Приложение 35. «Технологии сопровождения социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании»

Акимова О. И. Специфика социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 1–6. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771172.htm.
В статье рассматриваются теоретические основы проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, специфические личностные характеристики, осложняющие их социализацию. Обсуждаются возможные технологии социализации детей с ОВЗ в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Аптикиев А. Х., Аптикиева Л. Р. К вопросу о теоретических основах формирования гражданско-правовой компетентности у старшеклассников с умственной отсталостью на уроках истории и обществознания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 7–12. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771173.htm.
Статья в РИНЦ
В статье на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы рассмотрена проблема формирования гражданско-правовой компетентности у старшеклассников с умственной отсталостью; рассмотрен компетентностный подход в образовании, его преимущества, педагогические условия формирования гражданско-правовой компетентности у старшеклассников на уроках истории и обществознания, понятия «компетентность» и «компетенция», компетентность учащихся с умственной отсталостью, понятие гражданско-правовой компетентности, этапы её формирования у учеников с умственной отсталостью, педагогические технологии формирования правовой компетентности, критерии и показатели уровня сформированности гражданско-правовой компетентности у старшеклассников с умственной отсталостью.
Аптикиев А. Х., Аптикиева Л. Р., Бурсакова М. С. Образовательно-воспитательное пространство специальной (коррекционной) школы как фактор формирования гражданско-правовой компетентности у старшеклассников с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 13–17. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771174.htm.
Статья в РИНЦ
В статье рассматривается потенциал специальной (коррекционной) школы в плане формирования гражданско-правовой компетентности у обучающихся с умственной отсталостью, раскрывается содержание понятия гражданско-правовой компетентности, её компоненты, условия формирования, рассмотрены этапы становления гражданско-правовой компетентности.
Бахчеева Е. Н., Никитина С. А., Будилова В. Ю. Особенности социализации детей с тяжёлыми нарушениями речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 18–21. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771175.htm.
Статья в РИНЦ
Нарушения речи у детей влияют на коммуникативную деятельность, степень социальной достаточности ребёнка, своевременность интеграции его в общество и достижение индивидуального максимума уровня общего развития. В статье рассматриваются основные проблемы, факторы, условия и механизмы социализации детей с тяжелыми нарушениями речи.
Бисингалиева Ж. А., Канатьева М. В. Художественно-творческая деятельность как средство социализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 22–24. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771176.htm.
Статья в РИНЦ
В статье рассматривается проблема социализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении. В фокусе исследования авторов – потенциал художественно-творческой деятельности в процессе социализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Бисингалиева Ж. А. Проблема развития социальной идентичности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 25–28. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771177.htm.
В статье рассматривается проблема развития социальной идентичности у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Анализируются факторы и условия, влияющие на механизмы формирования социальной идентичности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Воронова А. А., Хасанова Д. М. Идеи социализации детей с умственной отсталостью в трудах Эдуарда Сегена // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 29–34. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771178.htm.
Статья в РИНЦ
В статье проводится анализ трудов выдающегося деятеля в области олигофренопедагогики, одного из основоположников практики социализации детей с умственной отсталостью в XIX веке – Эдуарда Сегена. Идеи освоения социального опыта во впервые в мире созданной системе воспитания умственно отсталых детей, сочетающей педагогические и медицинские средства воздействия на воспитанника значимы и для коррекционной школы в современных условиях модернизации специального образования.
Шаукенова Э. Ш. Взаимодействие учителя–логопеда с родителями как условие успешной социализации дошкольников с речевыми нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 35–38. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771179.htm.
В статье рассматривается проблема организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения. Обращается внимание на значение, модели и формы работы логопеда дошкольной образовательной организации с семьями, имеющими детей с речевыми нарушениями.
Додзина О. Б. Субъективная ценность объектов окружающего как фактор лексического развития детей с аутизмом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 39–45. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771180.htm.
Статья в РИНЦ
Статья характеризует активный словарь существительных аутичных детей с разным уровнем аффективного развития. Получены данные о значимом увеличении эхолалии, стереотипной и активной номинации субъективно ценных объектов окружающего мира. Показана роль развития субъективного эмоционального отношения к людям и предметам окружающего мира в формировании их номинации при раннем детском аутизме.
Дундукова Е. В., Меерзон Т. И. Анализ образовательных траекторий обучающихся с кохлеарными имплантами в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771181.htm.
Статья в РИНЦ
Статья посвящена вопросам выбора образовательного учреждения для ребенка с кохлеарным имплантом. На данный момент существует несколько возможных вариантов получения образования детьми с кохлеарными имплантами как на базе общеобразовательной организации, так и в специальных образовательных учреждениях.
Ергалиев А. С., Жантуреева А. А., Доскалиева Р. Б., Беккалиева Г. М. Применение инновационных педагогических технологий в практике психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 51–58. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771182.htm.
Статья в РИНЦ
Данная статья посвящена проблеме необходимости поиска и применения педагогами в своей профессиональной деятельности новых, инновационных технологий и носит обзорный характер теоретического материала по данной теме, а также содержит выводы из личного профессионального опыта.
Габдрахманова Ш. Т., Золотых И. Н. Психологическое сопровождение процесса адаптации лиц с ОВЗ в условиях высшего учебного заведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 59–62. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771183.htm.
Статья в РИНЦ
Статья посвящена проблеме адаптации лиц с ОВЗ к условиям высшего образовательного учреждения и возможностям разрешения данной проблемы через психологическое сопровождение.
Кожаева К. Е., Фоминых Е. С. Возможности использования аналогов Монтессори-материалов в психокоррекционной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 63–68. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771184.htm.
Статья в РИНЦ
В статье рассматривается проблема психокоррекционной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. В фокусе исследования – использование аналогов Монтессори-материалов как средства коррекции нарушенных психических функций. Представлена специфика оформления доски бизиборд («busyboard») и ее возможности в психокоррекционной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.
Тасаева Д. О., Кормушина Н. Г. Особенности социально-психологической адаптации подростков с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 69–74. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771185.htm.
Статья в РИНЦ
В статье рассмотрены особенности социально-психологической адаптации подростков с умственной отсталостью. Проведен анализ взаимосвязей симптомокомплексов дезадаптации, образующих ее структуру.
Королева Ю. А. Тьюторское сопровождение социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 75–78. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771186.htm.
Статья в РИНЦ
В статье приводятся результаты теоретического исследования, реализующего задачу обоснования идеи сопровождения социализации обучающегося с ОВЗ в условиях инклюзии. Приведены нормативные документы, закрепляющие инклюзивное образование и введение должности тьютора, рассмотрены задачи и принципы тьюторского сопровождения обучающегося с ОВЗ.
Косарева А. А., Фоминых Е. С. Организационно-содержательные аспекты психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 79–84. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771187.htm.
Статья в РИНЦ
Статья посвящена проблемам психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Выделены внешние (социальные) и внутренние (психологические) факторы деформации функционирования семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Представлены основные организационные и содержательные аспекты технологии психолого-педагогического сопровождения семьи: цели, задачи, направления деятельности, формы работы.
Ломоносов И. М. Подготовка будущих педагогов-психологов к работе по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 85–88. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771188.htm.
Статья в РИНЦ
В статье описан опыт Центра непрерывного образования ЗКГУ им.М.Утемисова (Республика Казахстан) по подготовке будущих педагогов-психологов к работе по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. Расматриваются основные направления сопровождающей деятельности – диагностика, коррекция, консультирование и другие.
Меерзон Т. И. Методы социализации детей с ОВЗ: технологии биологической обратной связи (БОС) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 89–94. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771189.htm.
Статья в РИНЦ
В силу особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, объективных и субъективных причин усложнен процесс социализации. Использование технологии БОС у детей с ограниченными возможностями здоровья способствует развитию интеллектуальных процессов, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, самостоятельности и самоконтроля, повышению коммуникативных навыков и социальной активности.
Мелешкина М. С. Дистанционные технологии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья как социализирующий фактор // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 95–99. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771190.htm.
Статья в РИНЦ
В статье рассматривается дистанционная форма организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения одной из инновационных и приоритетных технологий современной системы образования в нашей стране. Выделяются главные цели данной формы обучения, отмечаются трудности при ее реализации и возможности ее социализирующего воздействия на лиц с ограниченными возможностями.
Насибуллина А. Д. Социализация и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования Оренбургской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 100–104. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771191.htm.
В статье раскрываются проблемы социализации и психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования. Рассмотрен опыт работы ряда учреждений дополнительного образования детей Оренбургской области с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Петряева А. В. Идеи С.А. Рачинского о коррекции заикания у обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 105–107. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771192.htm.
Статья в РИНЦ
В статье проводится теоретический анализ трудов профессора кафедры ботаники Московского университета С.А.Рачинского (1833 – 1902) по проблеме коррекции нарушений речи средствами церковно-славянского языка. Представлены результаты обобщения опыта использования идей Сергея Александровича в современной практике коррекции заикания.
Польшина М. А. Особенности социальной адаптации младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 108–112. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771193.htm.
Статья в РИНЦ
В статье рассматриваются особенности социализации и адаптации детей с нарушениями речи в условиях школы, трудности адаптации младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, связанные с поступлением их в группу сверстников. Проводится анализ причин, приводящих к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации данной категории детей.
Сардарова Ж. И., Жумашева Н. С. Инклюзивное и интегрированное обучение в Республике Казахстан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 113–116. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771194.htm.
Статья в РИНЦ
В статье рассматривается современное состояние проблемы интегрированного и инклюзивного обучения в Республике Казахстан. Анализируются модели и формы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии.
Фоминых Е. С. Психологическая компенсация, реабилитация и социально-психологическая адаптация как основа для проектирования моделей позитивной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 117–122. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771195.htm.
Статья в РИНЦ
В статье рассматривается триада составляющих позитивной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья: психологическая компенсация, реабилитация и социально-психологическая адаптация. Проанализирована сущность указанных процессов, их базовое значение при проектировании моделей позитивной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Насибуллина А. Д., Шаукенова Э. Ш. Театрализованная деятельность как средство социализации и коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 123–126. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771196.htm.
Статья посвящена проблеме социализации и коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников. Рассматривается потенциал и особенности театрализованной деятельности в процессе как социализации, так и коррекции речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.