№ 05 (май)

Педагогика
Шалагинова К. С., Декина Е. В. Особенности эмоционального интеллекта у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251077.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы связана с ростом числа трудных жизненных ситуаций в жизни современных подростков и их семей, отсутствием путей и механизмов гарантированной защиты школьников от попадания в подобные ситуации, необходимостью поиска путей и технологий выстраивания превентивной работы. Цели исследования: провести анализ особенностей развития эмоционального интеллекта у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, наметить мишени и основные направления психолого-педагогического воздействия. Теоретико-методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей в области эмоционального интеллекта, вопросах поведения и совладения в трудных жизненных ситуациях. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации); эмпирические (тестирование, методы количественного и качественного анализа). В исследовании приняли участие 128 школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте 13–15 лет. Диагностическая программа включала четыре методики. Согласно полученным данным, подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, отличает достаточно низкий уровень осведомленности в вопросах эмоционального интеллекта, прослеживается тенденция к средним значениям показателей у большей части опрошенных, что трактуется как весьма положительная тенденция, проявляющаяся в стремлении подростков разобраться в себе, в своих внутренних переживаниях. Новизна публикации связана с выявлением особенностей эмоционального интеллекта подростков, находящихся в трудной ситуации, обозначением мишеней психолого-педагогического воздействия, обоснованием и подбором наиболее эффективных методов и технологий работы. Теоретическая значимость работы состоит в изучении особенностей эмоционального интеллекта подростков, выявлении специфики проявления эмоционального интеллекта подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Практическая значимость: разработанная диагностическая программа может использоваться для оценки эмоционального интеллекта подростков, результаты исследования могут быть положены в основу разработки психолого-педагогических программ развития эмоционального интеллекта подростков в трудной жизненной ситуации.
Чуркина Н. И. Историческая память в развитии групповой солидарности современных поколений преподавателей вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 17–28. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251078.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Сокращение количества представителей молодых поколений в составе преподавателей вузов, возникающие проблемы межпоколенческого взаимодействия поставили задачу поиска условий и факторов групповой солидарности. В работе проводится проверка гипотезы, что одним из таких оснований может стать историческая память. В условиях подготовки к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне актуализируется проблема сохранения исторической памяти об этих событиях. Все это позволило сформулировать цель статьи: определить возможности использования исторической памяти современных поколений преподавателей вуза как основы групповой солидарности. Теоретическую базу исследования составили теория поколений, теория «воображаемых сообществ» и теория мемориальной культуры (memory studies). Основными методами исследования стали теоретические (анализ, синтез) и эмпирические (анкетирование) методы. В анкетировании приняло участие 23 преподавателя Омского государственного педагогического университета. Результаты эмпирического исследования позволили сделать вывод, что выявленные различия у современных поколений преподавателей: в приоритетных источниках и механизмах конструирования памяти о войне (школа или произведения искусства); в героях, которые ее олицетворяют; приоритетных коммеморативных практиках, связанных с памятью о войне, обусловленных индивидуальными особенностями и предпочтениями. Несмотря на разные условия и события взросления поколений, историческая память о войне может рассматриваться как основа групповой солидарности профессионально-педагогического сообщества. Историческая память за счет сходства в эмоциональном восприятии трагических событий войны, близких образов войны и ценностей, которые она порождает, не только является основой групповой солидарности – она может ее усиливать. Полученные результаты и выводы работы позволяют скорректировать область применения теории поколений, выделить пространства межпоколенческой интеграции. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования оптимальных источников, механизмов и форм конструирования исторической памяти преподавательского корпуса высшей школы.
Чистов П. Д., Румянцева И. С. Применение классической методики обучения пейзажной живописи с элементами инновационных технологий в дополнительном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 29–52. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251079.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Обучение пейзажной живописи проходит в условиях пленэра (на открытом воздухе), и этот элемент художественной педагогики стал обязательным для большинства программ в профессиональном и дополнительном образовании. По этой причине исследования в области методики пейзажной живописи актуальны в условиях современности, несмотря на сформированные традиционные методики проведения пленэра. Традиционные методики стали классикой академического художественного образования, но они ориентировались на специфику образования прошлого века. Необходимость модернизации классических методик связана с изменениями в социуме, которые сильно повлияли на характеристики подрастающего поколения. При этом содержательную часть классических подходов мы считаем ценностной для художественной педагогики, а применение инновационных технологий – это мост, который может соединить современного обучающегося со сложившимися в пленэрной живописи методиками. Целью исследования стала разработка методики преподавания пейзажной живописи, в которой учитываются традиционные методики обучения пейзажной живописи и современные тенденции в образовании, изобразительном искусстве и информационных технологиях. Анализ методик пейзажной живописи позволил выделить содержательную систематику традиционной профессиональной подготовки. В предложенной методике проведен подбор комбинаций различных инновационных приемов, методик и технологий в рамках реализации традиционной классической программы по пленэрной живописи. Приведенные в исследовании инновационные элементы позволяют без потери ценности традиционных подходов добиваться более высоких результатов. Система оценивания результатов исследования позволяет отразить творческие и исполнительские способности обучающихся. Вариации соединения инновационных элементов с классической методикой эффективно поддерживают творческую активность обучающихся и стимулируют интерес к творчеству. Теоретическая значимость исследования состоит в актуализации вопросов активизации учебно-познавательной деятельности и поддержания творческой активности обучающихся в процессе преподавания изобразительного искусства. По итогам проведенной экспериментальной работы подтверждена практическая значимость исследования, результаты которого (методика пейзажной живописи, отдельные элементы методики, система оценивания результатов образовательной деятельности) могут применяться в дополнительном образовании (общеразвивающие и предпрофессиональные программы) и на уровне профессионального образования.
Лазарева А. С. Методика плюрилингвального обучения взрослых иностранным языкам: инвариантное и вариативное обучение // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 53–70. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251080.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования методики обучения взрослых иностранным языкам через призму инвариантного и вариативного подходов определяется растущей необходимостью совершенствования образовательных программ в системе дополнительного образования с учетом специфических особенностей взрослых обучающихся. Цель работы – определить дидактическую специфику инвариантного и вариативного подходов в плюрилингвальном обучении взрослых и выявить возможности их интеграции для повышения эффективности образовательного процесса. В основу исследования положены методы анализа научной литературы, анкетирования обучающихся, систематизации и обобщения данных. В ходе исследования осуществляется изучение теоретических основ инвариантного и вариативного обучения взрослых иностранным языкам, анализируются особенности организации образовательного процесса. Применение анкетирования позволило выявить ключевые факторы, влияющие на успешность обучения, среди которых – мотивация, опыт изучения других языков, предпочтения в форматах обучения и использовании цифровых технологий и другие. В результате исследования установлено, что инвариантный подход обеспечивает систематизацию знаний и формирование базовых языковых компетенций, в то время как вариативный подход способствует индивидуализации обучения, повышению мотивации и практической ориентированности обучения. Предложено комбинировать оба подхода, использовать модульную структуру, ставить краткосрочные цели и внедрять рациональные вариативные элементы в соответствии с индивидуальными потребностями обучающихся. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации принципов инвариантного и вариативного подходов и раскрытии их роли в обучении взрослых иностранным языкам. Практическая значимость работы состоит в применимости полученных выводов при разработке курсов дополнительного образования и в обучении взрослых иностранным языкам. Именно поэтому, с учетом всего вышесказанного, актуальность приобретает раскрытие продуктивных моделей обучения иностранным языкам, в чем важное место занимает сравнительный анализ инвариантного и вариативного подходов как базиса организации эффективной подготовки и совершенствования реализуемых программ обучения иностранному языку.
Коренев А. А., Гулов А. П., Касаткин П. И. Представление основных видов профессиональной деятельности языкового педагога в компетенциях выпускников лингводидактических профилей подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 71–91. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251081.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается проблема описания профессиональной компетентности учителя и преподавателя иностранного языка в условиях трансформации системы высшего образования в России и перехода к новым образовательным стандартам. Цель работы – выявление и систематизация характеристик профессиональной компетентности языкового педагога, которые могут быть представлены в виде компетенций выпускников лингводидактических профилей подготовки. Ведущим методом исследования является сравнительно-сопоставительный анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям «Педагогическое образование» и «Лингвистика», образовательных стандартов (ОС) МГУ по тем же направлениям и профессионального стандарта «Педагог» (Профстандарт). Основные результаты статьи включают выявление общих видов профессиональной деятельности в проанализированных стандартах, что позволило выделить лингводидактический профиль подготовки как объединяющий направления «Лингвистика» и «Педагогическое образование», а также определение шести базовых профессиональных компетенций языкового педагога (общепедагогическая, методическая (лингводидактическая), коммуникативная, научно-исследовательская, управленческая, самообразовательная). Анализ соответствия формулировок компетенций в стандартах данным базовым компетенциям и конкретным видам профессиональной деятельности позволил выявить компетенции, которые затруднительно однозначно сопоставить с конкретным видом деятельности исходя из их формулировок. Также было установлено наличие отдельных прямых и смысловых повторов в обозначаемых разными шифрами компетенциях. Делается вывод об избыточном количестве компетенций в отдельных стандартах, отсутствии у 27 из проанализированных компетенций системообразующего для понятия о компетенции соотнесения с определенным видом деятельности, а также ставится вопрос о целесообразности наличия различных формулировок профессиональных компетенций педагога в отдельных вузах. Теоретическая значимость статьи заключается в систематизации существующих подходов к определению профессиональных компетенций педагога и разработке модели базовых профессиональных компетенций языкового педагога. Практическая значимость состоит в формулировании предложений по описанию компетенций в разрабатываемых в данный момент стандартах нового поколения. В частности, предлагается сократить количество компетенций в новых стандартах, унифицировать обозначения идентичных компетенций, разработать единые карты компетенций для лингводидактических профилей подготовки и инструменты оценивания их сформированности у выпускников.
Шеманаева М. А. Использование комплекса видеоматериалов, разработанных в рамках проекта «По Карелии с иностранцами» как дополнение к школьному учебнику // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 92–104. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251082.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена изменениями в мировых подходах к обучению английскому языку, где наблюдается сдвиг парадигмы от обучения английскому языку как иностранному языку к обучению английскому языку как языку международного общения. В свете глобального перехода к новой концепции требуется пересмотр ключевых принципов; в частности, на первый план выходит необходимость формирования и развития межкультурной компетенции средствами английского языка, что возможно через подбор соответствующих материалов межкультурной направленности. Одним из существенных недостатков школьных учебно-методических комплексов является отсутствие дополнительных видеоматериалов, которые могли бы актуализировать содержание учебников по английскому языку. Цель исследования – обоснование необходимости разработки видеоматериалов межкультурной и региональной направленности в дополнение к существующим учебно-методическим комплексам по английскому языку и исследование эффективности их использования с целью актуализации содержания УМК. В ходе исследования был разработан и апробирован комплекс видеоматериалов из семи видео с методическими разработками с участием иностранных студентов Петрозаводского государственного университета. В апробации участвовали 110 обучающихся 9–11 х классов и 8 учителей английского языка районных школ Республики Карелия. Результаты исследования показали, что видеоматериалы интересны школьникам и учителям и востребованы ими. Результаты показали, что 98% обучающихся узнали много нового о культурах других стран и отметили их значительное отличие от родной культуры. 100% учителей указали, что апробированные видеоматериалы имеют потенциал формировать положительное отношение к родной культуре, культуре других стран и к изучению английского языка. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости в разработке и использовании видеоматериалов межкультурного содержания в дополнение к школьным учебникам по английскому языку. Результаты исследования являются значимыми практически, так как могут быть использованы для дальнейшей разработки комплекса видеоматериалов для школьных учебников.
Захарова-Саровская М. В. Адаптация метода сократического диалога к преподаванию иностранного языка в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 105–115. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251083.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Возникающие трудности при освоении и преподавании иностранного языка в вузе на современном этапе требуют постоянного осмысления и применения эффективных технологий и методов преподавания, одним из которых является метод сократического диалога. Цель статьи – систематизация опыта по преподаванию иностранного языка в вузе с помощью принципов сократовской педагогики на основе систематизированной для дисциплин гуманитарного цикла практики применения сократического метода. Обзорная часть исследования посвящена рассмотрению формируемых с помощью сократической педагогики компетенций в части мышления, а также уровням сложности использования сократических диалогов на практике, а именно: базовому, логико-гносеологическому, нравственно-этическому. Метод сократического диалога, уходящий корнями в знаменитые «Диалоги» Платона, с помощью наводящих вопросов на основе известного человеку опыта и непротиворечивых утверждений постепенно выводит новое знание как результат диалога, направляющего собеседника к открытию знания в себе. Сократическая педагогика, отчасти пересекаясь с техникой уличной эпистемологии и практической философии, предлагает общие этапы, принципы, техники и стратегии интеграции сократического диалога и сократова вопрошания в преподавание гуманитарных и естественно-научных дисциплин. В связи с отсутствием описания в методической литературе практики применения сократического диалога в преподавании иностранного языка как в школе, так и в вузе предложены практические рекомендации для преподавателей иностранного языка. В статье представлен комплекс упражнений на основе аутентичных видео и текстов на английском языке для вводного этапа применения сократического диалога на занятиях. Предложена серия практических задач и кейсов для основного этапа, а также подборка высказываний на английском языке для начала применения сократической техники в классе. Разработана группировка вопросов на двух языках по цели высказывания с конкретными примерами. Опыт применения практики сократического диалога на занятиях по иностранному языку, помимо познавательной и методической ценности, имеет нравственно-этическую и воспитательную составляющую. Так, в статье представлены описания результатов решения спорных случаев в аудитории. Психологическая адаптация студентов к новому типу обучения, новым требованиям и новым ролям в вузе может быть скорректирована с помощью сократовских вопросов и прояснения занимаемой позиции в аудитории, истоков мышления и причин поведения. Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации опыта применения сократовской педагогики в современной высшей школе, практическую ценность для преподавателей представляет репрезентация опыта использования сократической педагогики при изучении иностранного языка.
Пудовкина О. Е., Чичкина В. Д., Денисова О. Н. Модель формирования методической компетентности будущих учителей начальных классов как драйвер профессионального роста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 116–131. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251084.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования определена необходимостью обеспечения качественного образования в условиях динамично меняющихся социальных и технологических реалий, что обусловлено обновлением профессионально-педагогической системы с учетом нормативных документов, концептуальных основ реформирования российской школы, согласования профессиональных и образовательных стандартов в вопросах подготовки будущих учителей начальных классов. Целью статьи является разработка модели формирования методической компетентности будущих учителей начальных классов при обучении в образовательной организации как фактора их дальнейшего профессионального роста. Ведущим подходом к исследованию стал теоретический анализ научной литературы, использование которого позволило очертить основные категориально-понятийные контуры феномена по исследуемой теме. Консолидация мнений ученых дала возможность сформировать авторское видение дефиниции «методическая компетентность» учителя начальных классов и разработать модель ее формирования, применение которой в практике обучения позволит в конечном итоге совершенствовать профессиональную компетентность будущего педагога. Основным результатом исследования стала разработанная модель методической компетентности учителя начальных классов, структурно состоящая из блоков: целевой, теоретико-методологический, содержательно-операционный, контрольно-оценочный, результативный. Глубокое понимание современных организационных методик и способов взаимодействия с учениками с учетом их возрастных особенностей позволит будущему педагогу эффективно планировать работу, адекватно реагировать на вызовы современности и тем самым в конечном итоге способствовать гармоничному развитию личности учащегося. Реализация предложенной модели обеспечит сформированность у будущих учителей начальных классов научных, психолого-педагогических, дидактико-методических знаний, умений и их дальнейшее практическое применение в профессиональной деятельности. Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты обогащают понимание компетентности учителя начальных классов в педагогическом образовании, закладывая основу для новых организационных решений и инициатив по ее развитию, создавая базу для совершенствования педагогического образования. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что методическая модель представляет четкую стратегию и алгоритм действий для эффективной подготовки будущих учителей начальных классов в образовательном учреждении.
Кривошеева Н. Н. Принципы обучения устной иноязычной речи студентов творческих специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 132–146. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251085.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена основным принципам обучения устной иноязычной речи студентов творческих специальностей. Актуальность настоящего исследования обусловлена возрастающей значимостью владения английским языком в профессиональной деятельности представителей творческих специальностей, в частности будущих художников, дизайнеров и педагогов изобразительного искусства, в условиях глобализации и цифровизации арт-индустрии. Целью статьи является определение и систематизация основных принципов обучения устной иноязычной речи студентов творческих направлений с учетом специфики их профессиональной подготовки. В качестве методологической основы исследования применяется подход English for Specific Purposes (ESP) – преподавание английского языка для специальных профессиональных целей, позволяющий интегрировать языковую подготовку с потребностями будущей профессиональной деятельности обучающихся. В ходе исследования посредством педагогического наблюдения и анкетирования анализируется эффективность различных методических приемов, оценивается их практическая применимость и выявляются принципы адаптации обучения к профессиональным нуждам студентов. Результаты проведенного анализа и анкетирования подтверждают необходимость акцентирования профессионально ориентированной коммуникации, использования визуальных и проектных методик, а также интеграции ролевых игр и цифровых технологий в образовательный процесс. Теоретическая значимость работы заключается в комплексном анализе принципов формирования устной коммуникативной компетенции в полилингвальной образовательной среде с учетом профессиональной специфики студентов творческих направлений, что представляет собой научную новизну исследования. Практическая значимость исследования состоит в разработке и предложении авторских методических решений и рекомендаций по оптимизации процесса обучения устной иноязычной речи, способствующих формированию устойчивых коммуникативных навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности выпускников.
Зубков А. Д., Кошкина Ж. В. Синергия традиционных методов обучения и массового открытого онлайн-образования в развитии навыков деловой иноязычной коммуникации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 147–161. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251086.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Исследование посвящено анализу синергетического эффекта при интеграции традиционных методов обучения и массовых открытых онлайн-курсов в контексте формирования навыков деловой иноязычной коммуникации. Актуальность работы обусловлена противоречием между растущим спросом на гибкие гибридные форматы в условиях цифровизации образования и сохраняющимися пробелами в методологии их реализации. Цель исследования – выявление механизмов эффективного сочетания офлайн- и онлайн-форматов для развития профессиональных языковых компетенций, включая кросс-культурные переговоры, деловую переписку и цифровую презентацию. Научная новизна заключается в разработке трехуровневой модели интеграции (методико-технологический, интеграционный, стратегический уровни), которая учитывает полисенсорность (совмещение аудиальных, визуальных и кинестетических каналов) и адаптивность на основе ИИ-аналитики. Методологическую базу составил квазиэксперимент с участием 120 студентов, разделенных на контрольные (только офлайн) и экспериментальные (гибридные) группы. В эксперименте использовались смешанные методы: сравнительный анализ успеваемости (тесты по шкале CEFR, экспертные оценки), анкетирование по шкале Лайкерта, анализ лог-файлов МООК и электронных портфолио. Материалы включали курсы платформ Coursera и «Открытое образование» с профессионально ориентированным контентом, адаптированным под задачи исследования. Результаты показали, что гибридные группы достигли прироста в освоении бизнес-лексики на 27% против 12% в контрольных (p < 0,01), а также продемонстрировали рост самостоятельности (68% студентов активно использовали дополнительные кейсы) и цифровых компетенций (89% освоили создание презентаций в Canva на целевом языке). Качественный анализ выявил проблемы: 45% преподавателей испытывали трудности с интерпретацией данных МООК, а 31% студентов отмечали диссонанс между дублирующими заданиями в онлайн- и офлайн-форматах. Авторы делают вывод о том, что гибридные модели на 40% эффективнее традиционных за счет комбинации эмоционального интеллекта (аудиторные тренинги) и аналитической точности (ИИ-рекомендации МООК). Интеграция позволила персонализировать обучение через адаптивные алгоритмы, подбирающие контент по слабым местам студентов. Рекомендации включают внедрение модулей по цифровой грамотности для преподавателей (работа с аналитикой, проектирование синергетических сценариев) и разработку межвузовских стандартов оценки компетенций в гибридной среде. Последние должны унифицировать метрики цифровых навыков, критерии синергетического эффекта и процедуры валидации электронных портфолио. Исследование вносит вклад в теорию цифровой дидактики, предлагая модель, которая трансформирует роль преподавателя из лектора в куратора цифровых ресурсов. Практическая значимость заключается в алгоритмах интеграции МООК в национальные образовательные системы с учетом этических и инфраструктурных вызовов.
Баранова А. А., Гузанов Б. Н., Офицерова Н. Ю. Анализ качества образовательных программ специальной инженерной подготовки магистров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 162–176. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251087.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования системного подхода к управлению качеством образования на уровне образовательных программ в условиях меняющихся требований рынка труда. Необходимость обеспечения соответствия подготовки выпускников запросам работодателей требует разработки нормативных, организационных и методических аспектов оценки эффективности образовательных процессов. Цель работы – апробация модели оценки качества, анализ статистических данных и выявление сильных и слабых сторон биоинженерной программы подготовки магистров. Подход к организации модели включает разработку критериев, отражающих не только набор требований для аккредитации программы, но и анализ академических достижений студентов, позволяющих решать междисциплинарные задачи, адаптироваться к динамичным требованиям в профессиональной деятельности. В исследовании применен комплекс методов: анализ нормативной базы ФГОС и СУОС, предъявляемых вузом для открытия программы; систематизация накопленного опыта оценки образовательных программ; педагогическое моделирование и проектирование организационно-методических механизмов обеспечения междисциплинарности и практикоориентированности образования, инновационного развития университета; аналитическая работа с данными ежегодного мониторинга качества подготовки выпускников. Результаты исследования подтвердили, что модель обеспечивает оценку эффективности программы: на оперативном уровне – через мониторинг успеваемости и вовлеченности в проектную деятельность; на стратегическом – через анализ трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников. Выявлены зоны роста: необходимость усиления модулей по междисциплинарному проектированию и расширения партнерств с предприятиями. Теоретическая значимость работы заключается в развитии методологии управления качеством образования за счет интеграции квалиметрических и статистических инструментов, что расширяет возможности прогнозирования долгосрочных эффектов образовательных программ. Практическая ценность состоит в разработке алгоритма внедрения системы оценки, учитывающей специфическую направленность программы, определяемую материально-технической базой университетов и потребностями отрасли. Результаты апробации модели могут быть масштабированы на другие инженерные направления, использованы для корректировки программы с целью повышения компетентности выпускников в использовании цифровых технологий и усилении сотрудничества вуза с предприятиями области.
Воробьева Н. В. Коммеморативное поле исторической памяти молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 177–195. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251088.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования вызвана необходимостью корректировки базисных элементов исторического сознания обучающихся в рамках реализации Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 27.02.2023 № 208 (изменение УК-10 «Гражданская позиция» в 101 Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования). Одной из задач государственной политики – противодействие фальсификации истории – является сохранение исторической памяти, сбережение исторического опыта, формирование традиционных духовно-нравственных ценностей у обучающихся. Распространение деструктивной идеологии способствует в том числе искажению исторической правды, разрушению исторической памяти. Цель статьи заключается в анализе наиболее значимых и востребованных обучающейся молодежью исторических символов и ключевых событий истории России; выявлении особенностей интерпретации этапов отечественной истории в рамках семейной исторической памяти; исследовании специфики актуализации и интерпретации семейного прошлого, выявлении основных источников и механизмов передачи семейной истории. В статье представлены результаты лонгитюдного исследования исторической памяти обучающейся молодежи. Экспериментальной базой исследования стали Омский автобронетанковый инженерный институт, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омский государственный университет путей сообщения. С 2009 по 2025 год в исследовании приняли участие 5443 студента омских вузов. В рамках исследования был осуществлен дескриптивный анализ восприятия ключевых этапов и значимых событий российской истории, проведена серия неструктурированных интервью методом семантической дифференциации. Автором зафиксированы особенности формирования исторической памяти у обучающихся, принимавших участие в боевых действиях. Наиболее важными этапами исторического процесса обучающиеся воспринимают те, которые стали важной частью личного или семейного опыта и являются травматичными: участие в добровольных или насильственных переселениях, войны и военные конфликты, техногенные катастрофы. Теоретической значимостью проведенного исследования является концептуализация семейной памяти как ресурса противодействия экстремистским воззрениям. Авторы пришли к выводу, что необходима системная работа по развитию исторической памяти на основе семьи как коммеморативного поля, формирования архива устной и визуальной семейной истории в целях противопоставления семейных традиционных духовно-нравственных ценностей информационным агрессивным потокам, искажающим смысловую и оценочную часть исторической памяти. Именно это определяет практическую значимость работы.
Калмыкова С. В., Шошмина И. В. Модель педагогического дизайна с опорой на образ результата для гетерогенных дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 196–211. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251089.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемого вопроса обусловливается тем, что у современного общества возникает потребность постоянного обучения на протяжении всей жизни. Быстро меняющиеся технологии инициируют необходимость оперативного обновления материалов реализуемых дисциплин. При этом возникает необходимость проектирования содержания дисциплины таким образом, чтобы не потерять базовые, фундаментальные основы, показать, как формировалось то или иное понятие, при этом сохранить содержание, направленное на формирование актуальных на текущий момент навыков. Цель данной статьи – предложить и аргументировать эффективность модели педагогического дизайна с опорой на образ результата для гетерогенных дисциплин. Авторы считают, что предлагаемую модель следует рассматривать как интеграцию системного и деятельностного подходов, ориентированную на разработку и реализацию целостной картины образа результата освоения дисциплины. Такой подход обеспечивает наиболее эффективное освоение гетерогенных дисциплин, состоящих из блоков материалов, слабо интегрированных между собой. Отмечается, что реализация предлагаемой модели проектирования достаточно очевидна для «гомогенных» дисциплин, имеющих четкую структуру и единый методологический подход, структура таких дисциплин достаточно однородна и строится по принципу «от простого к сложному». Авторы определяют новое терминологическое понятие «гетерогенная дисциплина», понимая под этим дисциплины, не имеющие четкой структуры и единого методологического подхода, содержащие, как правило, разрозненную информацию, предполагающую междисциплинарные пересечения содержимого разных дисциплин, анализируют основные принципы и этапы реализации модели. Проведен сравнительный анализ предлагаемой модели с уже существующими моделями. Вводится определение цифрового дизайнера образовательного продукта. В заключение подчеркивается важность применения модели для трансформации образовательного процесса вуза в условиях цифровизации. Теоретическая значимость исследования состоит в анализе современных подходов к категории «педагогический дизайн» как российских, так и зарубежных ученых и дополнении понятийного аппарата категории новыми определениями. Практическая значимость исследования выражена в разработке рекомендаций по возможности внедрения предложенной модели для проектирования содержания гетерогенных дисциплин и реализации модели для дисциплины «Базовая информатика».
Иванова С. В., Азархин А. В. Правовые и педагогические основы дистанционного обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 212–225. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251090.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность статьи обусловлена требованием времени, связанным с глобальной трансформацией общества, его цифровизацией, переходом на онлайн-обучение, удаленную работу и т. д. Накопленный опыт дистанционного обучения выявил некоторые проблемы. В связи с этим цель статьи – их решение путем определения правовых и педагогических основ дистанционного обучения в вузе. Для достижения цели были использованы принципы деятельностного и системного подходов к обучению. В результате исследования выявлены проблемы, связанные с организацией и реализацией дистанционного обучения: недостаточная готовность к переходу на дистанционное обучение субъектов образовательных отношений; несоответствие имеющегося оборудования возможностям дистанционного обучения; несовершенство нормативно-правовой базы, связанное с опережением научно-технического прогресса; риск нарушения психологического здоровья субъектов образовательных отношений; специфика вуза, не предусматривающая полного перехода на дистанционное обучение. В поисках путей решения возникших проблем был проведен сравнительный анализ разных видов обучения, связанных с использованием дистанционных технологий; проанализирован и обобщен опыт отечественных и зарубежных ученых в вопросах организации дистанционного обучения, на основе чего разработана педагогико-правовая модель организации дистанционного обучения в вузе, в которой определены нормативно-правовая и методологическая основы организации дистанционного обучения в вузе, его субъекты, средства и результат; выделены принципы обучения, необходимые и достаточные для его успешного использования в образовательном процессе вуза, релевантная с дистанционным обучением модульная технология; дифференцированы модели и виды дистанционного обучения в зависимости от решаемых задач. Теоретическая значимость статьи заключается в систематизации материала и накопленного опыта работы по вопросам дистанционного обучения. Практическая значимость статьи состоит в решении возникших проблем с учетом специфики вуза, в определении и обосновании правовых и педагогических основ организации дистанционного обучения. Новизна исследования состоит в разработанной модели дистанционного обучения, интегрирующей в себе педагогический и правовой опыт в организации дистанционного обучения в вузе.
Тиханова Н. Е., Сергеева М. Г. Понятие и структура методической компетентности преподавателя современного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 226–240. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251091.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях происходящих образовательных преобразований усложняются задачи и функции преподавательского состава организаций высшего образования, что влечет необходимость в переформатировании методического обеспечения учебного процесса. Реализация новых подходов к организации методической деятельности в высшей школе связана прежде всего со степенью выраженности методической компетентности отдельно взятого преподавателя. Поэтому различные аспекты феномена методической компетентности преподавателя современного вуза являются значимыми предметами научных исследований. Цель статьи состоит в теоретическом обосновании понятия «методическая компетентность преподавателя высшей школы» в контексте существующей образовательной обстановки и ее структуры. Рассмотрению методической компетентности педагога системы высшего образования предшествовал ретроспективный анализ доктринальных наработок отечественных и зарубежных авторов в области профессиональной компетентности субъекта труда, частное проявление которой – методическая компетентность. В качестве основных результатов исследования представлен современный взгляд на понятие «методическая компетентность преподавателя высшей школы» с позиции функционального подхода с учетом интегральной сущности профессиональной компетентности. Также предложена модель структуры методической компетентности, включающая компоненты (гносеологический, праксиологический и аксиологический) и четыре уровня их развитости, описанные с помощью универсальных дескрипторов. Данные универсальные дескрипторы способны подвергаться уточнению исходя из текущих требований к содержанию методической компетентности, которое, на наш взгляд, следует выражать на языке частных методических компетентностей или компетенций. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что интерпретация методической компетентности преподавателя вуза применительно к реалиям сегодняшнего дня служит основой для решения проблемы по выявлению или актуализации организационно-педагогических и психолого-педагогических условий ее формирования. Исследование значимо и с практической точки зрения, так как разработанная модель структуры методической компетентности может применяться образовательными организациями системы дополнительного профессионального образования при формировании программ, направленных на совершенствование методической деятельности, а также при проведении внутривузовского мониторинга ее эффективности.
Савинов А. М., Савинова С. В. Формирование у студентов профессиональных навыков выполнения академического рисунка на начальных этапах обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 241–257. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251092.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
При освоении художественной грамоты по рисунку обучающемуся необходимо овладеть профессиональной последовательностью выполнения изображения и методическими принципами ведения работы. Это необходимо для убедительной передачи формы и индивидуальной характеристики изображаемого объекта. Без базовых умений методически верного выполнения рисунка студент будет не готов к профессиональной художественной деятельности, к самостоятельному выполнению творческих работ. Цель статьи состоит в том, чтобы предложить разработанную серию специальных заданий по выполнению краткосрочных рисунков с разными задачами, направленными на освоение основ учебного рисования. Применены методы: анализ специальной научной литературы; анализ рисунков студентов; педагогический эксперимент. Смысл заданий заключается в неоднократной тренировке, направленной на освоение методических принципов выполнения рисунка, к которым можно отнести, прежде всего, принцип методической последовательности в работе над рисунком и другие принципы, закрепляющие в сознании рисующего закономерные этапы выполнения рисунка. Методические принципы раскрывают методы работы над рисунком, основные положения, которыми необходимо руководствоваться в работе, начиная с решения простых задач и заканчивая передачей идейного замысла рисунка, дают понимание того, какие задачи следует решать на начальных этапах обучения и в течение всего освоения курса рисунка. Доказано, что выполнение составленных заданий оказывает положительное влияние на развитие навыков профессионального выполнения рисунка. Использование в учебном процессе разработанных заданий способствует достижению более высоких результатов в овладении художественной грамотой по рисунку. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании методики обучения студентов основам учебного рисования. Практическая значимость заключается в методически обоснованных заданиях, продуктивность которых доказана проведением педагогического эксперимента. Результаты исследования могут быть использованы при обучении студентов академическому рисунку на различных темах программы, начиная от предметов быта и заканчивая рисунком фигуры человека.
Ланг П. П. Использование цифровых образовательных технологий в процессе подготовки специалистов в области гражданского и арбитражного права и процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 258–270. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251093.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Потребность в обновлении образовательных стандартов, олицетворяющих механизмы преподавания правовых и процессуально-правовых дисциплин, в том числе в сфере арбитражного и гражданского права и процесса, обусловлена прежде всего существенными преобразованиями и изменениями научно-технического характера, затрагивающими различные сферы жизнедеятельности общества и государства. Так, традиционные механизмы реализации образовательной деятельности, положенные в основу преподавания правовых и процессуально-правовых дисциплин, предстают на сегодняшний день в значительной степени устаревшими и неэффективными. Целью настоящего исследования является констатация существенных проблем в обозримой сфере с последующей разработкой комплекса мер по их разрешению с учетом требований сегодняшнего дня. В статье проводится анализ положений отечественной и зарубежной педагогико-правовой доктрины по дискуссионным вопросам реализации образовательной деятельности, направленной на подготовку специалистов в области арбитражного и гражданского права и процесса. Изучаются закономерности формирования фундаментальных образовательных параметров, обозначены проблемы теоретического и прикладного характера, представлены авторские методы их разрешения в обозримой перспективе с учетом господствующих в обществе и государстве духовно-нравственных и социально-экономических формаций. Вместе с тем анализируются прогрессивные подходы отечественных и зарубежных исследователей, в которых использование цифровых технологий в образовании рассматривается как одно из непременных условий дальнейшего развития системы высшего образования. Теоретическая и практическая значимость полученных результатов состоит в возможности их использования в ходе дальнейших научных разработок по вопросам совершенствования образовательной деятельности, а также при их применении непосредственно в законодательной и педагогико-правовой деятельности образовательной организации и учреждения. Представленные результаты исследования являются олицетворением субъективного взгляда автора на имеющийся теоретический материал по заявленным проблемам с элементами конструктивной критики и накопленного практического опыта преподавания правовых и процессуально-правовых дисциплин в образовательных организациях и учреждениях высшего образования на протяжении длительного времени.
Цюаньпэн Л. , Миронова Л. И. Разработка курса «Основы "зелёного" строительства» для платформы открытого образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 271–283. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251094.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В соответствии с ситуацией в современной строительной отрасли проведен анализ необходимости совершенствования высшего образования в области «зеленого» строительства, при этом подчеркивается важность связи «зеленого» строительства с междисциплинарными областями в процессе получения профессионального образования в колледжах и университетах. Это определяет актуальность темы статьи. Цель статьи – на основе анализа текущей ситуации в области освоения основ «зеленого» строительства в колледжах и университетах предложен вариант по совершенствованию учебных дисциплин в области «зеленого» строительства и развитию научно-исследовательского взаимодействия. Для достижения цели статьи использованы следующие методы: теоретический анализ и концептуальный синтез научных результатов, посвященных развитию системы ДПО, а также проблемам информатизации отечественного образования, системный анализ, экспертно-аналитический методы оценки содержания учебно-методических материалов для создания образовательного ресурса по «Основам “зеленого” строительства». Показаны преимущества «зеленого» строительства: защита окружающей среды от загрязнения, экономическая выгода за счет снижения расходов и привлечения инвестиций, улучшение здоровья и комфорта людей и социальные преимущества, такие как развитие местных сообществ и улучшение их инфраструктуры. Многокомпонентная сущность технологии «зеленого» строительства требует для ее изучения применения междисциплинарного подхода и привлечения специалистов из различных предметных областей, что определяет необходимость пересмотра содержания курса «Основы “зеленого” строительства» в условиях цифровой трансформации и строительной отрасли и системы подготовки специалистов для нее. Технологической базой реализации разработанного решения предлагается платформа открытого образования системы ДПО. Изложено содержание укрупненных тематических блоков преподавания дисциплины «Основы “зеленого” строительства», а также выделены базовые характеристики открытых образовательных платформ, позволяющие обеспечить планируемые образовательные результаты внедрения разработанного курса. Теоретическая значимость результатов статьи состоит в расширении научных представлений о возможностях изучения «Основ “зеленого” строительства» на базе онлайн-обучения. Практическая значимость результатов проведенного исследования состоит в распространении знаний в области «зеленого» строительства, в формировании устойчивой практики в строительной отрасли за счет обеспечения доступа широкой аудитории профессионалов и заинтересованных лиц к актуальным знаниям, повышения квалификации специалистов за счет возможности обмениваться профессиональным опытом и внедрять инновационные инженерно-строительные решения.
Котляренко Ю. Ю., Николаева Е. А. Интеграция генеративного искусственного интеллекта в обучение иностранным языкам: влияние цифровой грамотности и навыков критического мышления на формирование коммуникативных компетенций студентов неязыковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 284–302. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251095.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Внедрение технологий искусственного интеллекта (ИИ) в процесс обучения иностранным языкам открывает новые горизонты для формирования иноязычных компетенций у студентов неязыковых специальностей. Однако для того, чтобы использовать генеративный ИИ с максимальной эффективностью, необходимо учесть ряд факторов и особенностей, которые оказывают существенное влияние на результат обучения. В этом контексте особое значение приобретают исследовательские задачи, ориентированные на изучение условий, обеспечивающих эффективное применение технологий ИИ в учебном процессе. Цель данного исследования заключалась в том, чтобы оценить влияние уровня критического мышления и цифровой грамотности студентов на эффективность использования технологий генеративного ИИ в процессе формирования иноязычных компетенций у студентов технических вузов, обучающихся по неязыковым специальностям. Методология исследования основана на квазиэкспериментальном дизайне с участием 150 студентов, разделенных на экспериментальную и контрольную группы. Сбор данных осуществлялся с помощью анкетирования, интервьюирования, тестирования. Данные обрабатывались методами статистического анализа: описательная статистика, t-тест для независимых выборок, корреляционный анализ (коэффициент Пирсона), регрессионный анализ. Результаты исследования показали, что студенты экспериментальной группы, прошедшие дополнительный курс по развитию цифровой грамотности и выполнявшие задания, развивающие навыки критического мышления, использовали ИИ-инструменты с большей эффективностью и значительно улучшили свои языковые компетенции по сравнению с контрольной группой. Наибольшие улучшения были отмечены в навыках устной и письменной коммуникации, понимания прочитанного и аудирования. Статистическая значимость различий в результатах обучения между контрольной и экспериментальной группами подтвердила эффективность комплексного подхода к обучению с использованием ИИ. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: оно подтверждает гипотезу о том, что критическое мышление и цифровая грамотность являются ключевыми факторами успешного применения ИИ в образовательном процессе. Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по интеграции ИИ-технологий в преподавание иностранных языков студентам неязыковых специальностей. Результаты исследования могут быть использованы в процессе модернизации образовательных программ, обеспечивающей рост уровня эффективности языковой подготовки студентов.
Лигостаева Н. Д., Алексина А. О., Кулешова М. В. Использование искусственного интеллекта в создании персонализированных планов занятий физической культурой и спортом со студентами специальной медицинской группы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 303–318. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251096.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в спортивные программы становится трендом последнего десятилетия. Использование современных технологий позволяет повышать мотивацию студентов в обучении физической культуре и спорту, улучшать результаты их тренировок и снижать риски возникновения травм. Изучение темы особенно актуально сейчас, когда в условиях быстрого развития ИИ и изменения требований к подготовке специалистов в области физической культуры и спорта возникает необходимость внедрения современных подходов и методик в образовательный процесс. Искусственный интеллект уже несколько лет используется в профессиональном спорте, позволяя повысить эффективность как командных, так и индивидуальных тренировок. Его применение в образовательном процессе на базе вузов поможет существенно повысить качество обучения и мотивировать обучающихся продолжать заниматься спортом уже вне стен учебного заведения. Целью исследования является разработка методики внедрения ИИ в образовательный процесс по дисциплине «Физическая культура и спорт» (ФКиС) в вузы Самарской области. В ходе исследования был проведен глубокий анализ научной литературы по теме внедрения ИИ в процессы обучения, а также проведено экспериментальное исследование. В рамках эксперимента участники были поделены на две группы: одна занималась физической культурой в рамках традиционного образовательного процесса, вторая активно использовала ИИ для создания индивидуального плана тренировок для каждого студента. По результатам исследования был разработан ряд предложений по внедрению веб-ресурсов с применением искусственного интеллекта, мобильных приложений и носимых устройств в образовательный процесс. Это позволит снизить риски травм во время тренировок, улучшит индивидуальные показатели учащихся и позволит повысить их вовлеченность за счет геймификации. Теоретическая значимость исследования заключается в разработанной методике обучения студентов спортивным дисциплинам при помощи современных мобильных приложений на базе ИИ как аналоге действующим программам обучения физической культуре и спорту. Практическая значимость исследования заключается в возможности применять современные технологии для построения новых процессов обучения, повышать интерес молодежи к ФКиС, снижать риски травматизации студентов во время занятий и находить более эффективные варианты тренировок с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.
Матвеев В. В., Грибков Д. Н., Щедрина Е. В. Применение нейросетей в обучении студентов направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность для развития их системного мышления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 319–335. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251097.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Модернизация высшего образования открывает перспективы использования искусственного интеллекта для подготовки специалистов библиотечного дела. Информационное взаимодействие, поддержанное сервисами генеративного контента, обладает потенциалом в плане развития soft skills (управление временем, адаптивность, цифровая грамотность, критическое и системное мышление) и повышения качества подготовки библиотекарей. Цель исследования – выявить особенности применения генеративных нейросетей в обучении студентов направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность для развития их системного мышления. Ведущий подход – моделирование ситуаций библиотечно-информационного обслуживания в цифровом пространстве научных знаний. Для оценки уровня системного мышления используется адаптированная методика А. В. Панова, М. А. Федоровой. В опытно-экспериментальной работе участвуют 84 студента факультета библиотечно-информационной и музейной деятельности Орловского государственного института культуры. Научная новизна: обосновывается потенциал использования генеративных нейросетей для развития системного мышления обучающихся. В результатах представлены идеи методического подхода, направленного на усиление влияния обозначенных факторов для развития системного мышления студентов: сочетание теории и практики взаимодействия; взаимосвязь с изучением других цифровых технологий; информирование о рисках, этических проблемах включения искусственного интеллекта в учебную и трудовую деятельность с последующим обсуждением этих аспектов на этапе рефлексии. Теоретическая значимость: выявленные дидактические возможности сервисов генеративного контента уточняются применительно к подготовке студентов направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность. Практическая значимость: выявлены факторы, влияющие на эффективность применения генеративных нейросетей для развития системного мышления будущих библиотекарей: работа с ресурсами сети Интернет, виртуальное манипулирование, создание сложных объектов из простейших функциональных элементов. Полученные результаты – основа для совершенствования программ подготовки библиотекарей в контексте формирования цифрового научного пространства знаний. В заключении сформулированы особенности применения нейросетей для развития системного мышления: создание условий для понимания социальной важности профессии, развития творческого отношения к труду, освоения научно-критической деятельности; учет проблем библиотек.
Кошелева И. Н. Оптимизация обучения грамматике английского языка в неязыковом вузе: новый взгляд, новые возможности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 336–351. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251098.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования заявленной темы продиктована потребностью пересмотреть традиционные подходы к обучению грамматике английского языка в условиях неязыкового вуза. Это связано с тем, что нерешенными остаются вопросы следующего характера: недостаточное количество часов, отводимых на изучение данного аспекта языка, из-за наполненности учебных программ и другими аспектами, например экономическим переводом, домашним чтением, практикой письменной речи; ограниченность взаимодействия обучающихся с контентом на английском языке во внеучебное время; большой разрыв между имеющимися у студентов знаниями на теоретическом и практическом уровнях, создающий проблему инертного знания, когда владение правилами английской грамматики далеко не всегда обеспечивает свободное, эффективное общение на этом языке. Соответственно, целью статьи является упорядочение наиболее эффективных способов работы с грамматическим материалом в контексте неязыкового вуза. Исследование выполнено в русле подхода, ориентированного на использование языка. Также в работе нашли применение следующие теории, гипотезы и принципы: гипотеза осознанного внимания, гипотеза взаимодействия, принцип адекватной переносу обработки, гипотеза отложенных эффектов. Изучение ведущих тенденций в области преподавания иноязычной грамматики на материале научных трудов отечественных и зарубежных авторов позволило сформулировать ключевые принципы работы с грамматическим аспектом языка: презентация материала, иллюстрирующего употребление грамматических конструкций, отработка грамматических форм, рециркуляция изученного материала. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении рамок научных представлений о преподавании грамматики английского языка, переосмыслении эффективности традиционных подходов, а также исследовании возможностей применения искусственного интеллекта в работе с грамматическими элементами. Практическая значимость статьи определяется тем, что предложенные принципы работы с грамматическим материалом могут обогатить методический инструментарий преподавателей. Помимо этого продемонстрированные способы взаимодействия с грамматическими единицами могут быть адаптированы для работы в различных учебных контекстах с учетом потребностей обучающихся.
Галынчик Т. А., Данилова С. В., Агеев Я. Д. Реализация программы «Стартап как диплом» в системе высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 352–368. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251099.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Реализация программы «Стартап как диплом» привела к созданию более устойчивого осознания необходимости формирования системы компетенций у студентов высшей школы, отвечающих не только за понимание и навыки проектной деятельности, но и, в соответствии с запросами российской экономики и общества, потребности динамичного развития студенческого предпринимательства, которое сможет удовлетворить запросы общества в новых технологичных продуктах и услугах. Актуальность настоящей работы подтверждается целями и задачами национальных проектов РФ, реализуемых с января 2025 года, которые четко конкретизируют необходимость функционирования не только технологического предпринимательства, но и, как его проявления, студенческого стартап-проектирования. Студенческие стартап-проекты, продолжающиеся в формате выпускных квалификационных (дипломных) работ, обеспечиваются информационной, консультационной, технологической и финансовой поддержкой как от высших учебных заведений, так и от бизнес-сообщества, то есть данный вид предпринимательской (проектной) деятельности востребован и интересен обучающимся. Цель исследования – проанализировать современный механизм выполнения студентами высшей школы выпускной квалификационной работы в формате «Стартап как диплом», что подразумевает применение обучающимися различных алгоритмов, в том числе командную (проектную) работу, и использование ими методов системного и стратегического анализа. Основными, примененными при выполнении настоящего исследования, подходами стали анализ и синтез, так как сформировалась необходимость в сборе значительного массива информации по теме исследования в целях выявления основных закономерностей во внутривузовской реализации студенческих стартапов, в том числе и в форме диплома, а также последующего объединения полученных данных как комплекса массива информации о студенческом стартап-проектировании. Результатом проведенного исследования является четкое формирование бизнес-процесса реализации внутривузовской программы «Стартап как диплом». Научная новизна исследования заключается в обосновании роста популярности студенческого предпринимательства, а также в необходимости разработки выпускных квалификационных работ в формате стартапа. Теоретическая значимость статьи состоит в структурировании и обобщении существующих методик, которые возможно применить при разработке стартапов. Практическая значимость сводится к реальному процессу внедрения студенческого стартап-предпринимательства в систему высшего образования, которое будет способствовать общему развитию экономики государства через популяризацию малого и среднего бизнеса среди обучающихся высшей школы.
Очача М. В., Шуаипова А. А., Абрамова О. А. Реализация компетентностно-ориентированного подхода в системе профессиональной подготовки психологов в англоязычных странах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 369–386. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251100.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена современными изменениями в системе высшего образования, направленными на переход от традиционной передачи знаний к компетентностно-ориентированному подходу. В профессиональной подготовке психологов в англоязычных странах наблюдается повышение требований к формированию у специалистов не только глубоких теоретических знаний, но и практических умений, критического мышления, коммуникативных навыков и способности к самостоятельному решению профессиональных задач. Такой подход обеспечивает адаптацию выпускников к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности и способствует их конкурентоспособности на рынке труда. Целью статьи является анализ особенностей реализации компетентностно-ориентированного подхода в системе подготовки психологов в англоязычных странах, выявление эффективных образовательных стратегий и методов, способствующих развитию профессиональных компетенций, а также определение перспектив дальнейшего совершенствования учебных программ. В работе рассматриваются системный и компетентностный подходы, которые позволяют рассматривать подготовку психологов как комплексный процесс формирования необходимых знаний, умений и личностных качеств. Используется сравнительно-аналитический метод для сопоставления различных моделей и практик обучения в ведущих университетах англоязычных стран. В качестве методов исследования применен анализ нормативных документов, образовательных программ, а также интервью с преподавателями и студентами, что позволяет получить всестороннее представление о реализуемых подходах. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации современных знаний о компетентностно-ориентированном обучении в психологии и разработке концептуальных основ его внедрения в профессиональную подготовку. Практическая значимость определяется возможностью использования результатов для совершенствования учебных программ, повышения качества подготовки специалистов и адаптации образовательного процесса к требованиям профессиональной среды. Полученные результаты могут быть применены образовательными учреждениями для разработки и реализации компетентностно-ориентированных программ подготовки психологов, а также для повышения эффективности педагогических практик и мотивации студентов. Это способствует формированию у будущих психологов ключевых компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в условиях современного общества.
Психология
Садыков Р. М., Большакова Н. Л. Социально-психологический анализ факторов риска развития суицидального поведения детей и подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 387–396. – URL: http://e-koncept.ru/2025/252010.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Суицидальное поведение детей и подростков представляет серьезную социально-психологическую проблему для современного общества. В научной работе исследуются социально-психологические характеристики суицидентов, факторы риска развития и мотивы их суицидального поведения. Выделены особенности, признаки поведения, причины и факторы суицидального поведения. Представлены антисуицидальные факторы: семейные детерминанты, личностные особенности, социально-психологические факторы. Выявлено, что суицидальные проявления распространены среди подростков в возрасте 16–19 лет, девушки совершают их чаще, чем юноши; обусловлены психическими расстройствами, семейными и школьными конфликтами.
Гришанова И. Е., Семенова В. В. Психологический аспект развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 397–408. – URL: http://e-koncept.ru/2025/252011.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Недостаток качественной коммуникации и несформированность навыков взаимодействия у детей дошкольного возраста являются негативными тенденциями в становлении психологически зрелой личности, что определяет актуальность исследования. Цель работы заключается в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования. В статье представлены результаты проведенной опытно-экспериментальной работы, качественный и количественный анализ полученных диагностических данных, а также разработаны задания и демонстрационный материал к ним с использованием метода наглядного моделирования.
Городилова С. А., Лин А. Ю. Развитие монологической речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием мультимедийных презентаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 5 (май). – С. 409–418. – URL: http://e-koncept.ru/2025/252012.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В век инновационного прогресса учителя-логопеды заинтересованы в поиске новых методов и средств логопедической работы. Проблемным полем исследования стало изучение особенностей развития монологической речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, планирование и реализация развивающей работы с использованием информационно-коммуникационных технологий. Диагностическое обследование по методике В. П. Глухова позволило установить у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи несформированность умения составлять связный рассказ. В статье представлен подход к применению мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными технологиями в логопедической работе по развитию монологической речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.