№ 03 (март)

Педагогика
Фесенко О. П., Лаухина С. С. Русский язык как иностранный в техническом вузе: проблемы освоения курса в представлении обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 1–15. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251034.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования связана с тем, что в современной России невероятно увеличился спрос на получение высшего технического образования иностранными гражданами. Вследствие этого многие вузы столкнулись с проблемой массовой подготовки поступающих в рамках освоения русского языка как иностранного. Наплыв студентов из Азии и Африки требует уточнения и оптимизации работы по обучению русскому языку. Для того чтобы такая работа была продуктивной, необходимо учитывать не только мнение самих педагогов, но и точку зрения студентов. Цель исследования – выявить наиболее важные для обучающихся трудности, возникающие в процессе освоения русского языка в технических вузах (с учетом мнения иностранных студентов). Для определения мнения обучающихся было проведено анкетирование выпускников Омского автобронетанкового инженерного института (37 курсантов из 17 стран ближнего и дальнего зарубежья) и Омского государственного университета путей сообщения (11 студентов из Китая). Подходы к данному вопросу среди методистов и студентов не совпадают. Педагоги утверждают, что наибольшие трудности связаны с мотивацией изучения русского языка и с освоением профильных «технических» тем и грамматики научного стиля. Как показали результаты анкетирования, мнение студентов и курсантов имеет свои особенности. Для обучающихся наиболее проблемным оказывается процесс культурной адаптации и привыкание к процессу обучения в вузе. При этом проблемы освоения самого русского языка обучающимися отмечаются регулярно и не зависят от того, в рамках каких тем и курсов это происходит. Кроме того, была выявлена зависимость мнения студентов об успешности обучения от возможности осваивать русский язык как иностранный на подготовительном курсе. Теоретическая значимость связана с ранжированием сложностей в освоении русского языка как иностранного. Практическая значимость обусловлена выявлением наиболее сложных составляющих успешного инженерного образования иностранных граждан в нашей стране (с учетом позиции не только педагогов, но и студентов).
Слепцова М. В., Слепцова Н. А. Педагогическая экспертиза: зависимость эффективности демоэкзамена от применяемого подхода к определению состава экспертной группы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 16–29. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251035.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время основной формой и методом оценки уровня сформированности компетенций выпускника образовательного учреждения является демонстрационный экзамен (демоэкзамен). Принципиальным вопросом здесь является оценка уровня сформированности необходимых для практической деятельности компетенций экспертной комиссией (группой). Таким образом, разработка научно обоснованной методики определения состава экспертной группы для оценивания уровня сформированности компетенций выпускника образовательного учреждения – актуальная педагогическая проблема. Целью проводимого исследования является совершенствование методов проведения педагогической экспертизы для повышения эффективности демоэкзамена. Для достижения поставленной цели разработан алгоритм формирования экспертной группы на основе метода «Снежный ком», при котором лицо, принимающее решение, выбирается на первой итерации самим учащимся. Определена педагогическая категория «эффективность» применительно к проведению демоэкзамена. Проведен педагогический эксперимент, получены количественные значения повышения эффективности образовательного процесса при формировании экспертной группы предложенным методом. Теоретическая значимость проводимых авторами исследований заключается в разработке научно обоснованного метода организации экспертных групп для оценивания уровня сформированности и развития у учащихся профессиональных компетенций, обеспечивающего существенное повышение эффективности образовательного процесса в целом. Практическая значимость проводимых авторами исследований заключается в разработке алгоритма формирования экспертных групп при проведении демонстрационного экзамена в образовательной организации, позволяющего оптимизировать количество итераций при выборе экспертов, повысить эффективность демонстрационного экзамена путем «принятия» учащимся оценочных шкал, его готовности к коррекции индивидуальной образовательной траектории на основе полученных оценок, т. е. превращения демонстрационного экзамена в прогностическую педагогическую экспертизу, результаты которой востребованы учащимся, позволяют эффективно формировать и развивать у него перспективные профессиональные компетенции, обеспечивающие его дальнейшую востребованность на рынке труда.
Исупова Т. Н., Грибков Д. Н., Щедрина Е. В. Особенности развития навыков командной работы студентов педагогических специальностей средствами 3D-технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 30–48. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251036.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Модернизация высшего образования открывает перспективы использования технологий обработки трехмерных графических изображений при обучении высококвалифицированных специалистов в соответствии с вызовами будущего. Информационное взаимодействие с 3D-моделями обладает дидактическим потенциалом для формирования востребованных soft skills (креативность мышления, умение работать в команде, опыт управления проектами) и повышения качества подготовки наставников цифровой школы. Цель исследования – выявить особенности развития навыков командной работы будущих педагогов средствами 3D-технологии. Ведущий метод – компьютерное моделирование инструментами программы Vectary, в ходе которого пользователи создают проекты непосредственно в веб-браузере. Научная новизна: обосновывается потенциал использования 3D средств для развития навыков командной работы обучающихся. Теоретическая значимость – выявленные возможности технологий обработки трехмерной графики уточняются применительно к подготовке студентов педагогических специальностей и их групповой деятельности. Задействовано 74 бакалавра факультета педагогики и психологии Вятского государственного университета. Направление подготовки – 44.03.05 Педагогическое образование, профили «Физика и информатика», «Биология и английский язык», «Русский язык и литература». Для диагностики уровня командообразования используется методика Лоры Стэк. В результатах исследования представлены идеи применения Vectary для развития навыков командной работы студентов в рамках «Теоретического», «Аналитического», «Практического», «Методического», «Демонстрационного» этапов при работе над групповыми виртуальными 3D-проектами. Полученные результаты – основа для совершенствования программ подготовки будущих учителей-предметников в контексте приоритетов Индустрии 5.0. Практическая значимость: определены факторы, влияющие на эффективность применения средств 3D-технологий для развития навыков командной работы наставников цифровой школы: степень детальности проработки инструкций; имеющийся опыт работы пользователей со средствами обработки трехмерных изображений и качество ранее усвоенного материала по предшествующим дисциплинам; интересы будущих специалистов в выбранной области; опыт участия в командных проектах. В заключении сформулированы особенности командной работы над 3D-моделями: поддержка группой отдельного участника в принятии неординарных решений; ускорение личного и организационного роста; снижение тревожности и выгорания.
Агеева Г. Е., Кудряшова Е. Ю. Анализ правовых аспектов запрета использования средств связи в обучении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 49–66. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251037.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность темы настоящего исследования предопределена в первую очередь не так давно случившимся реформированием современной системы школьного образования в виде установления запрета использования различных электронных средств связи в обучении и нуждающимся в общетеоретическом осмыслении. Проблема цифровизации современной системы образования обсуждается научным сообществом уже достаточно давно: подчеркиваются достоинства, обсуждаются риски, выдвигаются предложения. Идеи о необходимости запрета использования мобильных телефонов высказывались также продолжительное время. Однако для установления подобного императивного ограничения требуется не только детальная проработка регулирования, но и предложение процедур внедрения. Цель работы заключается в проведении комплексного анализа законодательных положений вкупе со складывающимся пониманием как собственно необходимости запрета, так и с возможными последствиями закрепленных изменений для подтверждения непродуманности реализации. Для достижения цели изучается, прежде всего, нормативно-правовой массив, которым установлен запрет на использование в процессе обучения мобильных телефонов. В статье проведен анализ мнений как отечественных, так и зарубежных ученых, исследовавших особенности и проблемы процесса цифровизации образовательной деятельности, а также риски злоупотребления обучающимися различными гаджетами. Особое внимание отведено позициям юридического сообщества, которые отмечают некоторую несогласованность правовой регламентации и недостаточную проработку готовности в принципе образовательной системы к подобным запретам. Результаты исследования не только отражают глубокий анализ нормативно-правового материала установленного запрета использования мобильных телефонов обучающимися и теоретических позиций научного сообщества, но и основываются на практической педагогической и юридической деятельности авторов работы. Одним из основных выводов является мнение о наличии ряда проблем вследствие недостаточно глубокой проработки проведенного реформирования и нарушении единства содержания теории и практики применения. В итоге авторами сформулирован ряд предложений, во-первых, для обеспечения запретом телефонов в школах повышения эффективности образовательного процесса, а во-вторых, для снижения его возможных негативных последствий при обучении. Теоретическая значимость исследования состоит в возможности его использования для дальнейшей работы по научному осмыслению запрета или ограничения использования любых цифровых устройств в образовании. Практическая значимость выражается в том, что основные выводы могут быть полезны в образовательной деятельности для разрешения появляющихся проблем.
Булатова Ф. Ф. Социальная адаптация иностранных студентов в условиях цифровизации как педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 67–78. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251038.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Ускорение процесса интернационализации образования представляет собой общую тенденцию развития высшего образования и общее требование к университетам, в связи с чем страны и университеты по всему миру ежегодно вступают в конкурентную борьбу за учебные миграционные потоки. Кроме этого события прошлых лет (пандемия, переход в дистанционный формат обучения) вызвали необходимость поиска новых форм взаимодействия со студентами из зарубежья, вследствие чего возрос интерес к вопросу образовательного потенциала цифровых средств в целях создания адаптивной среды для иностранных студентов. Выявленная проблема позволила сформулировать цель статьи, заключающуюся в определении особенностей социальной адаптации иностранных студентов в условиях цифровизации. Методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в вопросе социальной адаптации иностранных студентов, в том числе в ключе трансформационных преобразований в образовательной системе, обусловленных цифровизацией. В основе исследования – интегративный подход. В качестве ведущих методов были выбраны теоретические методы исследования: изучение и анализ педагогической литературы, директивных документов; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников, причинно-следственный анализ. В статье выявлены факторы, препятствующие социальной адаптации иностранных студентов в условиях цифровизации; предложены возможные пути их решения с применением дистанционных средств; определены приоритетные задачи социальной адаптации иностранных студентов с использованием дистанционных средств. Теоретическая значимость состоит в определении роли цифровых средств в организации адаптационных процессов иностранных студентов; выявлении возможностей применения дистанционных средств в процессе адаптации студентов к условиям обучения в вузе; определении задач социальной адаптации иностранных студентов с использованием дистанционных средств. Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть заложены в основу процессной модели социальной адаптации иностранных студентов с использованием дистанционных средств; применены преподавательским составом, тьюторами, менторами с целью совершенствования работы с иностранными студентами в образовательной системе вуза.
Кислякова Е. В. Модели сетевого взаимодействия в высшем образовании: методика оценки совместимости организаций-партнеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 79–94. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251039.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Сетевая форма реализации образовательных программ становится все более распространенной в системе высшего образования, причем в разработку таких программ включаются не только ведущие университеты, но и региональные вузы. В соответствии с федеральными требованиями в реализации сетевой программы могут участвовать несколько организаций, поэтому возникает необходимость разработки модели их взаимодействия. При проектировании конкретной модели сетевого партнерства на первый план обычно выходят внешние факторы, среди которых ведущую роль играют связи университета с другими образовательными и профильными организациями. Между тем эффективное партнерство возможно, если организации совместимы по ряду внутренних параметров, таких как стратегические цели, корпоративная культура, организационная структура и пр. Поэтому рассматриваемая в статье проблема выбора модели сетевого взаимодействия на основе оценки внутренней совместимости партнеров представляется нам актуальной. Целью исследования является разработка методики оценки совместимости партнеров по сетевому договору, позволяющей выбрать наиболее эффективную модель сетевого взаимодействия. В основу данной методики авторами положена методология оценки совместимости экономических партнеров в рамках стратегических альянсов, адаптированная к специфике образовательных организаций. В результате исследования предложена классификация моделей сетевого партнерства, построенная на основе базовых методов взаимодействия между организациями. Выделено три основных типа моделей: линейная, радиальная и иерархическая, представлены их краткие характеристики. Предложена методика количественной оценки совместимости партнеров по сетевому договору, в рамках которой выделены четыре основных критерия совместимости: стратегический, ресурсный, организационный и культурный, для каждого из них определены показатели. Итоговая оценка совместимости представляет собой средневзвешенную экспертную оценку по совокупности критериев, при этом коэффициенты весомости зависят от выбора модели взаимодействия. Предложенная методика прошла апробацию на примере сетевых образовательных программ физико-математического факультета Смоленского государственного университета. Теоретическая значимость исследования состоит в разработке авторской методики выбора модели сетевого партнерства, построенной на основе комплексной экспертной оценки совместимости организаций-участников, которая может использоваться в дальнейших исследованиях по данной проблематике. Практическая значимость определена перспективами использования разработанной методики при проектировании образовательных программ в сетевом формате.
Россель Н. В. Особенности исторического самосознания современной студенческой молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 95–107. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251040.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Историческое самосознание является одним из качеств личности, определяющих ее зрелость, способность к духовной самоорганизации, к осознанному и критическому восприятию наблюдаемых в жизни событий. Целью статьи стало описание итогов исследования состояния исторического самосознания современной российской студенческой молодежи. Исследование проводилось с помощью системного и функционального подходов, интегративного, корреляционного и других методов. Основным практическим инструментарием стал метод социологического опроса, с помощью которого по анкете, составленной на основе опросника Е. Н. Шестаковой, в 2024 году прошли анкетирование 94 студента Каменского технологического института (филиала) Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М. И. Платова (г. Каменск-Шахтинский, Российская Федерация). Анализу подверглись восприятие студентами истории и своего места в ней, уровень и направленность их интереса к российской истории, гражданственность студентов и другие вопросы, связанные с историческим самосознанием молодых людей. Результаты анкетирования были сопоставлены с полученными в схожем исследовании Е. Н. Шестаковой в 2006 году. Выявлено, что большинство современных молодых людей интересуются вопросами истории, причем этот интерес для современного студента определяется не только внутренним побуждением понять собственную историю и выявить свое место в ней, но и недоверием к официальным публикациям на исторические темы. В то же время возрос интерес студентов к общественной жизни народа как части истории. Кроме того, выявлена потребность молодых людей получать информацию из сферы истории разнообразными формами и методами, в том числе связанными с современными цифровыми технологиями. Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятия исторического самосознания. Практическая значимость исследования состоит в формулировке методических рекомендаций для преподавания истории в непрофильном (техническом) вузе, в частности, рекомендуется уделять внимание методам анализа ситуации, проблемно-поисковым методам, составлению структурно-логических схем, развитию коммуникативной компетенции и т. д.
Ноздров П. А. Языковая дифференциация при обучении гуманитарным дисциплинам на иностранном языке учащихся средней школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 108–124. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251041.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема дифференциации в группах со смешанным уровнем владения иностранным языком является одной из наиболее острых в билингвальном образовании. Актуальность работы обосновывается нехваткой практических исследований применения языковой дифференциации в билингвальной образовательной среде, так как значительное количество исследований дифференцированного обучения фокусируется исключительно на неязыковых формах ее применения. Целью написания статьи стало обсуждение положительных результатов применения транслингвации, а также дифференциации целей обучения, которые способствуют преодолению определенных проблем в процессе преподавания гуманитарных дисциплин группам со смешанным уровнем владения иностранным языком. Методология данного исследования включает в себя предметно-языковое интегрированное обучение, лингводидактику и личностно ориентированный подход. Языковая дифференциация в данном исследовании представлена в форме транслингвации. Разработка системы оценивания проведенной опытной работы основана на теориях когнитивного и речевого развития. Экспериментальная часть включает в себя применение стандартизированных тестов и методов математической статистики. Опытная работа, описанная в статье, показала, что большинство проблем, снижающих эффективность обучения, возникало в результате индивидуальных различий обучающихся в уровнях освоения иностранного языка и, соответственно, в их образовательных запросах. Среди основных методов повышения эффективности учебного процесса были выделены языковая дифференциация в форме транслингвации и дифференциация целей обучения, также разделенных на предметный и языковой уровни. Результаты анализа развития предметной компетенции показали, что сочетание различных форм дифференциации, используемых в процессе обучения, способствовало обеспечению устойчивого прогресса в изучении учебного материала у большинства обучающихся как с более высоким, так и с более низким уровнем владения иностранным языком. Теоретическая значимость исследования заключается в доказательстве эффективного применения транслингвации как формы языковой дифференциации обучения. Практическая значимость статьи выражается в описании ряда конкретных проблем, возникающих в группах со смешанным уровнем владения иностранным языком в процессе развития предметной компетенции при обучении на иностранном языке и подборе определенных методов дифференциации, которые помогают решить указанные проблемы и могут эффективно применяться в аналогичных ситуациях другими преподавателями и методистами.
Мухаметзянова Ф. Г., Мануйлов М. А., Иванова Э. А. Концепты гибридного обучения детей в условиях миграционного фона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 125–138. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251042.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье сделана попытка разработать концепт феномена гибридного обучения детей с миграционным фоном. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что затрагивается изучение двух феноменов: с одной стороны, концепт гибридного обучения, которое часто путают и рассматривают как синоним смешанного обучения. Во-вторых, в новом контексте рассматривается обучение детей с миграционным фоном, так как это понятие не имеет однозначного трактования; в совокупности – как процесс гибридного обучения детей с разными историями обученности и обучаемости, в том числе и детей с миграционными историями. Миграционный фон воздействует на основе принципа синергии. В контексте этих размышлений авторы сочли необходимым изучать данный тренд в образовании как актуальный и востребованный и системой образования, и новой миграционной политикой Российской Федерации. Цель статьи заключается в теоретическом обосновании изучаемых феноменов (гибридного обучения и миграционного фона как синергийного эффекта и механизма аккультурации). Методологией исследования являются теоретико-методологические основания гибридного обучения, теория миграций, которая рассматривается нами в контексте субъектно-деятельностной теории. Гибридное обучение мы отделяем от смешанного обучения и не рассматриваем их как тождественные понятия, видя в нем новую технологию обучения в цифровом пространстве, в котором сочетаются живое (персональное) общение и коммуникация в цифровой среде. Миграционный фон контекстуального образования имеет не однозначное определение, часто его рассматривают как обучение детей мигрантов как инофонов и детей с особыми миграционными историями. Основные результаты исследования рассматриваются нами как возможности апробирования проекта структурно-функциональной модели гибридного обучения детей миграционного фона. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке нового концепта гибридного обучения, в совокупности обучения детей с миграционным фоном, в котором гибрид рассматривается как инновация в обучении детей-инофонов. Практическая значимость заключается в возможности экстраполяции ведущей идеи на практику образования детей-инофонов в условиях новой миграционной политики в образовании.
Казакова О. А., Поляков А. А., Архипова М. А. Подбор физической нагрузки с учетом морфофизиологических показателей в специальной медицинской группе при практико-ориентированном обучении в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 139–153. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251043.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловливается тем обстоятельством, что сегодня все больше молодых людей, поступающих в вуз, имеют проблемы со здоровьем, постоянно увеличивается список отклонений в их текущем состоянии, связанных с хроническими заболеваниями. Большой процент составляют патологии сердечно-сосудистой системы. Однако сегодня на фоне интенсификации учебного процесса в вузах наметилась тенденция снижения объема двигательной активности студентов, что отрицательно может сказаться на их физическом развитии, физической подготовленности и функциональном состоянии. В связи с этим появляется необходимость поиска эффективной методики преподавания. Цель исследования – определить влияние различной по характеру физической нагрузки при практико-ориентированном обучении на студенток с отклонениями в здоровье, отнесенных по медицинским показаниям к специальной медицинской группе, в самарских вузах. Для достижения описанной цели были использованы разнообразные методы, включая анализ научных и методических источников по теме, методы описания, педагогический эксперимент, методы математической статистики, функциональные методы оценивания морфологических и физиологических изменений. В исследовании систематизированы и проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых, отражающие факт увеличения общей заболеваемости среди молодого поколения. В практической части исследования был проведен педагогический эксперимент, который позволил не только глубоко изучить состояние здоровья студенток, имеющих отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы, но и судить о различных функциональных сдвигах на протяжении всего исследования. В результате анализа динамики показателей функционального состояния студенток с разными патологиями сердца при выполнении регулярной физической нагрузки установлено снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического и диастолического артериального давления, пульсового давления, что говорит о благоприятной динамике формирования адаптации организма к выполняемой физической нагрузке. На основании этого можно сделать вывод, что снижение двигательной активности в специальной медицинской группе может пагубно отразиться на здоровье студентов, в то время как формирование правильного здоровьесберегающего поведения в вузе, несомненно, поможет им в дальнейшей жизни. Теоретическая значимость: уточнены, дополнены и систематизированы научные представления об общих закономерностях изменения морфофункциональных характеристик и их развитии на разных этапах практико-ориентированного обучения студентов вузов с проблемами сердечно-сосудистой системы. Практическая значимость исследования заключается в возможности успешного применения на практике полученных результатов исследования для работы со студентами в специальной медицинской группе.
Пилюгина С. А., Сергеева М. Г. Система развития профессиональной субъектности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 154–166. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251044.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Профессиональный стандарт «Педагог» описывает ряд новых трудовых функций, трудовых действий, осуществляемых в деятельности учителя. Современные учителя не всегда являются обладателями всех требуемых новых функций, действий, поэтому их компенсационное формирование сегодня организуется в образовательных организациях дополнительного профессионального образования. Целью статьи стало предъявление структуры системы развития профессиональной субъектности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования. Основными подходами в нашем исследовании стали изучение литературных источников по выбранной тематике и определение характеристик компонентов системы развития профессиональной субъектности учителя. Результатом статьи являются основные структурные элементы системы развития профессиональной субъектности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования: 1 – координационный компонент предполагает организацию перспективного планирования; 2 – исследовательский компонент направлен на проведение исследований профессиональных потребностей учителей, недостающих компетенций, особенностей профессиональной субъектности учителей; 3 – опытный компонент нацелен на проведение обучения учителей в рамках курсов повышения квалификации, на организацию разработки слушателем собственного индивидуального образовательного вектора; 4 – экспертный компонент предполагает аналитическое рассмотрение педагогом образовательной организации дополнительного профессионального образования и учителем уровней профессиональной субъектности учителя, сопоставление их характеристик на первом и последнем этапах обучения. Теоретическая значимость статьи заключается в рассмотрении значимых исследований отечественных, американских, канадских ученых по проблемам дополнительного профессионального образования, вопросам профессиональной субъектности и ее развития. Практическая значимость состоит в выявлении ведущих характеристик системы развития профессиональной субъектности учителя в учреждении дополнительного профессионального образования.
Крохина Е. А., Утёмов В. В. Технология обучения будущих учителей по формированию опыта познания у школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 167–186. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251045.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях стремительно меняющегося мира, характеризующегося высокой степенью изменений, динамично развивающимися технологиями и возрастающей информационной перегрузкой, на первый план выходит задача подготовки школьников, способных к самостоятельному, критическому и творческому мышлению. Традиционные подходы к обучению, ориентированные на репродуктивное усвоение знаний, оказываются недостаточными для формирования компетенций, необходимых для успешной адаптации и реализации в будущем. В связи с этим возрастает потребность в развитии личностного потенциала каждого обучающегося, формировании у него устойчивой мотивации к познанию. Опыт познания, включающий в себя навыки наблюдения, анализа, синтеза, выдвижения гипотез, экспериментирования и интерпретации результатов, позволяет обучающимся не только усваивать знания, но и активно участвовать в процессе их создания. Именно опыт познания обеспечивает возможность критической оценки информации, самостоятельного поиска решений и адаптации к изменяющимся условиям. В рамках подходов нашего исследования процесс познания рассматривается как отражение действительности в мышлении, творческая деятельность, направленная на создание знаний о мире. Ключевым элементом формирования опыта познания является использование задач третьего типа – задач, которые ученик пока не способен выполнить самостоятельно, но которые стимулируют его познавательную активность. Предлагаемая технология основывается на систематическом применении методов научного познания (эмпирических, теоретических и универсальных) при решении задач именно третьего типа. Методология исследования включает анализ и синтез литературных источников, моделирование и проектирование структуры технологии обучения. В результате теоретического исследования проанализированы работы отечественных и зарубежных исследователей в области формирования познавательного опыта у школьников. Предложена теоретическая разработка технологии обучения будущих учителей, направленная на формирование опыта познания у школьников посредством использования задач третьего типа и методов научного познания. Статья представляет теоретический интерес для методистов и педагогов, занимающихся вопросами формирования познавательного опыта. Полученные результаты могут стать основой для актуализации частных предметных методик и разработки практических материалов по формированию опыта познания у школьников.
Капустин И. В., Рябова М. Э. Модель обучения студентов технического профиля деловой письменной речи на английском языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 187–203. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251046.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена возрастающей потребностью в специалистах технического профиля, обладающих развитыми навыками деловой письменной речи на английском языке в условиях глобализации и интернационализации бизнеса и науки. Несмотря на высокий уровень профессиональных знаний, многие студенты технических специальностей испытывают трудности при составлении деловой корреспонденции и профессиональных документов на английском языке, что препятствует их эффективной коммуникации и успешной интеграции в международное профессиональное сообщество. Целью данной статьи является обоснование модели обучения студентов технического профиля деловой письменной речи на английском языке, направленной на формирование у них необходимых компетенций для успешной профессиональной и академической деятельности в международном контексте. Модель призвана восполнить пробелы в языковой подготовке, фокусируясь на специфике делового общения и требованиях к профессиональным текстам. В качестве методологической основы исследования использован комплексный подход, включающий анализ существующих методик обучения деловому английскому, учет специфики обучения студентов технических специальностей, а также принципы компетентностного и коммуникативного подходов. Модель опирается на интеграцию аутентичных материалов, интерактивных заданий, проектной деятельности и системы обратной связи, направленных на развитие практических навыков написания деловых писем, отчетов, предложений и других типов профессиональных текстов. Акцент сделан на формировании навыков структурирования информации, использования делового стиля, соблюдения грамматических и стилистических норм, а также учета культурных особенностей деловой коммуникации. Результаты исследования демонстрируют эффективность предложенной модели обучения в повышении уровня владения деловой письменной речью на английском языке у студентов технического профиля. Практическое применение модели показало значительное улучшение качества профессиональных текстов, повышение уверенности студентов в своих языковых навыках и их готовности к международному профессиональному взаимодействию. Полученные данные подтверждают необходимость целенаправленной и систематической работы по развитию навыков деловой письменной речи на английском языке у студентов технических специальностей. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о методике обучения деловому английскому в техническом вузе, а также в обосновании принципов и подходов к формированию соответствующих компетенций. Практическая значимость состоит в возможности использования разработанной модели обучения в образовательном процессе технических вузов для повышения качества языковой подготовки выпускников и их конкурентоспособности на международном рынке труда. Модель может быть адаптирована для различных технических специальностей с учетом их специфических потребностей и требований к деловой коммуникации.
Тестов В. А. Формирование структур математического мышления при обучении математике в цифровую эру // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 204–217. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251047.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время в обучении математике в школе на первый план выдвигается задача интеллектуального развития обучающихся, все большую актуальность приобретает развитие у них математического мышления. Целью статьи является анализ тех элементов в процессуально-познавательной стороне содержания обучения математике, которые выступают как мыслительные средства, методы математического познания. Методологической основой исследования являются системный, метапредметный и деятельностный подходы. В результате обучения математике в уме человека формируются структуры, соответствующие выделенным элементам содержания обучения математике, которые в статье называются математическими схемами мышления. К ним относятся логические, алгоритмические, комбинаторные и образно-геометрические когнитивные структуры. В статье дается их характеристика, описывается практический опыт их формирования у школьников. Все эти структуры обладают универсальностью, т. е. они используются независимо от конкретного математического материала, и имеют большое значение не только для обучения, но и для математического творчества. Все рассмотренные схемы математического мышления обладают одной общей характеристикой: их формирование можно осуществить лишь в течение длительного времени, используя сензитивные возможности их развития в каждом возрастном периоде. Проводится теоретический анализ соотношения процессов дифференциации и интеграции таких структур. Показано, что количественно в формировании таких структур должен преобладать процесс интеграции, постепенное, небольшими шагами накопление математических знаний. Однако качественные скачки, прорывы в рождении знаний могут происходить путем дифференциации, с помощью дедуктивного метода. Практическую значимость имеют приведенные в статье рекомендации учителям по формированию различных видов математических схем мышления у школьников разных ступеней обучения. Наибольшее внимание уделено образно-геометрическим схемам мышления и их роли в обучении математике. Отмечено, что большим подспорьем учителю при формировании таких схем мышления в условиях цифрового общества является использование в обучении систем компьютерной математики, которые также помогают при проведении компьютерных экспериментов и в исследовательском обучении.
Авилова М. С., Пронина Е. В. Использование мысленных диаграмм при обучении переводу текстов экономического характера в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 218–230. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251048.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья рассматривает возможные преимущества, которые может принести использование мысленных диаграмм в процессе обучения экономическому переводу студентов-экономистов. Актуальность работы выражается в том, что на данный момент методисты и эксперты в области образования находятся в процессе активного поиска способов формирования и углубления широкого ряда компетенций у обучающихся, отвечающих требованиям сегодняшних работодателей на рынке труда. Цель нашего исследования – продемонстрировать, как применение этого инструмента может в значительной степени улучшить результаты перевода материалов институционального дискурса экономики. Посредством метода наблюдения и метода эксперимента нами были определены количественные и качественные преимущества включения составления мысленной диаграммы в процесс подготовки к осуществлению перевода предложенных экономических текстов. Было выявлено, что экспериментальная группа, принявшая участие в нашем эксперименте, допустила в среднем практически вдвое меньше ошибок различного типа при переводе, который был предварен созданием мысленной диаграммы, в то время как контрольная группа продемонстрировала менее четкое понимание материала и больший объем неточностей перевода. В результате нами были сделаны выводы об эффективности использования мысленных диаграмм на занятиях экономическим переводом, выражающейся в большей степени легкости структурирования материала, его запоминания и выявления взаимосвязей между идеями и концепциями, содержащимися в переводимых текстах. Научная новизна исследования отражена в идее использования мысленных диаграмм в отношении перевода экономических текстов: процесс предваряющей перевод подготовки традиционно не включает составление мысленной диаграммы как таковой. Теоретическая значимость работы заключается в идее объединения концепции мысленной диаграммы и возможности большей степени эффективности осуществления переводческой деятельности наряду с развитием когнитивных навыков «высшего порядка», при этом практическая значимость может найти применение при составлении учебных программ и планов обучения иностранному языку и переводу в высших учебных заведениях.
Иванова Л. А., Данилова А. М., Суркова Д. Р. Влияние двигательной нагрузки на студентов специальной медицинской группы, осваивающих дисциплину «Адаптивная физическая культура» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 231–244. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251049.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Известно, что регулярная физическая нагрузка благотворно влияет на функциональное развитие всех органов и систем организма человека и положительно воздействует на многие процессы реабилитации после перенесенных заболеваний и лечение болезней. С каждым годом возрастает количество студентов, страдающих диабетом, поэтому проблема изучения влияния физических упражнений на течение заболевания остается актуальной и сегодня. Благодаря специально разработанным методикам, в которых регулярно поддерживаемая физическая активность является очень результативным методом по снижению сахара в крови, можно корректировать процесс протекания сахарного диабета. Цель исследования – выявить влияние двигательной нагрузки на студентов специальной медицинской группы, осваивающих дисциплину «Адаптивная физическая культура», имеющих такое заболевание, как сахарный диабет. В исследовании применялись методы анализа и обобщения научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, опросник: краткая форма здоровья SF-36, фотометрический показатель, методы математической статистики. Данная методика была апробирована на студентах, болеющих сахарным диабетом, из трех вузов Самарской области. Выявленное в ходе исследования достоверное снижение уровня сахара в крови у студентов экспериментальной группы подтверждает положительное влияние регулярной физической нагрузки на протекание сахарного диабета. Эксперимент показал, что 58% студентов, регулярно занимающихся физическими упражнениями, наблюдали положительный эффект от физической нагрузки, с большим удовольствием ходили на дополнительные занятия по оздоровительной аэробике. Хронические обострения заболевания и ОРЗ у данной группы наблюдались значительно реже. Авторы делают вывод, что разработанная методика занятий для студентов с сахарным диабетом может применяться в высших учебных заведениях в качестве обучения регулированию уровня сахара в крови, повышения эмоционального фона, а следовательно, и повышения качества жизни студентов. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации научного материала по данной теме, определении основных направлений работы педагогов со студентами, имеющими такое заболевание, как сахарный диабет. Практическая значимость определяется в разработке новых методик преподавания АФК в вузах, направленных на индивидуальный прогностический подход в современном образовании.
Иванова А. В., Нестерева Н. А. Педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников средствами педагогического потенциала этнокультурных традиций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 245–258. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251050.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Формирование исследовательских умений младших школьников – задача, требующая комплексного подхода, включающая создание благоприятных педагогических условий. Важным аспектом в создании педагогических условий является использование средств педагогического потенциала этнокультурных традиций, которое обогащает образовательный процесс, делая его более разнообразным и увлекательным для детей. Целью данного исследования стало изучение педагогических условий формирования исследовательских умений младших школьников средствами педагогического потенциала этнокультурных традиций, которые представляют собой богатый источник знаний, навыков и ценностей. В ходе исследования решались следующие задачи: выявить и описать педагогические условия, способствующие эффективному развитию исследовательских умений у младших школьников; определить средства педагогического потенциала этнокультурных традиций для формирования исследовательских умений; провести экспериментальное исследование для оценки эффективности применения этнокультурных традиций в образовательном процессе. Выявленные на основе анализа психолого-педагогической литературы педагогические условия, способствующие формированию исследовательских умений младших школьников, стали основой для организации и проведения опытно-экспериментальной работы. В качестве методов исследования взяты тест М. В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы младших школьников к исследовательской деятельности» и методика оценки практической готовности к исследовательской деятельности младших школьников, разработанная Н. Н. Сандаловой, которая представляет собой комплексный подход, направленный на определение уровня развития исследовательских умений обучающихся младших классов. В ходе эксперимента были разработаны и апробированы инновационные методики, основанные на интеграции этнокультурных традиций в образовательный процесс. Результаты исследования показали, что средства педагогического потенциала этнокультурных традиций способствуют повышению мотивации к исследовательской деятельности, развитию творческого потенциала и формированию исследовательских умений у младших школьников. Теоретическая значимость исследования состоит в определении педагогических условий в контексте этнокультурных традиций. Практическая значимость: предложенные методики интеграции этнокультурных традиций могут быть внедрены в образовательный процесс для повышения эффективности образовательного процесса.
Боденова О. В. Общественное дошкольное воспитание в РСФСР в годы Великой Отечественной войны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 259–274. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251051.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье представлены результаты изучения развития общественного дошкольного воспитания в РСФСР в годы Великой Отечественной войны. В науке представлены различные стороны развития общественного дошкольного воспитания в 1941–1945-х гг.: социальная защита детей, организация работы дошкольных учреждений, развитие теории и практики дошкольного воспитания, подготовка кадров воспитателей и др. В зарубежных работах больше внимания уделяется медицинским, социальным и психологическим проблемам детей, пострадавших от военных конфликтов. Актуальность исследования подтверждается тем, что в современных исследованиях недостаточно представлены вопросы теории и практики дошкольного воспитания в РСФСР, освещавшиеся на страницах журнала «Дошкольное воспитание» в период войны. За 1941–1945 гг. в журнале было опубликовано более ста статей по различным проблемам дошкольного воспитания. Однако до настоящего момента они не стали предметом специального обсуждения. Между тем опыт военного времени может быть востребован в современных условиях. Целью исследования стало обобщение опыта воспитания детей дошкольного возраста в годы Великой Отечественной войны, представленного на страницах журнала «Дошкольное воспитание» за 1941–1945 гг. Материалом для исследования выступили статьи журнала «Дошкольное воспитание» (1941–1945). Методологической основой исследования явились принципы историзма и научной объективности. Для всестороннего анализа изучаемой проблемы использовались теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) и историко-педагогические (актуализация проблемы, изучение историко-педагогических источников). Автором выделены и описаны факторы развития общественного дошкольного воспитания в годы войны, типы дошкольных учреждений, особенности воспитательной работы детских садов, содержание работы с родителями, вклад воспитателей в дело Великой победы, определена нормативно-правовая база работы дошкольных учреждений. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты углубляют и расширяют научные знания по проблемам развития общественного дошкольного воспитания в РСФСР в годы Великой Отечественной войны. Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты могут использоваться в историко-педагогических исследованиях соответствующей тематики, в содержании учебных дисциплин по истории дошкольной педагогики, проектировании задач, направлений развития общественного дошкольного воспитания в современных условиях.
Некрасова И. И. Развитие одарённости обучающихся технической и художественной направленности в технологическом образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 275–301. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251052.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема одарённости интересует человечество ещё с античных времён. За столь долгий срок было предпринято множество попыток объяснения данного феномена. На данный момент существует как минимум десяток концепций и ещё больше определений понятия «одарённость». Однако современная психология и педагогика не пришли к единому мнению в вопросах дефиниции, диагностики, сопровождения и развития одарённости. Развитие одарённости – тренд современного технологического образования. Вопрос национальной безопасности страны, переход к высшему этапу развития постиндустриальной экономики – «экономике знаний», запрос на «успешного» человека – все это обусловливает актуальность исследуемой проблемы. Образовательные учреждения нуждаются в едином комплексном подходе развития одарённости обучающихся технической и художественной направленности в технологическом образовании, который отвечал бы потребностям каждой конкретной школы. Ориентируясь на государственную значимость проблемы одарённости обучаемого, потребность в реализации всесторонней работы со способными обучающимися и недостаточность методической разработанности, мы обозначили цель данной статьи – разработать комплексный подход к сопровождению и развитию одарённости обучающихся технической и художественной направленности в технологическом образовании. Выявление и развитие одарённости – сложный, многоаспектный и длительный процесс, требующий комплексного подхода к организации специальных психолого-педагогических условий. Работа со способностями обучаемого предполагает психологическое сопровождение, учитывающее его индивидуальные особенности. Данное исследование проходило на базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» и МКОУ «Ушьинская СОШ» Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2021–2024 годах и было посвящено разработке комплексного подхода к сопровождению и развитию одарённости обучающихся технической и художественной направленности в технологическом образовании в образовательном учреждении, имеет теоретическую и практическую значимость. Теоретические выводы, сделанные в результате работы, предполагают смещение акцентов в существующем учебном плане в пользу внеурочной деятельности и дополнительных образовательных программ. Они также открывают новые возможности для применения этих программ в будущем. Практические материалы, разработанные в ходе исследования, будут полезны для педагогов школ и организаций дополнительного образования, ведущих работу по развитию способностей обучающихся технической и художественной направленности в технологическом образовании как в качестве методического сопровождения, так и в качестве обучающих материалов для повышения квалификации.
Моторная С. Е., Кондрашихина О. А. Подготовка специалистов с высшим образованием: влияние родительских предписаний на социальные аксиомы в условиях социальной трансформации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 302–324. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251053.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуализируется проблема усвоения социальных аксиом в рамках влияния родительских предписаний на динамику их проявления в условиях социальной трансформации. Цель исследования – изучение и обоснование особенностей социальных аксиом «Информационного» и «Нового» поколений и их связи с различными родительскими предписаниями в образовательном пространстве семьи для совершенствования процесса социализации, обусловленного воздействием социальных институтов семьи и школы, социума и достижением на современном этапе развития эффективности и качества образования. Представлен обзор исследований феномена социальных аксиом, установивший, что отечественные и зарубежные ученые в своих трудах охарактеризовали сущность, проанализировали модель социальных аксиом и связь пяти аспектов социальных аксиом: социального цинизма, веры в награду за усилия, веры в возможность контроля судьбы, социальную сложность, духовности/религиозности с такими феноменами, как самооценка, доверие, надежда, локус контроля, преодоление трудностей, благополучие, адаптация. Вопросы, связанные с влиянием родительских предписаний на социальные аксиомы и динамикой от «Информационного» к «Новому» поколению, отечественными и зарубежными учеными не рассматривались. В исследовании используются системный и поколенчатый подходы для анализа взаимосвязи социальных аксиом и родительских предписаний, теоретический анализ литературных источников по проблеме социальных аксиом, динамике поколений, родительским предписаниям, метод математической статистики (корреляционный анализ). Диагностика осуществлялась по опроснику «Шкала предписаний П. Дрего»; опроснику социальных аксиом М. Бонда и К. Леунга (в адаптации А. Н. Татарко и Н. М. Лебедевой). Результаты эмпирического исследования показали наличие многочисленных связей между социальными аксиомами и родительскими предписаниями у представительниц «Информационного» и «Нового» поколений; социальная аксиома «Награда за усилия» явилась доминирующей; преобладают значимые корреляционные связи между духовностью/религиозностью и родительскими предписаниями у представителей обоих поколений при полярном характере вектора корреляции. Полученные результаты могут быть применены для теоретического обоснования и прогнозирования в условиях социальной трансформации увеличения влияния на усвоение социальных аксиом предписаний социальных институтов, а также формирования в образовании адаптационной способности к «скоростному» изменению действительности у детей «Сверхнового» поколения.
Подкладова В. Е. Анализ эффективности интерактивных интернет-технологий при формировании у студентов умения использовать английский язык в сфере туризма в профессиональном общении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 325–342. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251054.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современном глобализированном мире, где туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, владение английским языком становится критически важным профессиональным навыком для специалистов туристической сферы. Эффективное профессиональное общение на английском языке позволяет расширить возможности для международного сотрудничества, привлечь иностранных туристов и повысить качество обслуживания. Однако традиционные методы обучения языку часто оказываются недостаточно эффективными в подготовке студентов к реальным ситуациям профессионального взаимодействия. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование и внедрение интерактивных интернет-технологий в образовательный процесс, способных моделировать аутентичные ситуации профессионального общения и стимулировать активное использование английского языка. Целью данной статьи является анализ эффективности применения интерактивных интернет-технологий при формировании у студентов умения использовать английский язык в сфере туризма в профессиональном общении. В рамках исследования будут рассмотрены различные подходы к использованию интерактивных платформ, онлайн-симуляторов, виртуальных туров и социальных сетей для развития коммуникативных навыков студентов, анализа речевых стратегий и расширения словарного запаса в контексте профессиональной деятельности в сфере туризма. Ожидаемые результаты включают в себя выявление наиболее эффективных интерактивных методов и инструментов, разработку рекомендаций по их внедрению в учебный процесс, а также оценку влияния использования интерактивных технологий на мотивацию студентов к изучению английского языка и их готовность к профессиональной деятельности. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении знаний о возможностях применения интерактивных интернет-технологий в языковом образовании, а также в разработке теоретических основ для создания эффективных методик обучения английскому языку для специалистов в сфере туризма. Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных рекомендаций и методических материалов преподавателями английского языка в высших учебных заведениях, а также специалистами в области разработки онлайн-курсов и интерактивных учебных пособий для подготовки компетентных и востребованных специалистов для туристической индустрии.
Психология
Юдина О. Ю., Сафронова Е. А., Белова А. А. Психологические проблемы подростков Республики Карелия: результаты эмпирического исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 343–351. – URL: http://e-koncept.ru/2025/252005.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена исследованию психологических проблем подростков Республики Карелия. Актуальность обусловлена тем, что Карелия является регионом-лидером по распространенности психических расстройств. Цель статьи – показать результаты эмпирического исследования психологических проблем 546 подростков Республики Карелия. На основе полученных данных были выявлены преобладающие проблемы данной возрастной группы (самооценка, поиск будущей профессии и самоопределение, а также сложности в общении со сверстниками и учебной деятельности).
Рябчиков В. В. Влияние удовлетворённости жизнью на восприятие внешних факторов, воздействующих на учебно-тренировочную и соревновательную деятельность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 3 (март). – С. 352–361. – URL: http://e-koncept.ru/2025/252006.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения различных аспектов удовлетворенности жизнью спортсменов для совершенствования психолого-педагогического сопровождения их подготовки. Цель работы – проанализировать влияние удовлетворенности жизнью российских спортсменов юношеского возраста на восприятие ими внешних факторов, воздействующих на учебно-тренировочную и соревновательную деятельность. Выявлено, что наиболее существенное влияние показатели удовлетворенности жизнью оказывают на восприятие респондентами групп «Социально-экономические и информационные факторы» и «Политические и организационно-административные факторы».