№ 04 (апрель)
Статей: 22
Читателей: 9992
Педагогика
Одинокая М. А., Рубцова А. В., Ерëмин Ю. В. Технология «Квест-Кроссенс» как основа для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241040.htm
ART 241040
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11040
Просмотров: 654
Актуальность исследуемой проблемы определяется, c одной стороны, тенденцией к увеличению доли интернационального контингента обучающихся в академической среде, а с другой стороны, тем, что современная организация иностранного языка порождает интересный феномен – лингвокреативные номинативные реалии. Эти новые языковые реалии возникают благодаря пересечению различных смыслов или стилизации речи с целью наименования социально-бытовых и культурных феноменов. Результатом таких языковых экспериментов становятся уникальные слова или выражения, которые впоследствии интегрируются в общий лексикон людей. Эти лингвокреативные номинативные речевые реалии дарят человеку возможность точнее и эффективнее описывать и обозначать окружающий мир, подчеркивая его особенности и насыщая коммуникацию людей. Они придают узнаваемость современному обществу и упрощают взаимодействие с окружающей средой. Этот феномен является результатом бесконечного творчества и эволюции иностранного языка, что делает его непременной частью лингвистической культуры. Целью исследования является представление дидактического аспекта внедрения технологии «Квест-Кроссенс» на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык: базовый курс» как основы для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач. Раскрывается, какое содержание вкладывается в понятие «Квест-Кроссенс». В рамках учебной дисциплины «Иностранный язык: базовый курс» студенты углубляют свои знания и навыки в области иностранного языка, приобретают практический опыт и развивают свои коммуникативные навыки, чтобы эффективно выражать свои мысли и идеи, как письменно, так и устно, что будет важным в их профессиональной деятельности и взаимодействии с носителями языка. Методом теоретического анализа определен алгоритм технологии «Квест-Кроссенс» на практических занятиях по иностранному языку. Описаны особенности технологии «Квест-Кроссенс» и ее значение при проведении практических занятий по иностранному языку. Раскрыты задачи, которые призвана решать технология «Квест-Кроссенс». Приведен обзор классических схем использования технологии «Квест-Кроссенс». Особый акцент сделан на представлении ключевой информации о дидактическом потенциале лингвокреативных номинативных реалий на практических занятиях по иностранному языку. В ходе исследования был разработан комплекс учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач, ранжированных в соответствии с таксономией Блума – Андерсона. Научная новизна состоит в том, что предложена и внедрена технология «Квест-Кроссенс» на практических занятиях по рассматриваемой нами дисциплине как основа для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач по иностранному языку в условиях университетского образования.
Ельцова О. В. Экспериментальное исследование влияния уровня цифровой грамотности учителей и обучающихся начальной школы на качество дистанционных уроков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 17–31. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241041.htm
ART 241041
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11041
Просмотров: 443
Актуальность проблемы формирования цифровой грамотности обучающихся начиная уже с младшего школьного возраста доказывается многочисленными зарубежными и отечественными исследованиями педагогов. Ученые с начала пандемии проявляют интерес к исследованию восприятия различными участниками образовательных отношений трудностей, возникающих в ходе проведения дистанционных уроков, отмечают, что низкий уровень цифровой грамотности обучающихся и учителей негативно влияет на процесс удаленного обучения. Однако исследования в основном направлены на выявление отношения учителей, обучающихся и их родителей к дистанционному обучению. Для того чтобы сохранить и приумножить качество образования, необходимо определять и учитывать причины, негативно и позитивно влияющие на качество дистанционных уроков, выявлять успешные практики и использовать данные результаты при проектировании образовательного процесса. Целью настоящего исследования является изучение влияния уровня цифровой грамотности учителей начальных классов и младшеклассников на качество дистанционных уроков (качество процесса), изучение различий в поведении учителей и учащихся при переходе на удаленное обучение и возможность применения полученных результатов при проектировании онлайн-обучения. В качестве методов исследования были применены: опрос учителей начальных классов, учителей-предметников (учителей английского языка, музыки и физической культуры), анализ полученных ответов. Исследование показало, что на плотность уроков в дистанционном формате значительно влияет уровень цифровой грамотности и учителя, и ученика. Учителя с уровнем цифровой грамотности выше среднего быстрее находят способы решения возникающих технических проблем, быстрее решают проблему замены «проблемных» цифровых ресурсов через поиск альтернативных вариантов, создание авторских заданий, чаще применяют интерактивные методы, вовлекая обучающихся в учебный процесс. Учащиеся с более высоким уровнем цифровой грамотности быстрее адаптируются к условиям дистанционного обучения, чаще предпринимают попытки самостоятельно решить возникающие технические проблемы, при этом предъявляют более высокие требования к наполнению дистанционного урока. У таких учащихся выше шансы на выстраивание своей индивидуальной траектории обучения. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных сведений при организации методической работы с учителями начальных классов с целью повышения качества дистанционных уроков.
Позднякова Е. В. Тематический веб-квест по математике как средство диагностики и развития креативности обучающихся 7–9 классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 32–48. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241042.htm
ART 241042
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11042
Просмотров: 448
В настоящее время в системе основного образования происходят трансформации, связанные с установлением ориентиров на личностное развитие обучающихся и соответствующих компетенций, так называемых «мягких навыков»; при этом одной из многогранных задач школьного математического образования становится интегрированное формирование метапредметных умений и креативности школьников. Анализ исследований указанной проблемы в отечественной и зарубежной литературе и образовательной практике позволяет констатировать наличие многообразных приемов и методов развития креативности обучающихся, однако актуальным остается вопрос использования потенциала цифровой образовательной среды, позволяющего усилить результативность данного процесса с учетом особенностей современного поколения подростков. Целью статьи является представление методики развития и оценивания креативности обучающихся на основе тематических веб-квестов в процессе математической подготовки в 7–9-х классах. Для достижения поставленной цели был использован комплекс научных методов. Теоретическую базу исследования составили: анализ и обобщение научно-педагогической и методической литературы с целью определения ведущих положений изучаемой проблемы; систематизация полученной информации; моделирование. Эмпирические методы включали анкетирование обучающихся для самооценивания метапредметных и креативных умений; анализ и оценивание креативных продуктов учеников; первичную статическую обработку данных, их графическое представление (в форме диаграмм) и сравнительный анализ. Ведущими методологическими подходами при проектировании тематических веб-квестов были выбраны личностно ориентированный и проблемный, а ведущей образовательной технологией – технология геймификации. На основе выбранных подходов были определены особенности авторских веб-квестов: интеграция личностного и игрового контекста; приоритет креативного развития; максимальная визуализация; тематическая направленность; проблемность части заданий; цифровизация контента; создание сюжетов квеста на основе детской кино– и гейм-индустрии. Для иллюстрации особенностей содержания проектируемых веб-квестов приведены примеры заданий квеста по геометрии для учащихся 7-го класса, созданного с помощью конструктора сайтов Google Sites. Представлена методика оценивания креативного компонента результатов выполнения квеста (креативный продукт); определены критерии и показатели для определения уровня «малой» креативности ученика («Ведомый», «Инициатор», «Стратег»). Для иллюстрации авторской методики представлены результаты апробации веб-квеста для учащихся 8-го класса по теме «Площадь», показан первичный статистический анализ для оценивания креативности обучающихся.
Гордеева Н. В., Павлова Н. А. Организация самостоятельной работы студентов вуза при обучении иностранным языкам с использованием цифрового образовательного ресурса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 49–64. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241043.htm
ART 241043
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11043
Просмотров: 427
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современные образовательные стандарты акцентируют внимание на самоорганизации обучающихся непосредственно через управление своим временем, выстраивание и реализацию траектории саморазвития. В связи с этим возникает необходимость поиска новых форм организации самостоятельной работы обучающихся. Цель данной работы состоит в анализе теории и практики организации самостоятельной работы студентов вуза при обучении иностранным языкам с использованием цифрового образовательного ресурса. Для достижения поставленной цели был использован метод анализа психолого-педагогической литературы, направленный на уточнение понятий «самостоятельная работа», «цифровой образовательный ресурс», «онлайн-курс», а также опрос студентов, способствующий выявлению возможностей онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык» при организации самостоятельной работы. В статье представлена структура онлайн-курса по дисциплине «Иностранный язык», описаны ее элементы и алгоритм действий, направленный на организацию самостоятельной работы студентов. Научная новизна данного исследования состоит в комплексном анализе понятий «самостоятельная работа студентов» и «онлайн-курс», в представлении возможной структуры онлайн-курса, направленной на организацию самостоятельной работы в обучении иностранным языкам. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены виды самостоятельной работы, на организацию которых положительное влияние может оказать онлайн-курс по дисциплине «Иностранный язык». Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный алгоритм действий может быть полезен преподавателям в организации самостоятельной работы студентов не только при обучении иностранным языкам. Основные результаты исследования позволяют сделать вывод об эффективности организации самостоятельной работы студентов с использованием онлайн-курса в обучении иностранным языкам. Это связано с тем, что самостоятельное изучение или повторение материала осуществляется в удобное для обучающихся время, предоставляется выбор заданий по степени трудности, касающийся различных аспектов в обучении иностранным языкам (лексический, грамматический аспекты, чтение, письмо), возможен неограниченный доступ к учебной информации, выполнение заданий контролируется и оценивается, преподавателем выделяются недочеты и ошибки в работах, оригинальные идеи обучающихся.
Ключевые слова:
иностранный язык, самостоятельная работа, онлайн-курс, цифровой образовательный ресурс
Матвеев В. В., Грибков Д. Н., Ефименко И. С. Возможности применения генеративных нейросетей в обучении библиотекарей для повышения качества их подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 65–85. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241044.htm
ART 241044
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11044
Просмотров: 461
Модернизация высшего образования открывает перспективы использования технологии искусственного интеллекта для повышения качества обучения специалистов библиотечного дела. Применение сервисов генеративных нейросетей удовлетворяет как требованиям к программам подготовки высококвалифицированных библиотекарей, так и требованиям к уровню развития их востребованных soft skills. Авторами исследуется проблема обоснования эффективности включения технологии искусственного интеллекта в обучение специалистов библиотечного дела. Цель исследования – изучить возможности применения генеративных нейросетей в обучении библиотекарей для повышения качества их подготовки. Научная новизна заключается в том, что обосновывается дидактический потенциал использования генеративных нейросетей в обучении специалистов по библиотечно-информационной деятельности. Теоретическая значимость: выявленные дидактические возможности поддерживаются электронной интерактивной коммуникацией в образовательном пространстве для формирования soft skills, наиболее востребованных в цифровом обществе. Генеративная нейросеть рассматривается как класс искусственных нейронных сетей, которые способны создавать новую информацию на основе обучающих данных. Выбор сервиса обосновывается видом обрабатываемой информации и реализуемой трудовой функцией библиотекаря. Задействовано 68 бакалавров Орловского государственного института культуры. Направление подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность, профиль «Цифровизация информационных ресурсов и процессов». Оценка качества (уровня) подготовки осуществлена при помощи материалов фонда комплексных квалификационных заданий. При статистической обработке данных использован критерий 2-Пирсона. Описана система работы по применению нейросетей в обучении библиотекарей на материалах конкретной дисциплины: изучение основных понятий, информационных сервисов и др. Особенность предлагаемого электронного интерактивного взаимодействия – адаптация контента запросов, решаемых нейросетью задач, под специфику направления подготовки. В заключении делаются выводы о том, что сервисы способствуют повышению качества подготовки за счет следующих дидактических возможностей: представление информации в различной форме, автоматизация вычислений, анализ больших массивов данных, поддержка принятия решений и др. Выделены и трудности: постоянное обновление функционала сервисов, англоязычный интерфейс, соблюдение норм авторского права и этики взаимодействия. Полученные результаты могут быть использованы для модернизации программ подготовки библиотекарей, курсов повышения квалификации, содержания вебинаров в сфере библиотечно-информационного обслуживания.
Шеманаева М. А. Развитие национально-культурной идентичности и патриотизма как результат обучения иностранному языку и межкультурной коммуникации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 86–101. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241045.htm
ART 241045
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11045
Просмотров: 420
Вопрос о формировании национально-культурной идентичности и развитии патриотизма актуален во все периоды развития общества, особенно в эпоху серьезных изменений. Национально-культурная и этнокультурная идентичность является основой для развития патриотизма, так как осознание собственной принадлежности к родной культуре – это первая ступень в развитии самосознания и осознанной любви к Родине. Как показали предшествующие исследования, иностранный язык как учебная дисциплина имеет большой потенциал для развития и совершенствования универсальных компетенций. На данный момент высшее образование в России находится на этапе введения новых дисциплин, нацеленных на формирование национальной и этнокультурной идентичности, однако потенциал таких дисциплин, как «Иностранный язык» и «Межкультурная коммуникация», недооценен. Целью исследования было оценить возможности и ресурсы курса «Межкультурная коммуникация» для развития национально-культурной и этнокультурной идентичности и роста патриотизма у обучающихся. Для достижения поставленной цели курс «Межкультурная коммуникация» был спроектирован на основе личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов с акцентом на достижение интегрированных результатов обучения (личностных, метапредметных и предметных). Исследование, в котором приняли участие 87 студентов направления подготовки «Лингвистика», было проведено на базе Института иностранных языков Петрозаводского государственного университета. Исследование включало в себя следующие этапы: входное анкетирование по шкале Ренсиса Ликерта, изучение курса «Межкультурная коммуникация, повторное анкетирование и анализ полученных результатов. Для анкетирования были использованы утверждения на основе структуры межкультурной компетенции М. Байрам. С целью валидации результатов были использованы критерии Хи-квадрат и критерий t-Стьюдента для зависимых выборок. Результаты подтвердили, что курс «Межкультурная коммуникация» способствует развитию национально-культурной идентичности и чувства патриотизма. В частности, результаты показали, что изучение курса «Межкультурная коммуникация» ведет к более осознанному положительному отношению к собственной культуре, что и является основой для формирования этнокультурной идентичности и патриотизма.
Ключевые слова:
иностранный язык, межкультурная компетенция, патриотизм, этнокультурная идентичность
Баканова И. Г., Капустина Л. В., Постникова Е. В. Применение VR технологий в системе среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 102–118. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241046.htm
ART 241046
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11046
Просмотров: 487
Современное развитие экономики и промышленности в России обусловливает большую заинтересованность работодателей в специалистах среднего звена. Сегодня наблюдается интерес со стороны государства относительно повышения качества работы среднего профессионального образования (СПО), активно внедряется «Профессионалитет», предполагающий более сокращенные временные формы подготовки. При этом работодатель хотел бы получить готового специалиста с хорошо сформированными профессиональными компетенциями и личностными характеристиками. Цель данной статьи – рассмотреть возможные варианты улучшения качества образования в системе СПО, принимая во внимание тренды развития современного общества, а именно виртуальную реальность. Данная работа основана на теоретическом обзоре, анализе и обобщении отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования. Так, представляет интерес изучение развития общества в условиях четвертой промышленной революции, или Индустрии 4.0, которая диктует требования относительно качества образования, формирования компетенций, мышления. Был сделан вывод, что наличие «хардов» недостаточно для современного специалиста, актуален запрос на творчество, способность к спонтанности и импровизации, предпринимательское мышление, смелость, инициативность. Согласно изученной литературе, у выпускников СПО наблюдается недостаточно сформированный уровень системного мышления как способности анализировать и принимать адекватные решения в связи с преобладанием клипового мышления. Клиповое мышление, несмотря на быстроту анализа материала, отличается фрагментарностью и поверхностным оцениванием, что может негативно сказаться на успешном функционировании человека в обществе. Сделан вывод, что с развитием технологий и клипового мышления система образования уже не может полностью полагаться на традиционные методы обучения, она должна искать более эффективные и современные способы взаимодействия с обучающимися. Одним из таких методов является виртуальная реальность
(VR-технологии). Научная новизна исследования заключается в том, что авторы выявили необходимость развития системного мышления у обучающихся СПО и возможность его развития посредством применения VR-технологий, описали способы применения виртуальной реальности, способствующей совершенствованию профессиональных навыков, а также воображения, памяти, когнитивных способностей, позволяющих продуцировать нестандартные решения.
Храброва В. E., Медведева О. А. Роль современных коммуникативно-интерактивных лекционных стратегий в развитии творчества студентов-педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 119–137. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241047.htm
ART 241047
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11047
Просмотров: 446
Актуальность представленного в статье исследования обусловлена значительными трансформациями, происходящими в современной системе образования РФ, в том числе и в педагогическом образовании. Необходимость инновационной подготовки творческих учителей-словесников, способных постоянно совершенствовать свои профессиональные качества, расширять усвоенный социальный опыт и создавать новый, подчеркнута особой ролью школьного курса литературы как общественно значимого предмета, формирующего мировоззрение, патриотизм, эстетические чувства и творческие начала школьников. Сложившиеся социокультурные условия требуют от будущих педагогов готовности показать высокий уровень творческой активности не только на лабораторно-практических, но и на лекционных занятиях. Реализации этого требования способствует применение в процессе обучения коммуникативно-интерактивных лекционных стратегий. Цель исследования: показать возможности использования коммуникативно-интерактивных лекционных стратегий на занятиях по методике обучения литературы, направленных на формирование творческой составляющей студентов-педагогов. В статье определены ведущие подходы к исследованию проблемы: коммуникативный, личностно ориентированный, практико-ориентированный, компетентностный, а также интерактивный метод обучения. В работе раскрыта сущность понятия «коммуникативно-интерактивные лекционные стратегии», показаны их основные отличительные черты, исходя из их коммуникативной природы и интерактивной формы, а также охарактеризованы особенности и структура проведения коммуникативно-интерактивных лекций по методике обучения литературе для студентов направления 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профиль «Русский язык и литература»). В исследовании предложена авторская методика проведения коммуникативно-интерактивных лекций на конкретных примерах наиболее значимых для освоения курса методики обучения литературе тем, рассмотрены различные приемы взаимодействия преподавателя со студентами, формы организации занятий, а также разноплановые задания, нацеленные на развитие и проявление в обучении творческих качеств будущих учителей литературы. Теоретическая значимость статьи состоит в систематизации материалов по использованию коммуникативно-интерактивных лекций в подготовке будущих учителей-словесников и описании методики проведения таких занятий. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенной методики проведения коммуникативно-интерактивных лекций в педагогической деятельности преподавателей высших учебных заведений в ходе разработки курса по методике обучения литературе.
Первухин Д. А., Афанасьева О. В. Подходы к синтезу модели специалиста, бакалавра, магистра на рынке производства продукции и услуг // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 138–157. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241048.htm
ART 241048
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11048
Просмотров: 389
В современном быстро меняющемся обществе образование играет ключевую роль в формировании конкурентоспособных специалистов. Высшая школа становится катализатором профессионального роста студентов, формируя их знания, навыки и умения. Синтез модели специалиста, бакалавра, магистра на рынке производства продукции и услуг подразумевает разработку подходов к подготовке и использованию квалифицированных кадров в соответствии с требованиями современной экономики. Это включает в себя анализ и определение компетенций, необходимых на рынке, а также создание образовательных программ, направленных на их развитие. Основными подходами к синтезу таких моделей являются: компетентностный, модульный, проектный подходы, партнерство с работодателями, непрерывное образование. Эффективность образовательных программ и систем управления обучением в высших учебных заведениях напрямую влияет на качество подготовки выпускников. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью понимания и оптимизации процессов управления образовательным процессом, а также подготовки квалифицированных кадров. Сложность современных требований к выпускникам и стремительные изменения в социально-экономической среде подчеркивают важность эффективных методов управления образовательными программами и формирования профессиональных качеств студентов. Синтез модели специалиста, бакалавра, магистра на рынке производства продукции и услуг требует комплексного подхода, включающего разработку образовательных программ, ориентированных на реальные потребности рынка, активное взаимодействие с работодателями и фокус на развитии ключевых компетенций. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, способных эффективно решать профессиональные задачи в динамично меняющейся экономической среде. Цель настоящего исследования заключается в анализе систем управления образовательным процессом в высших учебных заведениях, выявлении ключевых аспектов подготовки выпускников и определении эффективных подходов к формированию и оценке их компетенций. Внедрение результатов данного исследования позволит выделить оптимальные стратегии управления образовательным процессом и содействовать формированию высококвалифицированных специалистов, способных успешно адаптироваться к современным требованиям рынка труда.
Кучер Б. Д. Формирование профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла: сущность, структура и функции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 158–172. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241049.htm
ART 241049
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11049
Просмотров: 494
В условиях научно-технического прогресса и глобализации общества возрастают требования к качеству естественно-научного образования и его популяризации в средних общеобразовательных учреждениях. Увеличение объема информации и усложнение содержания дисциплин естественно-научного цикла, обновление федеральных государственных стандартов и процессы модернизации образовательной системы обусловливают необходимость уточнения сущности, структуры и функций процесса формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла. Целью данной работы является проведение исследования процесса формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла, включая комплексный анализ сущности, структуры и функций данного феномена. В рамках исследования были применены теоретические (системный анализ и обобщение накопленного педагогического опыта, нормативно-правовой документации по теме исследования) и эмпирические методы (анкетирование, направленное на получение количественных и качественных данных, статистические методы анализа полученной информации). Определена специфика категориального аппарата, который включает две взаимосвязанные группы понятий: «формирование» и «развитие» в контексте философского и педагогического подходов, а также феноменов «компетенция», «компетентность» и «профессиональная компетентность» с позиции философии, психологии и педагогики. Проведено анкетирование педагогического состава, включающее вопросы в области формирования профессиональных личностных характеристик, необходимых для эффективной педагогической деятельности по естественно-научным предметам. Анализ отечественной и иностранной научной литературы, нормативных актов в сфере образования и эмпирических данных, полученных в ходе исследования, позволил сформулировать авторское определение процесса формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла, раскрыть сущность, структуру и функции изучаемого феномена, а также разработать концептуальную модель, направленную на создание условий для непрерывного развития личностного потенциала учителей физики, химии и биологии, способствуя повышению качества педагогической деятельности. Сформулированы организационно-педагогические условия, которые обеспечивают единство формирования профессиональной компетентности учителей естественных наук. Теоретическая значимость научно-исследовательской работы заключается в комплексном анализе информации, посвященной проблеме исследования. На основании проведенного анализа определены сущность, структура и функции, которые легли в основу модели формирования профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученной модели для обновления содержания методической работы в области физики, химии и биологии, модернизации содержания программ повышения квалификации и уточнения нормативной документации, регламентирующей деятельность педагогических работников, реализующих образовательные программы по естественно-научным предметам.
Ключевые слова:
компетенции, развитие, профессиональная компетентность, формирование, учителя естественно-научного цикла
Зарипова Р. Р. Формирование полилингвальной предметно-методической компетенции у будущих учителей-предметников в полилингвальной образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 173–189. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241050.htm
ART 241050
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11050
Просмотров: 441
В свете эффективной реализации стратегий билингвального и полилингвального образования в Республике Татарстан настоящее исследование обращает внимание на инициированный в 2018 году проект «Учитель-би- и полилингв», реализуемый на платформе Казанского федерального университета. Основной целью проекта является подготовка учителей предметников, способных вести образовательную деятельность на трех языках и владеющих теоретико-практическими основами би- и полилингвального обучения. В статье освещается необходимость трансформации дидактического обеспечения для подготовки педагогических кадров, которое бы учитывало особенности полилингвальной образовательной среды. Существующее обеспечение, ориентированное на монолингвальные образовательные учреждения, не способствует эффективной работе педагогов в полилингвальной среде. В связи с этим автор предлагает дополнить комплекс универсальных и общепрофессиональных компетенций специальной полилингвальной предметно-методической компетенцией. Целью исследования является разработка комплекса мер по формированию полилингвальной предметно-методической компетенции и проверка его эффективности. В ходе работы был проведен анализ отечественной и зарубежной научной литературы по данной теме, в котором автор отмечает накопленный опыт в области подготовки специалистов и учителей многоязычия, основанный на современных научно-методических подходах. Рассмотрены работы, посвященные формированию предметной иноязычной компетенции, многоязычной компетентности, методическому творчеству креативного учителя иностранного языка, а также формированию многоязычия у студентов языковых вузов. Проведена апробация разработанного комплекса мер по формированию полилингвальной предметно-методической компетенции у будущих учителей-предметников в полилингвальной образовательной среде. Эксперимент проводился на базе Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета в течение пяти лет с участием 72 студентов пятого курса, изучающих полилингвальные образовательные программы. Основной метод эксперимента включал диагностику уровня сформированности компетенции с помощью международного экзамена Teaching Knowledge Test – CLIL, адаптированного для русскоязычной аудитории. Анализ результатов показал, что большинство участников эксперимента имели продвинутый уровень сформированности полилингвальной предметно-методической компетенции. Однако студентам оказалось сложным вести учебные занятия по методологии CLIL из-за отсутствия практических навыков в этой области. Рекомендуется уделить особое внимание формированию практических навыков у будущих учителей предметников, занимающихся полилингвальными образовательными программами, чтобы они могли успешно применять полилингвальную методологию в своей педагогической деятельности. Результаты работы позволят определить эффективность предложенных мер и их применимость в полилингвальной образовательной среде.
Кошелева И. Н. Активизация навыков креативного мышления на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 190–204. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241051.htm
ART 241051
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11051
Просмотров: 490
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем фактом, что креативное мышление является предшественником инноваций, необходимых для развития общества. Креативное мышление способствует генерации комплексных идей для задач, принятию решений, личностному росту, а также адаптации к требованиям современного мира в условиях глобализации, конкуренции специалистов с искусственным интеллектом. Более того, цифровая эпоха смещает фокус с передачи знаний обучающимся на применение ими этих знаний в поиске решений конкретных задач. Занятия по иностранному языку, в частности английскому, предоставляют благоприятную возможность для раскрытия творческого потенциала обучающихся. Соответственно, целью данной статьи является описание факторов, положительно влияющих на формирование и совершенствование навыков креативного мышления у студентов неязыкового вуза на занятиях по английскому языку. Исследование опирается на гуманистический подход в преподавании, делающий акцент на самоактуализации личности студентов. Кроме этого, работа берет за отправную точку положения теории когнитивизма, рассматривающей обучающихся как активных участников познавательной деятельности. Немаловажную роль в исследовании играет и теория социокультурного взаимодействия Л. С. Выготского, постулирующая ценность интеракции обучаемых для приобретения навыков и знаний. В ходе исследования были выявлены характерные для креативного мышления особенности, показана его многоаспектность. Теоретические знания о природе изучаемого понятия позволяют выделить ряд факторов, обеспечивающих активизацию навыков креативного мышления в практике преподавания иностранных языков: личность и поведение преподавателя, эффективная среда обучения, принципы, лежащие в основе учебных заданий. Теоретическая значимость статьи определяется комплексным описанием понятия креативного мышления, что позволяет глубже понять его природу и на этом основании грамотно интегрировать его в практику преподавания английского языка. Практическая значимость статьи состоит в том, что выявленные в ходе исследования факторы активизации навыков креативного мышления могут применяться в разработке учебных курсов и программ в зависимости от контекста учебного процесса, целей и потребностей обучающихся. Описанные принципы, составившие основу творческих заданий, позволяют расширить методический арсенал преподавателя и поддержать интерес и мотивацию к изучению английского языка у обучающихся.
Моторная С. Е. Особенности сформированности академической прокрастинации будущего выпускника университета с различными стратегиями поведения в конфликте в условиях социальной трансформации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 205–218. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241052.htm
ART 241052
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11052
Просмотров: 504
Актуализируется проблема сформированности академической прокрастинации будущего выпускника университета в рамках развития высшей школы, способной к обеспечению эффективности и качества результата образования в условиях социальной трансформации. Цель исследования – изучение и обоснование особенностей академической прокрастинации студентов с различным выбором стратегий поведения в конфликте в образовательном пространстве высшей школы для обеспечения качества высшего образования на современном этапе развития. Представлен краткий обзор исследований феномена прокрастинации и его связи с индивидуально-психологическими характеристиками студентов университета. Исследование установило, что отечественные и зарубежные ученые в своих исследованиях подробно проанализировали теоретические основы прокрастинации: дали определение и рассмотрели ее структурную организацию, подходы к классификации прокрастинации, провели анализ причин и последствий прокрастинации, изучили связи перфекционизма и нарциссизма с прокрастинацией. Отечественная наука считает необходимым учитывать влияние академической прокрастинации на успешность обучения. Вопросы же взаимосвязи поведения в конфликте и уровня академической прокрастинации в студенческой среде отечественными и зарубежными учеными не рассматривались. В исследовании используется системный метод анализа последствий и факторов риска при выборе стратегии поведения в конфликте студентами высшей школы, а также следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме прокрастинации, диагностические методы и метод математической статистики (корреляционный анализ). Диагностика проводилась по опросникам «Шкала прокрастинации» Клэрри Лэй и «Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса и Р. Килманна. Результаты эмпирического исследования показали, что среди студентов наиболее распространенным является высокий уровень прокрастинации, а выбором стратегии поведения в конфликте – компромисс. Корреляционный анализ взаимосвязи выбранной студентами высшей школы стратегии поведения в конфликте и диагностированной общей прокрастинации по выборке студентов показал прямую выраженную взаимозависимость между прокрастинацией и стратегией соперничества и обратную выраженную взаимозависимость между прокрастинацией и стратегией сотрудничества. Делается вывод о необходимости с помощью специальным образом организованных занятий по самоорганизации и самодисциплине снижать уровень академической прокрастинации для развития сотрудничества в среде студентов с целью повышения степени гармоничности человека и общества. Для этого рекомендуется изменять педагогические организационные и содержательные условия учебной деятельности. Результаты исследования будут способствовать повышению качества высшего образования и служить эффективности его результата в эпоху социальной трансформации.
Савинов А. М., Сорокина Т. А., Савинова С. В. Развитие у студентов навыков выполнения набросков обнаженной фигуры человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 219–234. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241053.htm
ART 241053
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11053
Просмотров: 404
Студенты, обучающиеся художественной грамоте, должны уметь выполнять рисунок фигуры человека, свободно передавать движение фигуры, ее анатомическое и пространственное расположение. Это необходимо для будущей художественно-творческой деятельности. Без умения рисовать фигуру выпускник не будет готов к профессиональной деятельности как художник. Цель статьи – предложить разработанную серию заданий по выполнению набросков обнаженной фигуры человека с разными специально составленными задачами. Применены методы: анализ специальной литературы; анализ набросков студентов; педагогический эксперимент. Смысл заданий заключается в выполнении набросков обнаженной фигуры человека, начиная от простых движений и переходя к более сложным. Сначала предлагается выполнить набросок со статическим контрапостом фигуры стоя, далее переходить к сидящей фигуре человека в динамике, которая выражена поворотом плечевого пояса к тазовому поясу, чтобы было скручивание тела. Затем задачи усложняются до набросков фигуры человека в лежачем положении без ракурса, потом в сложном ракурсе, при этом рекомендуется находиться от модели на достаточном расстоянии, чтобы в набросках избежать искажения пропорций. И заканчивается серия заданий фигурой с задачей передачи в наброске графического художественного образа. Для решения этой задачи рекомендуется организовывать тематическую постановку. Выявлено, что разработанные задания положительно влияют на развитие навыков выполнения набросков обнаженной фигуры человека. Использование в учебном процессе данных заданий позволяет достичь более высоких результатов в освоении художественной грамоты по рисунку. Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании методики обучения студентов выполнению набросков фигуры человека. Практическая значимость исследования заключается в предложении методически обоснованных заданий, эффективность которых доказана в процессе педагогического эксперимента. Результаты исследования целесообразно применять в учебном процессе при обучении студентов академическому рисунку в разделе освоения фигуры человека.
Галимуллина Н. М., Вагаева О. А. Внедрение дисциплины «Основы российской государственности» в образовательный процесс высший школы: восприятие обучающимися и методика преподавания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 235–250. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241054.htm
ART 241054
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11054
Просмотров: 526
Начиная с 2023/2024 учебного года основные образовательные программы всех направлений подготовки вузов России включают дисциплину «Основы российской государственности». Она призвана помочь обозначить своевременный ответ на актуальные вызовы образовательной и социальной политики России, способствовать формированию у студентов чувства гражданственности и патриотизма, что является важной задачей на высшем государственном уровне. Цель статьи – исследование особенностей внедрения новой дисциплины в образовательный процесс высшей школы, ее восприятия обучающимися, их отношения к ней, описание методических наработок из опыта преподавания предмета. Для проведения исследования были использованы общетеоретические методы (анализ, синтез, обобщение теоретических сведений по проблеме) и эмпирический метод – анкетирование в онлайн-формате. Базой исследования выступила группа студентов первого курса технических вузов Пензы и Казани в количестве 173 человек. Исследование позволило выяснить отношение первокурсников к дисциплине в целом, к ее отдельным разделам, педагогическим средствам и методам, примененным в ходе преподавания данного курса. Более половины опрошенных ответили, что полностью удовлетворены полученным на занятиях результатом. Студенты отметили важность личностного взаимодействия с преподавателем в процессе проведения занятий, обратили особое внимание на интересное содержание дисциплины, выделив этот параметр как явное преимущество курса. Они определили самыми важными для изучения разделы дисциплины «Российское государство-цивилизация» и «Политическое устройство России». Наиболее эффективными средствами обучения студенты считают видеоролики, интерактивные онлайн-игры, лекции преподавателя и работу с картой. Считаем, что цели и задачи, поставленные в правовом поле и обозначенные в медийном пространстве перед вузами и конкретными преподавателями, были выполнены. Результаты опроса этот факт подтверждают. Большинство студентов убеждены, что основная польза от изучения предмета заключается в расширении имеющихся знаний по истории России, в то же время респонденты отметили в качестве значимого результата обучения формирование чувства гордости за свою страну и свой народ, расширение имеющихся знаний по географии России, лучшее понимание геополитических процессов, происходящих сегодня. Дисциплина на практике способствует формированию у молодежи таких качеств, как гражданственность и патриотизм, которые определяют ценностное отношение личности к историческому прошлому своей страны, принадлежности к своему народу, чувство гордости за свое Отечество.
Польская С. С. Преподаватель вуза: поддержка выбора профессиональных траекторий обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 251–264. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241055.htm
ART 241055
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11055
Просмотров: 361
Актуальность осуществления профессорско-преподавательским составом университетов поддержки обучающихся в осуществлении выбора профессионального пути обусловлена назревшей необходимостью изменений в деятельности высших учебных заведений и тех, кто работает в сфере высшего образования, при этом такого рода деятельность должна быть направлена не только на абитуриентов или выпускников университетов, но и на тех, кто находится «между» этими двумя категориями. Целью нашего исследования было выявить, как сами преподаватели университета относятся к данному вопросу, в какой форме видят осуществление такого рода поддержки, а также какие аберрации возможны в ходе этого процесса. Посредством использования педагогического, психологического и акмеологического подходов могут быть сформулированы возможные алгоритмы подобного взаимодействия между преподавателем и студентом. Проведенный нами экспертный опрос показал, что большинство участников такового демонстрирует положительное отношение к осуществлению этой поддержки в рамках своей деятельности в качестве преподавателя университета, допуская возможность инкорпорирования элементов профессионального ориентирования в процесс преподавания своего предмета и показывая понимание того, в каких формах это может осуществляться. При этом в процессе глубинных интервью рядом участников экспертного опроса были изложены потенциальные проблемы и барьеры воплощения задачи такого рода. Практическая значимость нашего исследования заключается в появлении возможности внедрить модель педагогической поддержки в работу университетских преподавателей, что позволит внести качественные изменения в подготовку получающих высшее образование, благодаря чему на рынок труда впоследствии выйдут индивиды, четко осознающие свои профессиональные цели и осуществившие осознанный выбор трудовой деятельности.
Сергеева М. Г., Симонова Н. М. Управление конфликтными ситуациями в педагогическом коллективе как фактор создания комфортной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 265–280. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241056.htm
ART 241056
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11056
Просмотров: 408
В процессе обучения и воспитания возникают регулярные педагогические конфликты, обусловленные противоречиями, которые свойственны образовательному процессу. Целью статьи является изучение, профилактика и разрешение педагогических конфликтов с участием его непосредственных субъектов: конфликты, зарождающиеся в рамках учебно-воспитательной деятельности в качестве реакции на затруднение реализации ее основных или дополнительных задач (конфликты данного типа происходят из-за осложнения «деловых» взаимосвязей); конфликты неоправданных ожиданий, происходящие на занятиях или в рамках внеучебных мероприятий в качестве реакции на действия, расходящиеся с установленными правилами взаимодействия педагогов и учащихся, расходящиеся с тем обоюдным результатом, на который они закономерно рассчитывают (конфликты данного типа происходят из-за осложнения «ролевых» взаимосвязей); конфликты, связанные с психологической несовместимостью, происходящие на занятиях или в рамках внеучебных мероприятий в связи с индивидуальной спецификой педагога и его подопечных, не вполне гармоничным сочетанием их темпераментов и характеров. Основной результат статьи – рассмотрение конфликта педагогического характера как особого явления, а также его сторон и функциональных свойств, которое позволяет заключить, что данный тип межличностных столкновений представляет собой обязательный элемент системы образования и в эту конфронтацию может быть вовлечен кто угодно – от педагогов и представителей руководства до учащихся и членов их семей. Степень отрицательного воздействия конфликта на тех, кто в нем участвует, находится в непосредственной зависимости от такой личной характеристики, как конфликтность, присутствующей в одних обучающихся, но отсутствующей в других. Кроме того, большое значение имеет потребность в преодолении разногласий у каждого из оппонентов. Данные факторы весьма значимы для проводимого нами исследования. В рамках нейтрализации конфликтной ситуации важную роль играет осуществление сценария сотрудничества (взаимодействия, партнерства), для которого свойственны высокая степень вовлеченности всех участников конфликта в процесс его преодоления, стремление к компромиссу, уравновешиванию притязаний, осознание значимости взаимной коммуникации. Главный поведенческий алгоритм призван учитывать подходы к урегулированию конфликтов на разных стадиях в контексте действующей конфликтологической модели, базирующейся на принципах медиации. Комплексное использование коммуникативных, административных, медиационных, лидерских навыков педагогических работников представляет собой первостепенный фактор, оказывающий влияние на управление конфликтами.
Ключевые слова:
образовательная среда, конфликт, управление конфликтами, педагогический коллектив, конфликтующие стороны
Краснов Т. Э., Челнокова Т. А. Подготовка ведущих сотрудников компании электросетевого комплекса к реализации задач внутрифирменного обучения методам и инструментам бережливого производства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 281–293. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241057.htm
ART 241057
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11057
Просмотров: 333
Электросетевой комплекс играет огромную роль в экономике страны. Эффективность его деятельности зависит от многих факторов. Одним из них является степень готовности сотрудников компании решать сложные производственные задачи. В связи с этим огромное значение приобретает создание и развитие системы внутрифирменного обучения, подготовка собственных сотрудников для осуществления педагогической деятельности. Представляя опыт по организации обучения сотрудников методам и инструментам бережливого производства, авторы статьи стремятся обобщить его для определения теоретической основы развития внутрифирменного производства. Проблема исследования связана с поиском ответов на вопрос о методах отбора кандидатов, средствах и методах подготовки ведущих сотрудников компании к организации ими образовательного процесса внутри фирмы для максимально мобильного решения вопросов повышения квалификации ее сотрудников без отрыва от производства. Цель исследования: на основе теоретического анализа научной литературы по вопросам внутрифирменного обучения выявить и описать условия подготовки ведущих специалистов компании к педагогической деятельности. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что эффективная организация внутрифирменного обучения сотрудников компании инструментам и методам бережливого производства будет обеспечена, если осуществлен целенаправленный отбор и подготовка ведущих специалистов компании к организации образовательного процесса с учетом развитости их коммуникативных умений и навыков коммуникаций; организовано их целенаправленное погружение в педагогическую теорию, в проблемное поле образовательной задачи, которую необходимо решить для развития производства; ими осознана сущность и значимость возложенной на них функции и сформирована готовность к ее выполнению. Методологической основой исследования был обозначен акмеологический подход, с опорой на него обосновывались особенности подготовки кадров к педагогической деятельности для решения внутренних проблем компании. Представленный опыт ее организации может быть полезен для всех производственных объединений, стремящихся ускорить процесс интеграции новых знаний и навыков в деятельность своих сотрудников.
Полумордвинова А. А. Цифровизация литературного образования: как не «потерять» ученика? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 294–310. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241058.htm
ART 241058
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11058
Просмотров: 385
Актуальность статьи обусловлена проблемой модернизации литературного образования в цифровом мире. Процесс реконструкции классической методики обусловлен быстро меняющейся реальностью, которая также заставляет перестраиваться сознание учащегося (развитие медиаобразования и пр.). Последний, как показывает практика, перестал активно вовлекаться в образовательный процесс, исключающий применение цифровых технологий. Внимание ученика ищет элементы новой действительности в школе. Именно изменения уроков, вбирающие в образовательный процесс достижения новой эпохи, реконструирующие привычные методы, способы и приемы, могут помочь учителю литературы заинтересовать школьника на занятиях. Цель исследования – выявить сигналы, на которые современному учителю литературы следует обратить внимание, чтобы увлечь учащихся XXI века на уроке и не позволить им погрузиться в интересующие обучающихся достижения эпохи цифровизации, забыв при этом об образовательных задачах. Ведущие подходы к исследованию проблемы: системный, междисциплинарный, комплексный. На основе анализа научной литературы, форумов учителей и родителей, федеральных документов, проведенных опросов и других источников показана необходимость поиска ответа на вопрос «Как не “потерять” ученика?», выявления проблем, волнующих субъектов образовательного процесса, и их решений. Для достижения цели статьи нами были использованы теоретические (анализ публикаций по проблемам исследования) и эмпирические методы (проведение письменного анкетирования и устного опроса). Методологической основой нашего исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам цифровизации образования, воображения, восприятия читателя-школьника, обучения литературе в контексте современного медиапространства и др. Сформулирован ряд выводов, позволяющих определить, как в XXI веке нужно модернизировать уроки литературы, чтобы ученики нового поколения не растеряли мотивацию к обучению, заинтересовались образовательным процессом. Предложенные решения по модернизации учебного процесса, в которых представлены векторы развития современного литературного образования, могут быть использованы учеными для многогранного исследования выявленных проблем и поиска новых путей их решения, а также учителями школ и преподавателями педагогических университетов для коррекции работы с обучающимися в контексте цифровой эпохи.
Психология
Фалалеева А. В., Городилова С. А. Сказка как средство развития связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 311–318. – URL: http://e-koncept.ru/2024/242007.htm
ART 242007
DOI 10.24412/2304-120X-2024-12007
Просмотров: 563
Совершенствование связной монологической речи имеет ключевое значение в общем развитии речи дошкольников. Проблемами, которые мы рассматриваем в нашем исследовании, являются изучение специфики развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и планирование коррекционно-развивающего процесса с использованием сказки с учетом специфики их речевого развития. Цель статьи заключается в обосновании целесообразности и эффективности применения сказок в логопедической работе для развития монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Результаты диагностики с использованием методики В. П. Глухова свидетельствуют о том, что дети данной категории имеют низкий уровень развития связной монологической речи, что подчеркивает актуальность и значимость исследования. В статье раскрывается суть логопедической работы, направленной на улучшение монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через использование сказочных сюжетов и сказок.
Мингалева П. С., Башмакова С. Б. Особенности проявления дисграфии у современных младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 319–327. – URL: http://e-koncept.ru/2024/242008.htm
ART 242008
DOI 10.24412/2304-120X-2024-12008
Просмотров: 433
С каждым годом наблюдается тенденция к увеличению нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста, одно из них – дисграфия. Этим фактом обусловлена актуальность нашего исследования. Цель статьи – выявление и характеристика особенностей проявления дисграфии у современных младших школьников. Нами были рассмотрены операции процесса письма, авторские подходы к классификации и проявлениям дисграфии, проведено экспериментальное исследование, в результате которого мы выявили акустическую дисграфию и дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Установленные особенности должны лечь в основу дальнейшего логопедического воздействия.
Ключевые слова:
диагностика, младшие школьники, дисграфия, письменная речь, нарушения письменной речи
Экономика
Таскин Ф. А. Состояние рынка грузоперевозок и логистики Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 4 (апрель). – С. 328–336. – URL: http://e-koncept.ru/2024/243002.htm
ART 243002
DOI 10.24412/2304-120X-2024-13002
Просмотров: 475
В современном мире развитие рынков происходит быстрыми темпами. Вместе с ними развиваются и мировые экономические связи, выраженные в комплексе логистических цепочек. Географическое положение стран оказывает существенное влияние на их логистический потенциал и возможность конкурировать с другими странами. Выгодное местоположение Германии, расположенной в центре Европы, позволяет ей успешно развивать грузоперевозки и логистическую деятельность. Будучи транзитной страной, Германия вовлечена во многие логистические процессы. Логистическая отрасль, включающая перевозку, складирование и обработку грузов, является одной из крупнейших отраслей экономики Германии. Поэтому изучение опыта Германии по построению и развитию логистической отрасли может быть полезно как странам Европейского союза, так и иным государствам. Целью исследования является анализ текущего состояния рынка грузоперевозок и логистики Германии. В ходе работы проанализированы основные тенденции развития рынка грузоперевозок и логистики Германии; представлены основные статистические показатели; изучено состояние логистической и транспортной инфраструктур; рассмотрены направления государственной поддержки логистической отрасли. Сформулирован вывод о высокой развитости логистической индустрии и рынка грузоперевозок Германии, об эффективном применении цифровых платформ, технологий, современного транспортного оборудования в логистической отрасли.