Приложение 50. «Международный конкурс студенческих научно-исследовательских работ по психологии и коррекционной педагогике»

Статей: 25 Читателей: 77614
Оглавление
Азовскова Е. С., Баюканская С. Ф. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 1–4. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76646.htm.
Настоящая статья посвящена проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Рассматриваются социально-психологические трудности детей с ограниченными возможностями здоровья при включении в образовательное учреждение. Представлены результаты экспериментального исследования причин дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения.
Алгазина В. А., Воронова А. А. Педагогический потенциал конструирования арифметических задач для решения проблемы социализации при обучении математике подростков с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 5–11. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76647.htm.
В статье обозначена важность конструирования арифметических задач для уроков математики с целью формирования социальных навыков у подростков с умственной отсталостью. На основе теоретического анализа научной и учебной литературы автор выделяет особенности социализации и социальной адаптации на уроках математики. В ходе исследования были раскрыты основные проблемы олигофренопедагогов в конструировании арифметических задач на уроках математики в коррекционной школе и предложены пути их решения.
Бибарцева Е. В., Королева Ю. А. Оценка субъективного благополучия матерей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 12–17. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76648.htm.
Представлены результаты аналитического обзора литературы, свидетельствующие о том, что важнейшим отправным условием субъективного благополучия являются субъектные качества личности матери. Выявлена и приведена характеристика связей субъективного благополучия женщин с субъектными качествами личности. Мера переживания субъективного благополучия в гораздо большей степени зависит от личности (и от врожденных, и от прижизненно сформировавшихся устойчивых особенностей), нежели от случайности и объективных условий жизни.
Бисингалиева Ж. А., Шаповал И. А. Образы добра и зла как детерминанты (факторы) девиантного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 18–23. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76649.htm.
В статье представлены результаты эмпирического исследования роли образов добра и зла в формировании девиантного поведения у подростков. Определены качественные особенности образов добра и зла у подростков с девиантным поведением.
Будилова В. Ю., Никитина С. А., Меерзон Т. И. Межполушарная асимметрия: проблемы обучения в норме и патологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 24–29. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76650.htm.
В статье рассматриваются данные о структурно-функциональной организации полушарий, закономерностях их взаимодействия в деятельности мозга, которые определяют психофизиологические характеристики индивида, социализацию, обучение, развитие и способности. Взаимосвязь индивидуального латерального профиля у детей с нарушением речи и слуха с их речевым развитием.
Дундукова Е. В., Меерзон Т. И. Развитие двигательной активности в реабилитации детей после кохлеарной имплантации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 30–34. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76651.htm.
Статья посвящена вопросам укрепления здоровья и физического развития детей с кохлеарным имплантантом. Слухоречевая реабилитация проимплантированных детей особенно эффективна в сочетании развития общей и мелкой моторики, формирования двигательных навыков и правильного диафрагмального дыхания, применения метода фонетической ритмики.
Зигангирова И. И., Шереметьева Е. В. Особенности развития ручной моторики у детей раннего возраста с отклонениями в развитии речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 35–39. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76652.htm.
Статья посвящена анализу проблемы взаимосвязи развития ручной моторики и речи у детей раннего возраста. Представлены результаты экспериментального исследования состояния ручной моторики у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития.
Калугина А. В., Шереметьева Е. В. Особенности фонематического восприятия детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 40–44. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76653.htm.
В статье рассматривается проблема фонематического восприятия детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Представлены этапы развития фонематического восприятия в онтогенезе; специфика его становления при отклонениях. Проведен анализ результатов экспериментального исследования состояния фонематического восприятия у детей раннего возраста.
Коренева В. О., Чернышева Н. С., Акимова О. И. Доступность высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в рамках инклюзии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 45–51. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76654.htm.
В статье представлены основные аспекты доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Рассмотрены уровни доступности высшего образования для данной категории лиц, основные показатели доступности образовательной услуги. Отмечены состояние и имеющиеся недостатки в обеспечении условий доступности для инвалидов образовательных услуг в ФГБОУ ВО «ОГПУ».
Корнилова О. В., Бумаженко Н. И. Особенности психокоррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 52–57. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76655.htm.
Статья посвящена анализу проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью. Проанализированы организационно-содержательные аспекты психокоррекционной работы при деформациях детско-родительских отношений. Представлены результаты экспериментального исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью. Разработана и апробирована система мероприятий по психокоррекции детско-родительских отношения в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
Петряева А. В., Польшина М. А. Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 58–61. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76656.htm.
В статье рассматриваются вопросы распространенности, причины и типы заикания у детей дошкольного возраста. Также приводится коррекционная работа, ее направленность с педагогическаяучетом возрастных и педагогическая психофизиологических особенностей, формирование у детей навыков пользования самостоятельной речью без заикания.
Хаустова М. Н., Попова Е. В., Насибуллина А. Д. Сказкотерапия как средство развития коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 62–68. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76657.htm.
В статье раскрываются возможности сказкотерапии в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Представлены результаты исследования по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сказкотерапии.
Горюнова Е. А., Пырьев Е. А. Мотивационные возможности предметных эмоций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 69–76. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76658.htm.
В работе представлена позиция отечественных и зарубежных исследователей, изучающих происхождение, содержание и функцию предметности эмоции. Опираясь на их работы, была воплощена идея изучения влияния предметных и беспредметных эмоций на мотивацию учебно-профессиональной деятельности в студенческой среде.
Даргужиева С. М., Абдираимова Э. К. Формирование ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 77–83. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76659.htm.
В статье освещается проблема формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте. Рассматриваются различные аспекты проблемы ценностных ориентации: дается определение самого понятия «ценностные ориентации», рассматриваются их структура и виды, поднимаются вопросы о степени их развития, особенностях становления. В качестве средства для формирования ценностных ориентаций автором предложена программа «Формирование личностной ориентации, идеалов детей» и классный час на тему «Идеалы в жизни человека».
Ермагамбетова Д. Е., Абдираимова Э. К. Развитие нравственных качеств детей младшего школьного возраста с альтруистической и эгоистической установкой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 84–89. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76660.htm.
Дан анализ теоретических и методологических аспектов изучения нравственных качеств детей младшего школьного возраста в психологической науке. Описываются альтруистические и эгоистические установки младшего школьника. Предпринята попытка сформировать у младшего школьника умения выражать свое положительное отношение к другим, понятие о нравственности, альтруизме, эмпатии, коммуникативные способности, уважение к другим людям с помощью тренинговых методов.
Каирова С. Б., Абугалиева Г. С. Психологическая работа с детьми, пережившими развод родителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 90–97. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76661.htm.
В статье представлены результаты комплексного анализа влияния развода родителей на детей подросткового возраста. Основная проблема данного исследования в отсутствии четко выработанной системы помощи детям, пережившим развод родителей. Автором разработана коррекционно-развивающая работа с подростками, пережившими развод родителей в форме социально-психологического тренинга.
Темирбаева Д. К., Исалиева С. Т. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 98–106. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76662.htm.
Статья посвящена различиям адаптированности студентов-первокурсников разных вузов по полу и специальности. Обсуждается влияние адаптивность или неадаптивность на поведение и деятельность студентов, на результаты процесса адаптации в вузе на первых курсах. В статье отражены результаты эмпирического исследования особенностей адаптированности студентов в вузе.
Шангереева А. Е., Баюканская С. Ф. Психологическая коррекция страхов у младших подростков в процессе индивидуальной и групповой работы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 107–112. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76663.htm.
Обсуждаются основные проблемы психологической коррекции страхов у младших подростков. Предпринята попытка выявить причины страхов и их влияние на психологическое развитие младших подростков. Автором статьи предложена коррекционная программа с целью научить школьников управлять своими эмоциями, снятия страхов и укрепления уверенности в себе.
Даладова К. В., Елфимова М. М. Развитие самопонимания у студентов-психологов средствами рефлексивного тренинга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 113–118. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76664.htm.
В данной статье рассмотрена проблема развития самопонимания у студентов-психологов через противоречие предъявляемых профессией требованиям к специалисту и возможностям их развития. Цель исследования заключается в определении теоретических оснований и экспериментальной проверке результативности развития самопонимания у студентов-психологов средствами рефлексивного тренинга. В статье была проанализирована структура самопонимания и её критерии формирования; было рассмотрено понимание природы рефлексии с точки зрения создания рефлексивного тренинга, способствующего формированию самопонимания; представлены этапы экспериментального исследования и результаты его проведения. На основе проведенного исследования был сделан вывод, что проведённый формирующий эксперимент положительно воздействовал на испытуемых и повысил уровень самопонимания у большинства студентов-психологов, но есть необходимость более глубокого изучения методического аппарата психологического сопровождения процесса формирования самопонимания.
Деева Ю. И., Елфимова М. М. Развитие психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников средствами профориентационного практикума // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 119–126. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76665.htm.
Данная статья посвящена исследованию проблемы развития психологической готовности к выбору профессии. Представлен теоретический анализ исследования психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников. Рассмотрены особенности организации экспериментального исследования проекта профориентационного практикума как средства развития психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников.
Мельникова М. Е., Николаева Н. А. Профилактика наркозависимости в подростковом и юношеском возрасте методом социально-психологического тренинга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 127–132. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76666.htm.
Статья посвящена вопросам профилактики наркомании. В статье представлены результаты эмпирического исследования отношения к употреблению наркотических веществ, проведенного на базе одного из колледжей г. Оренбурга, а также разработана программа профилактического тренинга по данной проблеме.
Мощенко Л. С., Дроздова Н. В. Смысложизненные ориентации студентов с разным уровнем жизнестойкости (на примере студентов-психологов) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 133–140. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76667.htm.
В данной статье раскрываются особенности смысложизненных ориентаций у студентов с разным уровнем жизнестойкости. СЖО рассматривается как многофакторный конструкт, представляющий собой сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. Жизнестойкость – личностная характеристика, которая является общей мерой психического здоровья человека и отражает три жизненные установки: вовлеченность, уверенность в возможности контроля над ее событиями, а также готовность к риску. Феномен жизнестойкости является неотъемлемым личностным образованием, развивающимся в процессе жизни человека и влияющий на становление его смысложизненных ориентаций. В результате проведённого эмпирического исследования, автор представляет особенности смысложизненных ориентаций студентов с разным уровнем жизнестойкости.
Савинова И. А., Дроздова Н. В. Возможности метафорического социально-психологического тренинга в работе с жизнестойкостью личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 141–146. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76668.htm.
В статье описаны основные механизмы развития жизнестойкости в пространстве социально-психологического тренинга. Представлен аналитический отчет о проведенном исследовании динамики жизнестойкости личности в результате реализации тренинговой программы, основанной на применении метафоры.
Тажгулова Э. Б., Липская Т. А. Развитие психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ средствами метафорического тренинга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 147–152. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76669.htm.
Статья посвящена психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ, предложено средство для развития феномена – метафорический тренинг. Обсуждается проблема теоретического анализа структуры психологической готовности к сдаче ЕГЭ. В статье отражены результаты исследования психологической готовности выпускников к сдаче экзамена. Особое внимание уделено метафорическому тренингу, его преимуществам в процессе подготовки выпускников к сдаче Единого государственного экзамена.
Хусаинова Ж. К., Адельбаева Н. А. Мотивация как акмеологическое условие формирования профессиональной идентичности у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 153–158. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76670.htm.
В статье представлена модель психолого-акмеологического развития профессиональной идентичности студентов. Мотивация обосновывается как системообразующее акмеологическое условие формирования профессиональной идентичности будущего специалиста. Описаны результаты эмпирического исследования профессиональной идентичности студентов.