№ 06 (июнь)

Утёмов В. В., Шадрин А. В. Формирование проектной команды в образовательных системах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 1–9. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191039.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Развитие образовательных систем всегда являлось одним из направлений стратегии Российской Федерации. Образовательная система может быть определена через образовательную среду и человеческий ресурс. С одной стороны, контингент педагогов, обучающихся и другой персонал (человеческий ресурс) является основным фактором эффективности образовательной системы. При этом даже можно статистически предсказать, насколько увеличится эффективность образования при повышении качества человеческих ресурсов. С другой стороны, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 определены национальные цели и стратегические задачи прорывного научно-технического и социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. Достижение результатов требует эффективного взаимодействия всех человеческих ресурсов посредством реализации национальных проектов и программ. В таком ракурсе рассмотрение технологий формирования проектных команд в образовательных системах приобретает особую актуальность. Соответственно, целью статьи является описание технологии формирования проектных команд в образовательных системах. Ведущим подходом при этом выступает системно-деятельностный подход. Подход обеспечивает организацию целостного процесса управления образовательными системами, в котором все виды деятельности человеческих ресурсов (учебная, учебно-профессиональная, научно-исследовательская, внеучебная, социокультурная и другие) скоординированы на достижение поставленных результатов. По итогам проведенного исследования авторами статьи выделяется технология формирования проектных команд в образовательных системах, включающая шаги организационного управления, входы и выходы процессов управления, методы и инструменты работы с проектной командой. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений об управлении человеческими ресурсами в образовательных системах. Практическое использование результатов исследования позволяет выстроить эффективную работу по формированию проектных команд в образовательных системах.
Подаева Н. Г., Подаев М. В., Агафонов П. А. Формирование понятий в процессе обучения геометрии школьников в электронной образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 10–25. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191040.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В контексте постнеклассической общенаучной парадигмы современный мир представляется нелинейным, динамическим и непредсказуемым. Выпускнику школы точку опоры следует искать в самом себе и самому вносить хоть какую-то определенность в глобальную неопределенность мира. В связи с этим учитель математики должен развивать те умения обучающегося, которые вносят значительный вклад в формирование понятийного мышления. Проведенный анализ позволил выявить закономерность: овладение школьником обобщенным способом выполнения геометрических построений и доказательств в ситуации учения/обучения положительно влияет на освоение им геометрических понятий. Процесс овладения школьником обобщенным способом выполнения геометрических построений и доказательств значительно облегчается в результате использования ресурса динамической системы GeoGebra, который можно идентифицировать с электронной образовательной средой (ЭОС). Цель исследования – разработка теоретических основ методического сопровождения процесса освоения геометрических понятий учащимися 8–9-х классов основной школы в условиях электронной образовательной среды. Дидактическим условием эффективности формирования геометрических понятий выступала специальным образом организованная учебная деятельность с использованием динамической системы GeoGebra и специальная система заданий в рамках кружка «Конструктивная геометрия на евклидовой плоскости» для учащихся 8–9-х классов. Результаты анализа статистических данных подтвердили гипотезу о значимом влиянии уровня математической подготовки (уровень значимости 0,003), уровня влияния ЭОС в сочетании с апробируемой методикой (уровень значимости 0,001), продолжительности обучения с использованием апробируемой методики (уровень значимости 0,01). Методическое сопровождение процесса освоения геометрических понятий посредством ресурса ЭОС оказывает более интенсивное положительное воздействие на динамику освоения понятий школьниками, чем без данного сопровождения. При этом от продолжительности обучения с использованием апробируемой методики зависит успешность эксперимента.
Щукина И. В. Смешанное обучение методике преподавания английского языка для оптимизации самостоятельной работы студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 26–34. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191041.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена рассмотрению возможностей использования формата смешанного обучения в курсе методики преподавания английского языка для будущих педагогов. Актуальность темы исследования подчеркивается активной информатизацией современного образования в целом и профессионального образования педагогов в частности, развитию информационно-коммуникационной компетентности которых уделяется большое внимание в последнее время. Более того, сочетание традиционной системы лекционно-семинарских занятий с обучением онлайн позволяет рациональнее использовать время на самостоятельную работу студентов по курсу благодаря учету индивидуального темпа работы с заданиями, удобному режиму их выполнения, оперативной обратной связи и приобщению к международному опыту профессиональной педагогической деятельности. Целью исследования является выбор и описание результатов применения конкретных видов деятельности для практической реализации смешанного обучения со студентами в курсе методики преподавания английского языка в педагогическом вузе. Опытное обучение проводилось с будущими учителями английского языка, проходившими курс методики в течение семестра в университете. На основании обобщения педагогического опыта, наблюдения, опросов, тестов с анализом статистических данных были выявлены следующие актуальные виды самостоятельной работы студентов онлайн: прохождение отдельных модулей международного дистанционного курса по методике, участие в вебинарах, создание онлайн-тестов для учащихся, работа в созданном электронном учебном курсе в Moodle. В обосновании целесообразности сочетания данных видов организации самостоятельной работы студентов в дистанционном режиме с аудиторными занятиями на примере курса методики преподавания английского языка заключается теоретическая значимость статьи. Практическая значимость исследования состоит в том, что подобные виды самостоятельной дистанционной работы студентов для реализации формата смешанного обучения могут быть востребованы в других образовательных контекстах в сфере профессионального образования.
Прибылых С. Р., Лотова Н. К. Якутские топонимы: лингвистические характеристики и педагогические возможности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 35–43. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191042.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейших изысканий по топонимике Якутии, связанными с ними вопросами происхождения и смыслового значения географических названий. Целью исследования является освещение лингвистических аспектов проблемы происхождения отдельных якутских топонимов. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: рассмотреть языковые пласты, явившиеся основой возникновения топонимов в Якутии; охарактеризовать происхождение отдельных якутских микротопонимов, ойконимов; представить пути методической работы учителя русского языка для реализации исследовательской деятельности по изучению топонимов родного края. В статье даны сведения о происхождении отдельных топонимов республики. Описываются объективные и субъективные причины их возникновения. Авторы статьи отмечают, что успешному занятию региональной топонимикой Якутии будет способствовать знание таких языковых групп, как самодийский, юкагирский, тунгусо-маньчжурский, тюркский, монгольский, русский; знание современных живых языков и истории их развития. В статье в виде иллюстраций к происхождению того или иного топонима приводятся не только исследования в области языкознания, истории, но и народные сказания, литературно обработанные тексты. Материалы исследования могут представлять интерес для учителей русского языка, преподавателей вузов, краеведов, историков. Как считают авторы, это связано с тем, что топонимика – наука, которая позволяет узнать и историю края, и ее географические особенности, и этнографию, и фольклор, и народные традиции, и обычаи. Поэтому некоторые вопросы топонимики целесообразно включать и в образовательную среду, тем самым не только расширяя знания детей по языку, истории, географии и прочим предметам, но и прививая любовь к своей малой родине, прививая интерес к научным исследованиям.
Морев А. В. Формирование компонентов технической культуры на занятиях робототехники в дополнительном образовании детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 44–55. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191043.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», регулируя общественные отношения в сфере образования, устанавливает принципы и направления дополнительного образования школьников. Дополнительное образование должно обеспечить адаптацию детей к жизни в современном обществе, предопределить их профориентацию. Рывок науки, наблюдаемый в XXI веке, требует от социума принципиально новых навыков, умений прогрессивно осваивать появляющиеся технологии, понимать их принцип работы. Современное поколение школьников должно быть готово к жизнедеятельности в обществе с потребностями к техническому прогрессированию, обладать необходимым уровнем технической культуры. Ключевыми составляющими технической культуры являются техническая грамотность и технические компетенции. Достижение высокого уровня технической культуры школьников требует целостного подхода к процессу ее формирования. Предусмотренные образовательной программой школы модели воспитания ключевых компетенций обучающихся недостаточным образом формируют техническую культуру школьников. В повседневной жизни обучающиеся окружены самыми разнообразными техническими приспособлениями и устройствами, но не все понимают, как ими пользоваться, и не знают принцип их работы. Появившаяся в образовательном пространстве дисциплина робототехника позволяет обучающимся узнать о принципах работы таких устройств, а в некоторых случаях и создавать эти устройства самостоятельно, что формирует технические компетенции школьников и способствует развитию их технической грамотности. Возможность формирования технической культуры школьников с помощью образовательной робототехники и необходимость проработки образовательных методик в этой области определяет актуальность исследования. В статье описаны критерии оценки показателей и уровни сформированности технической культуры, формируемые межпредметные знания обучающихся в рамках работы дополнительных образовательных программ по робототехнике, приводятся результаты внедрения и апробации обучающей методики. Содержание статьи поможет дополнить существующие методики преподавания робототехники, способствует стимулированию педагогов к проектной работе с учащимися и выступает учебным материалом при разработке дополнительных устройств к робототехническим наборам.
Ходырева Е. А. Особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 56–65. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191044.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения качества профессионального образования, в том числе и качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования как инновационных форм осуществления образовательного процесса. Анализ публикаций и опыта оценки качества реализации сетевых образовательных программ показывает, что данный вопрос рассматривается как российскими, так и зарубежными исследователями достаточно системно: представлены характеристики и особенности оценки, предложены критерии и показатели, обоснованы методы и соответствующий диагностический инструментарий. Однако в связи с необходимостью разработки и реализации вузами основных профессиональных образовательных программ на основе актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в совершенствовании нуждаются методология и процедуры оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования. Цель статьи – выявить особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Для решения задач исследования использованы методы анализа нормативных правовых документов, педагогическое моделирование и проектирование; изучение и обобщение педагогического опыта разработки вузами локальных актов, регламентирующих реализацию сетевых образовательных программ; изучение заключений по итогам аккредитационных экспертиз образовательных программ, содержащих информацию о результатах оценки качества реализации сетевых образовательных программ. Установлено, что особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования обусловлены как спецификой сетевой формы, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, так и выбранной образовательной организацией моделью реализации сетевых образовательных программ. Результаты исследования могут использоваться при разработке вузами локальных актов, регламентирующих реализацию сетевых образовательных программ; при определении образовательными организациями направлений совершенствования взаимодействия с образовательными и иными организациями, ресурсы которых могут быть использованы для повышения качества профессионального образования.
Баймухаметова К. И. Концепция формирования лингвокультуры в процессе самообразования студентов при обучении иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 66–77. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191045.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность темы исследования в статье обусловлена происходящими преобразованиями в России на политическом, экономическом и социокультурном уровнях, которые вызвали необходимость преобразований в системе высшего образования. Возникло объективное противоречие между растущей потребностью современного человека в способности к продуктивной лингвокультурной деятельности в условиях быстрого обновления информации и неразработанностью теоретических и методических основ формирования лингвокультуры в процессе самообразования студентов при обучении иностранному языку. Цель исследования – разработка концепции формирования лингвокультуры в процессе самообразования студентов при обучении иностранному языку и её реализация в университете. Статья подготовлена на основе использования следующих методов: теоретический обзор и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение и обобщение опыта российских университетов. По итогам исследования было установлено, что применение разработанной в исследовании концепции способствует решению важнейшей научно-методической проблемы эффективной подготовки к лингвокультурной деятельности и непрерывному самообразованию студентов при обучении иностранному языку в российских университетах. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке целостной концепции, которая раскрывает сущность, цели и задачи, содержательные характеристики модели формирования лингвокультуры в процессе самообразования студентов при обучении иностранному языку. Практическая значимость исследования заключается в разработке методики формирования лингвокультуры в процессе самообразования студентов при обучении иностранному языку в университете. В результате сделан вывод о том, что использование полученных в исследовании данных позволит в дальнейшем адаптировать методику формирования лингвокультуры в процессе самообразования студентов при обучении иностранному языку в других типах образовательных учреждений: среднего и дополнительного профессионального образования.
Майер Р. В. Имитационная модель деятельности школьника, читающего текст // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 78–90. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191046.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Обучение и развитие школьников тесно связано с чтением, поэтому повышение эффективности чтения текста – одна из проблем, интенсивно исследуемая различными учеными в области дидактики, психологии и лингвистики. Чтение предполагает извлечение информации из текста, что требует декодирования фонетических связей между буквами и звуками, а также понимания смысла. Результат чтения зависит от параметров чтеца и читаемого им текста. Цели работы: 1) используя информационно-кибернетический подход, создать имитационную модель деятельности чтеца (ученика), учитывающую психологические закономерности восприятия, запоминания и забывания информации, которая позволила бы исследовать основные закономерности чтения текстов; 2) исследовать поведение этой модели при различных параметрах чтеца и текста, объяснить получающиеся результаты. Применяется системно-кибернетический подход, а также методы качественного, математического и компьютерного моделирования. В предлагаемой имитационной модели память человека моделируется тремя массивами, в которых «запоминаются» слоги, слова и предложения. Элементами массивов являются числа из интервалов [0; 1], которые равны вероятностям правильного воспроизведения этих составляющих текста. Распознавание слогов моделируется как случайный процесс с вероятностью 0,05 – 1. Когда ученик правильно прочитал все слоги, он понимает читаемое слово, и соответствующему элементу массива присваивается 1. После прочтения предложения ученик пытается понять его смысл; результат зависит от степени понимания и запоминания слов, составляющих это предложение. Модель учитывает: 1) многоуровневую структуру памяти чтеца; 2) вероятностный характер прочтения слогов, понимания слов и предложений; 3) экспоненциальный закон забывания неосмысленной информации (слогов); 4) логистический закон забывания осмысленной информации (слов, предложений); 5) влияние обратных связей на повторное чтение слов и предложений в случае их непонимания; 6) уменьшение скорости забывания информации при повторном прочтении. В результате имитационного моделирования деятельности ученика, читающего текст, получены графики зависимостей уровня понимания всего текста и отдельных предложений от времени, а также показано, что время прочтения текста сильно зависит от характеристик «чтеца» и параметров текста. Рассмотрены ситуации, когда чтец (ученик) плохо читает слоги, медленно понимает и быстро забывает прочитанное. Используемая компьютерная программа написана в среде Free Pascal и состоит из вложенных циклов, соответствующих чтению слогов, слов и предложений. Новизна заключается в том, что создана имитационная модель чтеца, с помощью которой изучены зависимость количества знаний ученика от времени, зависимость времени работы ученика с текстом от скорости чтения, зависимость степени понимания различных предложений от их порядкового номера при различных параметрах текста.
Стебловская Л. С. Субъективный контроль как феномен профессионального развития учителя начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 91–101. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191047.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях реализации ФГОС общего образования учитель должен ощущать себя активным субъектом собственной деятельности, создавать в классе благоприятный климат, оказывать позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулировать у них стремление к успехам в учебной деятельности и оказывать развивающее влияние на их личность. В этих условиях проблема субъективного контроля учителя приобретает особую актуальность. Цель данного исследования – изучить уровень субъективного контроля учителей начальных классов общеобразовательного учреждения по пяти направлениям: принятие ответственности за свою жизнь, принятие себя, умение жить настоящим, осмысленность индивидуального бытия, принятие других. В статье проанализированы факторы развития учителя начальных классов на современном этапе развития педагогики в отечественной и зарубежной научной литературе. Ведущим методом экспериментальной работы по изучению уровня субъективного контроля учителя начальных классов выбран метод эпистолярного сочинения с дальнейшей обработкой посредством контент-анализа, для объективности исследования использовались также наблюдения за деятельностью и поведением учителей при посещении уроков, а также методика изучения уровня субъективного контроля. Результаты проведенных исследований показали, что учителя начальных классов МБОУ «Лицей № 10» могут ощущать себя активными субъектами своей деятельности и могут организовывать взаимоотношения с учащимися на принципах уважения, доверия, понимания, поддерживать в классе хороший психологический климат, влиять на самооценку учеников и самоанализ их действий, создавать «ситуацию успеха». Однако многие из них (28%) имеют невысокий уровень субъективного контроля. Данные результаты обусловили корректировку мероприятий по сопровождению профессионального развития педагогов. Статья представляет интерес для методистов, сопровождающих профессиональное развитие учителей, руководства общеобразовательных организаций.
Журкина М. Е. Особенности развития у младших школьников с нарушенным зрением социально-бытовых навыков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 102–107. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192019.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается проблема развития социально-бытовых навыков у слабовидящих детей младшего школьного возраста. Представлены результаты обследования детей с использованием четырёх диагностических заданий. Отмечено, что эти школьники недостаточно знакомы с правилами и способами решения типичных бытовых задач. Это осложняется зрительной депривацией, низкой способностью опираться на сохранные анализаторы, что приводит к снижению активности, самостоятельности, не позволяет достичь желаемого качества осуществляемой деятельности.
Логвинов И. Н., Логвинова М. И., Богачева Т. И. Концепция гендерного молодежного лидерства в учебных группах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 108–118. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192020.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассмотрены вопросы гендерного аспекта молодежного лидерства в учебных группах. Приведены основные положения концепции молодежного гендерного лидерства. Делается вывод о том, что гендерные особенности молодежных лидеров в учебных группах актуализируются в условиях совместной деятельности, в качестве условий актуализации молодежного лидерства выступают: возрастная принадлежность молодежных лидеров; опыт социального обучения в «социальных оазисах»; тип лидерства; набор личностных и ситуативных качеств, детерминированный гендерными особенностями лидеров; стиль лидерства; композиция лидерства. Авторами предложена типология гендерного молодежного лидерства, в основе которой лежат гендерные характеристики лидеров, их возрастные особенности, а также социальная ситуация функционирования лидерства.
Едиханова Ю. М. Глинотерапия в работе с симптомами эмоционального неблагополучия детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 119–124. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192021.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
. Статья посвящена рассмотрению возможностей глинотерапии в преодолении отрицательных эмоциональных состояний, а также в целом в психокоррекции эмоционального неблагополучия детей. Представлены основные механизмы глинотерапии, выделены существенные особенности и преимущества применения этого метода в работе с различными психоэмоциональными затруднениями, возможности его применения в комплексной психологической практике.
Новикова С. В. Психологическая подготовка – ведущий фактор готовности детей к школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 125–130. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192022.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность статьи обусловливается важными переменами, которые происходят в жизни ребенка в связи с изменением его социального статуса. Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от его физиологического, социального и психического развития. Это не разные виды готовности к школе, это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Психологическая готовность формируется в игре. Игра оказывает огромное влияние на развитие личностной стороны психики ребенка, изменяется мотивационно-потребностная сфера: в игре возникает и реализуется важный мотив – желание стать взрослым, стать школьником, выполнять правила поведения школьника, иметь его права и обязанности. Если ребёнок не освоил в достаточной степени различные виды игр, он не сможет хорошо и без напряжения учиться. В игре происходят важнейшие изменения психики ребенка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности – учению.
Маралова Т. П. Взаимосвязь стиля воспитания, отношения к родителям и нормативности поведения в старшем подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 131–140. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192023.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена выявлению взаимосвязи стиля воспитания родителей, отношения к родителям и нормативности поведения в старшем подростковом возрасте. Проверялась гипотеза об опосредованном влиянии стиля воспитания родителей на нормативное поведение подростков. В результате было установлено, что влияние стиля воспитания на нормативность поведения у подростков опосредовано характером их отношения к родителям. Высокий уровень нормативности поведения и ответственности подростки будут проявлять только в том случае, если воспринимают своих родителей как людей, не отстраненных от жизни детей, интересующихся их делами, без директивности предписаний и повышенного контроля.
Сергеева А. В., Чаплыгина О. В. Проблема психологических барьеров при изучении иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 141–146. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192024.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена рассмотрению видов психологических барьеров при изучении иностранного языка. Также предложены стратегии преодоления данных барьеров при изучении иностранных языков в вузах, которые могут быть полезны студентам. Авторы пытаются рассмотреть, каковы же основные причины возникновения психологических барьеров в ходе изучения иностранных языков.
Упоров И. В. Истоки и развитие российской правовой мысли об институте уголовного наказания (XVIII – начало XIX в.) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 147–154. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193038.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Раскрываются особенности начального периода в процессе формирования в России теоретических воззрений об институте уголовного наказания. Отмечается, что истоки русской правовой мысли по этому поводу следует относить к соответствующим рассуждениям Петра I в его толкованиях в текстах правовых актов. Со второй половины XVIII в. исследование данной проблематики постепенно активизируется, она находит отражение в «Наказе» Екатерины II, сочинениях С. Е. Десницкого, А. Н. Радищева и других мыслителей, которые имели более философский, нежели юридический, характер и носили отпечаток европейской культуры. С начала ХIХ в. появляются полноценные научные труды российских правоведов (И. Е. Нейман, О. Г. Горегляд, Л. А. Цветаев и др.), где был расширен предмет исследования различных аспектов уголовного наказания. В целом разработанные тогда идеи по-прежнему актуальны и составляют основу современных представлений об уголовном наказании в сфере правовых отношений.
Бурдакова М. А. Сравнительный анализ правового положения Императора Российской Империи по Основным законам 1906 г. и Президента Российской Федерации по Конституции Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 155–160. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193039.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается правовое положение императора Российской империи по Основным законам 1906 г. и президента Российской Федерации по Конституции Российской федерации в рамках анализа их полномочий и взаимодействия с тремя ветвями власти: исполнительной, законодательной, судебной.
Шафоростова К. И. Защита интеллектуальной собственности в сети Интернет на национальном и международно-правовом уровне // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 161–166. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193040.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматриваются проблемы усиливающейся трансграничности, а также использования сети Интернет в связи с правоотношениями в области интеллектуальной собственности. Автор акцентирует внимание на ключевых национальных и международно-правовых актах в данной сфере, а также указывает на практические сложности применения некоторых правовых и технических механизмов защиты интеллектуальных прав. Проводится анализ нескольких актуальных предложений по усилению защиты статуса правообладателей, а также выдвигается новое предложение в рамках международно-правовой защиты соответствующих субъективных прав.
Саликов Д. А. Перспектива развития правового института бездокументарных ценных бумаг в условиях становления цифровой экономики России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 167–174. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193041.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье исследованы закономерности развития правового регулирования правового положения и порядка оборота бездокументарных ценных бумаг. Автором предлагается обоснованный способ модернизации правового обеспечения оборота бездокументарных ценных бумаг посредством внедрения в систему e-government механизмов, обеспечивающих доступ граждан и юридических лиц к торгам на рынке ценных бумаг через личный кабинет на портале «Госуслуги».
Лапшина И. Е., Осочинский М. А. Правовое регулирование оборота криптовалют: современное состояние и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 175–180. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193042.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье анализируется ситуация распространения криптовалют в ряде современных государств, исследуются проблемы, возникающие на пути правового регулирования оборота криптовалют. Также предлагается прогноз развития ситуации при распространении криптовалют в современном мире, анализ положительных и отрицательных аспектов их применения.
Кудряшов К. В., Санькова А. А. Политические партии и рабочее движение на Дону, Кубани и Ставрополье в 1900–1907 гг. в трудах советских и российских историков ХХ века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 181–189. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193043.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Вопросам рабочего движения традиционно уделялось большое внимание в советской исторической науке. После победы социалистической революции в отечественной науке закрепилась идея о том, что рабочий класс – единственный революционный класс эпохи XX в., его интересы приоритетны над интересами других классов общества, а КПСС – его передовой авангард. Тем не менее, находясь и в этих внешне благоприятных условиях, региональное рабочее движение оставалось часто за пределами исследований историков. Это не было случайностью: рабочее движение начала ХХ в. советские историки не могли рассматривать обособленно от движения революционного, т. е. оторванно от иных политических партий, действовавших в России в тот хронологический период. Именно это и делало нежелательным, прежде всего по идеологическим, политическим мотивам, рассмотрение регионального рабочего движения. Тогда было трудно представить, допустить саму мысль о том, что не большевики, а именно другие партии могли не только оказывать существенное влияние, но и руководить местными рабочими. На Дону, Кубани и Ставрополье в этот хронологический период ведущей революционной силой были меньшевики и эсеры. Данная статья посвящена анализу самих трудов историков, в которых постепенно расширялся объект исследования.
Фролов В. В. Финансовое обеспечение органов прокуратуры Псковской области во второй половине 1970-х – 1980-х гг. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 190–194. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193044.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматриваются особенности финансового обеспечения органов прокуратуры Псковской области во второй половине 1970-х – 1980-х гг. Данная работа написана на основе ранее не опубликованных материалов и документов Государственного архива Псковской области (ГАПО). При решении исследовательских задач в настоящей статье автор использовал системный и сравнительно-исторический методы. Эта работа может быть полезна всем тем, кто интересуется историей правоохранительных органов СССР.
Шнайдер В. Г. Циклизм в истории России: основания подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 195–201. – URL: http://e-koncept.ru/2019/193045.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассмотрены наиболее важные основания методологии изучения социально-политических циклов в российской истории, приведены признаки их кризисных и гармоничных фаз. Выявлены особенности российского социотипа, на основании которых рассмотрены особенности взаимодействия государства и общества. Показаны хронологические рамки социально-политических циклов в истории России с XIII до начала XXI в.
Егорушкина Т. Н., Бабаев А. Б. Применение рентных принципов в ценообразовании предприятий добывающих отраслей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 202–210. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194035.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена проблемам распределения возникающих на предприятиях добывающих отраслей рентных доходов, определены основные принципы, влияющие на применение рентной концепции, которая реализуется на внутреннем рынке природных ресурсов. Авторами приведена характеристика рент различного вида. В исследовании обосновывается положение о том, что в современном экономическом процессе горного производства рента может выполнять важнейшие воспроизводственные компенсационные функции, что во многом повлияет на формирование принципов, необходимых для создания системы ценообразования и налогообложения в недропользовании.
Садыков Р. М. Социальное положение российских пенсионеров в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 211–216. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194036.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Рассматривается проблема низкого уровня жизни и благосостояния пенсионеров в России. В современной России в последние годы наблюдается тенденция старения населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, доли пенсионеров в общей численности населения, снижения уровня жизни и материальной обеспеченности пенсионеров. Многие из них говорят об ухудшении своего материального положения за последние годы. При этом не менее плачевными видятся им их дальнейшие перспективы. Это связано с рядом обстоятельств: с выходом на пенсию резко падают доходы, растет стоимость коммунальных, медицинских услуг и лекарств, являющихся для пенсионеров жизненно необходимыми. Материальное положение – проблема, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания и коммунальных услуг. В современных социально-экономических условиях актуальнее стал вопрос о необходимости существенного повышения размера пенсий, их своевременной индексации и увеличения их профессионального долголетия.
Полуянцевич О. И. Финансовое планирование инновационного проекта на предприятии порошковой металлургии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 217–221. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194037.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматриваются внешние и внутренние факторы, влияющие на разработку финансового плана инновационных проектов на предприятиях порошковой металлургии. Также даётся общее представление о том, какие проекты на сегодняшний день можно рассматривать в качестве инновационных проектов в сфере порошковой металлургии. Приводятся ключевые показатели, рассчитываемые в финансовом плане инновационного проекта. Приведены общие рекомендации, касающиеся финансового планирования и самого предприятия в целом, по сведению финансовых потерь при реализации инновационных проектов к минимуму.
Рылина М. Д., Мандрон В. В. Анализ кредитного риска организаций банковского сектора на современном этапе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 222–227. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194038.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассмотрена экономическая сущность кредитного риска в банковской сфере и представлены его основные характеристики, исследованы результаты анализа кредитного риска организаций банковского сектора на современном этапе, проведены сведения по кредитным организациям, имеющим просроченную задолженность в кредитном портфеле, дана оценка финансовых коэффициентов качества кредитного портфеля, выявлены основные направления по управлению качеством кредитного портфеля в современных условиях для поддержания устойчивости кредитных организаций и получения прибыли.
Третьякова В. А., Толстых Г. В. Сфера традиционного хозяйствования сельского населения Республики Саха (Якутия) с позиции социального государства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 228–233. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194039.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье особенности занятости сельского населения в Республике Саха (Якутия) рассматриваются как глобальная проблема реализации прав на труд и защиту от безработицы, закрепленных в Конституции РФ. Актуализация возможности вариативности трудовой деятельности с достойной оплатой и условиями труда выступает как стратегический ориентир государственной политики и важнейший фактор социально-экономического развития. Значительная часть населения республики проживает в районах слабой транспортной доступности в силу недостаточного развития и отсутствия разнообразия сфер приложения труда, занятых в основном традиционными формами природопользования, которые в последнее время испытывают значительные трудности с жизнеобеспечивающей функцией предприятий отрасли. Вследствие этого необходима модернизация мер государственной социальной политики содействия занятости населения с учетом важности поддержки населения, имеющего особые потребности в реализации своих трудовых прав.
Антоненко А. А., Мандрон В. В. Банковские карты в России: анализ текущего состояния и тенденции развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 234–239. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194040.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье проводится анализ текущего состояния рынка банковских карт в России, благодаря которому можно сделать вывод о его развитости и стоящих перед ним актуальных проблемах. Рассмотрены основные направления и перспективы дальнейшего развития рынка банковских карт в России.
Тимиргалеева Р. Р., Гришин И. Ю., Коротицкая В. В. Риски в условиях развития цифровой экономики России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 240–246. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194041.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье представлен анализ состояния развития цифровой экономики России, выявлены основные риски, возникающие в условиях цифровой трансформации. Описаны возможные последствия в случае наступления рисковых событий. Проанализированы и обобщены исследования рисков цифровой экономики, выделены ключевые риски, которые должны учитываться при обосновании необходимости внедрения и развития мероприятий по управлению ими в контексте программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Барбашова С. А., Атякшева Ю. Г. Влияние фактора инфляции на построение системы управления финансами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 247–252. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194042.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается цель финансовой политики, методы управления финансовыми ресурсами, влияние внешних факторов на финансовые результаты предприятий, проактивное построение системы управления финансами с учетом влияния фактора инфляции на примере АО ПО «Электроприбор».
Павленко В. Г. Лингвокультурологическая модель концепта «Обучение» в национальном самосознании (на материале английского языка) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 253–260. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195019.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена изучению концепта «Обучение» в английской лингвокультуре. В современной лингвистике актуальным является изучение ценностных понятий духовной культуры, представленных в форме концептов, через призму языковых данных. Цель статьи – характеристика концепта «Обучение» и особенности его интерпретации в английском языке. Нашей задачей было выявление культурно-национальных особенностей концепта «Обучение». В данной работе выделены содержательные характеристики концепта «Обучение» в британской картине мира и определены средства вербализации концепта «Обучение» в современном английском языке; проанализированы диахронические изменения содержания концепта «Обучение» в английском языке.