№ 01 (январь)

Педагогика
Шендеровская Н. С. Влияние идей А. С. Макаренко на образ педагогических отношений в школах Японии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 1–20. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251001.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Антон Семенович Макаренко во многом определил направление развития педагогической мысли в СССР и оказал влияние на педагогику других стран. Его труды посвящены трудовому воспитанию в коллективе, организации трудового и эстетического воспитания и развитию сознательной дисциплины. Несмотря на то что его деятельность относится к уже ушедшему в прошлое столетию, его идеи по-прежнему находят отклик у современных педагогов разных стран и остаются актуальными в современных реалиях, где экономический успех страны напрямую связан с качеством образования. Одной из стран, экономические успехи которой обратили на себя всеобщее внимание, является Япония. Цель данной статьи – получение представления о том, какой вклад идеи А. С. Макаренко внесли в формирование образа педагогических отношений в школах Японии. Ведущими подходами к исследованию данной темы стали историографический, сравнительно-педагогический, ретроспективный, анализ, обобщение и т. д. В статье проведен анализ того, каким образом идеи Макаренко могли прийти в педагогический мир Японии, а также сделан обзор некоторых работ японских исследователей, посвященных их изучению. Рассмотрена динамика и причины популярности идей Макаренко среди японских педагогов, и приведены примеры тех методов, которые были привнесены в японскую действительность. А. С. Макаренко можно назвать одним из первопроходцев в разработке осознанного подхода к процессу педагогического взаимодействия. В Японию информация о его деятельности пришла в основном из Восточной Германии в послевоенное время на волне демократизации, что, вероятно, послужило одной из причин успешного выхода Японии из послевоенного кризиса и дальнейшего экономического процветания. Теоретическая значимость статьи состоит в важности изучения самого феномена педагогического взаимодействия, качество которого, в свою очередь, напрямую связано с уровнем овладения знаниями и навыками среди учеников, а также с необходимостью актуализации универсальных методов в педагогике, сформулированных А. С. Макаренко на основе его уникального опыта. Практическая значимость статьи обусловлена необходимостью совершенствования педагогического взаимодействия в образовательных организациях для повышения качества образования.
Пашковская Н. Д., Киреева И. А., Лю Ч. Ю. Методические приемы в обучении китайских студентов русскому языку как иностранному с применением инструментов искусственного интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 21–34. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251002.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современном мире обучение иностранным языкам становится все более востребованным, особенно среди студентов из Китая, стремящихся расширить свои знания и культурный кругозор. Однако преподавание русского языка как иностранного может представлять определенные трудности из-за различий в грамматике, лексике и звуковой системе по сравнению с китайским языком. Китай и Россия имеют долгую историю взаимодействия как с политической и экономической, так и культурной точек зрения. Поэтому знание русского языка для китайцев может стать ключом к расширению возможностей для сотрудничества и понимания друг друга. Интерес к изучению русского языка у иностранных студентов также обусловлен стремлением к получению образования в российских учебных заведениях, участием в международных проектах, а также развитием туризма между двумя странами. Благодаря все более активным экономическим связям между Китаем и Россией знание русского языка открывает двери к новым возможностям в бизнесе и карьерном росте для китайских специалистов. Авторы представляют некоторые методические приемы, направленные на развитие иноязычной коммуникативной компетенции китайских студентов. Применение инструментов искусственного интеллекта позволяет улучшить процесс обучения иностранному языку, особенно когда речь идет о таких специфичных категориях обучающихся, как студенты из Китая. Важным методическим приемом является использование интерактивных онлайн платформ, виртуальной и дополненной реальности для обучения. С помощью таких способов организации учебного процесса студенты могут не только изучать русский язык в удобное время и подходящем темпе, но и получать обратную связь от искусственного интеллекта о своих успехах и ошибках. Это позволяет обучающимся сразу видеть результаты своего обучения и корректировать свои действия. Целью статьи является исследование применения разных методических приемов в практике преподавания русского языка как иностранного китайским студентам с применением технологий искусственного интеллекта. Основные результаты исследования показали, что рассмотренные методы позволяют студентам КНР более активно включаться в учебный процесс, развивать свою творческую и познавательную активность. Использование искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам позволяет эффективно отслеживать прогресс каждого студента и адаптировать учебные материалы в соответствии с его потребностями. Регулярный анализ данных помогает определить индивидуальные слабые места и сильные стороны каждого обучающегося, что способствует более точной настройке траектории образовательного процесса. Таким образом, применение технологий искусственного интеллекта в обучении китайских студентов русскому языку как иностранному позволяет эффективно выстраивать учебный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями студентов и улучшать их результаты в изучении русского языка.
Семенова В. Г., Жарина О. А., Семенова В. А. Педагогическая технология «Дары Фрёбеля» и концепция ТРИЗ-образования в контексте современных подходов к организации обучения детей младшего школьного возраста иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 35–48. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251003.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Тема статьи предполагает обращение к педагогическому наследию Фрёбеля, а также теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. Альтшуллера с целью их адаптации к новым моделям обучения, в том числе на уроках иностранного языка. Обе эти технологии еще не приспособлены под предмет «иностранный язык» в начальной школе, что и обусловливает актуальность и новизну нашего исследования. Цель статьи – показать систему работы на уроках английского языка детей младшего школьного возраста, основанную на концептуальных положениях «Даров Фрёбеля» и технологии ТРИЗ-обучения, которые базируются на формировании творческого мышления младших школьников. Педагогическая реинновация позволит переосмыслить уникальный прошлый опыт и приспособить его к новым принципам образования. Ценность этих двух технологий заключается в том, что они дают возможность раскрыть творческий потенциал ребенка. Их объединяет новаторство и личностно ориентированная модель образования. Это выражается в системе проведения занятий, методах и приемах работы, главная цель которых – принцип творческого обучения. Теоретическая значимость статьи заключается в адаптации классических педагогических концепций Фридриха Фрёбеля и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Альтшуллера к современным образовательным реалиям. В статье представлен синтез этих концепций, которые объединяют подходы к развитию творческого мышления у детей младшего школьного возраста в процессе обучения иностранным языкам. Важным вкладом является обоснование актуальности старых теорий в эпоху информационных технологий, что доказывает жизнеспособность педагогического наследия Фрёбеля и его возможности стимулировать креативное мышление учащихся, что имеет теоретическую ценность для последующих исследований в области педагогики и психологии творчества. Кроме того, теоретически значимо то, что ТРИЗ, традиционно применяемая в технических науках, в данной работе рассматривается как инструмент для формирования дивергентного мышления и в области языкового образования. Практическая значимость статьи проявляется в предложенной методике использования «Даров Фрёбеля» и элементов ТРИЗ на уроках иностранного языка в начальной школе. В статье приведены примеры конкретных упражнений, которые помогают развивать у детей не только лексико-грамматические навыки, но и креативные способности. Практические результаты исследования показывают, что использование межпредметной интеграции и игровых методик повышает интерес младших школьников к обучению и способствует лучшему усвоению учебного материала, а также формированию навыков решения творческих задач, что может быть полезно педагогам для разработки эффективных образовательных программ.
Силюхин Д. Г., Капустина Л. В. Технология создания интерактивного персонального бренда преподавателя вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 49–61. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251004.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем фактом, что педагогам сегодня предъявляется ряд обновленных требований, таких как овладение навыками использования репрезентативных технологий для создания и дальнейшего продвижения своего персонального бренда. Если рассматривать личный бренд педагога как образ, формирующийся на основе его профессиональной деятельности, личных качеств, ценностей и умений, а также как сочетание профессионального имиджа и личных характеристик, делающих его уникальным и узнаваемым в образовательной среде, то социальные сети являются эффективным инструментом для самобрендинга. Целью данного исследования является разработка технологии создания интерактивного персонального бренда преподавателя вуза. В качестве эмпирического метода исследования было выбрано анкетирование, проведенное на базе ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет». В результате проведенного исследования была создана технология создания интерактивного персонального бренда преподавателя вуза, включающая в себя 10 этапов: определение идеи персонального бренда и ориентация на определенную аудиторию; разработка концепции персонального бренда преподавателя; создание уникального образа в профессиональной сфере; разработка требований к фирменному стилю персонального бренда преподавателя; создание фирменного стиля и атрибутики; выявление онлайн-платформ для продвижения; анализ восприятия потребителями контента; анализ конкурентов; выявление и анализ образовательных форм и методов работы, которые используются отечественными и зарубежными специалистами; сверка выполнения показателей, которых хотелось достичь, создавая и продвигая свой персональный. Теоретическая значимость работы заключается в углублении знаний по проблеме формирования персонального бренда педагога с учетом современной интерактивной образовательной среды. Практическая значимость исследования состоит в том, что авторы описали технологию создания интерактивного персонального бренда преподавателя вуза, состоящую из 10 этапов. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались всесторонним анализом отечественных и зарубежных научных источников по проблеме исследования с учетом основополагающих методологических принципов и использованием методов, соответствующих исследованию. Научная новизна исследования заключается в том, что разработанная авторами исследования технология позволяет формировать и улучшать самобрендинг преподавателя вуза для его адекватной, позитивной и эффективной оценки со стороны работодателей, студентов и коллег.
Корнилова К. А., Трубецкая О. В. Финансовая грамотность населения и исследование ее уровня на примере Самарской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 62–75. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251005.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Формирование финансовой грамотности населения является одной из первостепенных задач современного государства. Российские и зарубежные ученые доказали, что развитые финансовые компетенции способствуют развитию банковской и финансовой системы страны, влияют на размер сбережений у граждан, снижают степень неопределенности и риска на фондовом рынке и в конечном счете приводят к росту доходов населения и их благополучия. Цель настоящего исследования состоит в изучении состояния финансовой грамотности населения на примере Самарской области и выработке рекомендаций для осуществления проведения дальнейших мероприятий по ее повышению. Для достижения поставленной цели применялись такие методы исследования, как анализ и синтез, индукция, дедукция, сравнение и др. В статье представлены ведущие подходы к определению финансовой грамотности, обоснована зависимость между поступательным экономическим ростом и высоким уровнем сформированности финансовых знаний и умений у населения. Показано на примере Самарской области, что в рамках выполнения Стратегии повышения финансовой грамотности осуществлялось формирование финансовых знаний и умений, преимущественно у школьников, что говорит о нарушении непрерывности финансового образования граждан и в конечном итоге негативно сказывается на уровне экономического развития региона. Технический прогресс существенно меняет ситуацию по всему миру и влияет на рынок труда и производительность, как указано в отчете российского офиса Всемирного банка «Российская Федерация. Новые навыки для нового века: региональная политика». Развитие таких когнитивных навыков, как решение сложных задач, а также социально-поведенческих, включающих командную работу, и сочетание компетенций, способствующих адаптивности (например, логическое финансовое мышление и уверенность в собственных силах, в том числе экономических), становится все более актуальным для успешного участия в трудовой деятельности и расширения карьерных возможностей, отмечается в отчете. Многие страны начинают улучшать свои образовательные системы, корректируя их под современные требования к обучению этим навыкам. Необходимые изменения касаются всех уровней образования, включая дошкольное. Россия входит в число 25 стран мира с высокими показателями в математике, чтении и естественных науках, но отстает в освоении навыков XXI века. Это отставание необходимо преодолеть, поскольку развитие таких навыков определит конкурентоспособность российской рабочей силы в будущем. Теоретическая значимость исследования состоит в анализе современных подходов к категории «финансовая грамотность» как российских, так и зарубежных ученых. Практическая значимость исследования выражена в разработке рекомендаций по направлениям дальнейшего обучения финансовой грамотности отдельных категорий населения на примере Самарской области.
Петренко Н. В., Лучин В. Л. Естественно-научные дисциплины как основа формирования профессиональной компетентности будущих инженеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 76–88. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251006.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассмотрена проблема подготовки будущих инженеров в аспекте формирования у них общей и профессиональной компетентности. Актуальность данной проблемы обусловлена наличием запроса государства и общества на подготовку специалистов высокого уровня профессионализма. Анализируются условия формирования общей и профессиональной компетентности у студентов инженерных специальностей. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью подготовки инженерных кадров в настоящее время с учетом быстро меняющихся потребностей общества, государства, экономики в таких кадрах. Удовлетворение данной потребности может быть обеспечено исключительно через повышение качества обучения будущих инженеров, в первую очередь – в направлении формирования у них общих и специальных компетенций. Цель исследования – проанализировать значимость естественно-научных дисциплин в формировании профессиональной компетентности будущих инженеров. Задачи исследования включают: характеристику процесса изучения естественно-научных дисциплин с позиции их содержания, формируемых при изучении знаний и представлений; исследование роли естественно-научных дисциплин в формировании профессиональной компетентности будущих инженеров. В рамках исследования применен системный подход, рассматривающий компетентность как характеристику личности и совокупность знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и опыта деятельности. Формирование у будущих инженеров общих и специальных компетенций достигается через формирование у них комплексного представления об объектах окружающего мира. Условия для этого создаются при изучении естественно-научных дисциплин. Основные результаты исследования представлены в виде выявленного комплекса методических и организационных условий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности будущих инженеров посредством изучения естественно-научных дисциплин. Представлен анализ специфики содержания естественно-научных дисциплин в аспекте возможности обеспечения формирования общей и профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей. Теоретическая значимость исследования обусловлена систематизацией знаний и представлений о роли естественно-научных дисциплин в формировании профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей, возможностях современной системы образования обеспечить более высокий уровень профессиональной компетентности. Представлен обзор позиций различных авторов об условиях формирования общей и профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что выявленные условия подготовки будущих инженеров посредством изучения естественно-научных дисциплин позволяют обеспечивать высокий уровень профессиональной компетентности будущих инженеров без преобразования образовательного процесса, а только путем изменения форм организации образовательной деятельности. Новизна исследования состоит в том, что в рамках работы представлено описание методики по формированию у студентов инженерных специальностей общих и профессиональных компетенций посредством изучения естественно-научных дисциплин.
Самохвалов А. Э. Адаптация учебной дисциплины «Информатика» для музыкальных учебных заведений в рамках федеральных государственных образовательных стандартов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 89–104. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251007.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
На Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в области культуры и искусств сформулирован курс на интеграцию процессов обучения музыке и информационным технологиям. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего, среднего профессионального и высшего уровней образования содержат требования к рабочим программам дисциплины «Информатика», которые являются общими для всех профилей подготовки. Цель исследования – составление методической разработки по адаптации рабочих программ по информатике к требованиям образовательных программ в музыкальных учебных заведениях. В работе применялся такой ведущий теоретический метод, как анализ педагогической литературы, нормативно-правовых документов в сфере образования, технической документации программных продуктов. Проанализирован педагогический опыт взаимного обогащения знаниями и навыками при совместном изучении инженерных и музыкальных предметов. Рассмотрены существующие языки программирования, проведено сравнение их технологических характеристик и степени доступности для организации учебного процесса. Изучен опыт применения различных сред разработки музыкального контента, выделены их достоинства и недостатки. Исследованы документы ФГОС, и составлена таблица распределения тем «Информатики» по уровням образования: 8–9-е классы, 10–11-е классы и курсы специального профессионального образования, курсы высшего образования. Результатом исследования стал план модификации основных разделов дисциплины: «Общие сведения о языке программирования Питон», «Организация ввода и вывода данных», «Программирование линейных алгоритмов», «Программирование разветвляющихся алгоритмов», «Программирование циклов», «Одномерные массивы» и другие. Теоретическая значимость исследования состоит в построении алгоритмически и технологически связанных с программированием электронной музыки тематических занятий по информатике. Практическая значимость исследования продемонстрирована на примере применения разработанной автором специальной библиотеки функций, которая позволяет обучающимся составлять программы на языке Питон на более высоком, а следовательно, более доступном уровне. В работе представлены результаты апробации авторской методики в ГБПОУ г. Москвы «Академия джаза» (основное общее и среднее профессиональное музыкальное образование).
Щербаков Е. С., Пудовкина О. Е., Хорина И. В. Инновационная направленность образовательного процесса как фактор формирования интеллектуального потенциала обучающихся в системе военной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 105–122. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251008.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена усложняющимися условиями военно-профессиональной деятельности, которые приводят к необходимости качественной подготовки военных специалистов, обладающих высоким уровнем интеллектуальных качеств, где создание инновационной образовательной среды выступает одним из приоритетных направлений для поступательного личностно-интеллектуального развития обучающихся. Целью статьи является разработка методико-педагогических условий, построенных в контексте нового видения учебной деятельности, которые способствуют расширению интеллектуального потенциала курсантов военного вуза. Ведущим подходом к исследованию выступил контент-анализ научно-педагогической литературы, реализация которого позволила систематизировать взгляды ученых и разработать авторское видение дефиниции «интеллектуальный потенциал» с аргументацией структурного состава его детерминант. В статье было осуществлено эмпирическое исследование, которое представлено проведением констатирующего и формирующего экспериментов, организованных на базе филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани. Основным результатом исследования стало уточнение понятия интеллектуального потенциала в контексте будущей военно-профессиональной деятельности и обоснование показателей и критериев развития анализируемой категории в процессе изучения гуманитарных дисциплин в военном вузе. Авторами спроектирована модель инновационной направленности образовательного процесса на основе системного подхода, имеющая блочно-модульную структуру, способствующая эффективному созданию условий для развития интеллектуального потенциала, который будет содействовать в оперативном решении военно-профессиональных задач. В статье авторы обосновывают ценность использования электронного обучающего курса, образовательная составляющая которого состоит из практических упражнений, сформированных по технологии “Step by step” и технологии развития креативности Ш. А. Амонашвили. Теоретическая значимость исследования обусловлена конкретизацией категорийного понимания интеллектуального развития учащихся военного вуза. Практическое использование итогов работы сопряжено с возможностью внедрения предложенной модели инновационной направленности образовательного процесса в учебную деятельность военного вуза.
Кучумов Д. В., Ямалетдинова Г. А. Технология педагогического сопровождения познавательной деятельности студентов вуза при освоении восточных единоборств // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 123–139. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251009.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современный рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах. Это обусловлено стремительной динамикой развития технологий и внедрением инноваций во все сферы жизни общества. Потребность современного государства и общества в сотрудниках, готовых постоянно обучаться, внесла свою корректировку и в систему современного образования взрослого человека и послужила катализатором развития системы непрерывного образования. Однако сформировать способность к непрерывному обучению и самообучению необходимо еще на этапе обучения в вузе. Цель исследования – спроектировать и апробировать в учебном процессе технологию педагогического сопровождения познавательной деятельности студентов вуза при освоении восточных единоборств. Ведущие подходы к исследованию проблемы: системный, компетентностный, личностно-деятельностный и индивидуально-дифференцированный. Методы исследования: анализ философских, психолого-педагогических источников, научных периодических изданий по теме исследования; эмпирические (изучение нормативно-правовой документации, включенное наблюдение в естественных условиях образовательного процесса, тестирование, опрос, эксперимент, математическая статистика). Основные результаты статьи: в данной статье представлен научно-теоретический обзор проблемы педагогического сопровождения студентов в образовательном процессе с целью развития познавательной деятельности, технология педагогического сопровождения познавательной деятельности студентов вуза при освоении восточных единоборств, а также результаты опытно-экспериментального исследования, доказывающие эффективность разработанной технологии. Теория профессиональной педагогики дополнена новыми знаниями о сущности педагогического сопровождения познавательной деятельности студентов, способствующего их осознанному включению в процесс самоуправления (самопознание, самоопределение, самоорганизация, самореализация, самоконтроль, самокоррекция) психофизическим состоянием для создания личностного проекта. Спроектирована технология педагогического сопровождения познавательной деятельности студентов при освоении восточных единоборств в вузе. Она представлена как совокупность взаимосвязанных компонентов (цель, принципы, содержание деятельности, этапы, формы, критерии, результат), которая обеспечивает формирование системы знаний, умений, навыков, мотивов.
Земляченко Л. В. Специфика предметно-пространственной среды образовательного центра для детей дошкольного возраста на площадке педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 140–155. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251010.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования определяется необходимостью научно-методического обеспечения процесса проектирования предметно-пространственной среды детских образовательных центров при российских вузах в целях оказания дополнительных образовательных услуг. Открытие подобных центров зачастую затрудняется отсутствием четкого понимания содержательного и структурно-функционального наполнения предметно-пространственной среды, выработанного, с одной стороны, на основе нормативных требований ФГОС дошкольного образования, а с другой – с учетом образовательных потребностей детей дошкольного возраста, родителей (законных представителей) и требований в области дополнительного образования. Целью статьи является диссеминация опыта создания предметно-пространственной среды образовательного центра для дошкольников, работающего на площадке Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, и определение ее ключевых характеристик, оказывающих влияние на эффективность и оптимальность функционирования данной системы. Методологической основой исследования в статье являются: системный, комплексный, деятельностный, антропологический, экологический, средовой подходы. Мы основывались на результатах фундаментальных и прикладных исследований, посвященных вопросам проектирования и развития предметно-пространственной среды образовательных организаций, детских садов. Ключевыми методами стали теоретический анализ нормативных документов и источников, моделирование, теоретический и сравнительный анализ. Полученные в результате исследования результаты обеспечили возможность раскрытия специфических особенностей построения предметно-пространственной среды образовательного центра в педагогическом вузе (насыщенность, вариативность и трансформируемость, доступность, безопасность и полифункциональность). Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении методологических подходов и принципов, специфики построения предметно-пространственной среды образовательного центра при вузе. Практическая значимость заключается в возможности использования опыта МГПУ имени М. Е. Евсевьева в создании и развитии данной среды в условиях педагогического вуза.
Колесниченко А. Н. Особенности написания эссе по иностранному языку как этапа межвузовской олимпиады в современных условиях развития искусственного интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 156–168. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251011.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения роли искусственного интеллекта (ИИ) в написании эссе по иностранному языку участниками межвузовских олимпиад. В последнее время при выполнении письменной работы авторы эссе злоупотребляют использованием нейросетей, что вызывает опасения по поводу роли данного этапа конкурса в выявлении творческого потенциала студентов. В связи с этим цель исследования – выявить преимущества и недостатки написания эссе как конкурсного этапа на олимпиаде по иностранному языку и целесообразность его проведения. Методологической базой исследования послужили методы анализа и синтеза, обобщения и сравнения, позволившие представить теоретические основы научной работы, а также сделать комплексный анализ результатов проведения такого этапа конкурса, как написание эссе на английском языке. В качестве ведущего подхода к исследованию проблемы следует считать эмпирический подход, согласно которому были представлены результаты практического опыта проведения олимпиады по английскому языку на базе Ростовского государственного университета путей сообщения. В ходе исследования автор подтверждает предположение, выдвинутое в научной литературе, о том, что применение ИИ следует ограничить только сферой обработки и анализа текстовых данных. Анализируя результаты проведения межвузовской олимпиады, автор приходит к выводу о всеобщей доступности применения нейросетей, которые способны продуцировать текст, однако подобная сгенерированная работа не отвечает требованиям, предъявляемым участникам олимпиады, не выражает персонализированного подхода к решению поставленной задачи, что очевидно при проверке таких работ, в том числе и комплексной системой обнаружения текстовых заимствований с использованием ИИ. Научное исследование подтверждает целесообразность проведения конкурсного испытания на межвузовской олимпиаде в виде написания эссе по иностранному языку, так как данный вид письменной работы отличается рядом преимуществ: раскрывает творческие способности студентов, свидетельствует о степени сформированности иноязычной компетенции и критического мышления, а также профессиональной компетентности участников в целом. Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем изучении вопроса возможностей применения ИИ при обучении иностранному языку. Практическая значимость работы обусловлена результатами исследования, опытом проведения межвузовской олимпиады по английскому языку, что может быть использовано преподавателями технических вузов.
Никитина Т. В. Практическая реализация междисциплинарного подхода в школьном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 169–181. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251012.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Процесс накопления знаний привел к значительному росту объема информации, который находит свое отражение в содержании образования. Новая учебная информация носит междисциплинарный характер. Проявлениями междисциплинарного подхода в современном образовании являются внеурочные курсы по робототехнике, техническому конструированию и моделированию, программированию микроконтроллеров, цифровым лабораториям, нанотехнологиям и компьютерному моделированию, физико-математическая подготовка обучающихся с целью продолжения учебы в вузе, формирование естественно-научной грамотности учащихся. Современными концепциями реализации междисциплинарного похода являются STEM-образование и НБИКС-конвергенция. Цель данной статьи – описание образовательных практик, отражающих применение междисциплинарного подхода в школьном образовании. Приведенные материалы являются результатом анализа научной литературы, наблюдений за деятельностью школ и учреждений дополнительного образования, результатами собственной практики автора по обучению студентов педагогического вуза в содержательных полях STEM-образования и НБИКС-конвергенции. В результате проведенного исследования обосновано, что в настоящее время создано большое количество учебно-методических материалов для реализации междисциплинарного подхода, данные средства содержательно соответствуют концепциям STEM-образования и НБИКС-конвергенции. Традиционная подготовка по школьным предметам «физика», «математика», «информатика» для получения инженерных и физико-технических специальностей в вузе также носит междисциплинарный характер. Наиболее эффективным инструментом реализации междисциплинарного подхода является обучение школьников по программам дополнительного образования. Среди всех междисциплинарных направлений дополнительного инженерного и физико-технического образования школьников внимания заслуживает робототехника как одна из ключевых технологий четвертой промышленной революции. Естественно научная грамотность является ключевым направлением реализации междисциплинарного подхода на уровне основного образования. Теоретическая значимость статьи состоит в уточнении содержательной составляющей междисциплинарного подхода в школьном образовании для профориентации учащихся в выборе актуальных инженерных и физико-технических специальностей. Практическая значимость заключается в описании совокупности современных образовательных практик, которые необходимо включать в подготовку бакалавриата и магистратуры направления «Педагогическое образование» по профилям, связанным с обучением физике, математике, информатике.
Габдуллина А. Ш. Влияние спонтанной речи на развитие лексического запаса у студентов, изучающих иностранный язык // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 182–198. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251013.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена современными требованиями к качеству преподавания иностранных языков, которые должны соответствовать вызовам глобализации и активно способствовать формированию у студентов устойчивых навыков межкультурной коммуникации. В условиях цифровизации и ускорения международных контактов особенно важно внедрение инновационных методов обучения, которые обеспечивают не только формирование лексической базы, но и способность применять знания в реальных ситуациях общения. Одним из таких методов является использование спонтанной речи, которая стимулирует когнитивные процессы и способствует углубленному освоению лексики. Цель исследования – изучение роли спонтанной речи как важного механизма, способствующего развитию и расширению лексического запаса у изучающих иностранный язык. В работе используются теоретические и практические подходы. Теоретическая часть основана на анализе научной литературы по методикам преподавания иностранных языков и развитию лексического запаса. Практическая часть включает проведение эксперимента с участием двух групп студентов: контрольной группы, использующей традиционные методы обучения, и экспериментальной группы, обучающейся с элементами спонтанной речи (ролевые игры, групповые дискуссии, ситуационные диалоги). Результаты исследования показывают, что использование спонтанной речи способствует активизации лексических навыков учащихся, ускоряет процесс освоения новых слов и улучшает их запоминание. Создание коммуникативных ситуаций позволяет студентам активно применять лексические единицы, что обеспечивает их закрепление в долговременной памяти. Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о методах преподавания иностранных языков и обосновании эффективности использования спонтанной речи для формирования лексической базы. Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций для преподавателей, включающих ролевые игры, ситуационные диалоги и другие методы, направленные на развитие спонтанной речи. Исследование подчеркивает важность интеграции инновационных методов в образовательный процесс, что позволяет максимально приблизить обучение к реальной коммуникации. Внедрение спонтанной речи в учебный процесс способствует повышению эффективности обучения и подготовке студентов к успешной межкультурной коммуникации в современных условиях.
Желтухина М. Р., Донскова Л. А., Пономаренко Е. Б. Развитие творческого потенциала будущего педагога как ключевой фактор воспитания потребности в саморазвитии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 199–212. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251014.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема воспитания потребности в саморазвитии в процессе развития творческого потенциала личности становится одной из самых актуальных проблем подготовки будущего учителя. В связи с этим цель статьи – анализ научно-методической литературы, опыта педагогов и определение условий, технологий, форм, средств и методов воспитания потребности в саморазвитии личности в процессе системного, комплексного развития творческого потенциала обучающихся педагогического вуза. Это особенно важно в эпоху динамичных перемен, современной ситуации неопределенности, интенсивной цифровизации. Авторами доказана необходимость развития творческого потенциала с целью воспитания потребности в самосовершенствовании. Обосновываются комплексный, системно-синергетический, дифференцированный, личностно ориентированный подходы в развитии творческого потенциала студента в процессе учебной и внеаудиторной деятельности в условиях реализации принципов природосообразности, непрерывности образования. Показано, что творчество является одной из важных составляющих деятельности педагога, которому приходится решать постоянно возникающие проблемные ситуации и при этом учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Показано, что в процессе развития творческого потенциала воспитывается бережливость и формируются такие профессионально значимые качества современного педагога, как мобильность, рациональность, адаптивность, креативность. Результаты опроса, бесед, которые проводись с преподавателями педагогического вуза, позволяют определить роль саморазвития в профессиональной деятельности учителя. Научная новизна публикации заключается в следующем: обоснована необходимость воспитания потребности в саморазвитии педагога как основы его профессионального мастерства; уточнены понятия «потребность», применительно к творчеству, и «творческий потенциал студента педагогического вуза»; выявлены наиболее перспективные направления развития творческого потенциала будущего учителя; определены перспективы дальнейших научных поисков. Теоретическая значимость состоит в том, что результаты работы вносят определенный вклад в методику подготовки педагогических кадров, обосновывается необходимость творческого развития личности, определены наиболее популярные технологии, формы и средства развития творческого потенциала в целях воспитания потребности в саморазвитии будущего педагога. Практическая значимость состоит в том, что содержащийся в исследовании материал позволяет совершенствовать процесс воспитания потребности педагога в саморазвитии на пути развития творческого потенциала.
Артемова Ю. В. Экспериментальная проверка эффективности методики формирования иноязычной коммуникации в сфере маркетинга студентов неязыкового профиля с использованием технологий искусственного интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 213–226. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251015.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена в первую очередь повышенными требованиями современного рынка труда к компетенциям выпускников вузов, в том числе к коммуникативным навыкам на иностранном языке, особенно в таких востребованных сферах, как маркетинг. Выпускники неязыковых специальностей, владеющие иностранным языком в профессиональной сфере, обладают существенным конкурентным преимуществом. Существующие методики обучения иностранным языкам не всегда адекватно отвечают потребностям студентов неязыковых специальностей в формировании профессионально ориентированной коммуникативной компетенции. Разработка и проверка эффективности новых методик, учитывающих специфику маркетинговой сферы и возможности искусственного интеллекта (далее – ИИ), крайне актуальны. Цель исследования заключается в определении и количественной оценке эффективности методики обучения студентов неязыкового профиля иноязычной коммуникации в сфере маркетинга, использующей технологии искусственного интеллекта. Исследование эффективности методики формирования иноязычной коммуникации в сфере маркетинга студентов неязыкового профиля с использованием технологий искусственного интеллекта основано на квалитативном подходе. Данный подход сосредоточен на понимании сущности явления, изучении мнений и опыта участников. Результаты исследования предполагают выделение конкретных показателей эффективности использования приемов методики формирования иноязычной коммуникации в сфере маркетинга студентов неязыкового профиля с использованием технологий искусственного интеллекта: статистически значимое улучшение академических показателей по выполнению заданий; корреляция между частотой и эффективностью использования студентами инструментов искусственного интеллекта; обратная связь студентов и т. д. Исследование вносит вклад в научное знание, изучая эффективность применения ИИ в формировании иноязычной коммуникативной компетенции в узкой профессиональной сфере. Это позволяет получить новые данные о взаимодействии технологий и методик обучения. Результаты исследования могут быть использованы для разработки новых учебных программ и методических пособий по обучению иностранным языкам в сфере маркетинга, а также для повышения квалификации преподавателей. Полученные данные помогут определить оптимальные способы использования технологий искусственного интеллекта в учебном процессе. В целом исследование отвечает на важную потребность в разработке и внедрении инновационных методик обучения иностранным языкам, которые позволят повысить конкурентоспособность выпускников неязыковых специальностей на современном рынке труда.
Польская С. С. Профессиональная идентичность как один из наиболее значимых видов идентичности преподавателя высшей школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 227–239. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251016.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья исследует вопрос профессиональной идентичности преподавателей вуза, которая рассматривается как один из наиболее значимых видов идентичности для представителей данной профессии. Актуальность исследования заключается в очевидном росте значения профессиональной стороны жизни индивида, и подобный рост важности данного феномена наблюдается и среди преподавателей, которые в современных условиях несут ответственность за развитие в профессии, действуют в условиях большей продолжительности карьерного пути и могут менять направленность своих профессиональных траекторий. Будучи ведущим видом деятельности взрослого индивида и представляя собой его универсальную функцию, профессиональная деятельность носит во многих отношениях смыслопорождающий характер, давая возможность находить смыслы существования именно в профессиональной деятельности и том, что с ней напрямую связано. Именно трудовая деятельность позволяет обеспечить индивиду выражение самого себя, а также структурировать собственное время и формулировать личностные значения. Стремительные трансформации сегодняшнего общества, изменения на рынке труда и в образовательной среде выводят на передний план именно профессиональную идентичность преподающего, поскольку таковая в полной мере способна отражать как личностные ценности индивида, так и его жизненные цели и намерения. При этом профессиональная идентичность преподавателя подлежит развитию на протяжении всей жизни, являясь процессом продолжающейся интерпретации полученного опыта и знаний. Цель настоящего исследования – продемонстрировать большую значимость профессиональной идентичности преподавателя по сравнению с другими видами идентичности. Посредством опроса, проведенного в рамках выборки в количестве 127 человек и с использованием количественного метода, были сделаны выводы о том, что в процессе вынужденной спонтанной идентификации большая часть опрошенных преподавателей выбирала в качестве основного вида идентичности именно профессиональную. Теоретическая значимость исследования может найти свое отражение в привлечении большей степени внимания к вопросу профессиональной идентичности преподавателей и влияния таковой на степень эффективности их работы и общее благополучие. С точки зрения практического значения полученные нами выводы можно использовать в процессе организации обучения будущих преподавателей и аспирантов, а также при разработке образовательных программ и курсов повышения квалификации профессионалов рассматриваемой нами области.
Психология
Кислицына Е. В., Донога Л. В. Особенности саморегуляции поведения у осужденных // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 240–250. – URL: http://e-koncept.ru/2025/252001.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема саморегуляции поведения осужденных является актуальной в контексте необходимости их успешной дальнейшей социализации и предотвращения рецидивов. Цель исследования заключалась в определении особенностей саморегуляции поведения у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В результате эмпирического исследования выявлено, что у осужденных показатели общего уровня саморегуляции и большинства ее компонентов (планирование, моделирование, программирование, оценка результатов, гибкость), а также индексы настойчивости, самообладания и волевой саморегуляции достоверно ниже, чем у законопослушных граждан. При этом показатель самостоятельности у осужденных значимо выше.
Сафронова Е. А., Бондаренко С. Ю. Исследование причин для жизни в разных возрастных периодах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 1 (январь). – С. 251–262. – URL: http://e-koncept.ru/2025/252002.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В центре внимания статьи находится изучение причин, определяющих жизнь на различных возрастных этапах: ранней и поздней юности, а также в ранней и поздней молодости и зрелости. Актуальность исследования причин для жизни на различных возрастных этапах обусловлена необходимостью понимания изменений в тех ценностях людей, которые могут помочь им справиться с трудными жизненными ситуациями. Представлены результаты эмпирического исследования факторов, влияющих на смыслы жизни в различных возрастных категориях. Основываясь на полученных данных, можно сделать такие выводы: мотивация к жизни варьируется в зависимости от возрастной группы, при этом страх перед суицидальными мыслями уменьшается с возрастом.