№ 08 (август)

Статей: 20 Читателей: 37421
Оглавление Посмотреть ISSN
Педагогика
Белинова Н. В., Хижная А. В., Конакова Т. А. Готовность педагогов к внедрению инновационных технологий речевого развития в образовательный процесс детского сада // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191052.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Использование в дошкольном образовании инновационных технологий, форм, методов и средств актуализировало вопросы своевременной и качественной подготовки педагогов. Соответственно, целью настоящего исследования является определение инновационных и эффективных технологий из ряда смежных наук, областей научно-практических знаний и практик на основе трансдисциплинарного подхода и изучение готовности педагогов к их внедрению в рамках реализации задач образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Отбор технологий осуществлялся на основе фундаментальных отечественных исследований в области психологии развития ребенка и современных тенденций модернизации образования (информатизации и цифровизации). Наиболее эффективными и перспективными для дальнейшей разработки в сфере дошкольного образования представляются информационно-коммуникационные технологии, моделирование и схематизация, мнемотехника, синквейн, интеллектуальные карты, су-джок-терапия и телесно ориентированные технологии, обеспечивающие в комплексе наглядность и двигательную активность детей дошкольного возраста в процессе основной образовательной деятельности. Внедрение технологий смежных наук в практику требует обеспечения организационных условий, одним из которых является изучение готовности педагога к использованию предлагаемых технологий. С этой целью нами было проведено исследование, основанное на методах тестирования и анкетирования, с целью выявить общий компетентностный уровень педагогов и степень использования актуализированных технологий в процессе речевого развития детей дошкольного возраста. Результаты исследования указывают на владение современными педагогами информационно-коммуникационными технологиями и их готовность осваивать новые программные продукты в сфере образования. Также широко представлены в практике технологии моделирования и схематизации, мнемотехника. Вместе с тем синквейн, интеллектуальные карты, су-джок-терапия и телесно ориентированные технологии не получили широкого применения в дошкольном образовании. Результаты диагностики позволяют сделать вывод о необходимости создания формата подготовки педагогов к использованию инновационных технологий. Данное исследование предваряет разработку и апробацию модели профессиональной подготовки педагогов к внедрению инновационных речевых технологий в дискурсе неформального и информального образования.
Кутыгин Ю. А., Шаламова Е. Ю. Реализация правового воспитания в России: от региональных проектов к разработке Единой концепции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 13–22. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191053.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена неутешительной статистикой совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними, учащающимися резонансными преступлениями со стороны молодежи с проявлением не свойственной им жестокости, а также значительным числом научных и иных публикаций по исследуемой проблеме, публикаций в электронных и печатных средствах массовой информации. Правовое воспитание в России в настоящее время не имеет единого подхода, ученики отдельных образовательных организаций по инициативе региональных властей либо педагогов более углубленно изучают основы правовых дисциплин по сравнению с другими обучающимися, которые изучают право лишь в рамках отдельных тем. Такой подход ставит обучающихся в неравное положение, не способствует профилактике преступности, а также повышению общей правовой грамотности подрастающего поколения. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть возможность разработки Единой концепции правового воспитания в России. Цель настоящего исследования – выявление имеющихся проблем в реализации правового воспитания в России и предложение рекомендаций по снижению их негативного влияния. Предполагается, что цель будет достигнута в результате анализа имеющихся тенденций и мер правового воспитания в России; уяснения исторического опыта использования правового воспитания; определения подходов к реализации правового воспитания за рубежом; исследования мнений обучающихся и преподавателей о необходимости правового воспитания, имеющихся проблемах средствами анкетирования. Основной результат научного исследования – выявление имеющихся проблем реализации правового воспитания в России и предложение рекомендаций по снижению негативного влияния проблем его реализации на настоящем этапе в России, в частности конкретных мероприятий, которые могут входить в Единую концепцию правового образования. По результатам анкетирования обучающихся 8–11-х классов образовательных организаций Свердловской области были выявлены основные проблемы в изучении правовых дисциплин, ведущая из которых – осознание обучающимися нехватки правовых знаний. При проведении исследования использовались такие методы, как социологический, аналитический, метод синтеза. Проведенное исследование будет полезно как для теоретических, так и для практических работников, в частности преподавателей начальных и старших классов, сотрудников в сфере образования, осуществляющих разработку образовательных программ и стандартов, сотрудников правоохранительных органов, работающих с несовершеннолетними, а также может быть использовано для проведения дальнейших исследований и разработок.
Белякова Е. Г., Неумоева-Колчеданцева Е. В., Быков С. А. Развитие смыслов педагогической деятельности у студентов – будущих педагогов через понимание и интерпретацию текстов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 23–39. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191054.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях многоуровневого педагогического образования существенно возрастает актуальность профессионального самоопределения студентов, начальным этапом которого является ориентация в ценностях и смыслах избранной профессии. В статье раскрывается подход к проблеме развития аксиологических оснований педагогической деятельности у студентов, представлено его методическое обеспечение. Цель статьи состоит в обосновании методики развития гуманитарных смыслов педагогической деятельности студентов-педагогов средствами текстовой деятельности. Методологической базой исследования являются положения теории смысла, педагогической герменевтики, авторской концепции смысловых механизмов профессионального самоопределения. В ходе исследования определен механизм развития аксиологических оснований педагогической деятельности у студентов через понимание и интерпретацию разножанровых текстов с педагогическим содержанием и создание «встречных текстов». Выявлено условие продуктивной реализации текстовой деятельности – многоракурсный диалог, в ходе которого происходит сопоставление смыслов текста с историческим контекстом и современными реалиями, актуализация и обогащение личностного смыслового опыта студентов. Описывается методика развития гуманитарных смыслов педагогической деятельности у студентов-педагогов, включающая последовательные этапы отбора текстов, осмысления их содержания, презентации собственного понимания в условиях открытого диалога, рефлексии изменений в собственном восприятии ценностей, целей, способов деятельности педагога, а также изменений в индивидуальном переживании профессиональной идентичности. В статье приведены положительные результаты апробации предложенной методики в опытно-экспериментальной работе. На основе качественного анализа «встречных текстов» и рефлексивных эссе выявлена положительная динамика в содержании педагогических смыслов студентов, углубление их понимания педагогической деятельности и задач собственного профессионального развития. Количественная обработка с использованием контент-анализа и метода ранжирования подтверждает эти данные. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии смыслового подхода к проблеме профессионального самоопределения в условиях вузовской подготовки педагога. Разработаны способы интеграции смысловых механизмов профессионального самоопределения в образовательный процесс вуза. Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций для совершенствования профориентационных вузовских практик в педагогическом образовании, выявлении способов их реализации в условиях учебной и внеучебной работы со студентами.
Самохин И. С., Караванова Л. Ж., Мыльцева М. В. Использование художественных фильмов на занятиях по английскому языку в школе и вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 40–49. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191055.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается педагогический потенциал англоязычных видеоматериалов на занятиях по английскому языку. Актуальность исследования обусловлена общей тенденцией к применению поликодовых текстов (фильмов, песен, компьютерных игр) в современном среднем и высшем образовании. Теоретическая значимость работы заключается в обзоре отечественной и зарубежной литературы, посвящённой использованию художественных фильмов в рассматриваемом контексте. Установлено, что оно повышает уровень мотивации (через психологический комфорт, положительные эмоции), развивает различные психические функции (в первую очередь внимание и память), играет определённую роль в совершенствовании лингвистических навыков, способствует формированию коммуникативных ситуаций и расширению кругозора учащихся в области истории и культуры соответствующей страны. Отмечается, что важно учитывать длительность видео и проводить работу с ним в рамках трёх этапов: подготовительного (до просмотра), демонстрационного (во время просмотра) и завершающего (после просмотра). Далее излагается содержание авторской методики И. С. Самохина, связанной с показом художественных фильмов в школах и вузах, что отражает практическую значимость и новизну исследования. В следующем разделе приведены задания к эпизоду из фильма “That’s What I Am” («Вот я какой») и результаты, полученные после демонстрации данного фрагмента группе студентов с уровнем “Intermediate”, обучающихся по специальности «Психолого-педагогическое образование». Подчёркивается, что учащиеся в основном справились с устной частью (заполнением пропусков, ответами на вопросы и обсуждением увиденного) и не справились с письменной (рецензией на фильм). Авторы статьи выступают против частого использования заданий на основе фильмов, песен и других поликодовых текстов, отмечая, что ведущую роль в образовательном процессе должны играть более традиционные упражнения. По мнению авторов, поликодовые тексты прежде всего усиливают эффект разнообразия, благодаря которому у учащихся остаются приятные воспоминания о проведённом занятии.
Кострюков А. В., Семагина Ю. В. Самостоятельная работа студентов как объект учебно-образовательной методики преподавания геометро-графических дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 50–61. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191056.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы продиктована, с одной стороны, требованиями фундаментализации геометро-графической подготовки и смещением акцента на формирование образно-пространственного интуитивно-практического творческого мышления и креативной геометро-графической деятельности, что вызвано изменениями в содержании труда бакалавров техники и технологии в условиях цифровой экономики. С другой стороны, крайне низкий уровень геометро-графической подготовки, а порой и полное ее отсутствие у студентов-первокурсников, поступивших на технические направления, негативно сказывается на организации учебно-воспитательного процесса по освоению геометро-графических дисциплин (начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики). Уменьшение аудиторного времени на изучение графических дисциплин привело к критическому сокращению объема геометро-графической информации, в результате чего стала ограниченной возможность организации аудиторного учебно-воспитательного процесса до уровня продуктивно-творческой деятельности студентов, необходимой для будущих бакалавров техники и технологии. В сложившихся условиях в системе геометро-графического образования требуется разработка индивидуальных моделей самостоятельной работы студентов (далее – СРС), на которую приходится до 70% объема геометро-графических знаний, умений, навыков. Целью исследования является анализ функционирования системы СРС. В исследовании авторы опираются на деятельностный и личностно ориентированный подходы, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе самостоятельного овладения геометро-графическими дисциплинами, мотивации к изучению данного курса и приобретению профессионально значимого опыта. Самостоятельная работа студента для формирования заданных уровней геометро-графической компетентности должна проходить при организационно-педагогическом сопровождении преподавателя на основании индивидуально-процессуальной модели СРС. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования материалов статьи при разработке и обосновании педагогических технологий и моделей самостоятельной работы студентов.
Психология
Бусс О. В. Особенности понимания и вербализации эмоций старшими дошкольниками с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 62–67. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192030.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья содержит результаты исследования, которое было посвящено изучению особенностей развития эмоций старших дошкольников с задержкой психического развития. Представлены данные о способности этих детей воспринимать и понимать эмоции, а также вербализовать эмоциональные состояния. Установлены трудности, возникающие при различении эмоций с опорой на экспрессивные признаки, передаваемые с помощью мимики. Показаны недостатки использования лексики для обозначения эмоций. Сообщается о социальной незрелости детей в связи с недоразвитием умения понимать причины возникновения эмоциональных состояний.
Хан О. Н. Волевой аспект систематизации познавательной деятельности при изучении языковых дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 68–74. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192031.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Совместная деятельность преподавателя и обучающегося на основе современных технологий может создавать предпосылки к облегчению процесса познания. В основе эффективной организации обучения лежит волевой аспект проявления совместных усилий обеих сторон, который затрагивает основные психические процессы. Языковые дисциплины обладают особыми возможностями в систематизации познавательной деятельности. К основным умениям, которые способствуют систематизации познавательной деятельности и формируются при изучении языковых дисциплин, относятся умение воспринимать информацию; осознанно и избирательно относиться к тексту; правильно организовать коммуникационный процесс и отстаивать собственную точку зрения; применять научный подход к получению знаний и проводить исследовательскую деятельность.
Нелюбина Ю. О., Сараева Е. В. Взаимосвязь семейных отношений с учебной мотивацией младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 75–83. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192032.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена вопросу взаимосвязи стиля семейных отношений и учебной мотивации младших школьников. Дается описание структуры учебной мотивации младших школьников и классификация стилей семейных взаимоотношений, количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования.
Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Психологические аспекты формирования личности «креативного горожанина» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 84–92. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192033.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена рассмотрению психологических аспектов формирования личности «креативного горожанина». Анализ проведен с точки зрения диверсификации личности горожанина с выделением таких типов, как глобальный и локальный горожанин. Авторы анализируют тенденции воздействия креативного пространства города на индивида с позиций формирования ценностных ориентаций.
Харитонова Т. Г., Ставская К. С. Методические аспекты разработки и использования опросника «Психологическая готовность к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 93–103. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192034.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье актуализируется проблема разработки специального диагностического инструментария, позволяющего выявить общие тенденции разных возрастных, социальных и профессиональных групп населения к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации, определить ее уровень у конкретной целевой аудитории и оценить эффективность проведенных мероприятий по психологической подготовке. Предложено описание подробной версии авторского опросника («ПГОПП-1»), который разрабатывался в соответствии с современными психометрическими требованиями.
Юридические науки
Коваленко М. А., Коломейцева В. Ю. Возможность введения в гражданское законодательство права застройки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 104–110. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193051.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящей работе исследована возможность внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, расширяющих перечень ограниченных вещных прав с помощью внедрения права застройки. Изучаются предпосылки изменения сложившегося законодательства в области предоставления земельных участков для строительства зданий или сооружений. Рассмотрены основные положения законопроекта о праве застройки. Авторами были выявлены недостатки юридической конструкции права застройки, предлагаемой законодателями.
Кудряшов К. В., Санькова А. А. Постсоветский федерализм: историко-правовой аспект проблем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 111–120. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193052.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В самый большой период своей государственности наше Отечество имело монархическую форму правления, унитарное государственное устройство и недемократический политический режим. Радикальное обновление, а затем и слом устоявшихся многовековых форм российского государства предопределили две революции 1917 г. В русле вызванных ими масштабных общественно-политических и социально-экономических изменений Россия в сентябре 1917 г. стала республикой, в январе 1918 г. – федерацией, а в июле 1918 г. закреплённая её первой конституцией диктатура пролетариата предопределила и новый политический режим, от которого откажутся лишь в 1977 г. Драматические события 1991 г. привели к гибели советского государства, распаду СССР, утрате второй экономики мира, потере половины собственного населения и многим другим тяжёлым последствиям для страны и её народа. В статье проведён анализ обновлённого в начале 90-х гг. прошлого века федерализма, его современного состояния и выявленных авторами проблем.
Осколкова Н. А. Антикоррупционная политика Банка России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 121–126. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193053.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена реализации требований антикоррупционного законодательства центральным субъектом денежно-кредитной системы государства – Банком России – и принятым во исполнение данных требований нормам об антикоррупционной политике Банка России. Кроме того, автором проанализированы антикоррупционные меры, применяемые коммерческими субъектами национальной банковской системы.
Саликов Д. А. Гражданско-правовая ответственность исполнительного органа корпорации в условиях цифровизации экономики Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 127–134. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193054.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье анализируются особенности гражданско-правовой ответственности руководителей организаций и условия формирования нормативно-правового регулирования сферы цифровой экономики. Сделан вывод о том, что законодательное закрепление понятий, связанных с цифровыми финансовыми активами, положительно повлияет на подходы к критериям добросовестности, разумности как выражениям вины лица.
Исупова Е. А. Судебный порядок ликвидации юридических лиц в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 135–140. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193055.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В работе автором раскрывается один из актуальных вопросов современности – принудительный порядок ликвидации юридических лиц. В статье подробно говорится об основаниях принудительной ликвидации, закрепленных законодательно, указаны субъекты, которые имеют право на принятие такого решения. Также автор рассказывает об отличиях добровольной ликвидации от ликвидации в судебном порядке.
Экономика
Петрова Е. Г., Оконешникова С. С., Спиридонова Р. Ф. Анализ развития правительства, университетов, корпораций, предпринимателей и рискового капитала через призму модели инновационной экосистемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 141–148. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194050.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассмотрен способ ухода экономики России от зависимости от цен на нефть путем инновационного развития. Так как инновационный климат страны зависит от развития его пяти основных элементов, таких как правительство, образование, корпорации, предпринимательство и рисковый капитал, рассмотрена модель инновационной экосистемы. Через призму модели инновационной экосистемы проанализированы Хабаровский край и Республика Саха (Якутия).
Герасимова Л. А. Социальный капитал как фактор социализации территориальной экономической системы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 149–154. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194051.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Социальный капитал представляет собой систему социальных факторов, способствующих социализации экономики посредством механизмов совершенствования социальных отношений, связей и взаимодействий, соблюдения социальных норм, межличностного и межинституционального доверия. Ключевыми факторами развития социального капитала выступают: социальная и гражданская активность населения, благотворительная и волонтерская деятельность, социальное инвестирование и субсидирование социальной сферы, снижение уровня социальных рисков и негативных факторов воздействия на социальную безопасность, снижение количества правонарушений, уровня коррупции и различных форм асоциального поведения, развитие социального партнерства. Исходя из анализа критериев развития социального капитала во взаимосвязи с результатами реализации, можно оценить эффективность его влияния на социализацию территориальной экономической системы.
Сартова Р. Б. Анализ страхования жизни в Республике Казахстан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 155–161. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194052.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается состояние рынка страхования жизни в Казахстане, а также функционирование хозяйствующих субъектов в данной отрасли. Анализируются такие важные показатели, как активы, страховые резервы, собственный капитал, доходность, страховые премии и страховые выплаты.
Садыков Р. М. Социальное развитие общества в условиях социализации экономики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 162–168. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194053.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Основу социального развития общества обеспечивает экономика. Дальнейшее обеспечение функционирования экономики невозможно без усиления внимания к работнику, его личностному развитию, социализации всей экономической системы. Социализация экономики предполагает изменение траектории социально-экономического развития от сугубо государственных и корпоративных интересов к интересам человека, его потребностям и выражается прежде всего в социализации труда, превращении его из средства зарабатывания денег в средство самореализации личности, ее жизненных и творческих возможностей. В социализирующейся экономике труд становится средством самореализации индивида, благодаря трудовой деятельности раскрываются наиболее значимые стороны личности человека, его возможности, способности и таланты. Трудовая деятельность обогащает жизнь человека не только в материальном аспекте, но и с точки зрения его личностного роста, саморазвития. Всесторонний учет социальных потребностей населения позволяет интенсифицировать темпы социально ориентированного роста и общественного развития.
Гусева М. С., Кужанбаева Ю. Р., Кужанбаев Р. Т. Современные условия социально-экономического развития моногородов Самарской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 169–177. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194054.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье представлен комплексный анализ показателей социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований Самарской области в период 2013–2017 гг. На основании статистических данных выявлены условия и тенденции в современном состоянии и развитии монопрофильных городских округов Самарской области.