№ 11 (ноябрь)

Педагогические науки
Нивина Е. А., Степаненко Е. В. Особенности построения учебного пособия по информатике для иностранных граждан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 1–15. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170217.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время Россия всё больше укрепляет позиции на рынке образовательных услуг. В связи с этим пересматриваются и корректируются нормативные документы, регламентирующие процесс обучения иностранных граждан. Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью подготовки, апробации и издания новых, отвечающих соответствующим приказам и современному уровню развития науки и практики преподавания учебников и учебных пособий, в том числе используемых в процессе преподавания информатики иностранным гражданам, проходящим подготовку по дополнительным общеобразовательным программам. Предполагается в полной мере использовать достижения современной науки и практики для получения высоких результатов обучения на предметном, личностном и межпредметном уровнях. Таким образом, целью проводимого исследования является анализ опыта преподавания информатики для иностранных граждан на русском языке, позволяющий выделить основные проблемы, возникающие в процессе обучения. Ведущими методами при этом выступают: анализ и обобщение используемой до настоящего времени литературы при обучении иностранных граждан информатике на факультете международного образования Тамбовского государственного технического университета; анализ и обобщение полученных в ходе опросов и тестирования результатов, свидетельствующих о качестве усвоенного материала; прогнозирование качества процесса обучения после изменения содержания и структуры учебного пособия по информатике. В статье представлена методика преподавания информатики на русском языке как иностранном, главными особенностями которой являются: разделение курса информатики, а вместе с ним и учебного пособия на две части – вводную и основную – и единая структура занятий, включающая в себя предтекстовые задания, адаптированный текст и послетекстовые задания. В результате проводимого с 2012 года по настоящее время экспериментального исследования и опытного преподавания информатики на русском языке как иностранном оформились методические подходы к отбору, адаптации, структурированию, представлению необходимого текстового материала, выбору оптимальных по составу, количеству и назначению: 1) предтекстовых заданий, направленных на подготовку обучаемых к чтению текста по заданной теме и включающих в себя разбор новых терминов, работу с грамматическими конструкциями, которые встречаются в тексте; 2) послетекстовых заданий, направленных на закрепление изучаемого материала и содержащих вопросы и задания на понимание прочитанного текста и структурирование материала. Практическое использование предложенной системы занятий курса информатики для иностранных граждан при поддержке средств мультимедиа позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, повысить уровень их заинтересованности в изучении дисциплины и, как следствие, эффективность всего образовательного процесса.
Носов А. Л. Педагогическая логистика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 16–23. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170218.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы подтверждается возрастающим интересом к использованию методологических принципов логистики в различных областях научной и практической деятельности людей. Одним из наиболее значимых видов деятельности является педагогика, которая в данной статье и станет объектом анализа на совместимость с логистикой. Цель исследования заключается в определении и структурировании нового междисциплинарного направления, называемого «педагогическая логистика». Ведущим подходом является рассмотрение педагогического процесса как системы потоковых компонентов, объединенных общей целью. Логистика дает методологию оптимизации потоков любой природы и в данном контексте применима к педагогике. Педагогические потоки рассматриваются как образовательно-воспитательные, накладываемые на обучающихся в условиях, создаваемых материально-техническими потоками. Непрерывность педагогических потоков синхронизируется с управленческими потоками кадрового обеспечения, контроля качества образовательных процессов и стратегического планирования. В статье дается авторское видение состава педагогических потоков: кадрового, потока обучающихся, дисциплинарно-информационного, образовательно-воспитательного, материально-технического, контроля качества, стратегического планирования. Все потоки педагогического процесса проходят входную, внутреннюю и выходную стадии, и к ним применимы основные концепции закупочной, производственной и распределительной логистики. Дисциплинарно-информационный и образовательно-воспитательный потоки накладываются друг на друга и образуют своеобразные цепи поставки информационных и организационных компонент обучающимся. Эти потоки формируют содержательную часть педагогического процесса, зависимы от других педагогических потоков и требуют особого внимания. Материально-технический поток формирует инфраструктуру педагогического процесса и по своей природе является основным объектом логистики. Поток контроля качества представляет непрерывную обратную связь как управленческого мониторинга качества педагогического процесса, так и контрольно-измерительного материала по сформированным компетенциям обучающихся. Поток стратегического планирования представляет данные стратегического анализа внутренней и внешней среды педагогического процесса, формирования и корректировки дерева целей и планирования соответствующих мероприятий. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможности подведения методологической базы логистики под педагогику, декомпозиции входящих в нее потоков и определении цели педагогической логистики в области системной интеграции выявленных потоков. Практическая значимость исследования состоит в создании базы для оптимизации педагогического процесса и оценки его эффективности.
Кузнецова А. Я., Омельченко Е. А. Современные парадигмы образования в контексте теории научных революций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 24–33. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170219.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье ставится актуальная проблема перехода от множества научных парадигм образования к одной новой парадигме. Наличие полноценной научной парадигмы становится важнейшим условием для решения как наиболее общих, так и множества конкретных проблем современного образования. Цель статьи состоит в разработке методологического обеспечения образования, соответствующего развитию современного научно-технического информационного общества. Исследование проблемы проведено на основе концепции исторической динамики научного знания Томаса Куна. Соответствующий подход позволяет рассматривать современные методологические модели образования как составляющие революционного преобразования в период становления новой парадигмы образования. На основании обзора отечественной и зарубежной литературы сделан вывод о том, что развитие педагогических идей внутри технократической парадигмы шло в направлении укрепления знаниевого фундамента и творческого созидающего состояния индивида, обеспеченного его мировоззренческим потенциалом. Показано, что последовательное воплощение в теорию и практику российской науки с 80-х годов XX века гуманистических идей привело к утверждению личностно ориентированной парадигмы образования. Утверждается, что множество новых парадигм, полученных в результате формирования нового педагогического видения, можно определить как прикладные или «частные новые». Все «частные новые» парадигмы связаны со «старой» как породившей их. Между собою «частные новые» парадигмы связаны через «старую» как источник. Также они связаны между собою предметом исследования. Предложено объединять парадигмы на основе методологического принципа дополнительности, так как каждая «частная новая» парадигма образования содержит элементы модели «старой» парадигмы. Теоретически показано, что в поисках новой парадигмы происходит сближение и последовательное объединение отдельных частных парадигм. В статье представлен происходящий в настоящее время в науке диалог парадигм, ведущий к их определенному сопряжению и формированию одной общей новой парадигмы. Обосновывается фундаментализация практики современного образования при освоении неклассической и постнеклассической парадигм. Это необходимо для подготовки высококвалифицированного специалиста, заинтересованного в самоизменении, способного к созданию собственного образа изучаемой учебной дисциплины, готового к профессиональной самореализации. В статье дан важный для практики современного образования анализ условий профессиональной самореализации личности специалиста, включающих его личностно-смысловые, мотивационно-потребностные, инструментальные, эмоционально-волевые, рефлексивно-оценочные характеристики. Утверждается, что взгляд на самореализацию как на комплексное понятие явился результатом объединения, сближения частных парадигм в педагогике и психологии при достижении общей цели – понимания сущности феномена самореализации. Вместе с тем раскрывается содержание понятий «самовыражение» и «культура самовыражения». В заключение авторы приходят к выводу о том, что возможно описать современный период развития педагогики как переходный, как период научной революции в контексте концепции Т. Куна. Дальнейшее успешное развитие образования требует обобщения, суммирования многочисленных результатов, полученных в ходе разработки и применения частных парадигм образования, в одну новую парадигму «зрелой» науки.
Алексеев И. А., Милушкина Е. А., Скоробогатова Н. В. Организация логопедической работы с использованием рабочих тетрадей в целях предупреждения нарушений чтения у детей с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 34–44. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170220.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Перед современной педагогикой стоит острая проблема выявления и коррекции предпосылок нарушения чтения у детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) III уровня, а также правильности «поднесения» данного вопроса специалистами семьям, имеющим таких детей. Анализируя психолого-педагогическую литературу, констатируем, что предпосылки нарушения чтения затрудняют формирование речевых (фонетико-фонематических и лексико-грамматических категорий речи) и психических процессов, необходимых для полноценного и всестороннего развития ребенка. Кроме того, педагоги мало осведомлены о приемах и методах коррекции данных предпосылок, а следовательно, специалистам сложно передать необходимую для родителей информацию по вопросам воспитания детей с данными нарушениями. В связи с этим актуальным является вопрос о целесообразности создания таких дидактических пособий, которые позволят педагогам и родителям изучить, построить и индивидуализировать коррекционный логопедический процесс у детей с ОНР III уровня с предпосылками нарушения чтения и предрасположенностью к дислексии. Целью данного исследования является создание и апробация специально разработанных рабочих тетрадей и методических рекомендаций для родителей и педагогов, воспитывающих детей с ОНР III уровня, по предупреждению возникновения у них предпосылок нарушений чтения еще до обучения в школе. В ходе психолого-педагогического эксперимента с 30 детьми экспериментальной группы (с ОНР III уровня) и 30 детьми контрольной группы (с условно нормативным речевым развитием) нами были разработаны и апробированы рабочая тетрадь дошкольника «Грызу гранит науки. Устраняем преграды на пути к чтению» и методические рекомендации для родителей и педагогов «Советы логопеда о чтении и предпосылках его нарушения у детей с ОНР III уровня». Использование данных пособий в нашем исследовании помогло скорректировать ряд особенностей психолингвистического и психофизического характера при предпосылках нарушения чтения у детей с ОНР III уровня с применением технологий здоровьесбережения, а также провести комплекс консультативных мероприятий с родителями и педагогами по их просвещению в данном вопросе. Материал, накопленный в рамках реализации внутривузовского гранта «Разработка и применение рабочих тетрадей как эффективное средство самостоятельной работы родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи», позволяет говорить об эффективности, а следовательно, и о целесообразности внедрения созданных нами дидактических методических пособий.
Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Кобленков А. Ю. Детерминанты неудовлетворительного уровня психологической готовности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 45–50. – URL: http://e-koncept.ru/2017/172008.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье осуществлен факторный анализ причин и условий низкого уровня психологической готовности сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия. Осуществлена систематизация указанных факторов. Сформулированы отдельные направления повышения уровня психологической готовности полицейского к правомерному применению оружия.
Пономарева Е. В., Помаскина Д. В. Исследование психологических аспектов личности юристов мировых судов, важных для их профессионального общения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 51–58. – URL: http://e-koncept.ru/2017/172009.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Авторы статьи рассматривают важность профессионального общения и отдельных аспектов личности юристов мировых судов для успешности их профессиональной деятельности. Также в статье представлены результаты эмпирического исследования психологических аспектов личности юристов мировых судов, важных для их профессионального общения.
Шаповал И. А. Дисфункции психологических границ как фактор девиантной аккультурации подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 59–69. – URL: http://e-koncept.ru/2017/172010.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья представляет содержание девиантной аккультурации как контрпроект общества, дезинтеграцию и деформацию внутренних и внешних отношений личности и следствие дисфункций психологических границ личности. Радикальное обновление культурной позиции требует изменения границ Я и серьезной трансформации существующих связей, моделей поведения и ценностных установок. Девиантное преобразование культурных форм социальной жизни описано в формах патологической ассимиляции, сепарации или маргинализации. Аккультурация подростка в ситуации «расходящихся миров» включает десоциализацию и декультурацию. Аккультурационный стресс повышает риск выбора девиантных аккультурационных опций и обращения к контркультурам.
Шевердина Т. Н., Фещенко Е. М. Исследование взаимосвязи эффективности управленческой деятельности и эмоциональной устойчивости руководителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 70–78. – URL: http://e-koncept.ru/2017/172011.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматриваются особенности управленческой деятельности и эмоциональной устойчивости руководителей образовательного учреждения. Проводится анализ результатов выполненных исследований об эффективности управленческой деятельности, о влиянии эмоциональной устойчивости руководителя на успешность его руководящей деятельности. Использование корреляционного анализа позволило выявить значимые связи между изучаемыми характеристиками.
Тайгулова Г. С. Взаимосвязь форм самосознания и индивидуального стиля принятия решений в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 79–83. – URL: http://e-koncept.ru/2017/172012.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье дан краткий теоретический обзор основных подходов к изучению самосознания в отечественной психологии. В рамках данной статьи представлен фрагмент пилотажного исследования форм самосознания и индивидуального стиля принятия решений в юношеском возрасте. Приведены результаты эмпирического исследования взаимосвязи форм самосознания и индивидуального стиля принятия решения в юношеском возрасте.
Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Тихомиров С. А. Образ бабушки глазами современной молодежи: штрихи к портрету // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 84–93. – URL: http://e-koncept.ru/2017/173013.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье анализируется специфика взгляда российской молодежи (внуков) на старших родственников (бабушек), осмысляются оценки, которые молодежь дает пожилым с позиции предписываемых и реальных моделей поведения, социального статуса, личных качеств, культурных горизонтов, социально одобряемого поведения.
Тымчук Ю. А. Правовая природа преддоговорной ответственности: вопросы теории и практики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 94–99. – URL: http://e-koncept.ru/2017/173014.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Исследуется проблема определения правовой природы института преддоговорной ответственности. Рассматриваются предпосылки введения в законодательство ст. 434.1 ГК РФ, а также особенности ее применения. Анализируется соответствующая судебная практика. Делается вывод о многогранной правовой природе рассматриваемого института.
Ростова А. В. Востребованность инноваций среди жителей Самарского региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 100–105. – URL: http://e-koncept.ru/2017/173015.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье анализируется степень востребованности инноваций среди жителей Самарского региона. На основе проведенного исследования методами анкетирования и экспертного опроса авторы выявляют наиболее востребованные новшества в сфере образования, медицины, муниципального управления, в культурной и досуговой сфере.
Пономарёв А. Д. Российская политическая культура: противоречия и детерминанты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 106–113. – URL: http://e-koncept.ru/2017/173016.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье анализируются особенности политической культуры современного российского общества и её основные детерминанты. Выявляются также внутренние противоречия российской политической культуры и её противоречия с построением демократического режима и развития демократических институтов в современной России. Устранение данных противоречий необходимо для гармоничного развития российского государства и общества, что обусловливает необходимость формирования в России политической культуры, которая будет сочетать в себе демократию и сохранять исторически сложившиеся традиционные политические ориентации россиян.
Усенков И. А. Основные концепции соотношении государства, права и религии в современном мире и их практическая реализация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 114–119. – URL: http://e-koncept.ru/2017/173017.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассмотрены основные концепции авторов, отстаивающих идею существования нового, постсекулярного общества, о соотношении государства, права и религии в современном мире. Автором продемонстрировано несоответствие реального положения дел в сфере политики, законотворчества и правоприменения провозглашаемым на конституционном уровне идеалам, сделаны выводы о причинах сложившейся ситуации.
Экономика
Маняков Р. Р., Гумиров М. Ф., Кашаев Ш. Р. Приоритеты энергетической политики России в восточном направлении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 120–125. – URL: http://e-koncept.ru/2017/174015.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена рассмотрению одного из наиболее перспективных сценариев развития экономических отношений в восточном направлении, который предусматривает развитие инфраструктуры энергоресурсопотребления и экспорта энергии на восток. В условиях сложившейся экономической ситуации, связанной с ограничениями ряда стран на торгово-экономические отношения с Россией, развитие мощной экспортной системы энергоресурсов в восточном направлении представляется важнейшим источником экономики России на ближайшее время. В работе также проведен анализ различных сценариев энергетических стратегий России и сделан авторский вывод, что весьма перспективной представляется реализация энергетической политики в восточном направлении, что приведёт к диверсификации рынка сбыта российской энергии и обеспечит гарантию энергетической безопасности России и ее субъектов.
Мартышенко Н. С. Развитие концепции внутреннего маркетинга вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 126–132. – URL: http://e-koncept.ru/2017/174016.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Внутренний маркетинг является одним из механизмов повышения конкурентоспособности вузов. Особенности внутреннего маркетинга вуза определяются особенностями самой образовательной услуги. В работе предлагается распространить понятие внутреннего маркетинга на студентов вуза, которые активно участвуют во всех процессах его жизнедеятельности. Важнейшим компонентом внутреннего маркетинга вуза является мониторинг удовлетворенности студентов своим пребыванием в вузе. Важную роль в оценке удовлетворенности студентов обучением играет оценка социального самочувствия студентов.
Ильвес Э. В. Прекаризация родительского труда: методические основы анализа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 133–140. – URL: http://e-koncept.ru/2017/174017.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Наблюдаемый феномен прекаризации родительского труда сказывается на уровне воспроизводства и качестве человеческого капитала – важнейшего ресурса современного общества. В статье рассматриваются методические основы анализа прекаризации родительского труда: приводится обоснование целесообразности применения выделенных методических принципов, методов исследования, выстраивается логика разработки методики анализа признаков и уровня прекаризации родительского труда.
Юданова В. В. Оптимизация бизнес-процессов в сфере обслуживания методами имитационного моделирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 141–150. – URL: http://e-koncept.ru/2017/174018.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье разобраны основные вопросы по применению метода имитационного моделирования к исследованию экономических объектов с целью оптимизации их бизнес-процессов. В качестве математической модели сферы предоставления услуг рассмотрена система массового обслуживания, для имитации деятельности которой выбран дискретно-событийный вид имитационного моделирования. Практическое применение метода показано на примере разработки модели работы станции технического обслуживания средствами программы Anylogic и проведения оптимизационных экспериментов.
Севрюкова С. В., Коростелева О. Н. Формирование денежных доходов населения как социально-экономический аспект регулирования уровня жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 151–155. – URL: http://e-koncept.ru/2017/174019.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья раскрывает основные понятия уровня жизни населения, доходов граждан. Проводится статистический анализ и оценка уровня доходов населения за длительный период. Рассмотрено влияние основных реальных доходов на качество и уровень жизни, выявлены группы факторов, определяющих порядок формирования доходов домашних хозяйств.
Рындач М. А. Методы и условия формирования системы качества на предприятиях туристской и санаторно-курортной сферы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 156–160. – URL: http://e-koncept.ru/2017/174020.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматриваются подходы к формированию системы качества на предприятиях санаторно-курортной и туристской сферы, международные стандарты и принципы, которые необходимы для формирования системы качества. Говорится о влиянии динамических и формальных элементов на функционирование системы качества предприятия санаторно-курортной и туристской сферы, целесообразности использования «модели сил». Приведены особенности показателей качества санаторно-курортных и туристских услуг.
Абдыкадырова Э. У. Финансовый учет специальных средств в бюджетных учреждениях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 161–165. – URL: http://e-koncept.ru/2017/174021.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается финансовый учет специальных средств в бюджетных организациях на примере Национального центра онкологии при Министерстве здравоохранения Киргизской Республики, а кроме того, порядок поступ¬ления доходов и их расходование в бюджетных организациях. Хозяйственно-финан¬совая деятельность бюджетных учреждений – это состояние ресурсов, источников поступления и хозяйственные процессы, происходящие в учреждении. Управление бюджетными учреждениями базируется на достоверной информации о получении бюджетного ассигнования, поступлении средств специального фонда, проведении фактических и кассовых расходов, результатах выполнения сметы отдельно по общему и специальному фондам и в целом в учреждении. Главная цель ведения финансового учета в бюджетных учреждениях – это предоставление информации, необходимой для управления деятельностью бюджетного учреждения и обеспечения контроля за выполнением сметы.
Филология; искусствоведение; культурология
Жумагул к. А. Метонимии в пословицах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11 (ноябрь). – С. 166–170. – URL: http://e-koncept.ru/2017/175013.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Отмечено, что метонимии, как и метофоры, также активно используются в киргизских пословицах. Пословицам присуще обобщение каких-то явлений в очень краткой, сжатой форме, с соблюдением правил высказывания, с точной передачей мысли. Поэтому пословицы способны отражать огромную мысль кратко, но весомо. В таких случаях велика роль многозначных слов. Именно одним из особых способов создания такого многозначия и является метонимия.