№ 10 (октябрь)

Педагогические науки
Хмызова Н. Г., Губарева Л. И., Лидинфа Е. П. Технологии развития управленческих компетенций в процессе обучения бакалавров с использованием профессиональных модулей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170213.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Для реализации компетентностного подхода в подготовке управленческих кадров очень важно выстроить траекторию профессионального становления личности и определить эффективные механизмы развития общекультурных и профессиональных компетенций. Этот исследовательский аспект, несомненно, подчеркивает актуальность проводимого исследования. Таким образом, меняется спектр востребованных личностных качеств молодых специалистов, отражающих формирование их субъектной позиции, необходимость развития креативного мышления, владение высоким уровнем профессиональной готовности. В связи с этим возникает необходимость качественного и содержательного изменения обучающих форм, методов и приемов, технологий, направленных на способность с их помощью эффективно решать задачи в профессиональной деятельности. Таким образом, целью проводимого исследования является необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс специфических педагогических новшеств и приемов, учитывающих запросы общества и требования, которые предъявляют работодатели к бакалавру. Ведущим методом в исследуемой проблеме выступает определение и обоснованность педагогических условий формирования управленческой деятельности у бакалавров: привлечение работодателей к разработке модульной программы профессионального образования, нацеленной на формирование и развитие управленческих компетенций; сочетание различных форм и методов обучения, позволяющих усиливать учебную мотивацию и стимулирующих познавательную активность обучающихся; обоснование и применение системы диагностики формирования и развития управленческих компетенций у будущих бакалавров; применение в образовательной системе инновационных технологий. В статье представлена технологическая модель формирования управленческих компетенций, целью построения которой является развитие управленческих компетенций у бакалавров, обеспечивающих наличие управленческой компетентности. Разработанная технологическая модель опирается на концептуальные положения системного, компетентностного, личностно ориентированного и контекстного подходов и состоит из четырех структурных блоков, раскрывающих цель, содержание, этапы развития компетенций, применяемые методы, формы, средства обучения, а также педагогические условия, с применением модульной образовательной программы профессионального обучения. В результате проведенного исследования нами выявлено, что использование данной программы позволяет будущему бакалавру самостоятельно выбирать траекторию обучения с учетом своих интересов, потребностей и уровня знаний, обеспечивая тем самым индивидуализацию процесса профессионального образования. Вместе с тем выявлено, что сочетание различных активных форм и методов обучения (круглый стол, дискуссия, командный тренинг, самостоятельная работа, кейс-метод, проблемные методы, игровые, методы визуализации) развивают ценностное отношение обучающихся к формированию управленческих компетенций как к результату освоения программы, положительные мотивы профессионального обучения и стимулирует познавательную активность. Статья представляет интерес для преподавателей профессионального обучения, аспирантов, магистрантов, а также руководителей-практиков всех уровней.
Сорочинский М. А., Иванов И. П. Система бронирования аудиторий как часть электронной образовательной среды вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – С. 17–27. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170214.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях высоких требований, предъявляемых к современному образованию, а также благодаря стремительному развитию программных средств, информационных технологий возрастает роль информационного и технологического обеспечения образовательного процесса. Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью создания и развития электронной образовательной среды в образовательных организациях. Электронная образовательная среда является многоаспектным понятием и включает в себя управленческую, методическую, техническую и информационную составляющие. В представленной статье авторы уделяют особое внимание управленческой и технической составляющим в виде разработки системы автоматизации бронирования учебных аудиторий и помещений, которая будет функционировать в рамках электронной образовательной среды вуза, что позволит, по мнению авторов, избежать проблемы перезагрузки и недозагрузки аудиторий, повысить эффективность контроля, а также совершенствовать управление учебным процессом. В нормативно-правовом пространстве создание и развитие электронной образовательной среды обусловлено новой редакцией Федерального закона № 273 и национальным проектом «Образование». Таким образом, целью статьи является описание разработки веб-приложения для электронной образовательной среды университета в области бронирования аудиторного фонда данной организации, которое позволит, по мнению авторов, автоматизировать и упростить процесс управления аудиторным фондом. Основным методом исследования выступил экспериментальный метод (пилотная апробация), с помощью которого были выявлены характерные свойства разработанной системы бронирования аудиторного фонда. В статье рассмотрены принцип работы системы, ее основные функции, осуществлена апробация разработанной программы. Раскрыты критерии, которые учитывались при выборе среды программирования для разработки программы. Данная программа является адаптивной и позволит оптимизировать процесс бронирования аудиторий в различных учебных заведениях, она будет полезна для исследователей в этой области.
Платохина Н. А., Абашина Н. Н. Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – С. 28–39. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170215.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что у детей с задержкой психического развития без целенаправленной помощи взрослого коммуникационная сфера развивается со значительным отставанием, поиск эффективных условий развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья является приоритетным направлением специального образования. Цель статьи – теоретико-методологический анализ научных исследований по проблеме развития детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования, раскрытие содержания инновационного проекта «Я, ты, он, она – вместе дружная семья». Проект направлен на развитие у дошкольников с задержкой психического развития навыков ведения диалога со сверстниками и взрослыми; создание в дошкольной образовательной организации условий, направленных на развитие коммуникативной активности детей с задержкой психического развития в разных видах деятельности; повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации по проблеме исследования; установление сотрудничества с семьями дошкольников с задержкой психического развития и родителями детей с нормой в развитии. В ходе реализации проекта предполагается использование в работе с детьми дошкольного возраста игровых, коммуникативных технологий (беседы-диалоги, тематические праздники и развлечения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы; рассматривание альбомов с фотографиями и т. п.); технологий, применяемых в процессе повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации (анкетирование, консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, портфолио, педсовет, педагогическая гостиная, выставка психолого-педагогической литературы для воспитателей и т. п.); технологий, применяемых в процессе повышения педагогической компетентности родителей (тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, размещение информации для родителей на сайте детского сада, творческий конкурс, тренинги, выставка педагогической литературы для родителей и т. п.).
Шаткин М. А., Саратовцева Н. В. Формы и перспективы взаимодействия светских и духовных образовательных организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – С. 40–52. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170216.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью определения условий диалога между институтами светского и религиозного образования в современной ситуации поиска новых форм передачи национальной духовной традиции и ценностных установок российского народа, а также обобщения регионального опыта по взаимодействию указанных институтов. Тем самым цель проводимого исследования состоит в том, чтобы выявить формы и перспективы взаимодействия светских и духовных образовательных организаций (на примере взаимодействия светских вузов и духовной семинарии). Ведущим методом в исследовании является общенаучный метод теоретического анализа научного опыта отечественных и зарубежных педагогов, психологов и священнослужителей по изучению проблемы взаимодействия светских учебных заведений с религиозными организациями. При исследовании данной проблемы был использован институциональный подход, позволивший проанализировать особенности институтов светского и религиозного образования и выделить возможные направления их сотрудничества. В статье проведен всесторонний анализ опыта Пензенской области в сфере взаимодействия светских вузов и духовной семинарии. Говорится о традиционной связи светских и духовных образовательных организаций, характерной для дореволюционной российской системы образования. Исследованы институциональные и внеинституциональные формы сотрудничества, сложившиеся между преподавателями вузов г. Пензы и священнослужителями Пензенской епархии, преподающими в Пензенской духовной семинарии. Особое внимание авторы статьи уделили рассмотрению деятельности одной из наиболее интересных внеинституциональных площадок в Пензенской епархии – «Философско-богословскому кафе» (преобразованному в 2017 г. в «Религиозно-философское общество»). Указанная диалоговая площадка объединила более пяти образовательных организаций и учреждений культуры этого региона. В состав «Религиозно-философского общества» вошли более десяти ученых-гуманитариев и представителей духовенства. Авторами статьи проанализированы факторы позитивного и негативного педагогического эффекта существующих форм общения представителей Церкви со студентами. Раскрыты условия их успешного общения. Показаны результаты взаимодействия светских вузов и духовной семинарии. Сделан вывод о том, что построение взаимодействия и интеграция религиозной и светской сфер не только возможны и успешны, но и перспективны. Результаты исследования могут быть использованы органами власти и управления в качестве теоретической базы для развития политики в сфере образования и государственно-конфессиональных отношений, а также при разработке стратегий сотрудничества между светскими и духовными образовательными организациями.
Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Едиханова Ю. М., Багаева Л. А. Возможности арт-терапии в преодолении детских страхов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – С. 53–58. – URL: http://e-koncept.ru/2017/172005.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается понятие страхов, их виды и влияние на развитие личности, а также основные направления арт-терапии, особенности художественного творчества, преимущества и возможности использования арт-терапии для коррекции страхов у детей дошкольного возраста.
Бзезян А. А. Особенности "Appearance"-стереотипов преподавателей с привлекательным и непривлекательным внешним обликом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – С. 59–66. – URL: http://e-koncept.ru/2017/172006.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматриваются содержание и степень позитивности/негативности “Appearance”-стереотипов преподавателей, под которыми мы понимаем упрощенные, обобщенные эмоционально окрашенные представления о них, актуализирующиеся на основе их внешнего облика. Применяется модифицированный вариант методики «Диагностика содержания и степени позитивности/негативности “Appearance”-стереотипов» (В. А. Лабунская, А. А. Бзезян, 2013), где в качестве объекта оценки выступают преподаватели, дифференцированные по критерию привлекательный/непривлекательный. Приводятся результаты сравнительного изучения особенностей “Appearance”-стереотипов преподавателей с привлекательным и непривлекательным внешним обликом у студентов. Показано, что степень позитивности/негативности и содержание «Appearance”-стереотипов преподавателей обусловлены аттрактивностью их внешнего облика.
Матвеева Е. В., Дровосеков С. Э. Психологический анализ профессиональной идентичности студентов-юристов – выпускников вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – С. 67–74. – URL: http://e-koncept.ru/2017/172007.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В исследовании рассматриваются и анализируются основные компоненты профессиональной идентичности студентов-выпускников юридического факультета в профессионально-образовательном пространстве вуза. Профессиональная идентичность студентов операционализировалась в нашем исследовании как конструкт, включающий в себя мотивы выбора профессии, образ выбранной профессии, степень активности субъекта в процессе приобретения профессии. В качестве индикатора профессиональной идентичности студентов как адептов в процессе профессионального развития рассматривалась степень отчуждения учебного труда.
Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Терещенко Н. Г. Понятие «управленческая деятельность» в ряду сходных категорий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – С. 75–83. – URL: http://e-koncept.ru/2017/173010.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена анализу понятия «управленческая деятельность» и дифференциации его в ряду сходных категорий: «лидерство», «руководство», «организация», «управление». В статье представлен обзор работ авторов, использующих данные категории, рассмотрены содержание и характеристики понятий, признаки и отличительные особенности, границы применимости, уточнены определения.
Ермолина А. А., Тимшин В. А. Факторы «работающего» онлайн-текста в социальных сетях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – С. 84–90. – URL: http://e-koncept.ru/2017/173011.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье анализируются результаты исследования, проведенного весной 2017 г. среди интернет-пользователей и посвященного изучению факторов наиболее эффективного («работающего») онлайн-текста в социальных сетях. Даются рекомендации практикам в сфере интернет-коммуникации.
Тымчук Ю. А. Обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью: новые предложения по стабилизации гражданского оборота // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – С. 91–96. – URL: http://e-koncept.ru/2017/173012.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В работе анализируется законопроект от 06.09.2017 г. № 261549-7 «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона “О государственной регистрации недвижимости”», предусматривающий введение обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью, принадлежащей одиноко проживающим гражданам, а также лицам, находящимся под патронажем и попечительством. Подчеркивается, что нововведение, предложенное авторами законопроекта, безусловно, заслуживает внимания, так как является очередной мерой, способствующей стабилизации гражданского оборота недвижимости посредством ужесточения правил совершения сделок с ней. Вместе с тем рассматриваемый законопроект содержит определенные недостатки, которые ставят под сомнение перспективу его одобрения.
Экономика
Тимиргалеева Р. Р., Гришин И. Ю. Модель инновационного развития внутренних бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе экологистики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – С. 97–103. – URL: http://e-koncept.ru/2017/174010.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье обоснована необходимость разработки и внедрения модели инновационного развития внутренних бальнеологических курортных территорий на основе концепции экологистики. Выделены основные функции государственного управления в данной сфере. Предложена модель механизма экологистики и основные этапы внедрения системы.
Мартышенко Н. С. Аналитический обзор анализа пищевого поведения студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – С. 104–111. – URL: http://e-koncept.ru/2017/174011.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Питание является важнейшей составляющей здоровья студентов. В России в последние годы наметилась устойчивая тенденция ухудшения структуры питания студентов, что подтверждается многочисленными публикациями на эту тему. В работе представлен аналитический обзор различных направлений исследований, посвященных сфере общественного питания студентов. Сформулированы некоторые рекомендации по совершенствованию системы организации питания образовательных учреждений.
Ларченко О. В., Шихалова В. Г. Пути решения проблем кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – С. 112–119. – URL: http://e-koncept.ru/2017/174012.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье анализируется современное состояние рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Указаны проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства при кредитовании. Рассматривается роль Корпорации МСП на рынке кредитования. Представлены результаты деятельности Корпорации МСП и «МСП Банк» в целом по Российской Федерации, а также в Республике Карелия, указаны перспективы развития рынка.
Койкова Т. Л., Копытина Ю. А., Ральникова Е. Л. Товарный ассортимент как объект менеджмента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – С. 120–125. – URL: http://e-koncept.ru/2017/174013.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
К числу перспективных и быстроразвивающихся секторов экономики России относится розничная торговля. Стабильность торговли зависит от полноты, рациональности и устойчивости ассортимента товаров. Именно ассортимент является тем элементом, который связывает предприятие и рынок, выступая объектом экономического обмена и средством удовлетворения существующей потребности. Поэтому одним из ключевых направлений деятельности менеджмента любой организации является управление товарным ассортиментом
Бексултанов А. А. Государственный финансовый контроль и его принципы в Кыргызской Республике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2017/174014.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается система надзора контрольных органов с целью обоснованной оценки эффективности деятельности учреждений и организаций, проверки законности и целесообразности финансовых операций, выявления резервов улучшения использования ресурсов и увеличения доходов государственного бюджета.
Филология; искусствоведение; культурология
Михеева Е. С., Свицова А. А., Рублева О. С. Проблема перевода прецедентных феноменов в художественном тексте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – С. 131–139. – URL: http://e-koncept.ru/2017/175010.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматриваются особенности перевода прецедентных феноменов в романе К. Бушнелл «Секс в большом городе». Под прецедентными феноменами мы понимаем явления, широко известные представителям национально-лингвокультурного сообщества, актуальные в когнитивном плане и постоянно возобновляющиеся в речи представителей какого-либо лингвокультурного сообщества. Существует несколько способов перевода прецедентных феноменов: транскрипция и транслитерация, генерализация и конкретизация, грамматические трансформации, антонимический перевод и описательный перевод. В романе присутствует огромный пласт различных прецедентных имен и названий, и в связи с этим перевод романа, выполненный Н. Банке, представляет большой интерес.
Белозерцева Н. В., Богатырева С. Н., Павленко Т. С. Особенности передачи авторского стиля при переводе пьесы Б. Шоу "Pygmalion" с английского языка на русский // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – С. 140–150. – URL: http://e-koncept.ru/2017/175011.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается понятие «авторский стиль», его соотношение с термином «идиостиль». Выявляется роль авторского стиля в художественных произведениях, в драматургии. Определяется специфика авторского стиля Бернарда Шоу как драматурга и создателя пьесы «Пигмалион». Выявляются те черты авторского стиля Б. Шоу, которые составляют инвариант перевода произведения. Проводится анализ двух переводов пьесы Б. Шоу «Пигмалион» с целью определить основные особенности передачи авторского стиля при переводе.
Сагынбеков И. С. Статистика окончаний, образующих имя прилагательное в произведениях Ч. Айтматова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – С. 151–154. – URL: http://e-koncept.ru/2017/175012.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье приведены результаты сравнительного анализа окончаний, образующих имя прилагательное в произведениях Ч. Айтматова.