Приложение 23. «Современные гуманитарные исследования: проблемы и перспективы»

Водопьянов В. Н. Дидактические основы парадигмы личностно-развивающего обучения в системе начального профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56380.htm.
В статье обосновывается последовательное и адаптированное введение в систему НПО технологий, основанных на личностно-ориентированной парадигме. К таким технологиям относится разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, коллективное взаимообучение, метод проектов, модульное обучение, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили и др.
Водопьянов В. Н. Вклад англосаксонской культуры в формирование современной западной цивилизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56381.htm.
В статье проводится мысль о том, что анализ современных тенденций развития западной культуры и попыток ее гуманитарной экспансии по всему миру подводит нас к рефлексии над самими основаниями европейской цивилизации, воспринимавшимися ранее как неосознаваемая данность. Исходя из этого, в статье дается попытка найти методологическое обоснование подхода к рассмотрению современной западной культуры как возникшей на моноэтническом базисе, а именно – базисе английской национальной культуры, не просто распространившей свое влияние на весь европейский мир, но и внедрившей в европейское мировоззрение свои ментальные установки.
Ворошилова О. Н. Мультимедиа в преподавании правовых дисциплин в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 11–13. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56382.htm.
В статье описываются особенности использования мультимедийных технологий (презентации PowerPoint) в процессе преподавания правовых дисциплин в непрофильном вузе. Предлагается использовать мультимедиа на лекции, на практических и семинарских занятиях, а также в виде особой формы обучения – создания презентаций студентами. Применение в практике преподавания правовых дисциплин интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности студентов, следовательно, и эффективности обучения.
Зуева Т. М. Роль имиджа в формировании образа политической элиты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 14–16. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56383.htm.
Статья посвящена имиджу политического лидера как фактору, формирующему образ. Также обозначены свойства имиджа.
Кроливецкая И. Е. Мифологизация сознания в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 17–21. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56384.htm.
Статья посвящена проблеме активизации в современной России процесса мифологизации массового сознания. Анализируются способы влияния на мировоззрение граждан с помощью новых мифов.
Кроливецкая И. Е., Остапенко И. А. Экзамен как основная форма рубежного контроля в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 22–27. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56385.htm.
В статье рассматриваются особенности проведения экзамена как основного способа рубежного контроля в вузе. Отмечается, что в современных условиях наметилась тенденция повышения разнообразия его форм, перехода от традиционной билетной формы к другим формам, обеспечивающим более объективную (быструю, развивающую и под.) оценку успеваемости студента. В качестве новых форм экзамена названы экзамен-беседа, тестовый контроль, программированный контроль, коллоквиум и др.
Крылова М. Н. Процесс «карнавализации» русского языка и сравнительные конструкции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 28–32. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56386.htm.
В статье представлено проявление процесса карнавализации в сфере современного русского компаратива. Средствами карнавализации в сравнительных конструкциях становятся отсылки к сфере половых отношений и физиологии, использование вульгаризмов, нарушение литературных норм.
Крылова М. Н. Фразеологизмы со значением «радость» в русском языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 33–37. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56387.htm.
В статье анализируются фразеологизмы русского языка, в семантике которых присутствует компонент «радость». Их количество мало по сравнению с фразеологизмами других семантических групп. Возможно, это связано с историей нашего народа, испытавшего немало трагических и печальных событий, или с суевериями, запрещавшими хвалить, хвалиться, говорить о радостных событиях, чтобы «не сглазить». Во многих фразеологизмах мы видим связь с религией, причём не только с христианством, но и со старинными языческими верованиями славян.
Крылова М. Н. Новые дисциплины: риторика в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 38–41. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56388.htm.
. Статья посвящена описанию опыта автора в преподавании риторики студентам технического вуза, будущим бакалаврам. Риторика является гуманитарной дисциплиной, нацеленной на формирование у студентов как общекультурных компетенций, соответствующих ФГОС ВО, так и профессиональной компетентности. Основной упор в преподавании предлагается делать на практические занятия с разнообразными творческими заданиями, направленными на развитие ораторских умений студентов.
Ловчева Л. В. Деловая игра как один из активных игровых методов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 42–46. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56389.htm.
В статье рассматриваются деловые игры, их классификация и особенности применения. Деловые игры в вузе строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Приводится пример организации деловой игры на занятии по английскому языку в вузе.
Магомедова Е. В. Логико-смысловой аспект понимания межкультурных различий как фактор, способствующий формированию принципа толерантности в этнонациональных отношениях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 47–50. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56390.htm.
В статье рассматриваются логико-смысловые основания в понимании межкультурных отличий. Отмечается, что логико-смысловой подход к межкультурным различиям будет способствовать реализации активной формы толерантности.
Магомедова Е. В., Остапенко И. А. Гуманитаризация высшего образования как обязательное условие профессиональной мобильности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 51–54. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56391.htm.
В статье обосновывается необходимость гуманитаризации высшего образования за счёт увеличения в учебных планах вузов доли и объёма изучаемых общественных дисциплин. Гуманитаризация является обязательным условием качественной подготовки современного профессионала.
Надёжина Н. В. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом у студентов 1-3 курсов АЧИИ ФГБОУ ВО ДонГАУ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 55–58. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56392.htm.
Статья посвящена исследованию мотивирующих и демотивирующих факторов занятий физической культурой у студентов, на основе которого сделаны выводы о возможных путях повышения позитивной мотивации.
Новикова Ю. В. К вопросу о некоторых аспектах непрерывного образования в аграрном секторе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 59–63. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56393.htm.
В статье рассматривается понятие «непрерывное образование» и его актуальность. Особый акцент сделан на процессах, происходящим в сфере аграрного сектора и подготовки кадров для сельского хозяйства. Подробно проанализирован зарубежный и отечественный опыт практик непрерывного образования и его значение для повышения профессиональной квалификации.
Овчаренко Е. Н. Компонентный состав общепедагогического принципа преемственности обучения в системе «школа-вуз» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 64–67. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56394.htm.
В статье обсуждается проблема преемственности обучения при переходе от общего среднего образования к высшему. Раскрывается компонентный состав общепедагогического принципа преемственности.
Остапенко И. А. Здоровьесберегающие технологии: из опыта работы МБОУ Клюевская СОШ 19 по профилактике злоупотребления психоактивными веществами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 68–71. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56395.htm.
. В статье описан опыт работы МБОУ Клюевская СОШ 19 по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди подростков. В школе внедрена комплексная система, включающая работу в учащимися и их родителями, проведение классных часов, тренингов, конкурсов плакатов, дискуссий и других мероприятий.
Остапенко И. А., Магомедова Е. В. Дидактические требования к наглядным методам и их использованию в процессе педагогической практики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 72–76. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56396.htm.
В статье рассмотрены требования к использованию наглядных методов обучения будущими педагогами профессионального обучения в процессе педагогической практике. акцентируется внимание на рациональности использования наглядных методов, сочетании их с другими методами обучения, роли педагога в данном процессе, возможных ошибках начинающих педагогов.
Остапенко И. А., Кроливецкая И. Е. Недостатки лекционной формы обучения и пути их преодоления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 77–81. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56397.htm.
В статье рассмотрены недостатки традиционной лекции и такие способы усовершенствования данной формы обучения, как проведение гибридных занятий, активизация деятельности студентов на лекции, использование мультимедийных презентаций.
Разумова Н. В. Формы и причины заимствований в немецком языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 82–87. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56398.htm.
В статье речь идет об обогащении немецкого языка заимствованиями из разных языков в разные периоды времени, уделяется внимание причинам появления заимствованной лексики и проблеме ее классификации.
Серёгина В. В., Серёгина Е. А., Шаповалова Л. Н. Современное социальное проектирование и его методики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 88–92. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56399.htm.
Статья посвящена вопросам теории социального проектирования. Авторы рассматривают все основные методы современного социального проектированияи их характеристики.
Черняков Д. И. Угроза неоязычества в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 93–99. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56400.htm.
В статье показывается актуальность исследования распространения языческих верований в современном обществе. Дан разносторонний анализ современного язычества. Подчёркивается опасность распространения неоязычества.
Черняков Д. И. Системный подход к отбору содержания практического обучения в учебном заведении НПО в условиях освоения ФГОС нового поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 100–104. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56401.htm.
В статье рассматриваются условия системного подхода к отбору содержания практического обучения при получении учащимися начального профессионального образования, среди которых выделяются сочетание теоретического и практического модулей, организация работы в малых группах, организация межсубъектного общения, привлечение личностного опыта педагога и обучающихся и т. п.