№ 10 (октябрь)
Статей: 21
Читателей: 3022
Педагогика
Логунова А. В., Рубцова А. В. Методические основы использования цифровых инструментов в обучении критическому чтению на иностранном языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251191.htm
ART 251191
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11191
Просмотров: 179
В условиях цифровой трансформации образования и роста объема научной информации на иностранных языках особую актуальность приобретает формирование умений критического чтения у студентов технических направлений подготовки. Современные выпускники должны не только владеть иностранным языком, но и уметь анализировать научные тексты, выявлять методологические ограничения и имплицитные смыслы. Традиционные методики зачастую не учитывают потенциал цифровых технологий, что создает разрыв между технологическими возможностями и их методическим применением. Целью исследования является анализ методических основ использования цифровых инструментов в обучении критическому чтению на иностранном языке. Методологическая база включает системный анализ научной литературы по цифровой дидактике и критическому чтению, а также сравнительный обзор эффективности цифровых инструментов. В работе использованы теоретические методы: анализ, систематизация, а также синтез данных для разработки рекомендаций по интеграции цифровых инструментов в процесс обучения критическому чтению. В результате проведенного исследования разработана система критериев отбора цифровых инструментов для обучения критическому чтению, предложена типология цифровых инструментов, а также определены стратегии интеграции цифровых технологий на всех этапах работы с текстом в процессе обучения критическому чтению на иностранном языке. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании роли цифровых инструментов как когнитивных усилителей, способствующих переходу от пассивного потребления информации к активному анализу текста. Практическая ценность состоит в разработке методических рекомендаций по использованию цифровых инструментов для развития умений критического чтения на иностранном языке. Проведенное исследование демонстрирует, что системное применение цифровых инструментов оптимизирует процесс обучения, а также формирует у студентов навыки самостоятельной работы с научными текстами, критического мышления и академической грамотности.
Бортковская М. Р., Гудкова И. А. Методологическая тонкость в определении предела функции: ее роль в практических занятиях по математическому анализу // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 14–26. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251192.htm
ART 251192
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11192
Просмотров: 257
При изучении математического анализа в вузе одна из первых тем, с которой подробно знакомятся студенты на лекционных и практических занятиях, – предел функции вещественной переменной. Первые трудности в изучении математики также ожидают первокурсников при освоении данной темы, включая освоение нового для них математического языка обозначений и терминов. Различные учебники трактуют по-разному эту, казалось бы, давно и полностью освоенную преподавателями и методистами тему. Поэтому актуален выбор правильного подхода к теме «Предел и непрерывность функции» в зависимости от направления обучения, уровня подготовки и мотивированности студентов, времени, отведенного на изучение темы. Цель исследования – анализ и классификация подходов к определению предела функции в точке в зависимости от требований, наложенных на эту точку по отношению к области определения функции. Методология исследования: сравнительный анализ учебной литературы по математическому анализу (теоретический метод); создание подборки учебных задач, иллюстрирующих теоретические положения статьи, обсуждение их решений в контексте полученных теоретических результатов (эмпирический метод). Результаты статьи: обзор и анализ определений предела, содержащихся в различных источниках, приводят к теоретическому результату – классификации определений предела по указанному признаку, а разбор на основе полученной классификации учебных примеров на вычисление пределов и исследование поведения функций в окрестности точки обеспечивает возможное практическое применение полученного результата на занятиях со студентами. Теоретическая значимость статьи: четко сформулированы принципы классификации условий рассмотрения предела функции в точке, проведена классификация (три способа формулировки условий). Практическая значимость статьи: используя результаты статьи, преподаватели могут проводить занятия, а студенты прилагать теорию к решению задач по теме «Предел и непрерывность функции» более осознанно. Помимо методического значения для изучения данной конкретной темы, полученные результаты важны для установления адекватного уровня строгости и детализации при изучении математического анализа в целом студентами разных учебных направлений и уровней подготовки: именно потому, что данная тема – одна из первых в большинстве курсов математического анализа или высшей математики, реакция на нее студентов, их вопросы, трудности, более или менее успешное преодоление трудностей послужат преподавателю камертоном для выбора дальнейшей стратегии работы со студентами. В этом дополнительная практико-методическая ценность полученных результатов.
Ланг П. П. Правовое образование в эпоху цифровизации: новые горизонты развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 27–40. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251193.htm
ART 251193
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11193
Просмотров: 157
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения качества правового образования в условиях цифровой трансформации общества и государства, поскольку в современных условиях правовая грамотность населения выступает ключевым фактором становления гражданского общества и укрепления государственности. В связи с этим особую значимость приобретает формирование целостной системы правового образования, способной обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов в правовой сфере. Цель исследования заключается в разработке комплексной модели модернизации правового образования с учетом требований цифровой эпохи. Исследование направлено на выявление эффективных методологических подходов к организации образовательного процесса в системе юридического образования. Методологическая база исследования включает анализ традиционных и инновационных методов обучения, интегративный подход к организации правового образования, а также синтез классических педагогических технологий с современными цифровыми инструментами. Особое внимание уделяется исследованию когнитивного, аксиологического и прагматического компонентов правового образования. Основные результаты исследования демонстрируют эффективность комплексного подхода к организации правового образования, базирующегося на интеграции мультимедийных технологий, интерактивных форм обучения и практико-ориентированных методик. Выявлены ключевые компоненты формирования правовой культуры и правосознания обучающихся. Теоретическая значимость работы заключается в развитии методологии правового образования, уточнении теоретических основ формирования правовой культуры личности в условиях «повсеместной цифровизации». Автором предложена концептуальная модель интеграции традиционных и инновационных методов обучения в правовом образовании. Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса, внедрению современных образовательных технологий и методик. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных программ, методических материалов и в практической деятельности образовательных организаций.
Быкова Е. Л. Модель непрерывного профессионального развития цифровых компетенций учителей труда (технологии) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 41–59. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251194.htm
ART 251194
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11194
Просмотров: 128
Актуальность статьи обусловлена стоящими перед технологическим образованием вызовами, которые заключаются в том, что современные школьники на уроках труда (технологии) наряду с традиционными материальными технологиями должны изучать инновационные, связанные с аддитивным производством, робототехникой, автоматизированным проектированием и цифровизацией экономики в целом. На фоне нехватки высококвалифицированных специалистов для преподавания инвариантных модулей «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника», «3D моделирование, прототипирование, макетирование» особую значимость приобретает система повышения квалификации педагогических работников предметной области «Технология». Целью исследования является констатация проблемы с нехваткой знаний и навыков для преподавания вновь введенных инвариантных модулей, теоретическое обоснование, разработка модели непрерывного профессионального развития цифровых компетенций учителей труда (технологии). В ходе исследования использовались общенаучные теоретические методы: анализ, синтез, сравнение и обобщение научной информации, а также эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение, изучение продуктов проектной деятельности учителей труда (технологии), экспертная оценка, опытно-экспериментальная деятельность, статистические методы обработки экспериментальных данных. Предложенная автором модель непрерывного профессионального развития цифровых компетенций учителей труда (технологии) – это совокупность различных форм и методов повышения квалификации, включающих в себя курсы повышения квалификации; проектную педагогическую деятельность; масштабные образовательные события и конкурсы; самодиагностику, самообразование и коммуникации по обмену инновационным опытом в сетевом профессиональном сообществе. Уровневый подход к организации обучения на основе входной диагностики цифровых компетенций создает условия для систематического и последовательного развития профессионализма педагогов в цифровой среде технологического образования. Теоретическая значимость и новизна исследования заключаются в разработанном диагностическом инструментарии по определению уровня цифровых компетенций учителей труда (технологии). Практическая значимость исследования состоит в гибкости и универсальности структуры модели, позволяющей адаптировать и тиражировать содержание и формы профессионального развития с учетом специфики, оснащения образовательных организаций и региональных особенностей.
Маркова А. В. Гендерная компетентность педагога: типы и характеристики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 60–76. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251195.htm
ART 251195
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11195
Просмотров: 147
В настоящее время, в условиях повышенного внимания к вопросам равенства и уважения в отношениях между полами, гендерная компетентность педагога признается существенным критерием профессионализма. Недостаточная гендерная компетентность педагога может негативно влиять на формирование культуры взаимоотношений полов у обучающихся, в то время как ее сформированность способствует созданию гендерно комфортной среды и развитию у школьников гармоничных, уважительных отношений. Цель статьи – выявление и обоснование типов гендерной компетентности педагога в контексте специфики гендерных характеристик личности и их проявлений в стиле педагогической деятельности. Для решения поставленных задач ведущим теоретическим подходом к исследованию являлись гендерный подход к обучению, индукция, дедукция проблемы исследования. Комплекс практических методов представлен наблюдением за педагогической деятельностью, гендерной экспертизой уроков, анкетированием и тестированием учителей с использованием различных методик. Для статистической обработки данных использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В результате исследования выделены два типа гендерной компетентности педагога: гендерно-стереотипный и гендерно-чувствительный. Установлено, что гендерно-стереотипный тип компетентности способствует воспроизводству патриархатных ценностей во взаимоотношениях полов и ограничивает развитие потенциала личности в зависимости от пола. Гендерно-чувствительный тип компетентности является ключевым фактором формирования культуры взаимоотношений полов на принципах эгалитаризма и развития потенциала каждого школьника вне зависимости от пола. Теоретическая значимость статьи заключается в углублении понимания качественной характеристики гендерной компетентности педагога. Практическая значимость состоит в возможности использования полученных результатов для проектирования образовательных программ, направленных на формирование гендерно-чувствительного типа компетентности педагога, а также разработки рекомендаций по созданию гендерно комфортной образовательной среды, способствующей развитию у обучающихся уважительного отношения к представителям другого пола и раскрытию их индивидуального потенциала.
Хусаинова Г. Р., Кузнецова М. Н. Опыт развития инновационных компетенций преподавателей для обучения студентов технологическому предпринимательству в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 77–90. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251196.htm
ART 251196
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11196
Просмотров: 119
На сегодняшний день инновационные компетенции, включая предпринимательство, считаются ключевыми в технических вузах России и за рубежом. Целями исследования являлись нахождение эффективных способов развития инновационных и предпринимательских компетенций преподавателей и студентов, а также методов привлечения студентов в научное предпринимательство, изучение методов эффективной акселерации проектов студентов в Казанском национальном исследовательском технологическом университете (КНИТУ). Задачи исследования: нахождение и изучение способов создания благоприятной среды для профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) в КНИТУ, обучение инициативных, активных, позитивных тренеров для привлечения магистров в стартапы в игровой форме, создание собственной акселерационной программы для применения в КНИТУ на основе полученных знаний и опыта внедрения. Научная новизна исследования заключается в формировании универсальной модели развития инновационных компетенций и предпринимательских навыков студентов и преподавателей, которую можно использовать в вузах любого направления подготовки. В ходе реализации проекта команда КНИТУ приобрела знания и умения в области эффективного привлечения студентов к участию в научном предпринимательстве, генерации идей для стартапов, знания в области методики работы по акселерации стартапов и содержания акселерационной программы, знания основных тем акселерационных программ: «Общий план работы и трекшн-карта проекта», «Поиск ресурсов: источники финансирования», «Unit-экономика» и др. Также произошел рост количества идей для стартапов, созданных студентами КНИТУ. В качестве позитивного долгосрочного результата можно отметить создание благоприятной среды для ППС в КНИТУ, так как многие преподаватели не участвуют в акселерационных программах и не знают о них или не заинтересованы в развитии технологического предпринимательства в университете. На Ученом совете КНИТУ была утверждена программа дополнительного профессионального образования «Придумай и создай свой стартап» (16 часов). Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в теорию и методику развития инновационных и предпринимательских компетенций преподавателей инженерных вузов и их студентов. Практическая значимость исследования заключается в разработанной нами универсальной модели, содержащей новаторские разработки, для проведения акселерационных программ по развитию стартапов в вузах для студентов любых специальностей. Полученные в ходе исследования знания можно использовать в процессе изучения дисциплины «Управление проектами» и многих других для развития готовности ППС и студентов к инновационной деятельности.
Алексеева Е. А., Ушницкая С. Е., Алексеева Г. И. Изучение готовности сельских учителей Республики Саха (Якутия) к применению технологий искусственного интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 91–104. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251197.htm
ART 251197
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11197
Просмотров: 164
Актуальность исследования обусловлена стремительным внедрением технологий искусственного интеллекта (далее – ИИ) в образовательную сферу. При этом вопрос применения ИИ в условиях сельских школ остается недостаточно изученным. Особую значимость эта проблема приобретает в контексте Республики Саха (Якутия), где географическая удаленность и цифровое неравенство создают дополнительные барьеры для технологической модернизации образования. Вопрос готовности сельских педагогов к использованию этих технологий остается нерешенным, несмотря на признанный потенциал ИИ для персонализации обучения и автоматизации рутинных задач. Цель исследования заключается в выявлении уровня готовности учителей сельских школ Республики Саха (Якутия) к применению технологий ИИ в профессиональной деятельности. В работе используется комплекс методов: анализ теоретических источников, анкетирование 345 педагогов из 52 сельских школ, тестирование уровня знаний о нейросетях, а также методы математической статистики для обработки данных. Основные результаты исследования выявили противоречивую ситуацию: 78% учителей не используют ИИ в работе, при этом 36% выражают заинтересованность в курсах по нейросетям. Результаты опроса показывают расхождение во мнениях о целесообразности ИИ (47% за, 53% против) и осторожное отношение к его применению учениками (40% категорически против). При этом педагоги видят практическую пользу ИИ для составления планов уроков (32%), создания заданий (27%) и оценивания (18%). Тестирование выявило дефицит знаний: 89% учителей недостаточно знакомы с нейросетевыми технологиями. На основе полученных данных разработана четырехмодульная программа повышения квалификации, включающая: 1) основы ИИ, 2) применение для подготовки уроков, 3) инструменты оценивания, 4) профессиональное развитие педагогов. Программа реализуется в дистанционном формате с практико-ориентированным подходом и предусматривает создание банка методических разработок. Теоретическая значимость работы заключается в систематизации знаний о возможностях и ограничениях ИИ в сельском образовании, а также в разработке концептуальных подходов к подготовке педагогов. Практическая ценность исследования проявляется в создании адаптированной программы повышения квалификации, которая может быть масштабирована на другие регионы с учетом местной специфики. Перспективы дальнейших исследований связаны с мониторингом эффективности внедрения программы, изучением долгосрочного влияния ИИ на качество образования и разработкой методических рекомендаций для использования технологий ИИ в педагогической практике сельских учителей.
Грехова Ю. Д., Габдуллина А. Ш. Принцип геймификации при формировании коммуникативной компетенции студентов лингвистических направлений подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 105–118. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251198.htm
ART 251198
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11198
Просмотров: 127
Актуальность исследования обусловлена современными требованиями к качеству лингвистического образования, где формирование устойчивой коммуникативной компетенции студентов выступает одним из ключевых факторов их профессионального успеха и интеграции в глобальное образовательное и профессиональное пространство. Традиционные методы обучения иностранным языкам зачастую не обеспечивают достаточного уровня вовлеченности и мотивации обучающихся, что требует поиска новых педагогических стратегий. Одной из таких стратегий становится геймификация, позволяющая не только повысить мотивацию студентов, но и создать условия для активного, осмысленного и эмоционально насыщенного освоения языковых и коммуникативных навыков. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, выявлении и обобщении принципов геймификации как педагогической технологии, способствующей формированию коммуникативной компетенции у студентов лингвистических направлений подготовки. Для достижения цели были поставлены задачи анализа современного научного дискурса относительно геймификации, определения специфики ее применения в образовательном процессе, а также выработки практических рекомендаций по интеграции игровых методов в языковое обучение с учетом выделенных принципов. Методологическая основа исследования включает всесторонний анализ отечественной и зарубежной литературы в области методики обучения иностранным языкам, педагогики, психологии и игровых технологий. Проанализировано около 35 источников. К основным результатам работы относится обоснование шести ключевых принципов геймификации: аутентичности, интерактивности, контекстуализации, разнообразия, обратной связи и эмоциональности, каждый из которых раскрыт с точки зрения его вклада в развитие коммуникативной компетенции. Научная новизна исследования состоит в структурном описании особенностей реализации каждого принципа, а также в предложении методических решений, описывающих варианты практического применения каждого принципа. Теоретическая значимость статьи определяется обобщением и систематизацией знаний о принципах геймификации в контексте формирования коммуникативной компетенции у студентов лингвистических специальностей. Практическая значимость выражается в разработке рекомендаций для преподавателей и методистов по реализации выделенных в результате исследования принципов геймификации с примерами их внедрения в образовательный процесс. Представленные результаты способны повысить эффективность языкового обучения, обеспечить устойчивый интерес и включенность студентов, а также облегчить преодоление языкового и психологического барьеров при формировании коммуникативной компетенции.
Францева М. В., Басова И. А., Коренев А. А. Стратегии построения доверительных взаимоотношений с обучающимся как часть профессионально-коммуникативной компетенции языкового педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 119–134. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251199.htm
ART 251199
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11199
Просмотров: 128
В статье рассматривается формирование стратегий построения доверительных взаимоотношений с обучающимися у учителей и преподавателей иностранного языка в рамках развития их профессионально-коммуникативной компетенции. Целью работы является изучение существующих подходов к исследованию данных стратегий, определение их содержательных элементов и создание номенклатуры образующих их умений, знаний и навыков. Для достижения поставленной цели в настоящей статье проводится анализ исследований в области психологии, педагогики, лингвистики и педагогической конфликтологии, посвященных причинам и специфике педагогических конфликтов. Актуальность работы обусловлена существующим разрывом между признанной центральностью доверительных отношений для качества образовательной коммуникации и отсутствием функциональной модели в структуре профессионально-коммуникативной компетенции преподавателя иностранного языка на фоне разрозненных междисциплинарных исследований. В рамках исследования определяется ключевая роль эмоционального интеллекта педагога для построения доверительных взаимоотношений в рамках учебного процесса. Также проводится сопоставление нескольких классификаций развития конфликтов, в результате чего было определено преимущество их ранней профилактики в контексте построения доверия с обучающимися. Педагогические способности рассматриваются как один из ключевых инструментов языкового педагога, обеспечивающих установление и поддержание доверительных отношений с обучающимися. Далее в статье представлены интерактивные стратегии установления межличностного взаимодействия с обучающимися как основной механизм предупреждения конфликтных ситуаций. В ходе исследования форм интеракции обучающего и обучаемого делается вывод о необходимости повышения осведомленности языкового педагога о существующих моделях взаимодействия и о роли обучающегося в данной коммуникации. Новизна исследования состоит в том, что впервые в статье формулируются три конкретные стратегии построения доверительных взаимоотношений с обучающимися (стратегия установления благоприятной атмосферы обучения, стратегия предотвращения конфликтных ситуаций и стратегия построения межличностного взаимодействия с каждым обучающимися) и определяются необходимые для их реализации знания, умения и навыки. Теоретическая значимость статьи заключается в систематизированном обобщении существующих приемов и подходов к установлению доверительных отношений с обучающимися в процессе обучения иностранному языку. Практическая ценность состоит в разработанной оригинальной таксономии профессионально-коммуникативных стратегий построения доверительных отношений с обучающимися, предназначенной для подготовки студентов лингводидактических профилей.
Стефанова Н. Л., Фролова М. В. Метод неосократического диалога как элемент предметно-коммуникативной культуры современного учителя математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 135–148. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251200.htm
ART 251200
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11200
Просмотров: 130
Статья посвящена проблеме расширения представления о предметно-коммуникативной культуре современного учителя математики, работающего прежде всего в классах с углубленным изучением математики. Предлагается дополнить ее приемами ведения неосократического диалога. Актуальность проблемы исходит из теоретически выделенных и обоснованных в ходе ранее проведенного исследования потенциальных возможностей, которые имеет метод неосократического диалога при обучении геометрии, в первую очередь при работе со сложными геометрическими задачами, и невозможности их реализовать в процессе обучения детей в связи с тем, что действующие учителя имеют крайне смутные представления о сократическом (неосократическом) диалоге, способах его организации и его образовательных возможностях. Целью статьи является выделение и обоснование на основе результатов проведенного исследования сложностей, которые возникают у действующего учителя математики, по применению метода неосократического диалога в процессе обучения учащихся математике (геометрии). В статье приведены результаты анализа концептуально-нормативных и научных источников по выделенной проблеме, которые свидетельствуют о том, что умение использовать неосократический диалог и ценность его использования для повышения качества математического образования исследованы недостаточно. Опытная работа с действующими учителями и магистрантами, работающими в школе в качестве учителей математики, показала, что они не знакомы с особенностями сократического диалога, испытывают значительные затруднения в процессе его применения при обучении учащихся, хотя и видят его потенциальные возможности для повышении качества обучения учащихся математике, прежде всего в классах ее с углубленным изучением. Намечены пути повышения уровня владения действующими учителями математики методом неосократического диалога. Теоретическая значимость статьи состоит в выделении предметно-коммуникативной культуры учителя математики как составной части его профессиональной культуры и включении в нее владения методом сократического диалога. Кроме того, выделены основные моменты и специфика построения неосократического диалога в процессе обучения математике. Практическая значимость состоит в обосновании необходимости включения в содержание повышения квалификации учителей математики теоретических вопросов и практических приемов организации неосократического диалога при реализации программы углубленного уровня.
Рерке В. И., Бубнова И. С. Критерии и показатели проявления информационно-психологической безопасности обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 149–169. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251201.htm
ART 251201
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11201
Просмотров: 124
Создание информационно-психологической безопасности обучающихся – одна из важных задач общества. Данная проблема актуализируется в условиях информатизации и внедрения технических новшеств в сферу образования, где каждый субъект имеет безграничные возможности в получении и использовании информации в интернет-пространстве. Сказанное побудило провести исследование с целью установления критериев и показателей проявления информационно-психологической безопасности обучающихся. Исследование проведено на основе методологических подходов (культурно-исторического, личностно ориентированного, комплексного) и принципов (научности, результативности, учета индивидуальных особенностей, систематичности, последовательности). Экспериментальное исследование проведено на базе МБОУ «Гимназия № 44» г. Иркутска (N = 60). Установлены критерии проявления информационно-психологической безопасности: критическое мышление, ассертивность, локус контроля, помехоустойчивость. В практической части исследования проанализированы основные показатели информационно-психологической безопасности обучающихся: способность определять информационно-психологическое воздействие и противостоять ему; самоуважение, низкая восприимчивость к влиянию социума; уверенность; аргументированное обоснование собственных успехов и неудач от внутренних и внешних факторов; умение определять информационно-психологическое воздействие и самостоятельно выбирать стратегию поведения. Определен уровень информационно-психологической безопасности обучающихся. На основании полученных данных составлена программа развития информационно-психологической безопасности подростков. Представлена структура развития информационно-психологической безопасности, которая включает блоки работы с потребностно-мотивационной, когнитивной и деятельностной сферами. Результаты исследования были обработаны с помощью применения критерия φ* Фишера. Доказана эффективность реализации данной программы. Теоретическая значимость исследования заключается в концептуальном обосновании информационно-психологической безопасности обучающихся. С практической точки зрения статья представляет интерес для исследователей сферы образования, учителей, классных руководителей и представителей управленческого звена в контексте развития информационно-психологической безопасности обучающихся.
Воронова А. А., Сень Е. А. Готовность педагога к взаимодействию с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам цифровой социализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 170–184. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251202.htm
ART 251202
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11202
Просмотров: 132
В условиях активной цифровизации образования особое значение приобретает взаимодействие педагогов и родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам цифровой социализации. Отечественные и зарубежные ученые отмечают важность цифровой социализации детей и подростков, выделяют ее особенности, ее компоненты, педагогические аспекты ее осуществления на практике. Цель данной статьи – выявление готовности педагога к данному взаимодействию согласно аспектам, выделенным на этапе теоретического изучения проблемы на основе анализа отечественных и зарубежных источников. В исследовании используется системный подход, позволяющий изучать явления педагогической практики как системы, состоящие из различных компонентов, взаимосвязанных между собой. Среди методов исследования используются анализ, обобщение и систематизация результатов теоретического изучения проблемы, а также опрос, направленный на выявление разных сторон готовности педагогов к взаимодействию с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам цифровой социализации. Метод опроса был выбран как наиболее эффективный способ получения репрезентативных данных о реальной педагогической практике обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных образовательных учреждениях РФ. На основе анализа результатов опроса педагогов разных российских регионов в статье представляются актуальные вопросы взаимодействия учителей и родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это и организационно-методические вопросы, и вопросы содержательные. Результаты исследования показали, что важными факторами, препятствующими успешной цифровой социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выступают недостаточная компетентность педагогов в области цифровой социализации и отсутствие систематичной работы, направленной на информирование родителей по вопросам цифрового воспитания и обучения. Теоретическая значимость статьи раскрывается в линиях обобщения актуальных аспектов взаимодействия педагогов и родителей по вопросам цифровой социализации, уточнения значимых сторон этого взаимодействия в настоящее время. Практическая значимость результатов исследования, представленных в статье, заключается в определении векторов выстраивания взаимодействия педагогов и родителей для организации эффективной цифровой социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данные будут полезны учителям, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разработчикам курсов повышения квалификации, ученым, проводящим исследования в направлении профессионального развития учителей.
Ключевые слова:
взаимодействие, педагоги, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, цифровая социализация, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, готовность педагогов, цифровое обучение и воспитание, аспекты цифровой социализации, родители обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Пугачева О. А. Модель виртуального наставничества как условия сопровождения профессионального самоопределения молодого специалиста в музыкальном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 185–204. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251203.htm
ART 251203
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11203
Просмотров: 111
Статья посвящена актуальной проблеме сопровождения профессионального самоопределения молодых специалистов в сфере музыкального образования. В условиях меняющихся требований к современному педагогу и сложностей, возникающих на начальном этапе педагогической деятельности, поддержка начинающих преподавателей детских музыкальных школ и детских школ искусств приобретает особую значимость. В статье рассматриваются условия эффективной организации процесса поддержки молодых специалистов посредством реализации модели виртуального наставничества, которая предполагает выявление личностных сильных сторон, определение индивидуальных потребностей, разработку персонализированного образовательного маршрута с поэтапным планированием мероприятий, использованием различных форм взаимодействия и применением методов диагностики для оценки прогресса. Статья также направлена на выявление ряда преимуществ и ограничений виртуального наставничества в сравнении с традиционным, а также на обоснование перспектив его использования для инновационного развития методической и образовательной деятельности в целом. Результаты экспериментальной деятельности показали значительное изменение активности и эффективности педагогической деятельности молодых специалистов, усиление вовлеченности их учеников в образовательный процесс, рост авторитета молодых специалистов у учащихся, их родителей и коллег. Кроме того, большинство участников фокус-группы расширили круг своих профессиональных навыков, видов профессиональной деятельности. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что проведенное исследование расширяет научные представления об условиях внедрения виртуального наставничества в музыкальном образовании с учетом инновационных подходов. Практическая значимость подтверждается эмпирической базой исследования, полученной в процессе анализа эффективности внедрения модели виртуального наставничества молодого специалиста в музыкальном образовании, по итогам которой были достигнуты следующие результаты: определена специфика виртуального наставничества, выявлена совокупность инструментов, условий, обозначены возможные виды мероприятий, которые позволят сделать взаимодействие наставника и молодого специалиста в музыкальном образовании эффективным и продуктивным. Данный успешный опыт виртуального наставничества расширяет возможности методической, образовательной деятельности преподавателей, дает перспективу поиска новых форм взаимодействия не только в рамках наставничества, но и в работе со студентами, учащимися, коллегами.
Галимуллина Н. М., Зайнуллина Г. И. Развитие навыков деловых коммуникаций как универсальной компетенции обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 205–222. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251204.htm
ART 251204
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11204
Просмотров: 147
Современный профессионал вне зависимости от того, в какой сфере он будет трудиться, должен совмещать в себе целый комплекс компетенций как узкопрофессиональных, так и надпрофессиональных, универсальных, так называемых гибких навыков. Будущего работника, помимо глубокой профессиональной подготовки, следует обучить правилам и принципам коммуникации с коллегами, руководителями, подчиненными как представителями внутренней аудитории, партнерами, инвесторами, представителями государственных регулирующих органов как внешними группами организации. Безусловно, освоение этих навыков наиболее успешно проходит в рамках реального взаимодействия и передачи информации в ходе производственных практик, но определенную базу деловых коммуникаций можно получить в ходе освоения специализированных дисциплин в соответствии с утвержденными учебными планами основных образовательных программ. Это обусловливает актуальность рассмотрения опыта формирования навыков деловой коммуникации в системе высшего образования. Целью данного исследования является анализ особенностей развития навыков деловой коммуникации среди обучающихся в разрезе педагогического дизайна, с одной стороны, и восприятия студентами дидактических единиц, предусмотренных рабочей программой дисциплины, – с другой. Эмпирическую базу работы составили студенческие эссе как средство текущего контроля по дисциплине «Деловые коммуникации». Методология исследования – статистический анализ распределения тем эссе по дисциплине «Деловые коммуникации», выбранных обучающимися Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева – КАИ. Статистическая обработка полученных данных позволила сделать вывод об особой востребованности у студентов тем, связанных со спецификой коммуникативного взаимодействия с лицами с инвалидностью (31%), общими вопросами коммуникации как процесса в профессиональной сфере (26%), самопрезентации в рамках трудоустройства (24%). Теоретическая значимость исследования заключается в углубленной характеристике эссе как педагогического средства изучения основных вопросов коммуникаций в профессиональной сфере в формате самостоятельной работы студента. Полученные данные необходимо учитывать для повышения эффективности преподавания дисциплины с помощью уделения большего внимания темам, вызывающим интерес у обучающихся в силу актуальности или недостаточной освещенности на данный момент.
Фидарова К. К., Гайсина А. Р., Калабекова С. В. Инклюзивное образование: теоретические основы и модели реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 223–236. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251205.htm
ART 251205
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11205
Просмотров: 173
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена глобальным стремлением общества к обеспечению равных прав и возможностей в образовании для всех детей, независимо от их физических, интеллектуальных, социальных или культурных особенностей. Инклюзивное образование становится ключевым направлением модернизации образовательных систем во всем мире, что закреплено в международных документах, включая Конвенцию ООН о правах инвалидов. Вместе с тем, несмотря на нормативную поддержку, практическая реализация инклюзии сталкивается с рядом вызовов, связанных с недостаточной подготовкой педагогов, слабой ресурсной базой и сохраняющимися стереотипами, что делает необходимым углубленный теоретический анализ основ и моделей ее функционирования. Цель статьи – систематизировать теоретические основы инклюзивного образования и проанализировать ведущие модели его реализации в мировой и отечественной практике. Исследование опирается на теоретические подходы, включая социально-культурную теорию Л. С. Выготского, концепцию универсального дизайна обучения (UDL), теорию множественных интеллектов Г. Гарднера и социальную модель инвалидности, а также методы контент-анализа, сравнительного анализа и синтеза научной литературы. Основные результаты исследования включают выявление ключевых принципов инклюзивного образования – доступности, индивидуализации, участия и уважения к разнообразию; классификацию международных моделей (финская, американская, британская) и их сравнение с российской практикой; выделение факторов эффективности, таких как государственная поддержка, профессиональная подготовка педагогов и формирование инклюзивной культуры в школе. Показано, что успех инклюзии зависит не столько от наличия специальных программ, сколько от системного подхода, объединяющего законодательство, кадровое обеспечение и изменение ценностных установок. Теоретическая значимость работы заключается в комплексном осмыслении инклюзивного образования как педагогической философии, а не только организационной формы. Практическая значимость состоит в выработке рекомендаций по адаптации лучших международных практик в условиях российской системы образования. Научная новизна исследования заключается в интеграции разнородных теоретических концепций в единую аналитическую рамку и проведении детального сравнительного анализа моделей инклюзии с акцентом на переносимые элементы для стран с переходной системой образования.
Сахарчук Е. С., Киселёв А. В., Киселева И. А. Ценностно-смысловые установки и образовательные технологии историко-литературной экскурсии для маломобильных студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 237–254. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251206.htm
ART 251206
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11206
Просмотров: 99
Проблема неблагополучного социального самочувствия, часто характеризующая личностную идентификацию студентов с тяжелыми формами инвалидности, активно исследуется в педагогике и других сферах гуманитарного знания. Однако вопросы, связанные с образовательным потенциалом внеучебной деятельности, способствующей наполнению мировоззрения обучающихся нравственно-смысловыми категориями, помогающими сфокусироваться на ценностях и преимуществах полноценной интеграции в обществе, рассмотрены на сегодняшний день фрагментарно. Цель исследования – обоснование и разработка историко-литературной экскурсии с учетом состояния здоровья и образовательных потребностей студентов – инвалидов-колясочников, включая определение ценностно-смысловых доминант, дифференцированный отбор приемов и методов обучения и экскурсионного показа. Исследование проведено в русле комплексного, системного, концептуального и средового подходов; в качестве исходных определены положения: о ситуационно-событийном механизме в контексте парадигмы личностно-развивающего образования и о туристском (экскурсионном) путешествии как образовательном событии. Разработанная в ходе исследования методика включает семь последовательных этапов проектирования экскурсии как образовательного мероприятия: определение ключевой нравственной идеи; обоснование и разработка тематики экскурсионного показа; отбор источников историко-художественных фактов; структурирование экскурсионного материала в соответствии с задачами подготовки и проведения экскурсии; разработка содержания экскурсии с учетом образовательной цели, разработка сценария экскурсионного показа; определение педагогических условий реализации мероприятий по этапам проведения; проектирование маршрута с учетом особенностей передвижения и восприятия информации экскурсантами. Разработанная в соответствии с авторской методикой экскурсия «Житие, чудеса и подвиги Преподобного Сергия Радонежского» (г. Сергиев Посад) для маломобильных студентов имеет образовательную цель – развитие навыка саморефлексии в контексте познания православного образа жизни, протестирована опытным путем и может быть предложена к реализации в системе воспитания вузов для групп студентов с инвалидностью (болезни опорно-двигательного аппарата) и без особенностей здоровья или смешанных групп. Содержание и методы проведения экскурсии позволяют сфокусировать внимание обучающихся на таких ключевых ценностях, как смирение и любовь, стремление к нравственному совершенству и духовному преображению, устроению жизни добром и любовью. Предложенная в исследовании методика разработки экскурсии как образовательного мероприятия может быть применена при проектировании других мероприятий внеучебной деятельности студентов.
Блейхер О. В., Снегурова В. И., Рванова А. С. Графовая архитектура чат-бота для обучения высшей математике: обоснование целесообразности использования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 255–274. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251207.htm
ART 251207
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11207
Просмотров: 119
Образовательные чат-боты становятся важными инструментами сопровождения самостоятельной работы студентов. В контексте преподавания высшей математики особую значимость приобретает архитектура ботов: от жестких линейных сценариев, обеспечивающих строгую последовательность изучения тем, к более гибким навигационным моделям, позволяющим обучающимся самостоятельно выстраивать траекторию изучения. Однако полностью свободная навигация сопряжена с риском фрагментарного и поверхностного усвоения материала, нарушением логики построения курса и утратой методической целостности. Это подчеркивает необходимость перехода к графовой модели, сочетающей структуру курса с возможностью персонифицированного выбора и адаптации в зависимости от уровня освоения учебного материала. Цель исследования состоит в обосновании методической и технологической целесообразности внедрения графовой архитектуры чат-бота, способной учитывать содержательные связи между понятиями, типичные затруднения обучающихся и запросы на естественном языке. Теоретическая часть базируется на современных исследованиях в области персонифицированного обучения высшей математике, использовании графовых структур в педагогике и технологии обработки запросов на естественном языке. Эмпирическое исследование, проведенное в 2024–2025 годах в Ереванском филиале РЭУ им. Г. В. Плеханова, включало сравнение эффективности двух типов образовательных чат-ботов: с последовательной (линейной) и свободной навигационной организацией. Полученные данные показали, что боты со свободной навигацией воспринимаются как более удобные и гибкие по структуре, однако сопровождаются рисками недостаточно глубокого усвоения материала при отсутствии опоры на внутреннюю логику курса. С учетом анализа отзывов обучающихся и теоретических предпосылок обоснована необходимость внедрения гибкой графовой модели, обеспечивающей не только вариативность движения по учебному материалу, но и контекстуальный возврат к ключевым темам, адаптацию темпа и содержания обучения, поддержку процессов самооценки. Такая модель позволяет достичь баланса между свободой и логической связностью учебного материала, что особенно важно для дисциплин с иерархической структурой понятий, таких как математический анализ. Результаты исследования могут быть использованы при проектировании цифровых решений в области преподавания высшей математики и создании чат-ботов, ориентированных на персонификацию образовательной траектории.
Царская Т. С. Культурно-коммуникативные практики формирования умений иноязычного общения у обучающихся в системе непрерывного образования «школа-вуз» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 275–294. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251208.htm
ART 251208
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11208
Просмотров: 128
Актуальность данного исследования обусловлена стремительным развитием международных сообществ в цивилизованном мире, требующих наличия гибкой коммуникации для эффективного коммуникативного взаимодействия. В условиях глобализации практика иноязычного общения становится все более востребована тем, кому приходится интегрироваться в академические программы, культурно-образовательные, профессионально ориентированные проекты, проходить стажировку с представителями разных народов. Сконцентрировать коммуникативный потенциал обучающихся, скоординировать учебно-познавательные действия на результативное овладение умениями иноязычного общения посредством применения педагогических ресурсов, конструктивно обеспечивающих данный процесс, – актуальная задача для преподавателей иностранного языка. Целью исследования является разработка культурно-коммуникативных практик в качестве средств педагогического обеспечения формирования умений иноязычного общения у обучающихся в системе непрерывного образования «школа – вуз». Методология исследования базировалась на коммуникативном, аксиологическом, ситуационном подходах. Ведущими методами исследования являлись: изучение и анализ нормативных документов; обобщение научно-педагогического отечественного и зарубежного опыта. Разработаны и внедрены в процесс обучения школьников и студентов культурно-коммуникативные практики: 1) клуб дебатов «Спикер»; 2) конференция на иностранном языке; 3) квазиситуация иноязычного общения; 4) библиовстреча; 5) литературные чтения. Полученные результаты исследования могут быть востребованы лицами, чьи научные изыскания сфокусированы в области преподавания и популяризации иноязычной коммуникации среди обучающихся среднего и высшего образования, в частности, при разработке и проведения курсов, занятий, внеучебных мероприятий по иностранному языку. Теоретическая значимость исследования определяется конкретизацией понятия «культурно-коммуникативные практики формирования умений иноязычного общения у обучающихся в системе непрерывного образования “школа – вуз”»: это комплекс упорядоченных действий, направленных на организацию обмена иноязычной информацией в условиях определенной культурной среды посредством применения различных интерактивных форм, методов обучения в коммуникативных практиках. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации культурно-коммуникативных практик, которые могут педагогически обогатить современный процесс обучения иностранному языку и знакомства с культурой другой страны в школе и вузе.
Логинова М. В. Методологический потенциал курса «Философия искусства» в обучении студентов творческих специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 295–307. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251209.htm
ART 251209
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11209
Просмотров: 106
Актуальность исследования заключается в гуманитарной составляющей образования для формирования компетенций, необходимых студентам творческих специальностей, посредством обращения к искусству. Целью статьи является обоснование методологического потенциала курса «Современная философия искусства», который внедрен в практику преподавания Института национальной культуры ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». В статье определен междисциплинарный характер философии искусства (теория и история искусства, эстетика, философия, педагогика, социология и др.), способствующий формированию целостного отношения студентов к искусству. Основной исследовательский подход – онтологический, который определяет искусство как необходимое условие бытия человека в мире и является значимым для формирования целостного представления о гуманитарной составляющей в современном образовании. Предложенные исследовательские методы к изучению междисциплинарности, гуманитарной составляющей процесса образования для студентов творческих специальностей, проблематики философии искусства и другие определили новизну авторского курса «Современная философия искусства»: методологическое значение оппозиции «классическое – неклассическое» заключается в определении специфики классического и современного искусства; топологические (граница, сдвиг, дорога, путь, лестница и др.) и хронологические концепты (возращение, круг, жизненная траектория, интермедиальность и др.) определяют специфику хронотопа современной философии искусства. Методологическое значение курса «Современная философия искусства» заключается в определении аксиологического (обоснование смысловой направленности художественного произведения и его онтологического значения в контексте современного искусства); художественно-эстетического (определение базовых концептов классического и современного искусства, отражающих изменения в художественной картине мира); мировоззренческого (формирование аналитического и контекстуального отношения к современному искусству) потенциала. Имеющийся у автора опыт преподавания курса «Современная философия искусства» может быть использован педагогическим сообществом для формирования гуманитарной составляющей процесса образования у студентов творческих специальностей.
Мубаракшина Л. Р. Мониторинг формирования универсальных компетенций молодых педагогов в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 308–319. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251210.htm
ART 251210
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11210
Просмотров: 118
В условиях обновления содержания образования и повышения требований к профессиональной деятельности учителя особую актуальность приобретает формирование универсальных компетенций у молодых педагогов. Одной из эффективных форм профессионального сопровождения выступает командное наставничество, способствующее успешной адаптации и профессиональному росту начинающих специалистов. При этом важную роль играет мониторинг, позволяющий выявлять профессиональные дефициты и управлять качеством образовательного процесса. Целью настоящего исследования является представление результатов диагностики уровня сформированности универсальных компетенций у молодых педагогов в ходе опытно-экспериментальной работы, реализованной на базе образовательных организаций города Омска. В исследовании приняли участие 144 педагога, находящихся на начальных этапах профессиональной деятельности. Методологической основой исследования выступил личностно ориентированный подход, обеспечивающий учет индивидуальных особенностей и профессиональных потребностей педагогов. Диагностике подвергались ключевые универсальные компетенции: командная работа и лидерство, коммуникативная компетентность, способность к самоорганизации и саморазвитию. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике развития указанных компетенций у участников, вовлеченных в модель командного наставничества. Эмпирические данные показывают эффективность данной модели как средства поддержки и развития педагогов на старте профессионального пути. Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятийного аппарата и подтверждении продуктивности личностно ориентированного подхода в контексте наставничества. Практическая значимость состоит в возможности адаптации предложенного диагностического инструментария для оценки и сопровождения начинающих педагогов в различных образовательных организациях. Результаты исследования могут быть использованы руководителями и методическими службами при планировании программ наставничества и повышения квалификации.
Психология
Валиуллина Е. В. Струп-интерференция при низких и высоких показателях концентрации и избирательности внимания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 10 (октябрь). – С. 320–326. – URL: http://e-koncept.ru/2025/252022.htm
ART 252022
DOI 10.24412/2304-120X-2025-12022
Просмотров: 229
Эффект Струп-интерференции подразумевает замедление реакции человека при прочтении слов с названием цвета, если цвет шрифта не совпадает со значением. В работе представлен краткий обзор научных публикаций по вопросам возникновения эффекта Струпа и проблемам интерференционных феноменов. С целью изучения влияния уровня концентрации и избирательности внимания на эффект Струп-интерференции было проведено исследование. Результаты показали, что Струп-эффект возникает при любых значениях концентрации и избирательности внимания. При низких показателях данных свойств внимания интерференция значимо больше, чем при высоких значениях, но времени для выполнения задания лицам с высоким уровнем концентрации и избирательности внимания требуется больше.
Ключевые слова:
интерференция, внимание, концентрация, эффект струпа, струп-интерференция, когнитивный контроль, избирательность
А. В. Логунова