Приложение 7. «Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса»

Рокицкая Ю. А., Манучарян Н. Ш. Теоретическое обоснование моделирования процессов формирования толерантности к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56078.htm
Статья в РИНЦ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования толерантности к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников. Проанализированы определения понятий: толерантность, толерантность к неопределенности, моделирование, «дерево целей». Опираясь на результаты теоретического исследования, смоделировано «Дерево целей» формирования толерантности к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников.
Рокицкая Ю. А., Вальковская А. С. Развитие эмоционального интеллекта будущих психологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56079.htm
Статья в РИНЦ
В статье представлена актуальность развития эмоционального интеллекта как ведущее профессионально важное качество будущего психолога, обеспечивающее успешность учебной деятельности и специфику профессиональной направленности. Проанализирована эволюция представлений об эмоциональном интеллекте. Обсуждается так же психологические особенности эмоционального интеллекта, как профессионально важные качества, определяющие успешность. Отражается проблема взаимосвязей с иными психологическими феноменами поскольку эффективность профессиональной деятельности в сфере «субъект-субъектных» отношений во многом обуславливается умением понимать свои эмоции, распознавать эмоции других людей, в том числе, за счет умения подстраиваться под их эмоциональное состояние, такое умение владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие оказывается незаменимым, является основным в работе будущего психолога. Если общий интеллект является фактором академической успешности, то высокий уровень развития эмоционального интеллекта позволяет добиваться профессионального и жизненного успеха в целом, что особенно необходимо будущим психологам. Проанализирована эволюция представлений об эмоциональном интеллекте.
Крыжановская Н. В., Буркова Е. В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56080.htm
Статья в РИНЦ
Статья посвящена изучению влияния учебной мотивации на степень школьной адаптации ребёнка. Раскрываются истоки и признаки дезадаптации младших школьников. Рассматриваются виды мотивации и способы формирования мотивации к учебной деятельности. Приводятся перечень диагностических методик и этапы проведения эксперимента по формированию учебной мотивации и повышению адаптационного потенциала учащихся.
Кондратьева О. А., Соколова В. Е. Модель психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56081.htm
Статья в РИНЦ
Статья посвящена психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников в аспекте формирования их самосознания. Представлен анализ диагностики самооценки старшеклассников. В процессе исследования разработано «дерево целей», показана авторская модель психолого-педагогической коррекции самооценки старшеклассников, как основа для разработки частных методик, необходимых для решения задач по исследуемой проблеме.
Кондратьева О. А., Леонидова И. С. Особенности психологической защиты старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56082.htm
Статья в РИНЦ
Механизмы психологической защиты у старшеклассников призваны разрешить конфликты, возникающие в период подготовки к итоговой государственной аттестации. Объясняются понятия «юность», «личность старшеклассника», «психологическая защита», «копинг-стратегии» и т.д.
Клочева Г. М., Черных Т. Г. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях школы как психолого-педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56083.htm
Статья в РИНЦ
В статье анализируется коррекция и профилактика эмоционального выгорания педагогов. Рассматриваются новые подходы в решении проблемы. Представлена модель «Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания педагогов», которая содержит коррекцию эмоционального выгорания педагогов и является системным образованием, состоящим из нескольких взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, технологического и оценочного.
Клочева Г. М., Усанова И. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56084.htm
Статья в РИНЦ
Статья посвящена одной из важнейших проблем профессионального самоопределения старшеклассников и разработке модели психолого-педагогического сопровождения этого процесса. Психолого-педагогическое сопровождение показано как система мер и мероприятий содействия формированию личности, способной принять самостоятельное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной позиции.
Иванова Л. В., Слав М. Г. Психолого-педагогическое формирование саморегуляции детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образован // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56085.htm
Статья в РИНЦ
Статья посвящена проблеме изучения психолого-педагогического формирования саморегуляции детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования. В статье проведен анализ понятия самоуправления и саморегулирования, названы процессы психического саморегулирования. Раскрыты основные аспекты формирования саморегуляции детей младшего школьного возраста. Показана взаимосвязь между трудностями, возникающими в учебной деятельности и способностью младшего школьника к самоконтролю.
Иванова Л. В., Буранова Н. П. Модель психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56086.htm
Статья в РИНЦ
Статья посвящена особенностям психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников, где психологическая готовность выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника, а также процессу формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Представлена разработанная автором модель в совокупности её элементов.
Долгова В. И., Хамиди М. Э. Психологические детерминанты развития толерантности иностранных студентов в педагогическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56087.htm
Статья в РИНЦ
В статье раскрыта проблема развития толерантности иностранных студентов в педагогическом вузе. Анализ содержания понятия «толерантность» позволил выделить основные составляющие толерантности, определить цель и принципы толерантного отношения иностранных студентов. Таким образом, мы видим, что дальнейшее развитие общества и взаимодействие разных культур возможно только в условиях диалога. Воспитание у личности миролюбия, принятия и понимания других людей независимо от их национальной, религиозной, социальной принадлежности, взглядов и мировоззрения, все это способствует формированию нравственно здорового общества.
Иванова Л. В., Пудеева Е. А. Развитие образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56088.htm
Статья в РИНЦ
Статья посвящена проблеме развития образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. в условиях дополнительного образования. В статье проведен анализ понятия творчество». Раскрыты два основных компонента структуры способностей («операциональный» – отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность; «Ядро» – психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза). Названы условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Представлен процесс психолого–педагогического формирования образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в их взаимосвязи- «Дерево целей».
Долгова В. И., Палазюк Л. М. Особенности освоения инновационных образовательных технологий учителями коррекционной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56089.htm
Статья в РИНЦ
В статье раскрыты особенности освоения инновационных образовательных технологий учителями коррекционной школы; названы элементы общей структуры профессиональной компетентности, личностные качества и ключевые компоненты психолого-педагогической компетентности педагога; представлены субъективные и объективно-субъективные (психолого-педагогические) условия и профессионально важные качества учителя; проведён анализ психолого-педагогической компетентности учителя и уровней профессиональной компетентности.
Капитанец Е. Г., Девятова К. М. Влияние тревожности на агрессивное поведение подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56090.htm
Статья в РИНЦ
В статье раскрыто влияние тревожности на агрессивное поведение в подростковом возрасте; показано, как тревожность обуславливает проявление агрессии у подростка; объяснены результаты исследований, проведенных по методикам Спилбергера – Ханина и Баса Дарки.
Долгова В. И., Балашова Т. Б. Связь эффективной профессиональной деятельности продавцов-консультантов с индивидуально личностными особенностями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56091.htm
Статья в РИНЦ
В статье раскрыты основные проблемы профессиональной деятельности продавцов-консультантов, показана роль индивидуальных и личностных особенностей, эмоционального выгорания. Раскрыта Программа повышения квалификации продавцов-консультантов по решению ими профессиональных задач. Названы основные направления психологической помощи сотрудникам в профессиональном развитии.
Крыжановская Н. В., Назарова Н. Р. Профессиональное развитие и саморазвитие менеджера как один из способов профилактики эмоционального выгорания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56092.htm
Статья в РИНЦ
Статья посвящена проблеме изучения профилактики синдрома эмоционального выгорания. Профессиональное развитие и саморазвитие - это процессы направленные на профилактику синдрома эмоционального выгорания менеджера. Обозначены необходимые условия для эффективного профессионального развития и саморазвития. Описан комплекс определенных качеств, умений и способностей, которыми должен обладать менеджер и совершенствовать их для успешного профессионального развития и саморазвития.
Гольева Г. Ю., Михайлусова К. А. Исследование уровня самооценки младших подроcтков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56093.htm
Статья в РИНЦ
В статье представлено исследование уровень самооценки младших подростков. Раскрыты понятия: самооценка и подростковый возраст. Обсуждены результаты исследования самооценки младших подростков по методикам С.А. Будасси, Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, Р.С. Немов. Полученные результаты исследования подтвердили, что самооценка младших подростков на ступени среднего общего образования требует для своего развития специально разработанной психолого-педагогической программы.
Долгова В. И., Аплеева И. А. Влияние психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения на развитие ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56094.htm
Статья в РИНЦ
В статье показано влияние психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения на развитие личности ребенка. Отмечено, что свободное от психологического насилия межличностное общение формирует психологически здоровую личность. Раскрыто понятие психологически безопасной образовательной среды, условия и принципы психологической безопасности ребёнка дошкольного возраста.
Рокицкая Ю. А., Лаптева М. А. Исследование сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56095.htm
Статья в РИНЦ
Статья посвящена изучению понятий «универсальные учебные действия» и «регулятивные универсальные учебные действия»; представлены результаты исследования сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников, а также результаты после проведения программы формирования.
Капитанец Е. Г., Коробейникова Е. Ю. Программа психолого-педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56096.htm
Статья в РИНЦ
В статье подробно развернута Программа психолого-педагогической коррекции свойств внимания старших дошкольников с нарушениями речи; представлены цели, задачи, структура занятия, цели и задачи каждого из 20 занятий; названы принципы реализации Программы.
Долгова В. И., Тимофеева И. В. Исследование Я-концепции женщин в период проживания кризиса среднего возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56097.htm
Статья в РИНЦ
В статье представлены результаты исследования Я-концепции женщин в период проживания кризиса среднего возраста. В исследовании применялись следующие психодиагностические методики: опросник самооценки психических состояний Г. Айзенка; методика САН (самочувствие, активность, настроение) В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой, М.П. Мирошникова; определение самооценки по методике С.А. Будасси.
Гольева Г. Ю., Ушакова Н. Н. Сущность развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 101–105. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56098.htm
Статья в РИНЦ
Выбранная тема статьи, актуальна тем, что каждый руководитель ДОУ должен знать, что успех внедрения развития в деятельность учреждения зависит, в первую очередь, от высокого профессионального и личностного потенциала руководителя, от высокого уровня аналитической культуры и мотивационной готовности, что определило необходимость подготовки управленцев нового типа; владеющих интегрированными знаниями, умениями, навыками соответствующие профессионально-личностным качествам специалиста, и обладающих высокой общей и инновационной культурой, – все это, позволяет ускорить процесс адаптации к новым условиям.
Долгова В. И., Солодянкина Е. Г. Анализ результатов психолого-педагогической коррекции страхов дошкольников методом сказкотерапии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56099.htm
Статья в РИНЦ
Статья посвящена изучению возможностей психолого-педагогической коррекции страхов дошкольников методом сказкотерапии; представлены результаты констатирующего исследования уровня страхов дошкольников, а также изменения по этим же показателям после проведения программы психолого-педагогической коррекции.
Кондратьева О. А., Челнакова Т. С. Исследование психологической культуры консультантов компании «Faberlic» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56100.htm
Статья в РИНЦ
Статья посвящена изучению психологической культуры консультантов компании «Faberlic»; определены основные направления деятельности консультанта и место психологической культуры в ней; представлены результаты исследования психологической культуры консультантов компании «Faberlic».
Кондратьева О. А., Юрина Н. С. Изучение гендерных особенностей воображения старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56101.htm
Статья в РИНЦ
Статья посвящена изучению гендерных особенностей воображения старших дошкольников. В психической жизни дошкольника воображение играет исключительно важную роль, оно проявляется настолько явно и интенсивно, что многие психологи рассматривают его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Методики исследования: фигурный тест Е.Торренса, «Вербальная фантазия» (речевое воображение), методика Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной «Свободный рисунок».
Крыжановская Н. В., Млкеян Л. А. Исследование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56102.htm
Статья в РИНЦ
Статья посвящена изучению проблемы учебной мотивации у младших школьников; представлены результаты исследования уровня учебной мотивации у младших школьников, по данной работе составлено рекомендации педагогам начальных классов по психолого-педагогической коррекции учебной мотивации младших школьников.
Аркаева Н. И., Ибрагимова Э. Ф. Исследование профессиональной идентичности студентов педагогического вуза и колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56103.htm
Статья в РИНЦ
Статья посвящена феномену профессиональной идентичности, как составной части профессиональной Я-концепции будущих педагогов. Данное исследование позволяет определить отличия в процессе становления профессиональной идентичности студентов вуза и колледжа. Определены опорные понятия темы, представлены результаты проведенного исследования, задано направление для дальнейшей научной работы.
Барышникова Е. В., Макарова Ю. М. Изучение тревожности дошкольников с нарушениями зрения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 131–135. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56104.htm
Статья в РИНЦ
В статье приводятся результаты изучения тревожности дошкольников с нарушениями зрения, рассматриваются особенности дошкольников с нарушениями зрения, с учетом современного состояния проблемы определяются основные направления в работе педагога-психолога с дошкольниками с нарушениями зрения, имеющими высокий уровень тревожности.
Барышникова Е. В., Хафизова Л. Р. Модель психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 136–140. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56105.htm
Статья в РИНЦ
В статье представлена модель психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников с задержкой психического развития, дается описание ее структурных элементов, оформляются выводы по результатам проведенного исследования тревожности младших школьников с задержкой психического развития.
Капитанец Е. Г., Кузнецова Д. С. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 141–145. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56106.htm
Статья в РИНЦ
Данная статья посвящена феномену межличностных отношений и их коррекции у старших дошкольников с нарушением зрения. Представлены результаты диагностики.
Капитанец Е. Г., Смирнова О. А. Модель формирования самооценки у детей дошкольного возраста 5-6 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 146–150. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56107.htm
Статья в РИНЦ
Статья посвящена формированию самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет. Показано, что самооценка у детей формируется именно в дошкольном возрасте. Проведено исследование на формирование самооценки детей дошкольного возраста при помощи методик «Лесенка» В.Г. Щур, «Нарисуй себя» А.М.Прихожан, «Кактус» М.А. Панфилова. Представлена модель формирования самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Погорелова Н. Б. Модель психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 151–155. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56108.htm
Статья в РИНЦ
Статья посвящена психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста. В процессе исследования разработано «дерево целей», представлена авторская модель психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет, как основы проектирования психокоррекционной программы.
Буторин Г. Г., Нуржанова Л. М. Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников в условиях социального приюта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 156–160. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56109.htm
Статья в РИНЦ
В статье представлен анализ особенностей формирования коммуникативных умений у старших дошкольников (из числа детей 6-7 летнего возраста в условиях МАДОУ ЦРР-Д/с №453 Ленинского района г. Челябинска). Показано, что формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста зависит от уровня квалификации воспитателя, от психологического климата в детском коллективе, от уровня познавательной активности, режима труда и отдыха.
Гольева Г. Ю., Чебелюк М. Г. Изучение влияния тревожности на самооценку детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 161–165. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56110.htm
Статья в РИНЦ
В статье раскрыта проблема исследования влияния тревожности на самооценку детей младшего школьного возраста; названы методы и методики психологической диагностики; приведены расчеты корреляционного анализа, выявляющие взаимосвязь уровня тревожности и самооценки у детей младшего школьного возраста.