№ 09 (сентябрь)
Статей: 22
Читателей: 6883
Педагогика
Терехов П. Н., Гелаева З. А., Шепилова В. А. Методическая компетентность преподавателя вуза: содержание и структура в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 1–22. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251171.htm
ART 251171
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11171
Просмотров: 479
В условиях происходящих образовательных преобразований усложняются задачи и функции преподавательского состава организаций высшего образования, что влечет необходимость в переформатировании методического обеспечения учебного процесса. Реализация новых подходов к организации методической деятельности в высшей школе связана прежде всего со степенью выраженности методической компетентности отдельно взятого преподавателя. Поэтому различные аспекты феномена методической компетентности преподавателя современного вуза являются значимыми предметами научных исследований. Цель статьи состоит в теоретическом обосновании понятия «методическая компетентность преподавателя высшей школы» в контексте существующей образовательной обстановки и ее структуры. Рассмотрению методической компетентности педагога системы высшего образования предшествовал ретроспективный анализ доктринальных наработок отечественных и зарубежных авторов в области профессиональной компетентности субъекта труда, частное проявление которой – методическая компетентность. В качестве основных результатов исследования представлен современный взгляд на понятие «методическая компетентность преподавателя высшей школы» с позиции функционального подхода с учетом интегральной сущности профессиональной компетентности. Также предложена модель структуры методической компетентности, включающая компоненты (гносеологический, праксиологический и аксиологический) и четыре уровня их развитости, описанные с помощью универсальных дескрипторов. Данные универсальные дескрипторы способны подвергаться уточнению исходя из текущих требований к содержанию методической компетентности, которое, на наш взгляд, следует выражать на языке частных методических компетентностей или компетенций. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что интерпретация методической компетентности преподавателя вуза применительно к реалиям сегодняшнего дня служит основой для решения проблемы по выявлению или актуализации организационно-педагогических и психолого-педагогических условий ее формирования. Исследование значимо и с практической точки зрения, так как разработанная модель структуры методической компетентности может применяться образовательными организациями системы дополнительного профессионального образования при формировании программ, направленных на совершенствование методической деятельности, а также при проведении внутривузовского мониторинга ее эффективности.
Вакс В. Б. Влияние взаимодействия преподавателя и обучающихся на эффективность усвоения учебных материалов при дистанционном обучении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 23–39. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251172.htm
ART 251172
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11172
Просмотров: 305
В настоящее время в образовательном процессе активно используются дистанционные технологии, что определяется объективной необходимостью развития цифровизации образования. Однако это приводит к трансформации образовательной деятельности. Цифровые средства позволяют осуществлять обучение не в образовательном учреждении, а на специализированных онлайн-курсах, путем применения искусственного интеллекта и т. д. В результате возрастает значимость межличностного взаимодействия преподавателя и обучающихся прежде всего как фактора привлекательности получения образования. Также межличностное взаимодействие может рассматриваться как один из аспектов роста эффективности обучения, поскольку оно повышает степень усвоения учебных материалов. Указанные аспекты определяют актуальность рассмотренной темы. В качестве цели исследования была выделена необходимость изучения влияния взаимодействия преподавателя и обучающихся на эффективность усвоения учебных материалов при использовании дистанционных технологий, оцененного на основе мнения студентов, выраженного при анкетировании по вопросам применения информационно-коммуникационной системы в образовательном процессе. Основным методологическим подходом был выбран эмпирический, в связи с чем для формирования первичных исходных данных был использован метод опроса. Результатом исследования стал вывод о том, что взаимодействие с преподавателем в процессе ДО признается обучающимися не вполне равноценным непосредственному взаимодействию на аудиторном занятии. Также исследование позволило сделать вывод, что вопрос удобства осуществления дистанционного взаимодействия при помощи цифровых средств противоречив. С одной стороны, преимуществом ДО являются быстрота и непрерывность. Однако ускоренное и постоянное взаимодействие также может привести к повышению эмоциональной нагрузки на обучающихся. В результате снизится их успеваемость и появятся сложности в решении учебных задач. Указанные аспекты определяют необходимость дальнейшего развития применяемых методов дистанционного взаимодействия. Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении вопросов соответствия взаимодействия с преподавателем на дистанционном и аудиторном занятии и удобства применения дистанционных образовательных технологий субъектами – участниками ДО. Практическая значимость представлена возможностью использования результатов изучения мнения обучающихся о дистанционном взаимодействии при внедрении цифровых технологий в образовательную деятельность.
Фирсова С. А., Рябухина Е. А. Реализация компьютерного эксперимента в лабораторных работах по машинному обучению для студентов медицинских специальностей вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 40–62. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251173.htm
ART 251173
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11173
Просмотров: 315
В связи с введением в учебные планы медицинских вузов дисциплины «Введение в современные информационные и интеллектуальные технологии», включающей раздел по изучению основных принципов и алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта (далее – ИИ), возникает необходимость разработки соответствующего методического обеспечения. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что студенты-медики в подавляющем большинстве не обладают необходимыми знаниями в области математики и программирования, являющимися теоретической основой современных интеллектуальных технологий, что может привести в их дальнейшей профессиональной деятельности к неверной интерпретации полученных с помощью ИИ результатов; поэтому при разработке методических материалов следует учитывать специфику данной категории обучающихся. Целью статьи является описание предлагаемого авторами подхода по реализации компьютерных экспериментов в лабораторном практикуме вышеуказанной дисциплины, позволяющих студентам более глубоко понять суть изучаемых методов машинного обучения и условий их применения. В качестве методов исследования выступили: методы классификации, применяемые в машинном обучении, методы планирования эксперимента, а также двухфакторный дисперсионный анализ, используемый в качестве доказательной базы эффективности предлагаемого подхода. Базу для проведения опытно-экспериментальных работ составил учебный контингент Медицинского института Мордовского университета. Результатом является разработанный авторами подход к выполнению лабораторных работ студентами медицинских специальностей вузов. Данный подход включает: изучение основных математических формул, лежащих в основе того или иного метода машинного обучения, выполнение несложных вычислительных примеров на небольшом объеме данных, изучение основных функций языка Python для реализации конкретной практической задачи, проведение компьютерных экспериментов для более углубленного изучения выбранной математической модели и повышения ее точности. Эффективность предложенного подхода была подтверждена результатами проведенного авторами педагогического эксперимента. Теоретическая значимость работы состоит в обобщении и систематизации материалов по данной теме, полученные результаты дополняют имеющиеся научные и педагогические разработки, углубляя понимание процессов, связанных с данной темой, и могут быть использованы в дальнейших исследованиях. Практическая значимость заключается в том, что представленный подход может быть использован в качестве основы при разработке методических материалов по разделу «Технологии машинного обучения и искусственного интеллекта в здравоохранении».
Соломина А. И. Нейролингвистические методы и традиционные подходы в преподавании иностранного языка: экспериментальное исследование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 63–78. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251174.htm
ART 251174
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11174
Просмотров: 405
Современное преподавание иностранных языков во внеязыковой среде требует поиска эффективных дидактических решений, обеспечивающих активное вовлечение участников образовательного процесса, преодоление грамматических трудностей и формирование устойчивой речевой активности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения качества обучения на начальном этапе, когда особенно важно задействовать когнитивные и эмоциональные ресурсы обучающихся при ограниченной языковой практике. Целью статьи стало описание нейролингвистических методов и традиционных подходов в преподавании китайского языка в рамках экспериментального исследования. Методологическую основу составил педагогический эксперимент, проведенный на базе Алтайского государственного педагогического университета со студентами, изучающими китайский язык. В экспериментальной группе применялись нейролингводидактические принципы: игровые методы, мультимодальные стимулы, визуальные и эмоциональные якоря, направленные на активацию когнитивной активности и создание позитивной учебной атмосферы. Обучение в контрольной группе велось по традиционной методике, ориентированной на объяснение и репродуктивное закрепление грамматического материала. Анализ результатов показал, что использование нейроподхода способствует более успешному усвоению грамматических конструкций, формированию спонтанной речи, устойчивой учебной мотивации, а также эмоциональной вовлеченности участников образовательного процесса. Кроме того, зафиксировано повышение творческой активности преподавателей, рост их профессионального удовлетворения и интереса к инновационным методам. В работе проведен обзор современной отечественной и зарубежной литературы по вопросам нейродидактики, что позволило обосновать выбор исследовательского подхода и сопоставить полученные результаты с актуальными научными данными. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении потенциала нейролингводидактики как направления, способствующего усилению когнитивной, эмоциональной и профессиональной активности субъектов образовательного процесса. Практическая значимость определяется возможностью применения полученных результатов для оптимизации и разработки эффективных учебных программ на начальном этапе языковой подготовки.
Воеводская Е. А. Способы интеграции дисциплин психолого-педагогического и предметно-методического модулей в педагогическом вузе (на примере профиля «Иностранный язык») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 79–94. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251175.htm
ART 251175
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11175
Просмотров: 370
В статье рассматривается проблема подготовки педагогических кадров, готовых к осуществлению самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Педагогическое образование» и профессионального стандарта «Педагог». Выпускники педагогических вузов сталкиваются с трудностями при решении профессиональных задач, требующих интегрированного применения компетенций, сформированных в ходе изучения дисциплин по педагогике, психологии, методике и базовому предмету. Цель данной статьи – определить сущность понятия интеграции в высшем педагогическом образовании и выявить способы интеграции педагогического, психологического, методического и предметного компонентов образовательной программы будущих педагогов. В ходе исследования использовались методы изучения литературы, ее анализа, синтеза, сравнения, систематизации публикаций отечественных и зарубежных авторов за последние 15 лет, а также обобщения собственного опыта подготовки будущих учителей иностранного языка. Основные результаты статьи включают уточнение понятия интеграции в высшем педагогическом образовании и ее значения в процессе подготовки будущих учителей. В статье представлены способы интеграции профессионально значимых дисциплин на уровнях межпредметных связей, дидактического синтеза и целостности. Выделены основные составляющие интегративного подхода: методическая, деятельностная и содержательная – и предложены варианты их реализации в учебном процессе педагогического вуза. Приведены примеры интегрированных учебно-профессиональных задач, которые можно использовать на занятиях по методике и иностранному языку. Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации опыта применения интегративного подхода в современной высшей школе, практическую ценность для преподавателей представляет репрезентация опыта интеграции дисциплин психолого-педагогического и предметно-методического модулей образовательной программы по профилю «Иностранный язык».
Мутьев А. В., Коваленко Ю. А., Зайцева А. В. Оборонно-массовая и физкультурно-спортивная работа в вузах Крыма накануне Великой Отечественной войны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 95–111. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251176.htm
ART 251176
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11176
Просмотров: 312
Вопросы патриотического воспитания и военно-физической подготовки обучающихся высших учебных заведений к службе в армии и защите Отечества остаются актуальными в любую историческую эпоху. Цель работы – выявление организационных и педагогических особенностей оборонно-массовой и физкультурно-спортивной работы на примере высших учебных заведений Крымской АССР в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века. На основе системного и регионального подходов в работе был использован комплекс общетеоретических, исторических и историко-педагогических методов (анализ и обобщение научно-методической литературы, системно-исторический анализ, историко-ретроспективный, сравнительно-сопоставительный методы, метод моделирования). Основными источниками при изучении проблемы стали делопроизводственные документы Республиканского комитета по делам физической культуры и спорта при Совете народных комиссаров Крымской АССР за 1937–1941 годы из фондов Государственного архива Республики Крым, которые впервые введены в научный оборот. Результаты проведенных исследований позволили определить ключевые особенности системы оборонной, физкультурной и военно-патриотической работы в крымских вузах исследуемого периода. Установлено, что ее эффективность обеспечивалась интеграцией усилий государственных, общественных и партийных органов полуострова, администрации и общественного актива вузов. В учебных заведениях концентрировались лучшие преподавательские кадры и велась подготовка помощников инструкторов из числа обучающихся. Коллективы вузов были включены в систему спортивных соревнований и соцсоревнований от внутривузовского до всекрымского уровня. Почти все студенты и преподаватели вузов Крыма участвовали в деятельности спортивных или оборонных секций, бригад, кружков и отрядов и были вовлечены в сдачу норм для получения оборонных значков. Система постановки оборонной работы в крымских вузах показала свою действенность в период Великой Отечественной войны. Теоретическая значимость работы заключается в получении ранее неизвестных данных о постановке оборонно-массовой и военно-физкультурной работы в вузах Крымской АССР, способствующих более полному и глубокому пониманию особенностей развития региона. Практическая значимость работы обусловлена возможностью дальнейшего критического осмысления и заимствования положительного опыта для дальнейшего развития и совершенствования современной системы подготовки студентов к защите Отечества.
Полюдова Е. Н., Парастаева С. Г. Роль цифрового учебника в развитии мотивации и коммуникативных компетенций студентов технических вузов при изучении английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 112–130. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251177.htm
ART 251177
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11177
Просмотров: 397
Статья посвящена актуальному вопросу изучения возможностей всестороннего внедрения цифровизации в образовательные процессы обучения иностранным языкам в свете реализации национального проекта «Образование» и федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Рассмотрены перспективы использования цифрового учебника “Maximum” в практике преподавания английского языка в институтах, входящих в состав Российского университета транспорта. Учебник “Maximum” представляет собой интерактивную платформу, в состав которой входят учебные модули, мультимедийный контент, система автоматической проверки заданий. Целью исследования является изучение и оценка эффективности применения цифрового учебника “Maximum” в обучении английскому языку студентов уровня А1-А2. Для подтверждения гипотезы о позитивном влиянии на развитие мотивации, коммуникативных навыков и цифровой грамотности были проанализированы личностно ориентированные результаты обучающихся. Работа сочетает в себе теоретический анализ (обзор основных тенденций использования цифровых учебников в лингвистическом образовании) и экспериментальные методы, что является структурой подходов реализации цели исследования. В составе подходов – проектная методика, применяемая в работе над разделом Communication/Общение; анкетирование (шкала Лайкерта), тестирование коммуникативных навыков, анализ рефлексивных комментариев студентов; количественная оценка по критериям (динамика успеваемости, уровень самостоятельности, качество групповых дискуссий). Результаты исследования подтверждают гипотезу о положительном влиянии использования электронного учебника на мотивацию, самостоятельности и способности обучающихся преодолевать коммуникативные барьеры. Теоретическая значимость работы видится как подтверждение эффективности использования цифровых учебников в образовательном процессе. Практическая значимость исследования состоит в расширении применения цифровых учебников в образовательном процессе высшей школы для оптимизации лингвистического образования в технических вузах. Перспективы исследования связаны с дальнейшей интеграцией инструментов цифровизации, цифровой мобильности и искусственного интеллекта в образовательный процесс.
Белоусов А. О. Модель мотивации учащихся к совместной деятельности при изучении физики в условиях конвергентной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 131–150. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251178.htm
ART 251178
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11178
Просмотров: 291
В современных условиях образовательной системы особое внимание уделяется созданию эффективных условий для обучения, которые поддерживают активное вовлечение учащихся в учебный процесс. Актуальность исследуемой проблемы заключается в необходимости разработки и внедрения модели мотивации учащихся к совместной деятельности при изучении физики, что становится важным в контексте формируемой в общеобразовательных организациях конвергентной образовательной среды. Разработка модели процесса мотивации учащихся позволяет учителю физики создать методику мотивации учащихся к совместной деятельности в конвергентной образовательной среде при изучении физики при выполнении конвергентных заданий. Цель статьи – описать структуру модели мотивации учащихся к совместной деятельности при изучении физики в конвергентной образовательной среде. В рамках исследования мы ставим задачу охарактеризовать специфику и целевое назначение концептуально-целевого, содержательного, процессуально-методического, аналитико-оценочного блоков модели. Ведущими методами исследования проблемы являются теоретический анализ существующих моделей процесса мотивации к изучению физики, обобщения и анализа передового опыта учителей-предметников по организации совместной деятельности школьников; эмпирический: использование конвергентных заданий по физике, наблюдение, анкетирование. Основные результаты, описанные в исследовании, позволяют учителям физики разрабатывать ресурсы, стратегии, формы организации, свою методику мотивации учащихся к совместной деятельности при изучении физики в конвергентной образовательной среде. Теоретическая значимость заключается в расширении научных представлений о процессе мотивации учащихся, отличных от исследований отечественных ученых-дидактов. Практическая значимость заключается в выявлении условий функционирования модели мотивации учащихся к совместной деятельности при изучении физики в условиях конвергентной образовательной среды и описании предметных, дидактических, методических, рефлексивных действий учителя физики при реализации на основе разработанной нами модели методики мотивации учащихся к совместной деятельности при изучении физики в конвергентной образовательной среде.
Зиннатуллина Л. М., Валеева Э. Э. Сравнительный анализ методов обучения академической иноязычной коммуникации магистрантов неязыковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 151–163. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251179.htm
ART 251179
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11179
Просмотров: 290
Актуальность исследуемой проблемы заключается в необходимости развития научно-исследовательских навыков, включающих в себя навыки академической письменной речи. Значительное снижение подготовленности студентов к написанию научных текстов как на русском, так и на английском языках создает серьезные преграды в процессе выполнения научной работы и публикационной деятельности. Цель статьи заключается в сравнительном анализе методов обучения академическому письму, направленном на выявление наиболее эффективных педагогических подходов для развития навыков научной письменной коммуникации на английском языке у студентов магистратуры. В исследовании использовались традиционный лингвистический, процессуальный, композиционный, билингвальный и трансдисциплинарный методы обучения. В рамках эксперимента, проводимого в Казанском национальном исследовательском технологическом университете, участвовали 80 студентов, распределенных по четырем группам, каждая из которых изучала академическое письмо на занятиях по английскому языку с помощью одного из вышеуказанных методов. Эффективность использования изучаемых методов определялась с помощью тестирования и анкетирования студентов, а также оценивания практического задания, заключающегося в написании аннотации к научной статье. На основании проведенного анализа было выявлено, что наибольшую эффективность в обучении академическому письму продемонстрировали композиционный и билингвальный подходы, обеспечившие высокий уровень подготовленности студентов к написанию научной аннотации. Традиционный лингвистический метод позволил улучшить грамматические навыки, однако не способствовал развитию критического мышления и структуры изложения. Процессуальный подход показал высокие результаты в логике изложения, но привел к проблеме высокой нагрузки на студентов и преподавателей. Теоретическая значимость статьи заключается в ее вкладе в развитие образовательных методик в российских вузах, а практическая значимость заключается в возможности использования проведенного анализа для выбора более эффективного метода преподавания академического письма педагогами, разрабатывающими учебные программы в области научной коммуникации.
Ванягина М. Р. Военный дискурс как компонент содержания профессионально ориентированного иноязычного обучения курсантов военных вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 164–176. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251180.htm
ART 251180
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11180
Просмотров: 316
Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования у курсантов военных вузов навыков и умений эффективного взаимодействия на иностранном языке в рамках профессиональной деятельности. Это предполагает не только владение лексико-грамматическим строем языка, но и понимание специфики военного дискурса как особого типа речевой практики. Целью работы является анализ понятия «военный дискурс» с точки зрения методики преподавания иностранного языка и разработка классификации типов военного дискурса. Методологическую основу исследования составил системный подход и методы лингвистического и дискурсивного анализа. За основу принята теория дискурса В. И. Карасика, рассматривающего дискурс как текст, погруженный в ситуацию общения, а военный дискурс – как особый тип институционального дискурса. Военный дискурс представляет собой сложную систему коммуникации, обусловленную спецификой военной деятельности и служебно-боевыми задачами. Его ключевые характеристики – регламентированность, унифицированность, формализованность, маскулинность, наличие субординации адресата и адресанта, терминологическая насыщенность, а также выраженная семантика патриотизма и противопоставления «свой – чужой». Разработана классификация типов военного дискурса, включающая письменную и устную формы, каждая из которых имеет свои подтипы. Письменный военный дискурс представлен такими типами, как официально-деловой (приказы, директивы, рапорты), технический (инструкции), информационно-аналитический (отчеты, прогнозы), учебно-методический (учебные пособия), публицистический (интервью, статьи), визуально-интегрированный (военные карты, чертежи) и военно-художественный (проза, поэзия). Устный военный дискурс включает распорядительный (команды, указания), радиообмен, аналитико-совещательный (брифинг, переговоры), инструктивный (инструктаж, занятие), публицистико-патриотический (речь на мероприятии), разговорно-неформальный и художественно-ритуальный (песни) типы. Делается вывод о том, что военный дискурс является основным компонентом содержания профессионально ориентированного иноязычного обучения в военных вузах. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теории дискурса и методики профессионально ориентированного обучения иностранным языкам. Практическая значимость состоит в возможности использования предложенной классификации типов военного дискурса при разработке учебно-методических материалов для обучения курсантов военных вузов иностранным языкам.
Криницкая М. Ю., Борзова Т. А. Дидактические критерии преподавания учебного курса «Основы российской государственности»: теория и практика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 177–192. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251181.htm
ART 251181
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11181
Просмотров: 290
Актуальность исследования заключается в том, что в условиях цифровой трансформации образования и эрозии традиционных ценностей возникает необходимость разработки научно обоснованных дидактических критериев, адаптированных к содержанию курса «Основы российской государственности» (далее – ОРГ) и современным образовательным реалиям. Преодоление данного противоречия позволит обеспечить формирование патриотически ориентированного поколения и, как следствие, укрепить национальную безопасность. Цель исследования – разработать и обосновать систему дидактических критериев для эффективного преподавания учебного курса ОРГ в вузе. Представленная система направлена на обеспечение единства целей обучения и воспитания. Объект – образовательная практика реализации курса ОРГ в вузах, предмет – система дидактических критериев. Проектирование системы дидактических критериев проводилось с помощью следующих методов: педагогического наблюдения, экспертной оценки практик преподавания, построения концептуальных карт ценностных ориентаций и интерпретации визуальных материалов. Данные методы позволили выявить ключевые дидактические критерии, обеспечивающие эффективность преподавания курса и его соответствие современным образовательным реалиям. В результате исследования определены и подробно описаны дидактические критерии, в том числе соответствие содержания курса ценностным ориентирам традиционного российского общества; использование активных методов обучения; обеспечение междисциплинарных связей; развитие навыков критического мышления и гражданской позиции. Разработанная система критериев позволяет адаптировать образовательный процесс к текущим социокультурным условиям, сохраняя при этом качество обучения и способствуя формированию социально ответственного поколения. Исследование закладывает основу для разработки унифицированных методических рекомендаций преподавания курса. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в методологию преподавания социогуманитарных дисциплин. Практическая значимость применения критериев видится в адаптации процесса обучения под образовательные реалии, что позволяет гибко реагировать на социальные и культурные вызовы, сохраняя при этом качество обучения; в формировании прикладных навыков по разработке социальных инициатив; в использовании в качестве инструмента кадровой политики, способствующего выявлению студентов с лидерским потенциалом и мотивационно-ориентированной гражданской позицией.
Володина О. В. Специфика обучения студентов-экономистов с учетом когнитивной установки иноязычного образования в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 193–206. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251182.htm
ART 251182
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11182
Просмотров: 320
Актуальность исследования обусловлена интеллектуально-когнитивной направленностью личностного и профессионального становления квалифицированных специалистов для социально-экономического развития страны, повышения инновационного потенциала и конкурентоспособности российской экономики на мировом уровне. Обучение иностранному языку студентов – будущих специалистов в сфере финансов, предпринимательства и ведения бизнеса ориентировано на формирование совокупности компетенций, обеспечивающих совершенствование информационных умений, проявление проблемного и критического мышления, рационального познания, эффективности взаимодействия и общения, генерирование новых идей и нестандартных решений. Цель статьи – обоснование специфики обучения студентов-экономистов с учетом когнитивной установки иноязычного образования в вузе. Методологическую основу исследования составили интерактивный, коммуникативный и сравнительно-сопоставительный подходы при реализации принципа интеллектуализации иноязычного образования, когнитивной, профессиональной и инновационно-творческой направленности иноязычного образования в вузе. Проявление и развитие когнитивных и метакогнитивных особенностей обучающихся происходит посредством применения технологий и приемов проблемного обучения (игровое моделирование ситуаций, структуризация понятий посредством создания ассоциативных карт, решение кейс-задач, проектная деятельность, дискуссия, дебаты и др.). Мониторинг качества организации и результативности обучения иностранному языку студентов I и II курсов направлений подготовки «Экономика» и «Финансовый менеджмент» ПетрГУ с учетом когнитивной установки иноязычного образования в вузе осуществлялся посредством качественных методов (анализ результатов аудиторной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности, выполнения творческих заданий, научно-исследовательской работы; включенное наблюдение; взаимооценивание; рефлексивная оценка собственных образовательных достижений). Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости когнитивного развития студентов-экономистов в процессе обучения иностранному языку в вузе. Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса педагогических условий организации познавательной деятельности студентов-экономистов, обеспечивающих проявление направленности внимания, интереса к проблемно-поисковым заданиям, умственной активности, речемыслительной деятельности, самостоятельности, рациональности и стратегичности мышления, опирающихся на логику и четкие рассуждения, а также видение проблемы в целостности и перспективе для успешного решения.
Романова Ю. С., Пастухова Е. В. Организационно-педагогическая деятельность куратора академической группы: анализ соответствия студенческим запросам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 207–225. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251183.htm
ART 251183
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11183
Просмотров: 282
Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью кураторской деятельности в вузах как ключевого инструмента сопровождения студентов не только в академическом, но и в личностном развитии. Современные вызовы: цифровизация образования, возрастная разнородность студенческой аудитории, потребность в индивидуализации траектории – требуют от кураторов переосмысления своей роли и подходов к взаимодействию с обучающимися. Цель статьи – проанализировать виды практики, применяемые кураторами академических групп в организации воспитательной и педагогической работы, и определить степень их соответствия ожиданиям и потребностям студентов различных курсов и направлений подготовки. Методологическая основа исследования включает комплексный подход: анкетирование 673 студентов очной формы обучения, полуструктурированные интервью с 12 кураторами, экспертную оценку и контент-анализ с применением теоретических категорий (теория самодетерминации, субъектный подход, теория профессионального самоопределения и др.). Использование смешанных методов обеспечило всестороннее освещение как восприятия студентами кураторской поддержки, так и профессиональной практики самих кураторов. Основные результаты исследования показывают, что куратор воспринимается студентами преимущественно как адаптационный и информационный ресурс на младших курсах, в то время как на старших курсах возрастает потребность в сопровождении профессионального выбора и индивидуальной мотивационной поддержке. Интервью с кураторами выявили необходимость гибкой, дифференцированной по возрасту системы сопровождения студентов, а также дефицит критериев оценки собственной эффективности. Также отмечено несоответствие некоторых направлений воспитательной работы ожиданиям студентов, особенно в части гражданско-патриотического и духовно-нравственного контента, что требует переосмысления форматов и большей персонализации мероприятий. Теоретическая значимость статьи заключается в расширении научного понимания феномена кураторской деятельности в контексте междисциплинарного подхода, а практическая – в разработке рекомендаций по индивидуализации кураторской работы, повышению ее эффективности и созданию условий для развития самостоятельности, ответственности и активного участия студентов в образовательном процессе. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании программ кураторского сопровождения, а также в работе с молодежной аудиторией в вузах.
Ключевые слова:
высшее образование, воспитательная деятельность, кураторская работа, студенческие потребности
Кипреев С. Н. Перспективы видеохостинга Rutube для патриотического воспитания современной российской молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 226–240. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251184.htm
ART 251184
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11184
Просмотров: 293
В современной гибридной информационной войне российскую молодежь необходимо защитить от негативного информационно-психологического воздействия СМИ путем формирования у нее информационно-психологической устойчивости, основанной на развитом чувстве патриотизма. При этом большое значение имеет повседневное воздействие на воспитуемых через регулярно посещаемые видеохостинги, одним из примером которых в данной работе выбран Rutube. Целью исследования автор ставит охарактеризовать специфику патриотического воспитания в условиях информационного общества и привести данные о наиболее перспективных направлениях и формах воспитания молодежи с помощью воспитательного потенциала Rutube. Для этого использованы интегрированный, междисциплинарный и когнитивный подходы. В данной работе рассмотрены вопросы патриотического воспитания российской молодежи в условиях ускорения цифровизации современного общества. Приводится анализ актуальных исследований по проблемам патриотического воспитания современной молодежи. Патриотическое воспитание выделяется автором как наиболее актуальное направление работы с молодежью в условиях усложнившейся внешне- и внутриполитической обстановки в России. При этом одним из приоритетных направлений педагогики является совершенствование методов и технологий формирования чувства патриотизма в условиях импортозамещения. Описаны примеры актуальных видео, применяемых для патриотического воспитания. Автор приводит результаты опроса российских пользователей о предпочтительных направлениях патриотического воспитания в видеосети Rutube. В качестве объекта исследования выбран процесс патриотического воспитания с использованием медиафайлов из сети Rutube. Теоретическая значимость статьи заключается в уточнении места и роли видеоконтента Rutube для воспитания молодежи и анализе актуальных направлений исследований в этой сфере. Автор делает обоснованные выводы о причинах значимости Rutube как педагогического средства. В задачи исследования входит описание педагогических достоинств и недостатков видеохостинга для осуществления патриотического воспитания. Работа обладает практической ценностью для органов воспитательной работы образовательных организаций в части, касающейся патриотического воспитания молодежи. В статье рассмотрены практические перспективы видеохостинга Rutube как социальной сети для осуществления патриотического воспитания современной российской молодежи.
Ключевые слова:
воспитание, педагогика, патриотизм, патриотическое воспитание, видеоролики, rutube, видеохостинг, медиаплощадка
Портнов К. В., Портнова Н. Ю. Культурно-психологические аспекты межличностной коммуникации в условиях цифровизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 241–254. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251185.htm
ART 251185
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11185
Просмотров: 243
Актуальность исследования связана с тем, что в условиях цифровизации образования культурно-психологические аспекты трансформации межличностной коммуникации, на которых базировался образовательный процесс, до сих пор неоднозначны и часто приводят к утрате ценности личностного взаимодействия между педагогами и учащимися, особенно в формате дистанционного обучения. Цель исследования – провести анализ современного состояния проблемы и определить культурно-психологические аспекты межличностной коммуникации между учащимися и преподавателями в условиях цифровизации образования. Для достижения цели в работе были использованы метод анализа и синтеза теоретического материала, метод дискурсивного анализа, метод контекстуального анализа, описательный метод. Данные методы позволили провести анализ мнения современных ученых о проблеме трансформации межличностной коммуникации, в том числе затронуть философские аспекты экзистенциализма и подчеркнуть значимость индивидуального опыта в образовательной среде. В результате проведенного исследования определена значимость сохранения межличностной коммуникации и проблемы нахождения баланса между инновациями и ценностями традиционного образования. Определено влияние цифровых технологий на мотивацию, самореализацию и формирование личности учащихся. Теоретическая значимость работы заключается в попытке не только зафиксировать текущие тенденции, но и предложить новые подходы к пониманию взаимодействия между учителем и учащимся, что, в свою очередь, может способствовать улучшению образовательного процесса и его адаптации к требованиям времени. Делается попытка внести свой вклад в научное осмысление данной проблемы, что, безусловно, имеет большое значение для будущих исследований и практического применения. Практическая значимость исследования, в свою очередь, обусловлена тем, что оно предоставляет возможность для разработки эффективных стратегий, направленных на минимизацию и нивелирование негативных последствий, которые могут возникнуть в результате цифровизации образовательного процесса. Более глубокое осмысление проблематики, связанной с цифровизацией, позволит нам предложить конкретные меры и рекомендации, которые могут быть внедрены в практику образовательных учреждений, что, несомненно, будет способствовать повышению качества образования и его адаптации к современным требованиям.
Кудрейко И. А., Скафа Е. И., Королёв . Е. Диагностика мотивационного профиля современного учителя-филолога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 255–272. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251186.htm
ART 251186
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11186
Просмотров: 258
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена требованиями государства и общества к повышению качества образования, ключевая роль в котором принадлежит учителю. Понимание мотивации учителей к профессиональной педагогической деятельности позволит улучшить результаты их работы, повысить образовательный уровень подрастающего поколения. Цель статьи – выявление места профессиональной мотивации учителя-филолога в системе его профессионально значимых ценностей и описание эксперимента, связанного с диагностикой мотивационного профиля учителя, позволяющей оценить эффективность развития профессионально значимых ценностей современного педагога, работающего в предметной области «Филология». Теоретико-методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные изучению мотивации педагогических работников к профессиональной деятельности. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации); эмпирические (анкетирование, методы количественного и качественного анализа, эксперимент для проверки эффективности разработанного анкетирования); методы математической статистики (критерий Фишера) для обработки и анализа полученных результатов. В исследовании приняли участие 124 учителя-филолога, среди которых 67 – выпускники Донецкого государственного университета, 57 – выпускники Луганского государственного педагогического университета. Анкета включала четыре блока: с помощью первого блока проверялась готовность к саморазвитию, самосовершен¬ствованию; второй блок позволил выявить препятствующие и стимулирующие факторы в профессиональной деятельности; третий блок способствовал определению мотивов профессиональной деятельности (внутренних и внешних); четвертый блок дал возможность установить уровень вовлеченности в профессию. Анализ данных анкетирования подтвердил, что реализуемая в Донецком государственном университете программа подготовки будущих учителей-филологов, направленная на формирование у них профессиональной мотивации как компонента системы профессионально значимых ценностей, является эффективной. Теоретическая значимость работы состоит в изучении подходов к определению понятия профессиональной мотивации педагогов. Практическая значимость заключается в том, что разработанная анкета может использоваться как для оценки уровня сформированности мотивации к профессиональной деятельности не только учителей-филологов, но и других учителей-предметников, так и при подготовке программ повышения квалификации с целью выявить уровень профессиональной мотивации педагогических работников.
Петренко Н. В., Лучин В. Л. Формирование профессиональных компетенций будущего врача в процессе обучения физике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 273–284. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251187.htm
ART 251187
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11187
Просмотров: 266
В статье рассмотрена проблема профессиональной подготовки будущих врачей на основе содержания обучения физики как средства формирования профессиональных компетенций. Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, потребностью общества и государства в медицинских работниках, во-вторых, усложнением деятельности современных врачей, внедрением высокотехнологичных средств диагностики и лечения, цифровизацией деятельности будущих врачей. В связи с этим большое значение имеет формирование общих и специальных компетенций будущих врачей с учетом меняющихся запросов общества и государства, а также с учетом усложнения условий их деятельности на современном этапе. Цель исследования – проанализировать роль содержания обучения физике в формировании профессиональных компетенций будущих врачей. Задачи исследования включают: характеристику процесса изучения физики будущими врачами с позиции ее содержания, формируемую при изучении знаний и представлений; исследование роли физики в формировании профессиональных компетенций будущих врачей. В исследовании использован структурно-функциональный подход, рассматривающий процесс обучения, профессиональной подготовки как целостный процесс, основанный на планировании, подборе средств реализации с учетом выбранных целей обучения, а также компетентностный подход, раскрывающий условия формирования компетенций. В исследованиях рассмотрены позиции различных авторов о содержании физики как учебной дисциплины и средства формирования общих и специальных компетенций. Выявлены особенности физических знаний как знаний, обусловливающих отдельные элементы профессиональной компетентности врачей. Теоретическая значимость данного исследования обусловлена тем, что в ходе исследования обобщены представления о формировании профессиональных компетенций будущих врачей на современном этапе на основе изучения физики. Практическая значимость исследования состоит в том, что в ходе работы проанализированы общие условия, методы, средства формирования профессиональной компетентности будущих врачей на основе изучения физики. Новизна исследования состоит в том, что в рамках работы выявлены особенности формирования профессиональных компетенций обучающихся средствами, применяемыми традиционно в образовательном процессе для формирования общих компетенций.
Ключевые слова:
компетентностный подход, высшее образование, профессиональные компетенции, физика, общие компетенции
Свириденко С. А., Кузнецова А. Г. Научно-методическое сопровождение развития стратегического лидерства директора школы, работающей в сложных социальных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 285–302. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251188.htm
ART 251188
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11188
Просмотров: 271
Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения равного доступа к качественному образованию в условиях социального неблагополучия, где ключевую роль играют школы, функционирующие в сложных социальных условиях. Эффективность их работы напрямую зависит от уровня стратегического лидерства руководителей, однако в научной и практической сфере наблюдается дефицит эффективных моделей научно-методического сопровождения, ориентированных на развитие управленческого потенциала директоров таких школ. Цель статьи – разработка и эмпирическая апробация модели научно-методического сопровождения, направленной на сопровождение развития стратегического лидерства директоров школ, функционирующих в сложных социальных условиях. В ходе теоретического анализа были использованы андрагогический, системный и синергетический подходы как основа для понимания процессов профессионального развития взрослых управленцев, управления сложными изменениями и организации непрерывного обучения. В рамках экспериментальной части исследования применялась методика OCAI (Камерона – Куинна) для оценки изменений в организационной культуре школ, а также парный t-критерий Стьюдента для статистической обработки данных. Основные результаты исследования показали, что реализация предложенной модели научно-методического сопровождения оказалась результативной в развитии стратегического лидерства руководителей школ. Это способствовало трансформации организационной культуры образовательных организаций и переходу от реактивного управления к проактивному, стратегически ориентированному подходу. Установлено, что реализация модели через три педагогических условия (цикл обучения, безопасное пространство для экспериментов, сетевые сообщества) положительно влияет на мотивацию, рефлексию и кооперацию в педагогических коллективах. Теоретическая значимость заключается в концептуализации и обосновании комплексного подхода к развитию контекстуального стратегического лидерства в условиях неопределенности. Практическая ценность выражается в создании воспроизводимой и масштабируемой модели научно-методического сопровождения, которая может быть внедрена в региональных системах образования для поддержки школ, находящихся в сложных социальных условиях. Результаты исследования могут быть использованы органами управления образованием, институтами повышения квалификации и руководителями образовательных организаций при разработке программ развития управленческих компетенций.
Иванова С. В., Азархин А. В. Модель использования искусственного интеллекта в образовательном процессе вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 303–317. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251189.htm
ART 251189
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11189
Просмотров: 265
Актуальность статьи обусловлена современными тенденциями, связанными с цифровой трансформацией общества, в рамках которой во всех социальных сферах активно внедряется и используется искусственный интеллект. Как следствие – резонанс между положительными результатами и определенными проблемами, вызванными его применением. В статье мы рассматриваем пути их решения в высших учебных заведениях. Целью статьи является разработка и описание модели использования искусственного интеллекта в образовательном процессе вузов. Методологической основой выступают антропологический и квалиметрический подходы, реализация принципов которых позволяет решать обозначенные проблемы посредством рассмотрения искусственного интеллекта как вспомогательного инструмента для развития личности студентов и формирования у них субъектного опыта; оценки качественных показателей обученности; профилактики и развития коммуникативной сферы обучающихся; предоставления возможности выполнения ими квазипрофессиональной деятельности; а также сохранения значимой роли преподавателя как субъекта образовательных отношений, организующего и координирующего учебную деятельность обучающегося. Результаты исследования нашли свое отражение в разработанной модели использования искусственного интеллекта в образовательном процессе вузов, реализация которой способствует повышению качества обучения в условиях цифровой трансформации общества. В модели раскрыты основные подходы, принципы, технологии, модели и средства обучения, позволяющие при использовании искусственного интеллекта предупредить и решить в случае возникновения психолого-педагогические, правовые и технические проблемы. Теоретическая значимость статьи заключается в систематизации и обобщении отечественного и зарубежного опыта, а также в определении нормативно-правовой базы использования искусственного интеллекта в образовательных процессах высших учебных заведений. Практическая значимость статьи состоит в определении принципов, технологий, моделей и средств обучения, наиболее целесообразных при применении искусственного интеллекта в высшем учебном заведении. Новизна исследования заключается в разработке модели использования искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова:
антропологический подход, искусственный интеллект, модель рефлексивного интеллекта, психолого-педагогические проблемы использования искусственного интеллекта, технические проблемы использования искусственного интеллекта, правовые проблемы использования искусственного интеллекта, квалиметрический подход, модель использования искусственного интеллекта
Сувирова А. Ю., Ананин Д. П., Шевелева Н. Н. Искусственный интеллект в школьном и вузовском преподавании: российский и зарубежный опыт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 318–330. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251190.htm
ART 251190
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11190
Просмотров: 349
Статья представляет обзор практик применения сервисов на базе искусственного интеллекта (далее – ИИ) школьными учителями и вузовскими преподавателями в своей профессиональной деятельности. Цель работы: анализ современных практик применения ИИ-инструментов российскими и зарубежными педагогами среднего и высшего образования и выявление потенциала для масштабирования передовых решений для отечественной системы образования. Для достижения поставленной цели используются систематический анализ научных публикаций, контент-анализ нормативных документов, а также компаративный анализ практических кейсов по теме исследования. Анализ российских и зарубежных практик использования ИИ в образовании фиксирует тенденцию перехода от использования монофункциональных ИИ сервисов по решению отдельных учебных задач к разработке и внедрению комплексных ИИ-систем. Их активное применение направлено на обеспечение персонализации обучения на основе анализа данных об обучении и поддержки образовательного процесса (создания учебного контента, автоматизации проверки заданий и обратной связи). На фоне этого в разных странах наблюдается асимметричное развитие цифровой образовательной среды. Авторы заключают, что причинами разной степени интенсивности использования ИИ инструментов в межстрановом разрезе являются невысокий уровень ИИ-грамотности педагогов и их недостаточная методическая поддержка. Различия между российским и зарубежным опытом внедрения ИИ инструментов заключаются также в разной тематической фокусировке: в зарубежном контексте акцентируется соблюдение пользователями этических норм, в российском – улучшение функциональности и удобства использования ИИ-сервисов. Теоретическая значимость работы состоит в систематизации и оценке дидактического потенциала ИИ-инструментов. Практическая значимость состоит в том, что результаты научной работы позволяют научно-педагогическому сообществу обнаружить преимущества и отрефлексировать дефициты и риски при работе с ИИ-инструментами на учебных занятиях.
Психология
Асламова В. В., Григорьева П. М. Диагностика ценностно-смысловой сферы личности в экзистенциальном контексте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 331–337. – URL: http://e-koncept.ru/2025/252020.htm
ART 252020
DOI 10.24412/2304-120X-2025-12020
Просмотров: 292
Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к проблемам смысла жизни и ценностных ориентаций в условиях динамичного современного мира. Цель работы – выявить возможности диагностики ценностно-смысловой сферы в экзистенциальном контексте, а также сравнить ее особенности у студентов I и III курсов. В исследовании использовались методики СЖО, ШЭ и ТЭМ. Результаты показали, что студенты III курса демонстрируют более высокие показатели по шкалам самодистанцирования и ответственности, что свидетельствует о развитии личностной зрелости.
Мартиросова А. Н., Втюрина Т. А. Психологические особенности формирования межгрупповой дифференциации у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 338–350. – URL: http://e-koncept.ru/2025/252021.htm
ART 252021
DOI 10.24412/2304-120X-2025-12021
Просмотров: 274
Изучение формирования межгрупповой дифференциации актуально, поскольку ее негативные проявления, такие как инфрагуманизация и амбивалентный сексизм, сказываются на больших группах людей и влекут за собой пагубные последствия для их представителей. Цель статьи – описание результатов исследования влияния уровня развития компонентов эмоционального интеллекта у студентов на негативные проявления межгрупповой дифференциации. Результаты показали, что повышение уровня развития компонентов эмоционального интеллекта способствует снижению уровня выраженности инфрагуманизации и амбивалентного сексизма.
Ключевые слова:
эмоциональный интеллект, межгрупповая дифференциация, инфрагуманизация, амбивалентный сексизм
П. Н. Терехов