№ 02 (февраль)
Статей: 12
Читателей: 20222
Педагогика
Глубоцкая Е. В. Сущностная характеристика социализации детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 2 (февраль). – С. 1–11. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201009.htm
ART 201009
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11009
Просмотров: 1946
Ценностным фундаментом современного образования является воспитание социально зрелой личности, готовой к продуктивному взаимодействию с окружающим социумом, самоанализу и саморазвитию, способствующему расширению человеческого потенциала в позитивном преобразовании социально-экономической действительности. В связи с этим усиливается необходимость поиска новых возможностей для эффективной социализации личности в более ранний период – дошкольного детства. Несмотря на то что проблема социализации подрастающего поколения вызывает все больший интерес у научного сообщества, как у теоретиков, так и у практиков, до конца остается не раскрыта сущностная характеристика социализации детей дошкольного возраста как процесса и результата. В силу этого мы считаем важным провести дополнительный анализ зарубежных и российских исследований, выявить характерные черты социализации как процесса и результата; выявить ключевые факторы, влияющие на процесс социализации детей дошкольного возраста; рассмотреть основные критерии результативности социализации детей дошкольного возраста; опираясь на субъектно-деятельностный и компетентностный подходы, уточнить определение «социализация детей дошкольного возраста», выявить основные параметры результативности социализации детей дошкольного возраста. В результате проведенного исследования установлено, что эффективная социализация личности должна протекать в условиях субъектно-деятельностного подхода. Кроме того, семья и ближайшее окружение являются ключевыми звеньями процесса социализации детей дошкольного возраста. Разработаны критерии, параметры, уровни результативности социализации детей дошкольного возраста. Уточнено понятие «социализация детей дошкольного возраста». Теоретическая значимость статьи заключается в обогащении социально-педагогической теории характеристиками социализации детей дошкольного возраста с применением двухстороннего подхода. Практическая значимость статьи выражена в возможности использования результатов исследования для методического обеспечения диагностического инвентаря исследователей и педагогов по выявлению результативности социализации детей дошкольного возраста.
Ключевые слова:
семья, социализация, социальная компетентность, дошкольный возраст, социальные агенты
Кондрашова Н. В. Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности у дошкольников в условиях стандартизации и цифровизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 2 (февраль). – С. 12–29. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201010.htm
ART 201010
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11010
Просмотров: 2088
Радикальные перемены, происходящие в отечественном образовании в условиях цифровизации и стандартизации, привели теоретиков и практиков к необходимости осмысления научно-теоретических основ и ценностно-целевых ориентиров формирования культуры личности в дошкольных образовательных организациях, поскольку отмечается изменение общей парадигмы воспитания дошкольников посредством использования современных технологий. Это обусловило цель исследования: определить современные подходы, ключевые ценности (цели, компоненты, критерии, механизмы, технологии) формирования культуры личности и особенности организации работы в этом направлении с детьми дошкольного возраста. Исследование основано на анализе, обобщении и систематизации современных достижений педагогической теории и практики дошкольного образования по вопросам воспитания основных слагаемых культуры личности с позиций аксиологического, комплексного, системного и культурологических подходов. Автором системно представлены основные компоненты общей культуры личности (культура деятельности, общения, речи, ведения разговора по телефону, поведения в общественных местах, еды и питания, быта, досуга, гендерного поведения, здоровья, информационная, экологическая и правовая культура), обоснован вариативный компонент, учитывающий временные и невременные приоритеты работы в этом направлении, а также прописана цель и основные ключевые критерии сформированности каждого компонента с учетом специфики дошкольного детства, требований федерального государственного образовательного стандарта и приоритетов развития информационного общества. В статье основательно представлены ключевые механизмы формирования культуры личности у детей дошкольного возраста (идентификации; подражания-имитации; интериоризации/экстериоризации этических понятий, формирования культурной конгруэнтности и нормативной диспозиции), а также обоснована значимость технологий деятельностного типа для успешной работы в этом направлении с учетом требований ФГОС и перспектив цифровизации (технология организации гостевых дней, культурных практик ребенка, игровые и интерактивные педагогические технологии, технология «Портфолио» и т. д.).
Ключевые слова:
дошкольное образование, воспитание, культура личности, технология, формирование, дошкольник, стандартизация, цифровизация образования
Зимирева Е. Н., Ходырева Е. А. Критерии сформированности профессиональных компетенций бакалавров в области охраны природы в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 2 (февраль). – С. 30–43. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201011.htm
ART 201011
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11011
Просмотров: 1712
Актуальность исследования обусловлена несоответствием традиционных критериев и состава их показателей для оценивания уровней сформированности профессиональных компетенций бакалавров в области охраны природы в вузе требованиям профессиональных стандартов. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что авторы неоднозначно трактуют понятия «критерий» и «показатель», некоторые отождествляют их значение. В научных исследованиях достаточно подробно рассмотрены вопросы о выборе критериев и показателей определения сформированности профессиональных компетенций у студентов различных направлений подготовки, однако рассмотрение их для бакалавров в области охраны природы в вузе не нашло должного отражения. В связи с актуализацией федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования также возникает необходимость в конкретизации и обосновании критериев и состава их показателей, позволяющих установить уровни сформированности профессиональных компетенций у бакалавров в области охраны природы в вузе. Цель статьи – определить критерии сформированности профессиональных компетенций бакалавров в области охраны природы в вузе. Для решения задач исследования использованы методы анализа психолого-педагогических трудов, педагогическое моделирование и проектирование; изучение и обобщение педагогического опыта позволило выделить критерии сформированности профессиональных компетенций бакалавров в области охраны природы в вузе, определить состав их показателей, структурные компоненты и уровни сформированности. Установлено, что критерии сформированности профессиональных компетенций бакалавров в области охраны природы рассматриваются как совокупность объективных показателей, представляющих качественную характеристику её состояния, посредством которых можно выявить её особенности и произвести оценку сформированности структурных компонентов в процессе осуществления природоохранной деятельности. Выявленные критерии и предложенный диагностический инструментарий позволяют определить уровень сформированности структурных компонентов профессиональных компетенций в образовательном процессе в вузе, а также определить перспективные направления деятельности, обеспечивающие повышение эффективности процесса формирования профессиональных компетенций у бакалавров в области охраны природы в вузе, а также в системе повышения квалификации для специалистов в области экологической безопасности.
Громова Т. В. Повышение эффективности комплексного обучения абитуриентов русскому языку как иностранному на подготовительных курсах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 2 (февраль). – С. 44–54. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201012.htm
ART 201012
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11012
Просмотров: 2313
С каждым годом растет количество иностранных студентов, обучающихся в том или ином высшем учебном заведении Российской Федерации. Критерии оценки работы высшего учебного заведения при его аккредитации включают в себя четыре вида деятельности: учебную, международную, научную и финансовую. Поскольку качество обучения иностранных студентов непосредственно зависит от их уровня владения русским языком, то вопрос их комплексного обучения русскому языку как иностранному приобретает особое значение. В статье делается акцент на психологическом аспекте использования языка в процессах индивидуальной речемыслительной деятельности и речевой коммуникации, форм реализации языковой способности к общению, особенностей восприятия речи, характеристик и свойств языковой личности. Цель исследования заключается в повышении результативности обучения русскому языку как иностранному абитуриентов вуза на подготовительных курсах в результате анализа возможностей развития психологических и лингвистических аспектов речевой деятельности и их последующего практического использования в процессе учебы. Методы исследования включали в себя: констатирующий и формирующий эксперименты; методы качественного и количественного анализа полученных данных. Основным результатом работы выступает проведение исследования в комплексном соотношении русского языка и психологии для создания инновационных интегративных систем обучения русскому языку абитуриентов подготовительных курсах, что интенсифицирует процесс научного исследования и практическое внедрение научных результатов. Теоретическая значимость работы состоит в разработке модели эффективности обучения русскому языку как иностранному абитуриентов на подготовительных курсах в вузе, а практическая значимость – в использовании теоретических аспектов исследования для развития речи иностранных студентов (навыков работы с языковым материалом для межличностного общения; коммуникативных навыков; навыков логического, критического, знакового, образного, символического, предметного мышления) в процессе обучения их русскому языку в российских вузах.
Калинина Т. В., Патрикеева Э. Г., Трухманова Е. Н. Готовность педагога к воспитательной работе в условиях вузовского образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 2 (февраль). – С. 55–68. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201013.htm
ART 201013
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11013
Просмотров: 1592
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена реализацией ФГОС ВО и необходимостью поиска новых форм, методов и технологий в осуществлении взаимодействия с современными студентами в условиях воспитательно-образовательной деятельности вуза. Анализ современной научной литературы, а также практический опыт авторов статьи позволяют утверждать, что социально-экономические условия современного общества оказывают значительное, не всегда положительное, влияние на качество ценностно-мотивационного выбора профессии современными студентами, их социально-психологические и личностные характеристики, культурный и образовательный уровень, являются причиной недостаточной готовности современных студентов к освоению выбранной профессии и необходимости системной воспитательной работы преподавателей высшей школы с обучающимися как неотъемлемой части профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля. Цель статьи заключается в привлечении внимания преподавателей высшей школы к проблеме готовности к воспитательной работе со студентами в условиях вузовского обучения. В статье говорится о разработке и апробации программы «Школа куратора», способствующей формированию представления об организации воспитательной работы в вузе, освоению кураторами роли воспитателя, развитию у них организаторских способностей; формированию и развитию потребности в самосовершенствовании и личностном росте. Ведущими методами исследования проблемы готовности педагога к воспитательной работе в условиях вуза являются изучение психолого-педагогической литературы, эмпирические методы психодиагностики, разработка и реализация программы подготовки преподавателей вуза к воспитательной работе со студентами, педагогический эксперимент, рефлексивный метод. Теоретическая значимость статьи состоит в раскрытии авторского подхода к критериальной системе оценки и содержательным характеристикам уровней сформированности готовности педагогов к воспитательной работе. Практическая значимость статьи состоит в анализе результатов апробации программы подготовки преподавателей к воспитательной работе со студентами «Школа куратора». Данная программа способствует целенаправленному развитию трех основных компонентов готовности преподавателя вуза к воспитательной работе со студентами: мотивационного, методологического и технологического, а также дает возможность повторения данного экспериментального опыта на материале других исследований.
Дубовер Д. А., Пенязь А. В. Развитие социальных и личностных компетенций в условиях высшего медийного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 2 (февраль). – С. 69–84. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201014.htm
ART 201014
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11014
Просмотров: 1533
В статье раскрывается актуальная проблема развития социальных и личностных компетенций студентов медийных специальностей в рамках высшего образования, роли и места проектной работы в этом процессе. Трансформация медиаиндустрии, поколенческие особенности современных студентов, сформулированные во ФГОС требования к компетенциям студентов стимулируют поиск наиболее эффективных методов развития компетентностных профилей студентов, выводя на первый план не только профессиональные, но и социальные и личностные компетенции. Цель статьи – определить значение и возможности проектной деятельности в формировании компетенций студентов-медийщиков, выявить, может ли этот вид учебной деятельности быть эффективным инструментом для развития компетентностных профилей студентов. Для этого был собран обширный эмпирический материал: были проведены экспертные интервью с преподавателями вузов, реализующих медийные направления подготовки (МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, МПГУ, ДГТУ). Глубинные интервью со студентами этих образовательных программ выявили их отношение к проектной работе и обратили внимание на то, какие личностные и социальные компетенции развиваются в процессе. Ключевое внимание в статье уделено тому, какие именно компетенции, по мнению преподавателей и ощущениям студентов, развивает работа над проектами. Среди них такие социальные компетенции, как гибкое лидерство, работа в команде, делегирование, коммуникабельность, эмпатия, совместное творчество, и такие личностные компетенции, как адаптивность, ответственность, стрессоустойчивость, управление эмоциями и взаимоотношениями, открытость и аутентичность, саморазвитие и самоанализ, самоорганизация, аутосимпатия. Кроме того, акцентирована важность проектной работы как наиболее актуальной сегодняшнему дню совокупности методов подготовки будущих медийщиков. Теоретическую значимость представляет обзор научной литературы по направлению исследования, предложение авторских определений терминов «социальные компетенции» и «личностные компетенции». Представлена попытка изучения и осмысления роли проектной деятельности в медийном образовании не только как способа приобретения знаний, умений и навыков, но и как совокупности методов развития социальных и личностных компетентностных профилей студентов. Глубинные интервью обнаруживают отношение студентов-медийщиков к проектной работе, показывают трансформацию их личных и социальных компетенций, а также активизацию процессов самопознания в рамках работы над учебными проектами. Возможно, впервые предпринята попытка комплексного оценивания преимуществ и недостатков проектной работы в медийном образовании самими разработчиками, руководителями, преподавателями образовательных программ медийного направления.
Денисьев С. А. Теоретические основы реализации практико-ориентированного обучения в высшей школе и состояние проблемы его реализации в вузах ФСИН России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 2 (февраль). – С. 85–99. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201015.htm
ART 201015
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11015
Просмотров: 1589
В настоящее время образовательные организации высшего профессионального образования ФСИН России ведут целенаправленную работу по формированию и расширению внешней и внутренней собственной практико-ориентированной среды, повышают качество образовательных программ, придают образовательному процессу практико-ориентированную направленность. Вместе с тем возникает необходимость анализа эффективности проводимого комплекса мероприятий с целью выявления проблем и выработки новых перспективных направлений работы. Цель настоящей статьи – на основе теоретического анализа определить проблемы практико-ориентированного обучения в вузах ФСИН России. Методологическую базу исследования составили: системный подход в профессиональном образовании, личностно ориентированный, рефлексивно-деятельностный, компетентностный подходы. На основании анализа литературы, рефлексии собственного опыта автором получены следующие результаты: внутренняя и внешняя практико-ориентированная среда образовательных организаций ФСИН России находится на достаточно высоком уровне, что является наиважнейшим организационно-педагогическим условием реализации преподавателем возможностей практико-ориентированного подхода; компетентностная модель выпускника на сегодняшний день окончательно не сформирована, что с точки зрения дидактики ведет к потере целеполагания обучения, пробелам в содержании обучения, системе оценивания деятельностной составляющей, необходима разработка модели специалиста с учетом прогноза изменений, происходящих в профессиональной области; назрела необходимость проведения научного моделирования процесса формирования профессиональных и профессионально-специализированных компетенций узких специальностей курсантов вузов ФСИН, основанного на технологии контекстного обучения. Теоретическая значимость статьи заключается в выявлении и обосновании проблем практико-ориентированного обучения в вузах ФСИН. Практическая значимость состоит в том, что она направлена на совершенствование профессиональной подготовки курсантов вузов ФСИН. На основании результатов статьи возможна корректировка технологий обучения в вузах ФСИН.
Психология
Маралов В. Г., Маралова Т. П. Взаимосвязь раздражительности и обидчивости с иррациональными убеждениями у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 2 (февраль). – С. 100–112. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202003.htm
ART 202003
DOI 10.24411/2304-120X-2020-12003
Просмотров: 1584
Актуальность проблемы обусловлена значимостью исследования раздражительности и обидчивости как негативных качеств личности, препятствующих установлению оптимальных отношений с другими людьми. Цель работы состояла в выявлении взаимосвязи раздражительности и обидчивости с эгоцентризмом, отношением к людям и иррациональными убеждениями у студентов. В исследовании приняло участие 77 студентов Череповецкого государственного университета – будущих психологов. В качестве диагностического инструментария использовались авторские опросники на выявление раздражительности к людям, чувствительности к человеку, тест эгоцентрических ассоциаций Т. И. Пашуковой, шкала обидчивости Е. П. Ильина и П. А. Ковалева, перечень иррациональных убеждений А. Бека и А. Фримена. В результате была установлена положительная взаимосвязь раздражительности с пассивно-агрессивными иррациональными убеждениями, обидчивости – с эгоцентризмом и с иррациональными убеждениями зависимого типа. Кроме того, выявлена отрицательная связь обидчивости с такими характеристиками отношения к людям, как понимание человека и готовность к оказанию помощи. Полученные результаты могут быть использованы в рамках деятельности психологических служб вузов, а также в процессе профессиональной подготовки студентов – будущих педагогов и психологов.
Ключевые слова:
эгоцентризм, раздражительность, обидчивость, отношение к людям, иррациональные убеждения
Дмитриева А. Г. Анализ применения психолого-педагогических методик, способствующих адаптации и интеграции первокурсников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 2 (февраль). – С. 113–120. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202004.htm
ART 202004
DOI 10.24411/2304-120X-2020-12004
Просмотров: 1394
Проблема успешной адаптации каждого первокурсника к радикально новой модели обучения – обучению в вузе – является актуальной в педагогической практике по причине многофакторности задачи как для самого студента, так и для преподавателя. Студенту необходима социализация и интеграция в новом сообществе. Одна из задач преподавателя вуза – способствовать повышению мотивации и личной ответственности студента, а также развитию доверительных отношений и ролей как внутри группы, так и между студентами и преподавателем. Целью исследования явилось определение факторов адаптации, применение отобранных психолого-педагогических методик, получение и анализ результатов. Полученные результаты дали возможность выстраивать учебный процесс на примере занятий по английскому языку согласно поставленным целям, а именно достижению высокого уровня адаптации к обучению в вузе и интеграции в новой малой социальной группе. Приведены практические примеры, подтвердившие основной вывод исследования о необходимости использования в учебной деятельности методов, стимулирующих процессы личностной и групповой адаптации первокурсников.
Ключевые слова:
адаптация, интеграция, отношения в группе, психолого-педагогические методики, малая социальная группа
Мокиевская И. В., Смирнова О. В. Особенности совладающего поведения в ситуации супружеского конфликта у мужчин и женщин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 2 (февраль). – С. 121–127. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202005.htm
ART 202005
DOI 10.24411/2304-120X-2020-12005
Просмотров: 1678
Семья – целостная система, испытывающая на себе влияние различных трудных, в том числе и конфликтных ситуаций. Способность супругов к адекватному, конструктивному совладанию в ситуации конфликта является фактором благополучия семьи. Знание особенностей совладающего поведения мужчин и женщин позволит увидеть важные ресурсы, формирование и развитие которых сохранит стабильность и жизнестойкость семьи в процессе преодоления конфликтных ситуаций. Цель настоящего эмпирического исследования заключалась в выявлении особенностей совладающего поведения в ситуации супружеского конфликта у мужчин и женщин На основе эмпирического исследования, проведенного на выборке 40 женщин и 40 мужчин, нами было установлено, что для мужчин и женщин в целом в ситуации супружеского конфликта в большей степени характерен выбор относительно продуктивных вариантов поведения (в когнитивной и поведенческой сферах) и непродуктивных вариантов (в эмоциональной сфере). Доля непродуктивных вариантов копинг-поведения в ситуации супружеского конфликта в эмоциональной и поведенческой сферах у мужчин значительно выше, чем у женщин. В то же время женщины чаще мужчин прибегают к продуктивным вариантам копинг-стратегий в когнитивной и эмоциональной сферах. Полученные результаты могут быть использованы в процессе супружеского консультирования и коррекции брачно-семейных отношений.
Корякина А. А., Коврова М. А. Формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке у учащихся третьего класса во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 2 (февраль). – С. 128–136. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202006.htm
ART 202006
DOI 10.24411/2304-120X-2020-12006
Просмотров: 1438
В статье рассматривается проблема формирования эмоционально-оценочного отношения к музыке у третьеклассников во внеурочной деятельности. Целью работы является формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке у третьеклассников через интеграцию современных образовательных технологий со средствами этнопедагогики в рамках программы внеурочной деятельности «Школа фольклора». На основе анализа психолого-педагогических исследований и проведения педагогического эксперимента авторами раскрыто содержание компонентов эмоционально-оценочного отношения к музыке, определено содержание программы внеурочной деятельности «Школа фольклора» и педагогические условия, способствующие эффективному формированию эмоционально-оценочного отношения к музыке у третьеклассников.
Экономика
Кольба А. И. Разработка и реализация государственной политики в сфере культуры и туризма в контексте национальных приоритетов развития России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 2 (февраль). – С. 137–145. – URL: http://e-koncept.ru/2020/203004.htm
ART 203004
DOI 10.24411/2304-120X-2020-13004
Просмотров: 1355
Перспективность развития туризма в совокупности с масштабностью культурного наследия субъектов России и отсутствием на протяжении многих лет должного внимания к проблеме его сохранения обусловливают важность изучения эффективности государственного управления в данной сфере. Цель статьи – оценить соотношение между содержанием целей и задач государственной политики в сфере культуры и туризма и стратегическими приоритетами национального развития, а также подходы к их разработке и реализации. В ходе анализа изменений приоритетов государственной политики и основных результатов в сфере культуры и туризма в контексте национальных целей развития было установлено их соответствие и закрепление в системе стратегического планирования, а также сделан вывод о необходимости совершенствования подходов к их разработке и реализации, проведения комплекса мероприятий по повышению эффективности инструментов развития сферы культуры и туризма, прежде всего финансовых и инфраструктурных.