Приложение 48. «Формирование универсальных учебных действий в рамках урочной и внеурочной деятельности»

Статей: 23 Читателей: 90664
Оглавление Посмотреть ISSN
Лаптева Н. В. Опыт Вятской гуманитарной гимназии по проектированию программы формирования универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 1–7. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76603.htm.
Статья посвящена вопросам проектирования программы формирования универ-сальных учебных действий в начальной школе. Автор анализирует опыт Вятской гуманитарной гимназии, выделяет основные трудности и предлагает пути их решения.
Санникова Н. И. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 8–19. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76604.htm.
Статья посвящена вопросам проектирования системы мониторинга универсальных учебных действий в начальной школе. Авторы рассматривают этапы формирования отдельных УУД, формы диагностирования и конкретные задания из диагностических работ, направленные на отслеживание сформированности отдельных УУД, анализирует опыт Вятской гуманитарной гимназии, выделяет основные трудности и предлагает пути их решения.
Жданова Ю. В., Пантюхина Н. А., Мышкина С. А. Проектирование урока, направленного на формирование личностных универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 20–27. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76605.htm.
Авторы статьи раскрывают характеристики основных видов личностных универсальных действий и описывают основные приемы, способы и средства их формирования в рамках урочной и внеурочной деятельности на основе собственного педагогического опыта.
Кузнецова М. В., Халтурина Е. Е. Проектирование урока, направленного на формирование регулятивных универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 28–36. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76606.htm.
Статья содержит приемы и способы формирования регулятивных учебных действий у младших школьников в рамках урочной деятельности.
Лебедева И. А., Ронгинская С. Б. Проектирование урока, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 37–47. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76607.htm.
Авторы статьи дали характеристику основным видам познавательных универсальных учебных действий и представили опыт их формирования в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Бережных Е. В., Бочкарёва Ю. А., Гашкова Н. Л. Проектирование урока, направленного на формирование коммуникативных универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 48–55. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76608.htm.
Статья посвящена вопросам формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Авторы рассматривают приемы формирования коммуника-тивных учебных действий, используемых учителями гимназии на уроках, в том числе такие формы работы, как публичный урок и проектная задача.
Рябова Ю. А. Родительская школа: формирование универсальных учебных действий у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76609.htm.
Разработка родительской школы направлена на формирование универсальных учебных действий у младших школьников, через включение родителей в различные виды и формы деятельности, сотрудничества с детьми в домашних условиях. Родительская школа способствует выбору методов воздействия на тот или иной вид учебной деятельности для создания условий развития ребёнка.
Бершанская О. Н. Специфика оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников на предметном содержании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 61–66. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76610.htm.
В статье рассматриваются особенности оценки современных результатов начального общего образования. Определены существующие подходы к оценке сформированности универсальных учебных действий младших школьников. Особое внимание уделено оценке УУД при выполнении учебно-практических задач средствами учебных предметов.
Богомолова И. Н. Методическая разработка урока математики для 1 класса по теме «Перестановка слагаемых» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 67–78. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76611.htm.
Урок «Перестановка слагаемых» разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО в образовательной технологии «Перспективная начальная школа» на основе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению и развитию младших школьников и предусматривает формирование УУД, обеспечивающих умение обучающегося учиться.
Ванян А. В. Методическая разработка урока математики для 1 класса по теме «Числа от 10 до 20» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 79–83. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76612.htm.
Разработка рабочего урока направлена на формирование личностных УУД через участие в «Путешествии в нумерации. Числа от 10 до 20». Автор предлагает закрепить вычислительные навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20.
Кузнецова М. В., Халтурина Е. Е. Методическая разработка урока математики «Время. Единицы измерения времени», 3 класс // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 84–94. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76613.htm.
Разработка конспекта урока математики направлена на формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД. Урок обобщения и систематизации знаний, раздел программы «Величины. Время и его измерение», четвертый урок по теме.
Нилогова Н. А., Сметанина Н. Н. Методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме «Изменение глаголов по временам» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 95–101. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76614.htm.
Разработка урока направлена на формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, через включение обучающихся в различные виды и формы деятельности, сотрудничества. Данный урок способствует раскрытию метапредметных связей. Авторы предлагают учащимся с помощью частично – поисковых методов «открыть» ещё один морфологический признак глагола – изменение по временам.
Ванчугова С. М. Методическая разработка урока литературного чтения для 4 класса по теме «Легенда о покорении Сибири Ермаком» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 102–107. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76615.htm.
Урок расположен в разделе «Героическая песня, легенда, библейское предание». Для организации деятельности на уроке применяются следующие методы: проблемно-поисковый (создание проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению); словесный (беседа, диалог); практический (работа с дополнительными источниками информации, кластером ); наглядный (наблюдение, презентация); исследовательский. На уроке предусмотрена индивидуальная, парная, групповая работа. Для высокой результативности на уроке применяются педагогические технологии: ИКТ, технология обучения учебному исследованию, технология развития критического мышления.
Колесникова Т. А. Методическая разработка урока литературного чтения для 4 класса по теме «Слово – дело великое» В. Берестов «Разлука» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 108–112. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76616.htm.
Урок спроектирован в информационно-коммуникационной технологии и направлен на достижение планируемых результатов по литературному чтению ООП НОО. Тип урока – изучение нового материала и первичное закрепление. В условиях развивающего обучения усвоение обобщённых способов деятельности достигается при организации на уроке самостоятельной работы разных уровней: рекон-структивного и творческого. На уроке формируются навыки работы с информацией: учащиеся осуществляют поиск информации, выделяют нужную информацию, анализируют и обобщают информацию, интерпретируют и преобразовывают её, что позволяет формировать универсальные учебные действия. На уроке формируется метапредметное понятие «слово-дело».
Сафронова Н. Г. Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме «Как живёт семья? Планирование проекта «Моя семья» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 113–123. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76617.htm.
Разработка урока направлена на формирование УУД через организацию работы над планированием учебного проекта с использованием авторского приёма "Строим дом, в котором живёт проект". Данный приём помогает обучающимся оперировать понятиями проектной деятельности и составлять план работы над проектом о своей семье.
Нагибина Н. В. Методическая разработка урока технологии для 1 класса по теме «Работа с бумагой. Аппликация из бумаги» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 124–128. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76618.htm.
В методической разработке урока учитель показал работу по формированию отдельных видов регулятивных УУД на каждом этапе учебного занятия на материале предмета «Технология» в 1-м классе.
Дранова Л. Ю., Пантюхина Н. А. Межпредметная одновозрастная проектная задача «Покорители космоса» для 4 класса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 129–133. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76619.htm.
Проектная задача «Покорители космоса» направлена на формирование социальной самостоятельности, творческой активности и развитие познавательных способностей младших школьников. Выполняя задания, дети переносят известные способы действия в новую для них практическую ситуацию.
Бережных Е. В., Бочкарёва Ю. А., Гашкова Н. Л. Межпредметная одновозрастная проектная задача на параллель 1-х классов «Выпуск самодельного Букваря» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 134–146. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76620.htm.
В статье представлен опыт проведения проектной задачи Проектная задача направлена на формирование всех видов универсальных учебных действий: коммуникативных, личностных, регулятивных, познавательных. Авторы проектной задачи создают условия для понимания учащимися необходимости восстановить страницы Букваря, испорченные Буквоежкой. В ходе проектной задачи учащиеся выполняют ряд заданий в разных «залах типографии», в результате которых появляется продукт – рукописные страницы Букваря.
Мышкина С. А. Межпредметная одновозрастная ситуационная задача «Animals’ friends» для 5 класса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 147–156. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76621.htm.
В статье представлен опыт по преемственности начальной и основной школы по формированию универсальных учебных действий. В основной школе ситуационные задачи приходят на смену проектных задач начальной школы. В отличие от проектной задачи, ситуационная задача в основном работает с личностными умениями, создавая личностно-значимую мотивацию, и познавательными универсальными учебными действиями.
Рублёва С. Л. Методическая разработка занятия кружка «Азбука краеведения и туризма» по теме «Вятские художники» для 3 класса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 157–169. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76622.htm.
Занятие кружка по теме «Вятские художники» проводится в 3 классе по про-грамме «Азбука краеведения и туризма» в разделе «Мой край». Разработка занятия направлена на формирование познавательных, коммуникативных и личностных УУД через включение обучающих в различные виды и формы деятельности, сотрудничества. Данный урок способствует раскрытию метапредметных связей.
Боговарова О. Г., Пономаренко О. В., Чеснокова Е. А. Методическая разработка классного часа на тему «Легко ли просить прощение и прощать обиды?» для 4 класса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 170–177. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76623.htm.
Классный час входит в систему внеклассных мероприятий, направленных на формирование личностных УУД учащихся. Авторы предлагают рассмотреть две линии. Первая – это передача детьми информации об обиде и обидчиках, причинах, а вторая – это понимание того, как надо относиться к обидам, практическое применение знаний.
Дубовцева Е. В. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 4 класса по теме «Письмо ветерану» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 178–183. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76624.htm.
Мероприятие рассчитано на обучающихся 4 класса и направлено на формирование УУД через внеклассное мероприятие «Письмо ветерану», а также на патриотическое воспитание подрастающего поколения. В ходе творческой деятельности участникам предлагается написать письмо ветерану и сделать гвоздику.
Ефимовых В. А. Методическая разработка проектной задачи воспитательной направленности по теме «Создание сборника экологических задач» для 3 класса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 184–191. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76625.htm.
Автор методической разработки предлагает через проектную задачу выявить у обучающихся понимание экологических проблем и путей их решения, оценить возможности обучающихся применять усвоенные предметные знания для решения личностно-значимого вопроса.