№ 09 (сентябрь)

Статей: 18 Читателей: 5514
Оглавление Посмотреть ISSN
Педагогические науки
Лыскова Г. Т. Формирование коммуникативного взаимодействия на уроке в инклюзивном классе начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191057.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена значимостью реалистичного и всестороннего анализа практики инклюзивного и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день основное внимание сосредоточено на организационно-педагогических факторах, анализе результативности такой формы обучения. При этом практика показывает, что отношение учащихся и их родителей к инклюзии практически не изменилось в процентном соотношении в лучшую сторону. По-прежнему высказывается много негативных отзывов и мнений, причиной чего может быть недостаточное изучение факторов, способствующих полноценной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в коллектив класса и школы. Наиболее значимым может стать формирование положительного отношения и дружбы детей с ОВЗ с одноклассниками. Целью исследования является разработка методики формирования коммуникативных умений у младших школьников на уроке в инклюзивном классе. В статье раскрывается значение коммуникативного взаимодействия для достижения взаимопонимания и сближения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, анализируются особенности младшего школьного возраста и личностных особенностей детей в зависимости от заболевания. Показаны возможности использования урока и содержания учебных программ для формирования коммуникативного взаимодействия учащихся. Практическая значимость разработки заключается в возможности наглядно продемонстрировать достоинства применения учебного материала для построения коммуникативного взаимодействия на уроке и формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Проведенный анализ результативности экспериментальной работы в рамках поставленных задач позволяет сделать вывод об эффективности коммуникативного взаимодействия для формирования положительного отношения учащихся инклюзивного класса друг к другу, развития дружеских отношений. Описанная форма работы может стать основой изменения педагогической практики, в том числе процесса методической разработки уроков и планов работы, что позволяет учителю выстраивать деятельность в соответствии с ФГОС.
Глушко И. В. Проблема качества высшего образования в оценках работодателей как потребителей образовательных услуг // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 13–23. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191058.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Качество образования и его оценка – одна из актуальных проблем высшего образования, поскольку проблема снижения качества образования сегодня затрагивает систему образования в целом. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в разделе «Оценка качества освоения основных образовательных программ» содержат требования о том, что работодателям должна быть предоставлена возможность оценивать содержание, организацию и качество учебного процесса в целом. В силу этого актуализируется исследование рынка труда на предмет востребованности ключевых компетенций у выпускников и молодых специалистов, пришедших работать на производство сразу после окончания вуза. В данной работе поставлена цель: проанализировать наиболее востребованные ожидания рынка труда сельских территорий Юга России относительно выпускников вуза – молодых специалистов в различных областях сельского хозяйства. Основной метод исследования – социологический опрос (анкетирование), дополнительный метод – интервью. Количественная обработка закрытых ответов была осуществлена с помощью программы Excel в относительных (проценты) и средних арифметических показателях (средний балл). Метод составления выборки (метод квотной выборки, учитывающий профиль обучения/специальность) обеспечивает необходимый уровень репрезентативности результатов опроса. В статье рассмотрены имеющиеся в зарубежной и отечественной педагогической литературе последних лет ведущие теоретические подходы к исследованию проблем компетентностного подхода в образовании, оценке качества образовательной деятельности, а также различные критерии оценки эффективности вуза, предложенные ведущими мировыми рейтинговыми системами. По результатам теоретического обзора литературы сделаны выводы о наличии проблем в области подготовки выпускников, выражающихся в недостаточной сформированности ряда универсальных ключевых компетенций и некогнитивных «мягких» навыков. Показано, что мониторинг качества преподавания в вузе на основе обратной связи с работодателями имеет большое значение для эффективного управления учебным процессом, так как позволяет более четко определить сильные стороны этого процесса и области для его улучшения. Результаты проведенного исследования показали, что среди работодателей не существует единых универсальных требований к подготовке выпускника. Идеального выпускника – молодого специалиста, с точки зрения работодателя, можно представить как готового профессионала, обладающего проектным мышлением и владеющего всем спектром информационных технологий. Однако работодатели в целом, принимая как данность несформированность части компетенций и отсутствие профессионального опыта, в частности ощутимый недостаток практической подготовки выпускников, выразили желание видеть у молодых специалистов желание карьерного роста и профессионального развития, умение работать в команде, принимать управленческие решения, нести ответственность, а также физическое и моральное здоровье, психологическую устойчивость, высокий общекультурный уровень. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке диагностических методик и опросников для проведения мониторинга качества образования, а также практических рекомендаций по коррекции образовательной деятельности в инженерном вузе.
Бехтер А. Ю. Реализация компетентностного подхода как одного из компонентов обучения студентов английскому языку в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 24–34. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191059.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Развитие системы высшего образования в России всегда являлось одним из приоритетных направлений государства. Государственные стандарты, определяющие базовый уровень содержания образования, играют основополагающую роль в развитии содержания образования и служат основой оценки уровня подготовленности будущих специалистов. Согласно государственному образовательному стандарту третьего поколения, результат образовательного процесса в вузе – это уровень сформированности компетенций студентов. В начале XXI века всё чаще используется компетентностный подход, который «заменяет» традиционный и предполагает профессионально-личностное саморазвитие студента, его ориентацию в сложных ситуациях, планирование, прогнозирование результатов своей профессиональной деятельности. Внедрение компетентностного подхода изменяет проблему измерения результатов обучения. Поиск эффективных путей, связанных с разработкой и внедрением компетентностного подхода, является давно назревшей проблемой. Соответственно, цель данной статьи – проиллюстрировать, каким способом реализовывается компетентностный подход как один из компонентов обучения студентов, а именно описать составленное учебное пособие по изучению иностранного языка в рамках подготовки студентов по нескольким направлениям технических специальностей с позиции компетентностного подхода. Разработанное учебное пособие позволяет находить решения для различных ситуаций как в научных, профессиональных, так и в повседневных ситуациях. В статье описаны этапы создания пособия, обозначены цели и задачи с учетом особенностей обучающихся. Для решения задач исследования использованы методы анализа нормативных документов, изучения и обобщения педагогического опыта, наблюдения, а также индуктивный и дедуктивный методы научного познания. В обосновании целесообразности создания учебных пособий, не только способствующих реализации компетентностного подхода, но и позволяющих найти подход к решению основной проблемы современной системы образования, заключается теоретическая значимость статьи. Практическое использование результатов исследования позволяет выстроить эффективную работу по реализации компетентностного подхода в системе высшего образования.
Сидорова Л. В., Протопопова Т. А., Абрамова А. М. Применение возможностей обучающей среды Moodle в обучении иноязычному чтению в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 35–45. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191060.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения, владение иностранным языком относится к общекультурной компетенции выпускников вузов. В неязыковом вузе одной из задач обучения иностранным языкам является повышение уровня понимания чтения профессионально ориентированных текстов. Внедрение и широкое использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-технологий в образовании требует пересмотра средств, способов и методов обучения иностранным языкам. Обучающая среда Moodle предстает как один из способов формирования и развития умений иноязычного чтения студентов младших курсов во внеаудиторное время, что требует разработки дидактических материалов по чтению с использованием интернет-ресурсов. Целью статьи является изучение и сравнение уровня понимания иноязычного чтения до и после опытного обучения средствами обучающей среды Moodle. В ходе опытного обучения студенты выполнили задания по чтению в форматах Hot Potatoes, Treasure Hunt, Subject Sampler, Multimedia Scrapbook и Web-Quests, размещенных в Moodle. При проведении исследования были использованы такие методы, как наблюдение, тестирование и изучение продуктов деятельности обучающихся. На начало эксперимента показатели понимания иноязычных текстов составили 25% в экспериментальной группе и 26% в контрольной группе в режиме ознакомительного чтения. В режиме изучающего чтения 18% студентов экспериментальной группы и 15% студентов контрольной группы показали высокие результаты. На конец опытного обучения в экспериментальной группе значительно повысился уровень понимания иноязычного текста по сравнению с контрольной группой: в экспериментальной группе показатели улучшились в среднем на 50%, в контрольной группе в среднем на 20%. В результате проведенного исследования нами были разработаны и апробированы материалы для чтения в разных форматах для студентов младших курсов математического профиля. Статья может представлять интерес для преподавателей иностранных языков в неязыковом вузе.
Психологические науки
Куликова Е. А. Психологические аспекты безопасности трудовой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 46–53. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192035.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассмотрены некоторые психологические аспекты безопасности трудовой деятельности; факторы, определяющие отношение человека к опасности и оказывающие влияние на его поведение; основные типы реакций человека в ситуации опасности. Показано, что можно снизить количество несчастных случаев, причиной которых является человеческий фактор, если учитывать особенности индивидуального поведения работника, сформированное мнение относительно безопасности, уровень подготовленности. Приведен пример решения актуальной для транспортной компании задачи сохранения высокой работоспособности, физического и психологического здоровья работников, деятельность которых подвержена регулярным психоэмоциональным перегрузкам, путем соответствующей подготовки в рамках внутрифирменного обучения, в том числе и в области психологии безопасности.
Валиуллина Е. В. Потребность в достижении успеха и эмоциональность личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 54–59. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192036.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье представлены результаты исследования потребности в достижении успеха и эмоциональности личности. Эмоциональное реагирование играет значимую роль в мотивационно-потребностной сфере личности (побудительную, отражательную, оценочную). Повышение эмоциональности будет влиять на увеличение показателей потребности в достижении успеха, при возникновении положительных эмоций от достигнутого повышается стремление вновь получить подобные результаты и эмоциональный эффект от них, увеличивая тем самым мотивацию достижения.
Юридические науки
Кудряшов К. В., Санькова А. А. Проблемы реализации конституционного права граждан РФ на получение ими бесплатной медицинской помощи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 60–68. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193056.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Советское государство предоставляло гражданам СССР бесплатную медицинскую помощь. Конституция РФ 1993 г. также сохранила данный известный большинству граждан современной России подход, закрепляя для каждого (то есть для любого человека, а не только для гражданина РФ) право на получение медицинской помощи и охрану здоровья. Более того, Конституция РФ по-прежнему содержит нормы, указывающие на то, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Это право граждан РФ возлагает обязанность на многочисленные государственные и муниципальные учреждения оказывать бесплатную медицинскую помощь. Однако в последнее время они получили право на оказание платных медицинских услуг на основе договоров с предприятиями, учреждениями и организациями, их работниками, а также с отдельными гражданами, хотя в принципе это не совсем согласуется со статусом учреждений государственной системы здравоохранения, финансируемых из государственных бюджетов. Эта и другие остающиеся в тени проблемы правового регулирования оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи рассматриваются в настоящей статье.
Елисеева И. В. Трансформация понятийно-категориального аппарата института муниципальной службы в России и зарубежных странах под влиянием цифрового общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 69–77. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193057.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена историческому исследованию и компаративному анализу существующих в отечественной и зарубежной практике способов организации деятельности и функционирования органов муниципального управления в условиях смены формаций общества и развития информационно-цифровых технологий. Актуальность темы обусловлена необходимостью оперативного реагирования органов местного самоуправления на изменения, происходящие в жизни общества, поскольку между гражданами и государством установлена прямая связь взаимоотношений. Автором предложены новые термины, возможные для законодательного закрепления ввиду развития информационно-коммуникационной инфраструктуры муниципальных органов на основе Паспорта национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Также в статье проведено исследование терминологии современного института муниципальной службы в зарубежных странах, изучены основные методы внедрения электронных технологий в государственное управление в англо-американских странах. Автором разработаны рекомендации для отечественного законодателя и правоприменителя, способствующие результативности функционирования местного самоуправления в условиях развития электронных технологий и их внедрения в механизм управления. Кроме того, в статье дается оценка необходимости рецепции норм зарубежного цифрового права в отечественное право.
Яджин Н. В., Егоров В. А. Психолого-криминалистическое предупреждение преступлений, совершенных с использованием коммуникационных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 78–85. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193058.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается проблема психолого-криминалистического предупреждения преступлений, совершенных с использованием средств коммуникационных технологий. Особенностью криминалистического предупреждения преступлений является то, что технические средства, приемы и методы применяются следователями (дознавателями), оперативными сотрудниками, а также специалистами и экспертами, и они направлены на выявление и устранение причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению. Вместе с тем с учетом того, что преступления совершаются людьми, криминалистических средств, приемов и методов для предупреждения преступлений будет недостаточно, если их не подкреплять психологическими. Основными психологическими средствами являются убеждение, внушение, пример, метод передачи информации, постановка и варьирование задач и т. д. Психолого-криминалистическое предупреждение преступлений, совершаемых с использованием коммуникативных технологий, можно подразделить на меры организационно-психологического, технико-криминалистического, правового и научно-методического характера.
Экономические науки
Алимова А. О. Актуальность развития интеллектуальной транспортной системы в Краснодарском крае // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 86–92. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194055.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье раскрывается содержание понятия «интеллектуальная транспортная система», определяются ее основные функции и главная роль. Рассмотрены преимущества для пассажиров общественного транспорта в случае полномасштабного внедрения интеллектуальной транспортной системы. Обосновывается актуальность развития интеллектуальной транспортной системы в Краснодарском крае.
Мартышенко Н. С., Ткаченко А. С. Оценка влияния рынка коммерческой недвижимости на развитие бизнеса в Приморском крае // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 93–101. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194056.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В Приморском крае наблюдается заметное улучшение инвестиционного климата. Этот процесс сопровождается оживлением рынка коммерческой недвижимости. В работе рассматриваются особенности и структура рынка коммерческой недвижимости в крае. Приведены оценки влияния этого рынка на развитие малого предпринимательства.
Антошкин А. В. Колхозная торговля Башкирии в годы Великой Отечественной войны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 102–111. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194057.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье анализируется состояние колхозной торговли на территории Башкирии в период Великой Отечественной войны. Для государственной и кооперативной торговли начало военных действий означало кардинальную перестройку работы, что было обусловлено комплексом причин. С одной стороны, произошло резкое сокращение централизованных фондов промышленных и продовольственных товаров, которые выделялись для республики. С другой стороны, открытые формы торговли были заменены на систему нормированного снабжения, а в торговых точках, продолживших работать в открытом режиме, наблюдался стремительный рост коммерческих цен. В таких условиях возросло значение привоза сельскохозяйственных продуктов из колхозов на городские рынки Башкирии. Привлеченные к исследованию архивные документы позволили автору сделать вывод о неудовлетворительном состоянии колхозной торговли. Выявлены значительные нарушения принципов советской торговли, факты перекупки, спекуляций, обмеров и обвесов потребителей. В то же время можно утверждать, что ряд нарушений был обусловлен низким уровнем организации колхозной торговли. Из-за отсутствия средств на благоустройство рынки не снабжались торговым инвентарем, а прилавки и павильоны требовали ремонта. Кроме того, не были созданы условия для эффективной встречной торговли, которая должна была стимулировать привоз сельскохозяйственной продукции в города республики.
Филологические науки
Павленко В. Г. Анализ особенностей метафор в романе У. С. Моэма «Узорный покров» (на материале английского языка) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 112–117. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195023.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена изучению функционирования метафор и их роли в романе У. С. Моэма «Узорный покров». Цель статьи – анализ особенностей метафор в произведении британского писателя Уильяма Сомерсета Моэма «Узорный покров». В работе дано определение понятия «метафора» и приведены ее основные типы. Утверждается, что метафора используется в художественных произведениях для придания высказыванию эмоционально-экспрессивного оттенка. В статье рассмотрена метафоричность художественного текста и особенности применения метафор в художественном тексте.
Аникеева Т. Р. Особенности наименования профессий в американской сленговой лексике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 118–123. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195024.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена анализу единиц американского сленга, именующих профессии. Ее цель – описать основные группы профессий, упоминаемых в подобной субстандартной лексике, охарактеризовать отношение представителей современного американского общества к этим видам занятий, прокомментировать некоторые семантические и словообразовательные особенности вышеупомянутой лексики.
Крылова М. Н. Современный писатель Леонид Каганов: антифразис как важнейшая составляющая стиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 124–130. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195025.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье проанализировано использование антифразиса и антифрастического стиля современным писателем Леонидом Кагановым. Антифразис представляет собой употребление слова и фразы в противоположном значении, помогающее говорящему подчеркнуть смысл сказанного. Антифразис (сарказм, ирония) является в первую очередь юмористическим языковым средством, но этим его функции в произведениях Леонида Каганова не исчерпываются. С помощью антифразиса автор непрямо выражает негативное отношение к событиям политической, культурной, общественной жизни, даёт им деонтическую оценку, противопоставляя данное и должное. Кроме того, Каганов использует антифразис с назидательными целями, чтобы научить читателя чему-то без явного поучения. Антифразис как языковой приём и антифрастический стиль являются ярчайшими приметами авторской манеры Леонида Каганова, для которого при написании произведения немаловажно сочетать игровой характер коммуникации с глубоким идейным содержанием.
Костоломова О. В. Особенности отражения представлений об окружающем мире в словарном составе русских и английских путеводителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 131–138. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195026.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье приведены результаты исследования этнолингвистических особенностей языка английских и русских путеводителей в аспекте межкультурной коммуникации на примере путеводителей по Японии. Они представляют интерес в силу наличия большого количества различных страноведческих реалий, а также в силу исключительной самобытности японской культуры. Особенности уклада жизни в русских и английских путеводителях заключаются в использовании этнографических реалий, определяющих понятия быта, религии, культуры. Естественная среда обитания представлена в английском и русском путеводителях различными топонимическими реалиями.
Глазкова М. М. Роль природы в творчестве Ф. Искандера // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 139–148. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195027.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена анализу использования образов природы в творчестве Ф. Искандера. Отмечается важное значение природы для «естественного» человека, с которой он находится в тесной духовной связи. Актуализируются особенности представления чегемцами природы как некоего одушевленного существа, имеющего божественную силу. Автор приходит к выводу о полифункциональности природы в творчестве Ф. Искандера и выделяет ее основные функции.
Щелокова А. А. Типичные грамматические ошибки в русской речи китайских обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 149–154. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195028.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье описывается проведенный анализ типичных грамматических ошибок, допускаемых китайскими обучающимися подготовительного факультета при изучении русского языка как иностранного, их классификация и попытка определения причины появления сбоя в формировании языковой компетенции.