№ 09 (сентябрь)

Педагогические науки
Майер Р. В. Поиск оптимальных длительностей изучения отдельных вопросов курса с учетом их сложности и важности (с помощью компьютера) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 1–14. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181057.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Одно из направлений развития дидактики связано с совершенствованием математической теории обучения (далее – МТО), позволяющей объяснить основные закономерности функционирования дидактических систем, базируясь на анализе их математических моделей. Актуальной проблемой МТО является математическое решение оптимизационной задачи обучения, заключающейся в определении условий организации учебного процесса, при которых его результативность максимально высока. Результат оптимизации зависит от коэффициента усвоения ученика, распределения элементов учебного материала (далее – ЭУМ) по сложности и важности, длительности занятия. Цель работы состоит в построении компьютерной модели дидактической системы и поиске оптимальных значений длительности изучения ЭУМ различной сложности и важности при фиксированной длительности занятия. Используются методы математического и компьютерного моделирования процесса обучения, а также метод стохастической оптимизации с возвратом. Он заключается в следующем: создается компьютерная программа, которая в многомерном пространстве оптимизируемых величин делает шаг в случайном направлении и моделирует изучение заданной совокупности ЭУМ при новых длительностях их изучения. Если результаты тестирования в конце обучения оказываются не лучше, чем на предыдущем шаге, то компьютер возвращается в предыдущее состояние и все повторяет снова. Если результаты тестирования выше, то изменения оптимизируемых величин принимаются и последующий шаг производится из нового состояния. Постепенно программа приближается к оптимальным значениям длительностей изучения ЭУМ. К основным результатам работы относятся: 1) компьютерная программа, позволяющая при различных распределениях ЭУМ по категориям сложности рассчитать оптимальные значения времени изучения; 2) графики зависимостей оптимального времени изучения ЭУМ, уровня знаний отдельных ЭУМ и суммарные уровни знаний ЭУМ различной важности в зависимости от их сложности. Теоретическая значимость статьи состоит в том, что в ней поставлена и решена проблема оптимизации времени изучения отдельных ЭУМ, отличающихся сложностью и важностью, которая является частной оптимизационной задачей математической теории обучения.
Киреева И. А., Сидоркина Л. С., Семёнова О. В. Повышение качества профессиональной подготовки студентов колледжа при обучении английскому языку с учетом требований World Skills International // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 15–26. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181058.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
На современном этапе развития российского образования весьма актуальной остается проблема повышения качества профессиональной подготовки студентов колледжа при обучении английскому языку с учетом требований World Skills International. World Skills International (далее – WSI) – международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому ориентация на требования данной ассоциации к подготовке студентов колледжа по рабочим специальностям при обучении английскому языку представляется важным компонентом их образования. Практическое владение профессионально ориентированным английским языком становится значимым показателем качества подготовки будущего специалиста и является существенным компонентом профессиональной деятельности. Вышесказанное доказывает необходимость готовить специалистов не только со знанием английского языка, но и с намерением осуществлять профессиональное межкультурное общение и взаимодействие в области профессиональной деятельности. Цель настоящего исследования в статье состоит в научно-практическом обосновании необходимости повышения качества профессиональной подготовки студентов колледжа при обучении английскому языку с учетом требований World Skills International. Статья подготовлена на основе использования следующих методов: теоретический обзор и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение и обобщение опыта преподавания профессионально ориентированного английского языка в колледже. По итогам исследования в статье представлено научное обоснование приоритетных форм и методов обучения дисциплине «Иностранный язык (английский)» в соответствии с требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы ФГОС СПО по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)», а также международного профессионального экзамена World Skills. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы и обобщены основные теоретические и методологические ориентиры по проблеме обучения профессионально ориентированному английскому языку; выявлено и установлено содержание требований World Skills International при подготовке специалистов в условиях колледжа. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что определены приоритетные формы и методы повышения качества профессиональной подготовки студентов колледжа при обучении английскому языку с учетом требований World Skills International, поэтапно реализовано обучение студентов колледжа профессионально ориентированному английскому языку посредством разработанных практических занятий. Основные положения и выводы могут быть использованы преподавателями колледжей в процессе подготовки студентов по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» к сдаче международного профессионального экзамена World Skills.
Пуйлова М. А., Макаров А. В. Особенности организации воспитательной работы со студентами вузов в условиях спортивно-оздоровительного лагеря // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 27–38. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181059.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Для преодоления кризиса в образовании и формирования новой образовательной системы требуется восстановление в новом статусе системы вузовского воспитания, в частности, в вопросах организации воспитательной работы со студентами вуза в летний период. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени студентов, но далеко не каждый молодой человек может правильно организовать свой отдых. Данный аспект представляет несомненный интерес в связи с пристальным вниманием исследователей к проблемам траектории личностного развития студентов, молодежного досуга и социальной активности в целом. Эффективная организация летнего отдыха студентов в настоящее время затруднена из-за ряда противоречий: между несоответствием традиционных форм организации летнего отдыха потребностям и ожиданиям современного студенчества; потребностью установления неформального общения между студентами и педагогическим составом лагеря, организации досуга с использованием мероприятий на основе новых технологий, в том числе информационных, и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения такой работы; высокими требованиями студентов к организации летнего отдыха и ограниченностью материальных ресурсов для их реализации. Цель исследования заключается в выявлении эффективных форм воспитательной работы со студентами вуза в летний период в условиях спортивно-оздоровительного лагеря. Ведущими подходами к исследованию проблемы явились системный, личностный, деятельностный и культурологический. Основные результаты исследования могут быть учтены при анализе воспитательно-образовательного пространства вузов, вносят определенный вклад в развитие теории и практики социальной активности, досуговой педагогики, являются полезным материалом для специалистов, организующих летний отдых студентов вузов. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что в ней дан анализ проблемы организации воспитательной работы со студентами вузов в летний период, охарактеризованы особенности использования различных форм работы, а также предложены методические рекомендации по подготовке и проведению летней оздоровительной кампании в спортивно-оздоровительном лагере для студентов. Практическая значимость работы определяется представленным опытом работы по реализации воспитательной деятельности со студентами вузов в летний период в спортивно-оздоровительном лагере «Ивушка».
Долгова В. И., Кондратьева О. А., Сенчева Л. А. Модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 39–46. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181060.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Моделирование используется в любой профессиональной деятельности, это классический метод получения, описания и использования знаний, однако в доступной нам литературе модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа выявить не удалось. Поэтому цель исследования – разработать модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов, составить и апробировать программу её реализации в образовательной среде колледжа. Осуществленное моделирование обусловлено выявлением особенностей, принципов, классификаций, требований, этапов моделирования. Использованы три методики: тест К. Томаса, «Уровень конфликтности личности» Е. И. Рогова, «Модульный социотест» А. Я. Анцупова. Опытно-экспериментальной базой исследования выбраны студенты I курса КГКП «Лисаковский технический колледж» по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (N = 25). Для реализации исследуемой модели создана и применена программа педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа. После реализации программы доминирующей стратегией поведения в конфликте стало сотрудничество, более всего проявляется средний уровень конфликтности; уравнялись отношения в диадах «студент – группа» и «нравственность – профессионализм». Студентам удалось развить умения конструктивно выходить из конфликта, совершенствовать навыки эмпатии и рефлексии, а также пользоваться методами саморегуляции эмоций и поведения. Проведенное исследование показало, что обсуждаемое моделирование и созданная для его реализации программа способствуют положительной динамике основных критериальных показателей успешной педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа.
Ильина М. О., Михайлова Н. В. Формирование волевых качеств у старших дошкольников при реализации образовательной области «Физическое развитие» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 47–56. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181061.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника за востребованность в будущем. Сегодня физическое воспитание направлено в первую очередь на охрану и укрепление здоровья детей, повышение защитных сил организма, воспитание стойкого интереса к двигательным умениям, навыкам, волевым и физическим качествам (скорость, ловкость, гибкость, выносливость), формирование культуры здоровья. Актуальность данной темы вызвана потребностью психологов, педагогов и родителей в совершенствовании уже имеющихся подходов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность старшего дошкольника с целью развития самостоятельности, инициативности, целеустремленности, решительности, дисциплинированности. Очевидна целесообразность разработки новых, рационально построенных и действенных педагогических технологий. Целью работы является исследование методов и приемов организации игровой деятельности старших дошкольников для формирования их волевых качеств. Воля – это то, благодаря чему человек способен ставить перед собой сложные цели, достигать их, преодолевая внешние и внутренние препятствия. Человек не рождается с сильной волей, она вырабатывается на протяжении жизни. Предметом нашей работы являются методы и приемы организации игровой деятельности на занятиях по физическому развитию дошкольников в целях формирования волевых качеств. Методы работы: теоретический анализ психологической и методической литературы; наблюдение, эксперимент, беседа; метод количественной и качественной обработки данных. Изучение волевой сферы детей старшего дошкольного возраста является привлекательным как в теоретическом, так и в практическом смысле. В этом возрасте наблюдается интенсивное становление волевой сферы, которое заключается в умении подчиняться правилам, требованиям. Формирование волевых качеств у старших дошкольников ведет к развитию способности к саморегуляции. Теоретическое значение работы состоит в том, что ее результаты расширяют представления о взаимосвязи физического и волевого воспитания детей старшего дошкольного возраста; доказана возможность эффективного формирования волевых качеств под влиянием целенаправленных педагогических воздействий в процессе двигательной деятельности. Практическое значение работы заключается в том, что на основе результатов исследования разработаны практические рекомендации по отбору и использованию двигательных заданий для оценки уровня развития самостоятельности и инициативности, по воспитанию этих качеств воли путем применения комплекса физических упражнений, преимущественно направленных на формирование целеустремленности, решительности, дисциплинированности. Результаты работы по формированию волевых качеств у старших дошкольников на констатирующем эксперименте показали, что в основном преобладают дети с низким уровнем – 57%; со средним – 34% и высоким – всего 9%. Работа на этом не заканчивается, для эффективного формирования волевых качеств мы реализовали специально созданные педагогические условия, которые в дальнейшем помогут повысить уровень формирования волевых качеств у старших дошкольников. Изучив научную литературу, мы пришли к выводу, что разные виды игр на физкультуре оказывают влияние на формирование самостоятельности у детей, дисциплинированности, решительности, инициативности, целеустремленности. Они воспитывают стремление довести начатое дело до конца, воспитывать в себе умение продолжить деятельность, даже если нет желания ею заниматься или если есть более интересная деятельность. Иными словами, все виды игр направлены на формирование волевых качеств личности. Наблюдение за испытуемыми показало, что дети стали охотнее заниматься физической культурой. Это еще раз подтверждает эффективность подвижных, спортивных игр, игр-эстафет в развитии интереса к физкультурным занятиям.
Егорова С. И., Савинов А. М. Художественно-графическая подготовка студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 57–68. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181062.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях кризиса идей в отечественной легкой промышленности конструктору необходимо обладать компетенциями, позволяющими находить новые проектные решения, новые идеи, использовать спектр знаний о мировой культуре, социологии и этнографии, уметь общаться с заказчиками. Активизации творческого мышления, синтеза гуманитарных знаний и улучшению коммуникации с заказчиком помогает способность качественно выполнять проектные эскизы. Следовательно, при обучении конструкторов изделий легкой промышленности важно уделять внимание художественно-графической подготовке студентов. Несмотря на большое количество исследований, связанных со специализированным рисунком у промышленных дизайнеров и архитекторов, обучению эскизной графике конструкторов изделий легкой промышленности уделено недостаточное внимание в силу инженерной направленности их деятельности. При этом работа конструкторов в современных условиях непосредственно связана с созданием визуального образа потребителя, чему должен предшествовать поиск с использованием выразительных средств графики. Цель исследования – выявить основные проблемы художественно-графической подготовки студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности» и определить эффективные способы повышения качества подготовки студентов. Основными методами исследования являются: анализ работ студентов, беседа, опрос, анкетирование, педагогический эксперимент. Основные результаты: определена специфика художественно-графической деятельности в области конструирования изделий легкой промышленности, разработаны критерии оценки творческого эскиза костюма, выявлены основные проблемы художественной подготовки студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности», разработаны задания, способствующие повышению уровня технических навыков и творческих способностей студентов, проведена проверка эффективности разработанных заданий. Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании необходимости художественно-графической подготовки конструкторов для повышения конкурентоспособности отечественной легкой промышленности, выявлении основного направления художественно-графической подготовки конструкторов. Практическая значимость исследования заключается в разработке критериев оценки творческого эскиза костюма, а также в предложении методически обоснованных заданий, эффективность которых апробирована в процессе проведения педагогического эксперимента.
Ферзалиева А. Т., Зырянова С. М. Развитие музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 69–79. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181063.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью раннего выявления и развития детской одаренности. В настоящее время общество нуждается в людях, обладающих неординарными способностями, креативностью, нестандартным мышлением, так как именно от них зависит повышение интеллектуально-творческого потенциала страны. Творческую элиту общества в будущем будут представлять люди, наделенные художественной одаренностью. Музыкальная одаренность – один из видов художественной одаренности, признаки которой проявляются уже на этапе дошкольного детства. Мы предполагаем, что для детей дошкольного возраста оптимальными условиями развития музыкальной одаренности могут быть программы дополнительного образования, реализуемые на базе дошкольных образовательных организаций. Таким образом, целью исследования является изучение содержания дополнительных общеразвивающих программ, а также различных форм организации детской деятельности, направленных на развитие музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Ведущие методы при подготовке данной статьи – теоретический анализ и сравнение различных подходов и концепций развития музыкальной одаренности детей, с помощью которых изучались сущностные характеристики понятия «одаренность», уточнялась структура музыкальной одаренности. Метод обобщения педагогического опыта позволил сформулировать выводы о необходимости разработки специальных программ, реализация которых будет способствовать развитию музыкальной одаренности. В статье представлена авторская дополнительная общеразвивающая программа «Радуга талантов», особенностью которой является направленность на развитие всех компонентов музыкальной одаренности детей дошкольного возраста (музыкальных способностей, интереса и инициативы к музыкальной деятельности, творческих проявлений). В рамках реализации программы предлагаются различные формы организации детской деятельности. Совместная музыкальная деятельность ребенка со взрослым строится на партнерских взаимоотношениях и предполагает как групповые формы (тематические музыкальные занятия, музыкальные гостиные, вечера досугов и т. д.), так и индивидуальные (индивидуальные развивающие музыкальные занятия). Для развития каждого компонента музыкальной одаренности подобраны различные дидактические средства, упражнения, игры-импровизации, творческие задания, а также примерная тематика проектов, направленная на развитие интереса к музыкальному искусству. В отличие от основной программы, программа дополнительного образования позволяет удовлетворять индивидуальные предпочтения детей за счет разнообразных форм организации деятельности детей. Реализация предложенной дополнительной общеразвивающей программы позволяет повысить уровень развития музыкальных и творческих способностей детей, сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности, что в комплексе будет способствовать увеличению количества детей с признаками музыкальной одаренности, выявленными на этапе дошкольного детства. Статья может представлять интерес для практических работников дошкольных образовательных организаций: педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей.
Гончарова О. В., Забровская О. В. Традиции воспитания детей в казачьей семье и общине как основа для создания духовно-нравственной развивающей среды воспитания подрастающего поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 80–97. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181064.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Проблема духовно-нравственного кризиса, назревшего в обществе, связана с нарастанием жестокости, равнодушия и деградации человека. В качестве путей ее преодоления и прогрессивного развития общества рассматривается необходимость воспитывать подрастающее поколение с опорой на мудрые, проверенные временем традиции народа. С этой целью авторами предлагается использовать богатое духовное наследие предшествующих поколений, оставивших богатый опыт воспитания детей. В частности, анализируются базовые принципы и подходы к обучению и воспитанию детей, исторически выработанные российским казачеством. При этом отмечается, что система воспитания казаков, основанная на народных и православных корнях, постулирующая ценности свободного развития личности, служения Отечеству, является одним из базовых компонентов традиционной казачьей культуры. Казаки старались развивать у подрастающего поколения традиционные черты национального самосознания: гордость за Родину; осознание своего исторического долга и важность сохранения преемственности поколений и чистоты человеческих помыслов; ценность семьи как частицы рода, как духовной крепости. Воспитание детей в казачьей семье и общине осуществляется в деле и труде, что обеспечивает органичную интеграцию казачьей системы воспитания в современную педагогическую теорию и практику обучения, воспитания, социализации детей через реальную личностно значимую педагогически организованную деятельность как в образовательных учреждениях, так и в семье. Изучение, возрождение и развитие казачьей системы воспитания будет не только способствовать сохранению и развитию традиций, но и создаст основу для организации воспитательно-образовательной работы с детьми, а также поможет бороться с нравственной деградацией общества, внесет вклад в качественное обновление системы образования как базового социального института, актуализирует аксиологическую и культурно-историческую составляющие воспитательно-образовательного процесса.
Штумпф С. П., Рязанова З. Г., Строгова Н. Е. Инициативность участника команды как социально значимое качество личности будущего педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 98–115. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181065.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Одним из наиболее актуальных на сегодняшний день профессиональных умений является умение работать в команде. Следует признать, что высокая результативность данной работы, общие стимулы, мотивы не возникают спонтанно, с чистого листа, а являются проявлением личностного потенциала её членов, комплекса качеств, способностей, умений и навыков, принадлежащих отдельным участникам команды. Целью статьи является исследование личностного качества «инициативность» у студентов педагогического университета как участников командной деятельности. Авторами рассмотрены смысловые и содержательные сущностные характеристики инициативности, её структурное строение, специфические черты. Значительное внимание уделяется анализу различных теорий организации командной деятельности как зарубежных, так и отечественных исследователей, которые охватывают широкий диапазон проблематики командообразования. Особое внимание уделено раскрытию социального, социально-психологического, педагогического, управленческого и организационного, рационально-организационного, управленческо-организационного и виртуального аспектов командной работы. Авторами описан ряд своеобразных особенностей данного типа деятельности: качественный характер межличностных взаимодействий в группе; двойственность, противоречивость стремлений; самобытный национальный характер группы, выражающийся в едином собирательном командном духе. На основании анализа понятия «инициативность» выделены составляющие её компоненты: мотивационно-волевой, процессуально-деятельностный и рефлексивно-оценочный. В результате проведенного исследования авторами установлено, что обладание навыками работы в команде, уровень их развитости способствуют позитивной социализации участников и формированию универсальных компетенций «Командная работа и лидерство» по ФГОС ВО 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Технологиями оценки уровня сформированности инициативности выступили кейс-технология и проектная технология в их гармоничном сочетании. Подача теоретического материала на занятиях в форме кейса и публичная защита его решения-проекта позволили всем участникам командной работы проявить инициативность в разной степени, что выявило возможности и потребности самой личности участника и уровень сформированности команды в целом. Статья может представлять интерес для преподавателей, специалистов в области командообразования, работников сферы дополнительного образования, кураторов студенческих групп, классных руководителей.
Масалимова А. Р., Вакс В. Б., Квон Г. М. Влияние инновационных технологий на формирование профессиональных компетенций студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 116–127. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181066.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Необходимость внедрения инновационных технологий в образовательный процесс вузов актуализировала исследование, направленное на выявление роли и отношения обучающихся к применению новых подходов в образовании при использовании современных технологий и оценку возможностей данных технологий при формировании требуемых компетенций. В связи с этим целью настоящего исследования выступает выявление влияния на процесс формирования у обучающихся соответствующих компетенций использования инновационных технологий в образовательной деятельности вузов. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы стал комплексный подход, включающий многообразие методов исследования: наблюдение, опрос (в форме анкетирования), обобщение результатов, метод графической визуализации, позволяющих представить целостную картину исследования влияния инновационных технологий на процесс формирования компетенций. В статье представлена характеристика отношения обучающихся к использованию инновационных технологий, позволяющая выявить возможности и влияние системы электронного обучения на процесс формирования компетенций студентов. При формировании компетенций обучающихся, опрошенных в процессе исследования, используется инновационная система LMS Blackboard Learn, рассмотренная авторами на примере Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева – КАИ (г. Казань) (далее – КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева). Ее внедрение обусловлено цифровизацией всей экономики, поскольку подготовка к работе в новых современных условиях выпускников высшей школы требует внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс. Внедрение в образовательную деятельность инновационных образовательных технологий, ориентированных на обучение с использованием современных средств электронной коммуникации, позволит увеличить масштабность и качество усвоения дисциплин студентами, прозрачность и контроль оценки результатов усвоения, а также будет способствовать повышению информационно-методических компетенций преподавателей.
Утёмов В. В., Симонова Г. И. Траектория развития педагогического сообщества Кировской области в аспекте возрастной гетерогенности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 128–143. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181067.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Развитие регионального педагогического сообщества является одним из направлений стратегии образования в Российской Федерации. Так, с одной стороны, прогнозная численность обучающихся и педагогического персонала в прогнозе до 2030 г. в сравнении с 2018 г. говорит о росте численности обучающихся и педагогов в среднем на 20% как в России, так и в Кировской области. С другой стороны, специфика педагогического сообщества по сравнению с любым другим трудовым коллективом определенно существует, поскольку педагогический коллектив развивается в единстве с ученическим. В таком ракурсе рассмотрения свойство возрастной гетерогенности приобретает особую актуальность. В связи с этим ключевым моментом в управлении развитием регионального педагогического сообщества является использование результатов анализа существующей возрастной структуры педагогических работников по каждому школьному предмету. Пренебрежение анализом возрастных характеристик педагогических работников может привести к неэффективности реализации программы развития региональной системы образования. В первую очередь увеличивается риск нехватки учителей-предметников в ближайшей перспективе. Поэтому весьма актуальным остается анализ возрастной структуры педагогических работников системы образования региона. Соответственно, целью статьи является анализ и прогнозирование развития гетерогенности возрастной структуры педагогического сообщества Кировской области. На основе анализа данных экспертно-аналитической оценки кадрового потенциала общеобразовательных организаций Кировской области авторами статьи обосновывается необходимость принятия управленческих решений в кадровой политике в сфере образования Кировской области. Ведущими подходами при этом выступают методология нормального и естественного распределения возрастных групп в структуре педагогического сообщества региона. В результате проведенного исследования авторами статьи констатируется: средний возраст педагогов Кировской области выше на 5 лет среднего возраста педагогов по РФ; существенный дефицит педагогов в возрасте от 30 до 45 лет; неприемлемое состояние по возрастному составу педагогов наблюдается среди учителей физики, математики, биологии и химии; средняя ставка школьного учителя по одному предмету равна 0,70; наибольшую учебную нагрузку имеют учителя математики, начальных классов, русского языка и литературы, иностранного языка и физической культуры. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о возрастной гетерогенности педагогического коллектива в общеобразовательных организациях. Практическое использование результатов исследования позволяет выстроить траектории развития педагогического сообщества Кировской области на основе реализации комплекса управленческих и организационных мероприятий по достижению нормального состояния возрастной структуры педагогического сообщества региона.
Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Вартапетова Г. М., Чистоклетова А. И. Дифференцированный подход в профилактике нарушений устной речи у детей раннего возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 144–149. – URL: http://e-koncept.ru/2018/182020.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье приводится описание дифференцированного подхода в профилактике нарушений устной речи у детей раннего возраста. Дается описание факторов риска по алалии, дизартрии и заиканию. Представлены сравнительные показатели уровня сформированности предметной деятельности, общения и процессуальной игры.
Шаповал И. А. Дисфункции границ Я как фактор диспозиций субъектов консультативного диалога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 150–160. – URL: http://e-koncept.ru/2018/182021.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье представлены результаты научного анализа связей диспозиций и психологических границ участников консультативного диалога. Рассмотрены условия диалога как «идеальной речевой ситуации», его локализация в «мире на границе» и функции границ Я в его обеспечении. Систематизированы искажения диспозиций диалога со стороны консультанта и клиента как следствия дисфункций их психологических границ. Предложены выводы о необходимости ориентации на этот феномен в практике психологического консультирования.
Верхоламочкина Н. Г. Модели межличностного взаимодействия дошкольников с патологией речи со здоровыми сверстниками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 161–167. – URL: http://e-koncept.ru/2018/182022.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия детей с патологией речи со сверстниками. Нами выделены три модели взаимодействия. Первая модель характеризуется как нормативная. Вторая и третья модели рассматриваются как ненормативные. Они связаны с проявлениями чрезмерной уступчивости либо агрессивности. В статье отмечается, что формирование уступчивого и агрессивного взаимодействия со сверстниками происходит под воздействием патологии речи, при которой социально-коммуникативное развитие ребёнка значительно осложняется.
Баракова Е. П. Особенности и уровень развития высказываний различной длины у нормотипичных детей и детей с темповой задержкой речи четвёртого года жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 168–173. – URL: http://e-koncept.ru/2018/182023.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В материалах статьи представлены, полученные диагностические результаты развития речевого высказывания у дошкольников четвёртого года жизни с темповой задержкой речи и с нормотипичным речевым развитием. По результатам анализа диагностических данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, мы выявили ряд проблем, которые возникали в процессе продуцирования высказываний у дошкольников четвёртого года жизни с темповой задержкой речи, а именно: наличие у части детей проявления речевого негативизма; преобладание односложных высказываний над двух-, трёх-, четырёхсложными; наличие стойкого аграмматизма; наличие трудностей в обозначении объекта восприятия соответствующей грамматической категорией по аналогии с предлагаемым образцом; наличие трудностей в трансформации предложений; наличие трудностей внутреннего программирования высказывания и осуществления синтаксического контроля.
Филютина Т. Н., Федорова Н. С. Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 174–181. – URL: http://e-koncept.ru/2018/182024.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Умение сформулировать свою мысль и оформить ее в речевом плане – важная характеристика личности. Связная речь начинает формироваться в дошкольном возрасте, но при общем недоразвитии речи наблюдается ряд особенностей в повествовательном высказывании.
Кирдяшева А. В. Особенности понимания содержания текстов младшими школьниками с нарушениями слуха // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 182–187. – URL: http://e-koncept.ru/2018/182025.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье раскрываются особенности понимания содержания текстов младшими школьниками с нарушениями слуха. Для оценки этой способности предложен комплекс из трех диагностических заданий. Отражены результаты обследования детей. Сообщается, что слабослышащие младшие школьники искажают содержание прочитанных текстов. Дети ориентируются на отдельные слова, а не на смысл рассказа в целом. Ученики не устанавливают семантических связей между частями текстов.
Орлова С. Н., Шкарова А. С. Исследование риска появления гиподинамии у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 188–192. – URL: http://e-koncept.ru/2018/182026.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье описывается проблема появления гиподинамии, её предпосылки и последствия, дано определение понятию «гиподинамия», а также представлены результаты исследования риска появления гиподинамии у детей старшего дошкольного возраста, а именно был изучен и определен уровень здоровья детей (изучены медицинские карты детей); уровень культуры здоровья дошкольников, их образа жизни, уровень заинтересованности родителей в здоровье своих детей, а также определен уровень валеологических знаний у педагогов.
Галушко И. Г., Галушко А. В., Новоглядова В. В. Безопасное влияние компьютера на ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 193–199. – URL: http://e-koncept.ru/2018/182027.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Процесс информатизации с каждым годом набирает обороты. Компьютеры, доступ к ресурсам сети Интернет имеются практически во всех домах и школах. Применение средств информационно-коммуникационных технологий приводит к активизации умственной деятельности, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление. Но безопасен ли компьютер для ребенка?
Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Агафонова М. С., Сухарева К. Ю. Исследование и оценка методов управления конфликтами на предприятии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 200–206. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183044.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассматриваются организационные уровни предприятия; исследованы субъекты конфликтов; изучены причины конфликтов на предприятии; предложены мероприятия для предупреждения конфликтов; рекомендованы принципы бесконфликтного взаимодействия, сделаны аналитические выводы по работе.
Морозов И. К. Особенности правовой глобализации в современном мире // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 207–212. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183045.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассматривается понятие и характеристика правовой глобализации, автором предпринята попытка выделить особенности правовой глобализации, отличающие ее от глобализационных процессов в других сферах. Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что процесс культурной, экономической, политической и религиозной интеграции и унификации сегодня происходит беспрецедентными темпами, глобализационные процессы затрагивают все сферы общественной жизни, в том числе правовую сферу. Результатом статьи стало выделение автором шести особенностей правовой глобализации. Автор приходит к выводу о том, что несмотря на долгий временной период научного изучения данного явления и несмотря на значительное количество научных исследований, посвященных глобализации, вопрос о понятии и содержании феномена правовой глобализации остается открытым для обсуждения, эта тема далеко не исчерпана.
Ганичева А. В. Индексно-кластерный метод в социологии. Нечеткие социологические индексы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 213–218. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183046.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье выделены три вида контактируемости субъектов исследования: позитивная, нейтральная, отрицательная. Показан их вероятностный характер и возможность разделения на кластеры (непересекающиеся множества). Рассмотрена классификация социологических индексов. Разработан метод описания и вычисления социологических индексов в нечетких условиях. Рассмотрены примеры вычисления различных нечетких социологических индексов.
Кудряшов К. В., Санькова А. А. Президентская республика: историко-правовое исследование проблем и перспектив // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 219–227. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183047.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Президентская республика исторически первая форма республики, в которой именно президент является главой государства. Она и сейчас доминирует в республиканской форме правления. Родиной президентской республики стали Соединённые Штаты Америки, закрепившие ещё в 1787 г. в своей конституции эту форму правления. Многие народы последовали по их пути, но фактически ни в одной стране мира президентская республика имела удачной трансплантации. Попытки её учреждения везде заканчивались установлением той или иной формы диктатуры и огромными, гипертрофированными полномочиями главы государства.
Глушко И. В. Амбивалентный характер доверия в коммуникативных социальных практиках современного российского общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 228–233. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183048.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье дается оценка коммуникативного ресурса доверия в социальных практиках современного российского общества через рассмотрение таких форм коммуникации, как социальный диалог, формы глобальной и специализированной (политической) коммуникации. Предложено авторское определение коммуникативного доверия с позиций синтеза нескольких исследовательских подходов и парадигм.
Крикунова Ю. А., Кузнецова А. Е. Ценности и социальные установки потенциальных инноваторов: когортные различия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 234–239. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183049.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье произведен анализ результатов социологического опроса жителей г. о. Тольятти с целью выявления уровня их готовности к инновационной деятельности. Приведен список наиболее значимых инструментальных ценностей респондентов двух возрастных категорий: от 18 до 35 лет и от 36 лет и старше. Выявлены установки по отношению к предпринимательской и проектной видам деятельности.
Равочкин Н. Н. Идейная детерминация политических и правовых процессов (Античность, Средневековье, Возрождение) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 240–246. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183050.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье автором предпринята попытка освещения детерминационной возможности философских идей. В частности, проводится обращение к сфере политики и права. Для исследования были выбраны политико-правовые идеи мыслителей от Античности до эпохи Возрождения. Философы, выбранные для осмысления их идейного вклада в политику и права, поистине являлись людьми не только своего времени, они определили интеллектуальное наследие будущих эпох. Проанализированы и выявлены детерминационные возможности философских идей в области политики и права. В заключение автор задает направления будущих исследований в наиболее богатые по своему политико-правовому наследию эпохи философской мысли.
Упоров И. В. Формы осуществления депутатами представительного органа муниципального образования своих полномочий и их нормативно-правовое регулирование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 247–253. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183051.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье раскрываются формы осуществления деятельности депутатами представительного органа местного самоуправления. Анализируются нормы федеральных и региональных законов, муниципальных правовых актов, соответствующие научные труды. Отмечается, что в постсоветский период изменилась стратегия нормативно-правового регулирования указанных форм депутатской деятельности, причем, по мнению автора, в негативную сторону. Обосновываются предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в данной сфере общественных отношений.
Свинухова Ю. Н. Социальное развитие региона: теоретико-методологические аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 254–262. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183052.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье представлен анализ динамики понятия «социальное развитие» в обществоведческой науке в целом, а также анализ и особенности становления понятия и подходов к социальному развитию в отечественной науке в частности. Базовый концепт исследования заключается в том, что социальное развитие состоит в обеспечении развития человека через расширение его социальных возможностей. Теоретико-методологическая основа нашего исследования построена на идее отхода от абсолютизации экономического роста и детерминизма в сторону акцентов на социально ответственную политику, что учитывает включение механизма социализации экономики российского общества. В целом социализация экономики является одной из общемировых тенденций развития общества. Она носит характер устойчивого тренда в современном мире, превращаясь в своеобразный рефрен в свете социально ориентированного развития. При этом нами учитывается, что в системе ключевых результирующих показателей социального развития включение механизма социализации экономики способно детерминировать на уровне региона достижение таких эффектов, как повышение благосостояния людей; совершенствование системы условий и охраны труда; обеспечение социальных гарантий в сфере труда и занятости; улучшение показателя состояния наемно-трудовых отношений; повышение экологической стабильности региона; снижение уровня конфликтного потенциала в регионе.
Савченко И. С. Философия и наука: грани субъективного понимания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 263–268. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183053.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье представлены потенциальные возможности философии с учетом объективной предрасположенности представителей данной науки к поиску, систематизации и обоснованию идей, взглядов и догм, имеющих исключительную значимость для всего человечества в целом и науки в частности. Также отдельное место было отведено рассмотрению проблемы соотношения религии и науки через призму их составных элементов: религиозной веры и научного знания, которые являются объективно-описательными элементами каждой из представленных категорий. Автором проанализированы понятия «религиозная вера» и «научное знание», а также представлены сходства и различия религии и науки.
Симашенков П. Д. Власть-собственность как средство от власти собственников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 269–279. – URL: http://e-koncept.ru/2018/183054.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье анализируется феномен собственности в его юридическом, экономическом, политическом и философском ракурсах. Собственность рассматривается как возможность и как гарантия поступательного развития. Сравнительный контекст используется для выявления специфики буржуазной модели власти собственников (государство социальное) и отечественной концепции власти-собственности (в т. ч. государство социалистическое). Автором делаются выводы о способах преодоления конкуренции государства и рынка за человеческий ресурс и предлагается исследовать идеологическое обеспечение власти-собственности, дабы по достоинству оценить её прогрессивный потенциал и предпочтительность по отношению к либеральной модели общественного развития.
Экономика
Волкова И. А., Самохина Н. Н. Применение модели «спин-офф» при организации инновационной компании в Испании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 280–285. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184044.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Одним из направлений развития современного университета является организация эффективного сотрудничества научно-образовательного центра и коммерческого предприятия путем создания «спин-офф». Новые экономические формы организации «спин-офф» особенно актуальны для Испании, так как способствуют обеспечению непрерывных темпов экономического развития страны на основе взаимодействия научно-исследовательской, образовательной и инновационной сфер.
Скорых Н. Н., Буров М. К. Государственная поддержка в решении проблем развития малого бизнеса в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 286–292. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184045.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье анализируется динамика развития малого предпринимательства в России, институты и инструменты его государственной поддержки, существующие проблемы развития малого бизнеса. В результате сделаны выводы о пробелах применения различных форм поддержки малых предпринимателей и необходимости совершенствования государственной политики развития данного сегмента экономики.
Митяева О. А. Моделирование показателей социально-экономического развития Тульской области в 1965–1985 годах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 293–303. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184046.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В рамках исследований, проведенных в связи со 100-летним юбилеем советского государственного и партийного деятеля, первого секретаря Тульского обкома КПСС с 1961 по 1985 год Ивана Харитоновича Юнака (19.03.1918–31.07.1995), были проанализированы показатели, характеризующие закономерности экономического развития Тульской области за период с 1965 по 1985 год.
Тимиргалеева Р. Р., Гришин И. Ю. Теоретико-методический инструментарий определения количественных показателей проблемно-целевых ориентиров развития регионального хозяйственного комплекса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 304–310. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184047.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье обоснована необходимость внедрения распределенной системы регионального мониторинга как одного из эффективных инструментов реализации государственной региональной политики. Предложена трехуровневая модель мониторинга регионального хозяйственного комплекса.
Латышева А. И., Гневашева Е. С. Изменение цен в производстве нефти и продуктов её переработки в Приволжском федеральном округе в 2013–2017 годах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 311–316. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184048.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В настоящее время изменение цен имеет огромное значение в экономическом развитии. При этом важную роль играет ценовая динамика в производстве нефти и продуктов её переработки. Данная научная работа исследует изменение цен в Приволжском федеральном округе в 2013–2017 годах. В ней показано влияние колебания цен на социально-экономический рост регионов. Изменение цен на автомобильное и дизельное топливо – а это одни из основных продуктов производства нефти – отражается на динамике всех экономических процессов. В 2013–2017 годах изменение стоимости бензина и дизельного топлива произошло как в секторе производства, так и в сфере потребления автомобильного топлива. При этом средний по Приволжскому федеральному округу прирост цен на товары для массовых потребителей оказался ниже, чем на продукцию производителей. Рост цен во многом обусловлен постоянным спросом на эти товары, а также увеличением затрат, связанных с работами по повышению качества выпускаемой продукции. Другим не менее важным фактором преобразования всего хозяйственного комплекса на инновационной основе и с применением цифровых технологий является наличие в округе мощной научной базы и огромное число высших учебных заведений различной специализации.
Мансурова И. А. Маржинальный анализ как инструмент поддержания конкурентоспособности ИТ-компании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 317–323. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184049.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассматривается методика маржинального анализа, дается оценка его практической значимости с точки зрения оперативного менеджмента и поддержания конкурентоспособности ИТ-компании. Проиллюстрированы особенности компаний-провайдеров EDI и ЭДО. Даются определения основным категориям маржинального анализа. Описывается технология расчета маржинального дохода. Приведен пример принятия управленческого решения на основе результатов маржинального анализа.
Пьянкова Н. Г. Моделирование процессов переговорной деятельности предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 324–330. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184050.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассматриваются модели, позволяющие организовывать переговорные процессы предприятия: модели теории игр; модели системной динамики; комплексные методики, связанные с использованием систем поддержки переговоров. Каждая модель имеет свои особенности, которые раскрываются в ходе статьи.
Суслякова О. Н. Перспективы развития рынка добровольного медицинского страхования в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 331–338. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184051.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассматриваются основные итоги, а также проблемы и тенденции дальнейшего развития рынка добровольного медицинского страхования в Российской Федерации, в том числе перспективные виды страхования, развитие сервисных составляющих и др.
Филология; искусствоведение; культурология
Тарасенко Д. Ю., Соколова М. Г., Паршина О. Д. Символические функции наименований цветов в аспекте сопоставления поэтических идиостилей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 339–345. – URL: http://e-koncept.ru/2018/185027.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
В статье рассматриваются символические функции наименований цветов в поэзии А. А. Ахматовой и Н. С. Гумилева. В ходе исследования выявлены устойчивые ассоциации, связанные с наименованиями цветов в поэтических идиостилях двух авторов. Выявленные ассоциации были классифицированы по типам художественных смыслов в лингвопоэтике. В результате установлено, что в идиостилях А. А. Ахматовой и Н. С. Гумилева эмотивная функция фитонимов связана с символической передачей различных оттенков и проявлений чувства любви, с выражением символических значений, характеризующих внутренний мир лирического героя: любовное смятение, уединение, печаль и возрождение души. В поэзии Н. С. Гумилева реализуется также субстанциальная функция обозначений цветов как деталей воссоздаваемых художественных образов: идеального мира, морской стихии, абстрактных сущностей (совершенства, недостижимости идеала и др.).
Кардумян М. С., Павленко В. Г. Перевод фразеологизмов как неотъемлемая часть изучения английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). – С. 346–351. – URL: http://e-koncept.ru/2018/185028.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Статья посвящена переводу фразеологизмов, представляющих собой один из важнейших пластов лексики, с которым сталкивается человек, изучающий английский язык как иностранный. Авторы статьи ставят целью определить основные проблемы, связанные с переводом данных лексических единиц на русский язык, и способы их преодоления. С учетом проведенного анализа выделяются основные типы фразеологизмов, источники их возникновения и особенности перевода данных лексических единиц.