№ 07 (июль)

Педагогические науки
Лаврентьева И. В., Цвелюх И. П. Предпочитаемые педагогами форматы повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181040.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В контексте решения проблем разработки новых программ, подходов, моделей и форматов организации процесса повышения квалификации, обеспечивающих удовлетворение потребностей и инициирование различных видов активности педагогов в решении образовательных задач, реализации методической деятельности, приобщении к научно-исследовательской и инновационной работе, активно насыщается рынок образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования. Однако спрос и предпочтения педагогами предлагаемых форматов повышения квалификации в связи с тенденциями развития этого рынка остаются неизученными, что обусловливает актуальность предпринятого исследования и его целей: 1) определить наиболее предпочитаемые педагогами форматы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации («как есть»); 2) выявить динамику реализованных педагогами предпочтений форматов повышения квалификации. При проведении исследования были использованы методы социологического опроса (анкетирования), анализ эмпирических данных и документов. Рассмотрено изменение форматов реализации программ повышения квалификации в истории Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Представлено исследование предпочитаемых педагогами Красноярского края форматов дополнительного профессионального образования и повышения квалификации («как есть»). Исследовательские результаты отражают анализ эмпирических данных анкет педагогов, проживающих на разных территориях Красноярского края, различающихся по педагогическому стажу и статусу населенного пункта. Выделены предпочтения групп учителей, различающихся по преподаваемым дисциплинам, территории проживания (село/город), стажу работы: педагоги, преподающие гуманитарные дисциплины, в большей степени предпочитают повышение квалификации с использованием дистанционных технологий, чем учителя-предметники дисциплин естественно-научного цикла, как и учителя городских школ в сравнении с учителями, проживающими в сельской местности; у педагогов со стажем до 16 лет более выражено предпочтение этого же формата, чем у педагогов с более длительным стажем работы. По результатам анализа документов отражена динамика выбора и участия педагогов в реализации заочных программ повышения квалификации с использованием дистанционных технологий, ранее заявленных как предпочитаемые форматы дополнительного профессионального образования. Отмечен рост количества педагогов, повышающих квалификацию с использованием дистанционных технологий за три последних года. Однако уровень участия в таких программах (как обучающихся в институте повышения квалификации, так и обучающих), несмотря на постепенный рост, остается пока недостаточно высоким. Статья адресована исследователям дополнительного профессионального образования педагогических кадров, заинтересованным в разработке научно обоснованных стратегий повышения квалификации учителей и осуществлении оперативного реагирования региональных систем на тренды происходящих изменений в этом сегменте образования. Представленные в статье материалы дают возможность в исторической динамике сравнить вовлеченность учительства различных регионов России в процесс повышения квалификации различных форматов, в том числе с использованием дистанционных технологий; позволяют оптимистично прогнозировать повышение уровня участия педагогов в реализации программ повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий.
Елагина В. С. Формирование исследовательских умений у курсантов военного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 17–29. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181041.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования проблемы формирования исследовательских умений у курсантов военного вуза объясняется повышением требований к уровню их военно-профессиональной подготовки, для которой характерно наличие не только глубоких теоретических знаний, но и умений использовать эти знания для решения военных задач исследовательским путем. Уже на этапе обучения в вузе курсант должен развивать исследовательские качества и умения, уметь генерировать новые идеи, владеть методикой научного поиска и организации опытно-экспериментальной работы, методами и средствами теоретического и эмпирического исследования. Результаты проведенного нами констатирующего эксперимента показали достаточно низкий уровень владения курсантами общеучебными и исследовательскими умениями. Кроме того, около половины опрошенных курсантов не проявляют интереса к исследовательской деятельности и не собираются заниматься этим видом деятельности ни в годы учёбы в военном вузе, ни после его окончания. В статье анализируется роль и значение исследовательских умений для военно-профессиональной деятельности будущих офицеров; рассматриваются различные подходы к определению сущности понятий «умение», «общеучебные умения», «исследовательские умения», а также приводятся разные подходы к их классификации. В статье уточняется определение понятия «исследовательские умения» применительно к специфике подготовки военных специалистов; выделяются группы умений (информационно-коммуникационные, теоретико-методологические и теоретико-эмпирические умения), формируемые в процессе учебной и научной деятельности курсантов; рассматривается методика поэтапного формирования учебно-исследовательских и научно-исследовательских умений на аудиторных и внеаудиторных занятиях. Практика показала, что поэтапная организация исследовательской деятельности курсантов в военном вузе способствует формированию и развитию учебно- и научно-исследовательских умений, проявлению творчества, инициативы будущих офицеров, развитию их познавательного интереса и положительной мотивации. Формирование и развитие исследовательских умений осуществляется эффективно, если создать определенные педагогические условия: развитие у курсантов положительной мотивации, познавательного и профессионального интереса к исследовательской деятельности; создание образовательной исследовательской среды в вузе; организация совместных с преподавателями вуза исследовательских проектов; учёт специфических особенностей профессиональной подготовки военных специалистов; ориентация тематики исследовательских проектов на проблемы военной профессиональной деятельности курсантов; наличие высокого уровня сформированности у них учебных и интеллектуальных умений.
Калинин Н. В., Белолипецкая А. В., Денисов В. Н. Имитационное моделирование в учебном процессе как инструмент профессиональной мотивации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 30–42. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181042.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью повышения качества подготовки студентов для улучшения перспектив их будущей адаптации к усложняющимся условиям профессиональной деятельности. В данное время эти усложнения наиболее отчетливо проявляются в области хозяйственной деятельности, и прежде всего во внешнеэкономической сфере, которая стала ареной недружественных действий по отношению к России со стороны ряда зарубежных государств. С учетом этого цель статьи – предложить методологию разработки и внедрения в учебный процесс деловой игры в качестве одного из инструментов профессиональной мотивации. В отечественной и зарубежной литературе широко представлено описание педагогических и психологических преимуществ использования учебных деловых игр, включая активизацию творческого мышления студентов, поощрение принятия ими самостоятельных и мотивационно оправданных решений. Одновременно рассматриваются недостатки и проблемы современного экономического образования, такие как недостаточные практические и коммуникационные навыки выпускников, неумение работать в команде. Проведенные исследования подтверждают необходимость широкого применения деловых игр как формы активизации и совершенствования учебного процесса. Основным результатом статьи является представление сценария учебной деловой игры, включая обоснование актуальности её темы, описание основных игровых этапов и требований к её итогам. Теоретическая значимость статьи обусловлена тем, что в ней рассматриваются различные подходы к внедрению игровых методов обучения в высшей школе, включая анализ работ зарубежных авторов по психологии и педагогической деятельности. Практическая значимость статьи подтверждается тем, что описанная в ней деловая игра нашла применение в учебном процессе Тульского филиала Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Данная деловая игра в первую очередь ориентирована на решение задач усиления профессиональной мотивации бакалавров и магистрантов направления «Экономика». Однако описанная в статье методология разработки учебных деловых игр может быть модифицирована и использована с целью создания игровых сценариев, применимых для различных направлений образовательной подготовки.
Володина Е. В. Педагогические нововведения при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 43–55. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181043.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Подготовка специалистов нового поколения, владеющих компетенциями и готовых к инновационной деятельности в отношении объектов и видов профессиональной деятельности (создание инновационных продуктов, процессов, услуг и их коммерциализация), определяет конкурентоспособность не только специалистов на рынке труда, но и фирм и государств. Усиливается значение формирования готовности к коммуникации на иностранном языке в сфере инновационной деятельности у специалистов различных направлений подготовки в техническом университете. Все более актуальным становится владение терминологической базой иностранного языка не только по специальности, но и для сферы инновационной деятельности. Это обусловливает актуальность исследования в части прикладного языкознания в области терминоведения для сферы инновационной деятельности и разработки учебно-методических пособий с целью активизации грамматического и лексического материала для профессионально ориентированного этапа обучения иностранному языку. Цель статьи – описать нововведения на профессионально ориентированном этапе обучения иностранному языку (английскому) для формирования у студентов готовности применять знания и умения в различных реальных условиях, в самых разнообразных профессиональных ситуациях. При проведении исследования были использованы компетентностный, коммуникативный, лингвосоциокультурный подходы. Использована логика компетентностного подхода, предполагающая формирование содержания в зависимости от результатов образования: приоритетное значение получают те образовательные результаты, которые связаны с овладением обучающимися «инструментами» деятельности и познания. В результате проведенного исследования нами разработаны учебно-методические пособия, представляющие универсальный модуль, содержащий терминологическую базу иностранного (английского) языка для сферы инновационной деятельности. Терминологический минимум является дополнением к терминологии по специальности. Авторские разработки внедрены в рабочие программы по различным направлениям подготовки в Московском политехническом университете. Статья может представлять интерес для педагогов-предметников (английский язык), занимающихся преподаванием профессионально ориентированного языка в высших учебных заведениях, и для студентов и аспирантов различных направлений подготовки.
Лашкова Л. Л., Шанц Е. А. Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 56–68. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181044.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена сложившейся необходимостью расширения содержания дошкольного образования, разработкой методического обеспечения организации конструирования дошкольников при использовании конструкторов нового поколения. В современной науке и образовательной практике сложился ряд противоречий: между признанием психолого-педагогической наукой возможности овладения детьми дошкольного возраста конструктивной деятельностью с элементами робототехники и отсутствием научно обоснованной методики реализации данного процесса в системе дошкольного образования; между значительным потенциалом конструкторов нового поколения для реализации процесса формирования конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического сопровождения данного процесса в практике современного дошкольного образования. Вместе с тем Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования определяет конструирование из различных материалов как один из значимых видов детской деятельности. В статье представлены методологические и методические основы проблемы организации конструирования и робототехники в дошкольной образовательной организации. Методологические основания составляет совокупность методологических подходов: системно-деятельностного, интегративного и ситуационного. Системно-деятельностный подход определяет структуру процесса формирования конструктивных умений у дошкольников и обеспечивает последовательность овладения ими детьми. Интегративный подход позволяет осуществлять выбор эффективных средств, форм и методов образовательной деятельности, объединенных по тематическому принципу; интегрировать разные виды детской деятельности. Ситуационный подход способствует рассмотрению процесса формирования конструктивных умений дошкольников в логике технологий проблемного обучения, проектирования и решения проблемных ситуаций. Статья имеет практико-ориентированный характер. В ней представлена образовательная деятельность по конструированию с элементами робототехники, организованная студентами Сургутского государственного педагогического университета в период педагогической практики. Обоснована методика обучения конструированию при использовании конструкторов нового поколения LEGO, Polydron, Engino Education и Engino Discovering Stem на занятиях и в свободной детской деятельности. Материалы статьи могут использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций как на занятиях, так и в режимных моментах; бакалаврами и магистрами педагогики при изучении методик обучения дошкольников конструированию и робототехнике; преподавателями педагогических университетов для презентации студентам, изучающим данную методику; педагогам организаций дополнительного профессионального образования в рамках подготовки к курсам повышения квалификации по представленному направлению образовательной деятельности.
Киркина Е. Н., Карпушина Л. П., Ширяева Ю. Г. Современные технологии формирования представлений об искусстве родного края у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 69–78. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181045.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Важное значение в воспитательно-образовательной работе современного детского сада отводится изучению искусства родного края. При эффективном педагогическом руководстве полученные представления дошкольников об искусстве родного края становятся активным инструментом художественно-эстетического развития и обогащения подрастающего поколения. В процессе изучения искусства своего народа реализуются задачи нравственно-патриотического становления личности. В условиях стандартизации образования на смену традиционным средствам обучения приходят инновационные педагогические технологии, позволяющие воспитанникам в непринужденной форме добывать необходимые знания и представления, используя свой накопленный опыт и уровень интеллекта. Весьма актуальным на современном этапе дошкольного образования становится использование рабочих тетрадей (тетрадей на печатной основе). Рабочая тетрадь – необходимый элемент современного образования детей дошкольного возраста, где уникальной формой развивающего обучения становится комплекс заданий, упражнений занимательной и познавательно-творческой направленности, составленный в соответствии с действующей программой обучения, а также в зависимости от освоения конкретной образовательной области, предлагаемой дошкольнику для освоения. Работа с тетрадью на печатной основе позволяет реализовывать групповое и индивидуальное обучение. Цель исследования – описание технологии и особенностей работы по формированию представлений об искусстве родного края в процессе использования рабочей тетради. Авторами статьи раскрываются методические аспекты реализации проблемы формирования представлений об искусстве родного края в дошкольных образовательных организациях Республики Мордовия. Ведущим подходом при этом выступает моделирование процесса обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации и системе дополнительного образования с включением технологии работы с тетрадью на печатной основе. В результате проводимого исследования авторами статьи определена модель формирования представлений об искусстве родного края, компоненты образовательной и предметно-пространственной среды, структура, содержание и система заданий рабочей тетради по ознакомлению с искусством Республики Мордовия, а также представлены основные результаты разработки и внедрения в воспитательно-образовательный процесс авторской рабочей тетради для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с искусством родного края. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений и описание современных теоретических подходов, а также полученного опыта работы и обоснование использования современных технологий в работе по формированию представлений об искусстве родного края. Практическое использование представленной технологии позволяет поэтапно организовать работу по формированию представлений об искусстве родного края и внедрению в практику дошкольной образовательной организации авторской рабочей тетради на печатной основе.
Седина Е. С., Соболева Е. В. Обоснование необходимости совершенствования модели обучения робототехнике как основы стратегии подготовки кадров для профессий будущего // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 79–90. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181046.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена тем, что с каждым годом область применения робототехники не перестает расти. Например, в сфере химии, оборонной промышленности, атомной физики, здравоохранения, в быту роботы во многом облегчают жизнь человека, что делает ее более безопасной. В связи с этим появляется востребованность специалистов в данной области знаний. Робототехника включена в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий, определенных правительством в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года». Предлагаемый научно обоснованный подход к совершенствованию модели сквозного курса образовательной робототехники соответствует альманаху перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет, так как ориентируется на те отрасли, которые будут активно развиваться, на то, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Цель исследования – обосновать необходимость совершенствования модели сквозного курса образовательной робототехники для всех ступеней (от дополнительного обучения дошкольников и школьников до курсов подготовки бакалавров и магистров в университетах), которая позволит определить максимально эффективные условия, чтобы на выходе формировался индивид, способный продолжить образование в направлении профессий будущего. Методология исследования базируется на принципах системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов, методиках Rapid Foresight, методологии и теории научных исследований, методике обучения робототехнике. Результаты исследования: аналитический отчет состояния современной науки относительно актуальных вопросов и проблем обучения робототехнике в рамках реализуемой образовательными учреждениями модели обучения робототехнике, основанной на традиционной траектории «дошкольное образование – школа – университет – дополнительное образование» в контексте требований бизнеса, общества, государства; обоснование необходимости совершенствования модели обучения робототехнике как основы стратегии подготовки кадров для профессий будущего; формулирование требований к педагогическим принципам, применяемым к программам в направлении робототехники и мехатроники, на которых должно быть построено обучение. Значимость исследования заключается в том, что для реализации на государственном уровне программы «Цифровая экономика Российской федерации», рассчитанной на 2017–2030 годы, именно совершенствование модели сквозного курса обучения робототехнике позволит обеспечить теоретическую базу в сфере информатики, кибернетики и искусственного интеллекта, вовремя сориентировать в профессии, вовремя дать полезный навык – уметь учиться, подготовить к профессиям будущего.
Николаева И. Б. Модель формирования профессиональных компетенций курсантов в военном вузе в процессе обучения физике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 91–100. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181047.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Преподавание физики в военном вузе характеризуется определенными профессиональными особенностями. Курс физики является базовым для дальнейшего качественного усвоения знаний профильных дисциплин. Учитывая сложность предмета, особенно для курсантов первого года обучения, требуется систематическая диагностика, развитие и оценка сформированности профессиональных компетенций курсантов в ходе учебного процесса. Целью статьи является описание опыта автора по разработке модели формирования профессиональных компетенций курсантов в военном вузе в процессе обучения физике. В статье рассматриваются следующие понятия: «компетенция», «компетентность». Анализируются ведущие подходы к исследованию данной проблемы в военной педагогике с точки зрения компетентностного подхода. На основе анализа теоретических источников по теме исследования в данной статье автор придерживается следующей позиции: профессиональная компетентность представляет собой набор компетенций, относящихся к профессиональной деятельности специалиста и отражающих совокупность его профессиональных теоретических знаний, практических умений, личностных качеств и установок по отношению к себе, другим, к своей деятельности. Автор предлагает модель формирования профессиональных компетенций курсантов военного вуза. Разработанная модель базируется на определении критериев их сформированности, индикаторов поведения по каждой компетенции, методов, форм и средств развития профессиональных компетенций и оценки уровня их сформированности согласно программе обучения физике в военном вузе. Теоретическая значимость статьи заключается в анализе ведущих подходов к проблеме формирования профессиональных компетенций курсантов военного вуза. Практическая значимость статьи заключается в разработке модели формирования профессиональных компетенций в процессе обучения физике, определении критериев их сформированности, определении индикаторов поведения по каждой компетенции, определении методов, форм и средств развития профессиональных компетенций и оценки уровня их сформированности.
Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Хасанова О. В. Жизненные ценности и эмоциональное выгорание (психометрические аспекты) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 101–106. – URL: http://e-koncept.ru/2018/182012.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Синдром эмоционального выгорания рассматривался на протяжении долгого времени. Разные аспекты его изучения говорят об актуальности проблемы. В данной статье исследуется взаимосвязь эмоционального выгорания и жизненных ценностей сотрудников МЧС и МВД. Результаты, полученные с помощью опросника «Профессиональное выгорание» Н. Е. Водопьяновой и морфологического теста жизненных ценностей В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушина, свидетельствуют о взаимосвязанности понятий.
Федорченко В. Е., Савощикова Е. В. Доверие в структуре профессиональных компетенций студентов по направлению «Юриспруденция» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 107–113. – URL: http://e-koncept.ru/2018/182013.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья рассматривает доверие как аспект профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». Необходимо выяснить, какими качествами обладают студенты, как они выстраивают свое поведение по отношению к себе и окружающим, а также важно понять, какие качества личности и параметры выступают как детерминанты и помогают они или осложняют освоить профессию юриста.
Мартыновская И. А., Шорохова М. В. Исследование состояния произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 114–119. – URL: http://e-koncept.ru/2018/182014.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье отражены результаты исследования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Поставлена проблема использования полученных результатов при организации и реализации коррекционно-логопедической работы для повышения уровня развития таких свойств внимания, как объем, продуктивность, устойчивость, концентрация, с целью дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Бердникова В. А. Основания методологии психологического сопровождения профессиональной рефлексии в проектах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 120–129. – URL: http://e-koncept.ru/2018/182015.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье систематизируются подходы к исследованиям рефлексии профессиональной деятельности для обоснования разрабатываемого автором комплекса практических методик, направленных на психологическое сопровождение проектной деятельности. Описаны результаты пилотного применения методологии в практике сопровождения проектных команд.
Ронжин Г. А. Подросток в цифровом мире // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 130–135. – URL: http://e-koncept.ru/2018/182016.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Современный ребенок погружен в цифровой мир с раннего детства. У подростка, развивающегося в цифровом мире, формируется игровая зависимость. Игровая зависимость опасна для психологического развития человека.
Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Булах А. С., Федотова К. А., Антошкина Е. А. Роль логики в деятельности экономиста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 136–141. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183032.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье анализируется роль логики в деятельности экономиста. Представлены различные виды логики, которые использует экономист в своей работе, а также детально изучен каждый вид в отдельности. Раскрыта сущность основных терминов логики. Представлены основные методы и приемы познания логики.
Герасимова Л. А. Механизмы воздействия социального капитала на процесс воспроизводства территориальной экономической системы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 142–148. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183033.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье представлены основные подходы к интерпретации понятий «социальный капитал» и «экономическая система», раскрыты теоретические основы их взаимозависимости. Основная цель статьи – рассмотрение ключевых механизмов влияния социального капитала на воспроизводство территориальной экономической системы, а также выявление проблем, препятствующих её продуктивному функционированию.
Яджин Н. В. Психологическое сопровождение вербальных следственных действий с участием в их производстве детей и подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 149–154. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183034.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена актуальным проблемам психологического сопровождения производства вербальных следственных действий с участием детей и подростков, вопросам использования помощи специалиста в области детской, подростковой психологии при производстве допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием детей или подростков. Автор статьи анализирует действующие уголовно-процессуальные нормы, регулирующие участие специалиста-психолога, психиатра по указанной категории дел, а также мнения ученых, что позволило сформулировать выводы и предложения по совершенствованию института участия психолога в качестве специалиста, консультанта в процессе расследования преступлений.
Усенков И. А. Правовое регулирование и государственная поддержка малого бизнеса во Франции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 155–159. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183035.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассмотрены некоторые особенности регулирования и государственной поддержки малого бизнеса во Французской Республике. Выделены ключевые аспекты, обусловливающие успехи развития малого и среднего предпринимательства во Франции. Наиболее значимые из них рассмотрены подробнее.
Экономика
Садыков Р. М. Проблемы бедности в России: особенности и тенденции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 160–167. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184030.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Борьба с бедностью и неравенством является основной проблемой устойчивого развития во всем мире. В условиях крайней бедности и худших условиях жизни оказались молодые низкооплачиваемые работники. Активизация программ социальной политики привела к сокращению масштабов бедности и улучшению жизни населения в мире. В России распространение бедности является основной проблемой устойчивого социально-экономического развития. За последние годы в России заметно снизился уровень жизни и благосостояние населения, распространились проблемы бедности. Сохраняются тенденции падения реальных денежных доходов россиян, что привело к изменению структуры расходов домохозяйств. Повысился удельный вес расходов населения на питание, малоимущие граждане предпочитают экономить, нежели искать дополнительный заработок. Сохраняются процессы, сдерживающие сокращение доли бедных среди работающего населения, замедлился рост пенсий и улучшение жизни современных пенсионеров. В числе группы риска находятся малообеспеченные семьи с детьми, малоимущие бедные слои населения, пенсионеры и отдельные категории работающего населения. Действующая система социальной защиты населения в условиях экономической нестабильности оказалась неспособной в полной мере справиться с обеднением широких слоев населения и по-прежнему не обеспечивает адекватную защиту малоимущих. Текущая ситуация в стране несет в себе риски социальной неустойчивости в региональном и национальном масштабах.
Ильин А. С., Хандакова О. П. Анализ уровня инновационного развития республики Саха (Якутия) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 168–174. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184031.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассмотрены такие теоретические аспекты понятий, как инновации, инновационное развитие и их роль и влияние на развитие экономики. Рассмотрены институты и инфраструктура республики. Приведены в сравнении основные показатели инновационного развития Якутии. Проведен анализ уровня инновационного развития Республики Саха (Якутия).
Буткова О. В., Гужвина Н. С., Заходякина Е. А. Сущность и понятие финансовых результатов деятельности экономических субъектов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 175–181. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184032.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассмотрены теоретические основы сущности финансовых результатов деятельности экономических субъектов и их составляющих: доходов и расходов. Представлены определения финансовых результатов с точки зрения различных авторов, и проведено их обобщение. Определены особенности сельскохозяйственного производства, оказывающие влияние на формирование финансовых результатов деятельности предприятий, функционирующих в сфере агропромышленного комплекса.
Столяренко А. В. Содержание оценки эффективности функционирования предприятия: теоретический аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 182–188. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184033.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассмотрен терминологический аппарат, отражающий содержание поставленной задачи исследования. Проанализированы понятия «эффект» и «эффективность», и представлено свое видение трактовки этих терминов; рассмотрена классификация видов эффективности; обозначены основные цели эффективного функционирования предприятия; уделено особое внимание изучению экономической и социальной, а также социально-экономической эффективности; исследованы основные понятия эффективности (категории, принципы, показатели) с подробным рассмотрением каждого; представлено авторское определение понятий «эффективность функционирования предприятия» и «оценка эффективности функционирования предприятия»; подчеркнуты основные задачи оценки эффективности функционирования предприятия; выявлено важное для предприятия и социума значение оценки эффективности функционирования предприятия.
Шабашов Р. А., Курилов К. Ю. Стратегия развития отрасли в условиях неопределенности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 189–195. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184034.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Необходимость стратегического планирования и развития предприятий играет большую роль при ведении бизнеса в условиях кризиса и неопределенности, именно в таких условиях четко проявляются все качества отрасли (организации), становится отчетливо видно все слабые и сильные стороны бизнеса. В условиях неопределенности также большое значение имеет такое понятие, как конкурентная борьба. Победитель в конкурентной борьбе – это та организация или бизнес, которые смогли добиться высоких конкурентных преимуществ в условиях неопределенности и кризиса. Конкурентоспособность – это самая важная цель бизнеса, которая определяет главные пути поведения отрасли (организации) в конкретный период времени. Любая организация имеет свою определенную конкурентную стратегию развития. Стратегия должна затрагивать самые важные вопросы организации на всех ее уровнях. Стратегия необходима бизнесу для быстрого реагирования предприятий на изменения как внутри самой отрасли (хозяйственная среда, кадровый персонал, оборудование, технологические процессы), так и во внешней среде (экономическая обстановка в стране, санкции и т. д.).
Атякшева Ю. Г. Источники и способы финансирования деятельности организации, их формирование и проблемы оптимизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 196–201. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184035.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассмотрены различные источники и способы финансирования деятельности акционерного общества «Пензенское производственное объединение “Электроприбор”». Источники бывают как внешние, так и внутренние. Выявлены различного рода проблемы формирования источников финансирования, и предложены пути их решения.
Исаков Н. Г., Никонец О. Е. Депозитная политика современных коммерческих банков: проблемы, инструменты, перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 202–210. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184036.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Современные условия развития банковского сектора выделяют для коммерческих банков основополагающую роль в аккумулировании и привлечении денежных средств, а также их рациональном размещении. Данная статья посвящена формированию депозитной политики современных коммерческих банков. В ней представлен анализ перспектив привлечения средств в депозиты в современных условиях экономики, а также возникающих при этом проблем.
Галиева Г. М. Уровень жизни населения через призму доходов и расходов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 211–215. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184037.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В работе проанализирован уровень жизни населения с использованием индикаторов объема и структуры доходов и потребительских расходов. Построены линии тренда доходов и расходов, отражающие отставание роста доходов по сравнению с расходами. Установлена динамика сокращения потребительских расходов на высококачественные продукты.
Филология; искусствоведение; культурология
Звонкова С. Е., Маслова М. А. Образ-символ луны в романе Ф. С. Фицджеральда «По эту сторону рая» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 216–223. – URL: http://e-koncept.ru/2018/185022.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается символика образа луны в романе Ф. С. Фицджеральда «По эту сторону рая». Определяются функции образа-символа луны в структуре романа, в создании психологического портрета героя, романтического пейзажа. Символ луны анализируется во взаимодействии с образами моря, музыки. Подчеркивается многозначность образа-символа, раскрывающего зрительные, слуховые и эмоциональные ощущения героя.
Куламихина И. В., Федорко П. Д. Лингвокультурологическая характеристика концепта "love" в современной англоязычной музыкальной культуре // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 224–230. – URL: http://e-koncept.ru/2018/185023.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Исследование посвящено изучению концепта “love” через призму современной англоязычной музыкальной культуры. Для описания современной лингвокультурологической специфики концепта “love” авторами были отобраны и систематизированы лексические средства выражения концепта “love” в текстах современных англоязычных музыкальных исполнителей. На основе семантического и контекстуального анализа текстовых фрагментов авторы сделали заключение о том, что любовь является наиболее значимым чувством в кругу ценностных ориентиров носителей английского языка; концепт “love” в сознании носителей английского языка может включать в свое содержание самые широкие, порой взаимоисключающие смыслы; в содержании концепта представлена не только национально-культурная специфика, но и более универсальные признаки любви, отражающие эмоционально-чувственное состояние любого человека вне времени и вне национальной принадлежности.