции развития педагогической науки и решения практических задач образования обусловливается разработкой эффективной модели по формированию готовности будущих ветеринаров к профессиональной деятельности в современных условиях, а также выявлением критериев и уровней ее сформированности. Цель исследования – разработка модели формирования готовности студентов-ветеринаров к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации аграрного образования. Методологической основой исследования являются системный, деятельностный и компетентностный подходы. Ключевая идея авторской модели состоит в том, что процесс формирования готовности к профессиональной деятельности должен соответствовать логике развития предложенных критериев. В процессе профессиональной подготовки студенты переходят от репродуктивного к частично продуктивному, а затем к продуктивному уровню. Данный переход возможен в условиях дуального обучения, позволяющего применять современное цифровое ветеринарное оборудование, например, для решения учебных ситуативных задач, дублирующих профессиональные функции ветеринаров, при работе в клиниках и на предприятиях. Теоретическая значимость статьи заключается в обогащении представлений о содержании и технологиях, применяемых в ходе подготовки будущих ветеринаров в условиях цифровой трансформации. Результаты исследования расширяют представления о современных моделях формирования готовности к профессиональной деятельности студентов в колледже. Практическая значимость исследования заключается в разработке онлайн-курсов по специальности «Ветеринария», реализованных на платформе «Цифровой колледж Подмосковья», используемых в образовательном процессе Волоколамского аграрного техникума «Холмогорка». Научная новизна исследования заключается в актуализации представлений о профессиональной готовности будущих ветеринаров с учетом цифровой трансформации аграрного образования, выделении состава и структуры критериев, а также условий ее сформированности.
Калина Н. Д. Конструктивистский подход к оптимизации учебного процесса в образовании архитектора и дизайнера // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 55–76. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241138.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В образовании архитектора и дизайнера существует противоречие между профессиональной направленностью на конструктивизм и натуралистическим подходом к изображению. Актуальной становится оптимизация учебного процесса. Цель статьи – исследовать преимущества построения изображений объектов на основе научных знаний и конструктивных методов в отличие от сенсуализма. В теоретическом исследовании проблемы оптимизации образования ведущим становится конструктивистский подход. Результаты исследования научных источников определили систему междисциплинарных условий оптимизации изобразительной деятельности. Оптимизируется содержание обучения в познании взаимосвязей, исследовании объектов и построении пространственной или художественной структуры формы и методов: системно-геометрический конструктивизм приводит студентов к адаптации в алгоритмическом построении обобщенных моделей – используется при включении научного понятия перспективы в знаково-символические средства визуального языка; возможный художественно-интерпретационный конструктивизм позволяет личности студента самореализоваться – применяется при выявлении содержания образов и стилевых конструкций, в этом процессе сохраняется пространственная структура формы объектов; поисково-исследовательский метод применяется в поиске взаимосвязей между частями композиции. Результаты статьи несут существенные изменения в образование архитекторов и дизайнеров, в повышении визуальной грамотности и художественно-эстетической культуры изображения. Теоретическая и практическая значимость статьи определяется условиями оптимизации образования: применение знаково-символического способа изображений, в отличие от опоры на чувственное восприятие, не вызывает психофизических детерминаций, – способствует обучению всех студентов с разными когнитивными стилями познания; педагог как фасилитатор предоставляет регулятивную визуализацию обобщенных знаний и проводит в интерактивном обучении дискуссии – коллективные методы стимулирования и активизации самостоятельного осмысления студентами концептов построения моделей объектов; педагог также применяет индивидуальные методы сотрудничества со студентами и консультирует их; конструктивный потенциал визуального восприятия и системного мышления как высших когнитивных процессов формируется в проблемном обучении учащихся при изменении по этапам содержания, методов и структуры учебного процесса.
Мирошниченко А. А., Иванова Н. П., Баженова В. В. Воспитательные ситуации, актуальные для классных руководителей: взгляд из школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 77–95. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241139.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Одной из актуальных проблем в области воспитания является подготовка классных руководителей к разрешению воспитательных ситуаций. Актуальность данной проблемы объясняется изменениями, происходящими в системе воспитания, такими как введение цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»; возвращение общественно полезного труда в школах; создание общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» и др. Введение указанных преобразований способствует росту новых для педагогов воспитательных ситуаций. Отдельного внимания требует вопрос определения перечня воспитательных ситуаций, актуальных для классного руководителя. Цель исследования – формирование банка воспитательных ситуаций, актуальных для классного руководителя и требующих подготовки для их разрешения. Процесс формирования банка воспитательных ситуаций включал решение следующих задач: 1. Конкретизировать роль воспитательной ситуации в обеспечении результативности воспитательной работы в общеобразовательной организации. 2. Разработать инструмент, позволяющий в диалоге с общеобразовательными организациями определить банк актуальных для классного руководителя воспитательных ситуаций. 3. Сформировать банк воспитательных ситуаций, актуальных для классного руководителя, и провести его анализ. В статье приведены эмпирические данные анкетирования педагогов с целью определения актуальных для них воспитательных ситуаций. Представленный анализ результатов ранжирования предложенных воспитательных ситуаций позволил выявить наиболее проблемные ситуации, требующие отдельного внимания и дополнительной подготовки классных руководителей. Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании возможности применить метод групповых экспертных оценок для разработки инструмента, позволившего сформировать банк актуальных для классного руководителя воспитательных ситуаций; в выявленном распределении воспитательных ситуаций по группам, внутри группы, по респондентам, проживающим в населенных пунктах различной величины. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применить результаты исследования при проектировании и анализе рабочих программ воспитания общеобразовательных организаций, для повышения квалификации классных руководителей. Статья будет полезна педагогам и специалистам, занимающимся вопросами воспитательной работы, подготовки классных руководителей, будущих учителей к воспитательной работе.
Кислякова Е. В. Квалиметрический подход к построению системы оценки качества сетевых образовательных программ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 96–110. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241140.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Сетевая форма реализации образовательных программ приобретает все большую популярность, особенно в региональных университетах, так как позволяет не только открывать новые, востребованные направления подготовки в интересах экономики региона, но и существенно повысить качество образования за счет привлечения к образовательному процессу преподавателей из ведущих университетов и использования ресурсной базы профильных предприятий. Механизмы реализации сетевых программ достаточно подробно определены в федеральных нормативных документах, однако существуют «пробелы» в вопросах оценки качества. На сегодняшний день не существует нормативно закрепленной методики оценки качества сетевых программ, в научной литературе представлены авторские подходы к проблеме, но они, как правило, анализируют отдельные аспекты, чаще всего в области ресурсного обеспечения. Поэтому рассматриваемая в статье проблема построения системы оценки качества сетевых программ является актуальной. Цель исследования – разработка модели внутренней системы оценки качества сетевой образовательной программы на основе квалиметрического подхода. Квалиметрический подход хорошо сочетается с сетевой технологией, так как последняя рассматривается именно как инструмент повышения качества образования. В результате исследования предложена модель системы оценки качества сетевой программы, построенная на основе цикла Шухарта – Деминга PDCA. Модель содержит четыре основных этапа, на каждом из которых осуществляется оценка качества трех обобщенных показателей: качество сетевого взаимодействия, качество образовательной программы и ресурсного обеспечения, качество подготовки обучающихся. Для мониторинга качества сетевой программы в процессе реализации разработана иерархическая трехуровневая система показателей качества, определена шкала и методика их оценивания, в том числе предложена формула расчета комплексного показателя качества программы и шкала интерпретации полученных значений. Предложенная методика прошла апробацию на сетевой программе физико-математического факультета Смоленского государственного университета. Результаты исследования обладают научной новизной, так как представляют авторскую концепцию комплексной оценки качества сетевой программы, построенной на основе квалиметрического подхода. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке динамической итерационной модели оценки качества сетевой программы, которая может использоваться в дальнейших исследованиях по данной проблематике. Практическая значимость определена перспективами использования разработанной системы показателей и методик их определения при построении внутренней системы оценки качества и разработке локальных нормативных актов образовательной организации.
Кипреев С. Н., Гюрджян Г. А., Гизатулина В. Х. Использование современных информационно-технических средств для формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 111–122. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241141.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Процесс формирования традиционных духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций МВД России стремительно насыщается новаторскими формами воспитания. Духовно-нравственное воспитание молодых полицейских является важным профилактическим инструментом, позволяющим формировать профессионально важные качества сотрудников полиции и обеспечивающим защиту общества от негативного информационно-психологического воздействия. В статье рассмотрена специфика формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов-полицейских, показана актуальность данного направления воспитательной работы. Раскрыты актуальные подходы к совершенствованию работы с личным составом курсантских подразделений. Осуществлен подробный и систематический анализ отечественной и зарубежной литературы по теме работы. Цель исследования состоит в раскрытии перспектив использования современных информационно-технических средств для формирования ценностно-смысловой сферы личности курсантов образовательных организаций МВД России. Для решения проблемы исследования использован метод анкетирования, дополненный комплексом методик: интервьюированием, педагогической дискуссией, методом изучения и обобщения педагогического опыта. Результатом статьи является обогащение методологии педагогической науки пониманием эффективности основных информационно-технических средств для формирования духовно-нравственных ценностей у сотрудников полиции. Теоретическое значение статьи состоит в актуализации и обосновании методологических основ использования современных информационно-технических средств для формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций системы МВД России. Расширено понимание значимости духовно-нравственного воспитания полицейских в современных условиях цифровизации и глобализации. Практическая значимость выражается в описании методических основ использования для формирования духовно-нравственных ценностей современных информационно-технических средств и оценке их эффективности ведущими педагогами в системе МВД России. Выявлена необходимость обогащения системы духовно-нравственного воспитания сотрудников полиции современными информационно-техническими педагогическими средствами и методами.
Шишмолина Е. П. Методика обучения студентов гуманитарных специальностей публичным выступлениям и презентациям на английском языке с применением инструментов искусственного интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 123–136. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241142.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность статьи обусловлена тем, что технологии искусственного интеллекта (далее – ИИ), активно входящие во все сферы экономики, приводят к необходимости модернизации методики подготовки конкурентоспособных выпускников вузов. ИИ становится способным решать все более комплексные задачи и является в современных условиях значимым фактором влияния на рынке труда. Поэтому в обучении студентов гуманитарных специальностей иностранному языку, в том числе публичным выступлениям, все более весомую роль играет применение ИИ-технологии. Презентационная компетенция как способность к эффективным публичным выступлениям является одной востребованных компетенций выпускников гуманитарных специальностей. Цель исследования в статье – описание опыта применения методики обучения студентов гуманитарных специальностей иноязычным публичным выступлениям и презентациям с помощью инструментов искусственного интеллекта в специально разработанном модуле «Обучение публичным речам в цифровой англоязычной среде с применением ИИ-технологий». Его апробация позволила получить следующие результаты: отмечена положительная динамика развития презентационной компетенции участников эксперимента в аспектах логичности, связности и структурированности выступления, в ее речевом компоненте (лексико-грамматическое оформление речи, соблюдение орфоэпических норм и интонационного оформления) и в визуализации представленных результатов. Кроме того, субъективное оценивание участников экспериментального обучения выявило рост их мотивации к устным докладам на иностранном языке, снижение тревожности перед публичным выступлением и формирование позитивного эмоционального отношения к данному виду коммуникации. Научная новизна состоит в выявлении теоретических и практических аспектов повышения эффективности формирования иноязычной презентационной компетенции студентов гуманитарных специальностей, в уточнении дидактических и методических принципов, лежащих в основе обучения публичным речам в цифровой англоязычной среде, а также в разработке методики обучения публичным выступлениям на английском языке как компонента презентационной компетенции с использованием технологии ИИ в сочетании с традиционной методикой преподавания. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможностей педагогического потенциала инструментов ИИ для обучения публичной речи и презентациям на иностранном языке, а также в создании и реализации поэтапных алгоритмов их использования в педагогическом процессе. Практическая значимость состоит в представлении результатов апробации методики обучения публичным выступлениям в рамках дисциплины «Иностранный язык». Автор приходит к выводу об эффективности включения инструментов ИИ в обучение публичным выступлениям и презентациям на иностранном языке. Предлагаемый модуль может быть рекомендован также при организации обучения иностранному языку студентов технических и естественно научных направлений.
Миренкова Е. В. Задания в тестовой форме как средства обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 137–155. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241143.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Тестовые технологии необычайно широко распространены в системе образования. Их масштабное применение связано прежде всего с выполнением функции оценивания образовательных результатов. В текущем учебном процессе тесты активно используют для накопляемости оценок и подготовки к экзаменам высоких ставок. Другие дидактические возможности тестовых заданий практически не рассматриваются. При этом отечественные и зарубежные ученые, особенно в последние десятилетия, говорят о большом педагогическом потенциале тестовых методов и рекомендуют широко их применять для формирующего оценивания, которое позволяет получать оперативную обратную связь. Когнитивной психологией давно доказан эффект тестирования, который связывают главным образом с работой памяти: выполнение тестов способствует долгосрочному удержанию информации и закреплению знаний. Мы исходим из понимания, что области применения тестовых методов с их многочисленными достоинствами, благодаря которым тесты получили такое широкое и прочное распространение в образовательной практике, могут быть расширены вплоть до формирования творческих способностей обучаемых. Цель исследования состояла в уточнении дидактических возможностей заданий в тестовой форме и определении особенностей соответствующих заданий. Методологическую базу исследования составили идеи личностно ориентированного и деятельностного подходов. В результате проведенной работы была дана многоаспектная сравнительная характеристика заданий в тестовой форме как средств обучения и средств контроля. Повышение образовательного потенциала заданий в тестовой форме мы видим прежде всего в направлении развития мышления обучающихся (формирование системных знаний, умений строить речевые высказывания, давать развернутую характеристику объекта изучения, применять логические приемы, работать с разными формами отображения информации) параллельно с активизацией их познавательной деятельности. Для достижения поставленных дидактических целей были определены перспективные модели заданий в тестовой форме. Это связанные задания на дополнения, связанные задания с выбором ответа, связанные задания на установление соответствия, задания на выстраивание последовательности, задания на исключение лишнего, связанные задания с матричной формой предъявления условия, задания с выбором нескольких правильных ответов, число которых однозначно не определено, задания с графическими элементами в содержании. В статье приведены примеры заданий на материале школьного и вузовского курсов химии. Теоретическая значимость исследования состоит в постановке ключевых вопросов о применении метода тестов с целями обучения и в обстоятельной характеристике заданий в тестовой форме в этом контексте. Предложены и охарактеризованы возможности различных моделей заданий в стимулировании когнитивных ресурсов обучающихся. Практическое применение предлагаемых форм тестовых заданий в текущем учебном процессе позволит разнообразить профиль познавательной деятельности обучающихся и повысить результативность обучения.
Макарова В. В., Сергеева М. Г. Техники и приемы сторителлинга в профессиональном обучении будущих менеджеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 156–166. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241144.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время все инновационное очень быстро становится традиционным, а традиционные способы решения проблем адаптируются к современным реалиям. Повествование истории – это древнее мастерство, которое развивалось на протяжении столетий и модернизировалось под влиянием технологий. В образовательном процессе истории занимают отдельное место, которому уделяется большое внимание со стороны исследователей, однако далеко не все преподаватели применяют сторителлинг в педагогической практике ввиду того, что хорошая история требует творческого подхода. Целью данной статьи является изучение и анализ литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты сторителлинга в различных сферах деятельности, в том числе в образовании, а также определение техник и приемов сторителлинга в профессиональном обучении будущих менеджеров. В проведенном исследовании применялись теоретические и эмпирические методы, такие как анализ и сравнение. Анализ литературы позволил рассмотреть техники и приемы сторителлинга в разных отраслях, таких как драматургия, менеджмент, политика, образование. И в каждой сфере сторителлинг применяется с одинаковыми целями: передать информацию, сформировать мнение слушателей о проблеме, призвать к действию. Все эти цели соотносятся с целями образования, в соответствии с чем существует необходимость выявления техник и приемов сторителлинга в образовании. В результате исследования были определены основные техники сторителлинга в образовании, к которым относятся «Путь героя», «Фальстарт», «Главное событие», «Похожие идеи», «Круги на воде», «Спарклайн», «Лепестки». Каждая из перечисленных техник применима в педагогической практике и способна адаптироваться под любую изучаемую тему. К приемам педагогического сторителлинга были отнесены аналогия, эффект неожиданности, окружение, анафора и метафора, эмоциональность и яркие элементы. При этом данные приемы могут быть использованы как в текстовом, так и в устном сторителлинге. На основании проведенного анализа можно говорить о преимуществах использования сторителлинга в педагогической деятельности. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты сторителлинга в различных сферах деятельности, в том числе в образовании. Практическая значимость исследования представлена определением техник и приемов педагогического сторителлинга, которые могут быть адаптированы и применены как при теоретической, так и при практической профессиональной подготовке будущих менеджеров.
Вакс В. Б. Исследование отдельных аспектов организации дистанционного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 167–181. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241145.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современном мире экономические и социальные процессы обладают сходными чертами, одной из которых выступает непосредственное воздействие на них результатов научно-технического прогресса. Очевидно, что сфера образовательной деятельности, относящаяся к экономической и социальной сферам, предполагает обязательное внедрение результатов научно-технического прогресса в обеспечение образовательного процесса. Наибольший эффект при этом дает использование цифровых образовательных технологий, выступающих результатом стимулирования использования в образовательном процессе разнообразных каналов цифровой коммуникации. Данные каналы реализуются на основе подготовленных образовательными организациями образовательных программ, в рамках которых обучение проводится в смешанном формате, и часть образовательной деятельности реализуется в рамках дистанционного обучения (далее – ДО). При этом необходимо осуществить научное исследование отдельных аспектов, обеспечивающих привлекательность ДО, поскольку вопрос субъективного отношения обучающихся к формату и техническим аспектам реализации образовательного процесса можно рассматривать в качестве одной из составляющих, определяющих эффективность современной образовательной деятельности, реализуемой путем использования цифровых образовательных технологий. Вышеобозначенные моменты характеризуют актуальность проведенного исследования. В качестве цели исследования следует указать необходимость изучения мнения обучающихся гуманитарных направлений очной и заочной форм обучения об организации ДО и о предполагаемых преимуществах и удобствах использования обучающимися информационно-цифровых средств в образовательном процессе как отдельных технических аспектов организации ДО. Теоретическая значимость исследования определяется получением теоретических выводов о влиянии использования информационно-цифровых средств в образовательном процессе при организации ДО на обучение. Практическая значимость состоит в изучении мнения обучающихся о преимуществах и удобствах использования информационно-цифровых средств в образовательном процессе при организации ДО. Новизна исследования состоит в изучении влияния, которое оказывают выделенные в исследовании частные технические аспекты ДО на его привлекательность для обучающихся. Для сбора мнений использовался метод опроса о технических аспектах получения образования. По итогам исследования были сделаны выводы о влиянии частных технических аспектов ДО на обеспечение привлекательности ДО. В качестве базы для проведения исследования были использованы результаты опроса обучающихся КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева (г. Казань), на основе которых с применением комплекса методов исследования было осуществлено достижение цели исследования и проверка предложенной гипотезы.
Абрамова И. В., Шилова З. В. Особенности программирования на языке Python при формировании цифровой компетентности студентов разных направлений подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 182–196. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241146.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
С недавнего времени программирование на языке Python введено в учебные планы подготовки специалистов многих направлений. Это обусловлено тем, что язык программирования Python имеет широкий набор возможностей для применения в разных аспектах (например, удобен при веб-разработках, анализе данных, написании скриптов и игр). Исходя из анализа практической деятельности, можем определить, что такой набор его возможностей нечасто нужен специалистам конкретной области. Отсюда возникает необходимость выбора приоритета при изучении языка программирования Python. Цель исследования – изучить особенности программирования на языке Python при формировании цифровой компетентности студентов. Научная новизна: обосновывается необходимость выбора приоритетного направления обучения программированию на языке Python для студентов разных направлений подготовки. Теоретическая и практическая значимость заключается в выявлении возможности и особенностей программирования на языке Python при формировании цифровой компетентности студентов разных направлений подготовки. В представленной статье обобщен опыт и описаны результаты практического исследования, направленного на обоснование особенностей обучения программированию на языке Python студентов разных направлений подготовки. В качестве результатов контрольной группы приводятся критерии сформированности цифровой компетенции студентов, которые обучались программированию в 2020/2021 и в 2021/2022 учебных годах. В качестве результатов экспериментальной группы рассматриваются критерии сформированности цифровой компетенции студентов, которые обучались программированию в 2022/2023 и в 2023/2024 учебных годах. Проведенное исследование подтвердило, что преподавание программирования для студентов разных направлений подготовки методом выбора приоритетного направления применения языка Python является эффективным средством формирования их цифровой компетенции. В качестве критериев эффективности формирования цифровой компетенции студентов рассмотрены показатели общекультурной, общепрофессиональной и профессиональной компетенций. Эффективность выбора приоритетного направления программирования на языке Python экспериментально подтверждена повышением у студентов экспериментальной группы таких профессиональный показателей цифровой компетенции студентов, как способность применять теоретические знания и методы программирования при работе с нестандартными задачи профессиональной деятельности; способность отбирать и использовать методы комплексного решения профессиональных задач, которые имеют стандартные условия реализации; способность работать с HTML-страницами.
Мусифуллин С. Р., Юлбаев Р. З., Абдрахманова Ф. Р. Формирование гражданской идентичности молодежи на дисциплинах гуманитарного блока // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 197–209. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241147.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современном мире, характеризующемся информационным и политическим противостоянием идеологий, важным аспектом для общества России становится сохранение гражданской идентичности. В условиях цифрового пространства формирование гражданской идентичности у обучающихся происходит стихийно, в сложившейся ситуации пересмотр педагогических подходов к обозначенной проблеме становится неотложной задачей. Становление базовых ценностей у обучающихся в процессе обучения играет ключевую роль в формировании гражданской идентичности, и в этом процессе важное значение имеют дисциплины гуманитарного блока. Цель настоящего исследования заключается в выявлении потенциала дисциплин гуманитарного блока для формирования гражданской идентичности у обучающихся. Методология исследования основана на системно-деятельностном и личностно ориентированном подходах. Достижение цели исследования осуществлялось посредством применения теоретических и практических методов научного исследования, таких как теоретический анализ, синтез, метод анкетирования и педагогический эксперимент. Анализ передовых педагогических практик позволил выделить педагогические условия формирования гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока. При проведении исследования были проанализированы и обобщены результаты эмпирического сбора данных. Для подтверждения достоверности полученных результатов были разработаны критерии и уровневые показатели сформированности гражданской идентичности, которые были проверены с использованием соответствующих методик, протестированных на валидность. Теоретический анализ научных исследований позволил четко определить сущность понятия «гражданская идентичность». На основе анализа передовых педагогических практик были выявлены условия формирования гражданской идентичности в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока. Результаты проведенного исследования позволили определить воспитательный потенциал дисциплин гуманитарного блока в формировании гражданской идентичности у обучающихся.
Исакжанова И. П. Конкретизация содержания межкультурной компетентности студентов неязыкового профессионального колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 210–229. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241148.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время формирование межкультурной компетентности студентов профессиональных неязыковых колледжей в рамках изучения иностранного языка становится важным аспектом в развитии системы среднего профессионального образования. Межкультурная компетентность представляет собой ключевой навык в современном мире, где востребованность специалиста зависит не только от его профессиональных качества, но и от способности к социальной адаптации посредством взаимодействия с представителями различных культур, партнерами и клиентами. В современном образовании обучение должно выходить за рамки узкой специализации и включать в себя комплексный подход к развитию студентов. Ориентация образовательных программ на потребности отраслевых рынков труда также предполагает разработку педагогических условий формирования межкультурной компетентности в рамках изучения иностранного языка. Цель настоящего исследования заключалась в конкретизации содержания межкультурной компетентности студентов неязыкового профессионального колледжа. Реализация данной цели была осуществлена с опорой на положения системного, компетентностно-деятельностного, личностно ориентированного подходов. Автором были использованы такие методы теоретического исследования, как анализ научной педагогической литературы; терминологический анализ; сопоставление, систематизация и обобщение научных положений и идей современных отечественных и зарубежных исследователей. Несмотря на разнообразие точек зрения отечественных и зарубежных исследователей в определении сущности рассматриваемого феномена, все они отмечают необходимость интеграции культурного контекста в процесс обучения иностранным языкам, что позволит будущим специалистам – выпускникам средних профессиональных учебных заведений эффективно взаимодействовать с представителями других культур. В результате проведенного теоретического исследования было конкретизировано содержание межкультурной компетентности студентов неязыковых средних профессиональных учебных заведений в контексте изучения иностранного языка. Сформированность данной компетентности предполагает наличие у обучающихся специфических знаний, умений и навыков, позволяющих успешно функционировать в условиях культурного многообразия, находить общий язык с представителями других культур и строить с ними конструктивное взаимодействие. В результате анализа отечественной и зарубежной научной литературы было определено содержание межкультурной компетентности студентов неязыкового профессионального колледжа. Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении содержания межкультурной компетентности обучающихся по программам СПО. Практическая значимость заключается в обосновании направлений для корректировки учебных программ по иностранному языку с учетом выделенного в настоящей статье содержания межкультурной компетентности. Научная новизна состоит в том, что автором выявлены и обоснованы структурные компоненты исследуемого феномена, ориентация на которые в процессе разработки учебных программ по иностранному языку для студентов неязыкового профессионального колледжа позволит системно подойти к вопросу формирования межкультурной компетентности.
Бакуменко О. Н. Экспериментальная работа по формированию грамматического навыка у обучающихся 7-х классов на уроках английского языка с помощью информационных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 230–248. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241149.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Предлагаемая статья посвящена вопросу формирования грамматического навыка у обучающихся общеобразовательной школы при обучении английскому языку. При этом в качестве ключевого средства формирования указанного навыка в работе рассматриваются информационные технологии. Актуальность исследования связана, с одной стороны, с общим курсом на цифровизацию школьного образования, который обозначен в целом ряде программных документов Министерства просвещения, а с другой – с объективной продуктивностью информационных технологий, обозначаемой целым рядом педагогов-практиков. В методике обучения иностранным языкам навык выступает в качестве вершины дидактической пирамиды учебных задач. Грамматический навык выступает в качестве одного из самых сложно формируемых. Данная работа ставит своей целью разработку и определение эффективности комплекса упражнений с применением информационных технологий для формирования грамматического навыка при обучении иностранному языку в общеобразовательной школе. Основным методом в предлагаемом исследовании является метод педагогического эксперимента, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Помимо этого применяются методы тестирования, количественного и качественного анализа его результатов. В исследовании систематизированы и проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых, отражающих обширный диапазон представлений о методике преподавания грамматики иностранного языка, сущности информационных технологий, особенностях их использования в образовательном процессе, что составляет теоретическую значимость работы. Уникальность исследования заключается в определении педагогической проблемы и предложенном способе ее решения. Произведен анализ учебника одного из учебно-методических комплексов по английскому языку с точки зрения работы над грамматическим материалом на основе информационных технологий, диагностирована сформированность грамматического навыка учащихся седьмых классов базовой школы, разработан оригинальный комплекс упражнений с привлечением информационных технологий, и статистически обоснована эффективность его применения в конкретной группе школьников. Практическая значимость работы связана с возможностью использования предлагаемых в ней разработок в практике преподавания английского языка в различных образовательных учреждениях.
Борзова Е. В., Шеманаева М. А. Процессы интернационализации в теории и практике преподавания иностранных языков (на примере российского и китайского университетов) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 249–263. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241150.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Несмотря на растущую интернационализацию образования, английский язык остается языком международного общения, особенно в сфере науки. Значительное количество англоязычных публикаций в международных журналах по вопросам методики обучения иностранным языкам способствует формированию общей понятийной базы в профессиональном сообществе во всем мире. Цель данной статьи – выявить на эмпирическом уровне осведомленность преподавателей иностранного языка университетов России и Китая относительно широко распространенных методических идей современного иноязычного образования в университете и определить специфику их практической реализации на занятиях в национальных контекстах. При анализе литературы были определены наиболее распространенные подходы и модели преподавания иностранного языка в университетах разных стран. В практической части исследования было проведено анкетирование преподавателей иностранного языка российского и китайского университетов (60 респондентов). Целью анкетирования было выявить, знакомы ли преподаватели иностранного языка России и Китая с современными теоретическими подходами и моделями обучения данному предмету и имеется ли национальная специфика применения педагогических инструментов на занятиях. Проведенное исследование показало, что преподаватели обоих университетов знакомы с ведущими моделями преподавания иностранного языка в университетах, понимают общую терминологию, используемую в теории обучения данному предмету. Наиболее известной и используемой в обоих университетах является модель ESP. Существенные различия выявлены при анализе педагогического инструментария, который совпадает лишь в пунктах «интерактивные задания» и «задания на основе аудио/видео». Исследование показало, что требуется пошаговая разработка применения теоретических положений на практике и ознакомление преподавателей иностранного языка с методикой их реализации с учетом локального контекста обучения. Было определено, что теоретические положения методических исследований следует подкрепить более детальными практическими разработками, и выявлены аспекты взаимодействия теории и ее практической реализации, которым необходимо уделять внимание при повышении квалификации преподавателей иностранного языка университета. Адаптация педагогических инструментов преподавателями обеих стран с учетом как общей теории, так и национальных контекстов будет способствовать созданию комфортной образовательной среды для всех участников обменных программ.
Психология
Куликова Т. И. Особенности базисных убеждений студентов с разным уровнем перфекционизма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 264–272. – URL: http://e-koncept.ru/2024/242015.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Феномен перфекционизма весьма распространен в современном обществе, которое задает в качестве эталонов нереалистично высокие стандарты, в то время как базисные убеждения оказывают влияние и на поведение, и на деятельность человека, составляя основу его мировоззрения. Цель статьи – выявление особенностей базисных убеждений студентов с разным уровнем перфекционизма. Приводятся результаты эмпирического исследования особенностей базисных убеждений студентов с различными уровнями перфекционизма. Установлено, что студенты с высоким уровнем перфекционизма отличаются существенной недооценкой собственной значимости и возможности контроля происходящего, то есть перфекционизм выполняет защитную функцию базисных убеждений.
Марчук В. А. Исследование состояния тревоги и депрессии у студентов в условиях учебной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 273–280. – URL: http://e-koncept.ru/2024/242016.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
. В работе представлен анализ данных о состоянии здоровья студентов, согласно которым в условиях современного вуза отмечается рост числа учащихся с признаками высокой тревожности и депрессии. Цели работы: оценить выраженность тревоги и депрессии у студентов транспортного вуза в условиях учебной деятельности, сформировать рекомендации по сохранению здоровья. Результаты исследования позволили определить факторы, влияющие на здоровье студентов, и предложить рекомендации по профилактике его нарушений в процессе обучения.
Экономика
Галиева Г. М., Мухамедьянова А. Ф., Мамонова А. В. Таможенные пошлины и внешнеторговый оборот Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 281–287. – URL: http://e-koncept.ru/2024/243007.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Эффективность используемых государством таможенных платежей определяется показателями его внешнеэкономической деятельности. Цель данной статьи – оценить влияние таможенных пошлин на объем торговых сделок Российской Федерации за 2021–2023 гг. Изучена динамика товарооборота и вывозных таможенных пошлин за указанный период. Установлено, что вывозные пошлины являются показателем-индикатором степени вовлеченности государства во внешнеэкономическую деятельность. Выявлено сокращение сумм ввозных и вывозных таможенных пошлин, администрируемых Федеральной таможенной службой России в доходы федерального бюджета. Исходя из полученных результатов, определены приоритетные задачи таможенно-тарифной политики России на среднесрочную перспективу.
Таскин Ф. А. Оценка развития сектора возобновляемой энергетики в северных и южных федеральных землях Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 288–300. – URL: http://e-koncept.ru/2024/243008.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Германия является одним из лидеров по развитию возобновляемой энергетики среди стран Евросоюза. Природные особенности и применение новых технологий позволяют Германии активно развивать определенные виды возобновляемой энергетики в своих федеральных землях. Целью исследования является оценка сектора возобновляемой энергетики в северных и южных федеральных землях Германии. В ходе работы изучена нормативная база по возобновляемой энергетике; проведен анализ энергетического потенциала северных и южных федеральных земель Германии. Сформулирован вывод о преобладании в северных землях ветроэнергетики, а в южных – солнечной и гидроэнергетики; о наличии ряда проблем по развитию возобновляемой энергетики.