№ 10 (октябрь)

Упоров И. В. Взаимодействие органов внутренних дел с партийными структурами и кадровая проблема милиции в СССР в послевоенные годы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 169–175. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183055.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассматриваются два вопроса, связанные с деятельностью милиции в период после окончания Великой Отечественной войны в СССР (1945–1953 гг.). В первой части речь идет о взаимоотношениях между органами внутренних дел и партийными организациями на местах, которые подвергали первых критике за неудовлетворительное состояние борьбы с преступностью. Одной из важнейших причин этого была острая кадровая проблема, которая возникла в силу известных причин (военный фактор) и которой посвящена вторая часть статьи.
Орлова С. В., Молошаг К. В. Домогательство как разновидность дискриминации в сфере труда и проблемы защиты достоинства работников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 176–185. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183056.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассматривается домогательство как разновидность дискриминации в трудовых отношениях, его отличительные особенности и правовое регулирование защиты прав работников. В основу исследования полагается анализ специальной литературы, российского и зарубежного законодательства, а также практики национальных и международных судов. Обоснован вывод о необходимости конкретизации в нормативных правовых актах критериев домогательства для обеспечения защиты чести и достоинства личности.
Лапшина И. Е. Основные этапы развития английского права // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 186–192. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183057.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье исследуется становление и развитие английской правовой системы. Оценивается влияние римского права на развитие права Англии в период его становления. Анализируются этапы формирования характерных черт общего права и права справедливости в период Средневековья, изменений институтов английского права в период нового времени. Характеризуется современное состояние английского права.
Чуприн Д. А. Обеспечение законных интересов участников стадии возбуждения уголовного дела // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 193–199. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183058.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Статья посвящена вопросам обеспечения прав и законных интересов участников стадии возбуждения уголовного дела. Вносятся предложения по изменению действующего законодательства. Процессуально оформленные надлежащим образом и добытые законным путем доказательства должны стать гарантией справедливого и обоснованного приговора. В заключение автор делает вывод о том, что правовое и нравственное содержание уголовно-процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела неотделимо.
Киселева Н. А., Нефедова О. А. Правовое регулирование земельных участков, занятых многоквартирными домами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 200–205. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183059.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассмотрены актуальные проблемы формирования государственной регистрации права собственности, а также распоряжения правом на земельные участки, занятые многоквартирными жилыми домами, в том числе таунхаусами.
Кудряшов К. В., Санькова А. А. Обеспечение легитимности президентской власти в США: историко-правовой аспект проблем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 206–214. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183060.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Государство, его глава, сама государственная власть всегда нуждаются в доверии и поддержке собственного населения. Государственная власть в США в научной литературе традиционно рассматривалась как подлинно демократическая, легитимная. До 2016 г. истеблишмент США никогда, за исключением времени Гражданской войны, не ставил вопрос о легитимности президентской власти, однако и сейчас он продолжает раскалывать американское общество, не позволяя Д. Трампу проводить собственную политику.
Крикунова Ю. А., Симонян А. В. Театр для подрастающего поколения: социокультурные предпочтения тольяттинской публики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 215–220. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183061.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье представлены результаты проведенного авторами социологического опроса по проблеме актуальности театра как института культуры в процессе внесемейной социализации детей и подростков. Выявлены наиболее предпочитаемые подрастающим поколением жанры и сюжеты спектаклей. Раскрыты основные мотивы обращения зрителей к посещению театров.
Фролов В. В. Органы советской прокуратуры в 1955–1991 гг.: современная историография проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 221–226. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183062.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье анализируется современная отечественная историография органов советской прокуратуры в 1955–1991 гг. Источниковой базой исследования выступают труды представителей юридической науки, историков права и гражданской истории, опубликованные за последние десять лет (2009–2018 гг.). Данный анализ позволяет более объективно представить процесс развития советской прокуратуры в период «оттепели», эпоху застоя и перестройки. На основе историографического анализа автор работы также определяет слабо изученные аспекты проблемы и перспективы дальнейших историко-правовых исследований в данной области.
Бондаренко О. В., Иляшевич Н. П., Мартыненко А. И. Философско-методологические основы генезиса мысленного эксперимента и его роль в формировании античной науки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 227–236. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183063.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Статья посвящена исследованию генезиса мысленного эксперимента как метапроцедуры получения нового теоретического знания, обоснованию его роли в формировании стиля научного исследования в условиях античности. На основе анализа учений досократиков и Аристотеля раскрыта взаимосвязь мысленного экспериментирования и процесса зарождения научного физического знания, а также «практики» работы с ним. Сделан вывод о том, что в античной науке мысленный эксперимент становится универсальным приемом усмотрения истины в ограниченных рамках парадигмы онтологизма.
Суслонов П. Е. Критерии оценки эффективности государственной политики в сфере профилактики экстремизма в субъекте Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 237–242. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183064.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье раскрываются теоретико-методологические аспекты оценки эффективности государственной политики в сфере профилактики экстремизма в субъекте Российской Федерации. Анализируются имеющиеся подходы к понятию и структуре профилактики экстремизма. Выявляются критериальные основания оценивания эффективности реализации государственной политики в сфере профилактики экстремизма в субъекте Российской Федерации. Проводится анализ практики оценки эффективности в сфере профилактики экстремизма в субъекте Российской Федерации.
Пономарёв А. Д. Дихотомия «Восток – Запад» в российской политической культуре // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 243–249. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183065.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье автором анализируются концепты «Восток» и «Запад», а именно их политико-культурная трактовка. Определяются не только черты самих политических культур Востока и Запада, но и их проявления в российской политической культуре, их дихотомия, взаимосвязь и противоречия в ней. Обусловлена такая дихотомия прежде всего уникальным географическим расположением России и естественно-историческими процессами.
Логунова Ю. А. Социально-экономические последствия международной миграции населения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 250–255. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183066.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье определяется сущность международной миграции населения, приводится классификация её причин. Подробно рассматривается положительное и отрицательное влияние международной миграции на самих мигрантов, принимающую и отправляющую стороны. Особое внимание уделяется изучению роли международных денежных переводов.
Калинин Т. Г. Статистика фамилий в СССР в начале XX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 315–329. – URL: http://e-koncept.ru/2018/185029.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассмотрена статистика фамилий в СССР в начале XX в. на основании данных ОБД «Мемориал». Представлен список 500 наиболее часто встречающихся фамилий. Проведено сравнение полученных результатов со списками, полученными в других исследованиях.
Павленко В. Г. Молодёжный сленг как языковое явление (на материале русского и английского языков) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 330–335. – URL: http://e-koncept.ru/2018/185030.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассматриваются вопросы об отличительных особенностях сленга в русском и английском языках. Целью статьи является изучение применения сленга в молодёжной среде. На основе проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что сленг имеет огромное значение для молодых людей. Благодаря сленгу молодёжь легко находит общий язык между собой и усваивает новые иностранные слова.
Ващенко И. В. Ретроспективная композиция в новеллах Пауля Хейзе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 336–342. – URL: http://e-koncept.ru/2018/185031.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассматриваются композиционные особенности новелл П. Хейзе и использование приема ретроспекции как основополагающего при их создании. На основе анализа нескольких новелл автора в статье доказывается, что благодаря приему ретроспекции содержание произведений получается предельно цельным – прошлое и настоящее неразрывно переплетаются.
Педагогика
Кондрашова Н. В. Научно-теоретические основы управления инновационной деятельностью в дошкольных образовательных организациях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 1–17. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181068.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Наступивший ХХI век является столетием инновационного развития системы дошкольного образования, когда качество образования обусловлено и во многом определяется уровнем инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций. Радикальные перемены, происходящие в отечественном дошкольном образовании, поставили перед теоретиками и практиками необходимость осмысления инновационных процессов и определения научно-теоретических основ управления инновациями в дошкольных образовательных организациях. Это обусловило цель исследования: определить особенности, современные подходы, принципы и механизмы управления инновационными процессами в современных дошкольных образовательных организациях. В статье представлен обзор основных достижений педагогической теории и практики по вопросам управления инновациями в области дошкольного образования, автором систематизирован материал об основных моделях возникновения и ценностно-целевых ориентирах непрерывного развития инновационного процесса в дошкольной образовательной организации с позиций системного, процессного и квалиметрических подходов, описаны основные функции (информационно-аналитическая, проектировочная, инструктивно-методическая, организационная, мотивационно-целевая, контрольно-диагностическая и прогностическая) и принципы управления (директивной регламентации прав и параметров дошкольной организации как инновационной системы, интеграции, комплексности, креативности и гибкости, маркетинговой ориентации, управляемости, системности и контекстности, функциональности). Автором представлены основные подсистемы инновационной дошкольной организации (объекты и субъекты управления, информационный продукт как результат инновационной работы), новые механизмы управления инновационными процессами в детском саду (инновационный менеджмент и маркетинг, инновационная методическая работа, инновационные управленческие технологии и управленческие нововведения, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые использующиеся в конкретной образовательной организации, например трехуровневая технология управления инновационной деятельностью, технология квалиметрического оценивания и пр.).
Александрова С. Н. Педагогический потенциал учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в формировании правовой культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 18–28. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181069.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Актуальность проблемы формирования правовой культуры у воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлена необходимостью формирования у них правового сознания, активной жизненной позиции, умения регулировать поведение во всех сферах общественной жизни. Воспитанники учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишенные родительской поддержки, в отличие от своих сверстников, которые воспитываются в полноценных семьях, более подвержены негативному влиянию окружающей среды определенных членов социума, как сверстников, так и взрослых, что, в свою очередь, может создать условия для их асоциального поведения. Поэтому дети-сироты, воспитывающиеся в учреждениях данного типа, требуют к себе более внимательного отношения и всемерной поддержки педагогов в учебно-воспитательном процессе, в том числе и в сфере формирования их правовой культуры. С учетом социального статуса таких детей для формирования их правовой культуры необходима разработка технологии, способствующей успешному решению данной проблемы. Таким образом, цель настоящей статьи – раскрытие сущности и содержания правовой культуры, основных компонентов правовой культуры, педагогических условий, способствующих формированию правовой культуры в учебно-воспитательном пространстве учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Методами исследования являются интервью, тестирование, наблюдение, а также педагогический эксперимент. В работе были проанализированы и использованы результаты исследований российских и зарубежных ученых, раскрывающие сущность и содержание правовой культуры, основные компоненты правовой культуры, обобщен передовой опыт многих практиков в области психологии и педагогики, занимающихся проблемой формирования правовой культуры. В статье определены компоненты правовой культуры: когнитивный, поведенческий, эмоционально-ценностный и мотивационно-оценочный. Указанные компоненты соответствуют определенному уровню и показателю сформированности правовой культуры в контексте проблемы исследования. Результаты эксперимента, представленные в данной статье, вносят новые элементы в существующие подходы к проблеме формирования правовой культуры обучающихся, а также дополняют теорию и методику общего образования. Практическая значимость исследования состоит в том, что был обобщен и систематизирован передовой опыт, полученные результаты могут быть использованы для решения проблемы формирования правовой культуры и внедрены в образовательный процесс учреждений различного типа.
Ходырева Е. А. Программы PhD в российских вузах: опыт и перспективы реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 29–40. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181070.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью интеграции российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство и обеспечения экспорта российского высшего образования. Для успешной социальной и профессиональной адаптации выпускников российских вузов важна синхронизация образовательных программ, реализуемых в России и за рубежом. Эта проблема особенно значима для программ PhD, которые широко распространены в зарубежных университетах, но не имеют официального статуса в Российской Федерации. Цель статьи – определить перспективы PhD-программ в Российской Федерации на основе изучения сущности и характеристик данных программ, реализуемых за рубежом, а также обобщения опыта их реализации в ряде российских образовательных организаций высшего образования. Ведущими методами исследования проблемы явились теоретический анализ и обобщение образовательной практики реализации PhD-программ, а также методы изучения информации, представленной на официальных сайтах образовательных организаций высшего образования и анализа локальных нормативных правовых актов вузов в части позиционирования PhD-программ. В статье раскрыта совокупность теоретических положений, обусловливающих сущность и характеристики PhD-программ, определены базовые принципы их реализации, выделены основные виды PhD-программ в соотнесении с программами подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. На основе анализа информации о PhD-программах, представленной на официальных сайтах ряда образовательных организаций высшего образования, рассмотрены вид и характеристика данных программ; особенности их реализации; характеристика документов, выдаваемых после завершения программы. Определены перспективы PhD-программ, связанные с комплексной реализацией их потенциала (возможностей). Материалы статьи могут быть полезными для модернизации программ подготовки кадров высшей квалификации, обеспечивающих интеграцию российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство.
Парникова Г. М., Васильева А. А., Павлова Е. П. Воспитательные практики в контексте региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 41–50. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181071.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Цель статьи – представить результаты исследования по разработке воспитательных практик сохранения идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия). Актуальность исследования продиктована вопросами активного промышленного освоения региона, влияющего на все сферы жизнедеятельности коренных народов республики, включая образование. В нашем исследовании мы опираемся на ряд методологических подходов: системный, предполагающий всестороннее, комплексное изучение проблемы воспитания в условиях регионального образования; интегративный, позволяющий использовать междисциплинарный потенциал инженерии, педагогики, родного языка/культуры, иноязычного образования. Воспитательные практики в культурном контексте региона направлены на их соответствие планам участия региона и страны в глобальных процессах интеграции. В задачи исследования входит сохранение у обучающихся их национальной идентичности внутри общероссийского общества. Специфика региона связана с миграцией населения, трансформацией ценностных ориентаций, сложившимися особенностями уклада жизни в арктических и северных улусах республики в отличие от центральных или южных, естественным билингвизмом и многоязычием. Современные цифровые технологии, наличие Интернета, активное использование социальных сетей позволяют учащимся республики быть в курсе того, что происходит в нашей стране и мире, поэтому традиционные воспитательные практики учащихся необходимо сочетать с инновационными, чтобы повысить мотивацию и интерес к изучению, сохранению родного края. Внедрение в учебный процесс инновационных воспитательных практик сохранения и развития идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера, учитывающих культурный, исторический, языковой и экономический контексты региона, будет способствовать укреплению социального капитала республики, сохранению и развитию этнической и гражданской идентичности обучающихся, формированию ценностных ориентаций, установок, продуктивных паттернов поведения подрастающего поколения.
Файзрахманова А. Л., Файзрахманов И. М. Использование коучинга при обучении студентов истории изобразительного искусства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 51–60. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181072.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Повышение качества подготовки будущих бакалавров профобучения можно достичь путем создания единой системы образования, интеграции возможностей всех общих и профессиональных дисциплин. Значимым и своевременным становится использование коучинга в образовательном процессе. Метод коучинга используется в спорте, бизнесе, психологии, экономике как способ повышения результативности деятельности. Большой потенциал коучинга позволяет расширить сферу его использования и в образовании, в частности в области преподавания истории изобразительного искусства. Его применение будет способствовать повышению мотивации студентов к обучению, росту их профессиональных компетенций, налаживанию эффективности субъект-субъектных отношений преподавателя и студента, созданию условий для творчества в индивидуальной и коллективной работе, предоставлению свободы выбора путей выполнения учебных задач, контроля студенческих достижений. С учетом этого цель статьи – предложить методологию использования коучинга при обучении истории изобразительного искусства и доказать ее эффективность. Авторами выделены базовые этапы коучинга: постановка цели; проверка реальности; варианты действия и воля к действию. Последний этап предполагает следующую деятельность: разработка маршрутной карты занятия, разработка презентации о художниках, подготовка портфолио художника, заполнение портфеля студента, игра, подготовка реферата, работа с официальными источниками – сайтами музеев, изучение репродукций картин, аналитическая работа. Эффективность использования коучинг-метода продемонстрирована результатами эксперимента, проведенного на базе инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета. Результативность оценивалась по следующим критериям: 1) среднее количество упоминаний художника одним студентом; 2) максимальное и минимальное количество художников, упомянутых одним студентом; 3) количество художников, упомянутых студентами хотя бы один раз; 4) количество упоминаний периодов истории изобразительного искусства. Результаты показали достаточно большой отрыв по всем показателям экспериментальной группы, что доказывает эффективность использования коучинг-метода в обучении истории изобразительного искусства. Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в ней рассматриваются особенности использования коучинг-метода при обучении истории изобразительного искусства. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволят повысить качество подготовки будущих бакалавров профессионального обучения в области изобразительного искусства. Как показало исследование, коучинг-метод имеет достаточно большой потенциал в качестве метода обучения истории изобразительного искусства.
Краснощекова Т. Я. Изучение синонимии в современной школе на основе инновационных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 61–73. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181073.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Острые противоречия, наблюдаемые сегодня в области школьного изучения синонимии, заключаются в несоответствии требований к знаниям, умениям, навыкам, предметным компетенциям, которые должны сформироваться в процессе ее освоения, реальному уровню осмысления синонимов учащимися ввиду весьма ограниченного времени их рассмотрения и узости затрагиваемых при этом аспектов. Это указывает на важность продолжения методических поисков совершенствования и интенсификации системы работы с синонимией на разных этапах школьного филологического образования и подчеркивает актуальность проводимого исследования. Таким образом, цель настоящей статьи состоит в выявлении актуальных проблем изучения синонимии в современной школе и определении путей их разрешения средствами инновационных технологий. При проведении исследования был использован комплексный подход к методическому осмыслению синонимии, базирующийся на совокупности всех современных подходов к организации и содержанию школьного обучения русскому языку: личностно ориентированного, практико-ориентированного, системно-деятельностного, компетентностного. В результате проведенного исследования нами была предложена инновационная система работы с синонимией в средних и старших классах на основе интерактивного взаимодействия учащихся, эффективность которого, усиленная проблематизацией обучения как необходимым элементом интерактивной технологии, показана на разных этапах освоения учебного материала: на этапе знакомства с ним, закрепления, систематического повторения. Технология интерактивного обучения обладает огромным потенциалом в кардинальной перестройке изучения синонимии, поскольку способна к интеграции в себя элементов других технологий, взаимно дополняющих и усиливающих обучающий эффект друг друга на качественно новом уровне, так как они обнаруживают соподчиненность общей задаче, но при этом обладают совершено уникальными возможностями в актуализации учебного материала, в организации ученических наблюдений и исследований, в репрезентации результатов и их аналитическом обсуждении. Статья содержит конкретные методические рекомендации и общие теоретические выводы, может представлять интерес как для ученых-методистов, занимающихся вопросами оптимизации школьного изучения лексических явлений в новых условиях, так и для учителей-практиков.
Максимова Н. А. Формирование адаптивной образовательной среды учебного заведения: анализ проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 74–84. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181074.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Одной из ведущих проблем на современном этапе развития образовательной системы России является проблема организации взаимодействия экономики и общества с системой образования, а также придания этой системе новых качеств (таких как адаптивность и гибкость). В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы ставится задача формирования подотчетной обществу, гибкой системы непрерывного образования, которая будет развивать человеческий потенциал ребенка и обеспечивать текущие и перспективные потребности социально-экономического развития государства, что обусловливает актуальность предпринятого исследования и его цели: 1) выявить проблемы при проектировании адаптивного сетевого образовательного пространства, обеспечивающего решение поставленных задач; 2) проанализировать существующий отечественный и зарубежный опыт разработки адаптивного сетевого образовательного пространства. Статья подготовлена на основе использования следующих методов: теоретический анализ и синтез отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, метод моделирования при описании подходов к проектированию и составляющих адаптивной информационно-образовательной среды. Основными результатами статьи являются: аналитический отчет состояния современной науки относительно актуальных вопросов и проблем построения информационно-образовательной среды учебного заведения, уточнение понятий «субъект» и «объект» при сетевом взаимодействии в рамках адаптивной информационно-образовательной среды. Теоретическая значимость статьи заключается в анализе ведущих подходов к проблеме формирования адаптивной информационно-образовательной среды, выделены подходы к организации адаптивной информационно-образовательной среды с элементами сетевого взаимодействия (системный, комплексный, индивидуальный, личностно ориентированный, позитивный, гуманистический). Основные положения и выводы могут быть использованы в процессе подготовки научно-педагогических кадров и на курсах повышения квалификации преподавателей вузов, молодых педагогов.
Белоусов А. А., Некрасова Г. Н. Проектирование системы профессиональных проб для школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 85–98. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181075.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Ранний выбор профессии выпускником школы во многом определяет его профессиональный рост и социальную успешность в будущем. От того, насколько правильно молодым человеком будет сделан профессиональный выбор, зависит его последующая профессиональная мобильность. Правильное профессиональное определение является важнейшим условием успешного вхождения молодого человека в трудовую деятельность, а также актуальной государственной задачей по формированию конкурентоспособного профессионала. Ведущая роль в профессиональной социализации старшеклассников принадлежит педагогам, которые в своей работе для достижения профориентационных целей могут использовать различные формы профориентации, в том числе и инновационные. Сегодня проведение профориентационной работы в школе инновационными методами приобретает новое значение и является актуальной педагогической задачей. Одна из таких инновационных форм профориентационной работы в настоящее время – это профессиональные пробы. В ходе профессиональных проб школьники знакомятся с профессиональными задачами, характерными для определенной профессии, осваивают элементы конкретного вида трудовой деятельности. Таким образом, у школьника появляется реальный, практический опыт «погружения» в профессию, что позволяет ему сделать более осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Целью статьи является описание методики проектирования профессиональных проб, а также представление результатов опытно-экспериментальной работы, полученной на примере проведения конкретной профессиональной пробы «профессия – фотохудожник». В данном исследовании используются научные методы: монографический анализ, моделирование педагогических процессов, анкетирование участников и анализ результатов проведения профессиональной пробы. Авторами статьи проведен монографический анализ, в ходе которого уточнено понятие «профессиональная проба» и показаны различные точки зрения на толкование термина. Представлен анализ реализации профессиональных проб. Изложен авторский подход к разработке и реализации на примере профессиональной пробы «профессия – фотохудожник». Результаты исследования наглядно продемонстрировали, что профессиональные пробы помогают школьникам сделать более осознанный выбор в пользу той или иной профессии, если они основываются при этом на личном пережитом опыте, пробе себя в этой профессии. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о педагогическом проектировании профессиональных проб, этапах и условиях. Практическая значимость заключается в детальной методической разработке педагогической технологии «профессиональные пробы», что позволяет использовать ее учителям технологии, социальным педагогам в качестве инновационной формы профориентации. Также предложенная методика может использоваться в профориентационной вузовской практике.
Захарова М. В. Опыт создания учебного пособия по профессионально-ориентированному английскому языку авиационного профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 99–112. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181076.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассматривается опыт создания предметно ориентированного учебного пособия на кафедре иностранных языков Московского государственного технического университета гражданской авиации, развивающего восприятие звучащей естественной речи, расширяющего авиационно-специфический словарный запас, знакомящего с профессиональной действительностью и контекстной профессиональной коммуникацией посредством работы над документальным фильмом City in the Sky (BBC, PBS). Актуальность предпринятой попытки в том, что ниша подобных учебно-методических работ авиационной направленности как в российской, так и в зарубежной практике оказывается незанятой, несмотря на повсеместное внедрение видеоматериалов в учебный процесс. Системный подход к включению документальных фильмов в языковую подготовку студентов требует особого внимания и развития. Цель работы – показать возможности аудиовизуальных средств на занятиях по иностранному языку в современном вузе при формировании коммуникативной компетенции учащихся и в целом усовершенствовать методику преподавания иностранного языка. В работе представлены критерии отбора документального фильма, учебные задания трех блоков: анализ содержания фильма, работа над лексикой и грамматический анализ текста, результаты анкетирования студентов с целью выявить их заинтересованность в просмотре видеофильмов и работе с ними. С точки зрения преподавателя отмечается, что работа с учебным пособием при просмотре фильмов способствовала в большей мере развитию навыка рецепции (общее восприятие языка, лексическое и грамматическое наблюдение, знакомство с реалиями, улучшение навыка аудирования), но пассивно способствовала развитию говорения. Для развития навыка говорения необходимо последовательно включать эксплицируемую языковую и социокультурную информацию в учебные занятия, связанные с изучением не только документального фильма, но и других тем учебной программы, последовательно реферировать к изученному фильму в многообразии других учебных контекстов. Дискутируется вопрос, целесообразна ли затрата аудиторного времени на работу с фильмом или же нужно проработать модель организации самостоятельной работы студентов вне аудитории с представлением результатов в аудитории.
Дубовер Д. А. Метод проектной работы как фактор успешного медиаобразования в школах полного дня ФРГ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 113–125. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181077.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Статья посвящена актуальной проблеме реализации проектных технологий в области медиаобразования. В условиях информационного общества значение информации возрастает с неконтролируемой скоростью, что ставит новые вызовы перед образовательной средой, в особенности перед общеобразовательными учреждениями. Обучение медийно-информационной грамотности, с одной стороны, и профессиональное медийно-информационное образование – с другой, становятся ключевыми направлениями в процессе обучения школьников и студентов, готовых к жизни в условиях динамично протекающих процессов. Цель статьи – проанализировать успешный опыт реализации проектной работы в области медиаобразования в ФРГ в условиях полнодневной системы обучения для анализа возможностей его имплементации после адаптации на почве отечественной педагогики. Ведущим методом эмпирического исследования стало наблюдение и включенное наблюдение в рамках стажировок в ФРГ с целью анализа системы проектного обучения в школах полного дня различных федеративных земель с 2011 по 2017 г., включая исследовательскую работу в институте обучения учителей и развития образования города Гамбурга, участие в работе конгрессов Союза школ полного дня ФРГ и Общества медийных коммуникаций (Конгресс школ полного дня, г. Эрфурт, 2011 г., Саарбрюкен, 2012 г., Аугсбург, 2013 г. Форум коммуникационной культуры и медиаграмотности, г. Майнц, 2015 г. и др.). Ключевое внимание в статье уделяется изучению школ полного дня Гамбурга как земли, где данная форма является единственной. Кроме этого в статье говорится об организации проектной деятельности, в частности медиаобразовательной деятельности школьников. Ключевым результатом статьи становится описанная механика организации проектной работы в школах полного дня Германии, особенности реализации медиаобразовательных проектов, направления для диссеминации на отечественной почве. В частности, данные методы могут быть применимы также и в секторе высшего образования для развития студенческой проектной активности в рамках специализированного, а также интегрированного в другие направления медиаобразования. Теоретическую значимость представляет обзор научной литературы по направлениям исследования, предложение авторского определения термина «школа полного дня», практическую значимость составляет эмпирический материал, проанализированный в исследовании, который дает представление о практике реализации медиаобразовательных проектов в различных школах полного дня ФРГ.
Горев П. М. Головоломки как средство обучения в математическом образовании детей и подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 126–141. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181078.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Перед педагогической наукой всегда стоял вопрос поиска эффективных средств для достижения образовательных результатов обучающихся. Особенно остро эта проблема проявляется сегодня, когда в стремительно меняющемся мире быстро устаревают те средства, которыми еще вчера можно было поддерживать интерес школьников к изучению математики, давать возможность для развития их математических способностей. Сегодня весьма актуален поиск нового инструментария, способствующего развитию обучающихся средствами предмета математики, а также механизмов включения его в образовательный процесс. Тем самым целью статьи является исследование возможностей использования в процессе обучения математике детей и подростков нового средства обучения – головоломок во всем их многообразии, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Ведущим методом при этом выступает моделирование методической системы обучения в основном и дополнительном математическом образовании детей и подростков с включением в нее нового дидактического инструментария, способствующего повышению интереса обучающихся к предмету, а также развитию отдельных математических способностей: логического мышления, абстракции, комбинирования, оперирования пространственными образами, критичности мышления, математической памяти. В результате проводимого исследования автором статьи определено место, возможности и методические аспекты включения в процесс обучения математике головоломок как в систему классических и нетрадиционных (креативных) уроков математики, так и в структуру внеклассной деятельности обучающихся (математический кружок), в систему математических соревнований, математический лагерь и др. Практическое использование данной системы позволяет сократить недостаток инструментов для развития математических способностей обучающихся в опыте педагогической деятельности, что, в свою очередь, дает возможность говорить о целенаправленно высоких результатах в математической деятельности детей и подростков.
Психология
Зинякова М. В. Особенности слухового восприятия речи долингвальных дошкольников с кохлеарным имплантом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 142–148. – URL: http://e-koncept.ru/2018/182028.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье отражены результаты изучения слухового восприятия речи дошкольников с кохлеарным имплантом. Отмечается, что, если ребёнок потерял слух в долингвальный период, ему нужна длительная реабилитационная помощь. Это особенно касается детей, которых воспитывают глухие родители. К завершению первого этапа реабилитации ребёнок способен реагировать только на короткие инструкции, включающие бытовую лексику с конкретным значением. Похожие по звуковому составу лексические единицы не дифференцируются. Неполноценное слуховое восприятие негативно отражается на качестве самостоятельной речи ребёнка.
Сыропятова Н. В. Особенности смысловой стороны речи старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 149–155. – URL: http://e-koncept.ru/2018/182029.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Автор статьи сообщает о результатах исследования, направленного на изучение смысловой стороны речи дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Результаты показали, что дети с РАС не понимают некоторые устные инструкции, поэтому не могут выполнить необходимые действия. Дошкольники не могут передать информацию с опорой на сюжетную картинку. Речевая продукция детей исчерпывается употреблением изолированных слов и словосочетаний. Построение логичных и связных сообщений оказывается недоступным.
Милютина О. А. Особенности развития эмоций старших дошкольников с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 156–161. – URL: http://e-koncept.ru/2018/182030.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье представлены результаты исследования эмоций старших дошкольников с умственной отсталостью. Диагностическая процедура включала два задания на материале детской литературы. Помимо этого использовался метод наблюдения. Установлено, что дети с умственной отсталостью ошибаются в процессе идентификации, вербализации и воспроизведения эмоциональных состояний. Сходные эмоции дети необоснованно отождествляют.
Темур Г. М. Диагностика отдаленных последствий посттравматического стрессового расстройства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 162–168. – URL: http://e-koncept.ru/2018/182031.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Статья посвящена проблеме диагностики и дифференциации отдалённых последствий посттравматического стрессового расстройства. Выделен ряд факторов, отягощающих течение посттравматического стрессового расстройства, – это особенности характера, пол, возраст, жизненный опыт, психические расстройства в прошлом, наличие алкоголизма. Проведён анализ психодиагностических методик с позиций их ценности для выявления отдалённых последствий посттравматического стрессового расстройства.
Экономика
Латышева А. И., Лоскутникова Н. А. Анализ миграционных процессов Пермского края в контексте социально-экономической привлекательности региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 256–260. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184052.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Особенности социально-экономических условий в регионе находят свое отражение в миграционных процессах. Исследование данной проблематики актуально в связи с общим повышением роли миграции как в стране, так и в крае в частности. Привлекательность региона определяется различными факторами: это и условия жизни, и возможность трудиться. Анализ миграционных процессов показал, что основой миграции остается поиск наиболее выгодных экономических условий. Исходя из этого, миграцию нужно рассматривать как вид экономико-социальной мобильности населения. Другим, не менее важным моментом является воздействие на культурный и образовательный уровень населения как на территориях оттока, так и на территориях притока мигрантов. Творческие личности позволяют развивать регион, это тот ресурс, за который в будущем будут происходить конкурентные битвы регионов.
Буткова О. В., Кривенко И. А. Повышение эффективности использования основных средств на предприятиях АПК Ростовской области: основные проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 261–267. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184053.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассмотрены проблемы повышения эффективности использования основных средств, возникающие на предприятиях агропромышленного комплекса Ростовской области. С учетом проведенного анализа определены основополагающие факторы, оказывающие влияние на эффективность использования основного капитала аграрных формирований, что позволит разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности использования основных средств и тем самым на улучшение финансового состояния экономических субъектов, функционирующих в системе агропромышленного комплекса.
Шелудько Е. Б., Романец И. И. Организационные аспекты поддержки предпринимательства в РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 268–272. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184054.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассмотрены направления поддержки предпринимательства государством и проблемы малого бизнеса на современном этапе развития, которые необходимо устранить в целях устойчивого развития экономики. Доказано, что малый бизнес имеет значительный потенциал стать экономической опорой при поддержке государства.
Боровских Н. В. Миграционные процессы в регионе: анализ и направления регулирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 273–280. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184055.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассмотрены вопросы анализа и обоснования направлений регулирования миграции на примере Омской области. Уточнено содержание функций миграции, выделены основные факторы миграционной привлекательности центральных и южных регионов России. Обобщен опыт российских регионов в регулировании миграционных процессов. Проанализирована демографическая ситуация, сложившаяся в Омской области, дана оценка миграционным процессам, имеющим место в регионе, исследованы причины миграции населения в области. В работе обоснованы направления регулирования процессов трудовой миграции на региональном уровне, сущность которых состоит в обеспечении достойного уровня жизни населения региона и создании соответствующей миграционной инфраструктуры.
Гончарова Е. В., Кульпина Д. В. Совершенствование управления предпринимательскими рисками как фактор формирования инновационного потенциала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 281–290. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184056.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассматривается взаимосвязь предпринимательского риска и инновационного потенциала. Выделены ключевые особенности и основные этапы управления рисками. Проанализированы способы и методы снижения предпринимательских рисков различного типа на примере промышленного предприятия химической отрасли.
Яроцкая Е. В., Алкамян К. Э. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения при наличии на них объектов культурного наследия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 291–297. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184057.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Краснодарский край богат памятниками истории и архитектуры. В его границах расположены сотни курганов и курганных групп, захоронений и городищ, открытие которых учеными по сей день не завершено. В данной статье рассмотрены основные принципы использования географических информационных систем с целью мониторинга объектов культурного наследия при обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Столяренко А. В., Сукоркин А. А. Механизм управления качеством: состав, функции и внедрение // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 298–305. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184058.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье предложена модель внедрения механизма управления качеством деятельности предприятия, описаны этапы ее формирования и внедрения, а также раскрыты теоретические основы, которые были учтены в процессе формирования данного механизма: «петля качества», содержащая жизненный цикл продукции или услуги, состав системы управления качеством и его функции, а также перечень инструментов, способствующих обеспечению функционирования систем управления качеством.
Ситников Н. П., Чиркова Е. В. Методологические подходы к оценке результативности управления дошкольным образованием // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 306–314. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184059.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье классифицированы подходы к оценке качества дошкольных образовательных услуг, что, в свою очередь, позволяет выявить основные способы оценки качества образования как продукта труда педагогического работника, а значит, и результативности управления дошкольным образованием. Представленная классификация с последующим описанием моделей (подходов) является авторской разработкой.