№ 05 (май)

Педагогические науки
Апанасюк Л. А., Зацепина Е. А., Рудинова Ю. И., Очача М. В., Амбарцумян Е. М. Технология профориентационных веб-квестов как фактор повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201030.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования в статье обусловлена развитием в современном мире процессов глобализации и интенсификацией международного сотрудничества в различных сферах профессиональной деятельности, что влечёт за собой насущную необходимость в подготовке студентов к межкультурной коммуникации. Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование технологии профориентационных веб-квестов как фактора повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации. В исследовании использованы теоретические методы (изучение и анализ педагогической, методической литературы, материалов и публикаций педагогической и публицистической печати по проблемам исследования, а также конкретизация, аналогия, моделирование и анализ педагогического опыта вузов) и эмпирические методы (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, тестирование, анализ результатов учебной деятельности студентов, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, качественный и количественный анализ данных эксперимента и их математическая обработка). По итогам исследования в статье представлены теоретическое и практическое обоснование необходимости и значимости использования технологии профориентационных веб-квестов как фактора повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику обучения иностранному языку в аспекте подготовки студентов к межкультурной коммуникации. Результаты исследования отображают принципы организации работы на основе применения технологии профориентационных веб-квестов при обучении иностранному языку; расширяют представление о технологии профориентационных веб-квестов; обосновывают критерии и показатели готовности студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов. Практическая значимость исследования состоит в разработке оценочного инструментария, позволяющего определять эффективность подготовки студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов; во внедрении в учебно-образовательный процесс технологии профориентационных веб-квестов с целью подготовки студентов к межкультурной коммуникации.
Ван Я. , Крутых Н. Г., Белянский Р. Г. Лингвокультурологическая парадигма обучения русскому языку иностранных студентов первого курса в неязыковых вузах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 14–26. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201031.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблемы оптимизации процесса обучения русскому языку иностранных студентов первого курса в неязыковых вузах и формирования универсальной компетенции обусловливают актуальность исследования в статье. Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование лингвокультурологической парадигмы обучения русскому языку иностранных студентов первого курса в неязыковых вузах. Для достижения цели исследования был использован метод опроса с целью получения объективной и субъективной информации об успешности русскоязычной коммуникации иностранных студентов первого курса в неязыковых вузах и полноценности материалов, предоставляемых студентам для обучения русскому языку и культуре страны изучаемого языка. По итогам исследования в статье представлена дидактическая модель обучения русскому языку иностранных студентов первого курса в неязыковых вузах, разработанная в контексте лингвокультурологической парадигмы. Предложенная модель обучения реализована в российских и зарубежных вузах. Дидактическая модель обучения направлена на формирование у обучаемых универсальной компетенции. Универсальная компетенция предполагает, что студенты будут использовать приобретенные умения и навыки в области русского языка в целях реализации межкультурного общения в стране изучаемого языка. Универсальная компетенция в рамках исследования включает языковой, речевой, предметный и культурологический компоненты. Новизна проведенного исследования заключается в том, что предпринята попытка теоретически обосновать и разработать лингвокультурологическую парадигму обучения русскому языку иностранных студентов первого курса в неязыковых вузах – на основе выявленных коммуникативных и культурологических потребностей, а также теоретически обосновать отбор и презентацию лингвокультурологического материала, которые способствуют формированию универсальной компетенции. Теоретическая значимость и практическая ценность работы состоят в том, что в ней на основе изучения лингводидактических и культурологических потребностей иностранных студентов первого курса в неязыковых вузах и соотнесения их с коммуникативными потребностями по использованию русского языка в стране изучаемого языка разработана лингвокультурологическая парадигма обучения русскому языку.
Сизова Е. В., Кайзер Б. А. Специфика формирования метапредметных компетенций в процессе иноязычной подготовки студентов факультета журналистики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 27–41. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201032.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье анализируются специфика, дидактические возможности и педагогические особенности реализации метапредметного подхода в процессе иноязычной подготовки будущих журналистов (направление 44.03.02, уровень бакалавриата). Актуальность исследования определяется необходимостью модернизации системы журналистского образования, обусловленной новыми социальными тенденциями и потребностями информационного общества, в том числе процессом конвергенции СМИ, появлением новых видов связей с общественностью, включенностью журналистов в глобальное медиапространство, систему различных профессиональных сообществ, широкую социальную, политическую и культурную деятельность. Цель настоящего исследования – обосновать методологию и описать педагогические условия и практические приемы формирования метапредметных компетенций студентов-журналистов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык». Для достижения цели исследования использовались следующие теоретические и эмпирические методы: анализ, синтез и классификация научно-педагогической информации, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, элементы контент-анализа, методы статистической обработки экспериментальных данных. Основным результатом исследования стало выявление тех универсальных метакомпетенций будущих журналистов, которые можно эффективно формировать в процессе иноязычной подготовки в вузе, что было подтверждено в ходе проведения опытно-экспериментальной работы. Теоретическая значимость исследования заключается в описании и классификации метапредметных компетенций, необходимых для работы в публичной сфере и включающих такие ключевые характеристики личности, как коммуникативные и управленческие навыки, лидерские качества, умение работать в команде, способность к самоорганизации, целеустремленность, метакогнитивные компетенции, навыки критического и аналитического мышления, навыки работы с информацией и т. д. Практическую значимость имеют положительные результаты опытно-экспериментальной работы, проводившейся на базе факультета журналистики Кубанского государственного университета и направленной на формирование метапредметных компетенций студентов в процессе внедрения технологий метапредметного обучения в систему иноязычного образования.
Декина Е. В., Шалагинова К. С. Современные методы профориентационной работы как условие формирования у обучающихся способности планировать и реализовывать персональный образовательно-профессиональный маршрут // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 42–55. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201033.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья направлена на анализ и совершенствование существующих практик профориентации. Сегодня меняется ребенок, мир профессий, общество, претерпевают изменения профессионально важные качества, что ведет за собой необходимость обоснования, наполнения новым содержанием технологий профессионального самоопределения. Цель статьи – анализ современных методов профориентационной работы в подростковом и юношеском возрасте, оценка эффективности программ подготовки учащихся к осознанному выбору профессии в постоянно усложняющихся и расширяющихся условиях жизни. Авторы отмечают важность формирования готовности к осознанному и самостоятельному построению персонального образовательно-профессионального маршрута, активного включения обучающихся, их родителей в процесс самоопределения. Рассматриваются основные методы профориентации: информационные, активизирующие, развивающие, диагностико-консультационные. Целевая категория исследования – обучающиеся 7–9-х классов. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (анкетирование, тестирование, формирующий эксперимент). Актуальной является разработка предложений по совершенствованию системы современной профориентации. В результате переосмысления новых подходов к профориентации авторы акцентируют внимание на подготовке специалистов, осуществляющих психолого-педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и реализации образовательно-профессионального маршрута. Результаты исследования могут быть положены в основу проектирования новых средств и содержания профессионального самоопределения. Исследование отвечает на важный вызов современности – создание системы профессионального самоопределения учащихся и профессионального роста специалистов. Материалы статьи могут быть использованы студентами-бакалаврами психолого-педагогических направлений подготовки, исследователями и практиками, занимающимися вопросами профориентационной работы, организации психологической помощи обучающимся.
Громова Т. В. Информационный этап технологии подготовки преподавателей вуза к работе в режиме дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 56–64. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201034.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Одной из приоритетных задач российского образования, реализующего инфокоммуникационные, цифровые технологии, признано широкое использование дистанционного обучения, которое приравнивается к традиционному. Актуальность работы резко возрастает в связи с тем, что в условиях распространения коронавируса и роста реальной опасности заражения им практически все образовательные заведения переходят на режим дистанционного обучения. Ключевой фигурой в решении обозначенной проблемы выступает преподаватель, от уровня подготовки которого в значительной степени зависит результативность всего процесса дистанционного обучения. Цель исследования – повышение качества подготовки преподавателей вуза к деятельности в режиме дистанционного обучения посредством поэтапного формирования профессионально значимых качеств. В работе использовались как теоретические (выявление противоречий рассматриваемой проблемы, анализ, синтез, сравнение и др.), так и эмпирические (наблюдение, опрос, тестирование, мониторинг и др.) методы исследования. Главные результаты исследования: всесторонний анализ источников по обозначенной тематике; на основе ранее разработанной технологии подготовки преподавателей дистанционного обучения определены этапы технологии и дана характеристика информационного этапа; представлены средства, методы и методики, используемые на данном этапе обучения, показана деятельность руководителя курса и преподавателей. Теоретическая значимость состоит в определении термина «технология», требований к разрабатываемым технологиям дистанционного обучения, проектировании информационного этапа технологии подготовки преподавателей дистанционного обучения. Практическая значимость работы заключается в возможности использовать выводы исследования в процессе подготовки/переподготовки преподавателей дистанционного обучения. Полученные в ходе исследования результаты могут использоваться при повышении профессиональной готовности преподавателей вуза к работе в системе дистанционного обучения в образовательных заведениях разного профиля.
Робаре С. Х., Левченко В. В., Киреева И. А. Психолого-педагогические условия развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 65–77. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201035.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Поиски путей оптимизации обучения профессионально ориентированному иностранному языку в последнее время стали более активными. В этом плане особый интерес представляет изучение теории и практики применения ряда интенсивных психолого-педагогических методик и применение инноваций в традиционной методике обучения профессионально ориентированному иностранному языку. В связи с этим данная статья посвящена такой актуальной теме, как создание психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка. Цель настоящего исследования – разработка психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка. Основные методы исследования: изучение и теоретический анализ научных трудов по психологии и педагогике; анализ программ и учебно-методической литературы российских и зарубежных университетов, традиционной и интенсивной методик обучения профессионально ориентированному иностранному языку; обобщение передового российского и зарубежного педагогического опыта; анкетирование, наблюдение, беседы, ролевые игры и ситуации, тестирование; педагогический эксперимент в условиях реального обучения профессионально ориентированному иностранному языку в российских и зарубежных университетах; статистическая обработка результатов эксперимента. По результатам работы теоретически обоснована и экспериментальным путем проверена эффективность предложенных психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка. Теоретически обоснована и экспериментальным путем проверена действенность предложенных психолого-педагогических условий развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные психолого-педагогические условия развития аналитических способностей студентов к изучению профессионально ориентированного иностранного языка введены в конкретный учебно-воспитательный процесс обучения профессионально ориентированному иностранному языку в российских и зарубежных университетах. Подготовлены методические рекомендации по использованию разработанных психолого-педагогических условий для преподавателей иностранных языков.
Семенец Т. А. Экспериментальная оценка эффективности использования дидактических игр с блоками Дьенеша в развитии сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 78–93. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201036.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Познавать окружающий мир ребенок начинает через ощущения и восприятие с первых дней жизни, и по мере взросления этот процесс приобретает все большую значимость. Накапливая определенный багаж сенсорных знаний, ребенок учится оперировать ими, классифицировать, соотносить, применять в реальной жизни, и таким образом закладывается основа для развития памяти, мышления, речи, т. е. сенсорное развитие образует ту базу, на которой будет строиться дальнейшее интеллектуальное развитие личности. Это объясняет необходимость специально организованной целенаправленной работы по его развитию, в том числе в условиях дошкольного образовательного учреждения. На сегодняшний день существует несколько известных систем сенсорного воспитания, которые в той или иной степени используются в образовании дошкольников. Среди зарубежных это в первую очередь система М. Монтессори, в отечественной педагогике довоенного периода следует отметить разработки Е. И. Тихеевой. Современная российская система сенсорного воспитания дошкольников основывается на психологической теории восприятия, и в первую очередь на трудах Л. А. Венгера, идеи которого были развиты такими педагогами, как А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, А. М. Леушина, В. И. Логинова. При этом, вне зависимости от методологических подходов, и теоретики и практики сходятся в мысли, что одним из наиболее эффективных инструментов развития сенсорного восприятия дошкольника являются дидактические игры. Целью данной работы стала экспериментальная оценка эффективности использования дидактических игр с блоками Дьенеша в развитии сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста. Сравнительный анализ результатов диагностики уровня развития сенсорного восприятия, проведенных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, доказал эффективность разработанной и реализованной программы, поскольку уровень сенсорного восприятия детей экспериментальной группы, куда целенаправленно отбирали детей с более низким уровнем сенсорного развития, существенно возрос, при этом отмечена статистически значимая отрицательная динамика числа детей с низким уровнем сенсорного развития. Полученные результаты доказывают эффективность использования дидактических игр с блоками Дьенеша в развитии сенсорного восприятия младших дошкольников.
Абрамовских Н. В., Асланова А. Т. Сущностная характеристика процесса формирования умений решать конструкторско-технологические задачи у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 94–109. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201037.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В современной системе образования особую актуальность имеют вопросы организации технологического образования, в том числе включающие подготовку обучающихся к выполнению задач конструкторско-технологической деятельности, в силу приоритетности данного направления развития экономики страны, что говорит об актуальности проводимого исследования. В связи с этим усиливается необходимость поиска подходов к системному формированию соответствующих умений, в том числе на ступени начального общего образования. Решение конструкторско-технологических задач обучающимися начальной школы можно рассматривать как ведущее средство развития творческой личности и формирования мотивации к профессиональной деятельности конструкторско-технологической направленности в будущем. Обучение современным методам создания новых технических решений оказывает развивающее влияние на личность младшего школьника, поскольку способствует изменению собственного восприятия технических объектов, помогает преодолевать инертность мышления, совершенствует навыки концентрации внимания, способствует становлению таких качеств личности, как решимость и воля при постановке и достижении целей. Система формирования и развития конструкторско-технологических умений обучающихся должна быть непрерывной, начиная со школьного возраста и заканчивая самообразованием после обучения в вузе. Несмотря на достаточно большой интерес в теории и практике к разработке изучаемого аспекта, необходимо более детально рассмотреть сущностную характеристику процесса формирования умений решать конструкторско-технологические задачи у детей младшего школьного возраста. С опорой на положения деятельностного подхода рассматриваются особенности конструкторско-технологических задач как одного из видов учебных задач, решаемых в рамках технологического образования обучающихся в начальной школе. Таким образом, целью статьи было раскрытие сущностных характеристик процесса формирования умений решать конструкторско-технологические задачи, которыми необходимо обладать обучающимся начальных классов для результативного освоения соответствующих видов деятельности. Проанализированы основные подходы к формированию рассматриваемых умений у детей младшего школьного возраста, выделены основные этапы организации данного процесса. Содержание статьи будет полезно для работы учителей начальных классов в процессе планирования учебных занятий с обучающимися, разработки заданий технической направленности, в том числе в рамках организации внеурочной деятельности, а также для педагогов дополнительного образования.
Суворова Т. Н., Михлякова Е. А. Применение технологий 3D-моделирования для персонализации обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 110–129. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201038.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена дидактическими возможностями средств 3D-моделирования для персонализации обучения и осознанного включения обучающихся в решение проблемных задач созидательного характера как важного условия повышения качества образовательных результатов и подготовки выпускников. Проблема исследования определяется противоречием между возможностями 3D-технологий для повышения качества образования за счет учета индивидуальных особенностей личности обучающегося, познавательных интересов, профессиональных стремлений и применяемой в образовательных организациях моделью обучения. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения технологий 3D-моделирования для персонализации и повышения качества обучения. Методология исследования основывается на анализе и обобщении литературы зарубежных и отечественных авторов по вопросам персонализации обучения, применения средств 3D-моделирования для проектирования образовательного пространства. Оценка качества обучения, анализ трехмерных моделей, наблюдение, обобщение полученных результатов выполнялись в ходе педагогического эксперимента. Статистическая проверка достоверности полученных результатов выполнена с использованием критерия Манна – Уитни. Авторами выполнено уточнение понятий «персонализация обучения», «созидательная деятельность» с учетом вызовов к цифровой образовательной среде и с ориентацией на подготовку востребованных специалистов будущего. Выявлены проблемы персонализации обучения (осознанность выбора, градация системы задач), содержание которых описано с позиций педагогов и обучающихся. Исследован потенциал 3D-технологий в отношении повышения качества подготовки выпускников за счет возможностей учета в персонализированной образовательной программе их индивидуальных возрастных и психологических особенностей. Особенности персонализированного обучения на базе технологий 3D-моделирования раскрываются авторами на примере осознанного выбора обучающимися программного средства, изучения теоретических основ и инструментов трехмерного моделирования, решения структурированных задач созидательного характера, конструирования проектных решений. Материалы статьи могут использоваться, во-первых, для обеспечения персонализации обучения в ходе творческой созидательной деятельности обучающихся по созданию 3D-моделей; во-вторых, для поддержки профессиональной ориентации и самореализации личности с учетом приоритетов цифровой экономики.
Богданова Е. А., Горев П. М., Лямина О. В. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников через комплекс мероприятий «Детский университет» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 130–145. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201039.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В соответствии с действующим Федеральным государственным стандартом начального общего образования организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников является одним из важнейших и необходимых условий для полноценного развития и социализации личности ребенка, осуществляемой посредством деятельности, направленной на успешное овладение универсальными учебными действиями, что закладывается в основополагающей методологии системно-деятельностного подхода. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников, оставаясь малоисследованной с точки зрения практического воплощения, является сплавом различных видов деятельности, осуществляемых ребенком в комплексе для достижения метапредметных результатов. Однако потенциал такого рода работы учащихся начальных классов все еще требует всестороннего изучения и воплощения в практику работы школы. Таким образом, целью представленной статьи является описание содержания и форм проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов через комплекс мероприятий «Детский университет», обоснование эффективности технологии управления соответствующим образовательным проектом. Ведущим подходом при этом выступает моделирование системы проектной деятельности в начальном школьном образовании с включением в нее системно-деятельностного подхода, метода проектов и развивающего обучения. В результате проводимого исследования была представлена практическая составляющая работы: подробное описание всех мероприятий, проводимых на образовательной площадке, характеристика основных занятий для учащихся начальных классов. В ходе проведенного исследования авторами была осуществлена работа по апробации технологии управления проектом «Детский университет», анализ полученных данных во время констатирующего и контрольного экспериментов. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о проектно-исследовательской деятельности младших школьников в комплексе мероприятий «Детский университет», направленных на соответствие новых знаний уровню развития способностей ученика. Практическое использование данной технологии позволяет организовать работу поэтапного внедрения проектно-исследовательской деятельности в практику общеобразовательной организации. Статья может быть интересна учителям начальных классов, студентам педагогических направлений подготовки, исследователям, работающим в направлении изучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Воронова А. А., Кравец К. К. Модель формирования медиаграмотности у обучающихся в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 146–157. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201040.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В современных условиях развитого информационного пространства навыки медиаграмотности являются необходимыми для социализации и личностного развития человека. Медиаграмотность позволяет человеку безопасно пользоваться медиапространством, критически воспринимать поступающую информацию из медиасреды, не попадаться на уловки онлайн-мошенничества и распространение дезинформации. Современники ориентированы на информацию, поступающую из медиапространства, что подчеркивает актуальность вопроса развития медиаграмотности, обучения молодежи способам общения с помощью технических средств (не только на любительском, но и на профессиональном уровне). Умения эффективно строить коммуникации в сети Интернет позволяют быть индивиду более конкурентоспособным на рынке труда. Медиаграмотность необходимо развивать со школьной скамьи. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» зафиксировано понятие инклюзивного образования, которое позволяет получать образование детям с ограниченными возможностями здоровья. Актуальной на современном этапе становится проблема формирования медиаграмотности у обучающихся в условиях инклюзивного образования. Цель статьи – на основе результатов исследования представить модель формирования медиаграмотности у обучающихся в рамках инклюзивного образования. Ведущими подходами исследования в статье выступают концепции о зоне ближайшего развития и деятельностного подхода (Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева); теория медиаобразования (В. Вебер, Ю. С. Инякин, О. П. Кутькина, А. В. Федоров). Модель разработана на основе теоретического анализа и педагогического опыта. Она подходит для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с соблюдением правила ненанесения вреда для обучающихся с условно нормативным развитием. Авторами выделяются формы и методы формирования медиаграмотности в рамках инклюзивного образования; рассматриваются знания, умения, навыки, необходимые для медиаграмотности; описываются принципы и условия, позволяющие использовать модель как для нормативно развивающихся обучающихся, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Статья будет интересна для ознакомления педагогам, психологам общеобразовательных и коррекционных школ, студентам и магистрантам направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».
Психологические науки
Окишева М. Д., Вахрушева Л. Н. Развитие сосредоточенности внимания первоклассников в процессе организации кружка по астрономии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 158–167. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202016.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Одним из условий успешного овладения учебной программой является развитие у учащихся тех или иных умений, качеств, психических процессов, например такого свойства внимания, как сосредоточенность. Необходимо еще в начале обучения учить детей концентрировать внимание при организации различных форм обучения, а также проведении специальной работы. Цель данного исследования – проверка выделенных условий работы по развитию сосредоточенности внимания первоклассников в ходе организации кружка по астрономии. Кружок позволяет расширить и углубить знания детей, создать более благоприятные условия для развития тех или иных качеств и процессов личности, например такого свойства внимания, как концентрация. В статье описан процесс организации работы по развитию концентрации внимания первоклассников в ходе кружковых занятий по астрономии, а также экспериментальное исследование по данной проблеме, подтвержденное апробацией в образовательном учреждении.
Александрова Н. С., Данилова А. А. Развитие у второклассников эстетического восприятия пейзажной живописи на уроках окружающего мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 168–174. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202017.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена исследованию возможности развития у второклассников эстетического восприятия пейзажной живописи на уроках окружающего мира. Проблемой исследования стало изучение педагогических условий развития у второклассников эстетического восприятия пейзажной живописи на уроках окружающего мира. Цель нашего исследования – выявить педагогические условия развития у второклассников эстетического восприятия пейзажной живописи на уроках окружающего мира. Пейзажная живопись позволяет расширить и углубить знания детей, а также научить воспринимать и оценивать красоту окружающих объектов природы. В статье описан процесс работы по развитию эстетического восприятия у второклассников пейзажной живописи на уроках окружающего мира, а также проведено экспериментальное исследование по данной теме.
Кривцова Е. В., Кияшко Е. Н. Анализ реализации технологии социальной профилактики семейного неблагополучия в работе с монородительской семьей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 175–184. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202018.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что на сегодняшний день одним из распространённых типов семейных отношений является монородительская семья. Жизнедеятельность данных семей сопряжена с рядом трудностей и проблем, для решения и предотвращения которых значимой становится технология социальной профилактики. Цель статьи сводится к проведению анализа реализации технологии социальной профилактики семейного неблагополучия. Основные результаты позволили установить закономерность между количеством и качеством работы с получателями социальных услуг, достигнутым прогрессом во взаимодействии и ростом материального благополучия семьи.
Мишарева А. Е. Направленность педагога, как фактор учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 185–192. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202019.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Современные цели образования включают требования к развитию способностей и учебной мотивации ученика как результату образования, предопределяющему личностно-профессиональную направленность учителя; это говорит об актуальности темы исследования. Целью работы является доказательство того, что педагогическая направленность – это фактор учебной мотивации учеников в начальной школе. Результаты исследования получены на выборке из 16 учителей и 480 их учеников. Расчет достоверности по φ*-критерию Фишера показал достоверность различий результативности деятельности учителей: направленность учителя начальной школы на взаимодействие является фактором учебной мотивации его учеников.
Экономические науки
Жабинская И. С., Мартыненко А. С. Естественные монополии и их роль в экономике России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 193–200. – URL: http://e-koncept.ru/2020/203009.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
На данный момент основная доля ВВП России создаётся именно субъектами естественных монополий, этим и обусловлена актуальность исследуемой проблемы. Цель статьи состоит в определении сущности естественных монополий, а также в оценке той роли, которые они играют в экономике. По результатам исследования выявлены подходы к определению сущности естественной монополии как экономической категории, то есть её понятия и признаков; уточнены её функции; выявлены проблемы, связанные с недостаточной эффективностью функционирования субъектов естественных монополий в России, и обоснована необходимость государственного вмешательства.
Бунина А. Ю., Павлюченко Т. Н. Изменения международных стандартов финансовой отчетности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 201–208. – URL: http://e-koncept.ru/2020/203010.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Ежегодно Совет по международным стандартам финансовой отчетности (далее – МСФО) проводит работу по совершенствованию и обновлению международных стандартов финансовой отчетности с учетом сложившейся экономической ситуации и запросов заинтересованных сторон. На публичное обсуждение выносятся новые стандарты, а также поправки к действующим документам. Актуальность исследования изменения международных стандартов финансовой отчетности связана с адаптацией вхождения российских предприятий на международный рынок. Целью данной работы является изучение поправок, вступивших в силу с января 2020 г. По результатам исследования представлен развернутый анализ внесенных Советом по МСФО поправок, затронувших учет финансовых инструментов (МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39, МСФО (IFRS) 7), учет по программам вознаграждения работников (МСФО (IAS) 19), порядок предоставления дополнительной информации в отчетности (скорректировано определение существенности).
Пименова А. О. «Один пояс – один путь» как глобальный экономический проект Китая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 5 (май). – С. 209–215. – URL: http://e-koncept.ru/2020/203011.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
На рубеже веков товарооборот между Европой и Азией стал стремительно расти, что потребовало новых логистических и инфраструктурных путей для более быстрой и менее затратной доставки товаров из одной части континента в другую. «Один пояс – один путь» – это самый глобальный экономический проект Китайской Народной Республики: страна активно продвигает данный проект, он является её главным внешнеполитическим приоритетом. Цель статьи – рассмотреть причины создания, направления, маршруты, недостатки экономического пояса Нового шёлкового пути и Морского шёлкового пути XXI в.; проанализировать, насколько выгодно для других государств принимать участие в данном проекте. Результатом статьи является описание механизмов действия КНР и определение жизнеспособности проекта в целом.