№ 10 (октябрь)

Педагогика
Калинина Н. В., Зуев В. А. Особенности организации практико-ориентированного обучения при подготовке специалистов в области кораблестроения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 1–15. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191061.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Переход на уровневую систему высшего профессионального образования и реализация принципов компетентностного подхода потребовали новых взглядов на образовательный процесс при подготовке специалистов в области кораблестроения. Поэтому возникла проблема разработки новых учебных планов подготовки бакалавров-кораблестроителей с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования и профессиональных стандартов. Цель статьи – оценить новые учебные планы по образовательной программе подготовки инженеров-кораблестроителей с учетом компетентностного подхода, требований рынка труда и профессиональных стандартов, а также соответствие компетентности выпускников запросам экономики и общества. В статье представлены особенности организации практико-ориентированного обучения при подготовке специалистов в области кораблестроения при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Рассмотрены проблемы в подготовке бакалавров, вызванные разработкой и введением новых учебных планов при переходе на уровневую систему образования. Рассмотрены особенности учебной и производственной практики. Предложенная образовательная программа подготовки кадров в области кораблестроения в полной мере отвечает вызовам времени, запросам экономики и общества, способствует решению задач, которые сегодня стоят перед нашей страной в целях повышения конкурентоспособности, технологического перевооружения судостроительной промышленности, кардинального роста производительности труда. Сочетание теоретического обучения с практикой позволяет обучающимся успешно освоить образовательную программу по направлению «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры». Компетенции выпускников, сформированные за время обучения, во многом определяют надёжность, эффективность производственного процесса и внедрение новых технологий.
Котряхов Н. В. Формирование нравственных чувств у обучающихся в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 16–25. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191062.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность и значимость настоящего исследования обусловлены изменениями социально-политической и экономической ориентации России на возвращение к демократическим ценностям и рыночным отношениям. Они привели к смене приоритетов в иерархии нравственных ценностей общества, резко изменили цели и ценности образовательного процесса на современном этапе. Отметим, что федеральные государственные образовательные стандарты одним из наиболее значимых элементов воспитания, развития и обучения в современной начальной школе обозначают активную и целенаправленную воспитательную работу педагога с учащимися. Этот вид работы направлен прежде всего на формирование нравственности и ценностных ориентаций обучающихся в младшем школьном возрасте. В психолого-педагогических исследованиях обосновывается значимость целенаправленного формирования нравственности личности с более раннего возраста. Анализ трактовок нравственности показывает разночтение в наборе нравственных чувств, лежащих в основе формирования нравственности личности. Данное разночтение приводит к размытию целостной системы формирования нравственных чувств личности, что определяет проблему исследования. Соответственно, целью статьи является выделение базового набора нравственных чувств, лежащих в основе формирования нравственности у детей младшего школьного возраста. Ведущим подходом при этом выступает субъектно-развивающий подход. Подход объясняет развитие личности достижением ею уровня субъекта через целостность внешнего, внутреннего и времени. В результате проведенного исследования автором статьи выделяется три основных нравственных чувства, которые следует приоритетно развивать у детей младшего школьного возраста в доступном для них понимании (доброта, красота, любовь). Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о нравственных чувствах личности, формируемых с учетом возрастных предпосылок. Практическое использование результатов исследования позволяет выстроить эффективную работу по формированию нравственности у обучающихся в начальной школе.
Землина Е. М. Формирование предпринимательских компетенций обучающихся в условиях ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 26–36. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191063.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
На сегодняшний день одним из главных направлений политики государства считается развитие университетского пространства для поддержания предпринимательских инициатив и создания условий для ведения бизнеса. Приоритетной задачей развития экономики Российской Федерации является в том числе создание благоприятной институциональной среды для ведения предпринимательской деятельности. Процессы трансформации системы высшего образования и экономика современного общества определяют запросы государства, рынка труда, а также систему подготовки кадров в нашей стране. Важно, что все инициативы по развитию молодежного бизнеса поддерживаются как Правительством Российской Федерации (РФ), так и Министерством науки и высшего образования РФ. В связи с этим ряд университетов, в том числе и Южный федеральный университет, активно реализуют новые модели профессиональной подготовки на уровне всех ступеней образования с привлечением предприятий реального сектора экономики, что говорит об актуальности проводимого исследования. В статье затронута проблема подготовки компетентных специалистов по запросу современного работодателя, обладающих предпринимательскими, управленческими компетенциями. Проанализированы исследования отечественных и зарубежных ученых, описывающие компетентностный подход к подготовке специалистов, а также рассмотрено определение «предпринимательская компетенция» и обоснована необходимость её формирования. Исследование проводилось на базе Южного федерального университета. Цель работы в данном направлении – показать, какие существуют тенденции работы федерального университета, влияющие на формирование у студенческой молодежи предпринимательских компетенций, с использованием в образовательном процессе современных форм работы со студенческими бизнес-проектами. При проведении исследования были использованы такие методы, как анализ педагогической литературы, анкетирование и наблюдение за студенческими группами, прошедшими акселерационный интенсив, что является одной из последних инноваций в образовании. В результате проведенного исследования нами были выявлены основные тенденции работы федерального университета, влияющие на формирование у студенческой молодежи предпринимательских компетенций.
Макаренко Т. А. Организация методического сопровождения профориентационной деятельности педагога дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 37–51. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191064.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Дополнительное образование детей (ДОД) помогает обучающимся развиваться в силу своих интересов и направленности, что в будущем может повлиять на их профессиональное самоопределение. Проблема недостаточности разработанного методического обеспечения в рамках профориентации детей позволяет нам поднять вопрос об организации методического сопровождения педагогов ДОД. Целью нашего исследования является моделирование и апробация процесса методического сопровождения профориентационной деятельности педагога дополнительного образования детей. Термин «методическое сопровождение» нами определяется как взаимодействие методиста и педагога, направленное на преодоление у педагога возникающих затруднений в области профориентации обучающихся, реализующееся на основе компетентностного подхода, проектируемое с учетом индивидуального опыта педагога, который ориентирован на поиск оптимальных средств удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и их потребностей в профессиональном самоопределении. Нами проведено несколько исследований посредством ранжирования и анкетирования родителей и преподавателей, которые определили приоритетные направления обучения детей в дополнительном образовании и основные затруднения преподавателей в профориентационной деятельности. Таким образом, основываясь на компетентностном подходе (практико-ориентированность в обучении, «знаю как…», «даю продукт»), приняв во внимание стандарт педагога дополнительного образования детей, проанализировав статистические данные занятости детей в Республике Саха (Якутии) в дополнительном образовании, изучив предпочтения родителей в ДОД, работу методистов и затруднения преподавателей, мы разработали функциональную модель методического сопровождения профориентационной деятельности педагогов ДОД. Функциональная модель включает: принципы построения методического сопровождения в профориентационной деятельности педагога (консультативности, практико-ориентированности, мобильности, сознательности); четыре этапа работы методиста с преподавателями (консультативный, разработка рекомендаций, планирование, мониторинг); поэтапные формы работы; критерии эффективности методического сопровождения профориентационной деятельности педагогов ДОД (готовность педагога ДОД осуществлять этот вид деятельности и умение преодолевать затруднения). Функциональная модель нацелена на формирование педагогических умений, необходимых для профориентационной деятельности педагога ДОД. Разработанная модель была апробирована на базе Детского (подросткового) центра (Д(П)Ц) г. Якутска. Результаты показали положительную динамику работы преподавателей в рамках профориентационной деятельности.
Воронова А. А., Кравец К. К. Формирование медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 52–64. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191065.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современных условиях информатизации и глобализации общества особую актуальность приобретает формирование медиаграмотности у детей средствами образования. В Декларации ООН по правам человека отмечено, что медиаграмотность составляет важную часть компетенций современного человека. Кроме этого Международная академия медиаисследований отмечает, что медиакомпетентность необходима для сохранения исторически точной информации. Средства массовой информации, компьютерные технологии и глобальная сеть Интернет играют важную роль в жизни современного человека. Любой образовательный процесс всегда обращается к медиа: будь то книги, фильмы или современные компьютерные технологии, включая Интернет. Большой поток разнообразной и не всегда корректной и достоверной информации, распространение таких явлений, как кибермошенничество, интернет-зависимость, сайтов, пропагандирующих девиантное поведение, – негативные стороны повсеместного распространения медиапродуктов. Особо уязвимой категорией являются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Медиаграмотность у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – важная составляющая на пути их личностного развития, социализации, будущей самостоятельной жизни в обществе. Цель статьи: на основе теоретического анализа литературы и педагогического опыта выявить трудности и условия для успешного формирования медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В статье авторы, анализируя труды отечественных и зарубежных исследователей, обращаются к понятию «медиаграмотность». Данное понятие имеет терминологическое разнообразие и рассматривается исследователями с разных точек зрения. Авторы обосновывают актуальность мало изученной наукой проблемы формирования медиаграмотности у обучающихся в условиях инклюзии. Особое внимание в статье уделяется трудностям, с которыми сталкиваются педагоги инклюзивных классов, и возможностям их преодоления в процессе формирования медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ведущими в исследовании выступают концепции Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития и А. Н. Леонтьева о деятельностном подходе. Авторы выделяют три блока условий, необходимых для организации данного процесса при работе с детьми с нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью, нарушениями аутистического спектра. При описании комплекса условий, способствующих формированию медиаграмотности, авторами учитываются следующие аспекты: социальный заказ общества; специфика учебно-воспитательного процесса в инклюзивной среде. Статья может представлять интерес для учителей общеобразовательных школ, студентов направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», аспирантов.
Психология
Пятилетова Л. В. Психология эмоциональных отношений: экзистенциальный анализ (романтической) любви // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 65–71. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192037.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Психология любви имеет долгую историю становления и развития. Однако основная цель по выявлению природы и сущности любовного чувства не была «окончательно» достигнута. Взрывной характер ХХ в. позволил намного ближе подойти к реализации этой цели, поскольку в этот период была реабилитирована человеческая чувственность, открывшая новые возможности для реализации «частного» бытия личности. Предметом исследования данной статьи является экзистенциальная аналитика любви католического теолога Дитриха фон Гильдебрандта, занимающая особое место в теоретических исследованиях любви ХХ в.: в программной работе о любви («Метафизика любви») автор предпринял (увенчавшуюся успехом) попытку выявления психологической сущности романтической любви, являющейся начальным этапом чувства любви вне зависимости от культурно-исторического контекста и содержащим потенциал саморазвития любовного чувства.
Краснова К. А. Лингводидактический аспект формирования у детей связной устной речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 72–78. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192038.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена вопросам учета лингводидактического аспекта в формировании у детей связной устной речи. В статье определены основные понятия «язык», «речь», «связная речь», «методика» и «лингводидактика», а также проведен критический обзор мнений отечественных и зарубежных авторов. Автором представлен обобщенный анализ опыта использования творческого пересказа в процессе формирования связной устной речи у дошкольников и сформированы критерии оценки формирования и развития связной речи.
Куликова Е. А. Стрессы в профессиональной деятельности: причины возникновения и пути преодоления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 79–88. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192039.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В связи с актуальностью проблемы психоэмоциональных перегрузок работников в статье предпринята попытка раскрыть сущность понятия «стресс», рассмотреть стадии развития стресса, некоторые причины возникновения стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности, способы снижения негативного влияния стрессовых факторов на физическое и психологическое здоровье работников. Показана необходимость учета индивидуально-психологических особенностей личности при выборе эффективных средств эмоционально-психологической разгрузки. Приведен пример решения актуальной для транспортной компании задачи здоровьесбережения и сохранения высокой работоспособности сотрудников, деятельность которых подвержена регулярным психоэмоциональным перегрузкам, путем применения специально разработанной методики психорегулирующей тренировки.
Хан О. Н. Активизация социально-психологической адаптации студентов в процессе совершенствования языковой компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 89–95. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192040.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена актуальной проблеме активизации социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе в соответствии с требованиями, которые предъявляет к ним новая среда; в работе рассматриваются различные формы адаптации: внешняя и полная, создающая возможность организации совместной деятельности. В статье представлены особые возможности совершенствования языковой компетентности студентов как способа активизации процесса адаптации и его основные направления: улучшение коммуникативных навыков, умения структурировать мыслительный процесс; активизация интеграции в социум согласно выдвигаемым им требованиям.
Садыков Р. М., Большакова Н. Л. Социально-психологическая профилактика суицидального поведения среди молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 96–102. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192041.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Одна из глобальных проблем в настоящее время – суицид как проявление девиантного поведения в обществе. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения за последние 15 лет, суицидальные явления среди лиц в возрасте 15–29 лет возросли в два раза, а в развитых странах они занимают передовые места. Среди подростков смертность от суицида находится на четвертом месте в мире после травматизма, инфекционных и онкологических заболеваний. Россия занимает одну из лидирующих позиций по завершенным суицидам среди молодежи. В стране возникла острая необходимость проведения профилактики суицидального поведения среди молодежи. Оптимальная система превенции, интервенции и поственции самоубийств на практике объединяет системы образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел, религиозных учреждений, усилия негосударственных организаций, а также гарантирует налаженную связь между ними. Основными направлениями должны стать раннее диагностирование групп суицидального риска, проведение профилактики алкоголизма и наркомании среди населения, формирование полного состава звеньев суицидологической службы в каждом регионе страны.
Воложанинова В. А. Готовность младших школьников с нарушенным слухом к продуцированию связных высказываний // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 103–108. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192042.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье сообщается о состоянии связной устной речи слабослышащих детей младшего школьного возраста. Представлены результаты проведённого исследования. Приведены примеры речевой продукции обучающихся. Указаны специфические ошибки, которые допускают дети с нарушенным слухом при пересказе текстов, а также их самостоятельном построении. На основании полученных данных сделан вывод о низкой степени готовности учеников самостоятельно продуцировать связные высказывания.
Юридические науки
Кудряшов К. В., Санькова А. А. Конституционно-правовые проблемы и последствия отмены действующей Конституции РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 109–118. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193059.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Конституция РФ 1993 г. стала объектом критики ещё в момент её принятия. Направления этой критики различны: от обвинений в том, что Конституция закрепляет колониальный политический режим и внешнее управление Россией, до обвинений в том, что она является нормативным правовым актом социального противостояния в обществе и уже не способна обеспечивать его стабильность. Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» определяет, что лишь положения главы 1 «Основы конституционного строя», главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» и собственно сама глава 9 не могут быть пересмотрены, поэтому возможна отмена действующей Конституции РФ и принятие новой конституции России. Все остальные поправки к главам 3–8 принимаются в порядке принятия федерального конституционного закона и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Последнее представляется вполне возможным, и подобные поправки к указанным главам уже действуют с 2008 г. Уместна ли в этом случае отмена действующей конституции страны, не повлечёт ли эта отмена ликвидацию наиболее важных основ современного российского государства, а с ними и существующих ныне конституционных прав и свобод человека и гражданина в России? Рассмотрению проблем отмены действующей Конституции России и правовых последствий данного шага посвящена данная статья.
Шафоростова К. И. Ознакомление с материалами дела: необходимость повышения доступности процедуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 119–125. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193060.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Право на ознакомление с материалами дела в арбитражном процессе является одним из важнейших для участников судопроизводства. Однако при реализации данного права лица, участвующие в деле, могут столкнуться с некоторыми проблемами. Автор анализирует правила ознакомления с материалами дела в различных арбитражных судах страны и предлагает несколько вариантов для упрощения доступа участников дела к документам для ознакомления.
Коваленко М. А. Законодательное регулирование понятий «органическая продукция» и «экологически чистый продукт» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 126–132. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193061.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается соотношение понятий «органическая продукция» и «экологически чистый продукт», международные и зарубежные акты, относящиеся к регулированию производства органической продукции, анализируется необоснованность созданного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации проекта федерального закона об экологически чистых продуктах.
Экономика
Бунина А. Ю., Павлюченко Т. Н. Основные средства: учет по требованиям Федерального стандарта бухгалтерского учета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 133–140. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194058.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проект федерального стандарта бухгалтерского учета (далее – ФСБУ) «Основные средства» устанавливает новые правила ведения учета объектов основных средств. Проект ФСБУ «Основные средства» разрабатывался на основе МСФО (IAS) 16 «Основные средства», который существенно отличается от действующего ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В статье проанализированы основные положения данного проекта, дано их сравнение с ПБУ 6/01.
Филологические науки
Лопатин М. А. Развитие коммуникативной компетенции студентов с помощью навыков критического мышления на занятиях по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 141–147. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195029.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В работе рассматривается роль критического мышления студентов в улучшении их коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку. Отмечена взаимосвязь между уровнем критического мышления и выработкой уверенного владения языковыми средствами. Предложен ряд практических коммуникативных заданий по английскому языку, которые может использовать преподаватель для стимулирования критического мышления у студентов. Сделаны выводы об улучшении коммуникативной компетенции студентов и формировании в их сознании системы изучаемого языка.
Ананьина М. А. Функции аллюзивных антропонимов в романе Надин Гордимер «Сказание моего сына». // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 148–154. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195030.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена анализу функционирования в художественном тексте стилистического приема аллюзивного антропонима на материале романа Надин Гордимер «Сказание моего сына». Исследование основано на теоретических положениях, изложенных в трудах В. И. Супруна, А. В. Суперанской, Н. В. Васильевой, Ю. А. Карпенко и других ученых. В статье проводится анализ и систематизация имеющихся в филологии классификаций функций имен собственных и осуществляется исследование функций аллюзивных антропонимов в романе. В качестве ведущих выделяются текстообразующая и стилистическая функции. Текстообразующая функция проявляется в текстовом развертывании, иррадиации имени в контексте, глубинной проработке идей автора в создании образов персонажей. Стилистическая функция выражается в апелляции к эмотивной, экспрессивной и оценочной сторонам значения аллюзивного имени, в выражении глубинных смыслов путем активизации вечных смыслов таких авторитетных отсылок, как библейские аллюзии, аллюзии на греко-римскую мифологию и произведения Шекспира.
Ващенко И. В. Бидермейерская доминанта «дом» в новеллистике и поэзии Пауля Хейзе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 155–162. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195031.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Разножанровое творчество Пауля Хейзе до сих пор в достаточной степени не изучено. Данная статья представляет собой первую попытку рассмотреть не только новеллистику, но и поэзию автора в контексте литературы бидермейера. На основе анализа нескольких новелл и стихотворений писателя в статье иллюстрируются особенности воплощения в произведениях Хейзе такой значимой доминанты бидермейерского стиля, как «дом».
Рыбкина С. Н. Основные виды межъязыковых семантических корреляций германского происхождения в сфере основного словарного состава немецкого и английского языков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 163–169. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195032.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена выявлению основных видов межъязыковых семантических корреляций германского происхождения в сфере основного словарного состава двух близкородственных языков – немецкого и английского. Актуальность обращения к области контрастивных лингвистических исследований обусловлена ростом их практической значимости в связи с ситуацией полиглоссии в современном научно-образовательном пространстве и необходимостью кумулирования когнитивно-лингвистического опыта при изучении нескольких языков, предполагающем учет их внутри – и межсистемных связей.
Житова Д. Е. Перевод лирических компонентов прозаических сказок Роальда Даля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 170–178. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195033.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена вопросам перевода стихов и песен как компонентов прозаических сказок Р. Даля. Показано, что при их переводе трудность для переводчика представляют черный юмор и повседневные реалии. Чёрный юмор оказывается главным фактором трансформации текста в современных переводах – или опущения значительных отрывков текста, или смягчения их до простого юмора.