№ 04 (апрель)
Статей: 28
Читателей: 61521
Утёмов В. В., Горев П. М. Межпредметная технология смешанного обучения в школьном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 (апрель). – С. 1–11. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181017.htm
ART 181017
DOI 10.24422/MCITO.2018.4.12366
Просмотров: 4206
Педагогическая наука в последнее время переживает значительные изменения, связанные с перестройкой не только системы образования, но и всей социально-экономической системы в целом. И если еще вчера для образовательного процесса требовались лишь традиционные средства обучения, такие как печатные учебники, школьная доска, то сегодня им на смену приходят современные информационно-коммуникационные технологии. Современные технологии обучения должны позволять учащимся использовать ресурсы и образовательный опыт в любой точке мира, начиная с их собственных сообществ, в том числе в сети Интернет. Эти возможности создают условия роста для всех школьников, предоставляя им более высокий уровень доступа к высококачественным учебным материалам, знаниям, персонализированному обучению и инструментам планирования будущего образования. Такие условия также могут способствовать расширению возможностей педагогов реализовывать смешанное обучение для своих учеников, переосмысливать, когда, где и как учащиеся выполняют различные компоненты учебного процесса. Весьма актуальной остается апробация межпредметных технологий школьного обучения, совершенствующая компоненты учебного процесса с учетом действующих образовательных стандартов и характеризующие особенности целевой аудитории, которой ныне доступны различные каналы получения знаний. Смешанное обучение – сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами онлайн-обучения, дополняющего и поддерживающего учебную среду. Тем самым целью статьи является описание межпредметной технологии смешанного обучения в школьном образовании. Авторами статьи определяются методические аспекты реализации технологии смешанности в школьных образованных программах. Ведущим подходом при этом выступает моделирование методической системы обучения в основном и дополнительном школьном образовании с включением в нее межпредметной технологии смешанного обучения. В результате проводимого исследования авторами статьи дифференцированы основные модели смешанного обучения, компоненты смешанной учебной среды (время, место, путь или темпы обучения), типы интеграции смешанного обучения, ключевые эффекты от внедрения смешанного обучения. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о межпредметных технологиях обучения, направленных на соответствие новых знаний уровню развития способностей ученика. Практическое использование данной технологии позволяет организовать работу поэтапного внедрения межпредметной технологии смешанного обучения в практику общеобразовательной организации.
Ключевые слова:
педагогическая технология, смешанное обучение, перевернутый класс, межпредметная технология
Бацунов С. Н., Дереча И. И., Кунгурова И. М., Слизкова Е. В. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 (апрель). – С. 12–21. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181018.htm
ART 181018
DOI 10.24422/MCITO.2018.4.12367
Просмотров: 5869
Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что, несмотря на активное обсуждение проблемы развития soft skills у студентов в отечественной и зарубежной литературе, уровень их развития очень низкий и требует детализации в определении их детерминант. Современные выпускники вузов быстро становятся ненужными, поскольку приобретенный за годы обучения в вузе набор навыков (hard skills) быстро устаревает, мобильность студента характеризуется показателем низкого уровня, а soft skills не развиты на должном уровне, и, следовательно, выпускники становятся некомпетентными и не конкурентоспособными на рынке труда. Термин “soft skills” является одним из новых треков динамично меняющегося мира. Цель статьи – рассмотреть основные детерминанты развития soft skills у бакалавров педагогического вуза. В статье представлен контент-анализ понятия soft skills, что обеспечивает целостность восприятия термина и его содержания, уровня применимости в коммуникативном поле. Сегодня в мире «клиповых возможностей» и интеграции в системе психолого-педагогических оценок личности и ее возможностей «мягкие» навыки делятся на четыре группы: базовые коммуникативные навыки, или коммуникативная грамотность, навыки self-менеджмента, навыки эффективного мышления, или интеллектуального мышления, управленческие навыки, или форсайт-управление. Развитие soft-skills рассматривается как интегративное со-действие в коммуникативном поле, при котором появляется со-бытийная идентификация внутреннего потенциала человека. Со-знание, со-переживание и со-творчество представляют собой трехгранную модель кооперативной формы такого рода взаимодействия. В статье представлено описание кооперативных форм, ключевых детерминант, технологии составления индивидуального маршрута, «дорожной карты» развития бакалавра в коммуникативном поле интегративного знания (собственной программы приоритетных целей развития soft skills, шагов и мероприятий, необходимых для него), основных методов развития soft skills. Развитие soft skills сегодня следует понимать как составляющую личного мотива каждого человека, и только от него самого зависит, в какой мере его личные качества помогут сделать ему успешную профессиональную карьеру, определить его продуктивность в профессионально конкурентной среде. Имеющиеся исследования вносят безусловный вклад в развитие новых образовательных подходов, нацеленных на развитие soft skills у обучающихся любой ступени образования. Кроме того, позволяют осмыслить возможность применения в образовательной практике понятных и продуктивных теоретических положений интегративного содержания soft skills.
Демидова Т. Е., Буренкова Н. В., Сороквашина Г. А. Исследование уровня готовности будущих учителей начальных классов к использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 (апрель). – С. 22–36. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181019.htm
ART 181019
DOI 10.24422/MCITO.2018.4.12368
Просмотров: 2154
Актуальность проводимого исследования обусловлена изменениями требований к подготовке учителя начальных классов. Современный учитель должен не только научить ребенка учиться, но и уметь самостоятельно и творчески решать проблемы образования. Одной из проблем современного образования является недостаточный уровень сформированности у учащихся начальной школы умения работать с информацией, объективно ее воспринимать, концентрироваться на более важных моментах, объективно оценивать свою и чужую точку зрения. Все перечисленные умения включены в требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Поиск способов подготовки учителя к развитию критического мышления у младших школьников выдвигает на одно из значимых мест в педагогической науке проблему формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо, так как данная технология имеет в своем арсенале разнообразные формы, методы и приемы, позволяющие учителю быть максимально гибким в каждой учебной ситуации. Также следует отметить, что данная технология позволяет проводить обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Главная цель исследования заключается в выявлении уровня готовности будущих учителей начальных классов к использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Ведущим методом при подготовке данной статьи являлся анализ результатов диагностических методик, анкетирования и контрольных работ, проведенных среди выпускников направления подготовки «Педагогическое образование» направленности (профиля) «Начальное образование и информатика». Исследование проводилось на основе выделенных компонентов готовности к использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо (мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного). Для каждого компонента был подобран комплекс методик и методов. Проведенный анализ данных показал, что большинство студентов имеет низкий уровень исследуемой готовности, что говорит об актуальности дальнейшей разработки данной проблемы. Теоретическая значимость статьи заключается в анализе подходов к определению понятий «педагогическая технология», «готовность к профессионально-педагогической деятельности», а также в определении понятия «готовность к использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо» и выделении ее компонентов. Практическая значимость определяется рекомендациями по формированию готовности будущих учителей начальных классов к использованию заявленной технологии. Статья может быть полезна исследователям готовности студентов к использованию технологии развития критического мышления (аспирантам, магистрам), а также преподавателям и учителям.
Скурихина Ю. А. Методические принципы изучения робототехники в рамках урочной и внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 (апрель). – С. 37–47. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181020.htm
ART 181020
DOI 10.24422/MCITO.2018.4.12369
Просмотров: 3189
Актуальность представленного исследования определяется возможностью повышения эффективности изучения робототехники в рамках урочной и внеурочной деятельности и дополнительного образования. Робототехника в последние годы получила широкое распространение: появилось большое количество робототехнических кружков, проводятся внеурочные занятия, робототехника изучается на уроках технологии, информатики, физики, проводится большое количество соревнований и конкурсов по робототехнике. Сама робототехника является интегрированной дисциплиной, предполагает формирование умений проектирования, моделирования и конструирования робототехнических устройств, программирования и тестирования, работу с электронными устройствами, а также презентацию полученных результатов. Имея ярко выраженный практико-ориентированный характер, робототехника полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, обеспечивает формирование различных видов универсальных учебных действий (УУД) и способствует формированию различных компетенций (в том числе проектной и исследовательской). В то же время методические аспекты преподавания образовательной робототехники в настоящее время проработаны недостаточно. Таким образом, проблема исследования определяется противоречием между широким внедрением робототехники в жизнь современного общества (и образовательную деятельность) и недостаточной проработанностью методики изучения робототехники для формирования ключевых компетенций школьников. В статье представлены методические принципы изучения робототехники, при использовании которых формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности, а также умения применять современные технологии в решении практических задач. Материалы статьи могут использоваться педагогами общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования при подготовке к занятиям по робототехнике (как в урочной, так и во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании); при анализе методик преподавания робототехники; преподавателями педагогических вузов для презентации студентам, изучающим методику преподавания робототехники; педагогическими работниками учреждений дополнительного профессионального образования в рамках подготовки к курсам повышения квалификации по методике преподавания робототехники.
Машарова Т. В., Полушкина Г. Ф. Использование технологий дистанционных образовательных проектов для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 (апрель). – С. 48–60. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181021.htm
ART 181021
DOI 10.24422/MCITO.2018.4.12370
Просмотров: 2065
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время нет единых методик и критериев оценки метапредметных умений подростков. Если для обучающихся начальной школы уже существуют перечни универсальных учебных действий (УУД), разработаны и апробированы различные методики, проанализированы и систематизированы результаты, то в основной школе еще только начинается работа по развитию и оценке УУД. При этом стоит помнить, что развитие и оценка метапредметных результатов в основной школе должна вестись по другим правилам, с учетом психологических особенностей подросткового возраста. Подростковый период накладывает свои особенности на процессы познания, общения, координации собственной деятельности, осознания себя как личности и определения своего места в мире. Все это нужно учитывать при оценке универсальных учебных действий подростков. Методологию исследования составляет изучение информационных источников по вопросам оценки метапредметных умений, анализ результатов всероссийских, региональных и школьных процедур оценки сформированности УУД и возможности их применения при разработке программы развития УУД подростков. В статье проводится анализ методик оценки УУД подростков, определяются возможности разных технологий оценки, приводится подробное описание технологии дистанционных (сетевых) образовательных проектов и ее возможности по оценке УУД, приводится классификатор УУД и критерии их оценки, рассматриваются результаты исследования, проводимого на базовых и региональных инновационных площадках КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», которые демонстрируют уровень сформированности УУД подростков. На основании данного анализа в статье представлены возможности применения технологии дистанционных образовательных проектов для оценки уровня сформированности УУД подростков, что может быть полезным при разработке программ развития УУД в образовательных организациях, проведении оценки уровня сформированности УУД подростков, а также при повышении квалификации педагогических работников.
Кувардина Н. А. Развитие экономической компетенции в дисциплинах профессионального цикла юристов с использованием средств ИКТ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 (апрель). – С. 61–73. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181022.htm
ART 181022
DOI 10.24422/MCITO.2018.4.12371
Просмотров: 1465
Модернизация системы отечественного образования требует эффективной профессиональной подготовки будущих специалистов, которые будут решать профессионально ориентированные задачи на высоком интеллектуальном уровне. Одним из важнейших факторов повышения эффективности формирования профессиональных компетенций у бакалавров является использование средств информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Это подчеркивает актуальность исследуемой проблемы. Переход общества от постиндустриального к информационному требует кардинальных изменений во всех сферах этого общества, в том числе и в высшем образовании на содержательном уровне. Таким образом, целью проводимого исследования является необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс специфических педагогических новшеств, приемов и инструментов, учитывающих запросы общества и требования, которые предъявляют работодатели к бакалавру. В экспериментальной части нашего исследования мы внедряли средства информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс будущих юристов. Ведущим подходом к исследованию проблемы выступал компетентностный подход, при котором были рассмотрены этапы формирования и развития экономической компетенции на первом уровне высшего образования юристов. В статье представлен анализ учебных дисциплин профессионального цикла будущих юристов и содержание в них экономически направленных тем, при изучении которых осуществляется процесс развития интересуемой нас компетенции. Развитие компетенции происходит на протяжении всего процесса обучения, который мы поделили на ориентировочный, информационный, ситуативно-практический, итогово-коррекционный. Основные результаты статьи приведены в рефлексии обучающихся по их отношению к изучению профессиональных дисциплин до начала обучения и по его завершении, где отображена положительная динамика показателей мотивации к обучению студентов и самообразованию. В результате проведенного исследования нами установлено, что применение средств информационно-коммуникационных технологий способствует более эффективному формированию профессиональных компетенций у обучающихся. Теоретически и практически обоснована необходимость освоения программы каждой дисциплины учебного плана для более полной и качественной сформированности экономической компетенции у бакалавров юридического направления подготовки. Статья может представлять интерес для преподавателей школ, среднего профессионального и профессионального образования, аспирантов, магистрантов.
Чертополохов Д. В. Конфессиональный методологический подход в современной педагогической науке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 (апрель). – С. 74–84. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181023.htm
ART 181023
DOI 10.24422/MCITO.2018.4.12372
Просмотров: 2336
Конец ХХ века ознаменовался в России стремительным сломом социально-культурной парадигмы. Отказ от единой идеологии и официального атеизма привел религиозные объединения нашего государства к долгожданной свободе деятельности, а граждан – к обретению реальной свободы совести. Закономерным следствием этого стало признание российской педагогической наукой религиозного конфессионального образования не только в качестве исторического явления, но и как объективного современного феномена. Таким образом, многолетняя тенденция к отделению светской составляющей от некогда единого строения педагогической науки сменилась стремлением к взаимодействию и взаимообогащению с религиозной конфессиональной педагогикой. При этом необходимо констатировать факт наличия огромного расхождения между существующей в сфере образования эмпирической реальностью (существование сетей конфессиональных воскресных школ, общеобразовательных и высших учебных заведений и т. д.) и ее теоретическим осмыслением педагогической наукой. Призванная покрыть образовавшуюся в предметном поле педагогики лакуну конфессиональная педагогика только зарождается как структурная единица педагогической науки. Исходя из этого, цель настоящей статьи состоит в обосновании необходимости развертывания на базе культурологического и антропологического методологических подходов конфессионального методологического подхода в педагогике, отражающего общие и особенные черты образовательных систем и процессов, развернутых традиционными отечественными конфессиями. Методологическую базу исследования составили как общенаучные методологические подходы (системный, сравнительный, парадигмальный, исторический, онтологический), так и специально-научные методологические подходы: культурологический подход, позволивший соотнести общие, единичные и особенные феномены культуры, в том числе религию и образование; аксиологический подход, привлечение которого позволило рассматривать ценностные ориентации как важнейшие элементы личности, ориентирующие ее в мире материальной и духовной культуры и обеспечивающие ее мотивацию поведения и деятельности. Предложено определение понятия «конфессиональный методологический подход». Характер, ключевые идеи, содержание и свойства конфессионального образования позволили определить фундаментальные принципы конфессионального методологического подхода в педагогике: принцип строгого следования вероучению конфессии и утверждения в нем всех субъектов образовательного процесса; принцип следования конфессиональной антропологии; принцип культуросообразности; принцип равнонаправленного действия всех социальных институтов, участвующих в конфессиональном образовательном процессе; принцип соблюдения свободы; принцип приоритета воспитания над обучением в целостном конфессиональном образовательном процессе; принцип гармоничного взаимодействия рационального и эмоционального начал. Развертывание конфессионального методологического подхода в педагогике позволит более точно очертить предмет новой структурной единицы педагогической науки – конфессиональной педагогики. Вместе с тем появляется возможность сформировать объективные критерии определения светскости/конфессиональности характера образовательного процесса, что является актуальным в условиях перспективы расширения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в средних общеобразовательных учреждениях с первого по девятый класс. Это станет эффективным инструментом государственного мониторинга и регулирования сферы образования.
Патрахина Т. Н., Вялкова К. С. Профориентационная работа в вузе: проектный подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 (апрель). – С. 85–95. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181024.htm
ART 181024
DOI 10.24422/MCITO.2018.4.12373
Просмотров: 2170
Актуальность темы профориентационной работы в вузе в настоящее время приобретает новое звучание, это обусловлено динамично развивающимся рынком труда и реформированием системы высшего образования в нашей стране. Используемые методы профориентационной работы в большинстве своем нуждаются в обновлении и оптимизации в связи с динамично меняющимися условиями образовательной и профессиональной среды. Цель статьи – продемонстрировать результаты мониторинга эффективности профориентационных мероприятий, которые реализуются в школах города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на сегодняшний день. На основе полученных данных в статье представлена разработка проекта «Профориентация: новый взгляд на старые проблемы», который будет реализован в рамках ситуационного управления и позволит повысить эффективность профориентационной работы в вузе. Исследование проблемы осуществлялось посредством анализа достижений мировой науки и практики, а также эмпирических и социологических исследований. Результаты исследований наглядно продемонстрировали, что в школах города Нижневартовска используются преимущественно коллективные формы профориентационной работы. Как показали результаты опроса, в большинстве своем в школах отсутствует либо имеет слабо выраженный характер индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников при выборе вектора профессионального самоопределения. Предложенный модульный проект «Профориентация: новый взгляд на старые проблемы» позволит решить ряд проблем по профориентационной работе, повысит ее результативность, а также будет способствовать формированию лидерских навыков и умений работать в команде. Материалы статьи могут представлять интерес для работников высшей школы, педагогов общеобразовательных школ, а также для всех, кто интересуется проблемами профориентационной деятельности.
Ключевые слова:
вуз, профориентационная работа, проектный подход, профессиональное самоопределение обучающихся