Приложение 20. «Актуальные проблемы теории и практики специального и инклюзивного образования»

Акимова О. И. Федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: проблемы внедрения в образовательных организациях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56315.htm.
Статья в РИНЦ
В статье представлены основные аспекты внедрения в образовательных организациях. Рассмотрены периоды проектной модели внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Аптикиев А. Х., Аптикиева Л. Р. Развитие познавательного интереса у подростков с умственной отсталостью на уроках истории (психолого-педагогический аспект) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56316.htm.
Статья в РИНЦ
В данной статье на основе теоретического анализа соответствующей психолого-педагогической литературы рассмотрена проблема обучения подростков на уроках истории в специальной (коррекционной) школе. Показано влияние предмета истории на развитие личности умственно отсталого ребёнка в общем, а, в частности, на развитие его познавательного интереса. Раскрыты психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса у подростков с умственной отсталостью на уроках истории.
Аптикиев А. Х., Аптикиева Л. Р. Психолого-педагогические аспекты формирования пространственных представлений у старших школьников с умственной отсталостью на уроках истории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56317.htm.
Статья в РИНЦ
В статье на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы рассмотрена проблема обучения подростков на уроках истории в специальной (коррекционной) школе. Показано влияние истории как предмета на развитие личности умственно отсталого ребёнка. Раскрыты психолого-педагогические аспекты формирования пространственных представлений у старших школьников с умственной отсталостью на уроках истории.
Бибарцева Е. В. Составляющие качества жизни матерей дошкольников с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56318.htm.
Статья в РИНЦ
В статье представлен анализ подходов к пониманию феномена качества жизни матерей детей-инвалидов.
Будилова В. Ю., Никитина С. А. Использование различных видов искусств в коррекции нарушений речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 21–26. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56319.htm.
Статья в РИНЦ
В статье рассмотрено использование инновационных методов - арт-методов в логопедической практике. Приведены примеры игровых упражнений.
Гаврик А. С. Танцевально-двигательная техника в процессе коррекции речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 27–31. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56320.htm.
Статья в РИНЦ
В статье рассмотрено использование танцевально-двигательных техник в логопедической практике. Рассмотрена логопедическая ритмика, этапы проведения и механизмы коррекционного воздействия при нарушении речи.
Гусева И. В. Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребёнка с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 32–34. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56321.htm.
Статья в РИНЦ
В статье раскрыта проблема детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребёнка с умственной отсталостью, даётся характеристика данной категории детей, описываются нарушения взаимоотношений в семье.
Зыкова Н. В. Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 35–38. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56322.htm.
Статья в РИНЦ
В статье рассматриваются вопросы по осуществлению взаимодействия семьи и школы в процессе инклюзивного образования детей с ОВЗ; варианты разнообразных форм и методов работы школы с родителями. Обращается внимание на развитие воспитательных возможностей семьи, на осуществление педагогическое просвещения родителей. Поднимается вопрос необходимости осуществления целенаправленной помощи родителям специалистами образовательного учреждения.
Корчагина О. В. Социально-личностный инфантилизм подростков с умственной отсталостью как фактор социальной адаптации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 39–42. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56323.htm.
Статья в РИНЦ
В статье приводятся результаты теоретического и практического исследования, реализующего задачу выявления характеристик подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии, определяющих их социально-личностный инфантилизм.
Меерзон Т. И., Кожаева К. Е. Куклотерапия в социализации детей с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 43–48. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56324.htm.
Статья в РИНЦ
Социализация умственно отсталых детей зависит от многих факторов, основные из которых общее недоразвитие психики, плохая память, рассеянное внимание, слабая моторика, эмоционально-волевые нарушения. Успешность коррекционно-развивающей работы зависит от степени выраженности интеллектуального и личностного дефекта. Одним из действенных методов коррекции является направление арт-терапии – куклотерапия.
Мелешкина М. С. Коррекционно-воспитательная работа в школе-интернате для слепых и слабовидящих как средство социализации и интеграции лиц с нарушениями зрения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 49–56. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56325.htm.
Статья в РИНЦ
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного, развитого общества такая, как социализация и интеграция лиц с нарушениями зрения. Раскрывается ряд основных направлений коррекционно-воспитательной работы в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей, способствующих дальнейшему, более полноценному включению данной категории лиц в окружающую действительность и активную жизнедеятельность.
Насибуллина А. Д. Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 57–60. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56326.htm.
В статье раскрываются особенности организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования. Рассматривается основное содержание психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Павлова О. С. Особенности социальной адаптации подростков с ДЦП в условиях интегрированного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56327.htm.
Статья в РИНЦ
В статье рассматриваются клинические проявления и, как следствие, психологические особенности подростков с ДЦП, препятствующие успешной социальной адаптации в условиях интегрированного обучения. Наряду с этим, раскрываются барьеры на пути к интеграции, не зависящие от личностных особенностей людей с ОВЗ.
Польшина М. А. Технологии психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56328.htm.
Статья в РИНЦ
В статье рассматриваются технологии психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной практике, актуальные проблемы, основные цели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании, организация и проведение психолого-медико-педагогического консилиума.
Польшина М. А. Самооценка как фактор психологической защищенности личности подростков с отклонениями в развитии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 71–76. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56329.htm.
В статье представлено особенности формирования самооценки как фактора психологической защищенности личности подростка. Также рассмотрен такой фактор психологической защищенности, как реалистичный уровень притязаний, учет которых является необходимым современным условием психологического выживания человека в мире.
Королева Ю. А. Отношение к инклюзивному образованию педагогов общеобразовательных организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 77–80. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56330.htm.
Статья в РИНЦ
В статье приведены результаты опроса педагогов общеобразовательных организаций, позволившего определить понимание проблемы инклюзивного процесса и отношение к инклюзивному образованию.
Королева Ю. А. Социально-психологическая компетентность детей и подростков с отклонениями в развитии как условие успешности инклюзивного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56331.htm.
Статья в РИНЦ
В статье приводятся результаты теоретического исследования, реализующего задачу выявления особенностей социально-психологической компетентности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и ее влияния на успешность инклюзивного процесса.
Фоминых Е. С. Психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор инклюзии в общество // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 86–92. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56332.htm.
Статья в РИНЦ
В статье проводится анализ психологических ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья – взаимосвязанных внутренних персональных характеристик, способствующих включению их в общество и определяющих эффективность инклюзивных процессов. Психологические ресурсы личности раскрываются через совокупность категорий и конструктов: жизнестойкость, адаптационный потенциал, психологические защиты, копинг-стратегии и др.
Хаустова М. Н. Игровая деятельность как средство социализации дошкольников с нарушением речи в интегрированной группе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 93–97. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56333.htm.
Статья в РИНЦ
Статья посвящена влиянию игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста с нарушением речи. Раскрываются особенности работы с дошкольниками с речевыми нарушениями по развитию игровой деятельности в условиях интегрированной группы.