№ 07 (июль)
Статей: 13
Читателей: 26223
Педагогика
Минина Д. А. Сфера повседневного общения иностранных военнослужащих в аспекте преподавания русского языка как иностранного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201049.htm
ART 201049
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11049
Просмотров: 2373
Цель статьи – познакомить преподавателей русского языка как иностранного со спецификой сферы повседневного общения иностранных военнослужащих – курсантов, обучающихся в российских вузах. Коммуникативная методика преподавания иностранных языков предполагает изучение сфер общения и коммуникативных потребностей обучаемой группы. Вследствие этого описание сферы общения такого многочисленного сообщества, как военнослужащие, становится весьма актуальным, а создание учебных материалов с учетом специфики изученных сфер – насущной необходимостью. Независимо от профиля обучения и получаемой специальности военных инженеров и медиков объединяет образ жизни воинского сообщества. Курсанты, изучающие русский язык как иностранный, в отличие от гражданских студентов, параллельно с учебным процессом несут службу и выполняют повседневные воинские обязанности, что требует от них владения несколько иным языковым материалом. В ходе исследования по выявлению наиболее типичных ситуаций, регламентированных Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации и определяющих специфику сферы повседневного воинского общения, были использованы следующие методы: контент-анализ текста Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации; наблюдение за процессом повседневного общения в рамках военного учебного заведения; опросы курсантов и офицеров ряда высших военных учебных заведений. Материалом исследования послужили ситуации повседневного общения, имеющие место между иностранными курсантами, офицерами и служащими вуза, носителями русского языка. В результате исследования были выделены и систематизированы ситуации повседневного общения и установлены ситуации, вызывающие наибольшие трудности у иностранных военнослужащих. Выделенные ситуации могут быть объединены в тематические группы и использованы на занятиях по русскому языку как иностранному в военных вузах. Теоретические результаты исследования представляют интерес для преподавателей, работающих в военных вузах, практические результаты могут быть использованы при разработке методических материалов по формированию профессионально ориентированной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих. Знание специфики сферы общения обучающихся является одной из методических основ преподавания иностранных языков, а ее учет позволяет сделать обучение более мотивированным и эффективным.
Мамаева Е. А. Использование интерактивных рабочих листов при обучении математике по технологии «Перевёрнутый класс» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 13–28. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201050.htm
ART 201050
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11050
Просмотров: 2466
Актуальность исследования обусловлена возможностями применения интерактивных рабочих листов для активизации познавательной деятельности обучающихся в школьном курсе математики и повышения эффективности применения технологии «Перевёрнутый класс». Проблема исследования определяется противоречиями: между возможностями интерактивных рабочих листов для поддержки познавательной активности обучающихся в процессе решения практико-ориентированных задач по технологии «Перевёрнутый класс» и применяемыми образовательными организациями формами обучения; между необходимостью обеспечения ресурсов для автоматизации вычислений, решения задач проблемного характера в условиях цифровой трансформации общества и недостаточным уровнем математической компетентности выпускников. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения интерактивных рабочих листов при обучении математике по технологии «Перевёрнутый класс». Методологию исследования составляют анализ научных работ и интерактивных сервисов образовательного назначения, обобщение результатов обработки эмпирических данных и материалов, связанных с интерактивными ресурсами. Исследование проводилось в школах г. Кирова с углублённым изучением отдельных предметов. В эксперименте были задействованы 100 школьников 5–6-х классов на протяжении 2019–2020 годов. Интерактивные рабочие листы реализованы в сервисе Wizer.me – бесплатном ресурсе, поддерживающем обратную связь и отображение результатов работы в электронном журнале. Статистическая проверка достоверности полученных результатов реализована с использованием критерия Фишера. Автором выполнено уточнение сущности понятия «интерактивный рабочий лист» и описаны особенности реализации технологии «Перевёрнутый класс» при изучении математики. Выявлен потенциал интерактивных рабочих листов для формирования математической компетенции, получения практики вычислительной деятельности, поддержки познавательной активности в рамках технологии обучения «Перевёрнутый класс». Возможности интерактивных листов раскрываются на примере решения практико-ориентированных задач в основной школе. В работе обобщается дидактический потенциал использования интерактивных рабочих листов при реализации технологии «Перевёрнутый класс» для активизации взаимодействия и познания при формировании востребованных в цифровом обществе компетенций. Материалы статьи могут быть применены для поддержки познавательного интереса, вовлечения обучающихся в математическую исследовательскую деятельность, контроля оценки их действий.
Белинова Н. В. Модель профессиональной подготовки педагога в вузе к внедрению инновационных технологий речевого развития детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 29–40. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201051.htm
ART 201051
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11051
Просмотров: 1450
Современный образовательный процесс строится преимущественно на принципах стандартизации и поиска оптимальных технологических решений для обеспечения качества образования. В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в этой связи вполне обоснованной представляется апробация использования инновационных технологий речевого развития детей дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС ДО (2014 год) в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации реализуются пять образовательных областей, включая область «Речевое развитие». В рамках настоящего исследования актуализируются два аспекта реализации этой области: определение инновационных технологий речевого развития детей дошкольного возраста и профессиональная подготовка педагога в вузе к использованию этих технологий непосредственно в работе с детьми. Предварительно нами был осуществлен отбор инновационных технологий речевого развития на основе анализа ведущих образовательных трендов (цифровизация и информатизация, экологизация, визуализация, здоровьесбережение, комплексность и интегративность и прочее). В данный ряд были включены информационно-коммуникационные технологии, моделирование, мнемотехника, интеллектуальные карты, синквейн, телесно ориентированные технологии и су-джок-терапия. Организационные условия внедрения и использования этих технологий, а также изучение готовности педагогов к работе с ними были описаны нами в предыдущих исследованиях. Целью настоящей статьи является описание модели профессиональной подготовки педагога в условиях вуза (уровень магистратуры) к внедрению инновационных технологий речевого развития дошкольников. В исследовании описываются целевой, мотивационный, содержательный, методический и результативный компоненты предлагаемой модели. Линейная реализация модели осуществляется на протяжении нескольких этапов: ориентировочного, познавательно-действенного, моделирующего и рефлексивного. Реализация модели направлена на формирование социально-педагогической компетенции педагога – готовности к внедрению инновационных технологий речевого воспитания детей в образовательный процесс. Данная компетенция является профессиональной, ее включение в образовательный процесс в педагогическом вузе соответствует идеологии высшего образования, поскольку стандарты высшего образования регламентируют отбор и формулирование профессиональных компетенций образовательной организацией с учетом социокультурного, регионального контекста, а также исходя из достижений научно-методических школ. Ведущим форматом в обучении педагогов является научно-исследовательский семинар.
Ковалёва Н. С., Вакулова Т. В. Педагогические условия организации самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 41–52. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201052.htm
ART 201052
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11052
Просмотров: 2102
Статья посвящена рассмотрению проблемы самостоятельной работы обучающихся в аспекте эффективности её организации и реализации. С изменившейся обстановкой во всём мире, где пандемия внесла свои корректировки, меняются формы взаимодействия участников процесса обучения в вузе – преподавателя и студента. Традиционное для педагогики понятие «самостоятельная работа» потребовало качественно нового осмысления в кризисных условиях современных вызовов. В обществе уже наметилось противоречие между востребованностью специалистов, ориентированных на самообразование, и слабой разработанностью в теории педагогики проблемы организации самостоятельной работы на основе передовых технических средств, информационных и педагогических технологий. Целью данной статьи является освещение основных педагогических условий эффективности самостоятельной работы в вузе. Ведущими в исследовании обозначенной проблемы стали теоретические методы исследования, а также метод наблюдения, беседы с участниками образовательного процесса и анализ преподавательской практики авторов статьи. Самостоятельная работа осмыслена авторами в системе расширительных представлений как императив в формировании творческой независимости будущих специалистов и в тесном соотношении с самостоятельностью как личностным качеством. Авторы акцентируют внимание на таких аспектах самостоятельной работы в высшей школе, как широкое поле её внедрения на всех уровнях и этапах обучения, необходимость варьирования в зависимости от сложности заданий и форм их выполнения. Авторы статьи отстаивают точку зрения, что главным направлением самостоятельной работы обучающихся является формирование творческой самостоятельности, позволяющей готовить специалистов-профессионалов, обладающих высокоорганизованным индивидуальным стилем самообразования. Положения и наблюдения статьи совершенствуют теоретические представления о самостоятельной работе как форме учебно-познавательной деятельности, способствуют повышению эффективности практической реализации данного процесса в систему образования в условиях современных профессиональных требований.
Психология
Золотова О. О., Глушак Е. В. Образ подростка и образ матери в проективном рисунке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 53–60. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202024.htm
ART 202024
DOI 10.24411/2304-120X-2020-12024
Просмотров: 1883
В статье, целью которой является изучение образа подростка в детско-родительских отношениях с помощью проективного рисунка, представлены результаты исследования. Изучение подростков в узком аспекте детско-родительских отношений актуально для практических психологов, работающих с семьями разных национальностей. Проективный рисунок позволяет учитывать неосознанные аспекты проблематики клиентов. В результате определены закономерности: рисунки матерей являются более тщательными и детальными, на рисунках детей мать часто изображена в виде портрета; их рисунки содержат особенности воспитания: запреты и контроль.
Чернявская В. С. Психосемантика как инструмент развития региональной идентичности младших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 61–66. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202025.htm
ART 202025
DOI 10.24411/2304-120X-2020-12025
Просмотров: 2472
Отсутствие ясных ценностей в современном общем образовании и, соответственно, воспитательных стратегий влечет за собой проблему: для младших подростков затруднены варианты развития возрастных ресурсов в рамках воспитательных стратегий. Цель исследования – обоснование условий для развития региональной идентичности: осведомленности и положительного отношения к городу. Городская среда рассматривается как пространство значений и смыслов, которые имеют существенное значение для воспитания. Показано, что в ходе реализации проекта актуализируются возрастные ресурсы младших подростков, развиваются когнитивные ресурсы и метапредметные компетенции.
Беличева Т. В., Сыкчина М. А. Развитие мелкой моторики рук у детей 9–12 лет с детским церебральным параличом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 67–72. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202026.htm
ART 202026
DOI 10.24411/2304-120X-2020-12026
Просмотров: 1512
В настоящее время в большинстве стран отмечается тенденция к увеличению числа детей с диагнозом детский церебральный паралич. Важную роль в их реабилитации играет адаптивная физическая культура. Успешность этого процесса зависит от тяжести поражения центральной нервной системы ребенка, своевременной диагностики, правильной организации лечебного процесса, начиная с первых лет жизни. В то же время научно обоснованных данных по изучению особенностей развития мелкой моторики рук у детей с церебральным параличом в литературе практически не встречается. Исследование заключалось в применении экспериментальной методики, включающей в себя комплекс упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, в том числе с элементами игры Бочча, упражнения с мячами разного диаметра, средства массажа и самомассажа. Цель научного исследования – улучшение показателей координационных способностей у детей с детским церебральным параличом. В результате эксперимента у 60% тестируемых детей уровень развития мелкой моторики повысился, а у остальных отмечена тенденция к улучшению показателей, у учащихся после проведенных занятий заметно улучшились двигательные навыки. Движения стали более точными, плавными. Увеличился объем движений в парализованных конечностях, в пальцах рук.
Черепанова И. А. Особенности эмоционального интеллекта среднего медицинского персонала онкодиспансера с разным стажем работы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 73–81. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202027.htm
ART 202027
DOI 10.24411/2304-120X-2020-12027
Просмотров: 1858
В работе рассматриваются различия показателей эмоционального интеллекта у медсестер онкодиспансера с разным стажем работы. Тема актуальна в связи с ростом заболеваемости населения и усилением психоэмоциональной нагрузки на медсестер. Цель исследования заключается в изучении особенностей эмоционального интеллекта медсестер онкодиспансера с разным стажем работы. Результаты исследования демонстрируют различия по шкалам «Общий эмоциональный интеллект», «Межличностный эмоциональный интеллект», «Внутриличностный эмоциональный интеллект», что говорит о различии в понимании и управлении не только своими эмоциями, но и эмоциями пациентов.
Ключевые слова:
эмоциональный интеллект, стаж работы, опыт работы, средний медицинский персонал, медсестры, онкодиспансер
Шакирзянова Е. В., Долгова М. В. Семейные роли в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 82–90. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202028.htm
ART 202028
DOI 10.24411/2304-120X-2020-12028
Просмотров: 1794
В статье описаны результаты исследования семейных ролей в семьях с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Цель статьи – изучение особенностей ролевой структуры семей, имеющих детей с ОВЗ. Исследуется гипотеза об увеличении ролевой нагрузки на членов семьи, включая нормотипичных сиблингов. В ходе эмпирического исследования выявлено, что наличие в семье ребенка с особенностями развития сказывается на увеличении количества ролей и ролевой нагрузки.
Фендерак А. В., Коврова М. А. Психолого-педагогические условия развития диалогической речи у второклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 91–97. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202029.htm
ART 202029
DOI 10.24411/2304-120X-2020-12029
Просмотров: 1722
В статье рассматривается проблема развития речи в младшем школьном возрасте, в частности, освещается возможность развития ее диалогической формы у второклассников с учётом психологических факторов: наличия или отсутствия устойчивой мотивации к речевой деятельности, уровня когнитивного развития ребенка, подражания в овладении языком и речью, самостоятельной творческой деятельности. Указанные факторы учитывались при разработке содержания программы формирующего эксперимента и конкретных занятий. Актуальность темы исследования связана с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к речевому развитию детей младшего школьного возраста. Целью исследования стало выявление психолого-педагогических условий формирования диалогической речи у второклассников.
Александрова Н. С., Моисеенко С. А. Развитие мышления второклассников на уроках математики в процессе освоения логического приема классификации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 98–107. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202030.htm
ART 202030
DOI 10.24411/2304-120X-2020-12030
Просмотров: 2082
Статья посвящена исследованию мышления младших школьников и одного из видов универсальных учебных действий – логических действий, которые являются основой умения учиться. Формирование логического приема классификации у второклассников на уроках математики вызывает у учителя затруднения. Проблемой исследования стало изучение специфики развития мышления второклассников на уроках математики в процессе овладения приемом классификации. Цель исследования – выявить педагогические условия развития мышления второклассников на уроках математики в процессе освоения логического приема классификации. В статье описан процесс развития мышления второклассников на уроках математики средствами разноуровневых заданий.
Ключевые слова:
формирование, разноуровневые задания, второклассники, логический прием классификация
Экономика
Якушин Д. И., Юдин С. В. Методы страхования инвестиционного портфеля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 108–116. – URL: http://e-koncept.ru/2020/203015.htm
ART 203015
DOI 10.24411/2304-120X-2020-13015
Просмотров: 2205
Нестабильная ситуация, складывающаяся в настоящее время на финансовых рынках, приводит к увеличению риска вложения средств в ценные бумаги. В таких условиях актуальными становятся инвестиционные стратегии, позволяющие ограничить или даже полностью исключить данный риск. Цель исследования – дать понятие страхования инвестиционного портфеля, рассмотреть алгоритмы реализации основных методов страхования портфеля. В статье рассмотрены основные математические зависимости, положенные в основу методов. Перечислены достоинства и недостатки. Приведены примеры реализации некоторых из методов, показана их эффективность.
Иванова А. А., Левченко Е. А. Эффективность расходов бюджета при реализации инфраструктурных проектов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 7 (июль). – С. 117–126. – URL: http://e-koncept.ru/2020/203016.htm
ART 203016
DOI 10.24411/2304-120X-2020-13016
Просмотров: 2304
Принцип эффективности распределения и использования бюджетных средств прописан в бюджетном кодексе. Цель статьи – анализ эффективности бюджетных расходов при реализации инфраструктурных проектов. В ходе анализа была установлена низкая эффективность распределения и использования бюджетных средств и были предложены способы ее устранения.