№ 12 (декабрь)

Педагогика
Кошелев А. А., Козырева О. А. Идеология и методология формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 1–21. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231122.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Система социального выбора и формирования социального знания определяет развитие личности через условия персонифицированного уточнения успешности, продуктивности, креативности, соблюдения норм культуры и деятельности. В выделенной плоскости теоретизации процесс определения идей, смыслов, идеологии и методологии формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования определяется ресурсом и условием гарантированного сохранения личности и общества. Научность и наукообразность поиска оптимальных способов и моделей теоретизации и технологизации процесса формирования культуры самостоятельной работы личности рассматриваются через исторические и системно-смысловые возможности уточнения понятий, теорий, моделей и целостно определяемой деятельности личности. В процессе обобщения и уточнения значимости выделения определений, моделей, идей, функций, принципов, идеологии и методологии формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования используются анализ, синтез, сравнение, сопоставление, научная теоретизация и уровневое педагогическое моделирование (методы исследования). В структуре научного поиска выделены идеи, разработана возможность построения и реализации идеологии и методологии формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования. Цель исследования – выделение и описание идей, идеологии и методологии формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования. Научная и практическая новизна исследования состоит в обобщении опыта постановки и решения задач определения идей, смыслов, идеологии и методологии формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования, корректность и согласованность которых в описании и анализе подтверждаются продуктами развития личности, включенной в систему непрерывного образования. Впоследствии будут определены инновационные возможности разработки научного и методологического сопровождения процесса формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования с учетом выделенных идей, идеологии и методологии формирования культуры самостоятельной работы.
Карпушина Л. П., Варданян В. А., Козлова Т. А. Поликультурная образовательная среда общеобразовательной организации как педагогический феномен // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 22–33. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231123.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Анализ образовательной практики образовательных организаций показал, что при реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования отмечается необходимость воспитания у обучающихся любви к Родине, к своему народу, уважения к традициям, истории, культуре разных этносов, формирования критически мыслящей поликультурной личности. Особую роль в решении данных задач может сыграть поликультурная образовательная среда. Поэтому возникает проблема, которая заключается в необходимости осмысления поликультурной образовательной среды как педагогического феномена. Цель исследования состоит в выявлении генезиса и сущности понятия «поликультурная образовательная среда». В качестве теоретической основы исследования выступили культурологический подход, принципы культуросообразности, природосообразности, диалогизации, поликультурности, толерантности, а также идеи актуальности этнокультурного и поликультурного образования, воздействия среды на становление личности обучающихся и их социализацию. Результатом исследования стало понимание поликультурной образовательной среды как совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих приобщение обучающихся к российским, этническим и общечеловеческим духовным ценностям в ходе освоения различных этнических культур с целью формирования готовности к межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству в полиэтническом, поликультурном пространстве России, региона и мира. Главным результатом образования обучающихся в поликультурной образовательной среде является сформированность готовности к межэтническому и межкультурному общению, для чего необходимо расширять знания школьников о родной культуре, приобщать к различным этническим культурам, постоянно организовывать межэтническую и межкультурную коммуникацию, взаимодействие и сотрудничество в ходе преподавания различных предметов, во внеурочной деятельности. В процессе межэтнического и межкультурного общения формируется социокультурная рефлексия – осознание сущности общения, коммуникации между этносами и их представителями, культурами, осуществляется координация этих процессов на основе принципов толерантности и гуманизма. Материалы статьи представляют как теоретическую, так и практическую ценность, так как рассмотрение поликультурной образовательной среды как педагогического феномена позволит разработать учебно-методическое обеспечение формирования личности обучающегося как представителя конкретного этноса, члена полиэтнического государства, гражданина России.
Габдуллина А. Ш. Развитие спонтанной иноязычной диалогической речи через геймификацию студентов высшей школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 34–46. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231124.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность работы заключается в настоятельной необходимости развития умений общаться на иностранном языке, что улучшает коммуникативные способности, обогащает межкультурный опыт и обеспечивает легкую адаптацию к новым языковым средам. Игровые методики делают обучение более интересным и эффективным, особенно для детей и молодежи. Кроме того, такие методики могут способствовать разработке инновационных образовательных подходов. Поэтому исследования в этой области остаются актуальными и имеют потенциал значительно обогатить сферу образования и международных взаимодействий. Цель данного исследования заключается в более глубоком исследовании влияния геймификации на развитие спонтанной диалогической речи у учащихся, изучающих иностранные языки. Конкретные аспекты цели исследования подразумевают определение методологических и психологических аспектов при создании эффективных образовательных программ. Данное исследование включает в себя ряд этапов и подходов для достижения цели изучения влияния геймификации на развитие спонтанной диалогической речи. Результаты большого количества исследований показывают положительное влияние геймификации на процесс развития спонтанной иноязычной диалогической речи. Студенты, вовлеченные в игровой обучающий процесс, демонстрируют увеличение мотивации и интереса к изучению языка. Они также часто достигают лучших результатов в сравнении с традиционными методами обучения. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует расширению наших знаний о методах и подходах к развитию спонтанной иноязычной диалогической речи. Это позволяет лучше понять, как геймификация влияет на усвоение иностранного языка и формирование коммуникативных навыков, что может обогатить область прикладной лингвистики и образования, способствуя разработке новых образовательных программ и методик. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены в образовательных учреждениях и курсах изучения иностранных языков. Они предоставляют учителям и преподавателям ценные инструменты для развития навыков свободного общения на иностранном языке среди учеников. Это также имеет практическое применение в межкультурных и международных коммуникациях, улучшая способность людей эффективно и натурально общаться на разных языках в различных сферах деятельности.
Винокурова Н. В., Бабина С. А. Моделирование процесса методической подготовки будущих педагогов начального образования в условиях цифровизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 47–61. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231125.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Важным элементом образовательного процесса современного педагогического вуза становится методическая составляющая подготовки будущего педагога начальной школы, поскольку качественный отбор содержания образования обеспечивает высокий уровень готовности выпускников к профессиональной деятельности. В связи с этим актуальным становится поиск обновленного эффективного инструментария и содержания методической подготовки с ориентацией на современное цифровое образовательное пространство. Целью статьи является анализ процесса моделирования методической подготовки будущих педагогов начального образования, рассмотрение возможностей методической подготовки обучающихся в условиях цифровой трансформации системы образования в Мордовском государственном педагогическом университете имени М. Е. Евсевьева. Для достижения поставленной цели использованы ведущие методологические подходы, среди которых важное место отведено системному, личностно ориентированному и рефлексивному подходам. В статье проведен подробный теоретический анализ заявленной проблемы, охарактеризованы структурные компоненты модели методической подготовки будущих учителей начального звена школьного обучения, посредством экспериментального исследования определены проблемы методической подготовки бакалавров. Основные результаты исследования позволят обеспечить актуализацию научного знания в части содержания и методической подготовки обучающихся с учетом специфики современного образования. Теоретическая значимость статьи заключается в определении основных направлений моделирования процесса методической подготовки будущего учителя начальных классов в условиях цифровой трансформации. Практическая значимость статьи определяется возможностью использования цифрового инструментария и организации коммуникации в современном цифровом мире в рамках классической подготовки будущих бакалавров на факультете педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева».
Декина Е. В., Шалагинова К. С. Развитие признаков одаренности учащихся классов психолого-педагогической направленности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 62–74. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231126.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением особенностей развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов. Психолого-педагогические классы формируют у старших школьников представления о педагогических и психологических профессиях, помогают в самопознании, развитии профессиональных интересов, позволяют попробовать себя в профессии. Цель исследования – выявить особенности организации образовательного процесса в психолого-педагогических классах, способствующие развитию признаков одаренности у старшеклассников. Задачи исследования: изучить особенности развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов, выявить содержание и формы развития признаков одаренности у старшеклассников, разработать программу развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов. Теоретико-методологическую основу работы составили труды ученых в области одаренности, педагогической и возрастной психологии, психологии воспитания. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа. Исследование проведено на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Донского Тульской области. В пилотном исследовании приняли участие обучающиеся 10-го и 11-го психолого-педагогических классов в количестве 20 человек. Диагностическая программа включала пять методик. Описан опыт апробации программы «Основы психологии». Новизна публикации связана с использованием в программе развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов веб-технологий, которые учитывают интересы современного поколения, тенденции к цифровизации, расширению использования искусственного интеллекта в образовательной среде школы. Творческий потенциал будущих педагогов расширяется через использование заданий по генерированию изображения по текстовому запросу с помощью нейронной сети, медиауроков, веб-квестов, веб-экскурсий, интернет-олимпиад и т. д. Проведенное исследование показало, что развитие признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов посредством веб-технологий будет проходить более успешно, если мы будем учитывать индивидуальные и психологические особенности учащихся психолого-педагогического класса; углублять знания о психолого-педагогических профессиях; использовать веб-технологии в работе с учениками. Данные условия были апробированы в ходе реализации психолого-педагогической программы, по итогам которой была зафиксирована положительная динамика в исследуемых показателях. Программа развития признаков одаренности учащихся психолого-педагогических классов вызвала интерес и может быть использована психологами и педагогами.
Белова Е. Н., Волегжанина И. С. Развитие интеллектуального капитала в условиях гибридной научно-образовательной среды вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 75–87. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231127.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современных социально-экономических условиях развитие интеллектуального капитала для наукоемких производств и передовых отрас¬лей науки является актуальной проблемой высшего образования. Ее решение связано с переосмыслением сущности и ресурсного потенциала вуза. Одним из возможных путей в русле современных образовательных концепций видится преобразование вуза в «фабрику знаний». Научно-образовательная среда вуза в таком понимании отличается полисубъектностью и гибридным характером, проявляющимся во взаимодействии естественных и искусственных интеллектуальных агентов. Необходимость теоретико-методологического обоснования развития интеллектуального капитала в условиях гибридной научно-образовательной среды вуза определила цель статьи – создание модели, отражающей основные компоненты интеллектуального капитала и механизмы его развития. Также в обосновании нуждается выбор инструментов реализации модели, что дается на примере биофизики как отрасли науки с ускоренным получением новых научных знаний, требующих трансляции в процесс обучения. Ведущим в исследовании является синергетически-сетевой подход, возможности которого дополняются возможностями компетентностного и онтолого-семантического подходов. В комплексе выбранные подходы позволяют осмыслить организационный, компетентностный и технологический аспекты развития интеллектуального капитала. В ходе исследования получены результаты, имеющие теоретическую значимость. Раскрыта сущность вуза как сетевой образовательной системы со структурой тройной сети, в которой происходит взаимодействие представителей науки, образования и производства. Новые научные знания, получаемые в совместной деятельности, накапливаются в открытой базе знаний, формируя интегративный ресурсный потенциал для развития интеллектуального капитала. Для понимания данного процесса разработана авторская модель, представляющая структуру интеллектуального капитала в виде четырех взаимосвязанных компонентов (человеческий, организационный и потребительский капитал, интеллектуальная собственность), определивших основные системы и механизмы его развития. Практическая значимость статьи заключается в обосновании инструментов реализации модели, позволяющих трансляцию новых научных знаний в процесс обучения. Предложена форма представления знаний, адаптированная для дидактических задач, – онтологии учебных курсов, полагаемые в основу искусственных интеллектуальных агентов. Разработан прототип искусственного интеллектуального ментора в виде веб-приложения.
Сунь Ю. Исследование применения искусственного интеллекта в преподавании английского языка в университете Китая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 88–103. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231128.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Благодаря постоянному развитию науки и техники, особенно после пандемии COVID-19, технология искусственного интеллекта получила широкое применение во всем мире. В системе высшего образования Китая преподавание английского языка в колледжах и университетах всегда было важным компонентом. Цель нашего исследования – изучить применение технологии искусственного интеллекта в преподавании английского языка в высших учебных заведениях с целью предоставления рекомендаций по повышению качества преподавания и содействию информатизации языкового образования. В данном исследовании используется сочетание обзора литературы, анализа конкретных случаев и методов эмпирического исследования с целью выявления преимуществ применения технологии искусственного интеллекта в преподавании английского языка. Нами проведен анализ российских и зарубежных источников по теме, особое внимание уделено источникам на китайском языке. На примере преподавания английского языка на финансовом факультете Университета Внутренней Монголии (Китай) был проведен анализ эффективности применения технологии искусственного интеллекта в преподавании английского языка для студентов вузов. Исследование показало, что интеллектуальные обучающие платформы могут предоставить учащимся персонализированные обучающие ресурсы, что значительно улучшает эффективность обучения студентов; применение технологии обработки естественного языка (NLP) в преподавании английского языка значительно улучшает эффективность подготовки преподавателей к занятиям; технологии машинного обучения могут предоставить персонализированные обучающие ресурсы и планы обучения, основанные на учебных предпочтениях и характеристиках учащихся, что значительно повышает их интерес к изучению английского языка. Результаты исследования показывают, что технология искусственного интеллекта имеет важное прикладное значение и широкие перспективы в преподавании английского языка в вузах, она может повысить эффективность и результативность преподавания, а также способствовать информатизации процесса образования.
Пастухова Е. В., Романова Ю. С., Афанасьева О. В. Анализ эффективности социально-образовательных учреждений: методы и модели мониторинга успешности учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 104–119. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231129.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью коррекции системы образования в целом, и данное исследование призвано внести свой вклад в это дело. Нашей целью является создание предпосылок, способствующих росту качества образования и условий для повышения эффективности работы социально-образовательных учреждений. Наше исследование фокусируется на методах, моделях и методиках, используемых для описания и анализа процессов мониторинга успеваемости обучающихся. Эффективность работы социально-образовательных учреждений может быть оценена через анализ успеваемости обучающихся, так как она является важным показателем качества образования. Этот показатель отражает степень усвоения знаний и навыков учащимися, что влияет на их будущие успехи как в учебе, так и в профессиональной деятельности. Для достижения поставленных целей в исследовании были использованы методы прогнозирования, экспертного оценивания и корреляционно-регрессионного анализа. Первоначально проведен анализ литературных источников по предмету исследования. Затем осуществлен сбор и анализ статистической информации применительно к конкретному учреждению, что позволило выделить основные закономерности, связанные с динамикой процесса. Анкетирование и опрос экспертов в области исследования дали более детальную информацию о факторах, влияющих на эффективность образовательного процесса. Построение статистически обоснованных математических моделей открыло возможность прогнозирования изменений исследуемых показателей в будущем. Научная новизна данного исследования заключается в комплексном анализе основных показателей эффективности социально-образовательных учреждений. В статье обоснован выбор наиболее важных факторов, влияющих на успеваемость обучающихся, и установлена математическая зависимость между успеваемостью и влиянием этих факторов. Практическая ценность данного исследования заключается в разработке информационно-аналитической системы мониторинга успеваемости обучающихся в рассматриваемом образовательном учреждении. Полученные научно обоснованные результаты могут быть использованы для улучшения работы учреждения и повышения качества образования, а также в разработке долгосрочных стратегий и планировании образовательных процессов.
Мирошниченко А. А., Баженова В. В. Оценка результативности воспитательной работы с применением технологий больших данных: проблема получения и классификации информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 120–136. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231130.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Одним из значимых этапов обеспечения результативности воспитательной работы является ее оценка. Проблема оценки результативности воспитательной работы объясняется, как правило, латентным, отсроченным периодом получения результатов воспитательной работы, полисубъектным характером процесса воспитания. Огромный потенциал в получении информации об итогах воспитания имеют технологии больших данных, которые предоставляют возможности для более эффективного анализа данных, принятия более информированных решений и улучшения качества воспитательной работы. Отдельного внимания требует вопрос разработки методики оценки результативности воспитательной работы в образовательной организации с применением технологий больших данных, а также проблема получения разнообразной информации от разных субъектов образовательных отношений, классификация полученной информации в форме, необходимой технологиям больших данных. Цель исследования – определить перечень источников информации, позволяющих получить сведения в форме, необходимой для работы с большими данными, о результативности воспитательной работы в образовательной организации и соответствующих им методах получения информации. В статье обоснована необходимость применения технологий больших данных при оценке результативности воспитательной работы в образовательной организации. В результате исследования определены методы получения информации, которые возможно применять в рамках технологий больших данных. Приведены эмпирические данные анкетирования педагогов с целью определения их готовности к применению методов получения информации и к классификации информации, необходимой при внесении документов в систему MongoDB. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что рассмотрена проблема оценки результатов воспитательной работы с применением технологий больших данных. Практическая значимость результатов исследования заключается в определении перечня источников информации, позволяющих получить сведения в форме, необходимой для работы с большими данными, о результативности воспитательной работы в образовательной организации и соответствующих им методах получения информации. Статья будет полезна педагогам и специалистам, занимающимся вопросами воспитательной работы и оценки ее результативности.
Башманова Е. Л. Наставничество как метапрактика поддержки гуманистического вектора в развитии высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 137–150. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231131.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Широкое распространение в университетах разнообразных практик наставничества актуализировало проблему изучения и систематизации их влияния на студентов, преподавателей, непедагогических работников и организацию в целом. В данной статье предпринята попытка рассмотреть многообразие видов, сторон, элементов, отношений, внутренних и внешних факторов функционирования наставнических практик в университете в русле системного подхода и сформировать понимание наставничества как метапрактики, определяющей гуманистический стержень высшего образования и обеспечивающей выполнение миссии помощи человеку в поиске своего предназначения и освоении способов его реализации. Актуальность данной проблемы обусловлена нарастанием скорости и сложности политических, экономических, социальных, технологических изменений в окружающей среде, нередко имеющих угрожающий благополучному личностному развитию участников образовательных отношений характер. Цель статьи – проанализировать метафункции наставничества, такие как развитие, вовлечение, повышение доверия, содействие уникальности и разнообразию, а также обосновать сущность наставничества как метапрактики поддержки гуманистического вектора в развитии высшего образования. С опорой на системный, трансдисциплинарный, гуманистический подходы и теорию изменений разработана модель наставничества как метапрактики, поддерживающей гуманистическое развитие университета; обоснована необходимость изучения эффектов от внедрения формальных программ наставничества при проектировании стратегий развития университетов. Теоретическая значимость проведенного исследования обусловлена обоснованием ключевой идеи наставничества в университете: содействовать достижению независимости и самоэффективности личности; его результаты могут быть использованы в качестве теоретической базы для изучения вопросов, касающихся развития университетов, науки и образования. Практическая значимость заключается в разработке концепции наставничества как метапрактики, поддерживающей гуманистический вектор развития университета; обосновании угроз реализации гуманистической роли наставничества в развитии университетов; формулировании рекомендаций по проектированию и «проживанию» университетом метапрактики наставничества как необходимой и важной части своей жизнедеятельности.
Ермакова Е. В., Новикова Н. Н. Подготовка учителей технологии к оцениванию образовательных результатов обучающихся в контексте цифровой трансформации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 151–166. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231132.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема подготовки учителей технологии к оцениванию образовательных результатов обучающихся в условиях цифровой трансформации образования приобретает особую актуальность в свете возрастающей роли технологического образования как обязательного условия инновационного развития национальной экономики, стремительного развития цифровых технологий и первостепенной функции оценивания в образовательном процессе. Цель настоящего исследования заключается в изучении проблем и перспектив подготовки учителей технологии к оцениванию образовательных результатов обучающихся в условиях цифровой трансформации образования. В работе обобщены современные научные работы в области педагогического оценивания, представлены результаты исследования по изучению современного состояния подготовки учителей технологии через анализ рабочих программ вузов, реализующих интегрированную подготовку учителей технологии к оцениванию с применением цифровых средств, а также описан опыт преподавания дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения» по формированию профессиональных компетенций, соотносящихся с трудовыми функциями современного учителя технологии. Авторами предложен перечень отечественных цифровых средств оценивания образовательных результатов обучающихся, соответствующих техническим и дидактическим возможностям и отвечающих требованиям, предъявляемым к организации и проведению оценивания на уроках технологии. Теоретическая значимость исследования состоит в определении проблем и перспектив подготовки учителей технологии к оцениванию образовательных результатов с использованием современных цифровых средств. Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания образовательного модуля подготовки учителя технологии к оцениванию с учетом дидактического потенциала цифровых средств, позволяющих оценивать теоретические знания обучающихся и результаты их преобразующей деятельности. Данное исследование посвящено не только собственно представлению аспектов использования цифровых технологий для целей оценивания в условиях цифровизации и виртуализации образовательного пространства, но и демонстрации дидактических возможностей цифровых средств оценивания при их внедрении в образовательный процесс в вузе. Результаты проведенного исследования будут полезны преподавателям вуза, студентам, учителям технологии и педагогам дополнительного технологического образования.
Литвиненко Е. В. Методические условия развития мотивации студентов к изучению иностранного языка средствами учебного блога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 167–183. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231133.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Изучение мотивации всегда являлось одной из наиболее актуальных тем в теории и методике преподавания иностранных языков. Теоретические основы проблемы мотивации к изучению иностранного языка вызывают все больший интерес ученых, что ведет к поиску новых способов ее повышения и поддержания. В эпоху развития цифровизации и умного иноязычного образования большими возможностями обладают инструменты Web 2.0, способствующие быстрому вхождению в иноязычный континуум, применению новых форм лингвистического обучения и заинтересованности со стороны обучающихся. Особенно популярными в настоящее время являются учебные блоги, которые оптимизируют процесс обучения и обладают высоким образовательным потенциалом. Однако имплементация учебного блога в обучение иностранным языкам требует грамотного методического подхода и организации учебной деятельности обучающихся, в частности, как инструмента управления мотивацией. В связи с этим цель исследования – выявить методические условия развития мотивации студентов к изучению иностранного языка посредством учебного блога и апробировать их опытно-экспериментальным путем. В статье представляется обоснование следующих выявленных условий: иммерсивная среда обучения, контекстный подход к обучению, мотивирующий дизайн онлайн-домашних заданий, методическое сопровождение в условиях сетевого взаимодействия, регулярная обратная связь, ориентация на субъективный опыт обучения студентов, использование системы поощрений и практики достижений, наличие свободы в онлайн-среде, наличие функциональных возможностей платформы, а также результаты проверки эффективности их внедрения в учебный процесс. Для оценки мотивации студентов к изучению иностранного языка было применено мотивационное анкетирование, результаты которого обрабатывались с помощью статистической программы SPSS. По итогам констатирующего и контрольного этапов эксперимента было выявлено, что студенты, обучающиеся при помощи учебного блога “WordPress”, достигли лучших показателей в сформированности мотивации. Делается вывод о результативности и эффективности реализации выявленных методических условий в повышении мотивации студентов к изучению иностранному языку посредством учебного блога. Статья будет интересна преподавателям и методистам высших учебных заведений в области обучения студентов иностранным языкам, а также педагогическим работникам, интересующимся исследованиями развития мотивации.
Гусева А. Х. Семантика интерактивного подхода в обучении и практика применения в образовательном процессе современного гуманитарного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 184–202. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231134.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В работе рассмотрены методический и дидактический аспекты применения интерактивного подхода в педагогической практике современного гуманитарного вуза; представлена методика структуризации интерактивного проекта медиаобъектов как результат учебно-методической работы по созданию цифровых образовательных материалов для обеспечения коллективных форм самостоятельной работы студентов в режиме интеракции; проведен анализ научных исследований, посвященных теоретическому обоснованию интеракции как процесса, а также интерактивному подходу в методике преподавания. Актуальность проблемы внедрения технологий интеракции: применяемые в практике российского высшего образования педагогические технологии недостаточно решают образовательную задачу актуализации социальных и профессиональных ролей и развития умений результативной коммуникации и целевого взаимодействия/сотрудничества студентов в процессе обучения. Предмет исследования – применение интерактивного подхода в педагогической практике современного гуманитарного вуза как условие повышения эффективности обучения. Цель работы – рассмотрение процесса и стадий структуризации студентами интерактивного проекта; задачи исследования: анализ научных исследований российских и зарубежных специалистов, формулировка основных положений методики структуризации интерактивного проекта медиаобъектов. Основные подходы: синергетический метод – методика структуризации интерактивного проекта медиаобъектов рассматривается как комплексный процесс, объединяющий интерактивный подход, метод проекта и информационные технологии в педагогической практике вуза; сопоставительный метод – основу совершенствования рассматриваемой методики составил компаративный анализ результатов выполнения студентами в режиме интеракции коллективных заданий для самостоятельной работы, а также сопоставление комментированных коллективных медиапрезентаций на процедуре защиты интерактивных проектов; системный – представляемая методика является единой системой, включающей теоретическое обоснование необходимости внедрения подобных педагогических технологий в практику преподавания вуза и практические результаты систематического последовательного применения указанной методики в педагогической деятельности. Теоретическая значимость работы – результаты анализа трудов российских и зарубежных коллег; практическая – возможность применения данной методики с целью актуализации социальных и профессиональных ролей и развития умений результативной коммуникации и целевого взаимодействия/сотрудничества студентов в процессе обучения; методика позиционируется как один из дидактических инструментов решения проблемы повышения эффективности обучения студентов современного гуманитарного вуза.
Утёмов В. В., Башлачёва Т. П., Ярославцева Е. В. Учебные задания в когнитивном занятии старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 203–218. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231135.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время продолжается коммодитизация процесса познавательного развития детей начиная с дошкольного возраста. Если ранее аккумулированный запрос на качество познавательного развития был у отдельных групп населения, то сейчас это норма закреплена в системе российского образования. Из-за сложности развития познавательных процессов наиболее значимыми в практике становятся технологизированные средства, в т. ч. когнитивные занятия. Существуют разные инструменты по работе с когнитивными явлениями, процессами и исследованиями. Однако в педагогической сфере сейчас наблюдаются только разрозненные исследования, которые раскрывают некоторые аспекты разработки когнитивных занятий. Зачастую в основе выделяется когнитивно-таксономическая теория Б. Блума, которая раскрывает основные уровни развития когнитивной деятельности без выделения требований к учебным заданиям для развития познавательной деятельности дошкольников. Поэтому цель данной статьи связана с выделением базовых требований к составлению учебных заданий на разных этапах когнитивного занятия для старших дошкольников. В качестве методов исследования были использованы анализ и синтез, в том числе при изучении литературы по теме исследования, опрос, анкетирование, математические методы обработки эмпирических данных. В результате теоретического исследования проанализированы труды отечественных и зарубежных исследователей в области разработки когнитивной парадигмы образования, а также изучения процесса развития познавательной деятельности детей. Практическая значимость исследования состоит в апробации ряда формулировок учебных заданий на разных этапах когнитивного занятия для дальнейшего создания конструктора по составлению таких заданий по любой теме. Статья может представлять практический интерес для педагогов дошкольных организаций и других исследователей данного вопроса.
Пазухина С. В., Филиппова С. А. Личностные особенности студентов, влияющие на психологическую безопасность образовательной среды в ситуации новых вызовов и угроз // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 219–232. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231136.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность статьи заключается в уточнении и конкретизации содержательного наполнения понятия «психологическая безопасность образовательной среды» с учетом новых вызовов и угроз с акцентом на личностный фактор. Показывается, что определение психологической безопасности образовательной среды через категорию защищенности от разного рода рисков и угроз не отвечает новым вызовам и угрозам. Авторы полагают, что в современном цифровом мире, сочетающем реальные и виртуальные воздействия на детей и молодежь, полностью предусмотреть все возможные опасности и защитить от них обучающихся не представляется возможным, так как даже идентичные условия для одного студента могут быть безопасными, для другого – содержать в себе потенциальную угрозу. Авторами подчеркивается, что образовательная среда характеризуется динамичностью, а ее психологическая безопасность как интегрированное образование базируется в первую очередь на способности самого субъекта сохранять стабильность, бдительность, проявлять критичность мышления, противостоять негативным воздействиям и преодолевать их собственными силами или обратившись за помощью. Целью исследования являлось изучение личностных особенностей современных студентов, которые могут влиять на психологическую безопасность образовательной среды в ситуации новых вызовов и угроз. Изучались следующие личностные качества обучающихся: конформизм, социальный пессимизм, интолерантность, нигилизм, цинизм, деструктивность, установка на допустимость агрессии, наличие культа силы, протестная активность и др. Для этого применялась многомерная диагностическая методика Д. Г. Давыдова, К. Д. Хломова. По итогам проведенной работы выявлены личностные особенности студентов, формирующие потенциальные риски как осуществления противоправной деятельности, так и лояльности к ее осуществлению со стороны других лиц: социальная конформность, неготовность принимать самостоятельные решения и брать на себя личную ответственность, склонность упрощать картину мира, сводить сложные параметры VUCA-мира к обобщенным моделям, тяготение к идеализированным гарантиям социальной справедливости. Новизна заключается в выявлении мишеней социально-психологической работы со студентами, направленной на снижение рисков для психологической безопасности образовательной среды. Результаты исследования могут использоваться администрацией, преподавателями вузов, кураторами студенческих групп, психологами для организации воспитательной, коррекционной, профилактической работы со студентами, а также для психолого-педагогического сопровождения обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей на этапе личностного развития в вузе.
Мягкова В. Ю., Щелина Т. Т., Родионов М. А. Организация профессионально-ориентированного взаимодействия как условие формирования конкурентоспособности будущих специалистов индустрии питания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 233–244. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231137.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современной социально-экономической ситуации повышается востребованность специалистов индустрии питания. Важную роль в формировании конкурентоспособности будущих участников рынка труда играет профессионально ориентированное изучение иностранного языка. Цель статьи – описать опыт организованного профессионально ориентированного взаимодействия с использованием иностранного языка для формирования конкурентоспособности будущих специалистов индустрии питания в технологическом вузе. С учетом содержания понятия «конкурентоспособность» становится очевидной необходимость организации взаимодействия с целью ее формирования. Описана значимость профессионально ориентированной иноязычной подготовки для выполнения трудовых функций будущим специалистом индустрии питания и его конкурентоспособности на рынке труда. Представлена интеграция языковой подготовки с содержанием дисциплин профессионального цикла, т. е. соотнесены темы разработанного учебно-методического пособия с циклами профессиональных дисциплин. В разработанном первом уроке по дисциплине «Иностранный язык» для будущих специалистов индустрии питания определены вспомогательные задачи и предполагаемые результаты занятия. Описано профессионально ориентированное взаимодействие с использованием иностранного языка в первых трех семестрах, когда изучается дисциплина «Иностранный язык». Кроме внедрения в подготовку будущих специалистов индустрии питания профессионально ориентированного пособия, обозначены также используемые методы обучения. Представленный опыт организованного профессионально ориентированного взаимодействия с использованием иностранного языка может быть полезен для организации профессионально ориентированного взаимодействия по другим направлениям подготовки.
Зимирева Е. Н. Оценка сформированности профессиональных компетенций бакалавров в области охраны природы при реализации сетевого образовательного экологического проекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 245–257. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231138.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современных условиях, в период новых вызовов, качество профессионального образования будущих бакалавров в области охраны природы выступает залогом устойчивого развития страны. В связи с этим одним из приоритетов образовательных организаций высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере экологической безопасности, от уровня профессиональной компетентности которых будет зависеть результативность решения экологических проблем на федеральном, региональном и местном уровнях. Актуальность исследования обусловлена необходимостью научного обоснования возможностей сетевых образовательных экологических проектов для обеспечения эффективности процесса формирования профессиональных компетенций у бакалавров в области охраны природы. Цель статьи заключается в определении уровня сформированности профессиональных компетенций бакалавров в области охраны природы при реализации сетевого образовательного экологического проекта. Методологической основой исследования выступили положения деятельностного и компетентностного подходов, определяющие направление выбора средств, форм и методов решения исследовательских задач. Ведущими методами исследования проблемы явились: педагогическое проектирование; теоретический анализ и содержательное обобщение опыта проведения сетевых образовательных проектов; эксперимент и методы статистической обработки полученных данных. Эмпирической базой исследования выступили 17 образовательных организаций высшего образования, находящихся в шести федеральных округах РФ (Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский). В эксперименте принимали участие 155 студентов, обучающихся по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата). В статье представлены результаты формирующего этапа эксперимента, которые свидетельствуют о повышении уровня сформированности профессиональных компетенций бакалавров в области охраны природы в процессе реализации сетевого образовательного экологического проекта «Охрана окружающей среды в регионах». Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о перспективности применения сетевых образовательных экологических проектов в профессиональной подготовке бакалавров в области охраны природы. Результаты исследования могут быть полезны образовательным организациям для оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся, для проектирования содержания дисциплин (модулей), практик; преподавателям для методического сопровождения организации и проведения всероссийских и международных сетевых образовательных проектов различной направленности; при подготовке учебных материалов для использования в системе повышения квалификации для специалистов в области экологической безопасности и природопользования.
Психология
Кулагина И. В. Исследование особенностей связи индивидуально-типологических свойств личности и отношения к ценности «собственное здоровье» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 258–264. – URL: http://e-koncept.ru/2023/232015.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Здоровье как ценность отличается постоянной актуальностью, чем и обусловлены исследования, касающиеся этого аспекта. Цель нашего исследования состояла в эмпирическом изучении взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности и степени значимости, придаваемой личностью ценности «собственное здоровье». В результате были выделены особенности личности, свойственные лицам, располагающим ценность «здоровье» на верхних и средних этажах иерархии личностных ценностей.
Сафронова Е. А., Михеева У. Б. Профессиональная мотивация студентов-психологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 265–277. – URL: http://e-koncept.ru/2023/232016.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В фокусе внимания статьи оказывается обсуждение профессиональной мотивации студентов-психологов. Цель статьи – показать результаты эмпирического исследования профессиональной мотивации студентов-психологов с точки зрения общей профессиональной мотивации, её направленности (внутренняя, внешняя) и факторов привлекательности/непривлекательности будущей профессии. Выборку составили 83 студента ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет». В результате исследования было установлено, что в студенческой среде преобладает высокая мотивация к профессиональной деятельности. Факторы привлекательности и непривлекательности имеют различия в зависимости от курса и профиля обучения студентов-психологов. Для обучающихся, имеющих более низкую профессиональную мотивацию в сфере психологии, характерна более низкая внутренняя мотивация.
Кузнецова М. Н., Хмелькова Е. В. Использование альтернативных средств коммуникации в развитии словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 278–285. – URL: http://e-koncept.ru/2023/232017.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
У младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития отмечается ограниченность словарного запаса, неточность употребления слов, а также большой разрыв между активным и пассивным словарем. Актуальность поднятой темы подчеркивается необходимостью разработки инновационных средств коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории. Цель статьи − определение средств альтернативной коммуникации для развития словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Нами были рассмотрены и выделены более эффективные средства альтернативной коммуникации. Также мы проанализировали, как использовать карточки PECS и систему Макатон для развития словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Втюрина Т. А., Сорокина А. Р. Особенности психологического благополучия студентов первого курса разных направлений подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 286–294. – URL: http://e-koncept.ru/2023/232018.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье обозначена актуальность изучения вопросов психологического благополучия студентов первого курса вуза как важного внутреннего ресурса человека, который помогает справляться с жизненными трудностями. Целью статьи является анализ особенностей выраженности структурных компонентов психологического благополучия у студентов первого курса разных направлений подготовки. Метод исследования – шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Л. В. Жуковской, Е. Г. Трошихиной. Результаты исследования показали, что психологическое благополучие у студентов первого курса в первую очередь чувствуется в открытости к новому опыту, стремлении учиться, совершенствовании себя. Показано, что психологическое благополучие студентов разных направлений подготовки имеет свою уникальную структуру, характеризующуюся разным уровнем выраженности шкал психологического благополучия.
Шак А. А. Связь академической прокрастинации с адаптивными возможностями студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 295–302. – URL: http://e-koncept.ru/2023/232019.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Изучение представлений об академической прокрастинации и адаптивных возможностях студентов вуза приобретает особую актуальность и значимость. Полученные данные лягут в основу разработки тренинговых программ, направленных на формирование и развитие поведенческих стратегий, которые помогут студентам вуза преодолеть академическую прокрастинацию и повысить их адаптивные возможности. Цель исследования – выявление взаимосвязи академической прокрастинации с адаптивными возможностями студентов вуза. В ходе проведения эмпирического исследования было установлено, что чем выше уровень прокрастинации, тем ниже адаптивные возможности студентов вуза.
Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Колобова Ю. И. Сказка по картине художника: методические и психологические аспекты технологии развития творческого потенциала личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 12 (декабрь). – С. 303–317. – URL: http://e-koncept.ru/2023/232020.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
На основе многолетнего проектно-образовательного и выставочного опыта сформировалась развивающая технология в области художественно-творческого диалога. Цель данной статьи – представить и обосновать методические материалы технологии написания сказки по картине художника для проведения сказкотерапии и использования в широкой практике развития творческого потенциала личности. В результате исследования сформулировано определение «авторская сказка по картине художника»; обобщены теоретические сведения о феномене сказки; разработан алгоритм написания сказки по картине художника, обоснована его психологическая структура; составлен список технологий поиска сюжета и выбора героев сказки по картине; выявлено, что среда тематической выставки побуждает многих зрителей выставки стать автором собственной сказки по картине.